Свастика НЕ является символом Солнца

328 14049


Именно в древних, хорошо  документированных и подробно изученных религиозных системах свастика НЕ является символом Солнца или атрибутом солнечного божества. Этот известный и легко проверяемый факт постоянно замалчивается пропагандистами псевдо-язычества. Более того, у них уже вошло в привычку утверждать ровно противоположное, вообще не утруждая себя доказательствами. Подобные заявления обычно делаются непререкаемым тоном и выглядят примерно так:

- На многих предметах, обнаруженных археологами, имеется изображение свастики или похожих знаков - очевидно, они  связаны с поклонением Солнцу, поскольку культ Солнца существовал в древности у всех народов.

Положим, для меня вовсе не очевидно то, что само собой разумеется для "альтернативно мыслящего" комментатора. Но для того и существует непререкаемый тон, чтобы отметать любые возражения.

На Конте уже публиковались материалы о малой распространенности знака свастики и о неправомерности употребления этого термина для других изображений  Но сейчас я предлагаю  обратить внимание на навязываемую псевдо-языческими пропагандистами связку "свастика=Солнце".

Возьмем, для примера, самую известную религиозную систему Древнего мира - греко-римский пантеон.  Именно из греко-римского культуры в современную жизнь пришли, например, петличные знаки военных медиков,

 эмблема Федеральной Таможенной Службы РФ


и логотип Торгово-Промышленной Палаты

Известна античная традиция изображения божеств - покровителей врачевания, Асклепия(Эскулапа) и Гигеи - со змеей, обвившейся вокруг посоха, и с чашей.



(Гигея - дочь Асклепия, внучка Аполлона)

Из дохристианских времен до наших дней также дошло немало изображений Меркурия (Гермеса), с жезлом-кадуцеем, в крылатом шлеме или крылатых сандалиях.

Другой пример - сова, атрибут Афины (Минервы) и символ мудрости; молнии - атрибут Зевса (Юпитера) и символ власти. Они слишком известны, чтобы специально на них останавливаться, поэтому только замечу мимоходом, что вместе с молниями и совой в европейскую культуру Нового времени  из античности также пришли трезубец Нептуна, виноградная гроздь Диониса, свирель Пана и множество других атрибутов и символов, используемых в аллегориях и логотипах вплоть до настоящего времени.

(Совет богов: Психею встречают на Олимпе. Рафаэль Санти, начало 16 в. н.э. Фреска лоджии Психеи виллы Фарнезина, Рим).

(Вакханка. Дж.Колье, 1850)

(Праздник сбора урожая. Лоуренс Альма-Тадема, 1870)

(Пан со свирелью. М.А.Врубель, 1899)

У наиболее известных и почитаемых богов античности имелись и постоянные спутники, вроде орла Юпитера или павлина Юноны (Геры). Существовали общепринятые, классические "стандарты" двумерного и трехмерного изображения каждого из богов - индивидуального и группового, в движении и в покое и т.п. Всё вместе - атрибуты, символы и "стандарты" представляло собой образную характеристику божества и позволяло его идентифицировать.

Каковы же были "знаки отличия" солнечных божеств греко-римского пантеона?

Если говорить об Аполлоне (Фебе), то это - лира (кифара) и лук со стрелами. Аполлон иногда отождествлялся с персонификацией Солнца - Гелиосом, которому были посвящены такие животные, как петух (возвещавший рассвет) и белые кони (запряженные в небесную колесницу).  По логике псевдо-язычников,  оба этих божества должны быть буквально увешаны свастиками, как и посвященные им храмы, но ничего подобного доныне не обнаружено (желающие могут самостоятельно перебрать фото скульптур и храмов, их в Сети просто море).

Еще одно божество, тоже часто ассоциируемое с Солнцем, относится к поздне-римской эпохе и имеет иранское происхождение. Это - Митра, чей культ недолгое время бытовал среди легионеров. Вот его самое известное изображение:

(Митра убивает быка - символ тьмы)

Как видите, свастики нет и здесь. О том, что этот знак не являлся символом зороастризма (огнепоклонничества) - официальной религии иранцев до арабского завоевания, я уже говорил тут: https://cont.ws/@denys/486440

Перейдем теперь к египетскому богу солнца Ра. По "компетентному" мнению известного юмориста Задорнова, это божество имело ключевое значение в дохристианских верованиях славян. Однако, типовые изображения Ра хорошо известны и многочисленны - это человеческая фигура с головой сокола, на которую опирается солнечный диск.


Атрибуты - посох, змея, символ жизни - "анх" (в левой руке).

Еще одно солнечное божество Древнего Египта - Атон, в виде диска с лучами.


Египетский иероглиф "солнце" :


Как видите, ни в одном случае свастики не наблюдается.

Впрочем, я не исключаю эпизодическое присутствие этого знака как декоративного элемента на каких-то росписях или рельефах периода эллинизма, на памятниках синкретических древних культур, вобравших в себя разные традиции Восточной и Западной Азии. Но постоянным, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ символом солнечных божеств греко-римского и древнеегипетского пантеонов свастика в любом случае не была.

(Только не надо приплетать здесь меандр - он украшает любые постройки, текстиль и керамику независимо от того, кто ими владел или кому они посвящались).

Переходим к "ведическим ариям".

Первое, что должен был сделать не забаненный в гугле "языческий волхв и носитель сакрального знания" - это набить в поисковике слово "СУРЬЯ"  и просмотреть картинки. Хотя бы для получения эстетического удовольствия.

Что мы видим?  Солнечный диск, лучи и упряжку белых коней, влекущих солнечную колесницу по небу.

Если кому-то не нравится новодел, есть образцы постарше. Например, барельеф (маленькие зверюшки внизу - это кони):

Или статуэтки:



Здесь тоже - солнечный диск, лучи и упряжка.

Да, это очень похоже на античного Гелиоса, управляющего небесной повозкой:

А также - на Аполлона, представленного на изображении, использованном в качестве фона к заглавию данной статьи.

Но "официальные ученые" и не возражают против исторического родства этих персонажей - один континент, как-никак. Вот только свастики нету ни тут, ни там. Даже если в подробностях рассмотреть всякую всячину, которую многорукий Сурья предъявляет своим почитателям.

Может, свастика присутствует на индийских храмах Солнца, воздвигнутых в честь бога Сурьи?

(Храм Сурьи в Гвалиоре)

Там же, вход крупным планом:

Лошади есть, свастики нет.

Другой храм Солнца, в Конараке:

Общий вид:

Вход, крупно:

Кони, запряженные в "небесную колесницу" есть. Свастики нет.

Еще, в Модхере (Гуджарат):


Вход, в подробностях.


Опять - никакой свастики.

Но, тем не менее, в быту и буддисты, и индуисты, используют этот знак, как благоприятный. Его  могут нарисовать на предметах домашнего обихода, на теле. Чаще всего - в форме, близко родственной символу "засеянное поле", известному со времен неолита (он - в центре):

Вот например, торговец едой выложил узор для привлечения покупателей:

Или женщина разрисовала ладони на праздник:

Свастику можно видеть также на воротах общественных зданий - как храмов (вне зависимости от божества-покровителя), так и гостиниц. В Индии и Непале она воспринимается, как пожелание удачи и доброе предзнаменование.

Но это и всё.

НЕПОСРЕДСТВЕННО В КУЛЬТЕ СОЛНЦА ДАЖЕ У ИНДУИСТОВ СВАСТИКА НЕ ЗАДЕЙСТВОВАНА.

Поэтому как бы "сама-собой-разумеющаяся" связь этого символа с дневным светилом, солнечным светом, теплом и огнем является абсолютно ложной, выдуманной на пустом месте.

Кем? Беллетристами и философствующими демагогами позапрошлого века, которые увлеклись  экзотической культурой Востока и дополнили ее всевозможными домыслами. На тот момент нелепицы "ариософии" и подобных учений не слишком бросались в глаза. Для большинства европейцев Индия, Непал и Тибет были совершенно неведомым краем, местные языки - известны лишь единицам, а к серьезному изучению буддизма и индуизма наука тогда еще только приступала. Однако, почти двести лет путешествий, археологических раскопок и библиотечных исследований сделали свое дело - и сегодня мы можем получить вполне адекватные знания практически по каждой стране Востока.

Доступность туристических поездок, научных трудов и фотоархивов позволяет составить реалистичные представления о настоящем и прошлом Индии, Греции и  Египта, включая памятники культуры, язык и религии.

В этих условиях просто дикостью выглядит упорное насаждение псевдо-язычества, которым ряд контовских авторов занимается с завидным старанием. Ведь при ближайшем рассмотрении оказывается, что их псевдо-языческие убеждения основаны вовсе не на "чудом сохранившейся древней традиции", а на фантазиях европейских сочинителей, склонных  к мистицизму, расизму и в конечном счете - к колониальному милитаризму.

А европейский колониальный милитаризм, как известно, исторически был направлен в том числе и против России - вспомнить хотя бы Крымскую или Русско-турецкую войну 1877-78 гг. ...  наверное, можно не продолжать? Надеюсь, что более близкие по времени примеры читатели вспомнят и сами.

________________________________

Заставка к статье: Аврора указывает путь Аполлону. Гвидо Рени (1575-1642)

_________________________________

Другие материалы по теме:

https://cont.ws/@bolshoipisets...


https://cont.ws/@bolshoipisets...


https://cont.ws/@bolshoipisets...


https://cont.ws/@denys/504467


https://cont.ws/@denys/480841


ПС.   Уважаемые коллеги по "Здравомыслию"! Пожалуйста, добавляйте в комментах ссылки на ваши публикации по теме, для включения в текст статьи. Заранее спасибо!

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Правильно: свастика не является символом солнца, - свастика является символом мироздания....
    • Serg
    • 30 апреля 2017 г. 18:08
    А если это знак не Солнца, а знак движения его?
  • Странно, что в статье о том, чем не является свастика, о самой свастике речь практически не идёт. Приведены рисунки египтян, греков, только при чем здесь свастика? По идее надо чётко и на примерах показать чем именно является свастика. Однако про саму свастику автор стыдливо упомянул в конце статьи, продемонстрировав руки какой-то тетки! А ведь свастика встречается на любом японском кладбище, в узорах монастырей, если открыть словарь китайских иероглифов, там тоже увидите эту свастику. Но об этом ни слова. Куцая, сырая, наспех сработанная статья, которую даже в школьную стенгазету нельзя пропускать по причине неинформативности и несоответствию заявленной теме.
  • И ещё маленький нюанс. Убийство тельца Митрой - это то же что резание баранов мусульманами на курбан баран...))) Это то же, что и уничтожение золотого тельца Моисеем. Закончилась эпоха Тельца - и телец, которому до этого поклонялись, пошёл в расход, закончилась эпоха Овна и бараны пошли в расход, сейчас закончилась эпоха Рыб, но все здравомыслием заболели и некому уху варить....))))
  • Работа большая , но-- Пустая...Какие-то религии , боги, вакханалии и тому подобное !! Вопрос : " А где же Свасти-ка? Что она означает ? " --- пусто-пусто....Напишите хотя бы про гитлера и Шамбалу.