Современная наука сопрягает экономическую модель с неким домохозяйством, что, на наш взгляд, слишком широко и, хуже того, расплывчато. В данной работе мы ограничимся центральной частью домохозяйства – очагом.
Для начального моделирования разделим экономическую систему на три функциональных группы: 1) подсистему общественной иерархии, живую, вечно движущуюся. Иногда она напоминает мне пламя; 2) подсистему побудительных мотивов к производству и распределению благ и 3) подсистему собственно «людских благ».
Очаг – это и место, откуда что-либо распространяется, в том числе человечество и его дела, это место сбора, место единения близких людей и место жизни приручённого огня, без которого не состоялся бы как человек наш первобытный предок.
В общих чертах об очаге у меня возникают четыре вопроса:
1. Откуда этот очаг взялся?
2. Что там такое готовится?
3. Что за посуда используется?
4. Что за огонь всё это греет?
Очаг экономической системы, как и сам человек, не человеком созданы.
Человек лишь носитель жизненной энергии – огня.
Создав этот очаг, Создатель готовит для себя что-то нужное, в некоем «супчике» конкретный артефакт из него. Похоже, что такой артефакт для Создателя нами ещё не создан и «супчик» из простого продукта, на наше счастье, продолжает вариться.
В святом неведении мы думаем, что это не для Создателя готовится «супчик», а это мы создаём для себя некое экономическое благо. Мечтать не вредно, мечтать просто необходимо, тем более, что мы действительно пользуемся этими благами, а некоторая их часть нужна для выживания человека. Но тогда зачем мы сами созданы и куда идём? Не будем отвечать на этот вопрос не только потому, что не имеем на этот счёт вообще никакого представления, но главное, потому, что такая постановка вопроса для людей не актуальна. Подавляющему большинству людей не интересно знать ни куда мы идём, ни откуда мы идём: просто идём – и всё. На этом закроем вопрос о происхождении очага и будем смотреть лишь на входящие в его состав части.
О простом продукте, или об одной из подсистем «очаговой» модели экономики, подробно написано в статье.
Ни с того, ни с сего потреблять, а особенно изготавливать «простой продукт» человек не будет, поэтому и выделена в качестве отдельной посудины подсистема побудительных мотивов к производству и распределению простого продукта. Но мотивы, как выражался Карл Юнг, субстанция психологическая, работа инстинктов и души. Эта подсистема есть епархия психологов и писателей. Экономисты в своей массе на данном этапе дилетанты, но и они могут быть полезны при анализе и совершенствовании этой «посудины» на вспомогательных должностях как поставщики данных. Однако какая-то неведомая сила побуждает именно экономистов публично давать всем советы по проблеме мотивационных побуждений человека к труду (они глубоко не зарываются в процессы распределения во избежание конфликтов с высокоранговыми членами общества). Именно экономистами, без оглядки на реальность, был изобретён гомоэкономикус (экономический человек), который одинаков и в эскимосе, и в бушмене, и во всех от Арктики до Антарктиды.
К мыслям экономистов, психологов и писателей по поводу второй экономической подсистемы мне добавить нечего.
Остаётся пламя, или первая по своей значимости для человека подсистема очаговой модели экономики. Пламя, или бурлящие в каждом из нас эмоции, обеспечивает функционирование всей системы, её нагрев и фазовые переходы. Об этой подсистеме дальше и пойдёт речь.
VIII.3. Пламя, или движение властных круговоротов
Пламя – это образ эмоционального и коммуникативного «горения» людей в ходе построения и поддержания иерархической структуры общества. Пламя – это явление, то есть видимое нами проявление жизненной энергии, об источнике которой подробно написано здесь. В отличие от самой энергии, явление, ею порождённое, можно изучать и структурировать.
Жёсткий каркас – фундамент людской иерархии – одинаков для любого общественного строя: власть должна удерживать свою власть, и эта её основная задача. Но что есть власть?
Академик РАЕН В.Ф. Халипов, разрабатывая науку о власти как специальный предмет, дистанцируется от примитивных понятий типа: «власть это право, сила и воля над чем-то», включая подобные заявления в более общую систему как частности. Здесь он дышит воздухом правдивых фантазий Франца Кафки и идёт по эволюционному пути энтомологов, развенчавших муравьиных «цариц» и поставивших их в подчинение сигналам системы. В своих трудах В. Халипов даёт науке о власти термин «кратология» и пишет, что власть — «истинная находка человечества и его подлинная вершина. Она есть дарованный человеку самой жизнью регулятор отношений с себе подобными, его радость и его боль, неисчерпаемая чаша его удач и бездна его страданий».
Можно, конечно, спорить, является ли власть находкой человечества или кого-то другого, но бесспорно, что власть пронизывает все поры человеческой поведенческой иерархии, загружает линии человеческих коммуникаций.
Власть как некоторое марево окутывает людскую иерархическую пирамиду, проникает внутрь каждой её ячейки, всё более уплотняясь при движении вверх и на верхних орбитах сгущается до видимого всем свечения, до нимба, будто бы количество власти перешло в её качество.
Однако науку кратологию ещё надо развивать и развивать, а по политологии уже имеется «Государственный образовательный стандарт. Политология», который требует разъяснять учащимся «предмет и метод политологии, теорию власти и властных отношений».
Раз стандарт требует, то, как следует думать, в политологии это понятие есть. Я искал в разных учебниках и монографиях по политологии понятные в мировоззренческом плане определения, но вместо этого нашёл, наконец, у академика РАЕН В.К. Батурина предельно ясную фразу: «… надо всё же честно и откровенно признать следующий непреложный факт: мир людей на планете Земля живёт вовсе не по законам политологической науки. Более того, повседневная практика отдельных политиков, политических систем, органов управления государствами и т.д. повсеместно строится и осуществляется принципиально вопреки базовым положениям политологии, без какого-либо научного анализа, с волевых позиций различных политиков, отталкиваясь от стихийной конъюнктуры политических процессов и явлений и т.д. <…> политология — замечательная наука об идеальном обществе» (Политология, 2012).
Получается, что современная политология, так же как и современные социология и экономика, позволяют нам помечтать о чём-то идеальном, но не дают основы для создания сквозной модели общественных процессов, не говоря уже об их связи с естественными науками.
IX. Кратоворот
Спонтанное структурирование людских масс не требует от нас большой умственной работы, так как происходит, в основном, бессознательно. Психика каждого из нас содержит намертво впаянный в неё алгоритм по организации примитивной, начальной социальной жизни. Алгоритм, как инструкция к действию. Рождающаяся людская масса сразу же начинает подчиняться прописям этого нерушимого алгоритма.
Параллельно с эволюцией растёт и разнообразие. И открытые, и закрытые людские массы укрупняются и дополнительно структурируются. Как происходит это усложнение и какие системные особенности при этом возникают точно не известно, но научная работа активно продвигается, разрабатываются «Теория конфликтов», «Теория интеграции», к разработке подключены не только политологи и социологи, но и этологи, социобиологи, биополитики, кибернетики, математики и так далее.
Иерархические уровни в соответствующей научной и учебной литературе обычно изображаются блок-схемами, например, надписями и стрелками между ними. Такие схемы вызывают ощущение статичности, монументальности, тогда как на деле всё кипит, вращается и развивается. В этих блок-схемах не хватает жизненной энергии, а ведь первоначальный смысл термина «энергия» есть активность, решительность, волеустремлённость человеческого поведения. Только спустя века после зарождения цивилизаций стало выкристаллизовываться и физическое понятие энергии (примерно четыреста лет назад), причём что интересно: этот термин и в физике сначала шёл как «живая сила».
Энергия и масса едины – энергия образует массу, а масса, сгорая или взрываясь, может трансформироваться в энергию.
Чтобы более ярко показать путь движения жизненной энергии (и той её части, которая маркирована деньгами), я воспользовался терминологией теории вложенных эфироворотов В.И. Ловчикова и наработок В.Ф. Халипова.Получился термин «кратоворот» – вложенные друг в друга вихри людских желаний и поступков, детище внешней среды, без которой, как показали работы В.А. Ацюковского, никакие вихри (водовороты, эфировороты) невозможны.
Для создания нужного ощущения вместо квадратиков с надписями типа «Политбюро» или «Дума» в блок-схему поставим схематическое изображение вихрей – властных круговоротов или, по нашей терминологии, кратоворотов.
Каждое появление новой жизни как взрыв, как вспышка новой звезды. А далее развитие появившейся жизни, эмоциональное «горение» рождённой массы. Социальная психология трактует взросление человека, в том числе, и как включение во всё новые социальные взаимодействия. Мы же скажем, что по мере взросления человек затягивается в орбиты всё новых кратоворотов, берёт их энергию и сам раскручивает или тормозит в меру сил их движение.
Конкретная схема и взаимосвязи вложенных кратоворотов для данной книги не интересны. Мы смотрим здесь только на тот фрагмент алгоритма, который задаёт движение жизненной энергии, индексированной денежным номиналом.
В литературе чётких формулировок на этот счёт я не нашёл, поэтому воспользуюсь своими и народными наблюдениями.
Наблюдений этих великое множество, а группировка их чрезвычайно проста.
Во-первых, это обязательное условие, про которое русский народ сказал: «Каждый сверчок, знай свой шесток». Народ и раньше и сейчас прекрасно чувствовал и чувствует эти шестки, эти орбиты иерархического круговорота. Чем выше расположена орбита, тем большую силу имеет второе условие: брать по чину. В более высоких сферах властных круговоротов страшнейшим обвинением является: «Не по чину берёшь!».
Это всё «неписанные законы». По возможности они облекаются в легальную форму, но легальные формы (законы, указы, нормативы, …) вторичны по отношению к изначальным понятиям.
Для основной же массы народа, на нижних орбитах, на периферии иерархии действует принцип «Он считал: для мужика много даже пятака». И ничего с этими психологическим установками сделать нельзя, во всяком случае подтверждений им я встречал множество, а обратных случаев – один, много два за всю жизнь. Да и то тогда, когда испугавшись последствий своего бездействия, начальство сгоряча пообещало много за работу. Отдавая же повышенное вознаграждение, начальство обычно грустит, будто зря было обещано, будто слишком много мужику перепадает. Такое невольное поведение показывает, что матрица для генерации этого чувства в человека вложена ещё до рождения, как бы запрограммирована изначально.
При кажущейся несерьёзности приведённых в этих абзацах положений, действие перечисленных принципов очень стабильно, жёстко и постоянно. То есть именно здесь работает принцип актуализма. Эти чувства постоянны во всей толще веков и на всех континентах. Считаю их важнейшими деталями жёстких звеньев иерархии людских обществ, входящих в достаточно крупные кратовороты.
Устойчивое движение кратоворотов держат вложенные в человека Создателем психологические базисы, энергию движения которым даёт жизнь. Чем выше в иерархическом кратовороте расположен общественный слой (орбита), тем больше там энергия людей, измеряемая не только деньгами, но и другими инструментами. Эта доля должна соответствовать «чину», в противном случае устойчивость иерархии нарушается, она разбивается на элементы и поглощается более мощным властным круговоротом. Высшая «правильность» распределения, устойчивость оси вращения кратоворота, или справедливость, должна ощущаться всеми членами общества, что и придаёт максимальную внутреннюю устойчивость человеческой иерархии.
Недооценка этого положения ведёт к катастрофе, что мы и увидели на примере СССР, где базисом иерархии считался «способ производства материальной жизни» (по выражению Маркса), а духовная жизнь и общественное сознание считались надстройками над этим материальным. Практика такую теорию опровергла. При развале СССР брутальные понятия кратоворота соскоблили с себя социалистические законы и нацепили новые юридические одежды. Всё материальное пошло прахом, даже не пикнув для своего сохранения.
При этом судьба домохозяйства и рабочих мест значения не имеет – тут уж как получится. Практика 90-х годов в России показала, что производственные объекты чаще не развивались, а разрушались для увеличения доли благ узкого круга лиц. Понятно, что деньги – эта энергия, отнятая у обманутых, – уходили на расширение степеней свободы жизненного движения «эффективных» менеджеров. Обездоленные теряют живые силы, привязываются к своему месту жительства, ограничиваются в еде, услугах и вещах. Обогащённые же живой энергией (взятой из общего котла, потому что другого источника нет) получают возможность «летать», безудержно двигаться по миру, получают право на использование многих других благ, созданных не их трудом.
Итак, в данный временной цивилизационный отрезок времени важнейшей (хотя и не единственной) мерой психической (жизненной) энергии в кратовороте есть денежный номинал. Действует и закон сохранения энергии, выраженный в балансе соответствующих единиц измерения ДЕБЕТ=КРЕДИТ. Деньги распределяет властитель, гегемон. Термин «деньги» я трактую здесь в широком смысле слова (акции, капитал и прочее).
На чём выбит знак денежного номинала, по сути дела значения не имеет. Если деньги золотые, то вассалы имеют некоторую свободу своих действий, так как гегемон не может контролировать золото так же мощно, как печатный станок для бумажных денег, тем более денег электронных. Другими словами, у золотых денег шире диапазон неопределённости (смотри статью IV «Двуединство»).
Если деньги – это право на доли всеобщего простого продукта, то повышение производительности труда людей нижних орбит в паре с получением прибыли людьми высших орбит и наследственным правом ведёт к росту абсолютной величины простого продукта и уменьшению права на пользованием этим продуктом людьми низших орбит до их полного обездоливания.
Ярко вспыхнув вначале, пламя гаснет – очаг остывает.
Это случится тем быстрее, чем либеральнее наследственное право, меньше прогрессивный налог на доходы и больше разница в величине этого дохода, то есть чем быстрее идёт социальное расслоение людей.
В структурированных людских массах пламенный процесс ведёт от возникновения масс (воспламенения, пассионарного взрыва) через ровное или бурное горение вплоть до истощения энергии этого живого огня. Примеры данного цикла возгорания и угасания жизненной энергии масс видны во всей истории человечества.
Первоисточник https://dlib.rsl.ru/0100944453...
Оценили 2 человека
3 кармы