Информационное агентство IslamNews подошло к свежему списку традиционных ценностей достаточно серьёзно и высказалось о нём вполне откровенно и решительно. Критика проекта наших с вами предполагаемых ценностей заслуживает внимания.
Что же не нравится в проекте набора ценностей исламским новостникам?
1. А не нравится им "сакрализация служения Отечеству". Логика, вероятно, такая, что служить надо Ему и Человечеству, а уж с Отечеством - как получится.
2. Не нравится и указание на государствообразующую роль русского народа. (Хотя исламские новостники и признают, что это указание несколько смягчено).
3. Не верится критикам и в "единое культурное пространство", ибо традиционные религиозные ценности народов РФ друг с другом несовместимы. (Т.е. чем шибче возрождается традиционноконфессиональная тетрадуховность, тем богаче предпосылки к развалу страны.)
4. Критика проекта очевидным образом ведётся с прозападных позиций. Авторов проекта упрекают в конфронтационной риторике времён Холодной войны и т.п. В целом проглядывает убеждённость исламских новостников в том, что "конфронтация" с Западом - вина и даже ошибка Российской Федерации, а с той стороны к нам льётся братская любовь.
5. Соответственно, порицается и неприятие западного идеологического влияния: <<Между тем, многие религиозные течения западного происхождения исповедуют крайне консервативные убеждения в области семейных отношений и распространяют их в России.>>
6. Сюда же ложится и несколько глумливое одобрение воинствующего пацифизма РПЦ с богатым цитированием господина Алфеева. (А уж воинствующего пацифизма с прозападным душком хватает. И во дни Пятидневной войны РПЦ высказывалась за дружбу-жвачку, и задачами духовного окормления Южной Осетии и Абхазии откровенно манкирует, и в Крым не вошла, как и другие госкорпорации, а Святейший Патриарх даже и (попугая Кешу) президента Зеленского от всего сердца публично поздравляет с большими духовными праздниками).
7. Очень интересна интерпретация негативного отношения к ЛГБТ и феминизму: <<Традиционные ценности в документе были явно подогнаны под задачи госполитики. К примеру, стране необходимо увеличение рождаемости, поэтому документ поддерживает семейный союз и выступает против ЛГБТ, а также крайних проявлений феминизма. >>
Т.е., по мнению исламских новостников, будь у нас нормальная рождаемость, правительство непременно занялось бы насаждением ЛГБТ-практик?
8. В то же время многожёнство у мусульман и у "славян-язычников" представляется критикам проекта не желанным положением вещей, а фактом уже состоявшимся. (Тут, кстати, ахиллесова пята современного ислама. Мусульманкам практика многожёнства явно представляется отжившей. И если исламские новостники порицают РПЦ за безбрачие монашествующих, то, вероятно, представители иных религий и атеисты имеют полное моральное право порицать мусульман за многожёнство, не оскорбляя при этом чувств верующих уголовно наказуемым способом.).
9. Собственно религиозные претензии к проекту сводятся к тому, что он недостаточно клерикален и предполагает мессианство политического, а не религиозного свойства (т.е. Минкульт не провозглашает джихад? :) ). А исламским новостникам хотелось бы, чтобы церковь стала по меньшей мере равноправным партнёром государства.
10. Ну а согласны с Минкультом исламские новостники в том, что ценности нам нужны традиционным, консервативные.
А вот тут закавыка возникает. Скажите мне пожалуйста, уважаемый читатель, вы истязаете своих детей (для их же пользы, разумеется)? Ну, хотя бы раз в неделю лупите их по голой жопе розгами? А жену свою вы держите в страхе (без садизма разумеется), палкой не толще собственного большого пальца лупцуете? А, поймав чужого раба, вы его возвращаете законному владельцу или оставляете себе? Или же вы для всего этого недостаточно традиционны и недостаточно консервативны?
Мораль портится не от того, что она "не консервативная", а от того, что трудящимся её навязывают эксплуататоры. Вот, кстати, и тут это видно вполне отчетливо. Уважаемые исламские новостники всей душой за консервативное многожёнство, но и порицание в проекте ЛГБТ (сообщества во много новаторского) они объясняют чисто прагматическими соображениями.
Традиционные ценности в стиле Холодной войны
Теги: традиционные ценности культура холодная война идеология
02 Февраля
Общественные обсуждения «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» завершатся 4 февраля. Проект документа был разработан министерством культуры в соответствии со Стратегией национальной безопасности, утвержденной указом президента. «Основы» должны вступить в силу в мае этого года после утверждения главой государства, сообщает “Независимая газета”.
Несмотря на то, что большинство людей воспринимают духовно-нравственные ценности как производное религии, авторы документа не опираются ни на какое из религиозных учений.
В проекте есть упоминание государствообразующей роли русского народа, однако оно включено в декларацию единства многонациональной России. Также говорится о важности сохранения межконфессионального согласия. При этом российские ценности выводятся из универсальных общечеловеческих представлений о добре и зле, таких, какими они видятся авторам проекта. Сперва может показаться, что в документе нашла воплощение концепция, согласно которой Россия не противостоит остальному миру, но служит миссии сохранения консервативных ценностей в общепланетарном масштабе.
Однако в “Основах” существует и конфронтационный момент. Он состоит в том, что, коллективный Запад стремится повсеместно насаждать «культ эгоизма» и материализма. Таким образом, в “Основах” нашел свое отражение отголосок Холодной войны.
«Основы» вводят некоторые понятия, точное определение которых вызывало споры ученых на протяжении многих лет. «Традиционные ценности – это формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие свое уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России», – говорится в документе. «К числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Мессианские представления авторов документа проистекают из убеждения, что Россия стоит «перед лицом глобального ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов». Но мессианство это – не религиозного, а политического свойства.
В тексте документа можно найти единственный отсыл к собственно духовным сообществам. Среди множества государственных задач упоминается «поддержка участия религиозных организаций традиционных конфессий в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей». Получается, что религиозным организациям отводится вспомогательная роль, они должны находиться под покровительством государства и подчиняться ему.
Почему религиям в концепции госполитики в духовно-нравственной сфере отводится такая скромная роль?
Возможно, некоторые особенности религиозных воззрений могут войти в противоречие с обязанностью государства обеспечить внутреннее единство и развитие общества.
В документе говорится о тысячелетнем наследии разных народов России. Не всегда народы существовали вместе, часто они резко отличались друг от друга укладом жизни, эти различия отчетливо прослеживаются и сейчас. К примеру мусульмане или славяне-язычники практикуют многоженство, а в проекте говорится о поддержке традиционной семьи как союза мужчины и женщины. Также существовали и существуютс по сей день различные традиции погребения и почитания предков. Сложно себе представить распространение по всей территории России традиции сверять планы на наступающий год с прогнозами астрологов, что совершенно естественно для буддийской традиции в некоторых сибирских регионах. Между тем в тексте говорится о едином культурном пространстве страны и не упоминается о региональных особенностях.
Традиционные ценности в документе были явно подогнаны под задачи госполитики. К примеру, стране необходимо увеличение рождаемости, поэтому документ поддерживает семейный союз и выступает против ЛГБТ, а также крайних проявлений феминизма. Тот факт, что самая что ни на есть традиционная Русская православная церковь пропагандирует монашество, которое подразумевает отказ от продолжения рода, благополучно умалчивается в документе.
С другой стороны, в «Основах» утверждается, что «угрозу традиционным ценностям несет деятельность экстремистских и террористических организаций, действия США и их союзников, транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих организаций». Между тем, многие религиозные течения западного происхождения исповедуют крайне консервативные убеждения в области семейных отношений и распространяют их в России. К примеру, американские протестанты выступают против прелюбодеяния и абортов.
Вместе с тем авторы проекта утверждают, что «идеологическое и психологическое воздействие на граждан России ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включающей в себя культ эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, продолжения рода, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру». «Активность проводников деструктивной идеологии объективно противоречит национальным интересам Российской Федерации» – и подобные убеждения определяют ужесточение политики в отношении религиозного миссионерства на территории РФ.
Многие отмечают, что даже стилистика документа очень напоминает риторику эпохи Холодной войны. В тексте ни разу не говорится о служении Богу, но присутствует сакрализация служения Отечеству.
Христианские церкви и другие крупнейшие религии претендуют на исповедание абсолютных, а не национальных идеалов. Именно претензия религий на универсальный характер и позволяет называть их мировыми. Скажем, в начале наступившего года председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев), комментируя международную обстановку, так ответил на вопрос ведущей государственного телеканала «Россия 24»: «Я лично боюсь войны. И считаю, что мы должны сделать все для того, чтобы войны не было – ни большой, ни маленькой, ни войны мировой, ни войны локальной». «Есть очень много сил, которые хотят втянуть нас в какую-нибудь войну, причем они есть не только за пределами нашей страны, но и внутри нее, – предупредил представитель РПЦ. – Есть те, которым хочется бряцать оружием, которые говорят, мол, мы непобедимы, несокрушимы, мы дадим отпор любому врагу». «Но давайте вспомним историю Первой мировой войны, в которую Россию втянули. Когда она начиналась, был огромный всплеск патриотических чувств, все думали, что это будет короткая победоносная война. А в результате оказалось, что она разрушила нашу страну», – напомнил Алфеев. Разумеется, Московский патриархат активно участвует в патриотических начинаниях власти, однако трудно себе представить, что РПЦ или какая-либо другая христианская конфессия откажется от евангельских слов: «Блаженны миротворцы» (Мф 5:9).
С другой стороны, «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» представляют собой документ, разработанный для государства, от которого, согласно Основному закону, религия отделена. Можно предположить, что при реализации доктрины чиновники так же последовательно будут придерживаться принципа светскости, как это получилось у составителей текста.
Оценили 5 человек
6 кармы