• РЕГИСТРАЦИЯ

Жизнь художника

4 2954

Художник оставляет после своего ухода большое наследие, и память о его жизни на земле имеет множество свидетелей в виде его работ, тем более, если они хранятся в государственных музеях. Пока жива Россия, будет жива и память о недавно ушедшем художнике Николае Туркине.

Туркин Николай Борисович родился в 1962 г. в г. Киржач Владимирской области в семье художника по тканям Бориса Туркина. Занимался в изостудии Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1969-1973), учился в Московской средней художественной школе имени В. И. Сурикова (1973-1977). В 1981 г. окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова. С 1982 по 1990 гг. работал художником с 1990 по 1997 гг. главным художником майоликового цеха в дер. Фенино (Гжель). Член Союза художников СССР (1987). Заслуженный художник Российской Федерации (1996). Член Московского Союза художников (1998).

Работы Н.Б. Туркина хранятся в музейных и частных собраниях в России и за рубежом.

В нашем узком кругу керамистов Николай занимал особое почётное место. Его основной заслугой было возрождение гжельской майолики, когда благодаря своему дару организатора в сочетании с редким художественным даром, он смог собрать вокруг себя в д. Фенино яркий творческий коллектив. Эта совместная жизнь и творчество повлияли на весь состав группы, оставив значительный след в их дальнейшем творчестве, хотя многие оставили керамику, сменив профессию. Николай зажигал всех силой своего дарования, и его творческая активность не угасла после закрытия производства в Фенино, а стала обретать черты универсального подхода состоявшегося художника, овладевающего совершенно различными материалами.

Осваивая новые материалы, Николай всегда оставался собой, и это создавало неподражаемую оригинальность его работ, реализуемую на стыке изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это произошло и тогда, когда Николай обратился к фарфору. Обычно фарфор подчиняет художников своим правилам и традициям, которые давно ушли от народных в область аристократизма и элитарности. Но Николай и здесь остался верен своему творческому чутью и вышел на иное видение материала, создав вновь неподражаемый авторский стиль в фарфоре.

Как сказал сам художник на открытии персональной выставки в Абрамцево: «самое важное в любом искусстве это художник: композиция, замыслы, темы, образы, а уже материал может быть любой … Интересно придумывать, создавать». В этом – творческий принцип Николая, свободно чувствовавшего себя в работе маслом или пастелью, в графике или керамике.

Николай не приспосабливался к материалам, по-мужски подчиняя их своим замыслам. Фарфор Николая – это весь фенинский опыт, воплотившийся в ином материале, и преобразивший фарфор с холодной классической красотой в тёплую рукотворную глину, которая, следуя замыслу художника, обретает иную цветовую гамму. Возможно, что дальнейшие отношения с фарфором принесли бы нам много сюрпризов.

Так же свободно Николай впитывал и перерабатывал разнообразные культуры мира, будь то мейсенский фарфор или китайское искусство. Китай на него, безусловно, повлиял в последние годы: он даже внешне изменился, напомнив Конфуция с древних рисунков, но и китайская культура была впитана и трансформирована в туркинский стиль. Эта способность цитировать чужое искусство своим языком была отмечена еще Ф.М. Достоевским в его знаменитой пушкинской речи как особенность русского духа.

В творчестве Николая мы видим подобный феномен, когда целые пласты мировой культуры пополняют творческую копилку художника. Николай, имея внутренний стержень, строил свою пирамиду из пластов различных культур, выбирая близкие по духу и преображая их в новый туркинский феномен.

Узнаваемость, конечно не главное достоинство работ Николая, но, несмотря на традиции гжельской майолики, даже те его работы ни с кем не спутаешь. Поздняя графика стала редким по стилю и силе феноменом. Уход Николая из жизни был более чем символичен: до последних сил он не выпускал карандаш и создал ещё целую серию рисунков, которые, как сводки с фронта, показывают нам его борьбу за жизнь – жизнь художника.

Николай всегда хотел быть большим художником, и целеустремлённость и аскетичность в отношении иных целей и занятий сделали своё дело. Наследие художника ждёт своих исследователей и собирателей. Работы Николая попали в десятки крупнейших музеев и коллекций.

Теперь дело за почитателями его таланта: искусствоведами, коллегами, наследниками. В любом случае, творческое наследие Николая уже никуда не уйдёт из современной культуры и найдёт своих зрителей и почитателей. Мы же, как друзья и коллеги, можем дополнить предметный ряд своими воспоминаниями и размышлениями о Николае и его творчестве.

Существует мнение, что работы художника говорят сами за себя. Изобразительное искусство опирается на объективный мир и имеет в основе своей реальные предметы и явления. Для восприятия изображения, зритель не должен проделывать какой-то внутренней работы, как для восприятия музыки. Художники декоративно-прикладного искусства воспринимаются обывателями как ремесленники. В реальности прикладники сейчас стали универсальными художниками, работающими в различных материалах, что мы видим на примере Николая. Керамика имеет ещё такой критерий как функциональность, которая отвлекает на себя внимание зрителя от художественного восприятия предмета. Но сами предметы искусства, действительно, могут говорить и не только за себя: говорят они ещё и об авторе: несут в мир его мысли, надежды, духовное состояние. Здесь мы имеем дело уже с тонким миром автора. Та нагрузка, которую несёт каждое творение рук человеческих, говорит многое о мире, времени, личности автора: о традициях и оригинальности, мастерстве и идеях. Художники не всегда бывают мыслителями, но смысловая нагрузка есть в каждом произведении.

Работы Николая – это, безусловно, работы мыслителя, более того, оригинального мыслителя. Он был оригинален уже в период учёбы в АХПУ, куда он поступил сознательно, выбрав училище, которое соответствовало его духовным и эстетическим поискам.

Он нашёл своё место, потому что знал, что искал, а знал, потому что уже состоялся к тому времени как личность.

Если кратко обозначить его путь художника, то это поиск русского стиля. И, конечно, ему было тесно в керамике: поиск требовал расширения границ. Поэтому, выбор материала становился не так важен: керамика, живопись, графика. Нашёл ли Николай универсальный русский стиль? Одно можно сказать точно: он создал русский стиль от Николая Туркина.

Теперь, когда его не стало, за него будут говорить его работы, в которых можно увидеть, как русский художник Николай Туркин пропускает через себя всю мировую культуру, везде оставаясь оригинальным и неподражаемым. Он навсегда останется в нашей памяти гжельским художником, но творчество его выходит за границы Гжели, где он трудился, в область большого искусства без границ.

Художник по фарфору Михаил Обрубов

    Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

    Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

    Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

    Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

    Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой

    Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      obrubov-m 6 января 23:52

      Вифлеемская звезда

      Свет от звезды Твоего РождестваДлится две тысячи лет.Время искало с Тобою родстваИ превратилось в свет.Ладан и смирна – дар мудрецов.Золото – дар царей.Всё ещё мирно, но в окнах дворцовМного зажгли свечей.Спит Вифлеем. И уходят волхвы,Тайну Твою храня.Не уберечь от хвалы и хулы,Не затушив огня.Свет Рождества всем сияет в ночи:Иродам и волхвам.Время приш...
      218
      obrubov-m 25 ноября 2023 г. 21:47

      О методе Сократа

      У Платона, который в своих текстах выступает как историк философии, Сократ вызывает собеседника на диалог, задаёт наводящие вопросы, провоцируя мыслетворческую активность. Его собеседник до момента общения находился в блаженном неведении о тех мыслях, которые посетят его. И, скорее всего, он так и остался бы там же, не привлеки его Сократ к диалогу. Не ...
      249
      obrubov-m Его величество фарфор
      16 августа 2023 г. 12:32

      ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ФАРФОР

      В Шёлковском художественно-историческом музее открылась выставка ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ФАРФОР15/08/2023 - 23/09/2023В экспозиции представлены произведения четы Обрубовых – художников по фарфору, много лет отдавших работе с этим удивительным материалом. Их работы по праву можно назвать произведениями высокого искусства. Мелкая пластика, предметы убранства интер...
      539
      obrubov-m 19 февраля 2023 г. 22:14

      Война

      Война снимает белые перчатки.Теперь напротив только явный враг.У всех ошибок чьи-то отпечатки.А все вопросы сжались как кулак.Конец надеждам, вере в исцеленьеВосставших братьев Киевской Руси.Итог один – закончилось терпенье.Ну, вот и всё. Последнее: Прости.Иного нет пути, и жребий брошен.Идёт расчёт в стране на свой – чужой.Москва вновь Третий Рим. Из ветхих ноженМеч ...
      304
      obrubov-m Его величество фарфор
      1 января 2023 г. 11:40

      С Новым годом!

      ...
      222
      obrubov-m 22 декабря 2022 г. 10:23

      Философия Пути и философия Цели

                                 В анонсе Большого Философского Собора прозвучала мысль о специфике Русского пути: неведомо куда, неведомо зачем. Русь не даёт ответа: куда мчится Тройка. Но это поэтический образ. Цель, направление и мотивация – скрыты от недоброго взгляда. На Кудыкину гору, прозвучит отве...
      177
      obrubov-m Его величество фарфор
      16 декабря 2022 г. 16:48

      Ладья 2022

      Выставка будет работать до воскресенья. В рамках выставки в отдельном зале проходит конкурс на тему "Охота". В этом году выставили зеркало и ещё несколько работ. Фрагменты росписи. Ещё несколько работ: ...
      141
      obrubov-m Его величество фарфор
      19 ноября 2022 г. 13:42

      Колибри

      Авторская роспись сервизов явление редкое. Тем интереснее работы тематические, на которые у автора уходит не одна неделя труда. Представляю вашему вниманию фрагменты чайно-кофейного сервиза "Колибри", выполненного художником по фарфору Обрубовой Галиной в 2012 году. ...
      508
      obrubov-m Его величество фарфор
      3 ноября 2022 г. 18:52

      Осенние прогулки

      Фрагмент чайно-кофейного сервиза выполненного на ДФЗ в 80-е годы, когда завод был на пике своих возможностей, а автор был молод. Хотелось делать фарфор не только декоративный и утилитарный, но и наполнить его художественным и смысловым содержанием. Наверно, это могло стать каким-то  направлением массового производства, но осталось только в авторских образцах.&nbs...
      420
      obrubov-m 24 октября 2022 г. 11:37

      Ответный удар

                            Ну, вот и всё: закончилось терпенье.Летят ракеты в цель по городам.Война – это тяжёлое уменье.И каждый делает свой выбор сам. Огня просили долго батальоны.Огня просил измученный Донбасс:От горя обезумевшие жёны,С бойницами вместо потухших глаз. Огня просили мученики чести,Свой выбор совершивш...
      158
      obrubov-m 23 октября 2022 г. 19:19

      Зима длинна

      «…Европа – это «сад», а окружающий её мир - джунгли"                                                                                   ...
      161
      obrubov-m Его величество фарфор
      8 октября 2022 г. 15:59

      Метафизика художественного производства

        Возвращаясь к проблемам художественных производств, необходимо учесть, что искусство и бизнес имеют разные корневые системы. Для того, что бы искусство процветало – нужно прикладывать гораздо больше усилий, чем для процветания бизнеса. Искусство в России – это особая тема. Обычно, любое предприятие закрывается по простой экономической причине: зат...
      435
      obrubov-m 7 октября 2022 г. 16:16

      Развод по-русски

      Благословенная ЕвропаОт Лиссабона до Курил –Нам слаще сладкого сиропа,Твой образ Путин подарил.Наш лидер, волею народа,Искал блаженные пути,И строил планы год от года,Чтоб переправы навести.Но пропасть глубже век от века,А крылья нам не выдают.Попытка красит человека,Но, коль не мил – не пристают.Так, что за вой там на болотах?Вы жгли без жалости мосты.Убийц растили и...
      183
      obrubov-m 22 сентября 2022 г. 20:40

      Идеология трансгуманизма и мировоззрение людей

      Здесь и сейчас на виртуальном придорожном камне на западной окраине Руси и столкнулись лбами идеология и мировоззрение: идеология трансгуманизма и мировоззрение человечества, хоть и дошедшего до современного глобального кризиса, но всё ещё остающегося человечеством. Вероятно, нужно немного пройтись по вехам истории, чтобы наглядно увидеть, как мы добрел...
      584
      obrubov-m 27 августа 2022 г. 18:06

      Баллада об атаке живых мертвецов

      1На Имперской на проклятойНемцу костью в горле знатнойВстала крепость Осовец.День за днём вели атаки,Но не взяли русских в драке!Газ пустить, тут немец – спец.Но не лыком были шиты,Раз дотоле не убитыВ обороне той бойцы.И увидев газ зелёныйТканью мокрой и слоёнойРты закрыли и носы.2«Нынче не даю приказа:Умереть вам всем от газа, –Прохрипел им командир. ...
      561
      obrubov-m 17 мая 2022 г. 14:24

      Американский котёл создал не единую нацию, а – многонациональную банду.

      "Многие в мире, и особенно в России, хотели бы видеть другую Америку, страну реальных возможностей для самоопределения каждого народа, осевшего на новой родине и поверившего в равные возможности для развития и процветания.США опираются на устаревшие и несостоятельные теории плавильного котла и мультикультуризма, имеющие своей подлинной целью создание ко...
      2225
      obrubov-m 5 апреля 2022 г. 11:15

      Начинается битва за будущее

      Любой российский здравомыслящий человек, если он не пропил мозги от страха, вынужден признать правоту действий РФ на бУкраине и в мире. Остаётся светлая печаль от неотвратимости вынужденного прекращения отношений с Европой и США, что ударило по сторонникам интеграции и поклонникам единого мирового пространства: по семейным отношениям, украденным деньгам...
      436

      Шахматы в фарфоре

      26 июня 2021 года в Дом Салтыкова состоялось открытие выставки "Мир шахмат. Гжель". Уникальный культурный центр создали супруги Вера Шимбирева и Сергей Исаев-гжельские художники. На выставке представили свои работы 30 художников. Часть работ была сделана специально к выставке. Инициатор экспозиции Юрий Гаранин посвятивший искусству шахмат 40 лет.На мер...
      336
      obrubov-m 12 мая 2021 г. 13:01

      Ушедшим в вечность

      В угаре работы проносятся годы:Где дни – концентрация воли и смысла,Где крутится вечно шарманка природы,Редеют в народе знакомые лица. А вечность иная всегда ненасытна –Уходят в неведомый мир в одиночку.Но рукопись жизни запишется слитно,И только в конце будет жирная точка. А нам остаётся лишь светлая память,И творческий дар, что нас держит над бездной.От списка имён ...
      259
      obrubov-m 9 мая 2021 г. 10:35

      День Победы

      Вот и дожили до весны:И вновь пройдёт Парад Победы.Уже не снятся ночью сны,Что от войны все наши беды.И чувство острое виныУж притупилось и не колет:Что мы другие пацаныИ не легли костями в поле.Какой великий лег народНа поле брани за отчизну,И разве хватит наших нот,Чтоб должно совершить им тризну.И будет праздничный парад.Есть символы – важнее стали.П...
      288
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика