Строительство готических соборов, или ноу-хау средневековья

8 2597

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня тему строительства готических соборов открывает Нотр-Дам Страсбурга. Символ плодотворного симбиоза немецкого и французского архитектурных направлений на самом деле очень интересное сооружение по множеству причин.

Когда готическая мода была подхвачена "соседями" французов, Страсбург, бывший тогда ещё немецким, быстренько сориентировался и не только "перевёл" в готику уже возводящееся по-романски строение, "увязав" в единое два различных стиля, но и внёс свой вклад в готическую архитектуру.

Примерно в 1300 году именно в Рейнской области, в частности, в Страсбурге, Кёльне и Фрайбурге современные идеи французской Rayonnant (лучистая готика) о скелетизации формы были впервые решительно применены к проблеме конструкции шпиля. Именно здесь Каменные мастера разработали шпили ажурного типа, которые впоследствии стали пользоваться большой популярностью. В результате, в эпоху поздней готики Священная Римская империя стала сверхдержавой в строительстве шпилей. Резной каменный шпиль собора до 19-го века был самым высоким в мире христианства.

Ещё одной особенностью страсбургского строительства стало устранение главенства духовенства в управлении стройкой (сие возложили на муниципалитет), финансированием её довольно плотно занимались горожане. "Величие готских кампаний в Страсбурге выражало не только мощь церкви, но также гордость и богатство страсбургских бюргеров, которые к концу тринадцатого века зарекомендовали себя как доминирующие игроки в местной политике и гражданской жизни. Уже в 1240-х годах, когда началось строительство нефа, горожане начали играть необычайно активную роль в управлении, а также в финансировании проекта строительства собора». (отсюда: "Great Spires: Skyscrapers of the New Jerusalem")

Особенностью и отличием этого собора от множества французских также является материал: он сложен из розового песчаника, который несколько сложнее в обработке, чем известняк. Посмотрите, какое ажурство перед стенами фасада.

Как получилось, что я взялась за это ТВОРЕНИЕ (именно так, заглавными буквами)?

Самое интересное в поисках сведений - это находки, свидетельствующие об уме и изобретательности представителей племени человеческого, живших в самые различные времена: от глубокой древности до наших дней. Недавно я просматривала видеоролики, включив титры с переводом. Одно, другое, третье и... Вот оно! Точно по теме. Титров оказалось мало, а надписи на английском без онлайн переводчика мне не по зубам. Потому предлагаю тем, кто не владеет английским, не только посмотреть ролик с включённым "подстрочником", но и ознакомиться с самопальным переводом. (Новым читателям на минутку сюда).

Поскольку повествует видео о Нотр-Даме Страсбурга, немного о его предыстории и новаторствах. (привожу извлечение с сайта Фонда Искусства Нотр-Дам (Euvre Notre-Dame Foundation)

После этого этапа шло уже чисто готическое строительство, о котором будет в другой статье.

Далее я буду приводить перевод титров и слов специалистов (выделяю их курсивом).

Добро пожаловать в Страсбургский собор, изключительный проект, который занял 400 лет и привлёк лучших архитекторов средневековья

Шедевр готической архитектуры Страсбургский собор - единственный в своём роде памятник, увенчанный уникальным шпилем и украшенный снаружи розовым песчаником, этот собор стал символом не только города, но и всего региона, разположенного на границе с Германией. Собор возвышается над центром одного из самых исторических кварталов эльзасской столицы Страсбурга.

Pierre-Yves Caillault (главный архитектор исторических памятников и Фонда Искусства Нотр-Дам): Когда вы приезжаете в Страсбург, вы видите шпиль Страсбургского собора, который только что появляется из города, это совершенно потрясающее зрелище... И он снова появляется в таком подавляющем виде в тот момент, когда вы выходите на площадь, и в этот момент вы видите это тонкое кружево из камня, которое производит на вас сильное впечатление, и я считаю, что в этом и заключается магия этого собора.

Его масштаб впечатляет. 118 метров в длину и 51 метр в ширину - это размер футбольного поля. Настоящий небоскрёб Средневековья, этот памятник достигает 142 метров в высоту, что эквивалентно башне высотой в 40 этажей. Вплоть до XIX века этот собор оставался самым высоким зданием в христианском мире. Внутреннее убранство впечатляет не меньше. Своды собора, возвышающиеся более чем на 32 метра, свидетельствуют о гениальности его строителей. Но как им удалось построить такое чудо?

История этого новаторского проекта начинается в XII веке, когда архитектура находилась в процессе эволюции. Применяемые технологии позволили архитекторам постепенно перейти от романского стиля к готическому.

Sabine Bengel (искусствовед, Фонд Искусства Нотр-Дам): Готический стиль означает, что вдруг захотели строить выше, с меньшими стенами, с большими проёмами, через которые проникает много света. Я думаю, что для посетителя средневековья, в XIII веке, вход в ярко освещённый неф этого собора должен был стать шоком.

Чтобы пропустить свет в этот революционный собор, архитекторы применили новые принципы готической архитектуры. Речь идёт о том, чтобы поднять арки как можно выше и проёмы в стенах сделать как можно большего размера, что для строителей является настоящим вызовом. Чтобы добиться этого, вес здания направлен на колонны, поддерживаемые c внешней стороны здания аркбутанами и контрфорсами. Настоящий технологический подвиг.

Сегодня эксперты пытаются понять, какие строительные технологии изпользовались в Средние века для достижения таких высот. Но отсутствуют архивы, которые позволили бы нам проследить историю этого проекта. Настоящий детектив.

Frederic Degeneve (каменщик, руководитель соборных мастерских, Фонд Искусства Нотр-Дам): Это работа детектива и практически археологические разкопки. Я бы сказал, что мы внимательно оглядываемся назад, чтобы понять памятник и обнаружить все подсказки.

Проведённые в 19-м веке реставрационные работы на фундаменте собора могли бы разкрыть важную информацию.

Frederic Degeneve: В ходе разкопок мы обнаружили, что фундамент собора был построен на вершине более древнего собора - во всяком случае, более древнего здания.

Кроме того, эксперты нашли доказательства существования первоначального (оригинального) собора. Этот текст указывает на то, что первый камень был заложен в 1015 году под руководством епископа того периода, некоего Вернера. Ещё один предмет подтверждает существование этого более древнего сооружения. Это окно, состоящее из двух витражей, наложенных друг на друга.

Pierre-Yves Caillault: Было доказано, что эти фигуры, накладывающиеся друг на друга, были сделаны из маленьких окон, примерно вдвое меньших, чем сегодня. И это позволяет нам довольно точно разсчитать размеры этих окон из базилики Вернера (Werner Basilica) - сооружения, сильно отличающегося дизайном от нынешнего собора.

Первоначальная базилика имела очень маленькие проёмы и значительно отличалась от современного собора. Несмотря на это открытие, остаётся множество загадок относительно развития сооружения. Стефан Потье посвятил изучению истории этого памятника 7 лет своей жизни.

Stephane Poitier (архитектор, Студия изобретений Фонда Искусства Нотр-Дам): По сути, это настоящая библиотека архитектуры. Строительство заняло около четырёх столетий, так что мы имеем практически все архитектурные стили, которые постепенно развивались в этом сооружении.

Изключительно благодаря этой работе архитектора, отсутствующий ныне бывший собор теперь возсоздан в 3D с его толстыми стенами и маленькими окнами.

Оригинальная базилика была типичной для романского архитектурного стиля - деревенская архитектура, которая соответствует технологиям и строительным методам начала средневековья, между 10-м и 12 веком. Но как это первоначальное сооружение превратилось в собор, который мы все знаем сегодня? И, прежде всего, почему он был преобразован? Архивы дают нам начало ответа.

Sabine Bengel: В източниках просто написано, что собор сгорел. Небольшой это пожар или крупный, уничтоживший большую часть собора? Мы не знаем. Но мы знаем о нескольких пожарах.

Романский собор, возможно, серьёзно повреждён. Во всяком случае, было решено перестроить здание. Проект начинается примерно в 1180 году, и первый выбор, который делают строители, - сохранить существующие фундаменты.

Frederic Degeneve: Они возпользовались этой возможностью, чтобы сэкономить время, ведь проследить (следовать) за этими фундаментами было проще простого.

Эти фундаменты поистине колоссальны. Деревянные сваи сначала были вбиты в подстилающую породу. И чтобы стабилизировать всё это, был уложен слой глины толщиной два метра. Наконец, были сложены очень толстые фундаментные блоки. Именно на этих стенах и покоится сегодняшний собор.

Stephane Poitier: Таким образом, в то время у вас был только Готический собор, как на макете 11 века... Это та же самая планировка собора 11 века, что и сегодня.

Как почти у всех культовых сооружений, планировка Страсбургского собора образует латинский крест с осью восток-запад. С одной стороны возвышается хор, предназначенный для священнослужителей. Затем идет трансепт на уровне плеч креста. На пересечении трансепта и апсиды находится алтарь, с которого совершается месса, а затем идёт неф, предназначенный для верующих. Хотя собор повторяет первоначальный "крестовый" план, он выше, чем предыдущий собор, и, прежде всего, выполнен совершенно в другом стиле.

Почему строители того времени решили не перестраивать его идентично прежнему собору (а поступили эволюционно)?

Pierre-Yves Caillault: Очень часто случается, что соборы, которые строились в течение долгого времени, имеют эволюцию стилей. Потому что в каждую эпоху возникает желание строить в той или иной современной форме, что затем отражается на стиле строительства.

В 12 веке город Страсбург не входил в состав королевства Франции, но вместо этого принадлежал Священной Римской империи, а действующая архитектура в империи была романской, характеризующейся толстыми стенами и небольшими проёмами. Реконструкция собора началась около 1180 года. Строители начали с северной стороны трансепта. Но в то же время во Франции входила в моду готическая архитектура с её более высокими и открытыми зданиями. Этот стиль будет преобладать при строительстве Страсбургского собора.

Marie Jose Nohlen (искусствовед, специализируется на истории Фонда Искусства Нотр-Дам) С того момента, как романский стиль начал уступать место готическому, епископ Страсбурга стал вносить изменения в романские здания и захотел ввести готический стиль и в свой романский собор.

Епископ призвал лучших архитекторов своего времени. Они приехали из Франции, где трудились над самыми престижными строительными проектами, такими как соборы Парижа и Шартра.

Stephane Poitier: Вы должны понимать, что архитекторы, которые были призваны в Страсбург, были звездами того времени.

Frederic Degeneve: Архитекторы были кочевниками, они путешествовали, они были любопытны, они были в курсе событий, они были в сетях мастеров-строителей. Так что делились знаниями и крали знания у своего конкурента.

Эти гениальные строители владеют самыми передовыми строительными технологиями, такими как ребристый свод. В новых соборах рёберный свод заменяет бочковидный/цилиндрический, который был единственным известным со времён античности. Это настоящая техническая революция.

Бочковидный свод с его полукруглой формой оказывает очень сильное горизонтальное воздействие. Из-за этой силы, чтобы противостоять ей, колонны должны были быть очень толстыми. Рёберный свод, в котором полукруг превратился в стрельчатую арку, позволяет по-новому разпределить вес. Это позволяет сделать колонны тоньше и выше. Если обратиться к готическим сооружениям, то их своды o'giva представляют собой нервюры, вставленные в стрельчатые арки.

Stephane Poitier: Когда вы сталкиваетесь с готической архитектурой, ребристые своды напоминают рёбра, установленные в остроконечной арке. Заострённые (стрельчатые) арки, в отличие от полукруглых, при заострении свода концентрируют весовую нагрузку на вертикальные точки.

Когда в начале XIII века на строительную площадку прибыли готические архитекторы, работа над Страсбургским собором уже шла полным ходом.

Stephane Poitier: Готический мастер-строитель приезжает в романский северный трансепт, романский хор, романскую апсиду и южный трансепт, который наполовину построен, и сталкивается с проблемой: "Как вписать готическую архитектуру в это романское пространство?".

Перед мастером-строителем, встала задача, которая заключалась в том, чтобы осуществить переход между двумя радикально разными архитектурными принципами. К северу от уже построенного трансепта (установлены) массивные колонны, соответствующие правилам романского строительства. Но если посмотреть на юг, внешний вид меняется: колонна Ангелов гораздо более деликатная (тонкая) и типичная для готического стиля.

Эта колонна представлят собой настоящее художественное и технологическое достижение.

Stephane Poitier: Архитектор колонны Ангелов, вероятно, выходец из региона Иль-де-Франс, сделал в южном трансепте идеальные ребристые своды, поддерживаемые колонной Ангелов. Колонна Ангелов - шедевр в плане скульптуры, поскольку в то время архитекторы очень часто были ещё и скульпторами. Каждая статуя является частью колонны, и на этой колонне они также несут вес сводов.

Это проявление силы готического стиля, умение превращать структурные элементы в декоративные. Если вы внимательно посмотрите на колонны, можете отчётливо увидеть границу изменения архитектурного стиля.

Stephane Poitier: Вы можете очень ясно видеть над порталами, что он (романский стиль) останавливается. У нас есть что-то вроде огромного столба, на который они ставят эти маленькие опоры. У нас есть эти следы перехода от романской эпохи к готике.

Всего за несколько метров здание меняет свой облик. Но почему архитектор сохранил романские элементы?

Stephane Poitier: Почему же тогда, когда поменялся архитектор, не снесли предыдущие работы, чтобы улучшить архитектурную целостность - что мы видим, например, в Нотр-Даме в Париже? Да потому, что существовало неписаное правило, согласно которому после смерти архитектора его преемник не имел права трогать работы предшественника.

В результате северный трансепт имеет массивные колонны, типичные для романского стиля, в то время, как на юге эти колонны имеют невероятную утончённость. Благодаря этому нововведению архитектурный проект приобретает безпрецедентный вид и небывалый масштаб. Для финансирования этого проекта который должен был стать колоссальным, был создан Фонд Искусства Нотр-Дам.

Sabine Bengel: В то время строительство собора поддерживал весь город. Именно благодаря пожертвованиям, дарам и завещаниям жителей Страсбурга стало возможным строительство Страсбургского собора.

Эти пожертвования позволяют организовать необычную строительную площадку. Организация строительства бросает вызов предвзятым представлениям о средневековье.

Frederic Degeneve: Согласно мифу, там было 300-400 мастеров, а человек падал со строительных лесов каждые 5 минут, и это все действительно миф.

Eric Salmon (руководитель Конструкторского бюро Фонда Искусства Нотр-Дам): Эти команды были гораздо меньше. Согласно тексту записных книжек, где говорится о рабочих, на стройке никогда не бывает больше 50 человек.

На первом этапе строительства площадка находится в каменоломне. Там рабочие добывают песчаник - местный материал, изпользуемый для строительства всего здания. Следующая задача – доставить песчаник в собор. это непростая задача, так как самые большие каменные блоки могут весить до тонны.

Frederic Degeneve: Эти детали привозят на телегах, запряжённых волами... Представьте себе работу, вес, дороги не проложены. Так что работа эта колоссальная. Они прибывают к подножию собора.

На участке устроен камнерезный цех, который позволит мастеру работать круглый год, независимо от погодных условий.

Sabine Bengel: Каменщики будут резать и готовить блоки зимой в крытой, отапливаемой мастерской, а летом уложат все подготовленные за зиму камни на строительной площадке. Создание мастерской в Страсбурге в XIII веке - это новшество.

Рядом с каменщиками изготавливают инструменты кузнецы. Каменщики возводят стены. Плотники строят и устанавливают строительные леса. Создаётся целая служба управления.

Eric Salmon: Это очень, очень организованная профессиональная организация, у каждого есть своё место, у каждого есть своя работа. Вещи начинают очень рационально организовывать, и это начало общества, подобного сегодняшнему.

Около 1235 г. Начались работы над нефом. Архитектор хотел добиться невозможного, поднимая стены всё выше и выше, чтобы впускать свет и разширять пространство внутри собора.

Pierre-Yves Caillault: Они постоянно ставят перед собой задачу поднять своды выше, сделать окна больше, чтобы максимально сократить материал, (и объёмы) того, что можно сделать из тёсаного камня.

Снова ребристый свод позволит им справиться с этой задачей. Эта технология строительства разпределяет вес свода на колонны. Таким образом стены не являются несущими и могут иметь большие проёмы без риска ослабления здания. Для направления горизонтальной силы к земле, с внешней стороны здания строители помещают аркбутан в сочетании с контрфорсом .

Stephane Poitier: Принцип аркбутана заключается в том, что к стене прижимается что-то, что толкает её к фасаду и таким образом просто уравновешивает весовую нагрузку между сводом и контрфорсом. Аркбутаны позволили поднять стены намного выше и облегчить конструкцию, чтобы впустить свет.

Благодаря этой сложной системе строителям удалось совершить грандиозный подвиг. Больше никаких толстых стен и маленьких проёмов в романском стиле. Гениальность архитекторов готического периода заключается также в том, что им удалось совместить практичность с эстетикой, о чём свидетельствуют 12 контрфорсов по обе стороны нефа. У них есть и другая функция. Они искусно скрывают сложную систему водостоков. По всей этой сети горгульи позволяют отводить дождевую воду.

Pierre-Yves Caillault: Контрфорсы, очень красивые снаружи, сделаны для того, чтобы освободить внутреннее пространство и позволить давлению арок вынестись наружу, чтобы освободить внутреннее пространство.

В результате размеры нефа впечатляют: 36 м в ширину и 40 м в длину. Высота сводов составляет 32 метра, что эквивалентно 10-этажному зданию.

Stephane Poitier: Благодаря ребристому своду и изобретению контрфорсной арки эти два элемента в сочетании позволяют полностью освободить пространство в боковых стенах.

В готическом стиле стены изчезают в пользу больших проёмов. Поэтому в Страсбургском соборе насчитывается 1500 квадратных метров витражей.

Sabine Bengel: В соборе, если смотреть на неф, есть только окна из витражного стекла. Есть и каменная конструкция, но она сведена к минимуму, она лишь поддерживает структуру здания.

Наконец, чтобы разширить это необычное здание до головокружительных высот, строителям придётся удвоить свою изобретательность. Один материал позволит им воплотить в жизнь самые смелые идеи. Сбыться мечтам позволяет железо.

Eric Salmon: Если вы внимательно посмотрите на соборы, они представляют собой металл, облачённый в камень.

Marie Jose Nohlen: В соборе тонны и тонны металла.

(22:45) В Страсбургском соборе железо вездесуще. Этот почти невидимый скелет важен для конструкции здания. В этих колоннах, например, строители скрепляли каменные блоки вместе, а затем заливали их свинцом, чтобы скрепить их

Stephane Poitier: Когда вы кладёте камни рядом друг с другом, вы ставите скобы, как степлером, железные скобы, которые скрепляют и удерживают камни вместе.

Это гарантирует, что компоненты прочно соединены друг с другом. Это нововведение, которое позволяет подниматься больше и выше, известно как цепная связь

Pierre-Yves Caillault: Мы знаем, что готическое строительство было неразрывно связано с принципом цепной связи. Цепная связь не позволяет зданию скручиваться или раскачиваться (трястись) подобным образом. Она позволяет зданию стабилизироваться на уровне углов, придаёт ему жёсткость

Кроме того, именно благодаря цепным связям строители смогли построить эти огромные окна. Техника состоит в том, что в каменном блоке делают пазы, затем - отверстие для размещения железного стержня. В четырёх углах разполагаются клинья. Верхний компонент надевается на стержень как деталь лего. Затем накладывается глиняное уплотнение, а в специально сделанный канал заливается разплавленный свинец, чтобы запечатать и скрепить всё вместе. (24:23).

К сожалению в некоторые сложные детали железные стержни вставить невозможно. Строители придумали гениальную систему.

Стержень полностью вставляется в деталь, которую затем без труда можно установить на место. Затем пруток просто сдвигают с помощью верёвки, задвигая часть его во вторую деталь. Здесь размещается стержень, а детали поддерживаются. Всё что остаётся сделать, это залить свинец, чтобы запечатать (загерметизировать) сборку. Этот метод иллюстрирует невероятное ноу-хау готических строителей.

Pierre Beaugey (глава каменотёсов Фонда Искусства Нотр-Дам): У вас есть элементы, которые становятся всё более и более тонкими, всё более и более хрупкими. И чтобы они не опрокинулись, не перекосились, а также в случае разтрескивания камня применение железа обеспечивает устойчивость всего здания*.

В 1275 году неф Страсбургского собора окончательно завершён. Потребовалось 40 лет работы, чтобы совершить этот архитектурный подвиг. И хотя здание ещё далеко от завершения, строители находятся на грани успеха в своей авантюре по созданию собора света.

Два года спустя архитекторы берутся за строительство фасада – ещё более амбициозная задача. (но об этом будет продолжение)

*о применении в соборах многих тонн металла. На самом деле, это не только скобы и прутки, которые были показаны в фильме. Эта тема не менее обширна.

Роль металла в конструкции соборов

Обычно церковные здания возводятся из камня - прочного и устойчивого строительного материала. Однако, как и в случае с детскими строительными кубиками, сложенными в кучу, но немного неправильно разположенными, сила тяжести и вес, наложенный сверху, могут раздвинуть прекрасно построенную арку (или иную часть конструкции), как в сторону, так и вниз. От такого давления рухнули несколько соборов (как их шпили, так и нефы).

Самым известным, вероятно, является собор в Бове. Около 1260 года там был построен хор, его освятили и стали проводить службы. Свод хора достигал почти 47 м, что на 4 м больше, чем в амьенском соборе. Это самый высокий готический каменный свод в мире - 144 царских фута. Примерно через пятнадцать лет случилась катастрофа. Однажды в пятницу в ноябре 1284 года аркбутаны скрутились и сломались, в результате чего свод хора обрушился. Поскольку собор очень высокий, выходит за пределы высот соседнего плато, обезпечивающего надёжную защиту от ветра. Несомненно, эту катастрофу спровоцировал именно шторм*. Апсида, усиленная своей арочной конструкцией, практически не пострадала. Каркас также остался на месте, образуя мост между апсидой и западной стороной, которая, будучи более широкой, также пострадала меньше.

*-По словам Мари Ансар, представителя архитектуры и наследия Бове: «У вас всегда есть ветровой коридор, и эти ветры намного сильнее в верхних частях собора Бове, и это объясняет то, что дважды за его историю он не устоял под тяжестью ветра.»

Впрочем, после катастрофы 1284 года епископ Бове не унывал и решил возстановить такой же высокий хор. Реконструкция завершилась примерно к 1340 году. Тогда хор существенно преобразился. Затем, в качестве меры предосторожности пролёты (и сами своды) поделили, поставив новые промежуточные опоры. Проклятие строительной площадки продолжалось. Снова потребовались меры по укреплению собора и, соответственно, очередной ремонт, занявший много времени и, вероятно, закончившийся около 1347 года. Затем наступил мрачный период великой чумы (1346—1353 годы), а затем Столетняя война...

Спустя 150 лет после реконструкции хора, вернувшись к миру, решили достроить здание трансептом. На строительство этого шедевра яркой эпохи, начатого в мае 1500 года, ушло 50 долгих лет. Затем, вместо разширения собора нефом, который стабилизировал бы здание, на пересечении трансепта было решено построить фонарную башню - самую высокую башню в мире. Построили в 1569 году, эта башня со шпилем достигала высоты 150 метров. Через 4 года она рухнула. Так описывает это событие очевидец:

После чего для стабилизации целого в спешном порядке было начато строительство нефа. Конструкцию собора усилили дополнительными тягами. После дестабилизации собор возстанавливает равновесие.

В 1960-х годах железные тяги, считавшиеся неприглядными и безполезными, были сняты. Примерно через 20 лет в трансепте, который было решено укрепить, появились трещины. Железные связи вернули на место. В 2014 году здание казалось стабилизированным и были установлены датчики для его проверки, прежде чем разсматривать возможность снятия подпорок... это вмешательство должно состояться в 2023 году после ремонта крыши трансепта.

Как видим, зодчие постигали науку строительства путём проб и ошибок. Давление, о котором говорилось выше, доставило им столько головной боли, что пути эффективного противостояния ему искали все. И не всегда принятые меры оказывались панацеей. Например, на теле некоторых соборов можно видеть, что они и ныне изпытывают напряжение от такого давления, тому пример - трещины в соборе Амьена:

Часто для возприятия горизонтального давления аркбутанов было недостаточно, особенно если они были разположены неправильно. До появления инженеров-строителей, обученных законам физики Ньютона, это встречалось довольно часто. Поэтому, чтобы укрепить и усилить структуру собора, а также обезпечить дополнительную опору, для устранения надвигающихся обрушений стали применять дерево и металл (деревянные "цепные связи" тоже были в ходу). Железные стяжки скрепляли арки, а пояс из кованых железных "звеньев" удерживал талию собора (обычно его размещали на уровне трифория).

Конструкций "металлической защиты" было разработано много, и это не только "степлерные" скобы.

Только у французских масонов существует порядка 30 конструкций со своими названиями. (Возможно, и эту тему продолжу)

Предыдущие статьи:

Как велось строительство соборов в 13-16-м веках. ч1

Нюансы каменного дела средневековой готики. ч.2 

Светлая готика, или окна в готических соборах 

Розы лучистой готики

Напоследок предлагаю уже по-новому посмотреть на конструкцию розы.

Видео посвящено реставрации розы другого собора. Посмотрев его, можно обрести приблизительное представление о роли металла.

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

20 лет без Ленина: выяснилось, зачем стали драпировать Мавзолей во время Парада Победы
  • sensei
  • Сегодня 01:09
  • В топе

Переписывание истории на главной площади страныРоссия совершенно законно обвиняет Запад в переписывании истории, в ее искажении в угоду текущей политической конъюнктуре. Самая популярна...

Обсудить
  • серьёзный материал :thumbsup:
  • современная арматура в бетоне - визуально гораздо более примитивный элемент по сравнению со "скобами" средневековья. Но как все гениальное - очень простое и максимально эффективное. Но было очень интересно узнать, откуда истоки связки "камень - железо".
    • KAMAS
    • 3 декабря 2023 г. 08:01
    Тема бетономешалок осталась не раскрытой. :sweat_smile:
    • olgar
    • 3 декабря 2023 г. 14:16
    Спасибо! От политики, от тревоги уже устала. Музыка, живопись, архитектура - лучшее для отдыха.
  • Решение - гениальное, но довольно-таки дорогое! В те времена металл все же был весьма ценным материалом. Хотя для церкви, конечно, можно было и разориться на подобный хай-тек)