Интервью с DazBasta — художником, автором множества известных в Сети графических работ. На данный момент его работы направлены в тематику СВО и поддержку ВС РФ. ТГ-канал: DazBastaDraw
— Здравствуйте, Андрей. Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
— Добрый день. Если совсем немного – я не профессиональный художник, у меня нет специализированного образования, каких-то специально полученных умений, как это сейчас модно говорить — «скиллов». Я просто рисую в поддержку нашей армии по тематике СВО. Иногда меня называют патриотическим художником, иногда — Z-художником, иногда — криворуким бездарным мазилой – такое тоже есть. Наиболее исчерпывающе выразился один из моих читателей, который как-то пытался меня изобличить и сказал: «Ты не победил в войне, ты не изобрёл лекарство от рака. Ты просто рисуешь картинки» — мол, будь проще. Ну, я и решил, что эта фраза наиболее полно меня описывает – я просто рисую картинки.
— Вы как-то сказали, что рисовать на публику начали после начала СВО, а до 2022 года рисовали «в стол». О чём были Ваши рисунки?
— Дело в том, что у меня есть одно из хобби, можно даже сказать — вид спорта, как страйкбол. До 2022 года я с товарищами играл в страйкбол. Этим занимается достаточно большое количество действующих военных, и в страйкбол перекочевало немало обычаев и военных традиций, в том числе — культура мотивационных патчей – нашивок со смешными картинками и надписями. Самые знаменитые – бурундуки с надписью «Слабоумие и отвага», патч с надписью «Мама сказала надеть!» и тому подобное. Так как я немного умею рисовать, меня коллеги по хобби периодически просили набросать какого-нибудь героя мультфильма с остроумной, как им казалось, фразой, условный логотип. Такое я периодически и рисовал. Естественно, на какую-то широкую публику это не рассчитывалось и не выходило.
Немножко забегая вперёд — когда началась СВО, мы столкнулись с плотнейшей и прямо-таки шикарно организованной пропагандистской кампанией против нас. В составе этой кампании было очень много образцов именно визуальной пропаганды – всевозможные карикатуры, мемы, комиксы, даже мультфильмы. И я ожидал, что мы что-то будем им противопоставлять, причём я ждал, что это будет централизованно, на самом высоком уровне. В определённый момент ждать мне надоело, и буквально в первые несколько дней-недель я понял, что почему бы, собственно, и нет? У меня есть планшет, у меня есть руки, и я попробовал нарисовать что-нибудь. Сначала это были довольно злые карикатуры, потом какие-то более серьёзные работы. После всё, как говорится, завертелось…
— Вы следили за событиями с 2014-го по 2022-ой? Есть ли у Вас свои «мемы» того времени?
— Да, я следил. Дело в том, что, как и многие наши соотечественники, я связан с таким государством, как Украина. Например, я в своё время родился в городе Харькове, у меня там были родственники и, может быть, кто-то даже есть. Я туда регулярно приезжал, проводил каникулы — там жили бабушка, дедушка. А потом всё резко изменилось. Страны, в которой я родился, не стало. Та страна, которая стала «вместо», начала потихонечку приобретать какие-то очень странные черты, и да, с определённого момента эти черты начали носить откровенно антирусский характер. Так что с 2013 года, по-моему, я ни разу там не был. Думаю, что до момента освобождения уже и не буду.
Я следил, получал информацию оттуда, смотрел то, что у нас считалось официальным, общался с людьми. Кто-то общался, кто-то общается до сих пор. Какие-либо мемы – нет. Я не могу их так называть. Были какие-то реперные точки, которые просто заставляли больше поворачиваться в ту сторону, в которую мы все сейчас развёрнуты – это и бойня на Майдане, и пожар в Доме Профсоюзов в Одессе, и атака самолёта ВСУ на администрацию Луганска. Это нельзя назвать мемами, это действительно такие поворотные точки, после прохождения которых ты понимаешь, что относиться как раньше ни к этой стране, ни к этим людям, ни к людям, которые с оружием в руках идут на других людей просто потому, что они говорят на каком-то не таком, по их мнению, языке – не можешь.
— У Вас есть рисунок, нарисованный девятилетним мальчиком, где солдат спасает котика. Вы с этим ребёнком продолжаете работу, взаимодействие?
— Нет, не продолжаю. В основном потому, что мальчику, Ивану — тогда ему было 9 или 10 лет — не нужно взаимодействие со мной. Он прекрасно рисует и без меня. Мне просто его стиль работы настолько понравился в тот момент, что я решил этим как-то воспользоваться. Я спросил разрешения его родителей — мне разрешили, и я использовал его рисунок как образец. А так, насколько я знаю, он прекрасно рисует. Это его побудило и вдохновило двигаться дальше. Так что я ему, наверное, уже больше и не нужен.
— А есть ли у Вас с кем-то какой-либо тандем?
— Тандем – это когда два человека что-то делают вместе, как Ильф и Петров книги писали, или братья Гримм сказки сочиняли. А так я периодически сотрудничаю с разными проектами, организациями. Например, у меня есть прекрасный, замечательный опыт сотрудничества с таким проектом, как «Русский стиль: сталь» — это объединение художников, которые рисуют свои работы на бронеплитах, и эти работы экспонируются по разным городам России, включая новые регионы. Выставка проходила в Москве, Анапе, Донецке, Тольятти. Насколько я знаю, там уже достаточно много городов. Раньше я следил и выписывал себе на листочек, а так – выставка-экспозиция живёт своей жизнью. Я делал три плиты с перенесёнными на них моими работами. Это был достаточно интересный опыт.
— Какая из Ваших работ Вам самому больше всего нравится?
— Скажу так: они мне нравятся все! Если я выложил их к себе на канал — значит, я считаю, что с ними всё в порядке. Если она мне, скажем так, нравится недостаточно или мне кажется, что там что-то нужно доработать, то я либо дорабатываю, либо удаляю, чтобы она мне глаза не мозолила. Из самых нашедших отклик – наверное, это всё-таки «333», где боец с позывным «Сумрак» командует расчётом «Град», который ведёт огонь по противнику. Это замечательный, шикарный образ – и, опять-таки, работа, вдохновлённая этим образом, выставляется в рамках проекта «Русский стиль: сталь». Несколько работ на других носителях были приобретены и для военнослужащих, и для каких-то учреждений. Они востребованы на открытках — я знаю, что они есть на футболках, на шевронах. Думаю, это одна из самых знаменитых моих работ.
— Сейчас Вы работаете на «RT.Док: Время наших героев». Расскажите об этом проекте, пожалуйста.
— Мне предложили поучаствовать – как раз к разговору об опыте сотрудничества – в проекте. Это одно из ответвлений фестиваля документалистики «RT.Док: Время наших героев» под названием «Цитаты героя». Дело в том, что с начала СВО снято уже достаточно внушительное количество документальных фильмов разной тематики – это фильмы о наших бойцах, фильмы о волонтёрах, фильмы о героях, о простых людях, о мирном населении.
В рамках проекта, в котором я в данный момент тружусь, мы вместе с создателями фильма выбираем героя какого-либо фильма и находим фразу, которая максимально полностью, максимально выпукло бы его характеризовала. То есть не нужно смотреть весь фильм, когда есть что-то такое ёмкое, как удар. Я рисую портрет — и на выходе получается портрет этого героя с его цитатой. На сегодняшний момент уже около двух десятков подобных работ мной создано, они периодически выходят в социальных сетях «RT.Док» и я искренне надеюсь, что сотрудничество будет продолжаться. Потому что героев у нас ещё очень много и люди должны о них узнавать.
Продолжение на сайте
Оценили 11 человек
11 кармы