• РЕГИСТРАЦИЯ

Антиискусство атакует.

3 1052

Современному человеку промывают мозги разными способами. Задача одна - превратить его в раба и животное.

Одна из важных сфер для этого, применяемая хозяинами мира - аникультура и антиискусство.

Об этом пишет Михаил Магид.

Знаменитый «шедевр»

Дохлые крысы по 100 тысяч франков. Картина маслом

Как современное искусство деградирует в интересах финансовых спекулянтов

опубликовано в https://svpressa.ru/blogs/article/415394/

На фото: здание музея Гуггенхайма в Бильбао 


Я принадлежу к тем, кто находит картины Рафаэля и музыку Баха прекрасными и гармонизирующими. Социалистические идеи ассоциируются у меня не только с учениями Маркса или Бакунина, но и с поэзией участника Парижской Коммуны Артюра Рембо и с творчеством прерафаэлитов. И мне, как и многим другим, часто хочется задать вопрос: что случилось с искусством в современном мире? Почему оно так деградировало?

Хочу процитировать известного публициста Исраэля Шамира. Он описывает творчество критских и микенских древних мастеров, как «удивительно свободное и вдохновенное искусство, с игривыми и сладострастными (как барочные нимфы на потолке нашего отеля) наядами и богинями, веселыми осьминогами на керамике… Но следующие залы свидетельствуют о глубоком упадке. Живописное буйство исчезает, и его место занимают голые геометрические формы. Пройдут века — с XII по VI до н.э. — пока местные жители вновь создадут произведения живого искусства, обретут письменность и изощренность прошлого. Искусство периода упадка крайне похоже на то, что сегодня принято называть „современным искусством“… Так в скромном музее Науплио мы нашли недостающую деталь мозаики-головоломки: смерть искусства — это признак коллапса цивилизации».

На другом конце Европы, в столице басков Бильбао, Шамир посещает гигантский музей современного искусства, построенный семейством Гуггенхаймов. Внутри представлено это самое современное искусство: «куски ржавого железа, грубые геометрические конструкции… Художник из Нью-Йорка демонстрирует 15 рифленых стальных поддонов, художник из Японии — большую комнату с дюжиной телевизионных экранов, показывающих бесконечную пустоту… Здесь нет „Рафаэлей ржавого железа“, художник как творец искусства уступил свое место куратору музея, владельцу художественной коллекции. Это они решают, какой именно мусор будет выставляться, чье именно имя будет красоваться под фотографией размокшего куска мыла или дохлой крысы… Это наглядный пример упадка, нет — кончины европейской изобразительной традиции».

Музей Гуггенхайма, отмечает Шамир, отнюдь не исключение из правил, напротив, он устанавливает правила, определяет моду и то, что следует называть искусством. На Бьеннале современного искусства в Венеции бельгийцы представили ряд стульев, японцы — 100 метров фотографий живой клетки, израильтяне — бесконечные книжные полки, забитые дешевыми прошлогодними бестселлерами, англичане — сплющенные старые автомобили. «По дороге в Милан мы обогнали грузовик, везущий прессованные автомобильные остовы на свалку. Они могли бы стать экспонатом Гуггенхайма, как впрочем и любая куча мусора».

Искусствовед Михаил Лифшиц (1905−1983) рассуждает о деградации искусства и о том, почему оно (включая различные авангардные движения) превращается в уродство и скандальный фарс. Работам Лифшица около полувека. И всё написанное сохраняет актуальность.

После внезапного и спонтанного взлета популярности великих художников-импрессионистов, создавших новое искусство, произошли изменения. Этот взлет происходит в начале XX столетия. Многие импрессионисты не были признаны и жили в нищете; лишь спустя десятилетия мир нашел их картины гениальными, какими они, без сомнения, и были.

Буржуазия Франции, а за ней и влиятельные спекулянты других регионов планеты сделали из случившегося свои выводы. Они решили использовать указанный феномен в качестве примера для трюков и махинаций. Для этого им понадобились определенные инструменты.

Первый из них — принципиальная концептуальная новизна произведения искусства. «Посмотрите, как здорово, конечно, сейчас этого никто не поймет, но, тс-сс… через 10 лет оно будет стоить миллионы, так что, уважаемый господин коллекционер, купите данную гениальную картину (красные линии на сером фоне) прямо сейчас за 100 тысяч франков». — «Месье, при всем уважении, 100 — слишком много, 50 — красная цена». — «Ну, положим, меньше 65 я не отдам такую красоту». — «60, и по рукам!» С учетом того, что картина обошлась художнику и продавцу в несколько франков, потраченных на краски, и заняла пару часов «работы», представить себе более успешный бизнес невозможно.

Второй трюк — дебаты, принимающие форму скандала и необходимые для рекламы, или даже самый обычный скандал. «Вы слышали? Вчера этот художник из новых, как его… представьте, привел в ресторан публичную женщину, она громко и неприлично смеялась, потом стала танцевать на столе, посетители звали жандармов, была и драка… Все сейчас в полиции, господа, я точно знаю».

Третий элемент бизнес-проекта — последующие инвестиции торговцев в выставки данных художников в больших государственных и частных музеях (также зачастую сопровождавшиеся скандальными дебатами в прессе и парламенте). Кроме того, требуется приобрести услуги влиятельных искусствоведов, чтобы те популярно объяснили, почему шедевром сегодня следует считать несколько кусков ржавого железа, а всякий, кто думает иначе, — фашист, ретроград или просто человек, лишенный вкуса. («Я окончила университет, у меня степень доктора, а тут какой-то недоволен моими объяснениями — да кто он такой, чтобы судить об искусстве?!»)

Дальнейшая раскрутка рынка данного направления искусства, как например, случилось с кубизмом и его покровителями, обеспечивает баснословные прибыли.

Лифшиц, изучивший французскую прессу, критику и искусствоведение, шаг за шагом демонстрирует, как формировался спекулятивный рынок псевдоискусства.

В XIX столетии в искусстве Франции доминировали академисты, создававшие порой подлинные шедевры, как, например, гениальный Вильям Бугро. Проблема заключалась в том, что они же выступали и в роли экспертов, диктуя правила богатым покупателям. Последние, ничего не понимая в искусстве, стремились выгодно вложить деньги.

Приглашенный влиятельный эксперт со всеми возможными званиями и регалиями, объяснял, почему работы импрессионистов Камиля Писсарро или Клода Моне — чушь собачья, и предлагал купить картины своих коллег-академистов.

Однако, после внезапного взлета импрессионистов в XX веке, прежний механизм формирования рыночной стоимости картины был разрушен. Академисты утратили влияние и были посрамлены, ведь теперь работы импрессионистов продавались за огромные деньги. Только тогда бизнес смог использовать всю доходность новизны. Теперь нанятые за большие деньги эксперты навязывали что угодно и кому угодно. Рынок искусства становится гибким, динамичным. По мере того, как растут его масштабы и скорость, с которой появляются новые направления, падает качество работ художников.

Капиталистическая система, отмечает Лифшиц, нуждается в скандалах и шутовских карнавалах, потому что ей необходимо выплескивать недовольство. Он отмечает, что этот механизм работал уже в Средние века, но его существование в условиях капитализма имеет особое значение. Невыносимая скука буржуазного труда, монотонность конвейера или офисной работы, а также унижения на рабочем месте порождают потребность в истерической разрядке.

Буржуазный мир нуждается не столько в дискуссиях, сколько в скандалах. Поэтому дебаты часто принимают отвратительный вид — вместо аргументов мы видим, как на экране телевизора разъяренные мужчины и женщины осыпают друг друга бранью. И как замечал Фрейд (для Лифшица, работавшего во времена СССР, данный автор был запрещен), истерическая разрядка напоминает сексуальный акт. Эти разрядки затем снова погружают людей в состояние пассивности, покорности, вялости, укрепляя систему. Какое уж тут повторение Парижской Коммуны — самоуправляющегося революционного объединения работников, о котором мечтал Артюр Рембо.

Возвращаясь к проблеме деградации искусства, Лифшиц указывает на ее взаимосвязь с социальными явлениями. Истерический механизм капиталистических СМИ и пропаганды используется для рекламы и раскрутки различных «шедевров». Скандал — важная часть спектакля, призванная обеспечить известность тех или иных «художников» или их «произведений», а значит — надежность инвестиций. В тот день, когда и если общество осознает, что все это — просто мошенничество и спокойно отвернется от них, стоимость соответствующих «произведений» обнулится, вложенные в них миллионы обратятся в прах.

По всей вероятности, описанные Лифшицом механизмы действуют и сегодня. Возможно, будут существовать и дальше. Но появились признаки их истощения, на которые намекает уже и сам Лифшиц в работе «Кризис Безобразия», опубликованной в СССР в 1968 году. Вечная погоня за новизной в конце концов вызывает невыносимую скуку. Скандалить слишком часто — плохая идея с точки зрения привлечения общественного внимания. Возможно, вас просто начнут обходить стороной.

Не все готовы согласиться с торжествующим безобразием. Однажды возмущение выразил председатель Лондонского института современного искусства (London`s Institute of Contemporary Art, ICA) Иван Массоу. Он публично заклеймил современное британское искусство, назвав его «претенциозным, зацикленным на себе, вычурным и лишенным мастерства».

В Британии, указывает Массоу, есть официальный стиль — т.н. «концептуальное искусство». Оно оплачивается крупным капиталом, отбирается и выставляется самодержцами от культуры из «Тейт Галери» (Художественный музей в Лондоне, самое крупное в мире собрание британского искусства, основанное промышленником сэром Генри Тейтом). Цель — сохранить свои капиталы, которые они вложили в этот вид искусства.

Массоу говорит о фатальных последствиях такой политики. Художника вынуждают втиснуться в прокрустово ложе анти-искусства: «Грустно видеть, как многие молодые талантливые художники в поисках признания вынуждены забыть о своем даре и позиционировать себя в качестве авторов видео-инсталляций или машин для производства пены в закрытых помещениях. Только таким образом можно получить гордое звание современного художника. Истеблишмент от искусства виновен в навязывании концептуального искусства как единственно возможного искусства наших дней».

Массоу, в частности, возмутил тот факт, что престижную премию Тернера за 2001 г. получил автор инсталляции «Свет зажигается и гаснет» — этой «картиной» оказалась пустая комната с мерцающим светом. Впрочем, коллеги по Институту современного искусства осудили позицию своего председателя и вынудили его уйти в отставку.

Современный немецкий художник рассказывал автору этих заметок, что в Германии приглашенные эксперты, вроде него самого, входят в муниципальные структуры и тщательно следят за тем, чтобы произведения современного искусства выставлялись время от времени в известных музеях и культурных центрах. На мой вопрос, зачем это делается, он ответил: «Иначе никто не станет на них смотреть, ведь большинству людей, подобно вам, эти вещи неприятны и неинтересны».

Такое давление со стороны государственного чиновно-бюрократического аппарата, слившегося в одно целое с финансовыми спекулянтами в попытке привить широкой публике дурновкусие, само по себе говорит о многом. Например, о том, что у большинства людей все еще есть сильное здоровое чувство, связанное с притяжением красоты и отторжением безобразия, или, по крайней мере, смутное ощущение того, что им морочат голову.

...

Читайте:

https://cont.ws/@apov2014/2800295

Масштабы промывания мозгов зашкаливают.

...

Антикультура

https://cont.ws/@zll11/2796291

Соединенные Штаты - яма с отходами морали и культуры... 2024.

...

https://cont.ws/@apov2014/2304479

Ударим западной антикультурой по русскому языку! Русский язык форева!

...

Антикультура как могильщица цивилизации

https://cont.ws/@apov2014/2388310

....

https://cont.ws/@apov2014/2408699

Антикультура в действии. Холуйская мода. Идиоты атакуют.

.....

Терроризм антикультуры. Падение качества образования. Отсутствие книги и чтения. Компьютерная наркомания. Часть 1. https://cont.ws/@apov2014/1346295

...

Терроризм антикультуры. Рок-музыка. Абстрактная живопись. Граффити и татуировка. Часть 2 https://cont.ws/@apov2014/1346301

....

Терроризм антикультуры. Культ насилия и зомби в кино. Гомосексуализм и лесбиянство. Часть 3 https://cont.ws/@apov2014/1346305

.....

.....

https://cont.ws/addpost/2769536

Сокровища Русской культуры - 94. Музыка, романсы, песни...

...

https://cont.ws/@apov2014/2624742

Сокровища русской культуры 88.

Московский метрополитен – музей архитектурных стилей. Ч.1.

...

https://cont.ws/@apov2014/2509350

Сокровища мировой и русской культуры - 84.

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения.

    Поддержите Конт – сохраните и развивайте вашу платформу!
    • КОНТ
    • 28 января 16:59
    • Промо

    Друзья, мы знаем, что Конт стал важной частью вашего дня. Наша платформа уже давно объединяет огромную аудиторию людей, которые ценят живое общение, интересные материалы и увлекательные дискуссии. Вы ...

    Людоеды из Тартара, рекомые "тартары"

    Всегда умели на западе в психологическую войну. Талантливые люди к ней привлекались, да и сами они склонны были к оной. Возьмем, например, Матфея Парижского (Мэтью Пэрис), хрониста Сент-Олбанского мон...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      John 9 февраля 18:10

      В Мире животных. Самые красивые птицы.

      Авторы теста: Мария Мороз*, Юрий Орлик* Биологический факультет, Белорусский Государственный Университет, МинскВ интернете есть много данных по птицам: тексты, фотографии и видео. Но часто эта информация - не полная, могут отсутсутвовать названия (особенно в видео), важные подробности и детали. Поэтому мы выбрали некоторых самых красивых и интересных представителей ...
      808
      John 6 февраля 20:09

      ХОРОШО МЫ ЖИЛИ В СССР !

      Этот текст много публиковался в разных местах, включая и  Конт. Но надо повторить правдивую информацию. Тем более, что вокруг громоздятся горы лжи на эту тему.Опубликовано в https://amfora.livejournal.com/568656.html Сегодня считается чуть ли не аксиомой, что в СССР жилось плохо, а вот на Западе наоборот жизнь была прекрасна или во...
      1166
      John 4 февраля 05:48

      Сокровища русской культуры – 106. ч. 2. Дин Рид-  американский бунтарь.

      Dean Reed (1938-1986)Писатель Ф. Раззаков продолжает выявлять и показывать скрытые страницы антисоветской и актирусской пропаганды https://t.me/fedorraz 20.В наступающих новых временах стороне, которая была готова сдаться, обязательно должны были понадобиться «козлы отпущения». Люди, которых сдающаяся сторона должна была отдать партнёру на «съедение». ...
      422
      John 1 февраля 01:29

      Сокровища русской культуры - 101. ч. 3. Ф. Раззаков. Дин Рид, советский бард и развенчание мифов.

      Вот что пишет на эту тему писатель Фёдор Раззаков на своем канале«СПРЯТАННАЯ ИСТОРИЯ» https://t.me/fedorraz : «Также отметим, что Высоцкий и Дин Рид, хотя и проходили по категории борцов (один боролся с брежневским «застоем», другой - за мир во всём мире), однако методы борьбы у каждого были свои. Если Высоцкий делал это исключительно мирным путём — со ...
      520
      John 31 января 02:12

      Сокровища русской культуры – 106. Дин Рид-  американский бунтарь. Dean Reed (1938-1986)

      По материалам статей https://dzen.ru/a/XNBLen3qbwCzDeTt,https://retrospectra.ru/dean-reed/ , https://vk.com/wall-27569095_1080306В СССР, странах Южной Америки, Восточной и Центральной Европы американский актер и певец Дин Рид пользовался огромной популярностью. Красавец-американец записывал популярные песни, играл в кино честных ковбоев, а главное, вы...
      674
      John 30 января 19:02

      Сокровища русской культуры – 105. Изобретатель Фёдор Блинов (1831 - 1902).

      По материалам https://t.me/tsargradtv, https://medium.com/@sagazpt/blinov-b9ca95a384b8 Волжский бурлак создал прародителя тракторов, прочитав только несколько книг. Такая модель была изготовлена в 1877 г.В конце 19 в. русский механик-самоучка Фёдор Блинов получил патент на «вагон с бесконечными рельсами» — прототип тракто...
      143
      John 29 января 18:39

      Новости Китая. Вперед в Будущее! Метро и железные дороги - лучшие в мире.

      1. Москве стоит поучиться у Пекина, как развивать подземку по всей стране, а не только в столицеНовые линии метро одновременно открылись в 7 мегаполисах Китаяhttps://svpressa.ru/world/article/447770/ Дмитрий Капустин Три новых линии метро открылись в Пекине — (Фото: Jia Tianyong/China News Service/TASS)Власти Москвы...
      415
      John 24 января 19:06

      Сокровища русской культуры – 104. Рецепты здоровья и преодоление старости. Здоровье нужно добывать самому. Н. Амосов.

      Никто не будет спорить, что здоровье – это сокровище. Но мы очень часто его не бережем.Советы по сохранению здоровья знаменитого хирурга Николая Амосова (1913-2002) давно известны. Но повторение – мать учения. Чтобы все или почти все их выполняли.ВСЕ НА ЛЫЖИ, КОНЬКИ И НА СТАДИОН!ОТОРВИТЕ 5-ю точку ОТ ДИВАНА...!!  С...
      256
      John 12 января 06:23

      Сокровища русской культуры - 101. Ф. Раззаков. Бард, его песни и развенчание мифов. Часть 2.

      Известный русский писатель Ф. Раззаков на своем канале       https://t.me/fedorraz                продолжает показывать малоизвестные и скрытые страницы истории по подготовке и разрушению Лучшей страны в Мире - СССР. Основная тема автора - преступная деятельность «5-ой колонны» в сфере культуры. см. часть 1 ...
      625
      John 9 января 04:55

      Сокровища русской культуры - 103. Герой нашего времени : Шаварш Карапетян.

      https://vk.com/id79033858Родился в армянском городе Ванадзор 19 мая 1953 года.  В 1964 году с семьей переехал в Ереван, где окончил 8 классов школы и автомеханический техникум. В 1975 - 1976 годах проходил военную службу.Советский спортсмен в дисциплине «подводное плавание», 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Ев...
      264
      John 6 января 02:51

      ПИСЬМО-ЗАВЕЩАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РАЗВЕДЧИКА НИКОЛАЯ КУЗНЕЦОВА.

      опубликовано в https://vk.com/feed?z=photo-203183977_457243836%2F4496e6e71d265071f1 ПИСЬМО-ЗАВЕЩАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РАЗВЕДЧИКА НИКОЛАЯ КУЗНЕЦОВА КОМИССАРУ ОТРЯДА МАЙОРУ СТЕХОВУЗавтра исполняется 11 месяцев моего пребывания в тылу немецких войск.25 августа 1942 года в 24 час. 05 мин. спустился на парашюте, чтобы нещадно мстить за...
      855
      John 23 декабря 2024 г. 14:42

      Новости Китая. На основе советского опыта - в мировые лидеры.

      Не является секретом то, что уже 75 лет Китай использует советский опыт для уверенного развития во всех областях. Вот еще данные по китайской индустриализации. Опубликовано в https://aftershock.news/?q=node/1457599&fullКитайский автопром: от 1 до 40% мирового производства за 20 летПо данным газеты New York Times , опубликованным в конце прошлого м...
      466
      John 12 декабря 2024 г. 17:50

      Новый 18-й чемпион мира по шахматам - Доммараджу Гукеш из Индии.

      На проходящем в Сингапуре матче Чемпионата мира по шахматам Дин Лижэнь - Гукеш победу одержал 18-летний индийский гроссмейстер. Это самый молодой чемпион в истории шахмат. В последней 14-й партии китайский сейчас уже экс-чемпион грубо ошибся в окончании в ничейной позиции. Поздравляем нового Чемпиона! Индийские и китайские шахматисты доб...
      440
      John 11 декабря 2024 г. 04:08

      Новости Китая. Ракеты-носители нового поколения для пилотируемых полетов на Марс и робот-насекомое, бегающий быстрее тараканов.

      Посмотрите вокруг - количество отрицательных новостей во всем мире просто зашкаливает. Поэтому создается впечатление , что единственным лучом света в темном мировом царстве капитализма является социалистический Китай. Напомним, что современная мировая мощь этой страны создавалась около 70 лет назад на основе советско - китайской дружбы и достижений СССР.Китайские...
      276
      John 30 ноября 2024 г. 04:22

      Достижения Китая. Длина сельских автодорог в КНР более чем в 100 раз превысила длину экватора

      Достижения Китая. Длина сельских автодорог в КНР более чем в 100 раз превысила длину экватораИх общая протяженность достигла 4,6 миллиона километровhttps://www.trud.ru/article/29-11-2024/1668201_dlina_selskix_avtodorog_v_knr_bolee_chem_v_100_raz_prevysila_dlinu_ekvatora.html Фото: Фото: Tang Yi/Синьхуа, globallookpress.comПресс-канц...
      456
      John 30 ноября 2024 г. 03:55

      Достижения Китая. Самый быстроногий робот и гиперзвуковые самолеты

      https://svpressa.ru/science/article/439480/Наперегонки с Усейном Болтом: в Китае сконструировали самого быстроногого роботаStar1 развивает скорость до 3,6 метра в секунду и намного выносливее любого спортсмена Самый быстрый человек планеты Усейн Болт одолевал стометровку со скоростью 36 км/час. Созданный китайцами робот St...
      535
      John 29 ноября 2024 г. 00:42

      Капитализм и курс национальной валюты.

      Всем ясно, что вопрос о "курсе национальной валюты» - важнейший эконом. вопрос.  Но тут вроде бы все просто. Все национальные валюты девальвируются чуть ли не ежедневно. Рубли росс. и белорусский, разные песо в Лат. Америке, тугрики не знаю где и т .д. и т. п. Куда идет разница в курсе рубля или тугрика? Ответ - в карманы собствен...
      516
      John 18 ноября 2024 г. 04:03

      О нравственности и этике.

      На Конте опубликован текст « Об этике и нравственности журналиста-блогера КОНТ»     https://cont.ws/@VitimBabi4ev/2921422Но как говорится в шедевре росского театра пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»:  «Странный человек пришёл». (см. спектакль https://www.youtube.com/watch?v=YxvgbIOdCrA      или https://yan...
      400
      John 9 ноября 2024 г. 19:17

      Новости Китая. Русские писатели - китайским детям.

      опубликовано в https://www.trud.ru/article/08-11-2024/1661811_russkie_pisateli--kitajskim_detjam.htmlЭксперты призывают преодолеть языковой барьер для распространения русской детской литературы в современном Китае.Русская детская литература оказала огромное влияние на дедов и отцов современных китайских детей«Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!...
      373
      John 7 ноября 2024 г. 20:06

      Вопросы экологии капитализма. Ветряки губят птиц.

      Царство пернытых - одно из самых чудесных на Земле, наряду с подводным миром морей и океанов. Но действующая система - капитализм - убивает жизнь из-за того, что им надо повышать прибыль. И вот один из многих примеров. опубликовано в https://velykoross.ru/journals/all/journal_149/article_7899/ЖУРНАЛ: № 187 (ноябрь 2024)АВТОР: Колбин Василий Анфимович...
      1465
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика