• РЕГИСТРАЦИЯ

О Тарковском и его кино

31 5105

Так вышло, что с детства автор этого обзора был буквально окружён миром кинематографа. И отец, и мать автора были заядлыми киноманами, и не просто любили ходить в кино и поговорить о любимых фильмах - оба вели у себя на работе киноклубы. Но направленность этих киноклубов была разной. Если мать, в основном, старалась включить в программу киносеансов комедии или драмы, то отец специализировался на интеллектуальном кинематографе. Карлос Саура. Александр Сокуров. Бернардо Бертолуччи. Их фильмы, которые по разным причинам не выходили в широкий прокат в СССР, люди смотрели с огромным интересом.

И, конечно же, на киносеансах в киноклубе, собиравшемся на работе отца автора статьи, показывали и фильмы опального в 1980-е годы режиссёра Андрея Тарковского.

В то время автор не так хорошо, как хотелось бы, в силу возраста, разумеется, понимал эти кинокартины. Они казались, с одной стороны, интересными и завораживающими, с другой – длинными и пугающими. Конечно, многие сцены из "Андрея Рублёва", подобные выкалыванию глаз у камнерезов или казни несчастного монаха Патрикея, страшные и натуралистически снятые, незабываемые моменты из "Соляриса", особенно воскрешение Хари после выпитого жидкого кислорода, жуткие кадры из "Жертвоприношения" и "Сталкера", не могли не оказать на автора, тогда ещё ребёнка, очень сильного впечатления. Сцена с воскрешением Хари и вовсе снилась в ночных кошмарах.

А отец очень ценил фильмы Тарковского. И ведь было, за что! Андрей Тарковский – непревзойдённый мастер монументальных форм и настоящий эстет в плане игры света и цвета, подбора музыкального материала, актёры у него перестают быть собой и входят в образ настолько, что их и не узнаёшь. Перед нами – Сталкер, а не Кайдановский, Крис Кельвин, а не Банионис, Андрей Рублёв, а не Солоницын... И даже Юрий Никулин вообще на себя не похож. Какая там клоунада - в кадре настоящий трагик! Настоящий монах! 

Автору уже приводились возражения (статья была ранее опубликована на других ресурсах) – да у других режиссёров то же самое, да вы преувеличиваете заслуги Андрея Арсениевича, не надо, мол, ерунду городить. Придётся резко возразить. Достаточно сравнить роли Кайдановского в "Сталкере" и в "Десяти негритятах" Говорухина. В последнем на экране Кайдановский играет сам себя. Как бы сказал Станиславский, "Не верю"! 

Но что-то всегда мешает называть фильмы Андрея Арсениевича любимыми. И до недавнего времени было сложно сказать, почему. Из-за трагедийности? Нет, ценными и прекрасными могут быть и трагические сюжеты и фильмы. Из-за длиннот? Они у Тарковского грамотные и всегда на своём месте.

Можно добавить к этому, что один из советских режиссёров, сын главного врага Тарковского, главы Госкино СССР Филиппа Ермаша, Андрей Ермаш, в своём последнем фильме пустился в откровенный плагиат. Он снял ключевую сцену фильма "Конец Вечности" в том же месте съёмок, что было выбрано Тарковским в "Сталкере" – в Эстонии, в районе заброшенной (сейчас её, кстати, перестроили и она вполне себе современная и рабочая) гидроэлектростанции на реке Ягала.

Приведены кадры из "Сталкера" и "Конца вечности". Даже беглый взгляд на плитку на обрушившейся стене за Писателем (Анатолий Солоницын) на первом фото и справа от Эндрю Харлана (Олег Вавилов) на втором позволяет сделать вывод об идентичности мест съёмки. 

Но из затеи Ермаша ничего не вышло. "Длинноты" явно не его конёк, они лишь обрубили действие картины, кстати, достаточно до этого момента динамичное. И получилась скука смертная.

И всё же – что именно так раздражает зрителей в фильмах Андрея Тарковского? Что не позволило стать Андрею Арсениевичу самым великим кинорежиссёром всех времён и народов (вроде Юрия Норштейна в мультипликации)? При том, что его фильмы глубже картин Бертолуччи, Фасбиндера, Куросавы и Сауры, вместе взятых?

Достаточно добавить к его фильмам самую известную театральную постановку Тарковского, чтобы чётко дать ответ на этот вопрос. 

Да, по фото уже можно понять, что это "Борис Годунов". Опера великого реформатора оперного жанра Модеста Мусоргского, полноту музыкального новаторства которого сложно переоценить.

Вы уже догадались, о чём идёт речь. Об акценте и возвеличивании любой ценой одного сильного чувства, которое само по себе не является негативным. Но только в том случае, когда оно возникло не на пустом месте.

Чувство вины. Чувство глубочайшей вины. Которое позитивно, когда оно ведёт к глубокому раскаянию.

Но не тогда, когда оно основополагающее и ведущее в жизни человека! Даже если это всего лишь жизнь кинематографического или же оперного персонажа.

Вдумайтесь в следующий факт. Все главные герои Тарковского постоянно мучаются чувством вины. Оно нигде не находит выход!

Виной мучаются и Крис Кельвин (чего и близко не было у Станислава Лема), и Снаут (то же самое), и Андрей Рублёв, и Сталкер (который так же далёк от Рэдрика Шухарта, как Земля от Марса), герои "Зеркала", "Ностальгии", "Жертвоприношения"... И чаще всего эта вина – нечто наносное. Она существует лишь потому, что герои Тарковского не могут жить без того, чтобы грызть себя изнутри.

Виновны ли в чём-либо Кельвин? Рублёв? Сталкер? Александр? Если посмотреть внимательно, то на них нет никакой вины. Как и на других героях прославленного режиссёра. Они ничего ужасного не сотворили. Эти персонажи чаще всего положительные, они очень хорошие и добрые люди!

Но все они испытывают необходимость всё время, постоянно, днём и ночью, бодрствуя, во сне или в горячечном бреду, как Крис Кельвин, грызть себя изнутри. Это – мазохизм, дорогие читатели! Самый натуральный!

Возьмём главного героя фильма "Жертвоприношение", Александра. Он по какой-то причине принимает на себя всю ответственность за судьбы мира и клянётся бросить сына, сжечь дом, пожертвовать семьёй. Клянётся этим перед самим Богом! Не идёт на войну, не бросается защищать свою страну. Александр берёт на себя страшный груз вины за развязанную (позже выясняется, что так и не развязанную) мировую ядерную бойню. Именно вины! 

Для того, чтобы культивировать и приумножать собственные страдания, герой "Жертвоприношения" спит с ведьмой,  на самом деле поджигает дом, попадает в психиатрическую клинику... С какой целью? Разве так молятся Богу? Так ли нужно обращаться к Нему? Да, пожертвовать собой очень страшно, но это выбор самого человека. А Господь Бог дал кому-либо право жертвовать во славу Себя другими людьми? Причём жертвовать не на посту главы государства или военачальника? Да ещё и самыми близкими!

Может быть, именно поэтому фильмы Тарковского так и не приняли многие зрители и кинокритики в СССР! Возможно, ещё и по этой причине, а не только из-за "конкуренции" между режиссёрами и попытки возвеличить собственного сына, так давил Андрея Арсениевича Филипп Ермаш!

Нельзя быть мазохистом по характеру и воспевать внутренние мучения ради мучений. Эта тема – душевные муки – может быть ведущей в произведении искусства, вспомним "Фауста" Гёте или "Гамлета" Шекспира. Но лишь душевные муки, не самоуничижение.

Потому сейчас автора потянет пересмотреть, скорее, "Гамлета" Козинцева или "Набережную туманов" Марселя Карне, нежели "Солярис" или "Жертвоприношение" Тарковского.

Потому автор, член Союза писателей, вообще убрал эту тему из своего литературного творчества.

Кто знает, может, если бы не эта любовь к страданиям и самоуничижению, Андрей Тарковский прожил бы гораздо дольше и не умер бы в мучениях от тяжёлой болезни!

А ведь он мог остаться в истории человечества, как самый великий кинорежиссёр. Как истинный Иоганн Себастиан Бах мирового кинематографа. И был бы, подобно Баху, не превзойдённым ещё многие столетия.

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Огненный Буревестник 11 сентября 2022 г. 20:09

      Поражение или нежелание нарушать договор?

      Сегодня столько воя в сети на тему "Всё пропало!", что даже не хочется комментировать отдельные высказывания или целые блоги/каналы Телеграм, чтобы самому не впасть в ничтожество или не ржать несколько часов подряд. Люди ищут причины в чём угодно: в натовской подготовке украинских военных, в спутниковой разведке НАТО, в недостаточной мотивации ВС РФ, в том, что руково...
      410
      Огненный Буревестник 16 июля 2021 г. 10:57

      Коронабесие, или Почему в Китае столько мёртвых городов

      Добрый день, уважаемые читатели!В Москве скоро начнётся сезон дождей, и когда закончится, совершенно непонятно. Вообще, вся Европа буквально залита дождями и грозами, в Германии от наводнений погибли несколько десятков человек. Но в столице России в этом плане всё спокойно. Прошла гроза, и всё затихло. Снова светит солнышко.Неспокойно лишь в сфере эпиде...
      1899

      Морковка на леске

      Последние события в Республике Молдова породили множество толкований, досужих вымыслов и алармистских прогнозов. В этой постсоветской стране на самом деле происходят вещи, которые могут со стороны показаться редким цирком, с одной стороны, и сумасшедшим домом, с другой. В принципе, схема подобного изменения в политической жизни страны уже была несколько раз опробована...
      1485
      Огненный Буревестник 23 апреля 2020 г. 11:01

      Когда нужно прекращать реальную встречу после знакомства в Интернете

      В наше время развитых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которыми пользуются все, кому ни лень, практически для любых целей, интернет-знакомства стали чем-то обыденным, даже более частым явлением, чем знакомства в реальном мире - на вечеринке, в клубе, в кафе, в театре, на улице... Но если реальные знакомства сразу же могут раскрыть людям,...
      697
      Огненный Буревестник 13 февраля 2020 г. 21:50

      О такси без прикрас, или По следам Яны Даньковой

      Прочитал кучу статей в Интернете по поводу происшествия в такси с инструктором по фитнесу Яной Даньковой. В том числе и на этом сайте. Видео, которое выложено в этих статьях, поистине жуткое; когда я его смотрел, до кончиков волос пробрал холодный пот. И первая моя мысль по просмотру данного свинства была такая же, как и у многочисленных комментаторов н...
      4718

      По следам катастрофы в "Шереметьево". Багаж в самолёте - что делать и кто виноват?

      Сейчас множество людей пишут о том, что причиной, по которой не смогли спастись более сорока людей из сгоревшего SSJ-100, стала попытка тех, кто сидел в головной части салона, спасти свой багаж. Что такое выйти из самолёта, знают все, кто путешествует на воздушных судах. Самолёт ещё не остановился, а проходы уже забиты людьми, вытаскивающими свой багаж ...
      10602
      Огненный Буревестник 15 апреля 2019 г. 00:24

      Детское кино и кино о школе в России: смерть, деградация или надежда?

      Вчера в Москве, на ВДНХ, в павильоне № 75 завершился Московский Международный Салон Образования (ММСО) 2019 года. В принципе, говорить о происходившем там особо нечего. Почти везде было соответствующее названию мероприятия переливание из пустого в порожнее, всюду рекламировали и продавали робототехнику, компьютерные программы и даже 3D-технологии в образовании. Хотя о...
      2323
      Огненный Буревестник 12 марта 2019 г. 13:51

      "Пикейные жилеты", или "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны"

      В наше суетное и весьма сложное, поистине предгрозовое время, очень многие люди начинают рассуждать о политике так, как будто они на самом деле в ней что-то понимают. При этом основания поддерживать ту или иную политическую силу, тот или иной социальный строй, такому роду людей кажутся железобетонными. Они со своих "рельс" не то, что не сходят, что вы! Эти люди прут п...
      6464
      Огненный Буревестник 1 февраля 2019 г. 13:46

      Лена Миро – киновед?

      Просматривая новости, совершенно случайно в их потоке попал на опубликованную в ЖЖ какую-то статью небезызвестной Miss Tramell, которая давно "прославилась" на не особенно широкую, но достаточно громко о себе заявляющую часть Рунета, как непримиримый борец с некрасивыми людьми (в разряд которых попадают все полные люди, все старики, все инвалиды, все слишком тощие, ко...
      5881
      Огненный Буревестник 31 января 2019 г. 15:57

      Социопат: как правильно общаться с социопатом и получить от него то, что нужно Вам

      Завершая цикл статей о социопатии, хотелось бы ещё раз напомнить читателям, что именно рассматривалось в предыдущих статьях цикла.В первой из них, "Социопат: как распознать, что делать и кто виноват", я рассказал о том, что из себя представляет социопатия, как диссоциальное расстройство личности, и о том, какими признаками наделён социопат, воспользовавшись классифика...
      26358
      Огненный Буревестник 30 января 2019 г. 00:54

      Подслушано Метро Москвы, или Где Нормальная Молодёжь?

      В сегодняшнем потоке статей промелькнул глас вопиющего в пустыне: «Нормальные девушки, вы вообще где?» Статья небольшая, но весьма информативная.«Куда делась та самая "изюминка" в каждой девушке?» – вопрошает автор. Он сетует, что девушки, которые постят фотографии в социальных сетях, как будто нарочно, стараются соответствовать «канонам красоты», следо...
      8248
      Огненный Буревестник 25 января 2019 г. 02:49

      Культурное захолустье, или Почему на Западе не слушали советскую музыку и не смотрели наше кино.

      Сегодня на "Конте" была опубликована весьма любопытная статья "Обречены ли мы на статус культурного захолустья?" Автор этого "шедевра аналитики", arguendi, буквально с пеной у рта раздраконил всё советское киноискусство и всё советское музыкальное творчество, начиная с 1970-х годов. И заявил о безоговорочном отставании советского, а ныне, и российского, искусства...
      7613
      Огненный Буревестник 23 января 2019 г. 22:54

      Социопат: как распознать, что делать и кто виноват

      Тема социопатии и того, кто такой социопат, в последнее время стала очень актуальной. Её обсуждают в вузах и даже в старших классах школ. Ей посвящают множество статей как в печати, так и на различных интернет-ресурсах (в том числе и на этом). Но большая часть таких статей затрагивает какие-то отдельные стороны социопатии, как явления, и не даёт ей исчерпывающую харак...
      9343
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика