• РЕГИСТРАЦИЯ

"Пассажиры": экзистенциальная мелодрама

6 3276

Фильм «Пассажиры» вышел в конце 2016 года. Его немало ругали, немного хвалили, в целом сходились во мнении, что авторы фильма, использовав большое количество интересных и неизбитых идей, не довели их до конца, не смогли в полной мере раскрыть их потенциал. Это так. Рецензенты утонули в разных деталях, как актерская игра, светские сплетни о Дженифер Лоуренс, сюжетные нестыковки. Из-за этого они не смогли увидеть главного. Им указывали на звезды, а они смотрели не туда, а на указующую руку. Несмотря на все дыры и недочеты, фильм очень хорош. Сейчас попробую объяснить почему.

Фильм состоит из трех основных частей и мотивов. Тема одиночества в космосе, мелодрама и героическая развязка. Мелодрама является главным мотивом. Казалось бы, все довольно банально, но благодаря сюжетным особенностям, благодаря тому, что из взаимоотношений двух людей выброшено все лишнее, все что отвлекает нас от самой сути, вышла экзистенциальная драма, затрагивающая важнейшие вопросы нашего бытия.

Итак, в космосе летит космический корабль «Авалон». На его борту члены экипажа и несколько тысяч пассажиров. Корабль летит 120 лет к новой планете, где пассажиры должны стать колонистами. На время полета все погружены в гибернационные капсулы, корабль летит на автопилоте. Но по пути происходит сбой, одна из капсул открывается раньше времени. Человеком, которому не повезло, оказывается механик по имени Джим, простой парень, который не смог найти себя в мире торжествующего неолиберализма. На новой планете нужны люди, не утратившие технических навыков, не ставшие одномерными обывателями. Таким, как Джим сделана скидка на билет, правда доступ к ресурсам корабля самый минимальный, ему положены самый дешевый суррогатный кофе на завтрак и какой-то безвкусный питательный брикет. Но его бы это вполне устроило, ведь он летит на другую планету ради того, чтобы быть там нужным. Быть востребованным. Построить своими руками дом. Стать кем угодно, там, на фронтире. Как сказал один из солдат удачи в интервью, «переломить свою судьбу».

Но этим надеждам не суждено сбыться. Его капсула открылась, он единственный кто проснулся на корабле, а меж тем, до колонии лететь ещё 90 лет. Герою предстоит всю свою жизнь провести на корабле, и не дожить до того момента, когда корабль достигнет нового мира. Страшнее всего, что всю свою жизнь, Джиму предстоит провести в одиночестве.

Сначала Джим пробует исправить ситуацию. Он пытается прорваться в отсек для экипажа и рубку управления, но те надежно защищены от вторжения извне. Пытается известить Землю о своей беде, но его сообщение будет туда идти более 50 лет. Он пытается вернуться в состояние гибернации, но для этого нужно специальное оборудование, что осталось на Земле, капсулы способны лишь поддерживать это состояние. К тому же нет практической инструкции, как это сделать, ведь сама технология защищена жестким копирайтом.

И ему не остается ничего, как попытаться жить здесь и сейчас. Джим пытается всячески развлечь и отвлечь себя: алкоголь, игры, даже прогулки в открытом космосе. Но все это не помогает. Только глубоко ущербный психически человек может обойтись без кого-то Другого. Без общества, пусть даже хотя бы одного человека, мы не вполне полноценны, мы не вполне можем стать сами собой. Мы сбываемся, мы реализуемся лишь благодаря Другим, тем кто может увидеть нас со стороны, может доказать нам самим, что мы объективно существуем. Мы вообще способны быть индивидуумами, только отталкиваясь от кого-то другого. Робинзон не стал бы тем самым Робинзоном, если бы не встретил Пятницу. Он постепенно бы сошел с ума, лишился своего Я.

Да, в баре есть андроид-бармен с идеальными манерами и британским акцентом по имени Артур. Но разве может робот заменить человека? Он лишь говорит Джиму то, что тот хочет сам услышать. Он не способен даже понять, почему главный герой проснулся раньше других, ведь такого никогда не было, а значит не может быть. От такого противоречия он даже немного подвисает, к счастью обывательская вежливость возвращает его к норме. Артур, кажется, и введен как персонаж, чтобы ещё больше подчеркнуть одиночество главного героя. Дело даже не в том, что Джим обвиняет Артура в том, что тот не способен чувствовать. Артур не способен в полной мере понять Джима. Ведь и в обычной жизни, у нас может быть семья, могут быть друзья и коллеги. Но так ли они отличаются от вежливого андроида, который и сам не знает зачем он натирает свои бокалы? Способны ли они понять нас, по-настоящему сопереживать нам? Да, все они могут быть приятными во всех отношениях людьми, и даже время от времени выдавать заранее записанную житейскую мудрость, но способны ли они оценить всю глубину вашей личной трагедии? Важной особенностью настоящего друга является способность если не максимально понять моё Я, то хотя бы позволить своим существованием этому Я раскрыться. А для этого нужно быть не просто встречным на пути, а попутчиком, идущим в том же направлении.

И вот, когда Джим готов уже убить себя, он споткнувшись о пустую бутылку, видит в одной из капсул девушку по имени Аврора. И безнадежно влюбляется в неё. Он находит данные по ней в каталоге корабля и узнает, что она журналистка и писательница. И она тоже, такая же лишняя на Земле, как и Джим. Да, она богата, вращается в богемной тусовке и казалось бы, зачем ей этот другой мир. Но, она хочет стать настоящим большим писателем, а для этого прожить уникальную, непохожую на другие жизнь, побывать там, где мало кто бывал, оказаться на фронтире. Но лишь для того, чтобы вернуться на Землю 250 лет спустя и застать новый мир там, откуда она улетела.

Джим встает перед сложной дилеммой: если он её действительно любит, готов ли он ради своего эгоистичного желания разбудить её, обречь на ту жизнь, на которую обречен он сам. Он долго колеблется, отговаривает себя, но ничего поделать с собой не может. Тут можно было бы предложить такой сюжетный ход, что Аврора так и осталась бы для Джима виртуальным образом, подобно Дульсинеи для Дон Кихота. Но было бы это правдивым? Джим все-таки обычный человек, просто попавший в необычные обстоятельства.

Он пробуждает её ото сна. Но убегает от капсулы, представляя дело так, что Аврора проснулась тоже в итоге неисправности. С этого момента и начинается мелодрама, сделанная вполне по канонам своего жанра, несмотря на непривычный антураж. Эти сюжетные находки и делают этот сюжет неизбитым и затрагивающим важные вопросы, которые в обычных мелодрамах обычно затушевываются, теряются в разных мелочах и деталях. Здесь два человека, которые никогда бы не встретились при обычных обстоятельствах, но так ли случайна эта встреча, если даже скинуть со счета то, что Джим пошел на это сознательно? Они действительно так не похожи во всем, начиная от классовой принадлежности, заканчивая характером, но есть у них нечто общее. То самое стремление прожить жизнь востребованными, быть не просто обывателями, но героями.

Обман Джима раскрывается. На годовщину их встречи и начавшегося романа, Артур рассказывает Авроре о том, как она на самом деле проснулась. Происходит классическое испытание влюбленных, как главный конфликт в мелодраме, чтобы они через изменения, через катарсис воссоединились вновь. Но в данном случае в основе сюжетной линии лежит эгоистическое желание Джима не оставаться одному в этой ситуации. Как говорит Аврора, он по сути идёт на убийство. Редко какие сценаристы и драматурги способны адекватно разрешить этот конфликт, потому идут на некий отвлекающий маневр, на некое событие, которое заставляет забыть бывших влюбленных о конфликте и воссоединиться. Такое событие происходит, но к чести авторов фильма, оно лишь помогает героям осознать себя и свои желания, но не уйти от ситуации, а сделать окончательный выбор.

Такой ситуацией является очередная порция сбоев, в результате которых пробуждается новый персонаж, член экипажа Гас Манкузо. Гас говорит, что корабль глубоко неисправен, раз произошли такие внештаные ситуации, и нужно поскорее выяснить причину произошедшего, поскольку корабль рискует из-за этого не долететь до места назначения. Камера Гаса повредилась гораздо сильнее, по сути он очнулся уже глубоко больным. Потому он, дав доступ героям во все отсеки корабля и наказав непременно починить корабль, умирает. Казалось, бы это идеальная ситуация для примирения и воссоединения героев. Но мы видим, что Аврора простила Джима ещё до этих событий, к этому добавляет свои мысли Гас, который осуждает то, что сделал главный герой, но в то же время признает, что утопающий не действует сознательно, хватая и утаскивая с собой ближайшего человека.

Тут ещё один интересный момент с нашей сознательностью. Как говорил ещё Къеркегор, большинство из нас в течении жизни спят, подобно тому как спит извозчик, которого везет лошадь. Так и со всеми прочими пассажирами и членами экипажа. Они спят и не видят, что происходит с их кораблем, полностью доверяя системе. Меж тем, именно разного рода изгои, маргиналы, сумасшедшие это те, кто пытаются пробудить общество от этой спячки, чтобы все увидели масштаб происходящей катастрофы. И тут уж не просто моральный выбор, стоит ли будить кого-то ещё, тут вопрос стоит ли жить тяжело, но сознательно или счастливо, но пребывая во сне. Эта та самая дилемма с красной и синей таблеткой из «Матрицы». Просто в том фильме герою давали право выбора, главное преступление Джима состоит в том, что он не дал Авроре такого выбора, решил за неё сам. Впрочем, не стоит забывать, что путь большинства героев начинается с того, что они так или иначе нарушают правила. Если уйти и остаться незапятнанным, чистым, невозможно изменить реальность. Орест из пьесы Сартра «Мухи» гарантирует это.

Впрочем, в героическом финале авторы дали ему шанс на искупление. Джим, рискуя собой, спасает корабль от гибели. И гибнет сам. В самом деле, я тут обрадовался, что Голливуд отошел от своих клише и страсти к хэппи-эндам. Было бы весьма неплохой развязкой, если бы герой действительно умер, спасая других и перед Авророй стала ровно та же дилемма, что некогда перед Джимом: жить в одиночестве, убить себя или разбудить кого-то ещё. Но Голливуд есть Голливуд. Аврора с помощью медкапсулы возвращает Джима с того света. Не лучшее решение, но в защиту этого сценарного хода, могу сказать, что оба героя заслужили хэппи-энд. Они оказались не просто болваниками, что протащили по сюжету от завязки к кульминации. Они изменились, превзошли самих себя, пережили искренний катарсис и вернулись из своего путешествия немного иными. Более сильными и мудрыми. Это по Кэмбеллу и отличает героев от всех остальных. И наши герои, стали героями не номинально, они прошли положенные им испытания.

В конце Джим дает право выбора Авроре. Оказывается, в медкапсуле, если войти в её интерфейс с админскими правами, есть возможность для гибернации человека. Правда, всего одного. И Аврора делает свой выбор. И остается с Джимом на спящем корабле. После всего того, что произошло, она не могла ведь вновь стать просто спящей обывательницей. Увидев воочию красный гигант Арктур и другие чудеса космоса, можно пожертвовать сытой и спокойной жизнью без сознания.

Конечно, с такими идеями можно было бы лучше поиграть, лучше раскрыть, но что сделано, то сделано. Даже в таком виде фильм заставляет сопереживать, заставляет задуматься, заставляет примерить на себя костюмы данных нем героев. Потому, этот фильм хорош. Это полноценная история, настоящее путешествие героев в поисках себя. И мы видим, как эти искания закончились победой. Ведь, побеждает не сильнейший, и даже не самый приспособленный, побеждает тот, кто способен измениться и преодолеть себя, становиться героем тот, кто способен сделать усилие и стать больше, чем просто собой. Но есть ли в этом смысл, если никто Другой не способен это увидеть и оценить?

Человек-ядро

    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Зеленое лицо протеста

      В России сейчас борются две идеи: идея стабильности и поднятия с колен, которая все более устаревает и рушится под тяжестью собственной несостоятельности и идея новой свободной России. Так уж мы устроены, что каждому неосязаемому явлению стремимся придать некий вид, нарисовать лицо, очеловечить. Это же происходит с нашими идеями и политическими программами. Часто они ...
      1089
      Яков Азимандис Лишние люди
      4 апреля 2017 г. 09:34

      Теракт как гарантия стабильности

      Путинская стабильность снова взорвалась. Вернее, в очередной раз она собрала с нас кровавый урожай, чтобы жить дальше. И, к сожалению, такой вариант развития событий следовало ожидать. Я уже писал месяц назад, о том, что каждый из глав президентской администрации привносит свой стиль в российскую политику. Но есть у путинской эпохи одна есть черта одинаковая для любог...
      1579
      Яков Азимандис Лишние люди
      28 марта 2017 г. 09:27

      Навальный и революция детей

      У России две беды – это Путин и Навальный. Путин со своими друзьями и родственниками уже 17 лет высасывает все соки из страны и полагает, что это будет продолжаться вечно. Навальный на словах критикует отдельных персонажей-коррупционеров, при этом касаясь Путина вскользь и почти не критикует систему в целом. В будущем он надеется как минимум стать новым системным оппо...
      1475
      Яков Азимандис Лишние люди
      16 марта 2017 г. 08:50

      Что делать с Крымом

      Вот уже 3 года, как Крым наш. Вернее, не то что бы наш. Скажем так, в одной с нами лодке, которую нельзя раскачивать. За эти годы крымчане в полной мере вкусили все прелести жизни в России. Из некой dreamland она стала для них суровой обыденностью. У кого-то иллюзии по поводу неё пропали, после резкого взлета цен, рейдерского отжима недвижимости в пользу российских ол...
      2130
      Яков Азимандис Лишние люди
      10 марта 2017 г. 16:13

      Размышления о революции, трупе империи и рождении нации

      «Мы создали Италию, теперь надо создать итальянцев» - сказал некогда Мадзини. Это же справедливо для всех других наций, и особенно актуально для русской нации. 100 лет прошло с начала Февральской Революции. Но продолжаются горячие споры о том, почему она произошла, о том, чем она являлась. Гражданская война, которая, казалось бы, давно закончилась, продолжается в гол...
      1962
      Яков Азимандис Лишние люди
      27 февраля 2017 г. 22:46

      Ветры весны

      Не знаю, где как, а в наши донские степи уже пришла весна. Все как обычно, снег растаял, обнажив прошлогодний мусор, битые бутылки, окурки, обрывки газет, которые давно никто не читает. Довольно неприятное время, честно говоря, но в воздухе впервые за долгое время стали появляться запахи. Природа просыпается и мы вместе с ней. Становится понятно, что это уже не очеред...
      1109
      Яков Азимандис Лишние люди
      18 февраля 2017 г. 02:35

      Putin ex mashina или чудесное спасение Исаакия

      Противостояние вокруг передачи Исаакиевского собора РПЦ вчера привело к неожиданному повороту. Некий неназванный высокопоставленный чиновник сообщил газете «Ведомости», что передача собора проводилась без согласования с президентом и руководством страны. Выход из сложившейся ситуации аноним видит в совместном использовании Исаакия, как государством, так...
      1518
      Яков Азимандис Лишние люди
      13 февраля 2017 г. 14:00

      Почему Путин не Трамп

      Победа Трампа обитателями сахарно-ватного Кремля преподносится, как победа Путина и его модели суверенной демократии. Зачастую похожую точку зрения выражают и их противники-либералы и даже некоторые западные СМИ и эксперты. Просто для первых это повод для подбрасывания в воздух чепчиков, для вторых повод для посыпания головы пеплом.В самом деле, мы в пр...
      1301
      Яков Азимандис Лишние люди
      13 января 2017 г. 01:16

      Карательная опека

      Итак, Дума одобрила декриминализацию побоев в семье. Это стало итогом мощной лоббистской компании, в которой участвовали уже известные нам герои, например РИА "Катюша" и союзные ей патриотически-православные ресурсы, за которыми стоят Решетников, Глазьев и прочие персонажи. Но стоит напомнить, что ту самую репрессивную ювенальную юстицию, которая стала ...
      1129
      Яков Азимандис Лишние люди
      14 декабря 2016 г. 01:58

      Тотальная графомания

      Никто не любит графоманов. Даже сами графоманы сами себя не любят, но зачастую не могут остановиться, не могут преодолеть свою пагубную страсть к написанию множества плохих и ненужных текстов. И дело даже не в том, что тексты эти написаны скверно и с множеством ошибок. Дело в том, что их написание является определенной самоцелью, оправданием для пустой и бесцельной жи...
      6331
      Яков Азимандис Лишние люди
      30 ноября 2016 г. 17:19

      Вопрос принадлежности

      Наталья Касперская недавно выдала интервью, где очень точно выразила то, о чем думают наши власти:"Мое мнение, что эти данные должны являться собственностью государства, потому что пользователи этими данными не обладают. Пользователь отпустил их в информационное пространство, и утекло все, что он там написал. Значит, это не их принадлежность". Можно коне...
      1700
      Яков Азимандис Лишние люди
      24 ноября 2016 г. 13:34

      «Пусть куются все крепче оковы – тем скорей мы разбить их готовы…». О фильме «Цвет шафрана»

      От редакции: По настоящему хорошая рецензия должна не просто пересказывать и оценивать тот или иной фильм или спектакль. Любая хорошая рецензия должна поднимать важные и нужные вопросы, широко освещать темы, которое произведение затронуло, наиболее выпукло показывать связь произведения с нашей реальностью, заострять поднятые проблемы.К таким рецензиям несомненно можно...
      1913
      Яков Азимандис Лишние люди
      23 ноября 2016 г. 13:28

      О вырождении в мире идей

      Текст от наших товарищей из группы "L.E.F." На днях нам попалось на глаза замечательное открытие, которое, пожалуй, даже стоит процитировать: «Выяснилось, что единственным фактором, значимо влияющим на равноправие полов, являются инфекции — изменения в заболеваемости ими предшествуют изменениям показателей гендерного равенства (таких как зарплаты женщин ...
      1895
      Яков Азимандис Лишние люди
      8 ноября 2016 г. 17:20

      Красный май: глобальные последствия великой революции

      Впервые опубликовано в журнале "Радикальные мечтатели".48 лет назад произошла последняя великая революция. Речь, конечно же, о Красном Мае во Франции. Эта революция открыла современную нам эпоху постмодерна, сама же стала образцом для большинства революций последнего времени. Сейчас мы кратко опишем, что происходило в Париже, и вы сами увидите нем...
      6585
      Яков Азимандис Лишние люди
      7 ноября 2016 г. 02:35

      7 ноября - день народного единства

      Прошел День Национального Единства, наступил тот день, который этот праздник призван заменить. Чуть было не написал «новый» праздник, а меж тем ему уже 11 лет. Нельзя сказать, что 4 ноября не прижился. Он оброс определенными традициями, и в пику «левому» 7 ноября, стал важной датой для правых разной степени радикальности. Но, проблема дня единства даже не в искусствен...
      2009
      Яков Азимандис Лишние люди
      6 ноября 2016 г. 03:35

      Бунташное десятилетие

      В российской истории XVII век принято называть «бунташным веком». После смерти царя-тирана, выплыли наружу старые обиды, нерешенные проблемы, скрытые амбиции, проблемы роста и усиление крепостничества. Эпоху правления Никиты Хрущева можно по аналогии назвать «бунташным десятилетием». Причины происходящего уходят, как в эпоху правления Сталина, так и связ...
      2907
      Яков Азимандис Лишние люди
      3 ноября 2016 г. 13:15

      Рассеянная нация

      Сейчас все только и говорят о национальной идее. Давайте поговорим и мы. Честно говоря, я не любитель деления людей на нации, вероисповедания, классы и иные гранфаллоны. Но, от этого разделения никуда не деться, не исключено, что в этом заключена суть нашего общества, которое строится не только на кооперации, но и обязательном противопоставлении чему-либо. Как бы то н...
      1599
      Яков Азимандис Лишние люди
      31 октября 2016 г. 15:20

      Чего боится власть

      Приближается зловещая ночь перед Днем всех святых, тот самый Хэллоуин. Праздник у нас прижился неплохо, хоть власть продолжает его ругать, натужно скрипя скрепами. Поскольку, этот праздник своего рода дань нашим страхам, как тайным, так и явным, предлагаю подумать, во что нам стоит одеться, чтобы напугать наших правителей до усрачки. Казалось бы, ответ о...
      1760
      Яков Азимандис Лишние люди
      29 октября 2016 г. 22:18

      Трус, Балбес, Бывалый

      Почему бы нам не поговорить о персонажах, хорошо знакомых всякому постсоветскому человеку с малого детства? Речь пойдет о гайдаевской троице: Трусе, Балбесе и Бывалом. В этот раз мы решили применить не совсем стандартную методологию. Попробуем одновременно разобрать этих персонажей как художественные образы и как реальных людей, у которых есть своя история, тесно связ...
      3957
      Яков Азимандис Лишние люди
      27 октября 2016 г. 09:39

      Орден Гильгамеша

                                                                       Памяти моего заочного учителя А. С.Одной из моих любимейших поэм является эпос о Гильгамеше. Многие ученые полагают, что это вообще самая пе...
      3605
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика