• РЕГИСТРАЦИЯ

Фарфоровая империя

1 958

Рассказывали, что прадед мой до революции возил из Дулёво в Москву промышленника Кузнецова на своей тройке с бубенцами. Вот так и началась родовая связь наша с фарфоровой империей.

Край наш гуслицкий до «советов» был старообрядческим, и надо сказать, что и после «советов» таким же остался. Правда, ушла былая мощь – осталась одна немощь: бабульки древние, да, может, десятка два древлеправославных мужиков на всю округу, да и те бороды стригут. А тогда, говорят, силён был народ.

Дед мой почти до 87 лет отработал на Дулёвском фарфоровом: и не где-то там, а в отделе снабжения. В Москву по заводским делам ездил до последнего дня работы, да и потом трудился по хозяйству, пока не лёг за неделю до кончины. «Мои-то все там… Пора уж, устал я» - и ушёл в мир иной спокойно без суеты. А неделю эту всё рассказывал и рассказывал, да разве всё упомнишь. Да и жизнь наша не слишком располагает к тому, что бы стариков слушать: всё кажется, что своё важнее. И вдруг как-то вспоминаться всё стало: то – одно, то – другое. Пока старики жили, мир каким-то древним казался, а вдруг – раз… да и каким-то мелким стал. То ли доживает век свой империя наша, то ли душа стынет в холоде теперешнем, да рвётся к теплу былому.

Ой, как я рвался в молодости из тепла этого, всё казалось: разве это – жизнь? Вот там где-то жизнь. А, что – наша? «Дуброво», да – «Язвищи». А уж «Губино» – так и вовсе болота «баскервильские».

В город дед перебрался перед самой войной, да и в город ли. Дом наш – на самой окраине: за нами ещё два десятка домов и – лес. А лес наш и ведёт туда, куда я сказал. Нам ещё повезло – мы коренные дубровские. А, как быть с Язвищами. Жена мне однажды призналась, что получи она от меня письмо с обратным адресом: «деревня Язвищи», подумала бы, что я насмехаюсь, и ни за что бы не приехала. Но люди живут…

Утверждают сейчас, что Гуслицкий край начинается сразу на границе города Дулёво: мол де, деревня Коротково – это уже Гуслицы, а Дулёво – уж и не знаем что… Может быть, оно и так. Видимо, чувствовал прадед того Кузнецова, которого мой прадед возил, что зачинает

что-то новое, небывалое – вот и обосновался на дулёвской пустоши.

Год, который этому событию приписывают: 1832 – это всё равно, что при царе Горохе. Так в детстве моём и говорили. Это теперь я понимаю, что от года того до отмены крепостного права ещё пройдёт тридцать лет, и только тогда появится могильщик всего рода кузнецовского: пролетариат – и то, не сразу вдруг, а как раз подрастёт и силу наберёт вместе с империей кузнецовской. Впрочем, в детстве своём, я вообще про всё это – знать не знал, и даже не думал. А ходил себе тихо и мирно в гуслицкий лес за грибами и рыбу ловил на язвицких карьерах. И хоть бродило во мне какое-то художественное «недомогание», но не так, что бы слишком, а как шутят: «Низенько, низенько над болотцем». Один мой высокообразованный друг, узнав, что мы книжки до сих пор читаем, саркастически сказал: «Зачем вам эти книжки? На вас здесь только испарения болот действуют». Бог ему судья. Он иногда неудачно шутил. Но откуда у меня-то у самого – это ощущение дремучести. Всю жизнь я изживаю эту «древнерусскую тоску», и никогда не смог бы я сказать – так, как моя родная тётя-крёстная: «Наша столообрядческая вера – лучше». И сомнения у неё нет, и живёт она – природно и по-доброму, как мне никогда и не научиться. Может быть, со мной что-то нехорошее случилось, когда я бабушку свою родную в атеизм обращал – в пятом классе, когда меня в пионеры приняли и всё, что надо объяснили. До сих пор не пойму, как она меня не отлупила – богохульника.

Помню, как с русской печки наблюдал, как какие-то здоровенные дядьки, с длинными бородами и все в черном, чай пьют. В школе-то всё светлое такое, и все в белых рубашечках. А дядьки те говорили, глядя на газ: «Адов огонь. А вот, видишь ты, Марфа Антоновна, чаёк-то как быстро кипятится. Удобно…».

Когда мы переехали из дедовского дома в кооперативную квартиру, я убегал оттуда на «Шанинскую»: видимо корни притягивали, хотя нас грамотно растила родная школа, что «мы дети галактики».

И всё же старообрядчество прошло мимо. То ли оно затаилось тогда где-то на своих болотах, то ли сильно обескровили его репрессии, о которых я узнал, читая «Архипелаг Гулаг», лет уже в двадцать пять. Тогда всё прошло мимо. Папа, отчитав по лестовке свой детский канон еще в войну, видимо, навсегда утратил интерес к молитве… И я вырос атеистом.

Представляете: атеист со старообрядческими корнями – веками наработанная в родовом характере сила убеждённости, доходящая до упрямства. Я уже в первом классе сомневался в правилах правописания, они представлялись мне навязанными. В фильмах про войну мне никогда не нравилась регулярная армия, а нравились «Брестская крепость» и партизаны, ну, в крайнем случае, – окруженцы, которые с боями пробираются к своим, родными мне по духу болотами.

Но дед уже получил откуда-то сверху своё родовое откровение и совершил введение отрока в империю, покончив раз и навсегда с детством, боксом, «Брестской крепостью» с пластилиновыми солдатиками и всей остальной «пионерией». Дед привёл меня на Дулёвский фарфоровый завод. Подвёл к маленькому лысому человеку, которого все почему-то уважали, и сказал: «Вот, Пётр Василич, внука тебе привёл. Глянь, может, выйдет из него толк какой». Так и завертелась вся эта история. Пётр Васильевич Леонов, видимо, сделал самый правильный педагогический ход: он подвёл меня сразу к большой вазе, где была изображена копия с картины Карла Брюллова, и сказал: «Ну, вот так сможешь?» С тех пор фарфор отложился у меня в голове не в чайниках и чашках, а в этой брюлловской копии, которую, я и оценить-то не мог по достоинству, но камертон был задан.

Для шестнадцатилетнего мальчишки авторитеты нипочём: ты ничего не умеешь, но ты и не видишь, что другие что-то умеют. Ты вообще не видишь. Лет через двадцать пять ко мне подошла одна практикантка, которая только что вернулась из заводского музея, и спросила, где можно посмотреть пейзажи на фарфоре. Она их не увидела… В музее, где их достаточное количество: разных стилей и направлений. Для неё их не было.

Тогда в свои шестнадцать, я тоже не видел ни империи, ни искусства, ни художников, ни судьбы своей. Тогда я просто не видел. Сейчас я вижу и думаю: «Может быть мы пойманы в эту сеть?» Живут же себе люди: ну фарфор и фарфор. Пьют чай из фарфоровых чашек, щи едят или котлеты с картошкой. И всё равно им… или почти всё равно: что там на этих тарелках нарисовано, и какие эти чашки по форме – «лебедь» или «гранат». Ну, а мы-то что? Какая сила всосала нас в эту воронку? Что нам до этих Кузнецовых, до империи фарфоровой…? Почему мы не можем, как все люди: отработал смену и гуляй себе спокойно? Помню, друг мой, тоже «больненький», сказал как-то в сердцах:

- Ненавижу!

- Что ты ненавидишь? – переспросил я.

- Да, искусство это… ненавижу!

И я его понимаю: ему есть, что ненавидеть. Чайники эти, ручки, носики – которым ты отдаёшь жизнь, а они холодные, белые и скользкие. «Что люди в фарфоре находят?» – сказал как-то главный инженер крупнейшего фарфорового завода.

Что мы в нём нашли? Трудозатраты колоссальные. Производство дорогостоящее. Брак – 50 на 50. Цены рушатся: прибыль – 2 коп с рубля. Но, попробуй, отними у нас …

А тогда? В те далёкие…

Еще Гарднер жаловался: «Трудно найти вольного охочего до фарфорового производства». Крепостных всё хотел прикупить. Как – чувствовал. Без крепостных большая часть производств фарфоровых разорилась. Но Кузнецовы выстояли. Почему?

Потому что – империя.

Сейчас вырастают молодые: холодные, обозлённые. Всё поделили без них. Им-то плевать на империю. Да, многим плевать. До какой черты? Когда начнут кромсать, делить саму Россию, сколько лет выдержим? Уже многие ностальгируют по Советскому Союзу, а, в общем-то, по империи. «Своё не отдадим».

Россия должна была рухнуть ещё в семнадцатом революционном, и снова – империя. При «советах» – империя, и при царях – империя. Это только декабристы хотели всё на штаты поделить, за что и пострадали. Империя – у нас в крови.   

    «Мирный план» Макрона – основа стратегии Запада

    Над Эммануэлем Макроном у нас привыкли потешаться. То пожилую жену ему вспомнят, то решат, что не ту он позу при фотографировании принял, то подозрительно гостя приобнял, то слишком луч...

    «Церковь — не цирюльня, не лавка с благовониями!» Издевательства над УПЦ осудили даже в католической церкви

    На Украине продолжаются издевательства над каноническим православием. Трапезный храм Киево-Печерской лавры сначала превратили в сюжет из антиутопии Оруэлла, когда поснимали иконы и вмес...

    «Церковь — не цирюльня, не лавка с благовониями!» Издевательства над УПЦ осудили даже в католической церкви

    На Украине продолжаются издевательства над каноническим православием. Трапезный храм Киево-Печерской лавры сначала превратили в сюжет из антиутопии Оруэлла, когда поснимали иконы и вмес...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Дороги, которые мы выбираем

      В октябре 2024 года скончался дулёвский художник по фарфору Дмитрий Фёдорович Верчинский. В сентябре ему исполнилось 75 лет. Для художника это возраст творческой зрелости, когда уже закончились метания и наступает время сбора урожая. Болезнь не дала ему завершить всё начатое и задуманное, но, как коллега по цеху, я могу свидетельствовать, что последние ...
      197
      obrubov-m 6 января 23:52

      Вифлеемская звезда

      Свет от звезды Твоего РождестваДлится две тысячи лет.Время искало с Тобою родстваИ превратилось в свет.Ладан и смирна – дар мудрецов.Золото – дар царей.Всё ещё мирно, но в окнах дворцовМного зажгли свечей.Спит Вифлеем. И уходят волхвы,Тайну Твою храня.Не уберечь от хвалы и хулы,Не затушив огня.Свет Рождества всем сияет в ночи:Иродам и волхвам.Время приш...
      329
      obrubov-m 25 ноября 2023 г. 21:47

      О методе Сократа

      У Платона, который в своих текстах выступает как историк философии, Сократ вызывает собеседника на диалог, задаёт наводящие вопросы, провоцируя мыслетворческую активность. Его собеседник до момента общения находился в блаженном неведении о тех мыслях, которые посетят его. И, скорее всего, он так и остался бы там же, не привлеки его Сократ к диалогу. Не ...
      340
      obrubov-m Его величество фарфор
      16 августа 2023 г. 12:32

      ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ФАРФОР

      В Шёлковском художественно-историческом музее открылась выставка ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ФАРФОР15/08/2023 - 23/09/2023В экспозиции представлены произведения четы Обрубовых – художников по фарфору, много лет отдавших работе с этим удивительным материалом. Их работы по праву можно назвать произведениями высокого искусства. Мелкая пластика, предметы убранства интер...
      624
      obrubov-m 19 февраля 2023 г. 22:14

      Война

      Война снимает белые перчатки.Теперь напротив только явный враг.У всех ошибок чьи-то отпечатки.А все вопросы сжались как кулак.Конец надеждам, вере в исцеленьеВосставших братьев Киевской Руси.Итог один – закончилось терпенье.Ну, вот и всё. Последнее: Прости.Иного нет пути, и жребий брошен.Идёт расчёт в стране на свой – чужой.Москва вновь Третий Рим. Из ветхих ноженМеч ...
      416
      obrubov-m Его величество фарфор
      1 января 2023 г. 11:40

      С Новым годом!

      ...
      330
      obrubov-m 22 декабря 2022 г. 10:23

      Философия Пути и философия Цели

                                 В анонсе Большого Философского Собора прозвучала мысль о специфике Русского пути: неведомо куда, неведомо зачем. Русь не даёт ответа: куда мчится Тройка. Но это поэтический образ. Цель, направление и мотивация – скрыты от недоброго взгляда. На Кудыкину гору, прозвучит отве...
      246
      obrubov-m Его величество фарфор
      16 декабря 2022 г. 16:48

      Ладья 2022

      Выставка будет работать до воскресенья. В рамках выставки в отдельном зале проходит конкурс на тему "Охота". В этом году выставили зеркало и ещё несколько работ. Фрагменты росписи. Ещё несколько работ: ...
      209
      obrubov-m Его величество фарфор
      19 ноября 2022 г. 13:42

      Колибри

      Авторская роспись сервизов явление редкое. Тем интереснее работы тематические, на которые у автора уходит не одна неделя труда. Представляю вашему вниманию фрагменты чайно-кофейного сервиза "Колибри", выполненного художником по фарфору Обрубовой Галиной в 2012 году. ...
      646
      obrubov-m Его величество фарфор
      3 ноября 2022 г. 18:52

      Осенние прогулки

      Фрагмент чайно-кофейного сервиза выполненного на ДФЗ в 80-е годы, когда завод был на пике своих возможностей, а автор был молод. Хотелось делать фарфор не только декоративный и утилитарный, но и наполнить его художественным и смысловым содержанием. Наверно, это могло стать каким-то  направлением массового производства, но осталось только в авторских образцах.&nbs...
      555
      obrubov-m 24 октября 2022 г. 11:37

      Ответный удар

                            Ну, вот и всё: закончилось терпенье.Летят ракеты в цель по городам.Война – это тяжёлое уменье.И каждый делает свой выбор сам. Огня просили долго батальоны.Огня просил измученный Донбасс:От горя обезумевшие жёны,С бойницами вместо потухших глаз. Огня просили мученики чести,Свой выбор совершивш...
      234
      obrubov-m 23 октября 2022 г. 19:19

      Зима длинна

      «…Европа – это «сад», а окружающий её мир - джунгли"                                                                                   ...
      236
      obrubov-m Его величество фарфор
      8 октября 2022 г. 15:59

      Метафизика художественного производства

        Возвращаясь к проблемам художественных производств, необходимо учесть, что искусство и бизнес имеют разные корневые системы. Для того, что бы искусство процветало – нужно прикладывать гораздо больше усилий, чем для процветания бизнеса. Искусство в России – это особая тема. Обычно, любое предприятие закрывается по простой экономической причине: зат...
      567
      obrubov-m 7 октября 2022 г. 16:16

      Развод по-русски

      Благословенная ЕвропаОт Лиссабона до Курил –Нам слаще сладкого сиропа,Твой образ Путин подарил.Наш лидер, волею народа,Искал блаженные пути,И строил планы год от года,Чтоб переправы навести.Но пропасть глубже век от века,А крылья нам не выдают.Попытка красит человека,Но, коль не мил – не пристают.Так, что за вой там на болотах?Вы жгли без жалости мосты.Убийц растили и...
      245
      obrubov-m 22 сентября 2022 г. 20:40

      Идеология трансгуманизма и мировоззрение людей

      Здесь и сейчас на виртуальном придорожном камне на западной окраине Руси и столкнулись лбами идеология и мировоззрение: идеология трансгуманизма и мировоззрение человечества, хоть и дошедшего до современного глобального кризиса, но всё ещё остающегося человечеством. Вероятно, нужно немного пройтись по вехам истории, чтобы наглядно увидеть, как мы добрел...
      697
      obrubov-m 27 августа 2022 г. 18:06

      Баллада об атаке живых мертвецов

      1На Имперской на проклятойНемцу костью в горле знатнойВстала крепость Осовец.День за днём вели атаки,Но не взяли русских в драке!Газ пустить, тут немец – спец.Но не лыком были шиты,Раз дотоле не убитыВ обороне той бойцы.И увидев газ зелёныйТканью мокрой и слоёнойРты закрыли и носы.2«Нынче не даю приказа:Умереть вам всем от газа, –Прохрипел им командир. ...
      681
      obrubov-m 17 мая 2022 г. 14:24

      Американский котёл создал не единую нацию, а – многонациональную банду.

      "Многие в мире, и особенно в России, хотели бы видеть другую Америку, страну реальных возможностей для самоопределения каждого народа, осевшего на новой родине и поверившего в равные возможности для развития и процветания.США опираются на устаревшие и несостоятельные теории плавильного котла и мультикультуризма, имеющие своей подлинной целью создание ко...
      2348
      obrubov-m 5 апреля 2022 г. 11:15

      Начинается битва за будущее

      Любой российский здравомыслящий человек, если он не пропил мозги от страха, вынужден признать правоту действий РФ на бУкраине и в мире. Остаётся светлая печаль от неотвратимости вынужденного прекращения отношений с Европой и США, что ударило по сторонникам интеграции и поклонникам единого мирового пространства: по семейным отношениям, украденным деньгам...
      536

      Шахматы в фарфоре

      26 июня 2021 года в Дом Салтыкова состоялось открытие выставки "Мир шахмат. Гжель". Уникальный культурный центр создали супруги Вера Шимбирева и Сергей Исаев-гжельские художники. На выставке представили свои работы 30 художников. Часть работ была сделана специально к выставке. Инициатор экспозиции Юрий Гаранин посвятивший искусству шахмат 40 лет.На мер...
      413
      obrubov-m 12 мая 2021 г. 13:01

      Ушедшим в вечность

      В угаре работы проносятся годы:Где дни – концентрация воли и смысла,Где крутится вечно шарманка природы,Редеют в народе знакомые лица. А вечность иная всегда ненасытна –Уходят в неведомый мир в одиночку.Но рукопись жизни запишется слитно,И только в конце будет жирная точка. А нам остаётся лишь светлая память,И творческий дар, что нас держит над бездной.От списка имён ...
      328
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика