Нашел китайский портрет известного соратника Хубилая, важного сановника периода его царствования - Лянь Си-сяня (1231 - 1280).
Вот он:
Название картины дано иероглифами вверху: "Портрет Лянь Шань-фу" (Шань-фу - это его почетное имя/прозвище, означающее "Хороший и почтенный")
Вроде бы ничего особенного - китаец как китаец, имя-фамилия китайские, выглядит соответствующе.
Но не все так просто - согласно его жизнеописаниям (юаньским и в составе "Юань ши"), он не был китайцем. От слова совсем!
На самом деле он был тюрком, сыном знатного уйгура Бурун-Хайя (1197 - 1265), служившего в гвардии-кешиге у Чингисхана, а потом и у Угэдэя. По версии жизнеописания Бурун-Хайя в "Юань ши", после того как у него родился 2-й сын (будущий Лянь Си-сянь), он просил Хубилая даровать его потомкам фамилию "Лянь". Но это не сходится как с сообщениями самого жизнеописаний Лянь Си-сяня, так и с датами - в 1231 г. правил Угэдэй, а не Хубилай, поэтому данная просьба подавалась намного позже, незадолго до смерти Бурун-Хайя в 1265 г., т.е. в самом деле при правлении Хубилая. И обоснование этой просьбы было связано с уже ставшим взрослым его вторым сыном - Лянь Си-сянем.
Дело в том, что тот еще в 1249 г., в возрасте 18 лет, попал в услужение к Хубилаю, одновременно проходя обучение у китайских ученых-конфуцианцев. Полученные знания он передавал в частых беседах с Хубилаем. Фамилия Лянь появилась от его прозвища «Честный “Мэн-цзы”» (廉孟子 Лянь Мэн-цзы) - из-за любви к трактату «Мэн-цзы» он просил отца (в тексте жизнеописания говорится, что просил самого Хубилая, но это скорее всего упрощение авторами жизнеописания реальной ситуации - просил на самом деле его отец, который имел намного более высокий статус при дворе каана, что и отмечено в жизнеописании Бурун-Хайя) ходатайствовать перед кааном о даровании ему этой фамилии. Хубилай и закрепил ее за ним и остальными детьми Бурун-Хайя, следуя просьбе последнего (тот расширил просьбу одного сына, запросив о даровании фамилии на всех своих потомков). Позднее при этой фамилии он стал носить имя Си-сянь. Вот так чистокровный уйгур стал неотличимым от ханьца.
А это более ранний китайский портрет уйгурского правителя (идикута), данный для сравнения (из фресок в пещерных храмов в Дуньхуане):
Можно заметить. что тут китайские художники в меру своих способностей передали внешность или уралоидного антропологического типа или даже европеоидного (густая борода etc).
Оценили 6 человек
13 кармы