«Мир ловил меня, но не поймал»
Григорий Сковорода
Пожалуй, никто так ёмко не подвёл черту своей жизни, как Григорий Сковорода этой фразой. Не приходит на ум ни один из философов, писателей, богословов… Разве что Диоген, заявивший Александру Македонскому: «Отойди, ты мне заслоняешь Солнце!». После таких слов уже ничего не нужно говорить. Глупым кажется и ответ Александра: «Если бы я не был Александром, то я стал бы Диогеном». Не стал бы, – кшатрий не может так просто стать брахманом. Не тот уровень понимания…
Не тот уровень понимания у толкователей Нового Завета, разъясняющих искушение Христа после сорокадневного воздержания от пищи. И это напоминает старый пошлый анекдот о голодном солдате, попросившемся на ночлег к солдатке. Только поесть, и ничего кроме не нужно ему. Искушение наступает лишь на сытый желудок. А искусителем всегда является Диавол. В статье «Диавол» писалось: «Диавол – διάβολος, где διά - через, βολος – невод, сеть. Материя – это и есть сеть». Мир ведь – искушение. И владеет этим миром «Князь мира сего», напрямую отождествляемый церковью с рогатым. Но о нём мы уже говорили ранее. А сейчас – о Боге.
Наверное, нет в мире слова, так широко употребляемого в самых разных случаях, и так мало понятого произносящими его. От «дай Бог» и «спасибо», до «чтобы тебя Бог покарал», «будь ты проклят Богом». Апеллирование к Богу стало обычной практикой людей, проживающих в современной ойкумене. И обычно он представляется человеку этаким верховным судьёй, где-то там на небе (ведь обращаясь к нему мы всегда возносим взор к небу), беспристрастным и справедливым. Этому способствует и церковь, усиленно внедряющая подобный образ в сознание прихожан.
Бог на облаке
В христианской апологетике – это типичное представление Верховного Бога (Саваофа, Иеговы), коим переполнены православные храмы.
Но самое интересное в том, что этот образ вполне согласуется с образом, рисуемом гностиками, преданными анафеме всеми каноническими христианскими церквями. Да разве только церквями? Вот недавно чрезмерно эмоционально разразился проклятиями в адрес гностиков один из властителей дум народных…
Вот как они, «прОклятые», описывают Демиурга:
«И она (София Эпинойя Н.Д.) окружила его светлым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме святого Духа, который зовется матерью живых. И она назвала его именем Иалтабаоф…
…Он стал сильным и создал для себя другие эоны в пламени светлого огня, (где) он пребывает поныне… И поставил он семь царей - соответственно тверди небесной - над семью небесами и пять - над бездной ада, так что они могли царствовать. И он отделил им от своего огня…» (Апокриф Иоанна).
Может быть кому-то приходилось встречаться с выражением: «неправильное Дерево Миров». Я раньше и не задумывался над этим. Ну, неправильное и неправильное, а мне какое дело до странных названий, – мало что там понапридумывают разные эзотерики и философы? Только спустя много лет стало доходить, – фраза эта совсем не бросовая, и смысл имеет глубокий. То есть, весь этот лес, состоящий из Древа Мира, Дерева Сефирот, Дерева Баньян, Ясеня Иггдресиль, Дуба зелёного, произрастающего у Лукоморья, и прочих неведомых мне деревьев, имеет клеймо – «неправильный». Сказано с иронией, ибо никакого леса нет, – это разные названия одного и того же образа, существующего в одном «экземпляре».
А что говорят гностики по этому поводу?
Они объясняют несовершенство этого мира просто и непринуждённо:
«И он (Иолтабаоф) отделил им от своего огня, но не дал от силы света, которую взял от своей матери, ибо он – тьма незнания.
И когда свет смешался с тьмой, он побудил тьму светить. А когда тьма смешалась со светом, она затемнила свет и стала ни светом, ни тьмой, но стала больной» (Апокриф Иоанна).
В ранее написанной серии статей о кривой ёлочке мы пытались объяснить: почему ёлочка то кривая. Кому интересно – можете прочесть.
И создатель этого мира и является его хозяином или по-библейски – «князем».
«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан.12:31).
«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан.14:30).
Сразу приходят на ум слова, вынесенные в эпиграф…
Отец Небесный
Но как в апокрифах, так и в канонических Евангелиях, в противовес Князю вводится понятие Первопричины или Отца Небесного.
«Он существует как Бог и Отец всего, незримый, пребывающий над всем, пребывающий в нетленности, пребывающий в чистом свете, в который не может смотреть никакой взгляд.
Он – незримый Дух. Не следует думать о Нем как о богах или что Он таков, ибо Он превосходит бога. Нет ничего над Ним, ибо ничто не господствует над Ним. Он не пребывает ни в чем, меньшем Его, и все пребывает в Нем Самом. Он вечен. Поэтому Он не нуждается ни в чем, ведь Он весь совершенен. Он не имеет ни в чем недостатка, чтобы восполнить его, но весь Он постоянно совершенен в свете. Он беспределен, поскольку не было того, кто до Него, чтобы положить Ему предел.» (Апокриф Иоанна).
А вполне канонический Дионисий Ареопагит продолжает:
«Бог это не душа и не ум, а поскольку сознание, мысль, воображение и представление у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни определить Его невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обладает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни вечностью, ни временем и объять Его мыслью – невозможно»
Им вторит Карлос Кастанеда:
«Нагваль — это та наша часть, для которой нет никакого описания. Нет слов, нет названий, нет чувств, нет знания».
При рождении – мы единое целое с первопричиной. Снова обратимся к Кастанеде:
«Мы чувствуем с самого момента рождения, что есть две части нас самих. В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком нагвалем. Мы чувствуем затем, что для нормальной деятельности нам необходима противоположная часть того, что мы имеем. Тональ отсутствует, и это дает нам с самого начала ощущение неполноты. Затем тональ начинает развиваться и становится совершенно необходимым для нашей жизни. Настолько необходимым, что он затеняет сияние нагваля. Он захлестывает его. С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы уже ничего больше не делаем, как только взращиваем наше старое ощущение неполноты, которое сопровождало нас с момента нашего рождения и которое постоянно нам говорит, что есть другая часть, которая дала бы нам цельность».
Таким образом, Дух Святой, который дан нам при рождении (см. статью «Диавол») и есть частичка этой первопричины.
И поэтому, когда еврей говорит о Б-ге или Творце, Демиурге, а масон – о Великом Архитекторе, они имеют в виду Иалдабаофа. Он, действительно, Творец, но творец Тоналя или Малого Сварожья. А когда Иисус говорит об Отце Небесном, он говорит о Непознаваемом и Неописуемом или Большом Сварожьем.
«Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Иоан.8:19).
Слова «вы не знаете Меня» можно понимать так: «вы не наделены Святым Духом».
После этого стоит задуматься над расхожим выражением «Единый Бог», употребляемым едва ли не на каждом углу. Да, он Единый, но вкладывается в это понятие разный смысл…
Николай Диковицкий
Оценили 8 человек
12 кармы