• РЕГИСТРАЦИЯ

Саркофаг для Наполеона I из России

27 2092

Саркофаг Наполеона в Доме инвалидов в Париже изготовлен, как известно, из шокшинского "порфира" - кварцита, уникального и очень твердого декоративного камня из Карелии. История создания саркофага весьма интересна и составлена по документам Национального архива Франции.

Саркофаг для месье Бонопарта: простота и роскошь в одном

Проект гробницы Наполеона и крипты Дома инвалидов был разработан в 1843 г. архитектором Луи Висконти. Центр крипты занимает - огромный саркофаг, который доступен для обозрения в двух ракурсах – сверху и снизу.

По замыслу архитектора, вся классическая простота линий и контуров компенсировалась роскошью материалов и гармонией сочетания их окрасок. При этом особую роль Висконти отвел камню для саркофага и его пьедестала. Они должны быть исполнены из твердых камней – порфиров, хорошо принимающих полировку и блестящих сильнее всего окружения гробницы, а по цвету – резко контрастны по отношению к белизне мрамора и между собой. Пьедестал задумывался из темно-зеленого камня (Porfiro Verde Antico), а саркофаг – из особого (египетского) красного камня из древних римских каменоломен (Porfiro Rosso Antico). Поиск камня для саркофага и пьедестала был трудным и растянулся на два года. Завершился же поиск изготовлением пьедестала из андезита Вогезов, а подбор камня для саркофага зашел в тупик, пока в Париже не получили несколько образцов красивого красного камня из России. Про камень говорили, что это «Antique Red Porphyre» из места, название которого, написанное по-русски, было сначала непонятно французским архитекторам, но потом прочтено верно – Шокша.

Заключение об этой горной породе из России Луи Висконти и Департамент искусств Министерства внутренних дел получили от самого лучшего в Париже специалиста, Пьера-Луи Кордье (1777–1861), профессора геологии в Музее естественной истории в Горной школе. Его комментарии по поводу присланного камня похвальны, хотя он точно установил, что это не порфир, а метаморфизованный песчаник: 

«Этот песчаник очень тверд и сложен мельчайшими хорошо сортированными по размеру зернами кварца, что придает ему гомогенность и свойство чуть просвечивать в сколе. Тонкая зернистость и высокая твердость позволяют делать края предмета острыми и превосходно его полировать». В заключение он написал, что камень «является песчаником для памятников наиболее редкого и красивейшего типа из тех, что искали для произведений искусства; он сравним только с египетским песчаником для памятников. Даже несмотря на то, что он относится к более древнему геологическому времени [Кордье полагал – силурийскому], он имеет роскошный цвет красных античных мраморов, каменоломни которых до сих пор не обнаружены…».

Добыча камня

Николай I не только дал французам разрешение на разработку карьера, но также освободил все добытое в нем от финансовых нагрузок и налогов, а они могли бы составить около 6000 франков. Он не запросил плату за сами блоки камня, а это по рыночной цене (2000 франк/м3) могло бы составить 80 000 франков. Франция взяла на себя все расходы по открытию каменоломни и перевозу блоков, в целом на сумму около 200 000 франков.

Итак, Николай I не подарил, как это обычно пишут, камень, но сделал весьма и весьма широкий жест для французской миссии. Инженер французского происхождения, проживающий в России, Франсуа Буятти, нанятый миссией, начал работу с большим размахом, добывая сотни блоков всех размеров и «оставляя ландшафт полностью разрушенным». 

Фото носит иллюстративный характер

Им были выбраны 29 блоков для отправки в Париж.  Крупнейший блок, размером 4,6 × 2,9 × 1,06 метров и массой около 4 тонн, Буятти назвал "le monolithe" и берег его для наружного саркофага. С помощью членов французского посольства в Санкт-Петербурге Буятти организовал транспортировку блоков в Париж. 

Фото носит иллюстративный характер

Чуть более чем  100 тонн камня надо было на судне переправить от Онежского озера в порт Кронштадта на острове Котлин в Финском заливе Балтийского моря. Судно попало на Ладоге в сильный шторм, едва избегнув крушения. Кварцит на русском фрегате «Л’Ерман»  переправили из Кронштадта в Гавр, куда он прибыл 6 января 1849 г.

Здесь комиссия из пяти человек проверила каждый блок с невероятной тщательностью, отмечая каждую микротрещину или нарушение поверхности. Они отметили, что «часть блоков была обработана в карьере молотком и потому с них надо снять около 5 см камня в глубину, чтобы достичь неповрежденного материала, который можно будет хорошо отполировать.»

Обработка камня

Основной проблемой оставалось изготовление самого саркофага, который из-за размера блоков и необычайной твердости камня превосходил все когда-либо сделанное. Только древние египтяне и в меньшей степени римляне вырубали и полировали блоки гранита сопоставимых размеров. 

Техника с того времени практически не изменилась. 

Фото носит иллюстративный характер

Грубый контур получали, скалывая долотом и молотком все выступы, понимая, что залечить сколы, ушедшие ниже избранной линии, будет почти невозможно. Затем поверхность усердно терли мокрым песком, а потом окончательно полировали, используя брусок из металлического порошка (из мягкого железа или из свинца). Прямые распилы удавалось делать с помощью стального лезвия в потоке воды с песком, иногда с небольшим добавлением наждака («schmirgel» у немецких авторов). 

Но поскольку и режущий инструмент, и камни имели почти одну и ту же твердость, процесс был исключительно медленным. Нож весом 12 фунтов, работающий с использованием песка и воды, углубляется за 4 часа в мрамор примерно на 45 линий (около 9 см), а в гранит – меньше чем на 4 линии.

Фото носит иллюстративный характер

Шокшинский кварцит тверже гранита, и работа еще труднее и медленнее. Висконти полагал, что саркофаг следует изготовить к концу 1852 г. Задавшись этой целью, его помощник Сеген детально продумал предстоящую работу. Семь блоков были окончательно оставлены для саркофага, из них самый большой (для крышки)  - 3,2 тонны. Следует отметить, что измерения Сегена по неясной причине отличаются от размеров «le monolithe» по Буятти. Возможна, в каком то из документов просто закралась ошибка.

Шесть других блоков, для постамента и тела саркофага, имели длину от 2 до 3 метров, и их общий объем составил 27,345 м3, а общая масса - 73 тонны. Общая длина распилов составила 77,92 м, поверхность полировки – 218,13 м2 (плоская) и 87,35 м2 (изогнутая). Предстояло отделить зубилом и молотком 4,705 м3 камня. Четыре рельефа (розетки) по углам верхнего камня (это особенно трудная работа, как отметил Сеген) должны быть выполнены специальным инструментом. Сеген сделал все расчеты и точно показал, что нельзя допустить, чтобы работу задержало использование современной, т. е. устаревшей техники, т. к. в этом случае «для подготовки плоской поверхности площадью в 3,91 м2 вручную потребуется 115 рабочих дней при разрушении 3103 головок инструмента. Розетки (угловые рельефы), даже если их только чуть наметить и при диаметре 64 см, потребуют работы наиболее искусных мастеров в течение 45 дней с переточкой 6000 головок инструментов». Дело в том, что камнеобрабатывающие мастерские на местах непосредственной добычи гранита использовали давно устаревшую ручную резку и обработку блоков. 

Фото носит иллюстративный характер
Фото носит иллюстративный характер

Но все более совершенствовались паровые машины, и Сеген предложил соорудить и использовать на стройке такую машину в 6–7 лошадиных сил. Это явилось громадным новшеством, с которым Висконти согласился, хотя не было полной уверенности, что эта паровая машина будет действовать. Сеген обратился к «лучшему в Париже специалисту, месье Муйе». Ясно, что создание такой машины было очень трудной задачей. Через четыре месяца машина все еще не существовала, и Висконти начал серьезно беспокоиться. Он писал министру 16 января 1851 г., что паровая машина " все еще строится и что, поскольку эти господа продолжают тянуть», он просит министра написать письмо Сегену, чтобы тот ускорил работу. Письмо директора Департамента искусств на имя министра особенно резко: «Паровая машина все еще не действует, хотя над ней работают более 4 месяцев. Я предлагаю вам принять все меры, чтобы положить немедленный конец такому состоянию дел». В итоге паровая машина все-таки была сделана (фактически три машины с общей мощностью 60 лошадиных сил – значительной для того времени). Использование паровых машин для работ с гранитом стало настоящей технологической революцией для Франции.

Саркофаг был изготовлен за два года, к концу 1853 г. Однако официальное перезахоронение останков Наполеона состоится только в 1861 г., через 20 лет после начала работ по созданию его усыпальницы в Доме инвалидов.



    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      anscool Здравомыслие.
      3 апреля 07:59

      19/20

      Исаакиевский собор, Санкт-Петербург / Собор Иоанна Богослова, Нью-Йорк ...
      359
      anscool Здравомыслие.
      8 марта 20:52

      От венеры до вуали

      Как только человек научился обрабатывать камень, он захотел научиться обрабатывать его красиво. Попытавшись обработать камень красиво, человек создал скульптуру. Первые скульптуры были просты, в чем-то неказисты, лишены легкости формы и эстетики: Но человек продолжал учиться. Учиться и совершенствовать методы создания скульптуры и инстру...
      1337
      anscool Здравомыслие.
      15 февраля 2022 г. 16:09

      Можно ли ломать камень при помощи деревянных клиньев?

      В научно-популярной литературе и исторических документах часто упоминается техника раскалывания камней при помощи деревянных клиньев. Например, в газете Norwich Courier за 1833 год упоминается о таком методе раскалывания камней во Франции:《Едва ли не самым простым и эффективным является метод, используемый в некоторых областях Франции, где изготавливают...
      1358
      anscool Здравомыслие.
      6 января 2022 г. 09:10

      О разрушении Александровской колонны

      Григорий Петрович Гельмерсен - основоположник русской школы геологической картографии, генерал-лейтенант инженерного корпуса, горный инженер, директор Горного института (1856—1872), академик Императорской Петербургской академии наук с 1850 года. Ниже - перевод с немецкого статьи с его рассуждениями о Александровской колонне.Примерно в 2 км от станц...
      820
      anscool Здравомыслие.
      28 декабря 2021 г. 08:42

      Обелиск Муссолини

      Обелиск Муссолини был возведен на Итальянском форуме в 1932 году и считается одним из самых больших монолитов, добытых и изготовленных в ХХ веке.Итальянский Форум был  важным проектом режима фашистской Италии. Этим сооружением Рим хотел заяаить о себе, показать свою значимость и подать заявку на участие в летних Олимпийских играх 1940 года . Компле...
      1512
      anscool Здравомыслие.
      9 декабря 2021 г. 12:37

      Монгольское нашествие в описаниях современников

      ФОМА СПЛИТСКИЙ, "ИСТОРИЯ АРХИЕПИСКОПОВ САЛОНЫ И СПЛИТА", XIII век:Они прошли от восточных стран до границ рутенов, разоряя земли, которые они пересекали. Но благодаря сильному сопротивлению рутенов они не смогли продвинуться дальше; действительно, у них было множество сражений с народами рутенов и много крови было пролито с той и другой стороны, но они ...
      821
      anscool Здравомыслие.
      4 декабря 2021 г. 16:31

      320 тонн в гору. Съемки фильма Фицкарральдо 1982 года

      В начале 1980-ых немецкий режиссер Вернер Херцог отправился в Перу для съемок фильма Фицкарральдо. Съемки проходили в тяжелейших условиях, среди диких джунглей, где доставка продовольствия, воды и необходимого оборудования была сложной задачей (два раза самолеты терпели крушение). Главного актера Клауса Кински из-за склочного характера и п...
      817
      anscool Здравомыслие.
      4 декабря 2021 г. 08:49

      Так создаются фейки #4. Охотники на динозавров

      На фотографии видны "уши фотографа": ноги оленя, которые не заметил и не отредактировал автор фейка Так же найдена модель динозавра, вставленная в оригинальную фотографию: Оригинальная фотография 1893 года, на которой  изображена группа людей, захвативших грабителя поездов Джона Зонтага: ...
      858
      anscool Здравомыслие.
      19 ноября 2021 г. 08:12

      Момент истории #4. Строительство Капитолия, Вашингтон

      Мраморная заготовка колонны по дороге из каменоломни на строительную площадку Ручная обработка мраморных колонн Каменотесы за работой До и после Подъем и установка Подъем и установка...
      824
      anscool Здравомыслие.
      17 ноября 2021 г. 08:46

      Так создаются фейки #3. Фотографии времен Гражданской войны в США

      Одна из наиболее известных криптозоологический фотографий, на которой якобы запечатлены солдаты Союзной Армии, убившие птеродактиля.Первое, что обращает на себя внимание - несоответствия военной формы. Рядовой состав носил овальную пряжку на ремне, прямоугольная - для командующего состава. Пряжка ремня заплечного мешка недопустимо уехала в район подмышк...
      850
      anscool Здравомыслие.
      10 ноября 2021 г. 22:38

      Так создаются фейки #2. Птерозавр Дикого Запада

      Снимок из The Tombstone Epitaph, Аризона, 1890 год26 апреля 1890 года в The Tombstone Epitaph действительно была напечатана история о мужчинах, стрелявших в большого летающего монстра (почему в прессе появлялись такие истории, смотрите здесь: https://cont.ws/@anscool/1471767). Город Tombstone пережил значительный подъем в 1880 году б...
      877
      anscool Здравомыслие.
      9 ноября 2021 г. 08:06

      Момент истории #3

      Каменотес Боб Буист "отсекает все лишнее", реставрация собора в Блэкберне, 1989 год...
      649
      anscool Здравомыслие.
      5 ноября 2021 г. 09:41

      Так создаются фейки #1

      Теодор Рузвельт с охотничьим трофеем, Африка, 1909 годОригинал: ...
      935
      anscool Здравомыслие.
      2 ноября 2021 г. 22:47

      Писал ли Тропинин портрет Самсона Суханова?

      Речь пойдет о картине художника В.А. Тропинина «Старик-каменщик», которая находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени в Москве и называется портретом С. К. Суханова. Портрет был приобретен в 1966 г. московским собирателем Ф.Е. Вишневским (1902—1978), будущим основателем и главным хранителем указанного музея. На портрете есть по...
      906
      anscool Здравомыслие.
      1 ноября 2021 г. 19:51

      Момент истории #2

      Первые реставрационные работы в храме Карнак, Египет, 1850 -ые годы...
      697
      anscool Здравомыслие.
      30 октября 2021 г. 07:19

      Как вырезать каменный шар?

      Скульптор должен уничтожать лишний мрамор, торчащий за пределами фигуры, которая заключена внутри него. / Л. да ВинчиОдним из примеров мастерства Суханова являются два огромных гранитных шара на Стрелке Васильевского острова — говорят, он высек их по принципу «отсечь всё лишнее», на глаз, не пользуясь при этом никакими измерительными инструментами / нар...
      780
      anscool Здравомыслие.
      20 октября 2021 г. 08:01

      Неделя из жизни каменотеса-стажера или как вырезать колонну

      Рэйчел, стажер из Lincoln Cathedral:Пару месяцев назад мне посчастливилось изготовить пару колонн, чтобы заменить ими некоторые поврежденные на северо-восточном трансепте, и я хотела бы поделиться этим процессом со всеми вами.Вначале камень поступает из карьера в предварительно вырезанных блоках. На каждом из них написан код, в котором подробно описана ...
      768
      anscool Здравомыслие.
      19 октября 2021 г. 16:23

      Момент истории #1

      Рабочий распиливает мраморную заготовку для колонны при строительстве храма, Индия, ок. 1955 - 1970 гг....
      709
      anscool Здравомыслие.
      14 октября 2021 г. 14:45

      ЗАКАТ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГРАНИТА В РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

      В античном мире гранит*  высоко ценился римлянами, которые после основания Империи широко использовали его для изготовления монолитных колонн. -------------------------------------* - Все камни, используемые в строительстве, в древнем Риме классифицировались как мраморы. В частности, гранит каменоломни MONS CLAUDIANUS был известен как marmor c...
      1402
      anscool Здравомыслие.
      6 мая 2021 г. 12:15

      Фальшивая древняя история Ирака или что случилось в музее города Мосул

      А и найдем, в отличии от ...:)Давайте разбираться, что случилось во время нападения боевиков ИГИЛ в музее города Мосул в 2015 году и откуда современная арматура в "древних" скульптурах.Большинство разрушенных артефактов мосульского музея делились на две категории: скульптуры из города Хатра римского периода, расположенного в пустыне к югу от Мосула, и а...
      1078
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика