• РЕГИСТРАЦИЯ

«Пусть куются все крепче оковы – тем скорей мы разбить их готовы…». О фильме «Цвет шафрана»

1 1912

От редакции: По настоящему хорошая рецензия должна не просто пересказывать и оценивать тот или иной фильм или спектакль. Любая хорошая рецензия должна поднимать важные и нужные вопросы, широко освещать темы, которое произведение затронуло, наиболее выпукло показывать связь произведения с нашей реальностью, заострять поднятые проблемы.

К таким рецензиям несомненно можно отнести последний текст Марлена Инсарова, посвященный фильму "Цвет шафрана", который мы и предлагаем к прочтению.

Индийский фильм 2006 года «Цвет шафрана» производит настолько сильное впечатление, что на него могут писать рецензию даже те, кто рецензий на фильмы никогда не писал.

Сюжет фильма таков. Дед современной молодой английской режиссерши Сью был английским полицейским и тюремщиком в подвластной Англии Индии 1920-х годов. Он сопровождал на казнь бойцов индийского вооруженного подполья того времени – Рама Прасада Бисмиля, Ашфакуллу Хана, Бхагата Сингха и их товарищей. Бесстрашие перед лицом смерти этих непримиримых врагов британского владычества поразило слугу британского империализма. Он вел дневник, где описывал факты и свои переживания. Уже в наши дни этот дневник прочитала его внучка – и загорелась идеей снять фильм о героях индийского вооруженного подполья.

Денег на съемку фильма ей в итоге не дали «вот если бы Вы хотели снять фильм о Махатме Ганди – другое дело». Еще бы! Махатма Ганди – святой и сторонник ненасилия, а Бхагат Сингх, Чандра Шекхар Азад, Рам Прасад Бисмиль и их товарищи – террористы, дерзнувшие на насилие Британской империи над индийским народом ответить революционным насилием.

Но Сью решает все равно ехать в Индию, набрать там актеров-любителей на бесплатной основе и снять фильм. Сью встречает ее индийская подруга Соня и знакомит ее с компанией веселых прожигателей жизни из среднего класса – студентов и не только студентов. Сью почему-то решает, что они идеально похожи на любимые ей образы героев индийской революции – и вовлекает их, при их явном нежелании, в съемки фильма.

Актеры-любители читают речи героев – и видно, насколько им совершенно чужд и непонятен строй чувств тех, кто шел на смерть за Родину, Народ, Свободу и другие великие вещи. «Я отказался от личного счастья, моей единственной невестой будет Свобода», – зачитывает один из героев слова Бхагата Сингха (в реальности Бхагат Сингх любил говорить «Пока Индия несвободна, моей единственной невестой будет Смерть»), – и все прыскают от хохота. «Сейчас, если ты скажешь, что готов умереть за родину, тебя сочтут дураком».

Члены дружеской компашки в один голос осуждают порядки в современной, давно уже независимой и демократической Индии: коррупция, махинации политиков, бессилие простых людей на все это как-то повлиять. Но делать они ничего не собираются, веря, что ничего не изменишь, и что единственное, что можно сделать, это свалить из «этой страны».

Среди актеров-любителей резко выделяется не входящий в дружескую компашку Лаксман Пандей – ультраправый боевик, изначально враждующий с тусовщиками. Он случайно узнал о съемках фильма и пришел к Сью, когда она обдумывала, кого бы найти на роль Рама Прасада Бисмиля – крупного индийского поэта и одновременно – боевика, казненного за экспроприацию поезда с деньгами британского казначейства. Лаксман Пандей читает стихи Бисмиля – «Нам не страшен звон их мечей, Ведь наша вера сильней» – и видно что для него близок и органичен строй мыслей и чувств тех, кто шел на смерть за великое дело 80 лет назад. Ультраправый, индийский «азовец», по психологии ближе к революционерам старых времен, чем леволиберальная тусовочная молодежь. Очень интересное наблюдение.

История национал-революционного вооруженного подполья в Индии 1900-1930-х годов практически неизвестна в СНГ. На русском языке о нем есть лишь две старые книги А.В. Райкова «Пробуждение Индии (Деятельность национально-революционных организаций в 1900-1918 годах» (М., 1968) и «Национально-революционные организации Индии в борьбе за свободу. 1905-1930» (М, 1979). Общая эволюция индийских национал-революционеров была справа налево. Индийские подпольщики изначально были сторонниками чисто политической национальной революции, которая создаст независимую Индию, при этом из протеста против британского колониализма они являлись приверженцами реформированного индуизма и приносили клятву перед изображением богини Кали. Дальше у их большинства шел процесс полевения – в немалой степени под влиянием Великой Русской революции 1917 года. Те, кто не погиб в перестрелках и на виселице, в разной степени отходили от идей индуизма, богиню Кали заменяли Маркс и Ленин (когда за Бхагатом Сингхом пришли, чтобы вести его на казнь, он читал биографию Ленина. Увидев палачей, Сингх сказал «Подождите минуту – революционер встречается с революционером», дочитал абзац, отложил книгу, встал и сказал «Я готов») , независимая Индия стала мыслиться как страна, где господствует трудовой народ. В 1928 году крупнейшая подпольная группа того периода, Индийская республиканская ассоциация (а именно ее подвигам посвящен фильм, который снимает Сью) переименовалась в Индийскую социалистическую республиканскую ассоциацию.

Из индийского национал-революционного подполья вышли основатель Компартии Индии в 1920 году Манабендра Рой; легендарный герой и мученик ИСРА, убежденный марксист Бхагат Сингх, который, если бы не был казнен в 24 года, стал бы, наверное, крупнейшим индийским революционером; генсек Компартии Индии в 1951-1962 годах Аджай Гхош. После того, как к 1934 году вооруженное подполье было разгромлено, в тюрьмах большинство его борцов стало марксистами. Часть из них вступила в сталинизированную Компартию Индии. Другая часть, не приняв сталинизма, создала в 1940 году Революционную социалистическую партию – независимую от Москвы революционную марксистскую организацию.

В то же время из национал-революционного движения вышел создатель сильнейшей в Индии ультраправой организации, РСС, Хеджевар. И 11 лет на британской каторге за подпольную деятельность в одних рядах с будущим коммунистом Роем провел крупнейший лидер и идеолог индуистского ультраправого движения, создатель идеологии «хиндутвы» – индусскости, Саваркар. У индийских левых и индийских ультраправых пересекающаяся ранняя история и пересекающиеся общие герои. Традиция ИСРА и Бхагата Сингха не рассматривается индийскими ультраправыми как враждебная. Причем, в отличие от попыток искусственно создать право-левую идеологию, предпринимавшихся в России НБП Лимонова, а в Украине УНА-УНСО Корчинского, подобное накладывание друг на друга левых и правых героических мифов носит в Индии органический характер.

Лаксман Пандей чувствует себя сперва очень неуютно в среде тусовочной молодежи. Она шутит – он молчит и улыбается. Среди молодежной компании есть индийский мусульманин Аслан – Лаксман Пандей, убежденный индуист, не имеет ничего лично против него, но есть с ним за одним столом очень вежливо отказывается.

Съемки продолжаются. Герои втягиваются в роли. Сью все больше очаровывается Индией и у нее намечается роман с лидером компании, «Диджеем» (Далджитом Сингхом) Входящий в компанию военный летчик Аджай и Соня объявляют о том, что поженятся.

Они не поженятся. На самолете Аджая – некачественные детали, закупленные Индией у России в результате коррупционной аферы, в которую вовлечены военный министр на пару с крупнейшим бизнесменом, отцом одного из членов дружеской компании, Карана. Самолет терпит аварию, Аджай мог бы катапультироваться и спастись, но тогда самолет упал бы на город и погибли бы тысячи жителей. Он отводит самолет за город и гибнет.

Трагедия входит в жизнь героев. Власти заявляют, что виной трагедии – неумение самого Аджая (хотя до него точно так же погибли десятки летчиков). Мирная демонстрация, требующая расследования дела, жестоко разогнана. Избита полицией и лежит в коме мать Аджая. Лаксман Пандей приходит к своему партийному руководителю и спрашивает его, почему тот не пресек разгон демонстрации – хотя мог! Ведь Аджай был искренним патриотом и готовился умереть за родину в бою с ее врагами, а не погибнуть ради миллионных сделок бизнесменов и чиновников. Партийный руководитель говорит, что нужно, чтобы имидж военного министра был незапятнанным, а потом грубо пытается подкупить Лаксмана (плохой психологический подход с его стороны, надо было действовать иначе). Лаксман возмущается – и его жестоко избивают вчерашние товарищи.

И сливается прошлое и настоящее. Кампания вчерашних циников, мечтавших свалить из «этой страны» вместе с примкнувшим к ним Лаксманом собирается обсудить, что делать. И собираются обсудить, что делать, бойцы ИСРА, после того, как при разгоне мирной демонстрации в 1928 году полицейским был забит дубинкой заслуженный индийский патриот, старик Лал Ладжпат Рай. И те, и другие решают: убить убийцу.

И Бхагат Сингх убивает полицейского Саундерса, а вчерашние тусовщики расстреливают военного министра во время его утренней пробежки (уж очень легко это у них получилось).

Но почему был убит военный министр, народу не известно. Пресса лжет.

И снова пересекаются времена. И Бхагат Сингх говорит своему старшему товарищу Чандра Шекхару Азаду, что взорвет символическую безвредную бомбу в здании Законодательного собрания, сдастся полиции, а на суде расскажет Индии и всему миру о целях партии. «Ты понимаешь, что если они узнают – а они узнают – что именно ты застрелил Саундерса – тебя повесят?», – спрашивает Азад. «Да, понимаю», – отвечает Бхагат Сингх.

А вчерашние тусовщики решают захватить радио и рассказать народу о том, почему они убили военного министра – зная, что после неизбежного ареста ничего хорошего им не светит (смертная казнь в Индии не отменена). А перед этим Каран, входящий в дружескую компанию – ставшую незаконным вооруженным формированием – убивает своего отца, соучастника военного министра в его махинациях. Убивает с болью в сердце – ведь он и отец по-своему любили друг друга.

Они захватывают радиостанцию. Каран обращается к народу, излагая мотивы их действий. Его позитивный рецепт никуда не годен: честные люди должны идти служить в госаппарат, армию и полицию, чтобы там не осталось места для нечестных. С точки зрения марксизма против этого рецепта много чего есть сказать, только пусть это скажут вместо меня правильные марксисты. Те самые, которые все знают, в отличие от еще недавно прожигавших жизнь и ни во что не веривших героев фильма, только на восстание не отваживаются.

Армия штурмует радиостанцию, хотя захватившие ее не оказывают сопротивления. Приказ – «никого не брать живым». Обличительные речи на суде не нужны.

И снова пересекаются времена. Взявшись за руки, идут на казнь в далеком 1927 году экспроприаторы индус Рам Прасад Бисмиль и мусульманин Ашфакулла Хан. И сраженные пулями, умирают, взявшись за руки, индус Лаксман Пандей и мусульманин Аслан. Ведет свой последний бой до предпоследнего патрона (последний – себе) в 1931 году самый опасный враг британского владычества в Индии лидер ИСРА Чандра Шекхар Азад. И падает, сраженный пулями, Диджей…

И плачет полюбившая его Сью…

Фильм – о многом. О постмодернизме и о том, можно ли его преодолеть. Рам Прасад Бисмиль и Бхагат Сингх говорили и писали красиво и мужественно. Так же красиво и мужественно они жили и умирали. А Чандра Шекхар Азад вообще мало говорил и еще меньше писал – он просто наводил ужас на колонизаторов своей неуловимостью и бесстрашием в борьбе за вольную Индию без пана и холопа. В устах современной тусовочной молодежи грозные и страшные слова из великого прошлого звучат нелепо, искусственно и смешно – как нелепо, искусственно и смешно звучат рассуждения о предпочтительности насильственной революции реформизму в устах не убивших никого крупнее мухи современных леваков. Решение вопроса в фильме достаточно искусственно – но хорошо, что вопрос хотя бы внятно поставлен.

Фильм еще и о том, что во многих странах современного упадочного мира искренние правые активисты куда лучше сохранили человеческую цельность – в отличие от леваков с их культом слабости и поражения. Не случайно очень часто лучшие по человеческим и активистским качествам левые активисты в современном СНГ получаются из бывших правых. Но идеализм искренних патриотов и националистов правого лагеря нередко служит разменной монетой для манипуляторов из руководства их организаций – Украина и Россия знают тому много примеров.

История о перерождении человека под влиянием его вхождения в роль была рассказана в хорошем итальянском фильме 1959 года «Генерал делла Ровере». Там нацисты заставляют мелкого мошенника играть в тюрьме роль попавшего в их плен партизанского командира делла Ровере (мошенник внешне очень похож на него, а реальный делла Ровере сразу умер от полученных в бою ран, но его товарищи ничего не знают об обстоятельствах его пленения и гибели). Войдя в роль, мошенник перерождается, начинает вести себя так, как вел бы перед лицом неизбежной смерти героический партизанский командир, и уходя на расстрел, говорит товарищам по камере: «Передайте моей жене, сеньоре делла Ровере, пусть скажет нашим детям, когда они вырастут, что их отец умер за Италию».

Фильм показывает, что в Индии после завоевания ею независимости (а вклад в это вооруженного подполья, обычно недооцениваемый, огромен) сменились господа, но осталась система господства паразитического меньшинства над лишенным власти и собственности большинством. Рецепт заполнить честными людьми структуры госаппарата наивен, а как вызвать то, что не смогли, при всем своем героизме, вызвать Бхагат Сингх и его современники – очистительную тотальную революцию, которая разрушит классовую и кастовую систему и создаст вольную Индию без пана и холопа, без брахмана и далита, авторы фильма не знают. Но вопрос поставлен.

Насколько правдив описанный в фильме сценарий перерождения, я не знаю. Интересно, произойдет ли когда-нибудь эксперимент, и что будет, если в Петербург и в Киев приедет какая-то очаровательная юная англичаночка, увлекшаяся историей «Народной воли» и начнет снимать фильм про Михайлова, Желябова, Перовскую, Кибальчича, Осинского и Лизогуба, набрав актерский состав из курящих план среднеклассовых тусовщиков?…


Автор: Марлен Инсаров

Человек-ядро

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    Рыльск, Казань, массовые поджоги: О сути террора

    Опять протяжный вопль «доколе!» разносится над бескрайними русскими просторами. Сразу предупреждаю, лично произношу кое-что позабористее после каждой новости «ударили кассетными боеприп...

    Long War Journal: Генштаб ВСУ проспал окружение, поляки не помогли, русские их смяли и уничтожили

    Российские войска продолжают вытеснять части ВСУ на окраины Курахово. Противник отчаянно сопротивляется, но исход сражения за город уже ясен.«Из захваченных радиостанций нам было слышно...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Зеленое лицо протеста

      В России сейчас борются две идеи: идея стабильности и поднятия с колен, которая все более устаревает и рушится под тяжестью собственной несостоятельности и идея новой свободной России. Так уж мы устроены, что каждому неосязаемому явлению стремимся придать некий вид, нарисовать лицо, очеловечить. Это же происходит с нашими идеями и политическими программами. Часто они ...
      1089
      Яков Азимандис Лишние люди
      4 апреля 2017 г. 09:34

      Теракт как гарантия стабильности

      Путинская стабильность снова взорвалась. Вернее, в очередной раз она собрала с нас кровавый урожай, чтобы жить дальше. И, к сожалению, такой вариант развития событий следовало ожидать. Я уже писал месяц назад, о том, что каждый из глав президентской администрации привносит свой стиль в российскую политику. Но есть у путинской эпохи одна есть черта одинаковая для любог...
      1578
      Яков Азимандис Лишние люди
      28 марта 2017 г. 09:27

      Навальный и революция детей

      У России две беды – это Путин и Навальный. Путин со своими друзьями и родственниками уже 17 лет высасывает все соки из страны и полагает, что это будет продолжаться вечно. Навальный на словах критикует отдельных персонажей-коррупционеров, при этом касаясь Путина вскользь и почти не критикует систему в целом. В будущем он надеется как минимум стать новым системным оппо...
      1474
      Яков Азимандис Лишние люди
      16 марта 2017 г. 08:50

      Что делать с Крымом

      Вот уже 3 года, как Крым наш. Вернее, не то что бы наш. Скажем так, в одной с нами лодке, которую нельзя раскачивать. За эти годы крымчане в полной мере вкусили все прелести жизни в России. Из некой dreamland она стала для них суровой обыденностью. У кого-то иллюзии по поводу неё пропали, после резкого взлета цен, рейдерского отжима недвижимости в пользу российских ол...
      2129
      Яков Азимандис Лишние люди
      10 марта 2017 г. 16:13

      Размышления о революции, трупе империи и рождении нации

      «Мы создали Италию, теперь надо создать итальянцев» - сказал некогда Мадзини. Это же справедливо для всех других наций, и особенно актуально для русской нации. 100 лет прошло с начала Февральской Революции. Но продолжаются горячие споры о том, почему она произошла, о том, чем она являлась. Гражданская война, которая, казалось бы, давно закончилась, продолжается в гол...
      1961
      Яков Азимандис Лишние люди
      27 февраля 2017 г. 22:46

      Ветры весны

      Не знаю, где как, а в наши донские степи уже пришла весна. Все как обычно, снег растаял, обнажив прошлогодний мусор, битые бутылки, окурки, обрывки газет, которые давно никто не читает. Довольно неприятное время, честно говоря, но в воздухе впервые за долгое время стали появляться запахи. Природа просыпается и мы вместе с ней. Становится понятно, что это уже не очеред...
      1109
      Яков Азимандис Лишние люди
      25 февраля 2017 г. 18:02

      "Пассажиры": экзистенциальная мелодрама

      Фильм «Пассажиры» вышел в конце 2016 года. Его немало ругали, немного хвалили, в целом сходились во мнении, что авторы фильма, использовав большое количество интересных и неизбитых идей, не довели их до конца, не смогли в полной мере раскрыть их потенциал. Это так. Рецензенты утонули в разных деталях, как актерская игра, светские сплетни о Дженифер Лоуренс, сюжетные н...
      3276
      Яков Азимандис Лишние люди
      18 февраля 2017 г. 02:35

      Putin ex mashina или чудесное спасение Исаакия

      Противостояние вокруг передачи Исаакиевского собора РПЦ вчера привело к неожиданному повороту. Некий неназванный высокопоставленный чиновник сообщил газете «Ведомости», что передача собора проводилась без согласования с президентом и руководством страны. Выход из сложившейся ситуации аноним видит в совместном использовании Исаакия, как государством, так...
      1517
      Яков Азимандис Лишние люди
      13 февраля 2017 г. 14:00

      Почему Путин не Трамп

      Победа Трампа обитателями сахарно-ватного Кремля преподносится, как победа Путина и его модели суверенной демократии. Зачастую похожую точку зрения выражают и их противники-либералы и даже некоторые западные СМИ и эксперты. Просто для первых это повод для подбрасывания в воздух чепчиков, для вторых повод для посыпания головы пеплом.В самом деле, мы в пр...
      1301
      Яков Азимандис Лишние люди
      13 января 2017 г. 01:16

      Карательная опека

      Итак, Дума одобрила декриминализацию побоев в семье. Это стало итогом мощной лоббистской компании, в которой участвовали уже известные нам герои, например РИА "Катюша" и союзные ей патриотически-православные ресурсы, за которыми стоят Решетников, Глазьев и прочие персонажи. Но стоит напомнить, что ту самую репрессивную ювенальную юстицию, которая стала ...
      1129
      Яков Азимандис Лишние люди
      14 декабря 2016 г. 01:58

      Тотальная графомания

      Никто не любит графоманов. Даже сами графоманы сами себя не любят, но зачастую не могут остановиться, не могут преодолеть свою пагубную страсть к написанию множества плохих и ненужных текстов. И дело даже не в том, что тексты эти написаны скверно и с множеством ошибок. Дело в том, что их написание является определенной самоцелью, оправданием для пустой и бесцельной жи...
      6331
      Яков Азимандис Лишние люди
      30 ноября 2016 г. 17:19

      Вопрос принадлежности

      Наталья Касперская недавно выдала интервью, где очень точно выразила то, о чем думают наши власти:"Мое мнение, что эти данные должны являться собственностью государства, потому что пользователи этими данными не обладают. Пользователь отпустил их в информационное пространство, и утекло все, что он там написал. Значит, это не их принадлежность". Можно коне...
      1699
      Яков Азимандис Лишние люди
      23 ноября 2016 г. 13:28

      О вырождении в мире идей

      Текст от наших товарищей из группы "L.E.F." На днях нам попалось на глаза замечательное открытие, которое, пожалуй, даже стоит процитировать: «Выяснилось, что единственным фактором, значимо влияющим на равноправие полов, являются инфекции — изменения в заболеваемости ими предшествуют изменениям показателей гендерного равенства (таких как зарплаты женщин ...
      1894
      Яков Азимандис Лишние люди
      8 ноября 2016 г. 17:20

      Красный май: глобальные последствия великой революции

      Впервые опубликовано в журнале "Радикальные мечтатели".48 лет назад произошла последняя великая революция. Речь, конечно же, о Красном Мае во Франции. Эта революция открыла современную нам эпоху постмодерна, сама же стала образцом для большинства революций последнего времени. Сейчас мы кратко опишем, что происходило в Париже, и вы сами увидите нем...
      6584
      Яков Азимандис Лишние люди
      7 ноября 2016 г. 02:35

      7 ноября - день народного единства

      Прошел День Национального Единства, наступил тот день, который этот праздник призван заменить. Чуть было не написал «новый» праздник, а меж тем ему уже 11 лет. Нельзя сказать, что 4 ноября не прижился. Он оброс определенными традициями, и в пику «левому» 7 ноября, стал важной датой для правых разной степени радикальности. Но, проблема дня единства даже не в искусствен...
      2009
      Яков Азимандис Лишние люди
      6 ноября 2016 г. 03:35

      Бунташное десятилетие

      В российской истории XVII век принято называть «бунташным веком». После смерти царя-тирана, выплыли наружу старые обиды, нерешенные проблемы, скрытые амбиции, проблемы роста и усиление крепостничества. Эпоху правления Никиты Хрущева можно по аналогии назвать «бунташным десятилетием». Причины происходящего уходят, как в эпоху правления Сталина, так и связ...
      2907
      Яков Азимандис Лишние люди
      3 ноября 2016 г. 13:15

      Рассеянная нация

      Сейчас все только и говорят о национальной идее. Давайте поговорим и мы. Честно говоря, я не любитель деления людей на нации, вероисповедания, классы и иные гранфаллоны. Но, от этого разделения никуда не деться, не исключено, что в этом заключена суть нашего общества, которое строится не только на кооперации, но и обязательном противопоставлении чему-либо. Как бы то н...
      1598
      Яков Азимандис Лишние люди
      31 октября 2016 г. 15:20

      Чего боится власть

      Приближается зловещая ночь перед Днем всех святых, тот самый Хэллоуин. Праздник у нас прижился неплохо, хоть власть продолжает его ругать, натужно скрипя скрепами. Поскольку, этот праздник своего рода дань нашим страхам, как тайным, так и явным, предлагаю подумать, во что нам стоит одеться, чтобы напугать наших правителей до усрачки. Казалось бы, ответ о...
      1759
      Яков Азимандис Лишние люди
      29 октября 2016 г. 22:18

      Трус, Балбес, Бывалый

      Почему бы нам не поговорить о персонажах, хорошо знакомых всякому постсоветскому человеку с малого детства? Речь пойдет о гайдаевской троице: Трусе, Балбесе и Бывалом. В этот раз мы решили применить не совсем стандартную методологию. Попробуем одновременно разобрать этих персонажей как художественные образы и как реальных людей, у которых есть своя история, тесно связ...
      3956
      Яков Азимандис Лишние люди
      27 октября 2016 г. 09:39

      Орден Гильгамеша

                                                                       Памяти моего заочного учителя А. С.Одной из моих любимейших поэм является эпос о Гильгамеше. Многие ученые полагают, что это вообще самая пе...
      3604
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика