Термин
патриотизм
используется часто и считается очевидным.
Настолько очевидным, что о его смысле
особо не задумываются, а порой и хуже
того — подразумевают под ним разные
вещи. И даже заподозрить, что твой
оппонент подразумевает под тем-же словом
что-то другое удается далеко не сразу.
Я
хочу рассмотреть это явление без
ангажированности, исходя из самых
базовых и общеизвестных законов логики
и биологических закономерностей. И
по-возможности лаконично — поэтому
пришлось допустить ряд упрощений,
опустить массу примеров и рассуждений.
Обычно, объясняя понятие патриотизма
говорят о любви к родине, желании ей
блага и процветания. Это очень не
конкретно, и главное — подвержено
различным интерпретациям.
Меж тем,
есть простой критерий, не допускающий
двоякого толкования: Выживание.
В
самую первую очередь патриот желает,
чтобы его народ выжил и породил следующее
поколение, и эта ценность для него
приоритетна по сравнению с любой
другой.
Это, конечно, не аксиома, а моя
догадка, обобщение множества частных
проявлений патриотизма. Но этот критерий
имеет явные биологические основания
(что я и продемонстрирую), поэтому я буду
им пользоваться.
Часть первая — биологическая.
Естественный
отбор — это процесс, идущий у всех
известных нам жизненных форм. Для отбора
требуется соблюдение трех условий:
смена поколений, давление среды и
изменчивость наследственной информации.
Принцип естественного отбора крайне
прост:
Тот кто способен выжить и дать
потомство — выживает и дает потомство.
Тот кто не способен — потомства не
оставляет.
Способность к воспроизводству
зависит от того, насколько хорошо
устройство особи соответствует
требованиям окружающей среды. А само
устройство определяется генотипом
— наследственной информацией.
Поэтому,
фактически, генотип представляет собой
инструкцию по самовоспроизведению.
Удачные инструкции передаются потомкам,
неудачные — исчезают вместе с их
носителями.
Все живые существа,
может кроме самых примитивных,
воспроизводятся только группой
генетически близких особей. Собственно,
вид и определяется, как совокупность
живых существ, способных давать плодовитое
потомство. Вся сумма их генотипов
называется геномом и представляет
собой набор инструкций по выживанию в
самых разнообразных условиях — тех, с
которыми их предкам довелось столкнуться.
Чем разнообразней история вида — тем
более надежно его наследственная
информация обеспечивает дальнейшее
воспроизведение.
Таким образом, отбор
идет по критерию выживания вида, а не
отдельной особи. Это очень важный
момент. Если существа примитивны, и
поведение их атомарно — то эти критерии
совпадают. Но как только появляются
любые, самые простые, взаимодействия
между собратьями по виду — могут
возникнуть (и возникают) ситуации, когда
оптимальная стратегия выживания вида
противоречит стратегии выживания/воспроизведения
отдельной особи.
Наследственная
информация, которая достается любой
особи, состоит из переданной от родителей
основной части плюс небольшой доли
индивидуальной изменчивости — то, что
было привнесено нового при зарождении
именно этой особи.
Поэтому основная
часть всего устройства и поведения
особи направлена на задачу воспроизведения
следующего поколения.
При этом есть
два потенциальных источника помех:
индивидуальная изменчивость, которая
может быть направлена куда угодно, и
ситуации, не предусмотренные «инструкцией
по выживанию», когда популяция оказалась
в новых, не встречавшихся ранее условиях
обитания.
Возьмем
какое-нибудь существо, которое никак
нельзя обвинить в ангажированности.
Скажем, снегирь. Он не рассуждает о
победе всемирного снегиризма, и вообще
не задумывается о глобальных вещах. Все
его действия конкретны и направлены на
ближайшее окружение - он охраняет свою
территорию, ухаживает за самкой или там
кормит птенцов — уж не знаю, что в
точности, но результатом его деятельности
является выживание вида.
То есть
снегирь реально делает
для своего вида то, что патриот-человек
стремится
делать для своего народа. Предлагаю
термин, характеризующий поведение
снегиря:
Инстинктивный
патриотизм.
Любое
живое существо, от инфузории-туфельки
до человека является инстинктивным
патриотом своего вида.
Это обусловлено самим устройством
живого и по степени фундаментальности
сопоставимо с явлениями дыхания или
питания.
Перед тем как переходить
к следующей части, обратим внимание на
два биологических аспекта.
Давайте
рассмотрим процесс формирования
нескольких видов из одного. Существовала
популяция, все существа принадлежали
к одному виду. Благодаря каким-то внешним
обстоятельствам, популяция разделяется
на части — например, из-за геологического
катаклизма образуется пролив или горный
массив. Дальше, генетическая изменчивость
двух подвидов совершается независимо,
и рано или поздно накопившиеся отличия
делают две части когда-то единого вида
генетически не совместимыми.
Этот
барьер не обязательно должен быть
абсолютно не проницаем, достаточно
чтобы он делал контакты между членами
разных подгрупп более редкими, чем
внутри групп. И конкретная природа этого
барьера совершенно не важна — например,
это может быть различие в брачном ритуале
или предпочтительное время активности
подвида.
И
что же такое этнос, с этой точки зрения?
Все человечество представляет собой
один биологический вид, но в нем есть
кластеры — группы особей находящихся
в более близком родстве друг с другом,
чем с остальными. Это и есть этносы. С
точки зрения эволюции, каждый такой
кластер представляет собой начальный
этап появления нового биологического
вида. Зайдет ли дело дальше начального
этапа зависит от времени существования
и эффективности барьера, но за всю
историю человечества такого не
случалось.
Вообще, разделение на
этносы есть не только у человека. Но
надо обратить внимание на еще один
чрезвычайно важный аспект: в процессе
эволюции менялся и сам механизм передачи
наследственной информации, причем очень
значительно. Чего стоит хотя-бы «открытие»
двуполого размножения. На определенном
этапе наследственная информация стала
«выходить за пределы генома». Появился
механизм воспитания потомства, передачи
инструкций по выживанию через обучение.
И если у снегиря он еще играет не очень
важную роль, то у человека — уже очень
значительную.
Именно здесь я перехожу ко второй части рассуждения. Социальной.
На
сколько я знаю, терминология в этой
области не очень устоявшаяся, поэтому
укажу явно. Для информации, передаваемой
через обучение, я использую термин
социокультурный
код.
Это своего рода «социальный генотип».
Он включает в себя массу различных вещей
— от темперамента и особенностей
восприятия до родного языка, религии и
системы ценностей. Все это вместе
определяет принадлежность человека к
социокультурной
общности (СО)
— в частности СО может быть равна народу,
но далеко не всегда, поэтому я использую
термин СО. Да, совокупность всех
«социальных генотипов» я тоже называю
социокультурным кодом, это не очень
красиво, но из контекста легко понять,
где что.
Хотя исторически, вероятно,
социокультурные общности формировались
в рамках этносов, в современном мире
границы СО и этносов часто не совпадают
— собственно, это и есть причина, по
которой вообще возникла потребность
во всем этом рассуждении.
Я утверждаю
следующее: хотя физический механизм
хранения и передачи социокультурного
кода абсолютно иной, нежли у генотипа,
для него справедливы все критерии, при
выполнении которых происходит естественный
отбор. Просто часть этих критериев
выполняется не строго, а только
статистически — но ведь естественный
отбор это в любом случае статистический
процесс.
Итак - социокультурный код,
также как и генотип, передается по
наследству — хотя и не только от
родителей, но все равно — в основном от
ближайшего окружения, т.е. от членов
той-же СО. Совокупность этих кодов
является «инструкцией», по которой
строится СО, и соответственно определяет,
насколько успешно СО выживает.
Генотип
формируется разом, в момент оплодотворения
и в дальнейшем уже не меняется.
Социокультурный код формируется в
течении всей жизни — но, конечно
восприимчивость резко падает с возрастом.
Поэтому, для социокультурного кода
есть, еще один источник изменений, помимо
изменчивости — внешние влияния.
Получается, что пресловутая борьба за
души и умы — это просто проявление
эволюционного развития новыми
средствами.
Сказанного уже достаточно,
чтобы сделать главный вывод:
Естественный
отбор, действующий среди СО автоматически
делает любого человека инстинктивным
патриотом своей социокультурной
общности.
Отдельно
подчеркну, хотя это вполне очевидная
закономерность — степень этого
инстинктивного патриотизма тем выше,
чем более устоявшаяся СО рассматривается.
В общем-то, СО вообще становится общностью
только после того, как она просуществовала
хотя-бы одну смену поколений.
Другими
словами: сам тот факт, что СО передалась
через поколение хотя-бы один раз уже
свидетельствует о том, что ее социокультурный
код способен сам себя воспроизвести.
Более того, если в коде присутствовали
недостаточно эффективные, с точки зрения
самовоспроизводства, элементы, то они
передались в следующее поколение в
меньшем объеме, чем прочие. То есть
первое-же воспроизведенное поколение
уже будет иметь предпочтения между
элементами социокультурного кода,
причем эти предпочтения нацелены на
выживаемость СО. А это и есть инстинктивный
патриотизм.
И это явление совершенно не зависит
от идей, религиозных воззрений, языков,
традиций и прочего конкретного наполнения
«социокультурного генома»
Вспоминая
историю, да и просто глядя по сторонам
— этот вывод кажется парадоксальным,
верно? Немало исторических персон, да
и ныне живущих деятелей явно прилагают
массу усилий для уничтожения своего
народа. Еще больше — такое стремление
декларируют. Где-же их инстинктивный
патриотизм?
А ответ очень простой
— этот патриотизм — усредненный. Вся
общность, весь народ в целом воспроизводят
себя. Условно говоря - на одного человека,
приносящего намеренный вред своему
народу придется десять, приносящих
умеренную пользу, четвертинка героя,
совершающего во имя своего народа подвиг
и сотня людей, просто не мешающих своему
народу воспроизводиться.
Во-вторых
— усреднять надо не только по группе,
но и по времени. «патриотическим»
является не каждое отдельное действие
человека, а общий результат его жизни.
По дороге он может осуществлять самые
разные вещи — менять точку зрения, быть
обманутым, отчаиваться или просто
лениться.. Но отбор идет по итоговому
результату.
Кроме того — человек
может оказаться в новой ситуации, для
выживания в которой в его социокультурном
коде нет отработанного рецепта, или
есть — но неправильный. Также вспомним
про индивидуальную изменчивость — она
вообще направлена неизвестно какую
цель.
Тем не менее, основная часть
социокультурного кода передается в
неизменном виде — иначе бы, условно
говоря, деды и внуки принадлежали бы к
разным народам.
Общий результат
действий каждого конкретного человека
может быть направлен на разные цели, но
среди них неминуемо будут присутствовать
какой-то определенный набор действий
(возможно и неосознанных), который будет
нацелен на выживание своего народа.
Эта та база, на которую накладываются
все остальные свойства и склонности
личности.
Кстати, из этого никак не
следует, что отдельный человек должен
непременно любить или хвалить свою
родину да и вообще — осознавать глобальный
результат своих действий. Инстинктивный
патриотизм вообще проявляется через
чувства и базовые смыслы больше чем
через логику.
И вот теперь можно
легко объяснить, что такое обычный, в
традиционном значении этого слова,
патриотизм.
Патриотизм — это осознанное
следование собственной природе,
применение разума для повышения
эволюционной успешности.
Оценили 14 человек
30 кармы