• РЕГИСТРАЦИЯ

30 сребренников для Боба Дилана

10 3522

Мало кто знает, что Пита Сигера выдвигали в 2008 году в лауреаты на Нобелевскую премию мира. Но получил её дипломат, за переговоры по Косово. Впрочем, я полагаю, мало кто знает, кто такой Пит Сигер. Зато одного из его учеников Боба Дилана знают все. В блогах и соцсетях сейчас только и говорят о его литературной Нобелевке. И о том, заслужил он её или нет. Сторонники и поклонники Дилана говорят, что он является сам по себе целой эпохой в истории музыки. Но, никто не вспоминает ту эпоху, которая Дилана собственно породила, ту мощную культурную традицию, на волне которой он вознесся к вершине коммерческой популярности.

Речь о знаменитых песнях протеста. Как следует из их названия, эти песни отражали протест и сопротивление против классового, расового, гендерного и иного неравенства в американском обществе. В нечеловеческих условиях бедности, бесправия, а главное бесперспективности, которые царили в стране демократии и равных возможностей, был только один выход — объединяться и сопротивляться. И конечно, сочинять песни, что должны были помочь в этой борьбе.

Основателем этого жанра считается легендарный Джо Хилл, рабочий, активист самого радикального профсоюза начала XX века — ИРМ (Индустриальные Рабочие Мира) или «уоблис». Хилл успел сочинить большое количество песен всего за пять лет. Книжка, которую выпускали ИРМ, «Красный песенник» в большинстве своем содержала песни Хилла. Власти ненавидели и боялись «уобллис». Джо это касалось вдвойне, он был не только революционным бардом, но и талантливым организатором массовых акций протеста. Потому враги искали формальный повод его уничтожить. Но наш герой такого повода не давал. Как он писал товарищу: «…я не занимался ничем, кроме попыток сделать нашу Землю немного лучше для класса трудящихся, и я нахожу большое удовольствие от того, что за всю свою жизнь не обманул никого: ни мужчину, ни женщину, ни ребенка». И тогда власти решили его подставить, его обвинили в попытке ограбления и убийстве. Дело было явно шито белыми нитками, в защиту Джо поднялась национальная и международная компания. За Хилла пытался заступиться даже президент Вильсон. Но власти вынесли приговор — смертная казнь. Перед смертью он завещал товарищам по борьбе не плакать, а организоваться для дальнейшей борьбы. И знамя его было подхвачено другими. Ледбелли, Тётка Молли Джексон, Флоренс Риз... Их песни были продолжением их протеста. За каждой их песней была их личная трагедия. Африканец Ледбелли, что бедствовал, странствовал, сидел в тюрьме. Тетка Молли Джексон, что в 6 лет лишилась матери, в 10 лет впервые попала в тюрьму, с 12 лет начала работать акушеркой, в 13 вышла замуж за местного шахтера. Флоренс Риз, которая сочинила одну из самых известных песен протеста «Which side you are?» (На чьей ты стороне?), после того, как в её дом вломились шериф и наёмники в поисках её мужа — лидера профсоюза.

Но эти ручейки слились в единый могучий поток в начале 40-х. Именно тогда, собиратель фольклора Алан Ломакс познакомил между собой двух человек, Пита Сигера и Вуди Гатри. Ломакс потом сказал: «Именно тот вечер и можно считать началом возрождения американского фолка».

Как потом вспоминал Сигер:

«Лично мне повезло. Хоть поначалу «поп-музыка» и мне вскружила голову (я тогда играл на банджо в школьном оркестре), я узнал, что в моих родных местах можно, послушать другую, очень хорошую музыку, которую никогда не передавали по радио. Мой отец был музыковедом. Однажды он взял меня в горы, на фестиваль народной музыки и танца. И я был покорен… Мне понравились пронзительные голоса певцов, вихревые пляски.

В словах песен была, можно сказать, сама соль жизни.

В сравнении с этим искусством большинство произведений поп-музыки показались мне бледными, жиденькими. Все эти бесконечные вариации на одну и ту же тему: «Бэби, бэби, ты нужна мне». Я понял, что почти все они служат одной цели — заставить людей быть довольными своей судьбой”.

В 40-х годах ныне покойный исполнитель и сочинитель баллад Вуди Гутри и многие другие певцы повели решительную борьбу против этой музыки. Мы стали петь для рабочих, студентов — петь наши песни борьбы.

На радио нас не пускали, но мы и не ожидали ничего другого. Мы устраивали фестивали, на которых выступали с песнями труда, с антифашистскими песнями, а также со старинными балладами, песнями пионеров, первых поселенцев Америки, песнями трудящихся…».

И это были не просто красивые слова, не просто пустая благородная поза. Жизнь и Сигера, и Гатри была подчинена этой борьбе. Сигер поступил в престижнейший Гарвард, в одно время с будущим президентом Кеннеди. Но в том самом 1940 году он его бросил, потому что понял, что ему больше интересна музыка и политика. К тому же отец приобщил его к левым взглядам, и устроиться на какое-то теплое местечко, пока пролетарии бедствуют и умирают от голода, было не в правилах Пита. Его товарищ, Вуди Гатри в 30-е бедствовал и скитался с разорившимися фермерами хобо. На его гитаре было написано «Эта машина убивает фашистов». И это не было шуткой. Слова его песен поражали души врагов, сильнее, чем их тела могли бы поразить пули. В 40-е на волне борьбы с фашизмом, власти смотрели на эти песни ещё сквозь пальцы, но в 50-е, когда началась эпоха маккартизма, исполнители песен протеста стали врагами государствами. Их музыка исчезла с радио, им не давали нормально выступать, сами музыканты попали в печально известные черные списки. Но они не сдавались, ездили по стране, где бывало подвергались нападениям при бездействии полиции. Но и это прошло.

Наступили благодатные 60-е, песни протеста вышли из подполья. Вернее, мощная волна протеста вознесла их на самую вершину. Люди протестовали против расовой и гендерной дискриминации, классового неравенства, империалистических войн. На сцену выходило новое перспективное поколение. Среди них были Джоан Баез, Фил Оукс и много кто ещё. И конечно Дилан. Молодой, талантливый и жаждущий славы. Поначалу он сочинил немало протестных песен, полюбился людям. В какой-то момент он стал даже популярнее, чем старая гвардия. В этот момент он решил свернуть с этого пути, получить дивиденды от неожиданно свалившегося успеха. Разрыв Дилана с его соратниками и учителями давно сам стал легендой. И это не случайно, эта история символична от начала и до конца.

В 1965 году, в Ньюпорте Дилан выходит на сцену с электрогитарой и в сопровождении группы. Вообще, он задолго до этого отходит от фолка, примеряет на себя кожаную куртку и экспериментирует со звуком. Но, на фестивале бардов, на мероприятии, посвященном песням протеста, такого от него все же не ждали. Дилан играет под электрический звук, публика негодует. Говорят, Сигер в гневе кинулся рубить провода. По другой версии просто хотел отключить оборудование. Дилану кричат: «Иуда, Иуда!». Но что такого он сделал? Просто нарушил некие устоявшиеся догмы, как это пытаются представить некоторые обозреватели? Нет. Дело в тут в символьности. Электрогитара, кожаная куртка, своя группа это символы глубоко враждебные тогдашней культуре протеста и сопротивления. Это все равно, что выйти 9 мая, вырядившись в форму СС. Это тот самый мейнстрим для золотой молодежи, не реальная борьба, а лишь условные жесты. Та самая ассимиляция протеста, когда власть и капитал превращают борьбу против них в товар и лейбл. И таким образом Дилан ясно показал на чьей он стороне. Что плевать ему на счастье других, его волнует лишь он сам.

И в самом деле, проблема тут даже не в Дилане. Он лишь оказался одним из актеров, кому была дана возможность сыграть главную роль в этом акте трагедии. Сама эпоха протестов слилась в бездумное болото. Музыка стала развлечением и бизнесом. Протест просто способом привлечь к себе внимание, просто значком на рюкзачке. И да, Дилан это человек-эпоха. Только речь о той бесславной и лживой эпохе, которая пришла после 60-70-х. И он действительно заслужил эту премию. Знаете почему? Потому, что эта премия дается тем, кто так или иначе послужил системе. Сартр это вовремя понял, и послал нобелевский комитет куда подальше. Но Дилану сам бог велел её получить. Он славно послужил системе, в деле возрождения песенной культуры, которая заставляла людей примириться со своей судьбой. Это те самые заслуженные 30 сребреников, что ему положены за предательство. 

Человек-ядро

    Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

    Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

    Запущен в серию: Как "Иноходец" стал грозой небратьев и почему он неуязвим

    "Ни одного прокола!" Дрон щёлкает цели как орешки. Сбить никак, РЭБ бессильны: Интересные факты об ИноходцеКак "Иноходец" стал грозой соседей27 октября наше МО выложило любопытный ролик...

    Картинки 5 ноября 2024 года
    • Rediska
    • Вчера 10:59
    • В топе

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Зеленое лицо протеста

      В России сейчас борются две идеи: идея стабильности и поднятия с колен, которая все более устаревает и рушится под тяжестью собственной несостоятельности и идея новой свободной России. Так уж мы устроены, что каждому неосязаемому явлению стремимся придать некий вид, нарисовать лицо, очеловечить. Это же происходит с нашими идеями и политическими программами. Часто они ...
      1078
      Яков Азимандис Лишние люди
      4 апреля 2017 г. 09:34

      Теракт как гарантия стабильности

      Путинская стабильность снова взорвалась. Вернее, в очередной раз она собрала с нас кровавый урожай, чтобы жить дальше. И, к сожалению, такой вариант развития событий следовало ожидать. Я уже писал месяц назад, о том, что каждый из глав президентской администрации привносит свой стиль в российскую политику. Но есть у путинской эпохи одна есть черта одинаковая для любог...
      1564
      Яков Азимандис Лишние люди
      28 марта 2017 г. 09:27

      Навальный и революция детей

      У России две беды – это Путин и Навальный. Путин со своими друзьями и родственниками уже 17 лет высасывает все соки из страны и полагает, что это будет продолжаться вечно. Навальный на словах критикует отдельных персонажей-коррупционеров, при этом касаясь Путина вскользь и почти не критикует систему в целом. В будущем он надеется как минимум стать новым системным оппо...
      1460
      Яков Азимандис Лишние люди
      16 марта 2017 г. 08:50

      Что делать с Крымом

      Вот уже 3 года, как Крым наш. Вернее, не то что бы наш. Скажем так, в одной с нами лодке, которую нельзя раскачивать. За эти годы крымчане в полной мере вкусили все прелести жизни в России. Из некой dreamland она стала для них суровой обыденностью. У кого-то иллюзии по поводу неё пропали, после резкого взлета цен, рейдерского отжима недвижимости в пользу российских ол...
      2118
      Яков Азимандис Лишние люди
      10 марта 2017 г. 16:13

      Размышления о революции, трупе империи и рождении нации

      «Мы создали Италию, теперь надо создать итальянцев» - сказал некогда Мадзини. Это же справедливо для всех других наций, и особенно актуально для русской нации. 100 лет прошло с начала Февральской Революции. Но продолжаются горячие споры о том, почему она произошла, о том, чем она являлась. Гражданская война, которая, казалось бы, давно закончилась, продолжается в гол...
      1946
      Яков Азимандис Лишние люди
      27 февраля 2017 г. 22:46

      Ветры весны

      Не знаю, где как, а в наши донские степи уже пришла весна. Все как обычно, снег растаял, обнажив прошлогодний мусор, битые бутылки, окурки, обрывки газет, которые давно никто не читает. Довольно неприятное время, честно говоря, но в воздухе впервые за долгое время стали появляться запахи. Природа просыпается и мы вместе с ней. Становится понятно, что это уже не очеред...
      1098
      Яков Азимандис Лишние люди
      25 февраля 2017 г. 18:02

      "Пассажиры": экзистенциальная мелодрама

      Фильм «Пассажиры» вышел в конце 2016 года. Его немало ругали, немного хвалили, в целом сходились во мнении, что авторы фильма, использовав большое количество интересных и неизбитых идей, не довели их до конца, не смогли в полной мере раскрыть их потенциал. Это так. Рецензенты утонули в разных деталях, как актерская игра, светские сплетни о Дженифер Лоуренс, сюжетные н...
      3253
      Яков Азимандис Лишние люди
      18 февраля 2017 г. 02:35

      Putin ex mashina или чудесное спасение Исаакия

      Противостояние вокруг передачи Исаакиевского собора РПЦ вчера привело к неожиданному повороту. Некий неназванный высокопоставленный чиновник сообщил газете «Ведомости», что передача собора проводилась без согласования с президентом и руководством страны. Выход из сложившейся ситуации аноним видит в совместном использовании Исаакия, как государством, так...
      1503
      Яков Азимандис Лишние люди
      13 февраля 2017 г. 14:00

      Почему Путин не Трамп

      Победа Трампа обитателями сахарно-ватного Кремля преподносится, как победа Путина и его модели суверенной демократии. Зачастую похожую точку зрения выражают и их противники-либералы и даже некоторые западные СМИ и эксперты. Просто для первых это повод для подбрасывания в воздух чепчиков, для вторых повод для посыпания головы пеплом.В самом деле, мы в пр...
      1288
      Яков Азимандис Лишние люди
      13 января 2017 г. 01:16

      Карательная опека

      Итак, Дума одобрила декриминализацию побоев в семье. Это стало итогом мощной лоббистской компании, в которой участвовали уже известные нам герои, например РИА "Катюша" и союзные ей патриотически-православные ресурсы, за которыми стоят Решетников, Глазьев и прочие персонажи. Но стоит напомнить, что ту самую репрессивную ювенальную юстицию, которая стала ...
      1120
      Яков Азимандис Лишние люди
      14 декабря 2016 г. 01:58

      Тотальная графомания

      Никто не любит графоманов. Даже сами графоманы сами себя не любят, но зачастую не могут остановиться, не могут преодолеть свою пагубную страсть к написанию множества плохих и ненужных текстов. И дело даже не в том, что тексты эти написаны скверно и с множеством ошибок. Дело в том, что их написание является определенной самоцелью, оправданием для пустой и бесцельной жи...
      6314
      Яков Азимандис Лишние люди
      30 ноября 2016 г. 17:19

      Вопрос принадлежности

      Наталья Касперская недавно выдала интервью, где очень точно выразила то, о чем думают наши власти:"Мое мнение, что эти данные должны являться собственностью государства, потому что пользователи этими данными не обладают. Пользователь отпустил их в информационное пространство, и утекло все, что он там написал. Значит, это не их принадлежность". Можно коне...
      1686
      Яков Азимандис Лишние люди
      24 ноября 2016 г. 13:34

      «Пусть куются все крепче оковы – тем скорей мы разбить их готовы…». О фильме «Цвет шафрана»

      От редакции: По настоящему хорошая рецензия должна не просто пересказывать и оценивать тот или иной фильм или спектакль. Любая хорошая рецензия должна поднимать важные и нужные вопросы, широко освещать темы, которое произведение затронуло, наиболее выпукло показывать связь произведения с нашей реальностью, заострять поднятые проблемы.К таким рецензиям несомненно можно...
      1897
      Яков Азимандис Лишние люди
      23 ноября 2016 г. 13:28

      О вырождении в мире идей

      Текст от наших товарищей из группы "L.E.F." На днях нам попалось на глаза замечательное открытие, которое, пожалуй, даже стоит процитировать: «Выяснилось, что единственным фактором, значимо влияющим на равноправие полов, являются инфекции — изменения в заболеваемости ими предшествуют изменениям показателей гендерного равенства (таких как зарплаты женщин ...
      1871
      Яков Азимандис Лишние люди
      8 ноября 2016 г. 17:20

      Красный май: глобальные последствия великой революции

      Впервые опубликовано в журнале "Радикальные мечтатели".48 лет назад произошла последняя великая революция. Речь, конечно же, о Красном Мае во Франции. Эта революция открыла современную нам эпоху постмодерна, сама же стала образцом для большинства революций последнего времени. Сейчас мы кратко опишем, что происходило в Париже, и вы сами увидите нем...
      6533
      Яков Азимандис Лишние люди
      7 ноября 2016 г. 02:35

      7 ноября - день народного единства

      Прошел День Национального Единства, наступил тот день, который этот праздник призван заменить. Чуть было не написал «новый» праздник, а меж тем ему уже 11 лет. Нельзя сказать, что 4 ноября не прижился. Он оброс определенными традициями, и в пику «левому» 7 ноября, стал важной датой для правых разной степени радикальности. Но, проблема дня единства даже не в искусствен...
      1991
      Яков Азимандис Лишние люди
      6 ноября 2016 г. 03:35

      Бунташное десятилетие

      В российской истории XVII век принято называть «бунташным веком». После смерти царя-тирана, выплыли наружу старые обиды, нерешенные проблемы, скрытые амбиции, проблемы роста и усиление крепостничества. Эпоху правления Никиты Хрущева можно по аналогии назвать «бунташным десятилетием». Причины происходящего уходят, как в эпоху правления Сталина, так и связ...
      2883
      Яков Азимандис Лишние люди
      3 ноября 2016 г. 13:15

      Рассеянная нация

      Сейчас все только и говорят о национальной идее. Давайте поговорим и мы. Честно говоря, я не любитель деления людей на нации, вероисповедания, классы и иные гранфаллоны. Но, от этого разделения никуда не деться, не исключено, что в этом заключена суть нашего общества, которое строится не только на кооперации, но и обязательном противопоставлении чему-либо. Как бы то н...
      1583
      Яков Азимандис Лишние люди
      31 октября 2016 г. 15:20

      Чего боится власть

      Приближается зловещая ночь перед Днем всех святых, тот самый Хэллоуин. Праздник у нас прижился неплохо, хоть власть продолжает его ругать, натужно скрипя скрепами. Поскольку, этот праздник своего рода дань нашим страхам, как тайным, так и явным, предлагаю подумать, во что нам стоит одеться, чтобы напугать наших правителей до усрачки. Казалось бы, ответ о...
      1742
      Яков Азимандис Лишние люди
      29 октября 2016 г. 22:18

      Трус, Балбес, Бывалый

      Почему бы нам не поговорить о персонажах, хорошо знакомых всякому постсоветскому человеку с малого детства? Речь пойдет о гайдаевской троице: Трусе, Балбесе и Бывалом. В этот раз мы решили применить не совсем стандартную методологию. Попробуем одновременно разобрать этих персонажей как художественные образы и как реальных людей, у которых есть своя история, тесно связ...
      3934
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика