• РЕГИСТРАЦИЯ

Трус, Балбес, Бывалый

2 3934

Почему бы нам не поговорить о персонажах, хорошо знакомых всякому постсоветскому человеку с малого детства? Речь пойдет о гайдаевской троице: Трусе, Балбесе и Бывалом. В этот раз мы решили применить не совсем стандартную методологию. Попробуем одновременно разобрать этих персонажей как художественные образы и как реальных людей, у которых есть своя история, тесно связанная с окружавшей их эпохой.

В 1958 году начинающий режиссер Леонид Гайдай выпустил один из своих первых фильмов — «Жених с того света». Цензура не приняла его и вырезала почти половину материала, превратив в короткометражку. Для Гайдая это был сильный удар, поскольку на это кино он возлагал большие надежды, вместо чего его творческая карьера оказалась под вопросом. Он впал в депрессию, покинул Москву и вернулся домой в Иркутск. Там он перечитывал старые сатирические журналы, и однажды ему подвернулся фельетон из газеты «Правда», ставший основой для сценария первого фильма о приключениях Труса, Балбеса и Бывалого.

С первого раза, без проб, был утвержден только Георгий Вицин на роль Труса. На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов, но Юрий Никулин смотрелся убедительнее. На роль Бывалого — Иван Любезнов, который отказался из–за физической формы — ему было тяжело бегать от собаки. Евгений Моргунов был взят по рекомендации Ивана Пырьева. Любопытно, что Моргунов является самым младшим из них, а Вицин — самым старшим. Но не будем пересказывать биографии (пусть и крайне интересные), иначе статья увеличится втрое.

Первым появлением этих героев на экранах стала короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс». Фильм длился всего десять минут и вряд ли претендовал на что-то великое, однако появившиеся там Трус, Балбес и Бывалый сразу завоевали любовь зрителей. Да и сам Гайдай верно оценил их комедийный потенциал.

Первоначально троица не имела голоса. Трус, Балбес и Бывалый были срисованы с известных комедийных персонажей эпохи немого кино. Чувствуются заимствования из фильмов с Чарли Чаплиным и Бастером Китоном.

Среди их западных предшественников можно вспомнить группу комиков «Три балбеса» (The Three Stooges), начавшую свою деятельность в США тридцатых годов. Формально комиков было больше, однако в кадре всегда фигурировали только три персонажа. Мо Говард и Ларри Файн были постоянными героями этого сериала, а третий персонаж часто менялся. Они делали ставку на гротеск и буффонаду, чтобы веселить зрителей, и за долгую карьеру сняли почти две сотни короткометражек.

Вернемся к нашей троице. Разумеется, их популярность обусловили не только аллюзии и следование мировым традициям кинокомедий. Гайдай, нарочно или случайно, попал точно в яблочко, угадав с важнейшими архетипами русского сознания. Трус, Балбес, Бывалый — это и три богатыря, и соборный советский народ, и даже рублевская «Троица». Зрители узнавали в них себя, соседей, коллег по работе.

Вот только эксперты до сих пор расходятся во мнениях, считать ли образ героев однозначно негативным, либо же пытаться найти в них светлые стороны. Мы предпочли пойти по второму пути. Среди тех, кто считает, что Трус, Балбес и Бывалый были мрачными и чуть ли не демоническими фигурами, можно обратить внимание на киноведа Олега Ковалова:

"…У Гайдая явлена уродливая трансформация этих начал: практичность вырождается в нахрап Бывалого, простодушие — в дурость Балбеса, биение мысли — в лакейство псевдоинтеллигента Труса. Идеальные свойства народного организма искажены социальной формацией и только ею, перед нами — «три источника, три составные части» советского строя, его неразъемный костяк: Вождь-шкурник с подручными — тупым Люмпеном и интеллигенствующим Лакеем…

…Отчего же эти малопривлекательные личности стали всеобщими любимцами? Оттого, верно, что народ взглянул на себя как на переболевшего тяжкой хворью, уже осознанной и потому не опасной. Лишь изредка свинцовой неподвижностью пугал взгляд Бывалого, лишь на миг хищной казалась ухмылка Балбеса, лишь легкую гадливость вызывала порой суетливая ужимка Труса…

…И только со временем внятно проступило для всех: герои Гайдая, бесславно пробавлявшиеся на экране мелким надувательством, ныне правят бал за стенами кинотеатров, становясь все более неодолимо-зловещими: все матерее — мертвая хватка Бывалого, все наглее — захребетничество бездельника Балбеса, все циничнее — холуйство Труса. Экранные тени, грозно сгустившиеся в реальные фигуры — ужаснули…"

С нашей точки зрения, эти эсхатологическия стенания — совсем уж крайность. Персонажи Труса, Балбеса и Бывалого базируются на реальности, за ними есть определенный социально-экономический контекст, который мы, к сожалению, уже потеряли и вряд ли способны уловить. Понимание героев будет неполным, если мы не восстановим ту эпоху, которая их окружала. И тогда мы увидим, что они не только не монстры, но, в каком-то смысле, жертвы своего времени.

Первым наше внимание привлекает фигура Бывалого. И немудрено: он всегда идет впереди, заслоняя мощным телом двух других, выглядывающих из–за его широкой спины. Он кажется нам лидером этой компании, мозговым и организаторским центром. Решительным человеком дела.

Кем мог быть Бывалый до того, как возглавил троицу? Вероятнее всего, у него за спиной военное прошлое. Из важных особенностей: бритая налысо голова с массивным затылком и усы, которые часто носили в Союзе сталинские чиновники или силовики (достаточно сравнить Бывалого с Котовским). В нем ощущается выучка, практичный и прямолинейный, армейский подход. В «Операции Ы» мы видим, как он тренируется с боксерской грушей. Он поддерживает физическую форму, причем не фитнесс-пробежками, а тоже очень незатейливым и полезным для возможной драки способом.

Может показаться, что, в отличие от своих товарищей, он лишен творческой искры, но это не так. Начнем с того, что в «Кавказской пленнице» Бывалый все–таки выступает в роли учителя твиста (а это вам не лезгинка), кроме того в самогонщиках он слегка аккомпанирует поющим игрой на тромбоне. Кто знает, быть может, это такой привет из армейской молодости с ее бесконечными концертами самодеятельности. Творческая энергия Бывалого трансформируется в организаторскую. Для компании он является медиатором с внешним миром. Это он находил сомнительные подработки и, вероятно, предложил заняться браконьерством и самогоноварением. Трус и Балбес во всем поддерживают его начинания. Не исключено, что когда-то он был их непосредственным начальником.

После Бывалого мы сразу видим Балбеса. Его сложно не заметить. Это рыжий клоун с ужимками, кривляниями и постоянными шуточками. Он исполняет роль шута, веселящего, а иногда и беззлобно высмеивающего своих компаньонов. Бывалый взирает на него снисходительно, иногда подмечая его удаль и способность много пить, не пьянея.

Балбес не всегда ерничает, у него есть и другая сторона — лиричная и ранимая. Мы видим ее во время исполнения песни «Постой паровоз…» в «Операции Ы». На ней следует остановиться подробнее, поскольку именно в ней скрывается секрет наиболее правдоподобной биографии Балбеса.

Приведем основательный отрывок из статьи господина Евгения Колесникова, журналиста «АиФ-Петербург»:

"Напомним, что легендарная песня «Постой, паровоз…» впервые на экранах прозвучала в 1965 году, в исполнении Юрия Никулина, в фильме Леонида Гайдая «Операция “Ы”». Фильм и песня в одночасье стали популярными по всему Союзу. Долгое время считалось, что автор ее неизвестен, но в 1990-е годы Николай Ивановский объявил через прессу, что именно он написал хит.

Николай был личностью весьма любопытной. Родился в 1928 году. В 14 лет попал в детскую колонию за воровство голубей. Потом стал карманником («Ты бьешь “бока», портфели. Ты мастер в этом деле. Бьешь, пока не попадешь” — это его стихи). По его словам, в 18 лет, когда отбывал срок в Карелии, и написал «Паровоз»…

…Крупнейший в России коллекционер блатного фольклора Владимир Окунев навещал Ивановского незадолго до его смерти. Николай уже был плох, недавно перенес инсульт. Но тем не менее подтвердил, что именно он написал песню «Постой, паровоз» в 1946 году. И даже объяснил, как она попала на экраны.

Якобы на «Ленфильме» во время застолий он нередко исполнял «Паровоз» под гитару. И Гайдаю очень понравилась песня… Племянник Ивановского Александр Дюрис вспоминает: «То, что именно дядька является автором «Паровоза», для нас, его родных, было естественным фактом. Мы неоднократно слышали, как он ее исполнял еще до выхода на экран «Операции “Ы”. Только мы не придавали этому значения. Что касается авторских прав, то дядька в этом вопросе лопух. За что его и люблю. Песня стала народной, пусть такой и остается».

Однако есть все основания сомневаться в авторстве Николая Ивановского. Вот на что указывает исследователь «блатных» произведений Александр Тихомиров. В книге Майкла и Лидии Джекобсон «Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник» есть песня с весьма знакомыми словами (см. текст для сравнения). В примечании указано, что текст взят из коллекции Александра Варди, эмигранта, многие годы собиравшего фольклор сталинских лагерей. Ныне эта коллекция хранится в университете Стэнфорда. Так вот, на полях рукописи с текстом стоит пометка: «Магадан, 1939 г.»… Выходит, Ивановский просто перефразировал уже известную песню? Что ж, получился, говоря по-модному, своеобразный римейк. Поэтому в чем-то можно согласиться с Николаем Ивановским, который говорил про «Паровоз»: «Песня народная — слова мои».

Сравните сами:

«Постой, паровоз…»

(Версия Ивановского)

Постой, паровоз,

Не стучите, колеса,

Кондуктор, нажми

На тормоза.

Я к маменьке родной

С последним поклоном

Спешу показаться на глаза.

Не жди меня, мама,

Хорошего сына.

Твой сын не такой,

Как был вчера.

Меня засосала

Опасная трясина,

И жизнь моя — вечная игра.

Постой, паровоз,

Не стучите, колеса.

Есть время взглянуть

Судьбе в глаза.

Пока еще не поздно

Нам сделать остановку,

Кондуктор, нажми

На тормоза.

1946 г., Карелия


«Паровоз»

(Версия из коллекции

А. Варди)

Стойте, паровозы,

Колеса, не стучите,

Кондуктор, поднажми

На тормоза.

К маменьке родимой

В последнюю минуту

Хочу

показаться на глаза.

Не жди ты, моя мама,

Красивого сыночка.

Не жди,

Он не вернется никогда.

Его засосала

Тюремная решетка,

Он с волей

Распростился навсегда.

Хевра удалая,

Смелая, блатная,

Та, которой жизнь

Трын-трава,

Все мои Кирюхи,

Вся семья большая

Едет на гастроли в лагеря.

Что ж нам еще делать,

Мальчикам горячим?

Семьи наши

Высланы в Сибирь.

Мы же ухильнули,

Работнули дачу,

И за это гонят в Анадырь.

Вечно не забуду

Маму дорогую,

Знаю, будет чахнуть,

Горевать по мне.

Ведь ее сыночков,

Всю семью большую,

Раскулачка гонит

По земле.

1939 г., Магадан"

Как вы сами видите, песня "Постой, паровоз…" Ивановского действительно очень похожа на песню Варди. Разве что вырезаны все острые политические моменты, вроде лагерей и раскулачивания. По сути, в варианте Ивановского угадывается лишь сентиментальный мотив расставания, причем блатная тематика здесь почти не видна. Получившийся отцензурированный текст прекрасно подошел для фильма Гайдая.

Если предположить, что жизнь Балбеса чем-то похожа на жизнь Ивановского, то тогда он тоже сидел по малолетке. За какое-нибудь мелкое воровство, хулиганство или бродяжничество. Отсидев, он мог долгое время скитаться с места на места, перебиваясь случайными заработками, пока не нашел приют в одной конторе с Бывалым и Трусом, где и состоялось их судьбоносное знакомство.

Трус — классический советский интеллигентишка, именно так, пренебрежительно. Инфантильный, рафинированный, беспомощный и боязливый. Если не обращать внимания на детали, то со всех сторон мы будем видеть в нем обузу двум другим героям. Важно ответить на вопрос: умен ли Трус на самом деле или вся его интеллигентность — пустышка, проявление лакейства и лизоблюдства. Ответ, кстати, довольно неожиданный. Да, Трус действительно умен и образован, причем его знания не ограничиваются неким минимумом, достаточным для выживания в советской бюрократической системе. И это, скорее, его беда, а не достоинство.

Вспомните, как в «Операции Ы» он продавал лубочные картинки на рынке (что является отсылкой к знаменитому визиту Хрущева на выставку авангардистов): «Никакого модернизьма! Никакого абстракционизьма! Картина “Русалка”, классический сюжет. Опера. Музыка Даргомыжского, слова Пушкина». Вся эта информация, избыточная для мещанского сознания советских людей, пришедших на рынок, отпугивала покупателей, а не привлекала. Во время репетиции ограбления Трус идет и разбрасывает то ли соль, то ли муку, откровенно пародируя картины про сеятелей. Думаю, что как персонаж он делает это осознанно, и Трус сам слегка радуется тому, какой эффект он создает. Кроме того, "простым естественным вопросом в три часа ночи" Трус считает "Как пройти в библиотеку?"

Все это говорит о том, что Трус витает в облаках, живет в оторванном от реальности мире. Он напоминает рассеянного профессора, с головой уходящего в свои размышления. Можно допустить, что сперва Трус хотел посвятить жизнь книгам, но не смог пробиться в Союз писателей, поскольку не выдержал конкуренции с наглыми приспособленцами, берущими нахрапом и хамством. Или был учителем, но не выдержал постоянных насмешек детей. Так или иначе, дорога привела его в одну контору с Балбесом и Бывалым.

Возможно, наша троица была честными советскими гражданами. Ну, или относительно честными. Вернемся к картине Гайдая «Жених с того света». Там речь шла о бюрократе, который после ошибочного известия о своей смерти не мог без справки подтвердить окружающим и самому себе свое существование. Главного героя играл Ростислав Плятт, а его заместителя участник нашей троицы — Вицин.

Но тут нам интересен не сюжет, а контекст. Действие фильма происходит в конце 50-х. Герои работают в конторе КУКУ (Кустовое Управление Курортными Учреждениями). Кроме нее фигурирует еще огромное количество бесполезных контор, которые выполняют роль посредников в сложных хозяйственных цепочках. И с этими организациями, как пережитками сталинской эпохи началась борьба. Многие из них были закрыты. Собственно, мы видим это в фильме. В конце в КУКУ приходит проверка, которая закрывает и ее, и другие конторы в здании, отданное под гостиницу.

Наши герои вполне могли работать в подобной конторе. Бывалый — начальником, Трус — бухгалтером или секретарем, Балбес — грузчиком или сторожем.

Впрочем, нельзя отбрасывать версию, что судьба могла свести их вместе в тюрьме. В 40-е репрессивная машина особенно разбушевалась. Под ее молотилки мог попасть кто угодно. Военному Бывалому могли инкриминировать подрывную деятельность, Трус мог оказаться за решеткой за растраты, Балбес — за кражу. Если они познакомились в тюрьме, то точно не были блатными. Мужиками, скорее всего. Или козлами — помощниками тюремщиков. Трус, например, мог стать библиотекарем

Ну и третья версия заключается в том, что все это время они были артельщиками. Чтобы лучше объяснить, что такое из себя представляет артель в условиях того времени, приведем отрывки из статьи кандидата экономических наук Андрея Песоцкого:

"Артели в разных формах существовали на Руси с давних пор, успешно пережили они и Октябрьскую революцию. Парадоксальным для многих является факт, что артели и кооперативы играли достаточно значимую роль в сталинской экономике, которая, в отличие от представления либеральной общественности, отнюдь не ограничивалась хождением на работу строем под окрики лагерных надсмотрщиков.

Уже в первой советской пятилетке был запланирован рост количества артелей в 2,6 раз. Артели освобождались от большинства налогов, поддерживалась выборность их руководства (особо рьяных партфункционеров, пытавшихся прижать артели, ставили на место). По многим направлениям артельщики занимали передовые позиции. Например, ленинградская артель «Прогресс-радио» первая в Союзе выпускала ламповые приемники, радиолы, первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой. В блокадном Ленинграде артели выпускали автоматы ППС, обладая собственными станками, прессами, сварочным оборудованием.

На момент смерти Иосифа Сталина в СССР было 114 000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений — от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья. Такое положение дел продолжалось до 1956 года, когда артельщина была официально запрещена и в течении нескольких лет разогнана".

Таким образом, наши герои вполне могли заниматься подобной деятельностью до конца 50-х, пока их честный труд не пошел вразрез с политикой партии.

Сам собой возникает вопрос, как такие разные персонажи умудряются не только дружно существовать, но и успешно вести совместный бизнес (несмотря на их неудачи в кино, очевидно, что за кадром они вполне способны приторговывать самогоном или мелкой кустарщиной, вроде расписных кошечек)? Как минимум один объединяющий фактор лежит на поверхности — это алкоголь. Если представить, что наша троица — собутыльники, то многое встает на свои места. Опять же, попаданием в национальный архетип было именно то, как герои регулярно соображали на троих.

Многие авторы рецензий считают, что группа держится на жесткой иерархии. Бывалый шпыняет Балбеса, и они вдвоем издеваются над Трусом. И вновь детали из фильмов это опровергают. Они не только шикают друг на друга, но и оказывают добровольные мелкие услуги: подают друг другу закусь, внимательно смотрят, чтобы никому не поплохело с самогона.

Другая сцена, демонстрирующая равенство наших героев, торг с заказчиком ограбления в «Операции Ы»:

— Триста тридцать! — вскрикивает Балбес.

— Каждому! — выходит вперед Бывалый

Конечно, нет оснований предполагать, что они потом не перераспределятся в пользу Бывалого. С другой стороны, предполагать нечестную дележку тоже нет оснований, особенно если учитывать, что они артельщики. К слову, пираты в долях все поровну делили и принципиального разрыва между капитаном и матросом не существовало.

Также вошло в привычку обвинять их в тунеядстве. Это уж совсем смешно и нелепо. Хотите настоящего тунеядца, вспомните Федю из первой новеллы «Приключений Шурика». Тот точно хотел только валяться, жрать и спать, разве что галушки сами в рот не залетали. "Кто не работает, тот ест". Вот так выглядит настоящий тунеядец-паразит, которому противна работа, как таковая. На его фоне Трус, Балбес и Бывалый — не просто труженики, а вообще стахановцы.

Вспомните, как они гнали самогон. Целый день без устали раскочегаривали печку, разливали, клеили этикетки. И за обеденный стол они садятся лишь после того, как выработают некую норму продукции. В «Операции Ы» они вообще трансформируются в ремесленников-кустарей. В их квартире, как можно судить, находится мастерская, где они сами делают фарфоровых кошек и сахарные леденцы. Практически в каждом фильме они заняты какой-то деятельностью, фактически легальной и положительной, однако никогда не брезгуют нелегальной халтуркой.

Их настоящая вина в том, что они пытались трудиться и реализовывать плоды своего труда в обход советского государства. Работать на себя. А власть в те времена одного и хотела: загнать таких умельцев-индивидуалистов в колхозы, кооперативы, заводские цеха и забюрократизированные конторы. Пусть даже это сведет эффективность труда на нет, зато все будет под контролем.

Фактически, это малый бизнес, рыночники, НЭПманы. Мелкие кустари и торговцы обладали большим запасом деятельной энергии и социальной мобильности. Так и наша троица, будто бы в состоянии прижиться и организовать терпимый быт на любой земле. В народном сознании такие люди всегда ассоциировались с трикстерами, плутами и бродягами. К этому же типу относится авантюрист Остап Бендер, также снискавший любовь публики. Обманщики, воры, жулики, шарлатаны — но никогда не убийцы, не грабители, не мародеры. Жестокость им не свойственна, и, кажется, дело не только в уголовном кодексе, с которым они сверяют будущие преступления.

Тяжело представить Труса, Балбеса и Бывалого (в меньшей степени), подавляющими «Пражскую весну». А Шурика — вполне. Он ведь, так сказать, «комсомолец, отличник и просто красавец». Его можно считать ответом зарождавшемуся диссидентству, всяким Бродским и Евтушенкам. Шурик — это охранитель советского мифа, без ропота принимающий те догмы просвещенного социалистического жизнестроительства, которые внушала агитпромовская машина. Вот он берет на перевоспитание тунеядца Федю и хлещет его прутиком. Вот он разбирается с клановой коррупцией на Кавказе. Можно обратить внимание, что он не боится применять насилие (пусть и в малых терапевтических дозах, но зато со святой уверенностью в том, что делает все правильно),

Образ может быть радикально пересмотрен после событий «Операции Ы». В ходе драки на складе именно Шурик «убивает» Балбеса, а не наоборот. Выпад шпагой четко в сердце. Кстати, это очень лишний момент в картине. Гайдай сразу после него хочет побыстрее закончить схватку с Балбесом и сливает ее меньше чем за минуту каким-то нелепым броском лассо.

Как вы понимаете, на героев Гайдая можно посмотреть с разных точек зрения. И это очень хорошо, потому что его персонажи получились живыми. Плоские, банальные и шаблонные образы всегда прочитываются однозначно, не вызывая сомнений, споров и исследовательского азарта. Мы надеемся, что этот материал освежит воспоминания о гайдаевских комедиях (ведь до новогодних праздников еще так долго) и поможет по-новому взглянуть на родных Труса, Балбеса и Бывалого. И то, что мы написали, написано лишь из огромной любви к этим персонажам, которые растворены в крови каждого из нас.


Дарья Сокологорская

Яков Азимандис

Человек-ядро

    Люди не меняются. А страны?

    Психология права: люди в целом не меняются что в течении своей жизни, что от поколения к поколению. А чтобы это как-то застолбить, придумали ментальность, примеряя её как к отдельным ин...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Зеленое лицо протеста

      В России сейчас борются две идеи: идея стабильности и поднятия с колен, которая все более устаревает и рушится под тяжестью собственной несостоятельности и идея новой свободной России. Так уж мы устроены, что каждому неосязаемому явлению стремимся придать некий вид, нарисовать лицо, очеловечить. Это же происходит с нашими идеями и политическими программами. Часто они ...
      1078
      Яков Азимандис Лишние люди
      4 апреля 2017 г. 09:34

      Теракт как гарантия стабильности

      Путинская стабильность снова взорвалась. Вернее, в очередной раз она собрала с нас кровавый урожай, чтобы жить дальше. И, к сожалению, такой вариант развития событий следовало ожидать. Я уже писал месяц назад, о том, что каждый из глав президентской администрации привносит свой стиль в российскую политику. Но есть у путинской эпохи одна есть черта одинаковая для любог...
      1564
      Яков Азимандис Лишние люди
      28 марта 2017 г. 09:27

      Навальный и революция детей

      У России две беды – это Путин и Навальный. Путин со своими друзьями и родственниками уже 17 лет высасывает все соки из страны и полагает, что это будет продолжаться вечно. Навальный на словах критикует отдельных персонажей-коррупционеров, при этом касаясь Путина вскользь и почти не критикует систему в целом. В будущем он надеется как минимум стать новым системным оппо...
      1460
      Яков Азимандис Лишние люди
      16 марта 2017 г. 08:50

      Что делать с Крымом

      Вот уже 3 года, как Крым наш. Вернее, не то что бы наш. Скажем так, в одной с нами лодке, которую нельзя раскачивать. За эти годы крымчане в полной мере вкусили все прелести жизни в России. Из некой dreamland она стала для них суровой обыденностью. У кого-то иллюзии по поводу неё пропали, после резкого взлета цен, рейдерского отжима недвижимости в пользу российских ол...
      2118
      Яков Азимандис Лишние люди
      10 марта 2017 г. 16:13

      Размышления о революции, трупе империи и рождении нации

      «Мы создали Италию, теперь надо создать итальянцев» - сказал некогда Мадзини. Это же справедливо для всех других наций, и особенно актуально для русской нации. 100 лет прошло с начала Февральской Революции. Но продолжаются горячие споры о том, почему она произошла, о том, чем она являлась. Гражданская война, которая, казалось бы, давно закончилась, продолжается в гол...
      1946
      Яков Азимандис Лишние люди
      27 февраля 2017 г. 22:46

      Ветры весны

      Не знаю, где как, а в наши донские степи уже пришла весна. Все как обычно, снег растаял, обнажив прошлогодний мусор, битые бутылки, окурки, обрывки газет, которые давно никто не читает. Довольно неприятное время, честно говоря, но в воздухе впервые за долгое время стали появляться запахи. Природа просыпается и мы вместе с ней. Становится понятно, что это уже не очеред...
      1098
      Яков Азимандис Лишние люди
      25 февраля 2017 г. 18:02

      "Пассажиры": экзистенциальная мелодрама

      Фильм «Пассажиры» вышел в конце 2016 года. Его немало ругали, немного хвалили, в целом сходились во мнении, что авторы фильма, использовав большое количество интересных и неизбитых идей, не довели их до конца, не смогли в полной мере раскрыть их потенциал. Это так. Рецензенты утонули в разных деталях, как актерская игра, светские сплетни о Дженифер Лоуренс, сюжетные н...
      3253
      Яков Азимандис Лишние люди
      18 февраля 2017 г. 02:35

      Putin ex mashina или чудесное спасение Исаакия

      Противостояние вокруг передачи Исаакиевского собора РПЦ вчера привело к неожиданному повороту. Некий неназванный высокопоставленный чиновник сообщил газете «Ведомости», что передача собора проводилась без согласования с президентом и руководством страны. Выход из сложившейся ситуации аноним видит в совместном использовании Исаакия, как государством, так...
      1503
      Яков Азимандис Лишние люди
      13 февраля 2017 г. 14:00

      Почему Путин не Трамп

      Победа Трампа обитателями сахарно-ватного Кремля преподносится, как победа Путина и его модели суверенной демократии. Зачастую похожую точку зрения выражают и их противники-либералы и даже некоторые западные СМИ и эксперты. Просто для первых это повод для подбрасывания в воздух чепчиков, для вторых повод для посыпания головы пеплом.В самом деле, мы в пр...
      1288
      Яков Азимандис Лишние люди
      13 января 2017 г. 01:16

      Карательная опека

      Итак, Дума одобрила декриминализацию побоев в семье. Это стало итогом мощной лоббистской компании, в которой участвовали уже известные нам герои, например РИА "Катюша" и союзные ей патриотически-православные ресурсы, за которыми стоят Решетников, Глазьев и прочие персонажи. Но стоит напомнить, что ту самую репрессивную ювенальную юстицию, которая стала ...
      1120
      Яков Азимандис Лишние люди
      14 декабря 2016 г. 01:58

      Тотальная графомания

      Никто не любит графоманов. Даже сами графоманы сами себя не любят, но зачастую не могут остановиться, не могут преодолеть свою пагубную страсть к написанию множества плохих и ненужных текстов. И дело даже не в том, что тексты эти написаны скверно и с множеством ошибок. Дело в том, что их написание является определенной самоцелью, оправданием для пустой и бесцельной жи...
      6314
      Яков Азимандис Лишние люди
      30 ноября 2016 г. 17:19

      Вопрос принадлежности

      Наталья Касперская недавно выдала интервью, где очень точно выразила то, о чем думают наши власти:"Мое мнение, что эти данные должны являться собственностью государства, потому что пользователи этими данными не обладают. Пользователь отпустил их в информационное пространство, и утекло все, что он там написал. Значит, это не их принадлежность". Можно коне...
      1686
      Яков Азимандис Лишние люди
      24 ноября 2016 г. 13:34

      «Пусть куются все крепче оковы – тем скорей мы разбить их готовы…». О фильме «Цвет шафрана»

      От редакции: По настоящему хорошая рецензия должна не просто пересказывать и оценивать тот или иной фильм или спектакль. Любая хорошая рецензия должна поднимать важные и нужные вопросы, широко освещать темы, которое произведение затронуло, наиболее выпукло показывать связь произведения с нашей реальностью, заострять поднятые проблемы.К таким рецензиям несомненно можно...
      1897
      Яков Азимандис Лишние люди
      23 ноября 2016 г. 13:28

      О вырождении в мире идей

      Текст от наших товарищей из группы "L.E.F." На днях нам попалось на глаза замечательное открытие, которое, пожалуй, даже стоит процитировать: «Выяснилось, что единственным фактором, значимо влияющим на равноправие полов, являются инфекции — изменения в заболеваемости ими предшествуют изменениям показателей гендерного равенства (таких как зарплаты женщин ...
      1871
      Яков Азимандис Лишние люди
      8 ноября 2016 г. 17:20

      Красный май: глобальные последствия великой революции

      Впервые опубликовано в журнале "Радикальные мечтатели".48 лет назад произошла последняя великая революция. Речь, конечно же, о Красном Мае во Франции. Эта революция открыла современную нам эпоху постмодерна, сама же стала образцом для большинства революций последнего времени. Сейчас мы кратко опишем, что происходило в Париже, и вы сами увидите нем...
      6533
      Яков Азимандис Лишние люди
      7 ноября 2016 г. 02:35

      7 ноября - день народного единства

      Прошел День Национального Единства, наступил тот день, который этот праздник призван заменить. Чуть было не написал «новый» праздник, а меж тем ему уже 11 лет. Нельзя сказать, что 4 ноября не прижился. Он оброс определенными традициями, и в пику «левому» 7 ноября, стал важной датой для правых разной степени радикальности. Но, проблема дня единства даже не в искусствен...
      1991
      Яков Азимандис Лишние люди
      6 ноября 2016 г. 03:35

      Бунташное десятилетие

      В российской истории XVII век принято называть «бунташным веком». После смерти царя-тирана, выплыли наружу старые обиды, нерешенные проблемы, скрытые амбиции, проблемы роста и усиление крепостничества. Эпоху правления Никиты Хрущева можно по аналогии назвать «бунташным десятилетием». Причины происходящего уходят, как в эпоху правления Сталина, так и связ...
      2883
      Яков Азимандис Лишние люди
      3 ноября 2016 г. 13:15

      Рассеянная нация

      Сейчас все только и говорят о национальной идее. Давайте поговорим и мы. Честно говоря, я не любитель деления людей на нации, вероисповедания, классы и иные гранфаллоны. Но, от этого разделения никуда не деться, не исключено, что в этом заключена суть нашего общества, которое строится не только на кооперации, но и обязательном противопоставлении чему-либо. Как бы то н...
      1583
      Яков Азимандис Лишние люди
      31 октября 2016 г. 15:20

      Чего боится власть

      Приближается зловещая ночь перед Днем всех святых, тот самый Хэллоуин. Праздник у нас прижился неплохо, хоть власть продолжает его ругать, натужно скрипя скрепами. Поскольку, этот праздник своего рода дань нашим страхам, как тайным, так и явным, предлагаю подумать, во что нам стоит одеться, чтобы напугать наших правителей до усрачки. Казалось бы, ответ о...
      1742
      Яков Азимандис Лишние люди
      27 октября 2016 г. 09:39

      Орден Гильгамеша

                                                                       Памяти моего заочного учителя А. С.Одной из моих любимейших поэм является эпос о Гильгамеше. Многие ученые полагают, что это вообще самая пе...
      3572
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика