• РЕГИСТРАЦИЯ

«СПЕШИ ДЕЛАТЬ ДОБРО». Размышления в Великий Вторник о Страшном Суде

34 529


Идет Страстная Седмица. Великий Вторник посвящается теме Страшного Суда. На Литургии Преждеосвященных Даров читаются 24–25-ю главы Евангелия от Матфея, содержащие Притчу о десяти девах, Притчу о талантах, и, наконец, – Притчу (которая является одновременно и пророчеством) о Страшном Суде. Обратимся к ее рассмотрению:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую».
(Мф. 26, 31–32).

Как говорят святые отцы, в частности, святитель Иоанн Златоуст, праведники именуются овцами по причине их кротости и терпения, а грешники козлами – по причине их упрямства, горделивости, злобности и агрессивности. Однако здесь есть еще один смысл: козлы, в отличие от овец, практически бесполезны для хозяйства. Для античности с ее прагматичным отношением к животным подобное соображение является не излишним.

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне»
(Мф. 26, 34–36).

На первый взгляд, кажется, что праведники награждаются не за исповедание веры и за аскетические подвиги, а за элементарную человечность, за поступки, которые естественны и органичны для человека. Однако это лишь внешнее впечатление. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, 

«эти слова можно понимать и в отношении учителей, дававших пищу учения алчущим праведности, дабы насыщались и укреплялись добрыми делами, дававших питье истины жаждущим познания Бога… Самого Христа принимают те, кто, научая праведности, одевает нагих, то есть не имеющих одеяния праведности».

То есть речь идет не только о телесном, но и о духовном служении, спасительной деятельности не только для тела, но и для души, и не только о естественной человечности, но и о христианской любви, имеющей сверхъестественные истоки.

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 26, 37–40).

Примечательно здесь смиренное удивление праведников, которые даже и не думали о том, что в лице бедных, нищих, страждущих они послужили Самому Господу. А между тем «Господь алчет не в себе, но в Своих Святых, Господь жаждет не в Себе, но в Своих бедняках»[3]. И второе удивительное чувство – забвение всего добра, которое они делали, блаженное беспамятство своих добрых дел: сделал – забыл. «Не нам, Господи, но имени Твоему»...  

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». (Мф. 26, 41–46).

Зла как реальной субстанции не существует, но от этого зло не перестает быть злом.

В осуждении грешников примечательно, что «Господь не говорит им: ‟Идите от меня, злодеи, ибо вы повинны в убийстве, любодействе, воровстве”. Нет, но говорит: ‟Потому что Я алкал и жаждал в рабах моих, а вы не послужили Мне”»[4]. Они осуждаются не за страшные злодеяния, а за то, что не сделали. И это – глубоко символично. Их не было в деятельном свершении добра. Святые отцы в целом говорят о зле как о небытии, лишении добра. Зла как деятельной реальной субстанции (как мыслили зороастрийцы и манихеи) не существует, но от этого зло не перестает быть злом, бесчеловечность не перестает быть бесчеловечностью. Как говорит святитель Иоанн Златоуст,   

«если бы даже пришел враг, то не сильны ли были страдания его тронуть и приклонить самого немилосердного? Голод, холод, узы, нагота, болезнь – и этого довольно к прекращению вражды. Но вы не поступили так и с другом – Другом-благодетелем и Владыкой».

Человек может сделать добро и не делает его, и временами ощущает от этого... удовольствие. Вспоминается случайно услышанный разговор двух парней в 1990-е годы: «Вот ты пьешь пиво, а на тебя смотрит бомж и думает, дашь ли ты ему бутылку или разобьешь? Ах, как приятно, как хорошо на душе, особенно когда разобьешь!» Впрочем, что спрашивать с этих духовных инвалидов? Их активно учили этому с экранов и высоких трибун, им вбивали в голову, что «пусть неудачник плачет», бедняки сами виноваты в своих бедах, и вообще следует от них избавляться, «нечего плодить нищету», в общем – все 13 заповедей безбожного и бесовского социо-дарвинизма.

Да, кстати, о словах «нечего плодить нищету». Это ведь обоснование геноцида под названием «аборт». Тоже ведь своеобразное проведение принципа небытия в жизнь. Мать и отец не хотят быть матерью и отцом, не хотят новой жизни, хотят сами вкусно жить и наслаждаться, решать свои проблемы. Только женщина, идущая на аборт, не решает свои проблемы, но прибавляет себе новую и страшную – становится убийцей и матерью убитого ребенка.

Конец подобной позиции активного недеяния страшен:

«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф. 26, 46).   

Как бы ни хотелось любителям наслаждений считать это за образ, символ, аллегорию, увы: эти слова – буквальная реальность, радостная для одних, страшная для других. Устрашимся же этих слов и примемся деятельно исполнять заповеди Божии. Как говорил подвижник ХХ в. о. Серафим (Роуз):

«Уже позднее, чем ты думаешь. Спеши же делать добро».

Протодиакон Владимир Василик  


Вера. Надежда. Любовь

    Это больно, но мы выдержим и это

    «Прочитал твой пост "Сила в правде (https://t.me/L0HMATIY/24547)". Правильно всё написал. И видео отличное, сильное.Не в противопоставление, а в дополнение:Мы тоже те, кто не уехал. По ...

    Кузькина мать выходит на мировую арену

    У журналистов есть противная привычка привязываться к разного рода датам. В конце года они обычно просят подвести итоги и дать прогноз на следующий год. Это при том, что итоги уже и так...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Каталог моих статей (18)

      Опубликована очередная сотня статей, поэтому пора подводить итоги и обновить каталог статей, который, надеюсь, поможет моим дорогим читателям найти публикации на интересующие Вас темы.По уже сложившейся традиции в конце каталога Вас ждёт музыкальный сюрприз.Сердечно благодарю всех моих читателей за внимание и интерес к моим публикациям! Надеюсь и дальше...
      222

      Как монахи перехитрили советскую власть

      В СССР иноки тоже голосовали на выборах. Как это иногда происходило, рассказывает митрополит Тихон Шевкунов в книге «Несвятые святые».Все граждане Советского Союза должны были принимать участие в выборах. В конце 1960-х ящик для голосования обычно приносили в трапезную Псково-Печерского монастыря, одного из немногих которых не был закрыт в советское вре...
      365

      Разрешите представить. Орешник!

      У Бориса Гребенщикова была такая строчка: «Орешник будет судьёй».Это из (отличной, к слову) песни «Кад Годдо» 1985 года.Как часто бывало в случае с Гребенщиковым, иным слушателям она казалась совершенно бессмысленной.Но это не так.В Англии раздвоенная ореховая ветвь вплоть до семнадцатого века использовалась для определения убийцы и вора.Соответственно,...
      852

      Перекличка поэтов. "В этой роще берёзовой..."

      Николай ЗаболоцкийВ этой роще березовой…В этой роще березовой,Вдалеке от страданий и бед,Где колеблется розовыйНемигающий утренний свет,Где прозрачной лавиноюЛьются листья с высоких ветвей, —Спой мне, иволга, песню пустынную,Песню жизни моей.Пролетев над поляноюИ людей увидав с высоты,Избрала деревяннуюНеприметную дудочку ты,Чтобы в свежести утренней,По...
      304

      Нам нужно искусство? Или – не нужно?

      Музыка лечит людей до сегодняшнего дня. Об этом знал Авиценна. У него в трактате о медицине есть отдельная глава: «О лечебных свойствах музыки».Сегодня ни в одной медицинской академии этому не учат. А музыка и лечит, и калечит. От одной музыки можно заболеть. Другой музыкой можно излечиться. Творчество – это вообще величайшая вещь. У нас, когда большеви...
      247

      "Ровно в восемь приходи на каток!"

      НОМЕРАИ. Б.Вьюга листья на крыльцо намела,Глупый ворон прилетел под окноИ выкаркивает мне номераТелефонов, что умолкли давно.Словно сдвинулись во мгле полюса,Словно сшиблись над огнем топоры –Оживают в тишине голосаТелефонов довоенной поры.И внезапно обретая черты,Шепелявит озорной шепоток:– Пять-тринадцать-сорок три, это ты?Ровно в восемь приходи на ка...
      355

      Слово "жизнь" я поменял на слово "жесть"

      Читайте русскую поэзию.Главное происходит там. А не на выборах в США. Наталия Тебелева###В небе грязно, и парни зажгли не по-детскипод пока ещё наполовину Торецком.Отжимают у немца своим чередомза селом террикон, за развалиной дом.А на голову — счастье к разгару запарки:пополняется личный состав зоопарка.Из сетей камуфляжных, истошно крича,в располагу вс...
      695

      Костик из "Покровских ворот" "гарцевал на краешке бездны"

      Леонид Зорин Леонид Зорин умер 31 марта 2020 года, но не от ковида, который тогда бушевал вовсю - от продолжительной болезни и от старости. Ему было 95 лет. Он и в преклонных годах сохранял бодрость, и в 2019-м всего одно рукопожатие отделяло журналиста, пришедшего брать у него интервью, от Максима Горького или Исаака Бабеля: с ними автор «Царской охо...
      716

      Встанет море, звеня

      “Вокруг меня расстилалось море, играющее золотыми всплесками под лучами солнца, море, которое так же близко мне, как и земля родины, которое всегда волнует меня и пробуждает во мне самые лучшие чувства,- море, которое я никогда не перестану любить…” Алексей Новиков-Прибой «Капитан 1-го ранга»    Встанет море, звеня...
      276

      Сирены с чарующими голосами

      Было очень жарко. А у меня в машине кончилась питьевая вода. Я остановился около супермаркета, чтобы помимо воды купить еще некоторую мелочевку.Я уже направлялся с покупками к машине и остановился, чтобы наконец-то напиться. Тут из маленького магазинчика с нарисованным на витрине малышом вышел высокий парень. Он нежно держал в руках белоснежное невесомо...
      381

      "Война жестоко урезала срок нашей юности". К 100-летию со дня рождения военного разведчика и писателя Овидия Горчакова (1924-2000).

      Военный разведчик, партизан и диверсант, писатель и сценарист. Его характер и неординарный образ безошибочно обнаруживается у известных литературных и киношных персонажей - майора Вихря и Макса Отто фон Штирлица. Он в совершенстве знал английский и немецкий языки, служа бессменным переводчиком речей Сталина и Хрущева на партийных пленумах и съездах. Он ...
      604

      Про нестандартное мышление

      Однажды к Эрнеcту Резерфорду, президенту Королевской академии, обратился коллега за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как тот утверждал, что заслуживает высшего балла.Оба — преподаватель и студент — согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал н...
      5567

      Остановись мгновенье! Ты прекрасно! Сказочный лес

      Друзья, приглашаю Вас полюбоваться красотой природы нашей необъятной cтраны - России, запечатлённой на снимках участников фотоконкурса "Самая красивая страна".1. Иризация шхельдыСильный ветер сдувает с вершины Шхельды снег, а низкое зимнее солнце находится в таком положении, что сквозь кристаллы льда наблюдатель видит спектр преломления солнечных лучей.Место съёмки: К...
      558

      "В одном детском саду ставили Муху-Цокотуху"

      В одном детском саду ставили Муху-Цокотуху. Артистам объяснили суть конфликта: для паука муха обед, для комара – крылатый ангел. Две страсти, два взгляда на мир. Пока любовь у насекомых не стала темой парадов и не запрещена властями, такие вещи можно играть без согласований с центром.Распределение ролей превратило садик в серпентарий. Не такой опасный к...
      698

      История кофе: от средства для мытья рук до народного напитка

      Английских мужчин, злоупотребляющих кофе, их жены называли импотентами, турки кофеманов топили, а арабы отлучали их от церкви.  «Наши мужья приходят домой выжатые, словно лимон. В их организмах нет ничего влажного, кроме сопливых носов, ничего твердого, кроме костей, ничего стоящего, кроме ушей». Это строки из «Петиции против кофе», которую со...
      1243

      Николай Заболоцкий: "Облетают последние маки..."

      Николай Заболоцкий создал содружество поэтов-философов ОБЭРИУ, переписывался с Константином Циолковским и называл себя «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя». В 1938 году Заболоцкого обвинили в создании «контрреволюционной организации» и приговорили к пяти годам лагерей. Произведения поэта мало публиковали в то время: журналы с его стих...
      501

      История оперетты "Принцесса цирка"

      Оперетту «Принцесса цирка» венгерский композитор Имре Кальман написал в 1925 году. У него тогда было непростое время — умерла любимая жена, вдохновение не шло, а публика ждала нового шедевра от автора знаменитых «Сильвы», «Баядеры», «Марицы» и других популярных оперетт. Однажды он проходил мимо цирка и подумал, что уже писал оперетты действия которых пр...
      1567

      Минус, Апачи, Барнео и Убахобо — прозвища российских городов

      Коренные жители Санкт-Петербурга терпеть не могут простонародное и панибратское название «Питер». Существует стойкое убеждение, что так северную столицу называют только «понаехавшие». Однако вряд ли к ним можно отнести Радищева и Крылова, да и значительное количество петербуржцев произносят именно «Питер».В случае города на Неве происхождение прозвища п...
      903

      Добрый юмор про ребро Адама и полную (не)ясность

      Мальчик приходит домой из воскресной школы, где им рассказывали о сотворении человека и о том, что жена Адама — Ева — была создана из его ребра, и жалуется маме:— Мама, я завтра в школу не пойду, я, кажется, заболел.— А что случилось, сынок?— Да вот что-то бок болит, наверное, скоро жена будет.   — Мам, у папы есть...
      892

      Вадим Шефнер: "Любовь — это пятое время жизни"

      Вадим Сергеевич Шефнер родился в 1915 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье, его дед считается основателем города Владивосток, а предки по отцовской линии в большинстве своём были кадровыми офицерами флота. Однако, после революции Шефнер лишившись отца, стал беспризорным, окончил Фабрично-Заводское училище, трудился на нескольких предприятиях кочег...
      1400
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика