В предведущей моей стате на эту тему я писал , что слишком много доказательств связи славян и гуннов как одного народа . Но все же ряд материальных сведетельств указывает на генетическую связь с одним из азиатских народов - хунну .
Хунну (Ху́нну (монг. Хүннү, Хүн Гүрэн, кит. 匈奴 сюнну) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая . Хунну вели активные войны с китайской империей Хань, в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. Позже в результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц Хуннская держава распалась. Мощное государство с таким названием было создано в конце III века до нашей эры - конце I века нашей эры. Это было первым кочевым государством на территории Центральной Азии. Государство представляло племенной союз, в нем были собраны различные племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Население Хунну составляло более полутора миллионов человек. Китайские летописцы оставили достаточно подробные, но иногда противоречивые записки о хунну, в которых они описывают их образ жизни, занятия, историю отношений с Китаем .
Под властью хунну оказалась огромная территория от Хингана до Тянь-Шаня и от Байкала до пустыни Гоби. Вся территория государства была разделена на 24 удела по количеству двадцати четырех родов со сложной иерархией племенных князей, “правых” (западных) и “левых” (восточных). Верховная власть принадлежала шаньюям (пожизненным верховным правителям). Этот титул переводится в китайских источниках приблизительно как “подобный небу” (или “обширный как небо”). Шаньюй был верховным правителем, главнокомандующим, жрецом и судьей. Власть на местах осуществляли 24 темника – правители уделов, способных выставить по “тьме” (условно по 10 000) воинов. 10 темников происходили из того же “золотого рода” Люаньди, что и шаньюй, остальные 14 темников были главами других аристократических родов. Наибольшего могущества Хунну достигло при шаньюе Модэ, занявшего этот пост в 209 г. до н.э. Модэ был жестоким и решительным правителем. Он осуществил государственный переворот, в котором погиб его отец – шаньюй Тумань, его любимая жена и младший сын. Захватив власть, Модэ разгромил восточных соседей, дун-ху, оттеснил далеко на запад юэчжей, покорил саянских динлинов и отвоевал у китайцев Ордос. Так создалась держава равная по силе Срединному государству (Китаю). Центром государства Хунну была территория Центральной и Северной Монголии и Южной Бурятии. В степных и лесостепных долинах реки Селенга и ее притоков Орхона, Толы, Джиды, Чикоя и Хилка найдены наиболее многочисленные следы их обитания.
Гуннская стеллаХозяйственная деятельность хунну включала занятия скотоводством, земледелием, охотой. Хунну строили укрепленные поселения-городища, жилища, их образ жизни становился все более оседлым. Большое развитие получают ремесла, в том числе гончарное ремесло, выделка кож, изготовление изделий из металла, обработка кости. Декоративно-прикладное искусство хунну представлено разнообразными украшениями из бронзы, серебра, золота, камня, кости. Хунну создали самобытный вариант звериного стиля, часть их изделий является шедеврами. Изображение диких зверей и фантастических грифонов, сцен борьбы между ними – излюбленные сюжеты художников и ваятелей хунну.
Хунну вело торговлю с Китаем. Из Китая на север шел постоянный поток зерна, тканей, металлических изделий, сельскохозяйственной и ремесленной продукции и ряда других товаров. Важнейшей задачей шаньюя было обеспечение непрерывности этой фактической дани и перераспределение полученных из Китая товаров между степной аристократией. От того, насколько удачно справлялся шаньюй с этой задачей, очень часто зависела судьба верховного правителя и стабильность государства в целом. И сама торговля, и возможность контролировать торговые пути очень много значили и для хунну и для политической истории Центральной Азии. “Великий шелковый путь” из Китая на Запад был проторен во 2-1 веках до нашей эры, что совпало с периодом процветания Хунну. Тогда была проложена центрально-азиатская часть трансконтинентальной торговой магистрали, которая в 17-18 веках нашей эры превратилась в великий торговый “Чайный путь”. За право гегемонии на торговых путях государство Хунну вело непрерывные войны с Китаем. Эти войны велись с переменным успехом. В 200 году до нашей эры шаньюй Модэ разбил войска первого ханьского императора Лю Бана. Новый цикл войн начался в 133 году.
Военное дело занимало особое место в государстве Хунну. В эпоху расцвета армия Хунну насчитывала несколько сотен тысяч быстрых и смелых воинов “которые появляются подобно вихрю и исчезают подобно молнии”. Основой войска были отряды конников вооруженных луками. Хунну изобрели сложный лук, обладавший большой убойной силой, которым впоследствии пользовались все кочевые народы. Кроме того, на вооружении у них были свистящие стрелы, стальные наконечники которых даже на дальних дистанциях пробивали вражеские доспехи, копье, меч и панцирь. Хуннские полководцы предпочитали маневренную войну, изматывающую менее поворотливого противника и повергающую его в панику неожиданными рейдами, контратаками и обходами.
На рубеже нашей эры хунну вторглись в Забайкалье, где они построившие много укрепленных городищ и поселений, возвели гигантские усыпальницы над могилами вождей. Их культура поражает роскошью и наличием большого числа китайских предметов. Хунну освоили строительство зимних отапливаемых жилищ, что позволило им создавать городища-форпосты, которые использовались ими при освоении новых территорий. По результатам раскопок реконструирован тип жилища хунну – это землянка, которая отапливалась печью, дымоход которой шел вдоль стен и использовался в качестве лежанки. Это так называемый китайский кан. Одна из землянок находится на территории археологического комплекса Этнографического музея в г. Улан-Удэ. До наших дней сохранились развалины городища возле села Иволга (Иволгинское гуннское городище), а также кладбище гуннских вождей в Ильмовой пади возле Кяхты. Всего в Забайкалье известно более 20 могильников хуннского времени.
В конце I века из восточных китайских племен усилились сяньби, которые нанесли хунну окончательное поражение в 93 году нашей эры. Государство Хунну просуществовало более 300 лет, но в итоге было разгромлено. Остатки войск северных хунну двинулись на запад, завоевывая и втягивая в движение часть племен степной полосы Евразии. Это движение положило начало эпохе “великого переселения народов”. Движение хунну продолжалось около 300 лет. В 4-5 веках хунну достигли Европы, совершив там ряд сокрушительных набегов на европейские государства и разрушив Римскую империю. В Европе они стали известны под именем гунны .
Из-за неполноты и противоречивости письменных источников знания о хунну очень неполны. Определенно установлено, что хунну относились к большой монголоидной расе, но в то же время специалистами зафиксировано смешение в разных пропорциях монголоидных и европеоидных черт. Самый спорный вопрос – о языке хунну, от которого в искажающей китайской передаче дошло 20 слов и одно двустишие. Разные исследователи считают хуннский язык тюркским, монгольским, иранским , близким к языку енисейских кетов или относящимся к вымершей, неизвестной языковой группе.
Однако на основе летописных источников , тоесть летописей Китая можно сделать вывод , что хунну были потомками вероятно помеси саков и жунов .
Саки - это ираноязычные племена , а вот кто таки жуны ?
Жуны (кит. трад. 戎, пиньинь: Róng, палл.: жун) — китайское название племён, обитавших вдоль северных и северо-западных границ империи Чжоу (1123—254-е годы до н. э.). Этническая принадлежность этих племён неясна. Обычно их рассматривают как протомонгольские и прототангутские племена. Однако древние китайцы описывают их как людей светловолосых, со светлыми глазами и густыми рыжими бородами, типичных европеоидов .
Древний китайский источник «История гаочэ» (VI в. н.э) сообщает, что чиди — предки динлинов, в период Вёсен и Осеней (722 г. до н. э. — 481 г. до н. э) были в Северо-Западном Китае. Но учёные не нашли археологических доказательств миграции чиди в Сибирь. Племена чиди, возможно, были в составе племенного союза ди — потомки древних жунов. Как считают некоторые ученые, цяньжуны в Период Сражающихся царств говорили на тибето-бирманских языках.
Так кем же были эти неведанные жун ?
Скорее всего - тохарами !
Тоха́ры (греч. Τοχάριοι), тогары, псевдотохары — оседлый индоевропейский народ Центральной Азии (известен с III по VIII век н. э.), говоривший на тохарских языках — предположительно наиболее восточный носитель языков индоевропейской семьи. Предполагаемое самоназвание Arsi и Kusan. Исходно они занимали место в Таримской впадине (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу). О предполагаемом их облике позволяют судить таримские мумии. Наиболее ранние мумии могут быть датированы XVIII веком до н. э., наиболее поздние — II веком н. э. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка. Неплохо сохранились ткани — войлочные плащи и гетры с клетчатым рисунком.
В науке разделяют тохар на истинных (или настоящих, которые являются частью юэчжей, говоривших на восточноиранских северных диалектах, родственных языкам скифов, ушедших с кушанами на юг и давших имя области Тохаристан на территории современного Афганистана) и не истинных (псевдотохар) — собственно тех, на кого перенесли это имя китайцы и др., но говоривших на тохарских диалектах, не имеющих близкого родства с языками юэчжей и не называвших себя тохарами, в отличие от настоящих тохар . Носителем тохарских языков принято считать некий европеоидный народ, в науке называемый «псевдотохарами», а не племя иранского происхождения, упоминавшееся с V века до н. э. в китайских источниках под названием юэчжи , известное в науке как «истинные» тохары и впоследствии создавшее вместе "псевдотохарами " , которые их завоевали и " обоседили " на территории Бактрии мощное Кушанское царство. С последними же принято связывать найденные в Синьцзяне таримские мумии, возраст наиболее древних из которых составляет 4000 лет . Кроме того, в пещерах оазиса Куча сохранилась фресковая живопись с изображениями людей того времени. Это европеоидное население появляется на западе Китая за 1000 лет до монголоидного.
Самоназвание носителей не определено: в VI—VIII столетиях согласно Дж. П. Мэллори[6], возможно, kuśiññe «кучанский» (Тохарский B) и ārśi (Тохарский A); в одном из текстов Тохарского А имеется слово ārśi-käntwā, «На языке ārśi» (ārśi возможно родственно argenteus (лат.), т е. «серебряный, серебристый»); в «Британике» даётся альтернативная версия о связи этого названия с индо-иранским этнонимом «arya». Согласно же Дугласу Адамсу, тохары, возможно, называли себя ākñi, что означало «живущие на границе». Все предположения по этому поводу носят спекулятивный характер.
«Тохарами» носителей языков называют условно; термин Τοχάριοι заимствован из греческих текстов Птолемея и Страбона. Само наименование «Tocharisch» было предложено немецким исследователем Ф. В. K. Мюллером в 1907 и годом спустя поддержано известной парой исследователей тохарских языков Зигом и Зиглингом. Название этих языков «тохарскими» в целом неточно, однако, тем не менее, остаётся в употреблении благодаря устоявшейся традиции и неопределённости сколь-нибудь единообразного точного эквивалента.
Предками " псевдотохар " были скорее всего народ Гутии - коренные индоевропейские жители Ирана . Такого мнения придерживались к примеру Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова .
Гутии (кутии или гутеи, аккад. Kuti-im, Gutebu-um; вавил. Gutu-um, Guti-u; нововавил. Quteu; ассир. Guti) — в древности народ, проживавший в районе Загроса и за его пределами (в юго-западной части современного Ирана[1]). В XXII веке до н. э. контролировали значительную часть Месопотамии. Предположительно, индоевропейского происхождения (возможно, родственен прототохарам).
На исторической арене гутии появились в конце XXIII века до н. э. К этому времени племена гутиев достигли довольно значительной политической силы и начали вторгаться на территорию Южной Месопотамии, где на ту пору располагалось мощное Аккадское царство, опустошая страну .
Около 2200 года до н. э. верховный вождь гутиев, некий Эрридупизир, разбил аккадского царя Нарам-Сина, сумел завладеть городом Ниппуром и принял царский титул. По его распоряжению писцы Сиппара высекли надпись в честь его побед, которая сохранилась доныне. Но в следующие годы аккадцы с успехом отбивали нашествия горцев.
Два преемника Эрридупизира потерпели от аккадцев серьёзные поражения, а следующий царь — Сарлагаб — даже попал в плен к аккадскому царю Шаркалишарри. Однако, когда Шаркалишарри умер, гутии вновь стали одерживать одну победу за другой и вскоре сумели завладеть почти всей Месопотамией.
В шумерийских и семитских надписях того времени красноречиво описываются бедствия, причинённые несчастной и опустошенной стране. Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов (Аккаде, Акшак, Хурсанг-калама, Дер, Ниппур, Адаб, Ларак и многие другие), «дочери которых плачут из-за гутиев». А в шумерийском гимне богу Нинибу описываются жестокости гутиев:
Страна в руках жестоких врагов.
Боги увезены в плен.
Население отягчено повинностями и налогами.
Каналы и арыки запущены.
Тигр перестал быть судоходным.
Поля не орошаются.
Поля не дают урожая.
Только Лагаш, лежащий несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урук и Ур, защищенные полосой болот, пострадали от них не так сильно.
Гутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабеж, они продолжили ограбление в форме даней, которые для них собирали местные аккадские и шумерские правители. Гутии владычествовали над Двуречьем в течение 91 года (за это время сменилось 20 царей). Однако известно, что первые 50 лет их правления совпадают с последними годами Аккада. Сведения об этом времени очень скудны, так как гутии практически не оставили письменных источников. В целом оно представляется эпохой политической нестабильности и культурного застоя. Невозможно определить влияние этого народа на месопотамскую цивилизацию.
Помимо Аккадского царства, гутии вели также военные действия с эламским царём Кутик-Иншушинаком и, видимо, в конце концов, разгромили Эламское царство Аванской династии.
Гутийские вожди называли себя «царями», но, по-видимому, они избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от 2 до 7 лет). Центр их государства, видимо, находился в Аррапхе.
Власть гутиев была свергнута царём Урука — Утухенгалем, который около 2109 до н. э. нанёс поражение последнему царю гутиев Тиригану («Царский список» сообщает что тот правил всего сорок дней), отбросил гутиев в горы Загроса и восстановил «Царство Шумера и Аккада». В своей надписи Утухенгаль называет гутиев «жалящей змеёй гор, что подняла руку против богов, что отняла право царствования Шумера в [чужеземную] страну, что наполнила Шумер враждой, что оторвала жену от того, кто имел жену, что оторвала дитя у того, кто имел дитя, [и] предала Страну вражде и раздорам».
Несмотря на то, что гутии продолжали угрожать последующим месопотамским династиям и царствам из Загроса, они больше никогда не контролировали столь обширных территорий.
В 1-м тысячелетии до н. э. термин «гутии» потерял значение определённой этнической группировки и стал применяться по отношению к различным народам обитающим к северу и востоку от Вавилонии (урарты, манеи и мидяне).
Согласно иудейской традиции, самаритян (шомроним), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, называют «кутии» («кутим»).
Более того , основываясь на сходстве в культурах и наименованиях " псевдотохар "
можно сделать вывод о том , что наши предки , народ Русь , они же гунны , они же хунну , они же жун , они же " псевдотохары " ещё и возможно были потомками представителей харрапской цивилизации .
Индская или Хараппская цивилизация — одна из самых древних на земле .
Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300—1300 лет до нашей эры[3]. Наиболее значительные центры — Ракхигархи (350 га), Мохенджо-Даро (300 га)[4], Хараппа (150 га), Лотхал (60 га) и Дхолавира[5]. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.
В шумерских текстах Хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха» .
Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX веке Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921—1922 годах экспедицией во главе с Джоном Маршалом .
У хараппцев были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также системы городской канализации и городского водопровода.
Плодородная почва, высокое увлажнение, богатство флоры бассейна реки Инд способствовали раннему развитию земледелия, которое было основой хозяйства и дополнялось охотой и рыболовством, а на морском побережье — морским промыслом.
Города хараппской культуры состояли из цитадели и нижнего города, отличались тщательной планировкой, наличием канализационной структуры и фортификацией. Жилые дома предположительно были двухэтажными общей площадью до 355 кв. м. Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы.
Из-за крайне высокой роли ирригационной системы в жизни общины, требовался хорошо организованный институт власти. Возможно, что институт наследственной власти возник из культа предков, а жречество выполняло роль посредника между обожествляемой верхушкой политической иерархии и остальными стратами общества.
Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации были торговые сообщения с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые связи доходили до Шумера и Аравии.
Протоиндийская письменность до сих пор не расшифрована. Задача усложняется отсутствием сведений о языке и аутентичных текстов, а также краткостью обнаруженных надписей. Согласно гипотезе Ю. Кнорозова, протоиндийцы писали справа налево. Используемые иероглифические знаки, вероятно, были заимствованы из пиктографии или изобретены по её образцам или подобно пиктографии. Наибольшей популярностью пользуется дравидская гипотеза (её поддерживают Аско Парпола, Иравадхам Махадэван, Юрий Кнорозов). Следующей по популярности, со ссылкой на мифоисторические данные «Махабхараты» и «Ригведы», является индоарийская гипотеза (в частности, развиваемая греческим ученым Н. Казанасом), предполагающая, таким образом, что арии уже жили в Индии к 34 веку до н. э. Неоднократно отмечались значительные аналогии между материальной культурой Хараппской цивилизации и артефактами, описанными в поздневедийской литературе Брахман и Араньяк (в частности, в «Шатапатха-брахмане»). Учёные стремятся пролить свет на предысторию протоиндийской письменности, найти графические аналогии иероглифическим знакам и установить, является ли письменность местной или заимствованной из других регионов. Существует полемическая точка зрения о том, что найденные таблички представляют собой рисунки или пиктограммы, а письменность в долине Инда не развилась. Последнюю точку зрения поддерживает Майкл Витцель.
В нашем случае речь идёт о теории индоарийского происхождения индской цивилизацией .
Выделяют три вида знаков: иконические знаки (внешнее сходство рисунка с реальной моделью), индексы (ассоциация по смежности), символы-знаки (условное, принятое в культуре соответствие). Чаще всего встречаются изображения деревьев, отдельные животные и группы, антропоморфные божества. Все изображения, как правило, выполнены схематично, со значительными элементами стилизации. Взаимосвязь иконографии и иероглифической традиции письма объясняется тем, что и та и другая восходят к общему прототипу — древней пиктографии. Основная задача исследователя при работе с символическими знаками — поиск такого толкования каждого из них, которое объяснило бы все варианты употребления знака непротиворечивым образом.
Закат индской цивилизации приходится на XVIII—XVII века до н. э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народа брауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий.
Кстати , " псевдотохары " пользовались письмом брахми .
А что же на счёт стены ?
Что же , опишу это в своём следующем блоге на эту тему .
Оценил 1 человек
1 кармы