Все хотят жить лучше – это аксиома. А для этого надо на что-то опираться и к чему-то стремиться. Оказывается, именно выбор платформы и ориентиров делает жизнь человека счастливой или несчастной. Какой же выбор открывается перед каждым человеком? Ведь создать свою собственную, независимую от прочих систему взглядов и приоритетов человек в принципе не способен – он может только к чему-то «прислониться».
Я уже писал о результатах собственных исследований по этим вопросам среди людей в своём окружении. Давайте теперь посмотрим, во что вообще верят люди и что они знают о глобальных вопросах бытия?
Обзор начну с Соединённых Штатов Америки – там больше всего университетов, научных институтов и финансовых инвестиций в образование людей. Однако, как оказалось, все эти университеты и инвестиции оказались малоэффективными в деле просвещения людей по глобальным вопросам бытия. Аналитический отчёт Международного центра общественного мнения Гэллапа дал поразительную картину невежества американцев в том, что выходит за рамки традиционной науки. Вот какие данные Служба Гэллапа получила в результате телефонных интервью с 1002-мя лицами старше 18 лет, проводившихся в июне 2005 года:
59% не верят в экстрасенсорные способности человека;
68% не верят в существование призраков умерших людей;
69% не верят в телепатию;
74% не верят в возможность заглядывать в прошлое и будущее;
79% не верят в контакты с душами умерших людей;
80% не верят в возрождение души в новом теле после смерти (реинкарнацию).
Только 1% американцев верит во все описанные явления одновременно, а 27% не верят ни в одно из них! И это при том, что все эти феномены проверены и доказаны в тысячах опытов и экспериментов и описаны в сотнях книг! Но люди, оказывается, предпочитают таким книгам комиксы, детективы и бульварные романы.
Исследования по этим же вопросам в Западной Европе и в России дали похожие результаты.
Центр Гэллапа сообщает также интересные данные относительно доли верующих в Бога и в жизнь души после смерти. Казалось бы, эти цифры должны совпадать - все религии говорят о бессмертии души, - однако, смотрите сами на результаты опросов:
Страна Верят в Бога Верят в жизнь после смерти
США 96% 69%
Канада 89% 54%
Италия 88% 36%
Австралия 80% 48%
Бельгия 78% 48%
Великобритания 76% 43%
Франция 72% 39%
Германия 72% 33%
Скандинавия 65% 35%
Интересно, в какого же Бога верят люди, отрицающие жизнь души после смерти тела?
В другом голосовании - на сайте www.yesnogod.com - по вопросу «Верите ли вы в Бога?» приняли участие 121215 человек со всего мира и вот как распределились голоса:
Всего Да Нет
Всего 121215 46% 54%
Европа 77037 45% 55%
Ближний Восток 631 65% 35%
Азия 2820 49% 51%
Карибский бассейн 322 62% 38%
Африка 356 79% 21%
Южная Америка 9346 54% 46%
Океания 1400 28% 72%
Центральная Америка 3054 65% 35%
Северная Америка 26249 43% 57%
Как видим, верующих оказалось значительно меньше, чем по данным Службы Гэллапа.
В июле 2006 года, накануне визита в Германию Папы Римского Бенедикта XVI, немецкий социологический институт провел опрос населения, в ходе которого только 50% респондентов заявили о вере в Бога. При этом, по статистике, 65% немцев официально принадлежат к католической или различным протестантским церквям. Выходит, что 15% немцев к церкви принадлежат, но в Бога не веруют?
Я стал разбираться в этих противоречиях и выяснил, что всем вышеприведенным статистическим данным доверять нельзя, ни одно из них не отражает реального положения дел. И вот почему.
Отвечая на поставленные вопросы односложно «да» или «нет», каждый вкладывал в ответ своё представление по заданному вопросу, а представление это оказывалось, при детальном расспросе, весьма туманным или вовсе отсутствовало. Так, к верующим в Бога причисляли себя люди, никогда не читавшие Библию (таких оказалось 60%), не выполняющие большинства религиозных обрядов (82%), не ходящие на исповедь (99%), понятия не имеющие о житии ни одного святого (93%) и с весьма смутным представлением о личности самого Иисуса Христа (75%). Даже молитву «Отче наш…» смогли прочитать только 15% опрошенных мною «верующих», а «семь смертных грехов» полностью не смог перечислить ни один человек.
Те, которые соблюдали религиозные обряды, не могли объяснить их суть, происхождение и значение для эволюции души. Не знали «верующие» и самой сути христианского учения, не могли растолковать, что значит «подставить правую щёку, когда ударили по левой», как понимать призыв Иисуса «любить врагов своих» и почему «блаженны нищие духом». Даже заповеди из Нагорной проповеди мало кто мог просто перечислить, не говоря уже об их неуклонном соблюдении в своей жизни. Но самым печальным результатом моих исследований было то, что само понимание Бога у большинства людей оказалось чрезвычайно примитивным. Многие представляли Бога неким существом, которое постоянно держит всех в поле своего зрения и тщательно учитывает добрые и плохие дела, чтобы после смерти каждому воздать по заслугам. Представление, весьма сходное с тем, что господствовало среди наших предков сотни и тысячи лет назад.
Многие люди причисляли себя к христианам на основании лишь того, что иногда посещают церковь, другие - чтобы ощущать себя «как все», если в их окружении были преимущественно такие же «верующие». Некоторые были искренне убеждены в том, что достаточно не убивать, не воровать и по большим религиозным праздникам посещать храм, чтобы считаться христианином и при опросах называть себя верующим.
Люди, относящие себя к атеистам, тоже не блистали знаниями ни по одному из наводящих вопросов. «Не верю, и всё!» - гордо заявляли неверующие. «Во что именно не веришь?» - пытался уточнить я. «Ни в Бога, ни в чёрта не верю!». «А почему не веришь?» «Не верю, и всё тут!»
В общем, получилось как в одной старой притче:
Притча о Великом Атеисте
В древние времена, тысячу с лишним лет назад, жил один парень, который считал себя атеистом. А ходили в те времена слухи о некоем Великом Атеисте, который мог любого священника победить в споре. Решил юноша найти этого Великого Атеиста и стать его учеником. И вот, после долгих странствий он подошел к хижине, где, как ему сказали, жил Великий Атеист. На стук ему ответил старческий голос:
- Кого там несёт на ночь глядя?
- Я ищу Великого Атеиста, чтобы стать его учеником, - сказал юноша.
Старик впустил парня и стал его расспрашивать.
- Чему же ты хочешь у меня научиться? – задал он свой первый вопрос.
- Как спорить со священниками и возражать им. Я уже не верю ни в Бога, ни в душу, ни в загробную жизнь, но мне не хватает аргументов для споров.
- А почему не веришь? – спросил старик.
- Это всё чушь! – воскликнул юноша.- Их просто нет!
- А читал ли ты Библию или Коран?
- Конечно, нет! Я ведь атеист! – гордо ответил юноша.
- А беседовал ли ты со священниками?
- Пока нет, я же ведь для того и пришёл, чтобы научиться с ними спорить.
- А что тебе известно о клинической смерти?
- Пока ничего.
- Не пытался ли ты выходить из своего тела?
- Нет! А разве это возможно?
- Беседовал ли ты с людьми, которые утверждают, что живут не в первый раз?
- Я пока таких не встречал.
- А что ты вообще знаешь о реинкарнации?
- Я даже такого слова не знаю.
- Ну, тогда ты не атеист, - подвёл старик итог разговору. – И тебе нечего у меня делать.
- А кто же я?- удивился юноша. – Я ведь ни во что не верю!
- Ты просто невежда, - вздохнул сочувственно Великий Атеист.
Для чего я так подробно рассматриваю эти вопросы о вере? Неужели, для того чтобы стать счастливым, обязательно нужно быть истинно верующим, глубоко разбираться в религиозных канонах и свято соблюдать все заповеди?
Конечно, нет. Вопрос о вере в Бога я поднимаю лишь потому, что без ясных представлений о душе и её связи с Творцом невозможно понять ни смысл человеческой жизни, ни её предназначение, без чего, в свою очередь, недоступным оказывается счастье и невозможным преодоление страданий.
(Продолжение следует...)
Оценили 26 человек
35 кармы