• РЕГИСТРАЦИЯ

Революция в себе

2 1089

Иногда кажется, что мир не изменить. Правители воруют, их дети и прислуга жируют, все прочие знают свое место и молчат, опустив головы. И что бы мы ни делали, что бы ни строили, выходит один и тот же зиккурат, где занявшие верхние этажи гадят на нижних. И в этом всем нет смысла. Вернее, он сводится к низменным животным инстинктам элиты и толпы, которые пропагандисты на зарплате оправдывают какими-то высоким идеалами. Если же говорить о России, то вся эта порнография абсолютно не прикрыта. Они прячут свое толстое брюхо за убогим Русским миром и ржавыми скрепами. Все так. Но смириться с этим, принять это как должное, значит проиграть. Значит, признать свое поражение, не начав битвы.

Именно это неприятие, именно этот отказ терпеть несправедливость и делает нас людьми. Те, кто смирились, — отказались от свободы. А свобода — единственное, что отличает нас от прочих живых существ. Никому из них не дано выбирать кем стать. Животные рождаются сами собой и сами собой умирают. Лишь человек способен стать, как человеком, так и роботом; или опуститься до животного, или подняться до небес. Это дает нам выбор, а выбор — главный признак свободы. И это не благо, это зачастую наше проклятие. Как говорил Сартр, мы обречены на свободу.

В Книге Бытия есть история двух братьев Исава и Иакова. Старший брат Исав продал младшему Иакову право первородства за миску чечевичной похлебки. Современные Исавы продают свою свободу даже не за какие-то блага и преимущества, а просто боясь мыслить отлично от окружающих, гоня от себя крамольную мысль, как назойливую муху, с ловкостью эквилибриста уклоняясь от всякой ответственности за свои и чужие поступки. Как пели «Наутилусы»: «Нищие молятся, молятся на то, что их нищета гарантирована». Такие люди передали право выбора кому-то другому. А те, кому они передали, не ведают, что творят. И все вместе мы несемся в пропасть, подобно стаду свиней, одержимому легионом демонов.

Тогда нам остается только одно — бунт. Понятие бунта, казалось бы, лежит только в плоскости прямого действия. Однако, это не совсем так. Бунт это, прежде всего, особое мировоззрение. Это отказ мириться с абсурдом общества и окружающего мира. Бунт — не разрушение и не саморазрушение. Бунт — попытка построить в океане хаоса свой островок упорядоченности. Он является не просто отрицанием этого безумия. Бунт — единственный шанс для спасения общества. Именно поэтому Камю говорил: «Я бунтую, следовательно, МЫ существуем». Даже один бунтующий, увидевший происходящее, может предупредить всех остальных. Способность увидеть опасность и безумие дает всем нам шанс остановиться и спастись. Вспомним Вальтера Беньямина с его: «революция — стоп-кран истории».

Следовательно, бунт, революция начинаются в нас самих. Любому действию предшествует мысль. Любой мысли предшествует чувство. И первое чувство, что ждет нас на этом пути это чувство абсурда. Что стоит за этим чувством? Мы в какой-то момент выпадаем из суеты, из рутины и смотрим на происходящее со стороны. Еще Паскаль говорил: «Кто не видит суеты мира, тот суетен сам». Стоит нам по какой-то причине из этой суеты выпасть, мы сразу видим как она нелепа и смешна.

Серен Кьеркегор передает нам всем привет из позапрошлого столетия: «Я понял, что значение жизни сводится к «теплому местечку»; что цель жизни — чин статского или иного советника; истинный смысл и желание любви — женитьба на богатой; блаженство дружбы — денежная поддержка; истина — лишь то, что признается большинством, восторженность — способность произнести спич; храбрость — риск подвергнуться десятирублевому штрафу; сердечность — послеобеденное пожелание «на здоровье»; набожность — ежегодное говение… Я взглянул на жизнь и засмеялся».

Вот и с нами бывает происходит то же самое. В «Мифе о Сизифе», Камю отмечал, что чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу. Но абсурд это не совсем нелепость или смех. Это гораздо более глубокое чувство. В том же «Мифе», Камю писал: «Каково же это смутное чувство, лишающее ум необходимых для жизни грез? Мир, который поддается объяснению, пусть самому дурному, — этот мир нам знаком. Но если вселенная внезапно лишается как иллюзий, так и познаний, человек становится в ней посторонним. Человек изгнан навек, ибо лишен и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю обетованную. Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями».

Абсурд это нелепость, дошедшая до своего апофеоза. Заметили, как прокремлевские блогеры пытаются каждый раз объяснить действия власти? Многоходовочки, теории заговора, ответы на действия Мировой Закулисы. Они просто пытаются этими ходульными схемами придать хоть какой-то смысл творящемуся абсурду. Объяснить панические и хаотические телодвижения нашего Левиафана неким высшим замыслом. Похожие отговорки придумывают для себя и аполитичные обыватели. Раньше было проще: все можно было списать на божий замысел. Теперь им приходится сильно попотеть.

Абсурд приходит к нам, в момент, когда нам становится уже не смешно от происходящего. Когда мы уже не пытаемся как-то объяснить все, что видим, а просто отдаемся созерцанию. Люди вокруг нас уподобляются автоматам или марионеткам, что говорят заготовленные дежурные фразы и делают бессмысленные автоматические, повторяющиеся раз от раза движения. Мы видим говорящие головы в телевизоре, что многие годы повторяют одни и те же мантры, мы видим окружающих людей, что всю свою жизнь тратят на нечто бессмысленное и даже не сознают этого, иногда даже полагают, что они счастливы. Отупляющая работа, пьянство в пятницу, поездки в отели allinclusive или на дачу, беспощадные гулянья на праздники это все они считают истинной жизнью и другой не представляют.

Они думают, что выбор — это выбор между несколькими сортами колбасы, сигарет или марок автомобилей. Мы видим, как политики обманывают общество, ведут нас всех к катастрофе, и от этого становиться тошно. У Сартра есть роман «Тошнота», там главный герой ощущает максимальное отвращение и отчуждение от этого мира. В момент, когда мы познали абсурд, нас всех настигает отторжение.

Но подобное чувство возможно при максимальной объективности, при максимальном отстранении от происходящего. Мы становимся лишними, или посторонними по отношению к этому фарсу. Как известно, комедия и фарс подразумевают всегда взгляд со стороны, трагедия же всегда глубока и личностна. Вернувшись с обзорной вышки в себя, мы ощущаем боль. Ведь это происходит не где-то в далекой стране, а в нашей собственной, это происходит не с какими-то болванчиками, это происходит с нами. Это мы живем неподлинно, это нас обманывают, это мы несемся в пропасть. Это у нас нет будущего. Всякое событие, всякая новость, подтверждающая это, отдаются острой болью. Как у Шекспира в сонете № 66:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.

Весь мир вокруг нас становится чем-то личным. Всякая несправедливость становится личным оскорблением. Как говорил Че Гевара: «Если у вас начинается дрожь негодования при каждой несправедливости, то вы мой товарищ».

Но делает это нас революционерами? Еще нет. Этот этап может привести к эмоциональному выгоранию, скатыванию в цинизм или к тому или иному уходу из жизни. Отрицая все происходящее, мы снова дистанцируемся, вместо того, чтобы попытаться спасти тех, кто во власти безумия, мы стоим в сторонке и смотрим, как они падают вниз. Такая позиция так же выгодна нашим врагам, как полный конформизм и смирение.

Но что же тогда делать? По Камю абсурд перестает быть абсурдом, когда с ним отказываются смириться. Нам нужно сделать первый и важнейший выбор. Он прост: участвовать во всем этом или уйти? Быть в стороне или вмешаться? Взять на себя ответственность за происходящее или так и остаться посторонним? Примерно об этом говорит важнейшая пьеса Сартра «Мухи». Главный герой Орест приходит в город, который лицемерно кается за убийство его отца. Мухи-эринии вьются над этими живыми трупами. Грех коллективен, а следовательно, его нет. Верховное божество довольно: люди покорны и не знают, что такое свобода. И у Ореста есть выбор: позволить им и дальше барахтаться в этой жиже или же взять на себя ответственность за происходящее, вмешаться и вернуть в этот мир выбор и свободу. И он выбирает последнее, пусть даже ценой того, что ему пришлось пойти на преступление, привлечь к себе жалящих мух-эриний.

Ему помогает в этом сестра Электра, но она не идет в этом пути до конца, в последний момент ужасается того, что им нужно сделать и не сделав выбора, не получает свободы. Она проходит стадию отвращения и личного переживания несправедливости, но не идет дальше, возвращается назад. Почему так произошло? Почему в час Х она не сделала своего выбора, а Орест сделал? Все просто: подобный выбор всегда делается заранее. Подобный выбор всегда делается в себе.Нужно стать внутренне свободным, сделать первый свой осознанный выбор и впервые не побояться взять за него полную ответственность.

Выбор Ореста в том, что он идет на убийство своих врагов. Но нам важно другое. То, что он совершил подобное убийство в себе. Он заранее внутри себя убил своих врагов и заранее взял на себя ответственность за содеянное. То же самое нужно и всем нам. Бескомпромиссно убить в себе те образы и установки, что мешают нам сделать выбор. Для каждого это будет что-то свое. Кому-то нужно убить в себе образ авторитарного родителя, кому-то страх, кому-то чуждые и сковывающие нам установки. И после этого не побояться взять на себя за это ответственность, сказать себе и миру: «Да, я это сделал. И я отдаю себе в этом отчет».

Зачем это нужно? Как известно из марксизма, правящий класс использует для удержания своей власти противоречия и разобщенность всех прочих. Но главное противоречие, главная разобщенность в нас самих. Чтобы попытаться упорядочить мир вокруг себя, чтобы бросить вызов абсурду, нужно победить его в себе. Совершить в себе революцию, цель которой наша внутренняя целостность. И нужно отдавать себе при этом отчет, что мы с этого момента не сможем больше жить в мире с окружающей нас абсурдной вселенной. Мы отныне станем для нее чужеродным элементом, который она всеми силами попытается уничтожить.

Принеся мир в себя, мы этим объявляем войну миру вокруг. Подобно тому, как революционная Франция, Россия или Куба оказались в кольце врагов после того, как посмели бросить вызов прочему миру, так и мы оказываемся в окружении. Мир и общество в лице даже самых близких людей пытается прогнуть нас, вернуть к нормальности, то есть к абсурду. И если мы не подавили в себе его союзников-контрреволюционеров, то мы проиграем, вернемся обратно. Если мы начинаем оправдываться перед другими за свои новые убеждения, наше дело погибло. Потому, стать настоящим революционером можно лишь после бескомпромиссного террора внутри себя, после разрушения и перековки себя в единое и целостное. После этого мы можем смело идти во внешний мир и ничего не бояться. Мы можем победить, а можем героически погибнуть в неравном бою, как Парижская коммуна, но нас самих уже будет не в чем упрекнуть. Мы сделали что могли, или, как говорил Макмерфи, хотя бы попытались.

Наши убеждения должны после всего произошедшего стать нашей верой. Галилей легко отказался от своих убеждений перед лицом инквизиции, потому что его убеждения были просто знаниями. Бруно пошел на костер, потому, что его убеждения были верой, и отречься от них значило отречься от себя. Такое возможно лишь при достижении истинной целостности. Я бунтую… МЫ существуем. Каждый человек, отказавшийся мириться с абсурдом, каждый человек достигший гармонии в дисгармоничном и фрагментарном мире наносит этому дурному миропорядку сокрушительное поражение уже фактом своей жизни. Каждый бунтующий оправдывает собой все годы мрака и безысходности. Каждый бунтующий это Спаситель, что приносит себя в жертву ради всех нас.

Чтобы требовать невозможного от мира, нужно совершить невозможное в себе. И это не так уж невозможно, как кажется на первый взгляд. Дерзайте!


Человек-ядро

    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Зеленое лицо протеста

      В России сейчас борются две идеи: идея стабильности и поднятия с колен, которая все более устаревает и рушится под тяжестью собственной несостоятельности и идея новой свободной России. Так уж мы устроены, что каждому неосязаемому явлению стремимся придать некий вид, нарисовать лицо, очеловечить. Это же происходит с нашими идеями и политическими программами. Часто они ...
      1089
      Яков Азимандис Лишние люди
      4 апреля 2017 г. 09:34

      Теракт как гарантия стабильности

      Путинская стабильность снова взорвалась. Вернее, в очередной раз она собрала с нас кровавый урожай, чтобы жить дальше. И, к сожалению, такой вариант развития событий следовало ожидать. Я уже писал месяц назад, о том, что каждый из глав президентской администрации привносит свой стиль в российскую политику. Но есть у путинской эпохи одна есть черта одинаковая для любог...
      1579
      Яков Азимандис Лишние люди
      28 марта 2017 г. 09:27

      Навальный и революция детей

      У России две беды – это Путин и Навальный. Путин со своими друзьями и родственниками уже 17 лет высасывает все соки из страны и полагает, что это будет продолжаться вечно. Навальный на словах критикует отдельных персонажей-коррупционеров, при этом касаясь Путина вскользь и почти не критикует систему в целом. В будущем он надеется как минимум стать новым системным оппо...
      1475
      Яков Азимандис Лишние люди
      16 марта 2017 г. 08:50

      Что делать с Крымом

      Вот уже 3 года, как Крым наш. Вернее, не то что бы наш. Скажем так, в одной с нами лодке, которую нельзя раскачивать. За эти годы крымчане в полной мере вкусили все прелести жизни в России. Из некой dreamland она стала для них суровой обыденностью. У кого-то иллюзии по поводу неё пропали, после резкого взлета цен, рейдерского отжима недвижимости в пользу российских ол...
      2130
      Яков Азимандис Лишние люди
      10 марта 2017 г. 16:13

      Размышления о революции, трупе империи и рождении нации

      «Мы создали Италию, теперь надо создать итальянцев» - сказал некогда Мадзини. Это же справедливо для всех других наций, и особенно актуально для русской нации. 100 лет прошло с начала Февральской Революции. Но продолжаются горячие споры о том, почему она произошла, о том, чем она являлась. Гражданская война, которая, казалось бы, давно закончилась, продолжается в гол...
      1962
      Яков Азимандис Лишние люди
      27 февраля 2017 г. 22:46

      Ветры весны

      Не знаю, где как, а в наши донские степи уже пришла весна. Все как обычно, снег растаял, обнажив прошлогодний мусор, битые бутылки, окурки, обрывки газет, которые давно никто не читает. Довольно неприятное время, честно говоря, но в воздухе впервые за долгое время стали появляться запахи. Природа просыпается и мы вместе с ней. Становится понятно, что это уже не очеред...
      1109
      Яков Азимандис Лишние люди
      25 февраля 2017 г. 18:02

      "Пассажиры": экзистенциальная мелодрама

      Фильм «Пассажиры» вышел в конце 2016 года. Его немало ругали, немного хвалили, в целом сходились во мнении, что авторы фильма, использовав большое количество интересных и неизбитых идей, не довели их до конца, не смогли в полной мере раскрыть их потенциал. Это так. Рецензенты утонули в разных деталях, как актерская игра, светские сплетни о Дженифер Лоуренс, сюжетные н...
      3276
      Яков Азимандис Лишние люди
      18 февраля 2017 г. 02:35

      Putin ex mashina или чудесное спасение Исаакия

      Противостояние вокруг передачи Исаакиевского собора РПЦ вчера привело к неожиданному повороту. Некий неназванный высокопоставленный чиновник сообщил газете «Ведомости», что передача собора проводилась без согласования с президентом и руководством страны. Выход из сложившейся ситуации аноним видит в совместном использовании Исаакия, как государством, так...
      1518
      Яков Азимандис Лишние люди
      13 февраля 2017 г. 14:00

      Почему Путин не Трамп

      Победа Трампа обитателями сахарно-ватного Кремля преподносится, как победа Путина и его модели суверенной демократии. Зачастую похожую точку зрения выражают и их противники-либералы и даже некоторые западные СМИ и эксперты. Просто для первых это повод для подбрасывания в воздух чепчиков, для вторых повод для посыпания головы пеплом.В самом деле, мы в пр...
      1301
      Яков Азимандис Лишние люди
      13 января 2017 г. 01:16

      Карательная опека

      Итак, Дума одобрила декриминализацию побоев в семье. Это стало итогом мощной лоббистской компании, в которой участвовали уже известные нам герои, например РИА "Катюша" и союзные ей патриотически-православные ресурсы, за которыми стоят Решетников, Глазьев и прочие персонажи. Но стоит напомнить, что ту самую репрессивную ювенальную юстицию, которая стала ...
      1129
      Яков Азимандис Лишние люди
      14 декабря 2016 г. 01:58

      Тотальная графомания

      Никто не любит графоманов. Даже сами графоманы сами себя не любят, но зачастую не могут остановиться, не могут преодолеть свою пагубную страсть к написанию множества плохих и ненужных текстов. И дело даже не в том, что тексты эти написаны скверно и с множеством ошибок. Дело в том, что их написание является определенной самоцелью, оправданием для пустой и бесцельной жи...
      6331
      Яков Азимандис Лишние люди
      30 ноября 2016 г. 17:19

      Вопрос принадлежности

      Наталья Касперская недавно выдала интервью, где очень точно выразила то, о чем думают наши власти:"Мое мнение, что эти данные должны являться собственностью государства, потому что пользователи этими данными не обладают. Пользователь отпустил их в информационное пространство, и утекло все, что он там написал. Значит, это не их принадлежность". Можно коне...
      1699
      Яков Азимандис Лишние люди
      24 ноября 2016 г. 13:34

      «Пусть куются все крепче оковы – тем скорей мы разбить их готовы…». О фильме «Цвет шафрана»

      От редакции: По настоящему хорошая рецензия должна не просто пересказывать и оценивать тот или иной фильм или спектакль. Любая хорошая рецензия должна поднимать важные и нужные вопросы, широко освещать темы, которое произведение затронуло, наиболее выпукло показывать связь произведения с нашей реальностью, заострять поднятые проблемы.К таким рецензиям несомненно можно...
      1913
      Яков Азимандис Лишние люди
      23 ноября 2016 г. 13:28

      О вырождении в мире идей

      Текст от наших товарищей из группы "L.E.F." На днях нам попалось на глаза замечательное открытие, которое, пожалуй, даже стоит процитировать: «Выяснилось, что единственным фактором, значимо влияющим на равноправие полов, являются инфекции — изменения в заболеваемости ими предшествуют изменениям показателей гендерного равенства (таких как зарплаты женщин ...
      1895
      Яков Азимандис Лишние люди
      8 ноября 2016 г. 17:20

      Красный май: глобальные последствия великой революции

      Впервые опубликовано в журнале "Радикальные мечтатели".48 лет назад произошла последняя великая революция. Речь, конечно же, о Красном Мае во Франции. Эта революция открыла современную нам эпоху постмодерна, сама же стала образцом для большинства революций последнего времени. Сейчас мы кратко опишем, что происходило в Париже, и вы сами увидите нем...
      6585
      Яков Азимандис Лишние люди
      7 ноября 2016 г. 02:35

      7 ноября - день народного единства

      Прошел День Национального Единства, наступил тот день, который этот праздник призван заменить. Чуть было не написал «новый» праздник, а меж тем ему уже 11 лет. Нельзя сказать, что 4 ноября не прижился. Он оброс определенными традициями, и в пику «левому» 7 ноября, стал важной датой для правых разной степени радикальности. Но, проблема дня единства даже не в искусствен...
      2009
      Яков Азимандис Лишние люди
      6 ноября 2016 г. 03:35

      Бунташное десятилетие

      В российской истории XVII век принято называть «бунташным веком». После смерти царя-тирана, выплыли наружу старые обиды, нерешенные проблемы, скрытые амбиции, проблемы роста и усиление крепостничества. Эпоху правления Никиты Хрущева можно по аналогии назвать «бунташным десятилетием». Причины происходящего уходят, как в эпоху правления Сталина, так и связ...
      2907
      Яков Азимандис Лишние люди
      3 ноября 2016 г. 13:15

      Рассеянная нация

      Сейчас все только и говорят о национальной идее. Давайте поговорим и мы. Честно говоря, я не любитель деления людей на нации, вероисповедания, классы и иные гранфаллоны. Но, от этого разделения никуда не деться, не исключено, что в этом заключена суть нашего общества, которое строится не только на кооперации, но и обязательном противопоставлении чему-либо. Как бы то н...
      1598
      Яков Азимандис Лишние люди
      31 октября 2016 г. 15:20

      Чего боится власть

      Приближается зловещая ночь перед Днем всех святых, тот самый Хэллоуин. Праздник у нас прижился неплохо, хоть власть продолжает его ругать, натужно скрипя скрепами. Поскольку, этот праздник своего рода дань нашим страхам, как тайным, так и явным, предлагаю подумать, во что нам стоит одеться, чтобы напугать наших правителей до усрачки. Казалось бы, ответ о...
      1760
      Яков Азимандис Лишние люди
      29 октября 2016 г. 22:18

      Трус, Балбес, Бывалый

      Почему бы нам не поговорить о персонажах, хорошо знакомых всякому постсоветскому человеку с малого детства? Речь пойдет о гайдаевской троице: Трусе, Балбесе и Бывалом. В этот раз мы решили применить не совсем стандартную методологию. Попробуем одновременно разобрать этих персонажей как художественные образы и как реальных людей, у которых есть своя история, тесно связ...
      3957
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика