• РЕГИСТРАЦИЯ

Церковь в Феврале 1917 г. могла только констатировать свершившийся факт - отречение Царя...

9 787

О роли Церкви в событиях 1917 года спорят до сих пор. Почему Церковь поддержала Временное правительство, мог ли Синод  высказаться в защиту монархии как формы правления? Участвовали ли Церковь в политической борьбе? «Фома» попросил высказаться на эту тему нескольких историков с разными точками зрения. 

Представляем вашему вниманию мнение историка Глеба Елисеева. Рассуждения о роли и судьбе Русской Церкви в ходе великой российской катастрофы ХХ века в наше время нередко начинаются со споров о так называемом «Послании Святейшего Синода от 9 марта 1917 года», признавшего Временное правительство законной властью. Эту умеренную «декларацию лояльности» не в меру ретивые публицисты предлагают рассматривать как признак «слабости Синода» и чуть ли не как факт «измены церковного руководства». Так ли это?

Легко осуждать людей, живших в 1917 году, из нынешней точки временной линии, зная обо всех ужасах и катаклизмах, случившихся в последующем.

А вот иерархи тогдашнего Святейшего Синода не обладали знанием последующего. Они в тот момент мало понимали, что происходит в стране вообще. И не слишком ли самоуверенно осуждать их за, может быть, не самый удачный, но направленный на сохранение Церкви, шаг?

Рассуждающие о том, что Церковь в 1917 году могла поднять «миллионы верующих» на защиту монархии и не сделала этого из-за слабости или трусости, не знают (или не желают знать) ничего реального об истинном положении Русской Церкви в начале ХХ века.

Как это ни грустно прозвучит, но Церковь в России того времени была слаба. И по объективным причинам (общее падение религиозности в индустриализирующемся обществе), и по субъективно-историческим (сращивание Церкви с государственным аппаратом Российской империи и проистекающее отсюда отвыкание от самостоятельных политических действий).

Нельзя забывать и того, что революционная пропаганда годами и десятилетиями сознательно дискредитировала Церковь. Один «распутинский миф» чего стоил православным иерархам!

И это при том, что под самим мифом не было вообще ничего реального. Все так называемые «ставленники Распутина» существовали лишь в воображении либеральных журналистов. Достаточно было всего лишь пообщаться со старцем или просто не высказывать своей неприязни к нему, чтобы оказаться его «ставленником». А ведь большинство иерархов Русской Церкви изначально относились к Распутину либо с подозрением, либо с пренебрежением.

О степени реального влияния Григория Ефимовича на императора свидетельствует история с тем, как он не смог «отмазать» от армии своего сына. Если уж такой мелочи «всесильный фаворит» не смог сделать, то что же говорить о его возможностях «ставить» министров или назначать членов Синода…

Русская Церковь в дореволюционной России находилась в зоне постоянной, уверенной и намеренной клеветы. Господствовавшая в стране либеральная журналистика с восторгом пережевывала любые недостатки в церковной жизни — и реальные, и воображаемые. А уж после прихода либеральных сил к власти в феврале 1917 года подобная публика ждала лишь мельчайшего повода, чтобы начать «последнюю и решительную» атаку на русское Православие. И Синод это тоже должен был учитывать.

Впрочем, с формальной точки зрения очень странной выглядит постановка вопроса, согласно которой Святейший Синод должен был бы выступать с каким-то другим обращением к народу. Что, в «Послании» можно найти призывы «Долой царя! Уничтожим самодержавие!»? Синод констатирует ситуацию уже свершившуюся, о которой сами иерархи знали не больше, чем остальные (непосвященные) жители России: государь отрекся, и власть временно (!) была передана новому правительству — до созыва Учредительного собрания и решения о дальнейшей судьбе России (что, кстати, совершенно не исключало и возможную перспективу восстановления монархии). До этого момента Временное правительство считается единственной законной властью в условиях войны, и Синод призывает подчиняться ему, пока борьба с врагом не закончена.

Это только формальное высказывание в поддержку власти, от которой Церкви пока никаких пакостей еще сделано не было (пакости начнутся чуть позже, в апреле).

В июне 1941 года митрополит Сергий выступил с поддержкой советского (читай — атеистического и антиправославного) правительства в ходе начавшейся войны с Германией. И это воспринимается как «акт патриотизма». В 1917 году Синод поддержал Временное правительство, состоявшее вообще-то из вполне известных всей России политиков, не замеченных в особой враждебности к Церкви, в ходе продолжающейся войны с Германией. И это обзывается «предательским деянием».

И уж если вставать на рельсы «холодной и непредубежденной» оценки событий, то Святейший Синод еще проявил особую лояльность к русскому монарху. Иерархи не требовали, чтобы государь отрекся (как командующие фронтами), не демонстрировали, отбрасывая приличие, лояльности новой власти (как, между прочим, поступали даже некоторые члены императорской фамилии). Синод поставили перед фактом падения монархии, и его члены тянули с признанием этого факта аж до девятого марта (или, в крайнем случае, до шестого, когда было принято синодальное решение, чтобы в церквях возносили молитвы за «Богохранимую Державу Российскую и Благоверное Временное правительство ея»). И это при том, что отношения между государем Николаем Александровичем и высшим церковным руководством всегда были достаточно сложными. Хотя бы потому, что далеко не все иерархи стремились к «изменению правил игры», к которым постепенно склонялся император, считавший, что рано или поздно, но Поместный Собор придется созывать.

Для многих архиереев синодальная форма правления была и привычней, и удобней. Казалось, что она обеспечивала лучшее взаимодействие между Церковью и государством; предохраняла от возможного повторения «казуса Никона» — когда высший церковный иерарх, хотя бы на словах, но попытался поставить себя над светской властью. Государь же был склонен к тому, чтобы действительно реализовать идею «симфонии властей», при которой Церковь сотрудничает со светской властью, а не просто подчиняется ей, как было в России с петровских времен.

Другое дело, что идея Церковного Собора, как и многие другие начинания государя Николая Александровича, постоянно натыкалась на противодействие и политические атаки одно­временно «справа» и «слева». Государь же всегда предпочитал действовать осторожно, эволюционно, не торопясь и не плодя обиженных. Вот и в отношении Поместного Собора Русской Православной Церкви было принято такое же эволюционное решение — отложить до времени «успокоения жизни в государстве». Понятно, что говорить о подобном успокоении невозможно было ни в первые годы после революции 1905–1907 гг., ни уж тем более в ходе начавшейся мировой войны.

К Собору следовало подготовиться очень обстоятельно. Тем более что наряду с вопросом о восстановлении патриаршества, он должен был решить множество других проблем во внутренней жизни Церкви. Большинство из них, кстати, не решены до сих пор. И это сейчас, когда основной массе населения глубоко «до фонаря» вопросы «белого епископата» или реформы богослужения. Что же говорить о ситуации начала ХХ века, когда эти проблемы вызвали ожесточенные споры и обвинения оппонентов в ереси…

Поэтому одни иерархи призывали вообще не созывать Собор, а «церковная оппозиция», напротив, обвиняла государя в том, что тот слишком затягивает с созывом церковного собрания, не желает «освобождения Церкви от государственной зависимости».

К сожалению, Русская Церковь накануне революции вовсе не была неким духовным монолитом. «Обновленчество», при всем его историческом уродстве, возникло не на пустом месте, и проблемы, о которых говорили «обновленцы», были реальными проблемами. А среди руководящих структур обновленческих организаций (особенно — после 1923 года) еще окажется достаточное число иерархов, ставших епископами задолго до революции.

Еще до потрясений 1917 года духовенство на местах было настроено вполне оппозиционно и даже либерально. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на политические предпочтения священников-депутатов второй Госдумы — из одиннадцати избранных священников было три кадета и четыре эсера. И, учитывая то почти нищенское состояние, в котором находились отечественные иереи и диаконы, такие настроения даже неудивительны. Мало что изменилось со времен жалоб священника из некрасовского «Кому на Руси жить хорошо». В данном случае поэт-«демократ» не слишком-то врал и преувеличивал.

Поэтому отчего бы простым священникам и не соблазниться мыслью о грядущих благотворных переменах? Ведь абсолютно прав Солженицын, писавший о «либерально-радикальном Поле», охватившем всю Россию накануне революции: «Много лет (десятилетий) это Поле беспрепятственно струилось, его силовые линии густились — и пронизывали, и подчиняли все мозги в стране, хоть сколько-нибудь тронутые просвещением, хоть начатками его. Оно почти полностью владело интеллигенцией. Более редкими, но пронизывались его силовыми линиями и государственно-чиновные круги, и военные, и даже священство, епископат (вся Церковь в целом уже стала бессильна против этого Поля), — и даже те, кто наиболее боролся против Поля: самые правые круги и сам трон». Революционаристский психоз в те дни застилал глаза и более искушенным и проницательным людям, нежели провинциальные батюшки или даже правящие архиереи.

Поэтому и с угрозой возможного послереволюционного раскола Синод тоже должен был считаться. Составляя обтекаемый, компромиссный и лояльный текст «Постановления», члены высшего органа церковного управления думали и о таком риске. Тем более что, повторюсь еще раз, ничего особенно криминального и революционного в обращении Св. Синода не было. Констатация факта и призыв к сохранению мира в воюющей стране. Всего-то.


Государь Николай Александрович в 1917 году пошел на добровольную жертву, надеясь, что его уход от власти поможет успокоению народа и предотвращению кровопролития. Это было ошибкой.

Но кто возьмется осуждать его за это? Святейший Синод в том же году выступил с осторожной демонстрацией лояльности, надеясь, что это поможет предотвратить возможные гонения или раскол внутри Русской Церкви. И в данном случае иерархи оказались правы. Потому что Поместный Собор в 1917 году все-таки был созван. А его решения стали коллективным выражением воли всей Русской Православной Церкви и позволили ей сохраниться в грозных испытаниях ХХ века. Тем не менее «Постановление Синода» осуждают все, кому не лень. А нет ли в данном случае признаков некоего лицемерия?

Позднее Церкви приходилось идти и не на такие компромиссы в Советском Союзе. Достаточно вспомнить известную декларацию 1927 года, в которой провозглашалась полнейшая лояльность по отношению к большевистской власти. И любой здравомыслящий человек оправдывает эти действия необходимостью защиты и сохранения Православия в стране.

А что, разве в 1917 году, когда начала рушиться и разваливаться монархия, с которой веками ассоциировали Русскую Православную Церковь, этой необходимости не было?

    Беспредел вместо законов войны

    Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

    Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

    Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

    Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      fermatik 12 апреля 2020 г. 01:24

      Пьер Ферма без проблем мог бы доказать ВТФ

            Великая теорема Ферма одна из самых популярных теорем в мире. Её условие сформулировано "просто", на школьном арифметическом уровне, однако доказательство математики искали более трехсот лет. И доказана теорема Эндрю Уайлсом на 130 страницах...Естественно, математики делают вывод, что Пьер Ферма принципиально не мог доказать свою Последнюю теорему...
      633
      fermatik 2 декабря 2017 г. 11:04

      ''Доклад Полянского'' 1964 г. Почему о нем нет в учебниках???

      Предполагалось, что в случае отказа Хрущёва от добровольного ухода на президиуме ЦК текст будет зачитан пленуму. Но у Хрущёва не было вариантов, и он сдался уже на президиуме. Доклад не стали читать публично. Некоторые куски вошли в речи Брежнева и прочих, но сам документ резонно предпочли уничтожить - он слишком сильный'.   Знаменитый российский архивист Ру...
      1282
      fermatik 19 июля 2017 г. 17:27

      Стукачество (инквизиции, партии,...) - похоже распространенный способ борьбы среди ''учёных''. Почему погиб отец анатономии - Адреас Везалий?

      Сейчас читаю статьи ''воинствующих безбожников'' о борьбе религии и науки. Почему-то возникает подозрение, что приверженцы устаревшей, ''античной науки'' специально стучали на своих конкурентов - ученых Нового времениКатолической инквизиции, чтобы хоть как-то удержаться на плаву...Когда в Инквизицию приходят ''аргументированные доносы'', то как должны отвечать?Примерн...
      598
      fermatik 19 июля 2017 г. 16:15

      Первый учёный, который пришёл к идее о ГЕЛИОцентризме, жил 18 веков до Коперника!

      В сочинении великого Архимеда «Псаммит» содержатся сведения о гелиоцентрической системе Аристарха Самосского.О жизни и личности Аристарха мы почти ничего не знаем. Аристарх Самосский был, по-видимому, старшим современником Архимеда, который написал о нем не позднее 216 г. до н. э. Единственно точная дата, связанная с Аристархом, 281/280 гг. до н.э., когда Аристарх мог...
      597
      fermatik 19 июля 2017 г. 15:15

      Любопытная точка зрения, Временное правительство хуже большевиков, так как было готово к ''протестантским реформам''...

      1917: Почему Синод не вступился за царя?Историк Федор Гайда об отношениях монархии и ЦерквиО роли Церкви в событиях 1917 года спорят до сих пор. Почему Церковь поддержала Временное правительство, мог ли Синод  высказаться в защиту монархии как формы правления? Участвовали ли Церковь в политической борьбе? «Фома» попросил высказаться на эту тему нескольких ис...
      453
      fermatik 18 июля 2017 г. 17:01

      Движение ''стиляги'': первый тревожный звоночек, - партийная номенклатура вырождается...

      Сейчас с удовольствием читаю - воспоминания Кара-мурзы - ''Совок'' вспоминает...*Там есть много любопытных фактов об изменении мировоззрения советских людей в каждом десятилетии...Советую...*Но сейчас приведу об его отношении к ''стилягам'' - мажорам из ''генеральского'' дома.Читаем:§§§§§§§Когда в старших классах сложилась “культура” стиляг, в среде учителей возник ед...
      891
      fermatik 18 июля 2017 г. 14:43

      Перепись населения в Германии 2011: сюрпрайз, однако!

      Шокирующие результаты переписи населения в Германии стали предметом бурного обсуждения в новостях и в интернете. В мае 2011 года в стране была проведена перепись населения, и на обработку ее результатов ушло около двух лет. На пресс-конференции в Берлине в пятницу 31 мая 2013 года бюро статистики Destatis обнародовало новые данные, которые для многих немцев оказались ...
      1288
      fermatik 13 июля 2017 г. 04:39

      Авторитет коммунизма до распада СССР

      Михаил Денисов опубликовал антицерковную статью - ''авторитет православия до революции''...https://cont.ws/@alone/661720Если оценить её, достаточно просто понять, что такими же словами можно писать антикоммунистические, антисоветские статьи!У марксистов, ''искристов'' - ''двойные стандарты'', своё бревно в глазу принципиально не видят, а фундамент русского народа - Пр...
      597
      fermatik 10 июля 2017 г. 11:46

      Почему после 1927 г. отменили НЭП и перешли к ускоренной коллективизации? Часть седьмая. За что государство решило показать ''частникам НЭПа'' - кто ''в берлоге медведь'' и какими мерами?...

      Неверно думать, что частник — это владелец лавочки, который нанял лошадь, съездил в деревню, купил там картошки и теперь сидит, торгует. Это так, мелочь, пескари. Настоящий частник времен нэпа — это коммерсант-оптовик, имеющий агентов, транспорт, мельницу, склады, лавки — всё своё. Агенты скупали хлеб в деревнях, отправляли на мельницу, быстро мололи, т...
      1271
      fermatik 10 июля 2017 г. 11:34

      Почему после 1927 г. отменили НЭП и перешли к ускоренной коллективизации? Часть шестая. Одна из функций ''военной тревоги'' - роль ''боевых учений'': что будет со страной, если завтра война? Оценим последствия ''обычных'' колебаний ''рыночной экономи

      Была у «военной тревоги» важнейшая функция — по расчету или же спонтанно, но она сыграла роль боевых учений: что будет со страной, если завтра война? Так врач, желая обнаружить скрытую инфекцию, делает больному стимулирующий ее укол, чтобы вызвать обострение и заставить укрывшуюся в организме болезнь обнаружить себя.Обнаружила! Причем с такой силой, что одновреме...
      4099
      fermatik 9 июля 2017 г. 10:39

      Почему после 1927 г. отменили НЭП и перешли к ускоренной коллективизации? Часть пятое. ''Странное поведение оппозиции''...

              Оппозиция в РСДРП существовала, как и полагается в приличной партии, с момента её зарождения, время от времени активизируясь. К этому все давно привыкли, и никого это не удивляло. По до сих пор она ограничивалась в основном легальной «говорильной» деятельностью. На этом поприще ее представителей постоянно били — иногда в словесных бата...
      606
      fermatik 9 июля 2017 г. 10:32

      Почему после 1927 г. отменили НЭП и перешли к ускоренной коллективизации? Часть четвертая. Кто стоит за провокациями к войне?...

      Ещё 8 апреля 1927 г. Главное управление погранохраны и войск ОГПУ выпустило следующую директиву:«Возросшее влияние Англии в Польше и Румынии, давление ее на Германию, ратификация Италией по настоянию Англии захвата Румынией Бессарабии является показателями подготовки войны против нас. Вместе с тем успехи китайской революции наносят удар по мировому империализму…»...
      550
      fermatik 9 июля 2017 г. 10:25

      Почему после 1927 г. отменили НЭП и перешли к ускоренной коллективизации? Третья часть. Кроме ''танцев вокруг Коминтерна''...

      Выполнив задуманное, британцы утихли. Но теперь пришла очередь нашего политического реванша. Уж что-что, а устраивать шумные акции советское правительство умело.31 мая в Москве огласили информацию о раскрытой ОГПУ «диверсионной группе Чайта», опиравшейся на посольство Великобритании. А на следующий день, I июня, ЦК ВКП(б) объявил, что страна находится в состоянии...
      676
      fermatik 9 июля 2017 г. 10:16

      Почему после 1927 г. отменили НЭП и перешли к ускоренной коллективизации? Часть вторая. 1927 г. - год ''военной тревоги''.''Англичанка гадит''...

      1927 г. известен как год ''военной тревоги'' в СССР. Изучаем причины и последствия...Хотя война не состоялась, по поводу чего многие историки склонны считать «сигнал тревоги» не то ложным, не то вообще фальсифицированным во имя политических целей — расправы с оппозицией и наступления на крестьянство. Это не так, за «тревогой» стоит довольно забавная история ...
      711
      fermatik 8 июля 2017 г. 17:31

      Почему после 1927 г. отменили НЭП и перешли к ускоренной коллективизации? Часть первая.

      К 1927 году, в общем и целом, закончился послевоенный восстановительный период. Определилось состояние советской экономики и перспективы ее развития. Власти СССР бодро рапортовали об успехах — это было нетрудно, достаточно выбрать наиболее благоприятные статистические показатели, а из них — самые высокие цифры. Впрочем, о реальном состоянии экономики тоже го...
      731
      fermatik 8 июля 2017 г. 16:43

      Почему после появления колхозов, ''справные хозяева''(единоличники) стали исчезать...Любопытная точка зрения...

      Трудовое крестьянство четко делится на две части: те, кто и хочет, и может вести самостоятельное хозяйство, и те, у кого отсутствует либо желание, либо возможность, либо и то и другое. Отсутствие возможности — это понятно. А почему нет желания? И тут мы упираемся еще в один фактор, который совершенно не учитывают экономисты-теоретики. Его можно назвать социальным...
      1026
      fermatik 8 июля 2017 г. 16:31

      Знаменитый приказ Тухачевского про ''удушливые газы'', оценим? ''Прочитан на сельских сходах'', зачем?

      Широко известен миф о немыслимых зверствах Антонова-Овсеенко и Тухачевского, а именно — применения в Тамбове боевых отравляющих веществ(ов). Их вроде бы действительно применяли — известно, что в июне войскам Тамбовской губернии выделили 2000 химических снарядов. Они были привезены из Москвы, распределены по 200 штук на боевой участок и даже как-то ...
      918
      fermatik 8 июля 2017 г. 15:59

      ''Дарвинизм головного мозга'', читаем, кто ''предки дарвинистов''...

      Дарвинисты - ну очень странные люди! Читаем как их оскорбляют ''британские учёные''...1. Дарвинисты предлагают своим адептам считать своих предков - ''гибридами с шимпанзе'', другими химерами...А ''этим''  такая ''религия'' нравится??? У людей и шимпанзе были общие потомкиТесные отношения между человеком и шимпанзе стали еще ближе, говорится в исследовании, ...
      738
      fermatik 7 июля 2017 г. 17:09

      Записка митрополита Сергия (Страгородского) к созыву Поместного Собора Православной Русской Церкви 20 декабря 1924 г

      Товарищ Сталин ушёл из Синодальной Церкви - Церкви ''полицейского государства'', созданного реформами Петра Псевдовеликого, - ''бунт поповичей'' -но построив Красную Империю, исповедовался перед смертью в Церкви Советского Союза...Как рождалась Церковь Советского Союза, что повлияло на неё?Оцените записку митрополита Сергия (Старогородского) от 20 декабря 1924 г.Заруб...
      627
      fermatik 8 апреля 2017 г. 13:03

      ИРЧеризм головного мозга - крайняя степень деградации безбожников. Часть первая.

      С конца 18 века масонами развязана активная пропаганда против Церкви, затем продолжена в 19-21 веке.А результат то какой?При атеизме население почему-то ''деградирует'' до ИРЧеризма головного мозга - ''ИУД РОДА Человеческого''.Докажем это.*Существует невероятно простой и эффективный способ оценить мировоззрение и идеологию людей. Надо оценивать во многом уникальный жа...
      794
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика