• РЕГИСТРАЦИЯ

Не спрашивай, зачем звонит колокол

2 766

В конце марта в Перми состоялся фестиваль «Золотой Витязь», создателем и президентом которого является артист театра и кино, режиссер Николай Бурляев. Широкую известность ему принесли роли в ранних фильмах Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев». Форум «Золотой Витязь» был создан в 1992 году и проходит под девизом «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». На сегодняшний день (в этом году ему исполняется 25 лет) форум объединяет в себе все виды искусства. Например, в 2014 году на ХII Международном театральном Форуме «Золотой витязь» за спектакль «На дне» пермский театр «У Моста» получил главную награду. Проведение фестиваля «Золотой Витязь» в Перми — это новый феномен в жизни нашего региона, который является не только культурным, но и крупным политическим событием.


«Золотой Витязь» в Перми

За 5 дней фестиваля были показаны 19 художественных и документальных фильмов из коллекции Международного Кинофорума «Золотой Витязь». Были организованы творческие встречи с известными артистами Николаем Бурляевым, Борисом Щербаковым, Алексеем Петренко, Зинаидой Кириенко, Владимиром Гостюхиным и другими. В библиотеке им. М. Горького состоялась конференция «Основы новой государственной культурной политики», в которой приняли участие гости фестиваля, чиновники, деятели культуры Пермского края, представители Пермской епархии. В рамках фестиваля состоялось открытие первого на Урале киноклуба МЧС России. На торжественной церемонии открытия Николай Бурляев отметил связь между деятельностью МЧС и деятельностью киноклуба «Золотой Витязь»: «МЧС спасает жизни — «Золотой Витязь» призван спасать души!».


Консервативный поворот?

Фестиваль «Золотой Витязь» формирует консервативную повестку дня. Среди почетных попечителей «Золотого Витязя» — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Российского фонда культуры и Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Президент фестиваля Николай Бурляев является членом Патриаршего совета по культуре, членом Общественного совета при Минкультуры РФ.

С начала 1990-х годов культурная политика государства получила либеральный вектор, стала носить прозападный характер (вплоть до того, что на высоком уровне обсуждалась латинизация русской письменности). Вектор либеральной культурной политики долгое время олицетворял своей деятельностью политтехнолог Марат Гальман, который с 2008 по 2013 год экспериментировал с культурой в Прикамье, заручившись поддержкой тогдашнего губернатора Олега Чиркунова.

Создание фестиваля «Золотой Витязь» в 1992 году шло вразрез с либеральным вектором на культурную интеграцию с Западом. Данное начинание по своей задумке и названию призвано было защищать традиции и традиционные ценности от наступления «коллективного гельмана». В отличие от многих своих коллег, Николай Бурляев последовательно отстаивал консервативный вектор культурной политики. Организацию в 1992 г. первого фестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев сравнивает с созданием колокола: «Мои внутренние переживания и сомнения в дни подготовки к Фестивалю были сродни страху моего героя Бориски, отливавшего в «Андрее Рублёве» свой первый колокол…Я декларировал высокий девиз, добился поддержки «князя», оповестил общественность, суечусь, не сплю ночами… «А колокол-то и не зазвонит…».

Но колокол зазвонил. И продолжает звучать, призывая к сплочению и к борьбе за возрождение духовности.

В 2012 году вектор государственной культурной политики стал меняться. Президент всё чаще стал говорить о защите традиционных ценностей. Уже в 2013 году консервативный тренд приходит в Прикамье: с поста директора пермского Музея современного искусства PERMM был уволен Гельман, что стало определенным символом поворота в культурной политике на местном и федеральном уровнях. Оказавшись на обочине культурного и политического процесса, Гельман уехал из России. Но сформированная при Гельмане и Чиркунове команда осталась и постепенно от обороны перешла в наступление, обвиняя Минкульт Пермского края в отсутствии продуманной культурной политики, новых идей и мероприятий.

В этом контексте проведение фестиваля «Золотой Витязь» можно рассматривать как закономерный ход Минкульта в ответ на выпады со стороны соратников Гельмана. Ведь фестиваль «Золотой Витязь» — это и новое событие, это и обсуждение основ и стратегии развития культурной политики в России, это и попадание в современный политический тренд.


Колокол

Кинопоказы, встречи с известными артистами, открытие киноклуба — это всё точечные тактические действия, направленные на укрепление консервативного вектора в культуре. Можно ли из этого набора сформировать культурную альтернативу постмодернистским экспериментам, фабрикой которых во многом продолжает оставаться Музей современного искусства PERMM? Кстати, эксперименты эти до сих пор оплачиваются из бюджета, а сам музей планируют вернуть в отреставрированное здание Речного вокзала (туда, где он Гельманом и создавался). А какое отношение постмодернистские эксперименты имеют к основам и стратегии культурной политики России?

Государство делает акцент на защите традиционных ценностей. Консервативные силы получили новые возможности. Но можно ли с охранительских и оборонительных позиций переиграть постмодернистов? Опыт борьбы с культурной политикой «коллективного гельмана» в Перми показывает, что без стратегической и концептуальной новизны создать культурную альтернативу — а значит, и победить — не получится.

Защита традиционных ценностей необходима, и роль консервативных сил в отстаивании этих ценностей огромна. Но сохранения отечественного культурного наследия недостаточно. На современный вызов постмодерна не получится адекватно ответить оружием, которое было создано в другое время и для других вызовов. На главном поле битвы — битвы за молодежь — консерваторы, не выработавшие и не предъявившие стратегической новизны, рискуют потерпеть поражение. А поражение это будет означать разрыв поколений, нарушение преемственности и постепенное забвение традиций. Как угодно можно относиться к постмодерну и постмодернистам, но они эту новизну предлагают и успешно «впаривают» подрастающим поколениям. Более того, вся современная жизнь пронизана постмодерном, который процветает на ТВ, в кино, в рекламе, в жизни общества. В этой «ситуации постмодерна» выросло поколение 90-х, которое уже начинает воспитывать своих детей в таком же ключе. Постмодернистский морок пронизывает всё вокруг, и сам собой он не рассеется.

В этом смысле война за культуру и молодежь продолжается. Просто война вышла на новый этап, когда государство сменило приоритеты. Главный вопрос сегодня — найдутся ли силы, способные сформировать культурную альтернативу и вывести борьбу за нравственные идеалы общества на новый концептуальный уровень? Именно через призму этих вопросов я смотрю на проведение фестиваля «Золотой Витязь» в Перми. Николай Бурляев, подобно своему герою Бориске из фильма Андрея Тарковского, отлил свой колокол (фестиваль «Золотой Витязь»), который звонит в набат и призывает деятелей культуры на главный бой с постмодернистским мороком. Как отзовутся на этот призыв местные консервативные силы, представителей которых собрал Минкульт в рамках обсуждения «Основ культурной политики» за круглым столом в библиотеке им. Горького?


Вызовы и ответы

Современные вызовы, стоящие перед нашей странной, требуют от гражданского общества высокого уровня консолидации, создания культурной альтернативы и выработки стратегических ответов.

В 2012 году я принимал участие в организации круглого стола, на котором деятели культуры и искусства, общественные деятели выступили единым фронтом против культурной политики Чиркунова-Гельмана-Мильграма. По итогам того круглого стола было составлено обращение к губернатору Пермского края, один из главных пунктов которого касался создания общественного совета при краевом Минкульте. Спустя какое-то время этот совет был создан. Говорят, что он даже периодически собирается. Может ли он стать такой интеллектуальной площадкой, которая объединит представителей различных патриотических сил для выработки стратегических и тактических решений. Пока я не вижу к этому оснований.

Я не вижу, чтобы сегодня всерьез обсуждали необходимость создания культурной альтернативы. А ведь этот важнейший, как уже было сказано, вопрос был вынесен на повестку дня ещё в 2013 году, когда на сайте «Суть времени — Пермь» была опубликована статья Ильи Роготнева «Культурная альтернатива», в которой он наметил основные принципы этой альтернативы и пригласил представителей интеллигенции к их обсуждению.

В 2015 году состоялся круглый стол «Интеллигенция в XXI веке: вызовы и ответы», где обсуждались главные угрозы, стоящие сегодня перед нашей страной. Помимо общих идей, предлагались конкретные проекты для решения конкретных задач — например, создание в Перми «Политехнического музея», вокруг которого можно было бы выстраивать новую культурную политику.

Тема вызовов и ответов легла в основу дискуссионного клуба «Искания», на заседаниях которого обсуждаются и прорабатываются главные смысловые вопросы, стоящие на сегодняшней повестке дня.

Какие стратегические ответы и тактические решения может предложить фестиваль «Золотой Витязь» в Перми? Сможет ли он стать точкой отсчета для собирания и консолидации местных консервативных сил, создания новых проектов, проработки и реализации новой стратегии? Это станет понятно в ближайшее время. Всё в руках пермских деятелей искусства и культуры.

Источник

    Реакция на пуск "Орешника"
    • pretty
    • Вчера 07:00
    • В топе

    Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

    Двести Хиросим

    Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      feniks2061 27 августа 2016 г. 19:52

      New York Times считает, что Гладнев с подачи Путина подавил художественный бунт Гельмана в Перми

      В американской газете The New York Times рассказали всю правду о так называемой «культурной революции» в Перми, которую с 2008 по 2012 гг. осуществляли Борис Мильграм и Марат Гельман при поддержке Олега Чиркунова. В статье «Москва сокрушает восстание, на этот раз художественное» рассказывается, как грязный и серый город Пермь за очень короткий период ци...
      678
      feniks2061 4 февраля 2016 г. 11:31

      Почему Иньярриту в «Выжившем» цитирует Тарковского?

      В интернете появился ролик, в котором некоторые кадры из фильма «Выживший» Иньярриту сравниваются с кадрами из фильмов Андрея Тарковского. Такое обширное киноцитирование великого советского режиссера означает, что фильмы Андрея Тарковского вдохновляют новые поколения кинорежиссеров, которые на них учатся ! В одной из своих заметок я уже отмечал, что фил...
      1942
      feniks2061 5 декабря 2015 г. 19:22

      Ещё один гвоздь в крышку зомбоящика

      Американские ученые провели исследование, доказывающее, что сидячий образ жизни и просмотр телевизора негативно влияют на развитие умственных способностей человека. Эксперимент, в котором приняли участие более 3 тыс. человек, длился более 25 лет. Кончено, этим своим исследованием Америку ученые не открыли, результаты предсказуемы. Они подтверждают очеви...
      1269
      feniks2061 21 ноября 2015 г. 20:29

      Зачем Ургант заступился за PERMM?

      Иван Ургант в своём шоу на «Первом канале» попытался высмеять скандал, разворачивающийся вокруг музея современного искусства PERMM. Напомню, данная история началась с публикации в интернете фотографий скандальных экспонатов выставки, которую посещали дети (по выставочному пространству музея организаторы составили специальный детский маршрут). Возмущенны...
      1252
      feniks2061 23 октября 2015 г. 15:23

      Национальная безопасность и потребительская логика

      Натолкнулся в интернете на один пропагандистский материал, активно раскручиваемый украинскими СМИ, в котором говорится, что российские удары по террористам в Сирии организованы для отвлечения внимания населения от внутренних экономических проблем. Подобный пропагандистский прием не нов, активно использовался раньше, будет использоваться и дальше. Ведь р...
      997
      feniks2061 17 сентября 2015 г. 18:43

      Сорос, бомжи и иностранные агенты

      Заметка уважаемого kamrad2213, в которой он разбирает высказывания Михаила Федотова об иностранном финансировании российских НКО, напомнила мне одно знаковое событие четырехлетней давности. На скандальном либеральном форуме «Пилорама-2011», организованном на базе АНО «Пермь-36» (признана сейчас иностранным агентом), одна из дискуссий была посвящена разв...
      1006
      feniks2061 6 июля 2015 г. 11:47

      Данко не "Дурак"? Размышление о фильме Юрия Быкова

      Прочитав заметку о фильме Юрия Быкова «Дурак», решил поделиться своими мыслями по поводу этой кинокартины. Фильм сделан очень талантливо, и это признают почти все, с кем я его обсуждал. Из этих обсуждений мне запомнился один вопрос: «А можно ли считать главного персонажа фильма настоящим героем?». При просмотре фильма, у меня подобный вопрос не возник. ...
      3475
      feniks2061 28 июня 2015 г. 11:34

      Татуировка в виде распятого космонавта. Приехали

      С подачи новостного портала lifenews продолжилась информационная истерия вокруг рисунка пермского граффитиста Александра Жунева. Эпатажный и бессмысленный образ распятого космонавта (автор назвал изображение «Гагарин. Распятие»), выполненный на стене одного из домов города Перми, возмутил жителей и был сразу же убран коммунальными службами. Но вокруг эт...
      8639
      feniks2061 25 мая 2015 г. 10:45

      "Евровидение" в контексте информационной войны

      Я не смотрел «Евровидение», но одна заметка об этом конкурсе натолкнули меня на вот какую мысль. А что если рассмотреть выступление нашего участника в контексте информационной войны между Западом и Россией. Ведь в западных СМИ активно идет процесс демонизации нашей страны. Гражданам европейских стран навязывается образ России как воинствующей, антидемо...
      1630
      feniks2061 28 апреля 2015 г. 01:09

      Послания Президента

      В интернете идет активное обсуждение фильма «Президент». Выскажу своё мнение о фильме. Был снят очень качественный пропагандистский информационный продукт, в котором использовались уникальные документальные кадры и интересные высказывания непосредственных участников событий периода президентства и премьерства Владимира Путина. Как и любой пропагандистск...
      3872
      feniks2061 9 апреля 2015 г. 23:05

      Остались ли ещё наследники Сухомлинского на Украине?

      Посмотрел телепередачу «Специальный корреспондент», первая часть которой была посвящена ситуации на Украине. В самом начале обсуждалось новое учебное методическое пособие, которое было выпущено киевской хунтой и разослано в тысячи украинских школ. По словам экспертов, в это пособие был включен ряд мифов, среди которых очень циничная и подлая ложь о рос...
      1633
      feniks2061 8 апреля 2015 г. 00:45

      Что происходит с отечественной интеллигенцией? Мнение Захара Прилепина

      Сходил вчера на творческую встречу с писателем Захаром Прилепиным, которая проходила в пермской библиотеке имени А.М. Горького. Несмотря на ранний час (встреча началась в 10:30), зал библиотеки был переполнен людьми разных возрастов. Большую часть своего выступления писатель отвечал на вопросы. Я тоже воспользовался возможностью и задал вопрос: «Что происход...
      2795
      feniks2061 2 апреля 2015 г. 07:17

      В Перми танк Т-34 готовят к Параду Победы

      Очень порадовала новость с портала НеСекретно о легендарном танке Т-34, который привезли в Пермь, чтобы подготовить к участию в Параде Победы 9 мая. Этот танк, простоявший 20 лет на постаменте в поселке Марковский Чайковского района, должен возглавить колонну военной техники на параде в Перми. На "Мотовилихинских заводах" уже начали ремонт танка - одного...
      2276
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика