5.6.2. Старообрядческие мотивы
Что мы знаем о старообрядцах? Самые продвинутые читающие отметят никоновский раскол Русской церкви — церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве; неистового протопопа Аввакума, громадную картину «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке; отшельников-старообрядцев Лыковых, из которых в живых осталась только Агафья Лыкова, ставшая туристической достопримечательностью. Да вот, пожалуй, и все. Для подавляющего большинства читающих слово «старообрядец, старовер, раскольник» синонимы одной из религиозных фанатичных сект, осколки прошлого, и интереса не представляют. Однако это далеко-далеко не так. Если взять образ царской России как айсберг, то официальная царская составляющая империи возвышалась над водой, а скрытая часть, та, что внизу, как раз и была империя старообрядческая.
Исследований по расколу, житию-бытию старообрядцев-раскольников пруд пруди, однако, исследовалась и изучалась «вещь в себе», а не «вещь для нас», т.е., практически вскользь, вокруг да около, почти отмалчиваясь, в тихую, исследовалось участие, именно УЧАСТИЕ старообрядцев в исторических процессах на всем протяжении (300 лет!!!) владения домом Романовых Руси и России.
Впервые комплексное изучение УЧАСТИЯ империи старообрядцев в жизни Руси и России в своих ценнейших научных исследованиях выполнил Александр Владимирович Пыжиков:
1.Пыжиков А.В. Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года. – М.:Концептуал,2018. – 528 с. (скачать здесь).
2. Пыжиков А.В. Питер-Москва. Схватка за Россию. – М.:Концептуал,2019. – 416 с. (скачать здесь).
3. Пыжиков А.В. Корни сталинского большевизма. – М.:Концептуал,2015. – 490 с. (скачать здесь).
4. Пыжиков А.В. Взлёт над пропастью. 1890-1917 годы. – М.:Концептуал,2021. – 552 с. (скачать здесь).
Николай II, как представитель дома Романовых, прекрасно зная историю Руси и историю своей династии, со всей ясностью понимал значение, влияние и опасность старообрядчества. Сверхидея старообрядцев – царь Руси Антихрист и подлежит уничтожению, и определяла взаимоотношения между царем и империей старообрядцев. Именно благодаря расколу и взошла на российский трон династия Романовых. Все 300 лет царствования дома Романовых – это годы геноцида и дискриминации старообрядчества, которые не оставались в долгу, пытаясь при любой возможности свергнуть Антихриста – императора Романовых на троне. Идеолог раскола – пылающий протопоп Аввакум Петров (1620-1682) стал одним из самых ярких противников (популярно здесь) церковной реформы патриарха Никона и царя Алексей Михайловича. 24 апреля 1682 года протопоп Аввакум Петров был заживо сожжен в срубе вместе с тремя единоверцами «за великими на царский дом хулы». Восстание Пугачева и Разина – восстание старообрядцев. Партизанская война 1812 г. – война старообрядцев против войск Наполеона, наемников никонианского Питера. Революция 1905 г. – очередная неудавшаяся попытка свержения царя старообрядцами.
Рассмотрим вкратце суть революции 1905 г. как хрестоматийный пример опасения, и даже непреходящего страха Николая II за судьбу династии Романовых из-за небывалого роста революционной активности народных масс, основу которых составляли люди со старообрядческим мировоззрением, помнившие наказ Аввакума - «Храните веру старую».
Государственная статистика еще со времен Николая I не отражала реальной численности старообрядцев в Российской Империи – люди всячески скрывали свою принадлежность к старообрядчеству. В словаре Брокгауза и Эфрона приведены результаты первой переписи населения российской империи в 1897 г. Рассмотрим данные по вероисповеданию.
Общая численность населения российской империи – 126 411 736 чел (рис.28).
Православного населения, т.е. исповедующего никонианскую форму православия – до 80 млн. (рис.29). Считаем, не православного населения в империи 46 млн. человек или – 37%.
Старообрядцев – 13 млн (рис.30). Среди всех иноверцев старообрядцев – 28%, среди всего населения – 10%.
Итак, старообрядцев учтено 13 млн. человек. Это значит, что только 13 млн. старообрядцев признали себя таковыми официально. Громадное количество приверженцев «старой веры» либо вообще не засвечивались при учете, либо обряжали себя в одежды других вероисповеданий и прежде всего одежды православия. Пыжиков А.В. в своих исследованиях показывает, что численность старообрядцев (или носителей старообрядческого мировоззрения) могла доходить свыше половины населения царской империи.
И здесь возникает забавный и занимательный вопрос – а как понимать в рамках такого мировоззренческого расслоения в религии эпитет к русскому народу как «народу-богоносцу», который дал ему Достоевский Ф.М. В «Бесах»?
Прежде, чтобы было понятно, определение термина: богоносец - человек носящий в себе Бога, непосредственно выражающий идею Бога и выполняющий великую религиозную миссию. Ранее на Руси богоносцами также называли тех верующих, кто носит иконы на Святой неделе и в крестных ходах или же собирающих подаяние на церковь с иконою на груди.
Теперь цитата: «…знаете ли вы, кто теперь на всей земле единственный народ-«богоносец», грядущий обновить и спасти мир именем нового бога и кому единому даны ключи жизни и нового слова…Единый народ-«богоносец» — это русский народ» - (Ф.М.Достоевский, Бесы, Часть 2, Глава 1).
Итак, великий Фёдор Михайлович Достоевский описывает русскую цивилизацию как базирующуюся на глубоком православном понимании христианства, а русский народ — как народ-богоносец, имеющий особое призвание, заключающееся в том, чтобы указать человечеству религиозный путь к спасению и возглавить его на этом пути. Неужели Достоевский, не знал о том, сколь велика доля старообрядцев в России?
Знал, безусловно, знал и это определение русского народа как народа-богоносеца, есть прекрасная и блаженная идеализация, идеальный и мистический сверхпродукт мировоззрения Достоевского.
Художественный эпитет, данный Достоевским, политики превратили в атрибут русского народа, т.е., в то, что якобы изначально и неотъемлемо присуще его историко-культурной сущности, а затем вообще превратили в идеологическую икону. В политический жупел!
Но, вопрос-то корневой – а какого-то все же Бога носит в себе русский человек? Из статистики, приведенной выше, очевидно, что разного, и вера у него разная: либо никоновская, либо староверие.
В революцию явилось неразрешимое явление. Отчего это «народ-богоносец» в революции вдруг стал рушить светлые церкви повсеместно или устраивать в них автотракторные станции, сжигать иконы со святыми православными ликами, терзать красочные богослужебные книги нравоучительные, дробить в осколки колокола певучие. Да все просто. Как никониане жгли книги и иконы исконной православной русской Веры, так и староверы вернули им в революцию сторицей 300-летний религиозный должок.
Весь советский период в головы юные, да и не только юные, втюхивали классовый тезис о противоречиях всякого уровня между рабоче-крестьянской массой трудового народа или пролетариями, людьми труда и буржуями-капиталистами, присвающими прибавочную стоимость, которую создают пролетарии (физического или умственного труда).
И гражданскую войну нам подают как войну между красными (те же пролетарии) и белыми (те же буржуи, белая кость!), войну между угнетенными и угнетателями, как классовую войну, однако надо брать выше.
Борьба пролетариата на трудовом фронте, и на военном есть, прежде всего, религиозная борьба, борьба более высокого, бескомпромиссного уровня (классовая борьба есть только компонент этой борьбы) между старообрядцами, носителями истинной православной Старой Веры и никонианами, носителями новой веры «по-гречески».
Еще раз подчеркнем – Гражданская война в России была религиозной войной на полное уничтожение одной из сторон, без компромиссов. За 300 лет геноцида Романовыми староверов скопилось столько религиозной ненависти, что ни о каком примирении не могло и быть речи. И смачно плеснем в этот костер религиозной войны ненависти и нетерпимости еврейского «бензинчика» - евреи, жившие за чертой оседлости, были в еще большей степени бесправны в Романовской империи, нежели староверы.
Вот и образовалась сверхгремучая смесь староверов с двуперстием и евреев-комиссаров в «кожаных тужурках и шлемах», связанных одной цепью идеологии большевизма. Так и снесли империю Романовых под корень. И поделом ей.
Но что такое большевизм, быть большевиком? Это когда общие интересы ставятся выше личных, а если нужно, то и в ущерб личным – в противовес идеологии капитализма, при которой на железное первое место выходит не общее благо, а личное, в подавляющем большинстве случаев – в ущерб общему.
Полагаю, что олицетворением гремучей смеси еврея, старообрядца и большевика, было то некое лицо, которое вместе с некой группой лиц непрерывно следило за перемещением Николая II на просторах империи. И этой гремучей смесью был незабвенный Яков Михайлович Свердлов (о котором речь в заключительной части публикации).
Вот сколько «букоффффок» приходится раздербанить, чтобы перейти к следующему главному тезису об отношении Николая II к старообрядцам, да и евреям и всем остальным иноверцам.
Возвращаемся к 1905 г.
Поводом к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» (концентрированно здесь) — расстрел 9 (22) января 1905 г. в Санкт-Петербурге войсками мирной демонстрации рабочих (150 тыс.) во главе со священником Георгием Гапоном (96 убитых и 333 раненых, из которых затем умерло ещё 34 человека, — сообщается в февральском официальном докладе директора Департамента полиции А. А. Лопухина министру внутренних дел А. Г. Булыгину о событиях 9 января). По неофициальным подсчетам журналистов петербургских газет, число убитых и раненых составило около 4,9 тысячи человек. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии. Рабочие захватывали оружейные магазины и склады, разоружали полицию. На Васильевском острове были воздвигнуты первые баррикады и начинались баррикадные бои.
Интересно, не правда ли узнать, кто скрывается здесь за словом «человек»? Ну как же, ответит любой читающий, как матросы, солдаты и рабочие, ну и чернорабочие из крестьян. Правильно! И выступили они против кровавого режима Николая II, поскольку иссякли силы терпеть тяжелый подневольный труд, страдания, голод и нужду. Согласен, но кто они по духовному менталитету, эти пролетарии? Это первое. Второе! И с чего все началось-то? 3 января 1905 г. забастовал Путиловский завод с 12 500 рабочими, а 4 и 5 января к бастующим присоединились ещё несколько заводов. Кто организовал в итоге массовое выступление 150 тыс. человек российского пролетариата в Санкт-Петербурге? Поп Гапон, один бегал по заводам? Кроме большевиков некому – резюмирует большинство читающих. Но большевиков даже рядом не стояло около революции 1905 г. И компот на третье. «Где деньги, Зин?» - кто финансировал эти выступления или вообще все события 1905 г.? Сразу же сошлюсь на вышеприведенные книги и исследования Пыжикова А.В. – организационным и финансовым ядром революции 1905 г. были старообрядцы. И в большинстве своем солдаты, матросы и рабочие состояли также из старообрядцев. А большевики что? Как говорится на Руси - «У соседа плетень горел, а я жопу грел». Помогали писать листовки с плакатами как более грамотные и подкованные в политике, ну и по типографским работам тож помощь оказали, листовки печатали да разносили, как мальчишки-газетчики на бульваре. Это потом они себе все заслуги старообрядцев в революции 1905 г. присвоили.
В это трудно поверить, но сам император Николай II подтверждает роль старообрядцев в революции, да не днивниками-шутихами, а особым своим Указом.
И опять анализируем даты, без них все пустое, аморфная смесь информации, бла-бла и пустозвонство. Только даты выстраивают события в логический и причинно-следственный ряд.
Николай II трезво отдает себе отчет, что 300-летнему правлению дома Романовых наступает «полный кирдык», и авторами этого «кирдыка» могут стать раскольники-старообрядцы. В общем, свистать всех наверх!
Итак, «Кровавое воскресение» произошло 9 (22) января 1905 г., а через почти 3 месяца, 17 (30) апреля 1905 г., император Николай II издает высочайший указ, именной указ Правительствующему сенату «Об укреплении начал веротерпимости» или "Указ о веротерпимости", законодательный акт о введении в Российской империи начал веротерпимости. Кстати, данный Указ цитируют довольно редко по вполне понятным причинам (ниже). Согласно Указу, всем российским подданным предоставлялось право исповедовать любое вероучение. Указом существенно изменялось, прежде всего, правовое положение старообрядцев, сектантов, представителей иностранных и иноверных вероисповеданий. С выходом Указа в России была установлена свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов, снизился уровень неравноправия религиозных обществ. А что мешало царю до революции 1905 г издать такой указ? Что царь не знал об умонастроениях в своей империи?
Базовыми статьями Указа являлись его первые три статьи, «принципиально менявшие отношение государства к инославным и иноверным исповеданиям». В них констатировалось:
1) Отпадение от православной веры в… другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой… невыгодных в отношении гражданских или личных прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от православия лицо признаётся принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало;
2) При переходе одного из исповедующих одну и ту же христианскую веру супругов в другое исповедание все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при переходе обоих супругов дети, не достигшие четырнадцати лет, следуют за родителями, достигшие же сего возраста остаются в прежней религии;
3) Лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к православию принадлежали они сами или их предки, подлежат, по желанию их, исключению из числа православных.
Согласно Указу (п. 1) прекратились преследования староверов — граждан «другого христианского исповедания и вероучения» и тех, кто «отпал от православной веры».
Указом (п. 5) было установлено различие между вероучениями, объединённые ранее наименованием «раскол». Они стали разделяться на 3 группы: «а) старообрядческие согласия, б) сектантство, в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке».
Указом (п. 7) староверам вместо их прежнего официально употребляемого наименования «раскольники» было усвоено название «старообрядцы». Им было разрешено «отправлять своё богослужение по старопечатным книгам».
Указ содержал повеление (п. 12) распечатать молитвенные дома и храмы старообрядцев.
Фактически, это был именно именной указ царя для старообрядцев, даровавший им полную свободу от 300-летнего ига преследования и геноцида домом Романовых. Указ как прощение и покаяние перед староверами за свершенные преступления дома Романовых перед большей частью русского народа, которые не предали исконно русскую православную Веру. Этим указом царь показывает, что он совершил радикальный пересмотр своих взглядов и системы ценностей на старообрядческую систему взглядов и их Веру. Фактически, царь юридически признал разделение Православной Церкви на никонианскую и строобрядческую, признал Раскол. Разве могла церковь простить царю этот указ? Разве мог он после этого указа стать святым? А вот стал, однако!
После принятия данного указа начался отток из православия. Приход в православные храмы начал пустеть. Старообрядцы сбрасывали свои маскировочные никонианские одежды. Начался расцвет и активное развитие старообрядчества во всех сферах (см. Пыжиков А.В. Питер-Москва. Схватка за Россию. – М.:Концептуал,2019. – 416 с. Пыжиков А.В. Взлёт над пропастью. 1890-1917 годы. – М.:Концептуал,2021. – 552 с.).
Этим указом Николай II надеялся потушить волнения, да не вышло. Страна полыхнула – «А лисички взяли спички…». После 9 января 1905 г. по стране прокатилась волна забастовок. 12—14 января 1905 г. в Риге и Варшаве состоялась всеобщая стачка протеста против расстрела демонстрации рабочих Петербурга. Началось стачечное движение и забастовки на железных дорогах России, которые усилились общероссийскими студенческими политическими забастовками. В мае 1905 года началась всеобщая стачка иваново-вознесенских текстильщиков, бастовало 70 тыс. рабочих более двух месяцев. Во многих промышленных центрах возникли Советы рабочих депутатов (вот зародыш Советов в февральскую революцию), среди них первым и одним из наиболее известных был Иваново-Вознесенский Совет.
Царь тушит революцию своими Указами и Манифестами. Манифестом Николая II от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной Думы» учреждалась Государственная Дума как законосовещательный орган при монархе. Не помогло, как горела революция, так и продолжала гореть.
В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября 1917 г. в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн. человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.
Переведем на секунду дух и прочтем еще раз – забастовало по всей империи в различных отраслях промышленности и на ж/д транспорте а также в армии и флоте, свыше 2 млн. человек. Кто организовал единый порыв масс по всей империи? Кто финансировал? Поп Гапон? А может большевики? Тю-тю, нет ни того, ни тех – след простыл.
Противостояние нарастало. Освобожденное старообрядчество рушило империю. И опять царь тушит революцию манифестом: «Долго, долго крокодил// Море синее тушил// Пирогами, и блинами,// И сушёными грибами».
Через 10 дней (!!!) после начала Всероссийской стачки, царь 17(30) октября 1905 года выпускает Высочайший Манифест (Октябрьский манифест) об усовершенствовании государственного порядка, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов (рис.31).
Манифест разработал С. Ю. Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою», можно добавит – «раскольничей смутою». В результате принятия манифеста Императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали прообразом первой российской конституции. Какая же скрытая прыть оказалась у Николая II от запаха поджариваемой старообрядцами романовской империи! Наверное, икалось царю-императору, когда невзначай наплывали родовые династические воспоминания о Пугачеве и Разине.
За 10 дней состряпать Высочайший Манифест!
Народ возликовал (рис.32)! Какое-то лживое ликование, не вериться в него, что-то похоже на битломанию. И этот манифест не затушил революцию. До завершения революции оставалось еще два года и море крови.
Николай II осознавал всю опасность активизации старообрядчества в эти годы и выбрал Тобольск – этот остров православия среди старообрядческого моря-окияна: Оренбургская, Уфимская, Пермская, Екатеринбургская губернии.
В Тобольской губернии на 1 января 1902 насчитывалось: православных - 871 402 чел. (муж.-433 628; жен.- 437 774), раскольников - 60 970 чел. (муж.-30 163; жен.- 30 807), т.е. раскольники составляли всего около 7,0% населения. И по революционному накалу эта губерния была тишайшей.
Керенский знал о старообрядцах. Был масоном. Масоны знали и о Тобольске, и не только. Керенскому надо было лично узнать уровень старообрядческой безопасности в Тобольске. Это еще один очевидный факт заботы Керенского о сохранности и безопасности царской семьи и возможном ее использовании для своих корыстных целей в будущем.
Керенский А.Ф.: «…Первоначально, как я припоминаю, я посылал в Тобольск комиссию, в которую, кажется, входили Вершинин и Макаров, выяснить обстановку в Тобольске. Они привезли хорошие сведения» (рис.33 и рис.34).
Вершинин В.М. начале 20-х годах эмигрировал во Францию, где сотрудничал с редакцией газеты «Дни», выпускаемой А.Ф. Керенским. С января 1926 года по декабрь 1934 года был членом масонской ложи "Северная звезда" в Париже, куда вступил по рекомендации Н. Авксентьева и И. Пораделова. Возведён во вторую степень в 1927 году, в третью степень – 7 ноября 1928 года, т.е. он был особо доверенным лицом Керенского и он лично сопровождал царскую семью на пути до Тобольска.
Итак, второй мотив - Страх перед возможной стихийной местью старообрядцев в любом другом сибирском городе стал ключевым стимулом выбора царской семьей православного Тобольска для ссылки.
концентрация смыслов в продолжении…
Оценили 2 человека
3 кармы