• РЕГИСТРАЦИЯ

Неизвестный Александр Грин

71 1715

«Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!» — писал о нашем Александре Грине Ярослав Голованов. Но мало кто знает, что был Александр Степанович еще и поэтом — писал стихи, предлагал их различным газетам и журналам, публиковался.

Правда, история его поэтических публикаций по большей части давняя и обрывается где-то в двадцатых годах уходящего века. Попытка издать сборник его стихотворений в советское время закончилась тем, что в одном региональном издательстве автору «Бегущей по волнам», «Алых парусов», «Дороги в никуда» было напрочь отказано в поэтическом слухе и голосе. Тогда рукопись попала на стол известного поэта Леонида Мартынова, который был не менее категоричен: «Стихи Грина необходимо публиковать. И как можно скорее».

Придешь ты — и счастьем повеет

Стихи Грин начал писать еще в Вятке, когда учился в Вятском реальном училище (1889—1892), затем в городском (1892—1896). За сатирическое стихотворение на учителей его исключили из третьего класса реального училища. Первые зрелые стихотворения, появившиеся в печати («Элегия», «Два мужика»), носили тоже сатирический и реалистический характер. Но в 1908—1909 годах появляются романтические стихотворения («Молодая смерть», «Бродяга», «Мотыка»), в которых А.С. Грин настойчиво констатирует разрыв между жизнью и идеалом, между прекрасным и земным. Гриновский герой этих лет бежит из мира обычного в мир необычного, как бродяга из одноименного стихотворения, как Тарт из романтического рассказа «Остров Рено» (1909).

Видя постоянную дисгармонию идеала и действительности, поэт хочет найти эту гармонию в любви. Цикл его любовных стихотворений весьма поэтичен.

Вера Калицкая, первая жена А.Грина

*  *  *
Придешь ты — и счастьем повеет
В жилище моем.
Уйдешь — и незримо тускнеет
Лазурь за окном.
Без мысли, улыбки и силы
Я жить не хочу.
Но образ твой, близкий и милый,
Подобен лучу.
Но глаз твоих нежных сияньем
Я крепок в борьбе.
И радости кроткой желанье,
И мысль, и улыбки — тебе.

(1913 г.).

Любовь в стихах поэта выступает могучей силой, способной дать веру в реальность идеала, в осуществление мечты. Об этом его первые стихи «Молчание» (1905). «Единственному другу» (1912), «Придешь ты — и счастьем повеет» (1913). С каким восхищением, с какой нежностью он создает в них образ любимой, «подобный лучу». По-настоящему любящий взгляд дарит надежду на счастье, на осуществление идеала.

*  *  *
В дни боли и скорби, когда тяжело
И горек бесцельный досуг,
Как солнечный зайчик, тепло и светло

Приходит единственный друг.
Как мало он хочет, как много дает
Сокровищем маленьких рук,
Как много приносит тепла и забот
Мой милый, единственный друг.

Как дождь, монотонны глухие часы,
Безволен и страшен их круг.
И все же я счастлив, покуда ко мне
Приходит единственный друг.
Быть может, уж скоро тень cмерти падет
На мой отцветающий луг,
И к этой постели, заплакав, придет
Все тот же единственный друг.

(1912 г.).

Это трогательное посвящение первой жене писателя, Вере Калицкой, на которой он женился в 1910 году и которую сильно любил. Не менее нежны посвящения второй жене, Нине Николаевне Грин (Мироновой), на которой женился в 1921 году и которая стала его верным другом и спутником до конца дней. Ежегодно в день свадьбы, 8 марта, он преподносил ей стихи.

Отношение к женщине как мерило подлинной ценности человека — благородная традиция русской классической литературы. Она активно развивается и в стихотворениях А.С. Грина.

Когда волнуется краснеющая дума

Зрелые сатирические стихотворения Грина стали появляться в печати с 1907 года, когда 13 марта в газете «Сегодня» была напечатана его «Элегия» («Когда волнуется краснеющая Дума»), в котором Грин обыгрывает для усиления эффекта лермонтовское стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», чтоб сильнее высмеять деятельность II Государственной Думы. Не случайно «Элегия» включена в сборник «Стихотворная сатира первой русской революции (1905—1907 г.)», изданный в 1969 году в серии «Библиотека поэта».

Самый плодотворный период, когда акцент был сделан на сатиру, падает на 1914—1919 годы, когда Грин сотрудничает во многих газетах и журналах: «Новый Сатирикон», «20-й век», «Война», «Новый журнал для всех», «Огонек», где опубликовал 40 сатирических фельетонов, басен, памфлетов. Убийственно он расправляется в них с продажными писателями, поэтами-«баталистами». Например, в маленьком фельетоне «Письмо литератора Харитонова к дяде в Тамбов» обличает «батального поэта», который «никогда в атаку не ходил», а только, «не жалея шеи, в энциклопедии удил».

Любопытен диалог из «Будущих дачников»:

*  *  *
Да вы куда? Я-с — к очагу...
Снял в Киркилиссе, в деревеньке,
Даченку я на берегу...
А вы?
— Да стыдно и признаться
— Все в Озерках до этих пор,
Как будут фонды поправляться,
Чирикну прямо на Босфор.

(«Новый Сатирикон», 1915, № 11. — С. 8).

Беспощадно высмеивает Грин и литераторов, критиков, ученых, отрицающих достижения науки и культуры прошлого, в стихотворении «Работа».

*  *  *
Каждый день, по воле рока,
Я, расстроенный глубоко,
За столом своим сижу.
Перья, нервы извожу,

Подбираю консонансы,
Истребляю диссонансы,
Роюсь в арсенале тем
И строчу, строчу затем.

Праща описывает круг

В 1919 году в журнале «Пламя» появилось мажорное оптимистичное стихотворение А.С. Грина «Движение» — поэтическая декларация, символичная во многих отношениях. Прежде всего писатель подчеркивает, что в новое время для мечты открыты все пути, так как ушла в вечность тьма, кончился целый исторический период:

*  *  *
Праща описывает круг,
— Смеется Голиаф;
Праща описывает круг, —
Повержен Голиаф;
Праща описывает круг, —
Но умер Голиаф.

Великан Голиаф, по библейским преданиям, вступивший в единоборство с Давидом, убившим его из пращи, выступает как олицетворение враждебных, темных сил. Победитель Давид становится поэтом-певцом, способным своим искусством исцелить человека, как он исцелил царя Саула:

*  *  *
Давид играет и поет,
— Безумен царь Саул;
Давид играет и поет, —
Задумчив царь Саул;
Давид играет и поет, —
Спит, грезя, царь Саул.

Давид способен возродить человека к новой жизни, где активно действует и побеждает мечта:

Мечта разыскивает путь, —
Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь, —
Намечены пути;
Мечта разыскивает путь, —
Открыты все пути.

После исчезновения тьмы начинается творческая жизнь по законам красоты, осуществляется мечта, идеал человека. В этом стихотворении заключено зерно — основная идея «Алых парусов» и всего творчества Грина — идея волшебной силы мечты, способной творить чудеса. По Грину, надо сильно мечтать, и тогда раскроются пути осуществления мечты. Мечта — это неодолимое орудие против косности, отупения, цепкости обывателей. Каждый должен делать чудеса, воплощать мечту, претворять ее в жизнь своими руками (об этом хорошо сказано в его «Алых парусах», где Грэй своими руками осуществляет мечту Ассоль).

Другая поэтическая декларация А.С. Грина — стихотворение «Из дневника», где речь идет об ответственности поэта за свое творение, о глубокой выношенности темы, о горячем отношении к ней автора, о невозможности с микроскопической точностью, совершенно адекватно отразить волнующую жизнь, так она богата и интересна. Но призвание художника, поэта — приблизиться хотя бы к подобному изображению.

Звучат, гудят колокола

Февральскую революцию 1917 года Грин встретил восторженно, как прелюдию к «светлому празднику возрожденья», когда не будет извечной дисгармонии между жизнью и идеалом, когда человек будет свободен. При первом же известии о февральской революции Грин пошел «пешком на революцию» (так назвал он свой очерк, опубликованный в 1917 году в альманахе «Революция в Петрограде», где описал свое путешествие из Финляндии, из Лунатийоков, куда был выслан в августе 1916 г. за оскорбление царской фамилии).

Февральской революции он посвящает высоко гражданское стихотворение «Колокола», где выступает сторонником братства, единства, сплоченности. Грин весь в ожидании грядущих перемен. Тон стиха бодрый, лексика высокая, торжественная. Ликуя, приветствует он набат колоколов, зовущих к возрождению:

*  *  *
Звучат, гудят колокола,
И мощно грозное их пенье...
Гудят, зовут колокола
На светлый праздник возрожденья.
Пусть рухнет свод тюремных стен,
Чертоги сытого богатства,
Сольются все под сенью братства,
И узники покинут плен.

Вслед за «Колоколами» он обращается к «идеологическим» стихам: «Спор» (Солнце России. — 1917. — № 375), «Петроград осенью 1917 года» (Солнце России. — 1917. — № 380) и другим.

В «Петрограде осенью 1917 года» реалистически передается тревожное ожидание крупных исторических перемен:

*  *  *
Убогий день, как пепел серый,
Над холодеющей Невой
Несет изведанною мерой
Напиток чаши роковой.
Чуть свет — газетная тревога
Волнует робкие умы:
Событьям верную дорогу
Уже предсказываем мы.

И за пустым стаканом чая,
В своем ли, иль в чужом жилье
Кричим, душ и сердец вскрывая
Роскошное дезабилье.
Упрямый ветер ломит шляпу,
Дождь каплей виснет на носу;
Бреду, вообразив Анапу,
К пяти утра по колбасу.

В 1919 году он неожиданно для многих печатает в журнале «Пламя» (№ 36), редактируемом А.В. Луначарским, большую поэму «Фабрика Дрозда и Жаворонка». Главный герой поэмы — Яков Дрозд, токарь по меди, эстетически, как художник («был он внутренно поэт»), отрицает «труд бездушный, механический», труд без «радостных глубин», превращающий человека в раба машины и заставляющий терять собственную личность:

Нет, — проклятье, братцы, труд,
Механически мертвящий!

Мечтатель Дрозд хотел бы видеть труд творчества — «вдохновеньем увлеченного творца» «среди хрустальных, светлых стен» фабрики будущего. Этот оптимистический прогноз он выражает и в ряде послеоктябрьских стихотворений, сказок, поэм («Сказка о слепой рыбе», программное стихотворение «Движение» и другие). Но так как будущее ему представлялось слишком неопределенным и далеким: «лет через триста», а современная действительность эстетически далеко не совершенной, тяжелой и трудной, он все же не расстается с Гринландией, Зурбаганом, Лиссом...

Стихи Александра Степановича всегда были очень неровными, очень разными: и по темам, и по жанрам, и по художественной ценности, однако это предмет отдельного исследования. Мы же познакомимся с написанным «на случай», экспромтами и шутливыми домашними стихами. Судить их как полноправные художественные произведения вряд ли стоит. В них мы видим Александра Степановича таким, каким он был дома, каким был для Нины Николаевны, каким она любила его. Они открывают нам нового Грина.

Александр Степанович и Нина Николаевна Грин, Ольга Алексеевна Миронова (мать жены писателя) в доме на ул. Галерейной. Феодосия, 1927 г. Фонды Феодосийского дома-музея А. Грина

Стихотворения «Золотистая Нина» и «В литературе желая не быть...» точно датированы быть не могут, хотя упоминаемые в них реалии («приют Грина»), вполне соотносимы с феодосийской жизнью писателя. К тому же стихотворение о черной смородине «В литературе желая не быть...», и правда, написано соком смородины: цвет «чернил» нежно розовато-сиреневый, в Петрограде это вряд ли было возможно.

Помимо стихов Александр Степанович часто сочинял для жены шутливые послания, сценки, записочки, «комиксы» из их жизни. Одна из таких — «События в Феодосии». Грин очень любил чай. Нина Николаевна в своих воспоминаниях называет этот напиток «подсобным рабочим средством» Александра Степановича. Однако в Феодосии хороший чай достать было чрезвычайно сложно, Нина Николаевна покупала его в Москве. Но от поездки до поездки чая, чаще всего, не хватало. Если вдруг становилось известно, что в каком-либо из феодосийских магазинов он появился, Нина Николаевна отправлялась туда и покупала чай всеми правдами и неправдами. Эта «жадность к чаю» и послужила темой для юмористической пьески.

Шутливое послание «Поздравительный лист» написан Александром Степановичем на день рождения жены в 1930 году (23 октября). Он любил и умел делать подарки, однако часто не мог себе этого позволить. Но в этом поздравлении столько любви и тепла, которых не сможет, наверное, заменить ни один подарок.

Нина и Александр Грин. Севастополь, 29 мая 1923 г.
Гос. литературный музей (Москва). 

Александр Степанович и Нина Николаевна прожили вместе одиннадцать лет: оба были счастливы, любили и ценили друг друга. Стихотворение «11», видимо, было одним из последних, оно написано Грином 7 марта 1932 года. Восьмого марта — в годовщину их свадьбы — он подарил его Нине Николаевне.

Вспоминая об этом дне, Н.Н. Грин пишет:

«Кончив писать, он сказал: «Дай, Котофеинька, ручку!» И стал целовать мне пальцы, приговаривая: «Котофей, дурачок, думает, что Собака может забыть этот день, и не тревожит его напоминанием. Так на же тебе дружок, мои собачьи стишки. Плохие, знаю, но голова плохо варит сегодня». И положил мне в руку вчетверо сложенный листочек, где на заголовке стояла цифра «11». <...> Я села, полуобняв его. Мы вспоминали, как всегда, тот красный вечер, когда он предложил мне быть его женой. Мне было очень тяжело, хотя я и улыбалась ему. Я видела, как гасли его силы...»

А. Грин умер 8 июля в Старом Крыму. Рядом с ним была только его нежная «золотистая Нина», которая умела беречь его при жизни и сберегла его для нас и после смерти.

Рукопись стихотворения. РГАЛИ (Москва).

 * * *
Золотистая Нина Лазурно сияя,
И рдея, как цвет сольферино,
Зарделась, блестела,
Приют убирая Веселого Грина.
А после нее здесь осталась улыбка
Неба, лучей, сольферино.
Ты здесь была, ненаглядная цыпка,
Стараясь для старого Грина.

    * * *
В литературе желая не быть
Обычной чернильной уродиной,
Чтоб расположенье твое заслужить
Пишу тебе черной смородиной.
Когда рассердишься ты на меня,
Как капрал перед взводом,
О смородине этой память храня,
Напишу тебе чистым медом.

*  *  *

Нина Николаевна Грин, вторая жена А.Грина 

Милая Ниночка, я хотел написать тебе стихи, и мог бы, конечно, написать их искренно, но подумал, что такой день как сегодня, важнее всяких стихов. Как ни хороши будут стихи, всего не сказать ими, по необходимости они несколько условны.

Одного я желаю, дорогая моя, чтобы жили мы впредь с тобой и дальше с той же любовью как теперь. Шесть лет твоего терпения, любви, внимания и заботы показали мне, как надо любить. Ты мне дала столько радости, смеха, нежности и даже, поводов иначе относиться к жизни, чем было у меня раньше, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло. Я тебя хорошо узнал, милая и любимая Ниночка, и такое знание никогда не променяю ни на какое другое. Я знаю, что такое верный и нежный друг, сильный в горе, твердый в попечениях, лукавый для пользы своего мужа, и бесконечно снисходительный к тем маленьким слабостям, без которых, как без насморка, не проходит ничья жизнь. Я не мог бы расстаться с тобой ни за какие блага в мире. Если есть сейчас подлинно счастливый человек, которому даже будничные мелочи его жизни украшены любовью, то это я самый и есть. Будь здоров, голубчик мой дорогой и храни теплую ручку свою.

Твой Саша

    * * *
Все-таки стихи, не могу без них
Кто в груди имеет чувство,
Должен видеть и признать
Совершенное искусство
Нины — печки растоплять.

      А.С. Грин <7 марта 1927 года, Феодосия>*

    * * *
Я тебе, моя родная,
Долго не писал стихов,
Я тебе, моя святая,
Долго не носил цветов.
Я тебе, мой друг-дружочек
Долго не носил конфет.
Был я беден, словно инок,
Трезв я был, как Иафет.
Вот теперь я стал богатый,
Тыщу высудил рублей,

Рыжий Крутиков, проклятый,
Нам не шлет их, лиходей,
Оттого мне пользы мало
От богатства моего, —
Будешь есть ты снова сало
Хлеб и — больше ничего.
Нет цветов, конфетов нету,
Нет ни пива, ни вина,
И по белому по свету
Ходит песенка одна:
Жил-был Саша,
Жил-был Грин,
Скушал Саша
Хрен и блин.

      <1930 г., Феодосия>**

    * * *
Нине Николаевне Грин
Голубчику-жене, —
               отчаянному плаксе,

не взрослому вполне, —
И не такому, как все, —
Строителю дворцов,
Хранителю супруга,
Изобретателю
                 бретонских огурцов
И механического плуга.

      А.С. Грин. 3-е декабря 1928 г.

 «11»

«Одиннадцать лет?!... Никакой юбилей», —
Так скажут глупцы, без запинки;
А нам эта цифра гораздо важней,
Чем четверть столетия — Глинки.
«Не делится на 5, — так скажут глупцы
Солидности нет при остатке
Ни на 3, ни на 7, — скажу я, — отцы!
Но делится на 2 — прегладко.
«11» — две одиноких черты,
Дружательных два человечка
Внутри — однородной породы цветы,
Снаружи — как волк и овечка
Иль козочка, котик... Ответить всерьез
О цифре 11 — трудно;
В ней песни, лучи, и гирлянда из роз
И звон раздающийся чудно.
Я болен; лежу и пишу, а Она
Подсматривать к двери приходит;
Я болен лежу; — но любовь не больна
Она карандаш этот водит.

      Саша — Ниночке, всепрелюбящий и раньше всегда и вперед!

 

В.И. Ланцберг – “Алые паруса” (cлова и музыка В.И. Ланцберг)

В.И. Ланцберг – “Алые паруса” (cлова и музыка В.И. Ланцберг) 

"Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем." 

Александр Грин

                                                                                  По материалам статей: 1, 2

P.S. Начало в статье: Александр Грин: "Все люди мечтают, потому что они люди..."




Вера. Надежда. Любовь

    Путину придётся стать Сталиным

    Виктор АнисимовВ народе растёт запрос на ужесточение внутренней политики, в том числе и срочное решение мигрантского вопроса, искоренения чудовищной коррупции охватившей практически все...

    ПЛАН "Б"

    Потребность в обсуждении “Плана "Б” по конфликту с Западом на Украине и составляющих этот план элементов возникла по следующей причине. Чем ближе дата прихода к власти в США администрации президента Д...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Чем была Вифлеемская звезда и почему волхвы упорно за ней следовали

      Вифлеемская звезда — во всех смыслах яркий элемент евангельского рассказа о Рождестве Христовом. Евангелист Матфей пишет, что восточные мудрецы — волхвы — увидели на небе ни на что не похожую звезду, и последовали за ней. Они знали из преданий, что звезда знаменует рождение великого израильского Вождя, которое повлияет на судьбу всего мира. В итоге звез...
      218

      "Месяц — серебряный шар со свечою внутри"

      Диалог у новогодней елки— Что происходит на свете? — А просто зима.— Просто зима, полагаете вы? — Полагаю.Я ведь и сам, как умею, следы пролагаюв ваши уснувшие ранней порою дома.— Что же за всем этим будет? — А будет январь.— Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю.Я ведь давно эту белую книгу читаю,этот, с картинками вьюги, старинный букварь.— Чем же...
      650

      10 самых необычных лестниц России

      Лестницу на Торгашинский хребет можно одолеть за полтора часа. На Иорданской, чтобы сделать эффектное фото, придется дожидаться своей очереди, а витая лестница в Доме Рябушинского похожа на застывшую волну.   1. Самая длинная Прогулка по лестнице на Торгашинский хребет отлично заменяет тренировку. Ее протяженность – 1,2 км (1683 ступени). Самые...
      1105

      "Снег светлейший, спасибо за чудо..."

      Какое блаженство, что блещут снега...Какое блаженство, что блещут снега,что холод окреп, а с утра моросило,что дико и нежно сверкает фольгана каждом углу и в окне магазина. Пока серпантин, мишура, канительвосходят над скукою прочих имуществ,томительность предновогодних недельтерпеть и сносить — что за дивная участь!Какая удача, что тени ле...
      494
      Галина Агапова Свет Христов
      14 декабря 2024 г. 16:20

      Самые красивые островные монастыри России

      В царское время они были крупными религиозными центрами и местами паломничества. В советскую эпоху их переделали в тюрьмы, военные училища и дома для инвалидов.Валаамский монастырь      Один из самых известных российских монастырей расположен на островах Валаамского архипелага в северной части Ладожского озера. По преданию, эти места когда...
      1630
      Галина Агапова ВСЕ ОБО ВСЕМ
      14 декабря 2024 г. 15:41

      Российско-британские отношения

      XII век. Когда Владимир Мономах, Великий князь Киевский женился на дочери английского короля Гарольда II, это никого не удивило. Многие правители хотели установить династические связи с мощным христианским государством на краю Европы и найти в нем надежного союзника. Трудно и даже невозможно сказать, как сложилась бы судьба Руси, если бы не страшный уда...
      1221
      Галина Агапова Свет Христов
      8 декабря 2024 г. 12:02

      Как батюшка в древнем храме с привидениями боролся

      До того, как меня пригласили преподавать языки в Московской духовной семинарии, я был учителем в советской школе, где преподавал русский язык и литературу.В какой-то момент мне ласково сказали, что мне стоит заняться научной работой, что мне к детям нельзя, так как мой нестандартный подход к обучению их не устраивал.«Нам нужно, чтобы у детей вместо мозг...
      814

      Перекличка поэтов. "Мы в аллеях светлых пролетали..."

      Художник Дмитриевский В. К.ПрогулкаМы в аллеях светлых пролетали,Мы летели около воды,Золотые листья опадалиВ синие и сонные пруды.И причуды, и мечты и думыПоверяла мне она свои,Все, что может девушка придуматьО еще неведомой любви.Говорила: «Да, любовь свободна,И в любви свободен человек,Только то лишь сердце благородно,Что умеет полюбить навек».Я смот...
      396
      Галина Агапова Свет Христов
      2 декабря 2024 г. 11:51

      С кем не нужно дружить христианину? Объясняют священники

      С кем нужно дружить христианину, а с кем — не желательно? Своими мнениями на этот счёт поделились священнослужители.   Андрей Ткачёв — протоиерей, настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, писатель, телеведущий, блогер, миссионер. Андрей Ткачёв, протоиерей:Не водите дружбу с теми, кто хулит Бога. Старайтесь не быть рядом с такими людьми...
      425
      Галина Агапова 27 ноября 2024 г. 21:03

      Каталог статей моего блога (18)

      Опубликована очередная сотня статей, поэтому пора подводить итоги и обновить каталог статей, который, надеюсь, поможет моим дорогим читателям найти публикации на интересующие Вас темы.По уже сложившейся традиции в конце каталога Вас ждёт музыкальный сюрприз.Сердечно благодарю всех моих читателей за внимание и интерес к моим публикациям! Надеюсь и дальше...
      483
      Галина Агапова Свет Христов
      26 ноября 2024 г. 20:28

      Как монахи перехитрили советскую власть

      В СССР иноки тоже голосовали на выборах. Как это иногда происходило, рассказывает митрополит Тихон Шевкунов в книге «Несвятые святые».Все граждане Советского Союза должны были принимать участие в выборах. В конце 1960-х ящик для голосования обычно приносили в трапезную Псково-Печерского монастыря, одного из немногих которых не был закрыт в советское вре...
      521

      Разрешите представить. Орешник!

      У Бориса Гребенщикова была такая строчка: «Орешник будет судьёй».Это из (отличной, к слову) песни «Кад Годдо» 1985 года.Как часто бывало в случае с Гребенщиковым, иным слушателям она казалась совершенно бессмысленной.Но это не так.В Англии раздвоенная ореховая ветвь вплоть до семнадцатого века использовалась для определения убийцы и вора.Соответственно,...
      951

      Перекличка поэтов. "В этой роще берёзовой..."

      Николай ЗаболоцкийВ этой роще березовой…В этой роще березовой,Вдалеке от страданий и бед,Где колеблется розовыйНемигающий утренний свет,Где прозрачной лавиноюЛьются листья с высоких ветвей, —Спой мне, иволга, песню пустынную,Песню жизни моей.Пролетев над поляноюИ людей увидав с высоты,Избрала деревяннуюНеприметную дудочку ты,Чтобы в свежести утренней,По...
      372
      Галина Агапова Свет Христов
      15 ноября 2024 г. 11:53

      Нам нужно искусство? Или – не нужно?

      Музыка лечит людей до сегодняшнего дня. Об этом знал Авиценна. У него в трактате о медицине есть отдельная глава: «О лечебных свойствах музыки».Сегодня ни в одной медицинской академии этому не учат. А музыка и лечит, и калечит. От одной музыки можно заболеть. Другой музыкой можно излечиться. Творчество – это вообще величайшая вещь. У нас, когда большеви...
      292

      "Ровно в восемь приходи на каток!"

      НОМЕРАИ. Б.Вьюга листья на крыльцо намела,Глупый ворон прилетел под окноИ выкаркивает мне номераТелефонов, что умолкли давно.Словно сдвинулись во мгле полюса,Словно сшиблись над огнем топоры –Оживают в тишине голосаТелефонов довоенной поры.И внезапно обретая черты,Шепелявит озорной шепоток:– Пять-тринадцать-сорок три, это ты?Ровно в восемь приходи на ка...
      449

      Слово "жизнь" я поменял на слово "жесть"

      Читайте русскую поэзию.Главное происходит там. А не на выборах в США. Наталия Тебелева###В небе грязно, и парни зажгли не по-детскипод пока ещё наполовину Торецком.Отжимают у немца своим чередомза селом террикон, за развалиной дом.А на голову — счастье к разгару запарки:пополняется личный состав зоопарка.Из сетей камуфляжных, истошно крича,в располагу вс...
      743

      Костик из "Покровских ворот" "гарцевал на краешке бездны"

      Леонид Зорин Леонид Зорин умер 31 марта 2020 года, но не от ковида, который тогда бушевал вовсю - от продолжительной болезни и от старости. Ему было 95 лет. Он и в преклонных годах сохранял бодрость, и в 2019-м всего одно рукопожатие отделяло журналиста, пришедшего брать у него интервью, от Максима Горького или Исаака Бабеля: с ними автор «Царской охо...
      764

      Встанет море, звеня

      “Вокруг меня расстилалось море, играющее золотыми всплесками под лучами солнца, море, которое так же близко мне, как и земля родины, которое всегда волнует меня и пробуждает во мне самые лучшие чувства,- море, которое я никогда не перестану любить…” Алексей Новиков-Прибой «Капитан 1-го ранга»    Встанет море, звеня...
      333

      Сирены с чарующими голосами

      Было очень жарко. А у меня в машине кончилась питьевая вода. Я остановился около супермаркета, чтобы помимо воды купить еще некоторую мелочевку.Я уже направлялся с покупками к машине и остановился, чтобы наконец-то напиться. Тут из маленького магазинчика с нарисованным на витрине малышом вышел высокий парень. Он нежно держал в руках белоснежное невесомо...
      420
      Галина Агапова Военный параД
      31 октября 2024 г. 18:28

      "Война жестоко урезала срок нашей юности". К 100-летию со дня рождения военного разведчика и писателя Овидия Горчакова (1924-2000).

      Военный разведчик, партизан и диверсант, писатель и сценарист. Его характер и неординарный образ безошибочно обнаруживается у известных литературных и киношных персонажей - майора Вихря и Макса Отто фон Штирлица. Он в совершенстве знал английский и немецкий языки, служа бессменным переводчиком речей Сталина и Хрущева на партийных пленумах и съездах. Он ...
      670
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика