Именно в древних, хорошо документированных и подробно изученных религиозных системах свастика НЕ является символом Солнца или атрибутом солнечного божества. Этот известный и легко проверяемый факт постоянно замалчивается пропагандистами псевдо-язычества. Более того, у них уже вошло в привычку утверждать ровно противоположное, вообще не утруждая себя доказательствами. Подобные заявления обычно делаются непререкаемым тоном и выглядят примерно так:
- На многих предметах, обнаруженных археологами, имеется изображение свастики или похожих знаков - очевидно, они связаны с поклонением Солнцу, поскольку культ Солнца существовал в древности у всех народов.
Положим, для меня вовсе не очевидно то, что само собой разумеется для "альтернативно мыслящего" комментатора. Но для того и существует непререкаемый тон, чтобы отметать любые возражения.
На Конте уже публиковались материалы о малой распространенности знака свастики и о неправомерности употребления этого термина для других изображений Но сейчас я предлагаю обратить внимание на навязываемую псевдо-языческими пропагандистами связку "свастика=Солнце".
Возьмем, для примера, самую известную религиозную систему Древнего мира - греко-римский пантеон. Именно из греко-римского культуры в современную жизнь пришли, например, петличные знаки военных медиков,
эмблема Федеральной Таможенной Службы РФ
и логотип Торгово-Промышленной Палаты
Известна античная традиция изображения божеств - покровителей врачевания, Асклепия(Эскулапа) и Гигеи - со змеей, обвившейся вокруг посоха, и с чашей.
(Гигея - дочь Асклепия, внучка Аполлона)
Из дохристианских времен до наших дней также дошло немало изображений Меркурия (Гермеса), с жезлом-кадуцеем, в крылатом шлеме или крылатых сандалиях.
Другой пример - сова, атрибут Афины (Минервы) и символ мудрости; молнии - атрибут Зевса (Юпитера) и символ власти. Они слишком известны, чтобы специально на них останавливаться, поэтому только замечу мимоходом, что вместе с молниями и совой в европейскую культуру Нового времени из античности также пришли трезубец Нептуна, виноградная гроздь Диониса, свирель Пана и множество других атрибутов и символов, используемых в аллегориях и логотипах вплоть до настоящего времени.
(Совет богов: Психею встречают на Олимпе. Рафаэль Санти, начало 16 в. н.э. Фреска лоджии Психеи виллы Фарнезина, Рим).(Вакханка. Дж.Колье, 1850)
(Праздник сбора урожая. Лоуренс Альма-Тадема, 1870)
(Пан со свирелью. М.А.Врубель, 1899)
У наиболее известных и почитаемых богов античности имелись и постоянные спутники, вроде орла Юпитера или павлина Юноны (Геры). Существовали общепринятые, классические "стандарты" двумерного и трехмерного изображения каждого из богов - индивидуального и группового, в движении и в покое и т.п. Всё вместе - атрибуты, символы и "стандарты" представляло собой образную характеристику божества и позволяло его идентифицировать.
Каковы же были "знаки отличия" солнечных божеств греко-римского пантеона?
Если говорить об Аполлоне (Фебе), то это - лира (кифара) и лук со стрелами. Аполлон иногда отождествлялся с персонификацией Солнца - Гелиосом, которому были посвящены такие животные, как петух (возвещавший рассвет) и белые кони (запряженные в небесную колесницу). По логике псевдо-язычников, оба этих божества должны быть буквально увешаны свастиками, как и посвященные им храмы, но ничего подобного доныне не обнаружено (желающие могут самостоятельно перебрать фото скульптур и храмов, их в Сети просто море).
Еще одно божество, тоже часто ассоциируемое с Солнцем, относится к поздне-римской эпохе и имеет иранское происхождение. Это - Митра, чей культ недолгое время бытовал среди легионеров. Вот его самое известное изображение:
(Митра убивает быка - символ тьмы)
Как видите, свастики нет и здесь. О том, что этот знак не являлся символом зороастризма (огнепоклонничества) - официальной религии иранцев до арабского завоевания, я уже говорил тут: https://cont.ws/@denys/486440
Перейдем теперь к египетскому богу солнца Ра. По "компетентному" мнению известного юмориста Задорнова, это божество имело ключевое значение в дохристианских верованиях славян. Однако, типовые изображения Ра хорошо известны и многочисленны - это человеческая фигура с головой сокола, на которую опирается солнечный диск.
Атрибуты - посох, змея, символ жизни - "анх" (в левой руке).
Еще одно солнечное божество Древнего Египта - Атон, в виде диска с лучами.
Египетский иероглиф "солнце" :
Как видите, ни в одном случае свастики не наблюдается.
Впрочем, я не исключаю эпизодическое присутствие этого знака как декоративного элемента на каких-то росписях или рельефах периода эллинизма, на памятниках синкретических древних культур, вобравших в себя разные традиции Восточной и Западной Азии. Но постоянным, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ символом солнечных божеств греко-римского и древнеегипетского пантеонов свастика в любом случае не была.
(Только не надо приплетать здесь меандр - он украшает любые постройки, текстиль и керамику независимо от того, кто ими владел или кому они посвящались).
Переходим к "ведическим ариям".
Первое, что должен был сделать не забаненный в гугле "языческий волхв и носитель сакрального знания" - это набить в поисковике слово "СУРЬЯ" и просмотреть картинки. Хотя бы для получения эстетического удовольствия.
Что мы видим? Солнечный диск, лучи и упряжку белых коней, влекущих солнечную колесницу по небу.
Если кому-то не нравится новодел, есть образцы постарше. Например, барельеф (маленькие зверюшки внизу - это кони):
Или статуэтки:
Здесь тоже - солнечный диск, лучи и упряжка.
Да, это очень похоже на античного Гелиоса, управляющего небесной повозкой:
А также - на Аполлона, представленного на изображении, использованном в качестве фона к заглавию данной статьи.
Но "официальные ученые" и не возражают против исторического родства этих персонажей - один континент, как-никак. Вот только свастики нету ни тут, ни там. Даже если в подробностях рассмотреть всякую всячину, которую многорукий Сурья предъявляет своим почитателям.
Может, свастика присутствует на индийских храмах Солнца, воздвигнутых в честь бога Сурьи?
(Храм Сурьи в Гвалиоре)
Там же, вход крупным планом:
Лошади есть, свастики нет.
Другой храм Солнца, в Конараке:
Общий вид:
Вход, крупно:
Кони, запряженные в "небесную колесницу" есть. Свастики нет.
Еще, в Модхере (Гуджарат):
Вход, в подробностях.
Опять - никакой свастики.
Но, тем не менее, в быту и буддисты, и индуисты, используют этот знак, как благоприятный. Его могут нарисовать на предметах домашнего обихода, на теле. Чаще всего - в форме, близко родственной символу "засеянное поле", известному со времен неолита (он - в центре):
Вот например, торговец едой выложил узор для привлечения покупателей:
Или женщина разрисовала ладони на праздник:
Свастику можно видеть также на воротах общественных зданий - как храмов (вне зависимости от божества-покровителя), так и гостиниц. В Индии и Непале она воспринимается, как пожелание удачи и доброе предзнаменование.
Но это и всё.
НЕПОСРЕДСТВЕННО В КУЛЬТЕ СОЛНЦА ДАЖЕ У ИНДУИСТОВ СВАСТИКА НЕ ЗАДЕЙСТВОВАНА.
Поэтому как бы "сама-собой-разумеющаяся" связь этого символа с дневным светилом, солнечным светом, теплом и огнем является абсолютно ложной, выдуманной на пустом месте.
Кем? Беллетристами и философствующими демагогами позапрошлого века, которые увлеклись экзотической культурой Востока и дополнили ее всевозможными домыслами. На тот момент нелепицы "ариософии" и подобных учений не слишком бросались в глаза. Для большинства европейцев Индия, Непал и Тибет были совершенно неведомым краем, местные языки - известны лишь единицам, а к серьезному изучению буддизма и индуизма наука тогда еще только приступала. Однако, почти двести лет путешествий, археологических раскопок и библиотечных исследований сделали свое дело - и сегодня мы можем получить вполне адекватные знания практически по каждой стране Востока.
Доступность туристических поездок, научных трудов и фотоархивов позволяет составить реалистичные представления о настоящем и прошлом Индии, Греции и Египта, включая памятники культуры, язык и религии.
В этих условиях просто дикостью выглядит упорное насаждение псевдо-язычества, которым ряд контовских авторов занимается с завидным старанием. Ведь при ближайшем рассмотрении оказывается, что их псевдо-языческие убеждения основаны вовсе не на "чудом сохранившейся древней традиции", а на фантазиях европейских сочинителей, склонных к мистицизму, расизму и в конечном счете - к колониальному милитаризму.
А европейский колониальный милитаризм, как известно, исторически был направлен в том числе и против России - вспомнить хотя бы Крымскую или Русско-турецкую войну 1877-78 гг. ... наверное, можно не продолжать? Надеюсь, что более близкие по времени примеры читатели вспомнят и сами.
________________________________
Заставка к статье: Аврора указывает путь Аполлону. Гвидо Рени (1575-1642)
_________________________________
Другие материалы по теме:
https://cont.ws/@bolshoipisets...
https://cont.ws/@bolshoipisets...
https://cont.ws/@bolshoipisets...
ПС. Уважаемые коллеги по "Здравомыслию"! Пожалуйста, добавляйте в комментах ссылки на ваши публикации по теме, для включения в текст статьи. Заранее спасибо!
Оценили 66 человек
102 кармы