• РЕГИСТРАЦИЯ

Сокровища Русской культуры - 74. Ю. Никулин о В. Шукшине. Пароход на Дону.

17 1397

опубликовано в https://sovross.ru/articles/23...

Из Москвы я вылетал позже многих актеров – был занят в цирке. Сначала летел до Волгограда, а потом на маленьком самолете добирался до Клетской, а оттуда на машине до хутора Мелологовского.

Летчик, узнав, что я еду на съемки, специально провел самолет над выстроенными декорациями. Сверху я увидел хутор, пришвартованный к берегу пароход, а вокруг палатки воинских частей, принимающих участие в фильме. Даже с высоты картина съемок поражала своей масштабностью. Скопление людей, артиллерии, танков, машин, понтонов, кавалерийских лошадей – все это впечатляло. Потом это место кто-то в шутку назвал донским Голливудом. Когда мы приземлились, меня повели в небольшую каюту. Там я переоделся в военную форму, которую носил все три месяца съемок. В соседних каютах жили Василий Шукшин и Вячеслав Тихонов. На следующий день около здания школы, где разместились костюмерные, Бондарчук произвел осмотр наших костюмов. Осматривал он придирчиво. К Ивану Лапикову и ко мне, как к бывшим фронтовикам, артисты подходили за советами. А мы и сами многое забыли. Я вдруг задумался: на каком плече – на правом или на левом – носили скатанную шинель? Потом вспомнил – конечно же, на левом, ведь на правом – ремень от винтовки. Зато я сразу заметил накладку костюмеров, которые прицепили на гимнастерку Василию Шукшину (он играл роль бронебойщика Лопахина) на большой колодке медаль «За отвагу». В 1942 году такие колодки еще не носили. Вместо них были маленькие, красненькие.

 

Странно и непривычно выглядели актеры в гимнастерках, сапогах, пилотках. Даже лица стали другими. Особенно ладно военная форма сидела на Лапикове и Шукшине. Казалось, будто они носили ее всю жизнь. Съемки начались с эпизодов отступления полка. За первые полчаса репетиции меловая пыль покрыла нашу одежду и лица. После нескольких дублей, во время которых снимались длинные проходы полка, мы по-настоящему утомились, а к концу съемочного дня еле передвигали ноги. Особенно досталось тем, кто тащил на себе тяжелые пулеметы и противотанковые ружья.

 

Хотя до моих игровых сцен было далеко, я исправно ходил на все репетиции. Мне хотелось посмотреть, как работает с актерами Бондарчук. Он проводил репетиции за столом в большой кают-компании. Работал с актерами долго. Начинал всегда со спокойной читки, уточняя текст роли. Если что-то актера смущало, какое-нибудь слово ему трудно было произнести, или, как мы говорим, фраза не ложилась, то шла неторопливая работа над каждым словом. Рядом со сценарием у Бондарчука всегда лежал роман Шолохова. Особенно меня поражал на репетициях Василий Шукшин. Он подбирался к каждой фразе со всех сторон, долго искал различные интонации, пробовал произносить фразу по многу раз, то с одной интонацией, то с другой, искал свои шукшинские паузы. Он шел по тексту, как идут по болоту, пробуя перед собой ногой, ища твердое место. Вспоминал я наши более чем десятилетней давности встречи с Шукшиным, когда мы вместе снимались в фильме у Кулиджанова. Тогда он держался в стороне, в разговоры не вступал, на шутки не реагировал, все ходил со своей тетрадочкой и, если выдавалась пауза, садился в уголке и что-то записывал карандашом. Тогда я не знал, что через несколько лет рассказы Шукшина будут публиковаться во многих журналах, а вскоре выйдут и отдельной книжкой. Съемки проходили в основном на натуре. Почти весь текст предстояло потом переозвучивать. Тем не менее Бондарчук добивался такого точного звучания каждого слова, будто оно сейчас уже войдет в картину. И это было справедливое требование. 

Шукшин произносил свои фразы удивительно легко. На первый взгляд он говорил так, как и в жизни, – не повышая голоса, но в то же время в нем чувствовалась внутренняя сила, необузданность характера бронебойщика Лопахина. Я завидовал Шукшину. У меня с текстом возникло много трудностей. В фильме есть большая сцена, в которой Некрасов рассказывает о своей окопной болезни. Меня пугало обилие текста. До этого все мои роли в кино не отличались многословием, а тут – целый монолог. Своими тревогами я поделился с Бондарчуком. Он сказал, чтобы я не волновался, а спокойно учил текст. Когда все уляжется, когда я «дозрею», тогда и будем снимать, заверил Сергей Федорович. Я решил просто выучить текст, а там будь что будет. Крупными буквами написал на картонных листах слова роли и развесил эти листы по стенам каюты. Проснусь утром и лежа читаю. Потом сделаю зарядку и опять повторяю слова. И так почти каждый день. На третий день, когда мы обедали в столовой, Шукшин меня опросил: – Ты чего там все бормочешь у себя? – Да роль учу. И я рассказал о картонных листах. Внимательно выслушал меня Шукшин, чуть вскинув брови, улыбнулся краешком рта и сказал: – Чудик ты, чудик. Разве так учат? Ты прочитай про себя несколько раз, а потом представь все зрительно. Будто это с тобой было, с тобой произошло. И текст сам ляжет, запомнится и поймется. А ты зубришь его, как немецкие слова в школе. Чудик! Попробовал я учить текст по совету Василия Макаровича. И дело пошло быстрее, хотя на это ушла еще неделя. Наблюдая за Шукшиным, я стал смотреть на него как бы через объектив скрытой камеры: как он репетирует, как разговаривает, как держится с людьми. Внешне все очень просто. Я бы даже сказал, что Шукшин был излишне скромен. Большей частью я видел его молчаливым, о чем-то сосредоточенно думающим. Посмотришь на него – и чувствуешь, что в мыслях своих он где-то далеко. В обычной жизни он говорил скупо, старательно подыскивая слова, часто сбиваясь, несколько отрывочно и скороговоркой, вставляя массу междометий и комкая концы фраз. Не все порой становилось понятным при разговоре с ним, но я всегда удивлялся глубине его мыслей, метким замечаниям при оценке какого-либо события или человека. 

Он удивительно умел слушать собеседника. Поэтому, наверное, раскрывались перед ним люди до конца, делились самым сокровенным. Слава, известность, признание как бы исподволь подбирались к Шукшину. После выхода на экраны «Калины красной» его имя знали все. В этой картине для меня открылся совершенно новый Шукшин. О нем писали, о нем говорили, его все сразу полюбили. А он необычайно смущался, весь зажимался, когда к нему подходили с просьбой дать автограф или говорили приятные слова. Василий Макарович любил природу. Он мог остановиться в степи или на берегу Дона, набрать полную грудь воздуха и сказать: – Господи, красотища-то какая… Запах какой! Ну что может быть лучше русской природы? Потом сорвет какую-нибудь травинку, понюхает ее и скажет, как она называется. Он знал названия многих трав. Память у него была необычайная. На одной из репетиций, заметив, что я сижу и по привычке трясу ногой, он сказал мне: – А знаешь, недавно я у Даля вычитал: когда ногой трясешь, это раньше называлось черта нянчить. На корабле отмечали чей-то день рождения. Позвали Шукшина. – Да я лучше писаниной займусь, – сказал он, извиняясь. – Да и не пью я… А мы долго сидели за столом, потом вышли ночью на палубу. Смотрим, в окошке каюты Шукшина горит свет. Подкрались мы и, не сговариваясь, запели хором: «Выплывают расписные Стеньки Разина челны…» Глянул из окошка Василий Макарович, засмеялся: – Не спите, черти… Хотя и помешали ему работать, но он не обиделся. Любил Шукшин песни, особенно русские народные. Часто подсаживался к компании поющих и тихонько подпевал. К нему тянулись люди. Бывало, к нашему теплоходу причаливали лодки или баржи, выходили оттуда рыбаки, грузчики и, теребя загрубевшими руками свои шапки, обращались к вахтенному матросу: – Слышали мы, тут Шукшин есть. Повидать бы его нам. Выходил Василий Макарович. – Здравствуйте, – говорил, – ну что вам? – Да вот мы тут на горе, уха у нас, поговорить бы немного. Горел костер, варилась уха, открывалась бутылка водки. Но Василий Макарович не пил. А вот курил много – «Шипку». Одну сигарету за другой. Поздно ночью возвращался в свою каюту Шукшин. – Ну как встреча? – спрашивал я. – Да вот, посидели… – неопределенно отвечал он. Потом, улыбаясь, добавлял: – Занятные люди. Занятные. Василий Макарович любил Шолохова. Нередко на репетициях он восклицал: – Ну надо же, как фразу-то написал, а? Так точно и хлестко! Даа… Когда мы по приглашению Шолохова поехали к нему в станицу Вешенскую, я видел, как волновался Шукшин. Приехали поздно вечером, переночевали в гостинице. Утром зашли в книжный магазин и купили книги Шолохова, чтобы он подписал нам на память. Так с книгами и вошли в кабинет Михаила Александровича. Встретил он нас радушно. Я первый раз видел его. Думал, Шолохов высокий, а он оказался небольшого роста. Крепкое рукопожатие, взгляд умных живых глаз. Говорил Михаил Александрович спокойно, неторопливо. Мы сразу попросили у него автографы. – Нет-нет, что вы! – замахал он руками. – Таким хорошим людям и вот так, наспех, что-то написать… Ни за что! Я вот обдумаю, а потом каждому напишу хорошие слова. Книги не оставляйте. Сам пришлю. Потом в большой комнате, сидя за длинным столом, мы пили кофе. Комната светлая, вся уставленная цветами. За столом шел оживленный разговор, в основном, конечно, о фильме: как снимать, как играть, какие будут пожелания. Михаил Александрович говорил, что писать и ставить фильмы о войне трудно. Вспомнил он, как в начале тридцатых годов ездил в Берлин и там попал на премьеру картины по роману Ремарка «На Западном фронте без перемен». Картина шла в каком-то шикарном кинотеатре. На премьеру собралась вся знать Берлина. Мужчины в смокингах, дамы в бриллиантах. Начался фильм с того, что в грязном окопе спиной к зрителям лежал солдат, который поднимал ногу и издавал непристойный звук. Вначале это вызвало в зале шепот, недоумение, а когда солдат звук повторил, то все зааплодировали. – Я к чему это рассказываю, – сказал Михаил Александрович. – Это вроде бы не для нашей картины, но правду солдатской жизни вы обязаны передать. Пусть все будет достоверно. Может быть, где-то я крепкое словцо прозвучит, это неплохо. Солдатскую жизнь не надо приукрашивать. Хорошо бы показать, как все было на самом деле. Ведь второй год войны был для нашей армии тяжелым. Около трех часов мы провели за беседой. Шолохов рассказывал о том, как по предложению Сталина начал писать этот роман, как впервые его напечатали. Слушали мы Шолохова с интересом. Говорил он образно, убедительно. – Интересный он дядька, – говорил позже мне Шукшин. – О, какой интересный. Ты не представляешь, что мне дала эта встреча с ним. Я всю жизнь по-новому переосмыслил. Много суеты у нас, много пустоты. А Шолохов – это серьезно. Это – на всю жизнь. В самый разгар съемок Шукшин несколько раз летал в Москву. Там начинался подготовительный период фильма «Степан Разин». Много лет Шукшин вынашивал идею поставить на экране «Степана Разина». Он написал сценарий, сам собирался ставить, сам хотел играть. И вот наконец получил разрешение осуществить замысел. Организовалась группа, были отпущены деньги на постановку. Шукшин жил только предстоящей работой. – Я ведь почему еще к Бондарчуку пошел, – говорил мне Василий Макарович. – Мне обязательно надо вникнуть во все детали массовых съемок. Мне это очень важно. А у Бондарчука было чему поучиться. Организацию сложных массовых съемок он проводил на высшем уровне. Конечно, сказывался опыт работы над «Войной и миром» и «Ватерлоо». В один из приездов Шукшин привез из Москвы сверток с книгами. Помню, стукнул в стенку моей каюты и крикнул: – Зайди. Когда я вошел, он протянул мне зелененькую, еще пахнущую типографской краской книжку – «Беседы при ясной луне». – Вася, – говорю я, – подпиши. – Да ну тебя! Что мы, еще друг другу автографы будем давать? И потом, что я, умирать собрался? Но я упросил его, и он написал на титульном листе несколько теплых фраз. Часто часов до трех ночи в каюте у Василия Макаровича горел свет. Шукшин писал. Слышно было, как он вставал, ходил по каюте, что-то напевая без слов. Пел тихо. Мелодия была какая-то грустная, незнакомая. А утром вставал бодрый и подтянутый. Будил его обычно актер Георгий Бурков, с которым они очень дружили. С утра – крепкий кофе. Три ложки растворимого кофе на стакан. В дни зарплаты Шукшин ехал на автобусе в поселок Клетская. Там быстро, деловито покупал в магазинах сапоги, куртки и отсылал это по почте в деревню – своим. Деньги для него ничего не значили. – А я все трачу, – говорил он мне. – Есть деньги, я их трачу сразу. Он меньше всего думал о своем личном благополучии. Последние дни съемок вспоминаются как в тумане, В ночь с первого на второе октября неожиданно оборвалась жизнь Василия Макаровича Шукшина. Накануне он был веселый, жизнерадостный, вместе со всеми смотрел вечером по телевидению матч наших хоккеистов с канадцами. Потом все разошлись по своим каютам. А утром, когда пришли будить Шукшина, он лежал холодный. Смерть настигла его во сне. Сердечная недостаточность – такое заключение дали врачи. Во время гражданской панихиды в Московском Доме кино милиция с трудом сдерживала толпы людей, пришедших проститься с Василием Макаровичем. 

Помню, за день до смерти Шукшин сидел в гримерной, ждал своей очереди. Взял булавку, обмакнул ее в баночку с красным гримом и штрихами что-то стал рисовать на пачке сигарет. Сидевший рядом артист Бурков спросил: – Чего ты рисуешь? – Да вот видишь, – ответил Шукшин, показывая, – горы, небо, дождь. Ну, в общем, похороны… Бурков обругал его, вырвал сигареты и спрятал в карман. Так до сих пор он и хранит у себя эту коробочку от сигарет «Шипка» с рисунком своего друга Василия Макаровича. Как-то во время съемок Шукшин нерешительно, стесняясь, попросил меня: – Ты это, девчушек моих в Москве в цирк как-нибудь устрой. Я знаю, с билетами трудно. Они давно в цирке не были. Мне б билеты только. Никакой там не пропуск или что, ты это не думай. Ну когда сможешь… Это уж как приедем отсюда.

 Просьбу Василия Макаровича я выполнил, пригласил его девочек в Цирк. Но не с отцом вместе, как мечтал. Отца уже не было. Они сидели в первом ряду, смотрели представление, смеялись, щебетали от удовольствия…

Юрий НИКУЛИН

....

читайте:

https://cont.ws/@apov2014/2357537

Сокровища русской культуры- 68.

ЮРИЙ НИКУЛИН... День Памяти...

    Реакция на пуск "Орешника"
    • pretty
    • Сегодня 07:00
    • Промо

    Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      John 18 ноября 04:03

      О нравственности и этике.

      На Конте опубликован текст « Об этике и нравственности журналиста-блогера КОНТ»     https://cont.ws/@VitimBabi4ev/2921422Но как говорится в шедевре росского театра пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»:  «Странный человек пришёл». (см. спектакль https://www.youtube.com/watch?v=YxvgbIOdCrA      или https://yan...
      316
      John 9 ноября 19:17

      Новости Китая. Русские писатели - китайским детям.

      опубликовано в https://www.trud.ru/article/08-11-2024/1661811_russkie_pisateli--kitajskim_detjam.htmlЭксперты призывают преодолеть языковой барьер для распространения русской детской литературы в современном Китае.Русская детская литература оказала огромное влияние на дедов и отцов современных китайских детей«Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!...
      290
      John 7 ноября 20:06

      Вопросы экологии капитализма. Ветряки губят птиц.

      Царство пернытых - одно из самых чудесных на Земле, наряду с подводным миром морей и океанов. Но действующая система - капитализм - убивает жизнь из-за того, что им надо повышать прибыль. И вот один из многих примеров. опубликовано в https://velykoross.ru/journals/all/journal_149/article_7899/ЖУРНАЛ: № 187 (ноябрь 2024)АВТОР: Колбин Василий Анфимович...
      1376
      John 7 ноября 03:56

      Третья мировая война. Проигранная СССР / Россией война нового поколения.

      опубликовано в https://topwar.ru/253094-tretja-mirovaja-vojna-vojna-novogo-pokolenija.htmlавтор А. Самсонов «Холодная война»Так называемая «холодная война» – это Третья мировая война, которую Великая Россия (СССР) проиграла. Это была информационная, идеологическая и культурная война, противостояние ценностей и символов. Тайная война спецслужб и дип...
      506
      John 5 ноября 04:20

      Сокровища русской культуры - 102. Четыре поэта.

      Эти четыре больших поэта жили в одно и то же время и остались в памяти любителей поэзии и культуры. Белла Ахмадулина (1937-2010) «Живет такой парень". 1964. Режиссер Василий Шукшин.Белла АхмадулинаПо улице моей который годзвучат шаги - мои друзья уходят.Друзей моих медлительный уходтой темноте за окнами угоден.Запущены мо...
      981
      John 31 октября 19:01

      Новости Китая. Китай по всем параметрам человеческого развития уже опережает США.

      Товарищ Си не жалеет денег для образования и развития нацииопубликовано в https://svpressa.ru/world/article/434851/автор Дмитрий Капустин Экономика Китая по итогам года вырастет на 5%. Производство в стране поддерживается восстановлением спроса: китайцы все чаще ходят в магазины. Если в августе розничная торговля выросла на ...
      517
      John 25 октября 03:47

      Новости Китая. Ученые разработали уникальные солнечные батареи. Как они работают?

      Перед тем , как рассмотреть китайские новости, давайте вспомним, что в школе на уроках физики рассказывают про солнечные батареи.  Солнечные батареи – это уже вторая попытка человечества покорить безграничную энергию Солнца и заставить ее работать на благо людей. Первыми появились солнечные коллекторы (солнечные термальные электростанции), в кот...
      1002
      John 21 октября 17:26

      Сокровища русской культуры - 101. Ф. Раззаков. Бард, его песни и развенчание мифов.

      Фёдор Раззаков (г.р. 1962) — российский писатель, историк, автор многих книг об интересных лицах и аспектах советской культуры. Такая знаковая финура советской культуры как В. Высоцкий (1938-1980) не могла не вызвать интерес писателя- историка. Например, более 10-ти лет назад вышла его книга «Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне...
      1231
      John 14 октября 05:21

      «Я волком бы выгрыз бюрократизм...» Но бюрократизм бывает разный.

      Великий поэт : »Я волком бы выгрыз бюрократизм...».  На эту тему на Конте опубликован текст ( "Бюрократизм", как новая формация, сменившая капитализм и социализм. « https://cont.ws/@Ardjyna/2900704) , в котором автор А. Иванов в конце характеризует существующую в мире социально-экономическую систему, как бюрократизм. С моей точки зрения явно н...
      329
      John 4 октября 01:49

      Вперед в БССР! Молодость моя, Белоруссия.

      Белоруссия - единственная из 15 постсоветских республик, которой за 30 с чем-то лет развала Великой страны удалось во многом избежать этого развала. И заслуга в этом ясно кого. И народа тоже.Посмотрим. как там на второй половине Союзного Государства. Национальная библиотека (бывшая Ленинская ) Минск«Никаких перекупщиков нет, даже восточными пряностями ...
      1460
      John 1 октября 17:48

      «Культура» бьёт ключом - женщина выгуляла ребенка-квадробера вместе с собакой , девочка была на поводке, а питомец нет.

      Докатились до «прогресса» -- дебилы и дегенераты торжествуют. Так и должно быть после 33 лет дегенеративного капитализма. Надо побольше сидеть в тик-токе и фэйсе. Жителей Омска 30 сентября шокировала неожиданная картина – мать выгуливала дочь-квадробера и собаку. Видео этого инцидента выложили в социальных сетях.Видео можно посмотреть по ссылке:Самое и...
      850
      John 1 октября 02:01

      ШОКИРУЮЩАЯ ПРАВДА о НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ

      Опубликовано в https://vk.com/@russkazi-shokiruuschaya-pravda-o-nobelevskoi-premii…или МЕЖДУСОБОЙЧИК под названием НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Полезно вспомнить историю возникновения «самой престижной в мире премии». Личность её родоначальника шведа Альфреда Нобеля исчерпывающе характеризует строчка стихотворения В.Г.Бояринова: «Это он из динамита сделал бизнес н...
      1370
      John 26 сентября 03:14

      Сокровища русской культуры - 100. «Одиноким предоставляется общежитие» 1983 г.

      Вот и юбилейный Сотый выпуск этой рублики. Для него мы выбрали одну из лучших советских кинолент. Фильм был снят относительно недавно - около 40 лет назад, но как сильно изменилась жизнь за это время. Нет Лучшей страны в мире - СССР. Потеряны большинство из идеалов, которые утверждали авторы в фильме- дружба, взаимная помощь и поддержка, бескорыстность, человечно...
      565
      John 19 сентября 23:48

      О “демократии”.

      В политическом словаре есть много слов, используемых сплошь и рядом в целях демагогии и промывания мозгов, например, демократия, свобода, борьба с коррупцией и др.   Поэтому начнём сразу с конца, т. е . с выводов:1. Я бы вообще запретил использ. слово «демократия» ( Д.) и тому подобных ложных терминов и из словарей вычеркнул. Изменения в русск...
      611
      John 14 сентября 18:53

      Как и что читал тов. Генералиссимус?

      За последние 30 лет капитализма в стране потеряна культура чтения , такая же ситуация и во всем мире, кроме.... Раньше СССР был самой читающей в мире страной. А сейчас книгам место на помойке....  Только не надо ля-ля, что все читают книги на экране - никто не читает.Зато резко возросла антикультура татуировок, идиот-рока, идиотов в...
      958
      John 12 сентября 18:58

      Как действует «пятая колонна»?

      Как действует «пятая колонна»?Напомним, что термин «пятая колонна» появился по время Гражданской войны в Испании и его автором считается «испанский генерал Эмилио Мола, командовавший армией франкистов в ходе гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. По свидетельству мадридского журналиста газеты Нью-Йорк Таймс Вильяма Карни (William P. Carney), ...
      544
      John 10 сентября 00:41

      Мы не рабы?

      Мы не рабы! Так было у нас в СССР и это учили дети по советскому букварю. А сейчас?ПРИНЦИПЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАБСТВА.опубликовано в https://vk.com/wall-57478050_672150Ликбез. ПРИНЦИПЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАБСТВА 1. Экономическое принуждение рабов к постоянной работе. Современный раб вынужден работать без остановки до смерти, т.к. средств, заработанных...
      1108
      John 30 августа 18:55

      В. Катасонов: «дикий» капитализм России.

      «Министерство правды» не скажет, сколько металлург работает на себя, а сколько на Потанина, Лисина или Мордашова.На «Норникеле» рабочий отрабатывает свою дневную зарплату менее чем за часВалентин Катасоновопубликовано в https://svpressa.ru/business/article/427335/Мы живем в очень «токсичной» информационной среде. Наша жизнь очень напоминает мир из роман...
      609
      John 29 августа 15:44

      Новости Китая. Школьный учитель - главный человек в стране.

      В этом важнейшем вопросе Китай следует опыту СССР и правильно делает. Кстати, от этом же сообщают и из Белоруссии. “Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил о необходимости повышения престижа учителя в Беларуси. Он подчеркнул, что педагог остается ключевой фигурой в образовании и его авторитет необходимо укреплять. Сергеенко отметил, ...
      543
      John 27 августа 20:17

      Новости Китая. Как проводят борьбу с коррупцией?

      Новости Китая. Как проводят борьбу с коррупцией?О широкой актикоррупционной программе Китая пишут много.В этом материале приводятся некоторыые детали. опубликовано в https://t.me/shirokoborodovавтор Анатолий Широкобородов«С 1979 по 1981 г. отделами по проверке дисциплины по стране было расследовано и рассмотрено 358 тыс. дисциплинарных дел и наказано в общей сложности...
      1057
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика