В начале 1980-ых немецкий режиссер Вернер Херцог отправился в Перу для съемок фильма Фицкарральдо.
Съемки проходили в тяжелейших условиях, среди диких джунглей, где доставка продовольствия, воды и необходимого оборудования была сложной задачей (два раза самолеты терпели крушение). Главного актера Клауса Кински из-за склочного характера и проявлений расизма хотели убить местные индейцы, а одному из членов съемочной группы после укуса ядовитой змеи для спасения жизи пришлось ампутировать ногу прямо на месте при помощи...бензопилы... Однако режиссер стоял на своем: съемка фильма должна происходить в реалистичных условиях!
Сюжет фильма основан на реальной истории. В одном из моментов потребовалось снять сцену, где главный герой, каучуковый магнат, решил перетащить свой небольшой 30-ти тонный пароход через холм, разделяющий две реки. В реальности пароход был разобран на 8 (по другой версии - 15) частей и перенесен вручную местными индейцами. Но у Херцога не оказалось под рукой 30-ти тонного парохода...Зато оказался пароход массой 320 (по др. версии 340) тонн :) И режиссер, не захотев мелочиться, решил затащить его на холм целиком, без каких-либо спецэффектов(!):
《Я хотел дать публике возможность увидеть, как пароход действительно движется и насколько все это чудовищно. Я хотел, чтобы они поверили своим глазам и поняли, что это не обман》 - Вернер Херцог, режиссер
Из Бразилии был вызван инженер, который должен был спроектировать систему лебедок, шкивов и тросов. Так же предполагалось использование имеющегося в распоряжении киногруппы экскаватора Caterpillar. Инженер выполнил расчеты и гарантировал успех... для 20-градусного уклона. Беда в том, что Херцог не хотел 20-градусного наклона. Он хотел уклон в 40 градусов, что было бы чрезвычайно опасно. Пароход и транспортирующие его индейцы находились в узкой траншее, и если хоть один трос лопнет, то он может убить от 20 до 30 человек. Режиссер утверждал, что погибнуть могут максимум 5 человек, и настаивал на 40 градусах(!). В знак протеста инженер уволился...
И тогда Херцогу и его съемочной группе самим пришлось браться за дело:
《Сказать, что мы были «инженерами» - значит не сказать ничего. У нас были лесорубы, водитель Caterpillar и коренные индейцы, коих было около 800 человек. Они должны были перемещать пароход при помощи кабестанов》 - В. Херцог
Кабестаны соорудили из доступных материалов, первая попытка....- и пароход зарылся носом в недостаточно твердую землю.
《Нам пришлось использовать бревна и деревья, и разместить их под пароходом, для того, чтобы он мог скользить по ним как на салазках. Мы пробовали все, что угодно, пока не придумали эту простую, но превосходно работающую систему. Додуматься положить стволы деревьев под корпус корабля - большое дело, особенно для таких инженеров, как мы》- В. Херцог
И вот вторая попытка. Вторая и единственная - все понимали, что больше шанса не будет, нет ни необходимых материалов, ни профессианальных навывыков. Потому съемка фильма шла прямо во время операции по подъему парохода. Актеры и киногруппа заняли свои места, индейцы взялись за кабестаны, взревел двигатель Caterpillar...и пароход медленно двинулся вверх по склону холма. Скорость подъема была небольшой, около 9 метров в минуту.
Казалось, что успех достигнут. Однако на половине пути случилась авария - лопнул основной трос. При этом никто не пострадал:
《Стальной трос порвался из-за невероятно высокого напряжения. Действительно, напряжение было настолько высоким, что трос стал буквально раскаленным. Мы поняли, что внутри этой огромной системы шкивов тросы начали нагреваться, и мы могли это определить, постукивая по ним камнем или палкой, прислушиваясь к издаваемым ими звукам. Звук был не такой, какой мы бы хотели услышать, поэтому я попросил актера, который играл капитана, взять ведра с водой и охлаждать тросы》- В. Херцог
Пароход замер на середине холма...
Волей неволей Херцогу пришлось вызывать из Лимы бригаду специалистов с оборудованием, которые помогли дотащить корабль до вершины.
《В предыдущем кадре, где корабль поднимается в небо, вы чувствуете, что гравитации больше нет. Но следующий кадр показывает, что силы природы все еще существуют. И они тебя накажут. Опять же, я хотел, чтобы зритель увидел детали, как трос тянет этот 340-тонный корабль. Трудно объяснить, но я считаю, что эти кадры с близкого расстояния наиболее ценны, ведь зритель смог увидеть масштаб и, казалось бы, непреодолимую сложность нашей задачи》 - В. Херцог
Оценили 13 человек
26 кармы