• РЕГИСТРАЦИЯ

Cамая страшная болезнь человеческого духа – уверенность в собственном здоровье

80 1495

Можно ли быть хорошим и не спастись?


Вопрос:

Здравствуйте. Хочу задать вопрос, который возник у меня после прочтения нескольких книг о Православии. Везде написано, что христианство – религия спасения, что главная задача христианина – спасаться. Насколько я понимаю, спастись – значит прожить жизнь так, чтобы Бог взял тебя в Рай. А для этого нужно делать добро и избегать зла. Это очень красиво и убедительно.

Но я не понимаю, почему для этого обязательно нужно становиться – христианином? Ведь вокруг множество хороших, добрых людей, не исповедующих христианство, которые, тем не менее, стремятся строить свою жизнь по такому же принципу: творить добро и не делать никому зла.

Выходит, что добро, сотворенное неверующими людьми, неугодно Богу христиан? Но в таком случае добро неверующих людей в нравственном смысле – выше, потому что оно – бескорыстно. Ведь христианин творит добро в надежде на воздаяние от Бога, а неверующий не ждет награды и творит добро ради самого добра.

Так можно ли быть хорошим человеком и не спастись лишь потому, что ты – не член Церкви?

С уважением, Сергей Николаевич


Ответ:

Хорошие люди – спасаются. Плохие, соответственно – погибают. Такое понимание спасения – не редкость в современном мире. Все тут, вроде бы, ясно, логично и не нуждается в пояснениях. Но давайте попытаемся разобраться: а кто же такой этот самый – хороший человек? По каким признакам можно определить, что вот этот человек – хороший, и достоин спасения, а вон тот – так себе человечишко и спасения не заслуживает?

Здесь мы сразу столкнемся с рядом проблем. Предположим, водопроводчик дядя Вася регулярно пропивает зарплату и бьет свою жену. А его сосед, профессор математики – человек непьющий, добросовестный труженик и прекрасный семьянин. Кто из них хороший, а кто плохой? Ответ, казалось бы, очевиден: конечно, профессор хороший, а водопроводчик – редкостная дрянь. Но вот студенты, которых профессор “заваливает” на каждой сессии по малейшему поводу, вряд ли согласятся с подобной оценкой нелюбимого преподавателя. А собутыльники водопроводчика, напротив, убеждены, что дядя Вася – прекрасный человек, а его жена – кобра, мешающая культурному отдыху настоящих мужчин.

Причина такой путаницы, как это ни странно – в отсутствии объективных критериев понятия “хороший человек”. Представления о добре и зле в массовом сознании сегодня, к сожалению, весьма бессистемны, слабо осмыслены и не имеют под собою никакого основания, кроме личных предпочтений, расхожих стереотипов и мнений, сложившихся в силу влияния социальной среды, полученного воспитания и образования. То, что считает для себя порядочным один человек, другой, возможно, оценит как недолжный, нечестный поступок. Поэтому категории “хорошо-плохо” в светской этике сегодня все больше напоминают формулировку Лесковского персонажа: “Что русскому хорошо, то немцу – смерть”. Можно, конечно, попытаться вывести четкие этические критерии из мнения статистического большинства. Но двадцатый век убедительно доказал, что в разделении людей на плохих и хороших ошибаться могут даже целые народы. А ошибки такого масштаба всегда чреваты колючей проволокой нового ГУЛАГа или печами очередного Освенцима.

Но если мы обратимся к христианской этике, мы увидим еще более загадочную картину. Дело в том, что в христианстве вообще нет понятия “хороший человек”. Ни в одной из двадцати семи книг Нового Завета это словосочетание не встречается ни разу. В христианстве человек не отождествляется со своими качествами и поступками. Иначе говоря, поступающий плохо не назван в Евангелии – плохим. Равно как и совершающий хорошие дела не определяется как – хороший. Более того, у христиан есть строгий запрет на определения подобного рода. Господь говорит: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете”. Поэтому очевидно, что критерии спасения следует искать там, где не происходит деления людей на плохих и хороших.

Разбойники, мытари и блудницы

В “Записных книжках” И. Ильфа и Е. Петрова есть замечательный по своей нелепости лозунг, подсмотренный ими на спасательной станции одного из одесских пляжей. Лозунг гласил: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Абсурдность подобного метода спасения на водах очевидна. Ведь утопающий – это тот, кто действительно нуждается в спасении, кто погибает и помочь себе уже не в состоянии. А если у купающегося человека на воде возникли какие-то проблемы, но он в состоянии справиться с ними без посторонней помощи, то вряд ли можно назвать его – утопающим.

Рассмотрев христианское учение о Спасении, мы обнаружим тот же принцип: спасти можно только погибающего. На протяжении всего Евангельского повествования Христос постоянно общается с людьми, которых вряд ли можно назвать – хорошими. Мытари, блудницы, законченные грешники приходили к Нему в надежде на прощение своих грехов. И никто из них не был Им осужден или отвергнут. Более того: первым человеком, вошедшим в Царствие Небесное, стал… уголовный преступник, разбойник, распятый рядом с Христом на Голгофе. Вот как говорит об этом Евангелие: “Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. …Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю”.

Но кого же тогда осуждает Христос? Как ни странно – тех, кого их соплеменники считали безусловно хорошими людьми, и даже – праведниками: фарисеев, книжников и старейшин Иудейских. “…Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие”. Кто такие блудницы, сегодняшнему читателю объяснять не надо. А мытарями в Евангелии названы набранные из местного населения сборщики налогов в римскую казну. Пользуясь своим привилегированным положением, они бессовестно обирали земляков, взимая с них много больше положенного. В общем – нечто среднее между проворовавшимися налоговыми инспекторами и полицаями времен Великой Отечественной. И такой вот народ был оценен Христом выше, нежели знатоки и ревнители иудейского Закона!

А причина такой оценки очень проста. Все грешники, приходившие ко Христу просить его о прощении своих грехов, были совершенно уверены, что не имеют никаких заслуг перед Богом. Это были изгои, отверженные своим народом. Все они знали, что ничего, кроме осуждения, ни у людей, ни у Бога не заслужили. Кроме милости Божией, им не на что было рассчитывать. И они получили эту милость. Это, конечно, не значит, будто Христос спасает только преступников и негодяев. Просто опустившийся до дна лучше понимает, что – тонет. А от дна иногда удобнее оттолкнуться.

В одной из книг Библии Бог назван удивительными словами – “Спаситель безнадежных”. В этой фразе очень точно выражена сама сущность христианства. Кого спасает Христос? Тех, кто, оказавшись в безвыходной ситуации, просит Его о помощи, ни на что более не надеясь. Эти погибающие люди и называют себя – христианами. А делить гибнущих на “плохих” и “хороших” не принято даже у спасателей с одесского пляжа. И если хороший человек, не будучи христианином, надеется спастись, этому может быть лишь два объяснения. Либо такой человек не понимает – кто такие христиане, либо – не считает свое положение окончательно безнадежным. Он может надеяться на собственные силы или на помощь кого-то еще, кроме Христа. И это – его законное право. Бог не отнимает у человека свободы выбора. Но всем хорошим (да и плохим тоже) людям нужно ясно понимать масштаб беды, от которой Христос спасает тех, кто согласился назвать Его своим Господом. Потому что Христос спасает Своих людей от смерти.

Свободолюбивый водолаз

Ни один человек не знает своего будущего. Мир вокруг нас постоянно и стремительно меняется. Вместе с ним меняемся и мы сами. Каждое прожитое мгновение приносит в нашу жизнь новые обстоятельства, заставляющие нас корректировать свои планы даже на самое ближайшее время. Мы можем лишь предполагать с разной степенью уверенности, что с нами произойдет, а чего мы попытаемся избежать. И лишь в одном факте нашей будущей биографии каждый из нас может быть абсолютно уверен. Мы все умрем.

Каждый – в свой срок. Одни – от старости, другие от болезней или несчастных случаев… Но умрем обязательно. Человек боится смерти и не любит о ней думать. Но это не меняет дела. По сути, мы начинаем умирать в момент своего рождения. И каждая секунда приближает нас к концу нашей жизни. Вот тут и возникает вопрос вопросов. Если смерть – полное прекращение бытия человеческой личности, то совершенно непонятно: а зачем все это было нужно? Ну жил человек какое-то время, ну радовался, страдал… Пытался познать мир, себя в этом мире, искал смысл своего существования. А смысл оказался в том, что и сам он, и его дети и дети их детей, все без исключения приговорены к смерти. И остается лишь потратить оставшееся время жизни на получение максимального количества удовольствий. Которые, правда, тоже довольно быстро приедаются. Но это все-таки лучше, чем ничего…

Христианство предлагает совершенно иной взгляд на жизнь и смерть. Человек рождается для того, чтобы жить вечно. Смерть для христиан не конец, а просто переход к другой форме существования. И качество этого существования напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. Иными словами, мы можем использовать свою жизнь как ступеньку к Жизни Вечной. А вот каким образом это происходит, мы можем понять лишь выяснив, что такое смерть и откуда она появилась.

Христианское вероучение утверждает, что Бог не сотворил смерти. С религиозной точки зрения смерть – результат неверно употребленной свободы, которую Бог предоставил первым людям. Человек был создан с очень высоким предназначением – быть наместником Бога на земле. По замыслу Божиему, он должен был царствовать над всем материальным миром, выполняя волю Божию об этом мире. Но человек мог также отказаться от этой миссии и начать жить по своей воле. К сожалению, первые люди избрали второй вариант отношений с Богом. Но ведь человек не имеет в себе источника жизни, поскольку эту жизнь дал ему Бог. Что же происходит с живым существом, оторвавшимся от источника своей жизни? На эту тему в современной православной публицистике есть расхожий аллегорический сюжет.

Предположим, водолаз работает глубоко под водой, на морском дне. Воздух, необходимый для дыхания, поступает к нему с поверхности моря по шлангу. И вдруг водолаз решает, что этот шланг сковывает его свободу передвижения. Чтобы спокойно ходить по дну в любом направлении на большие расстояния, водолаз перерезает шланг… Дальнейшая его судьба – очевидна.

Отпав от Бога, человек начал умирать. Эта смертность перешла по наследству и всем его потомкам. Отпадение от Бога как источника жизни вызвало патологические изменения в духовной и физической природе человека. Он, можно сказать, заразился смертельным заболеванием, которое передается по наследству и, несмотря на все человеческие усилия, неизлечимо.

Но “…невозможное человекам, возможно Богу”. Сам Создатель этого мира пришел к людям, чтобы исцелить больную природу человека и восстановить связь человека с Богом, которую первые люди так неосмотрительно разрушили. Отпадение произошло из-за уклонения человеческой воли ко злу. Следовательно, для того чтобы спастись, человек должен привести свою волю в соответствие с Волей Божией, которая выражена в заповедях. Вот, казалось бы, и ответ на вопрос: можно быть просто хорошим человеком, исполнять заповеди и, тем самым – спастись, не будучи при этом христианином. И здесь мы сталкиваемся еще с одним парадоксом христианства. Дело в том, что важнейшим моментом в вере христиан является их убеждение в полной своей неспособности к исполнению какой-либо Божией заповеди.

Корысть – значит польза

В христианском понимании добро – это следование замыслу Бога о мире и человеке, а зло – уклонение от Божией воли. Отпадение от Бога искалечило нравственную природу человека. Все его душевные качества, изначально предназначенные для добрых дел, пришли в расстройство. Добро падшего человека оказалось перемешанным со злом. Даже зная, что такое добро, в чем Воля Божия, человек не в состоянии ее выполнить при самом горячем своем желании. В этом легко убедиться каждому. Стоит, например, попытаться хотя бы на один день прекратить делить людей на плохих и хороших (т.е. исполнить заповедь о неосуждении ближнего). И сразу станет ясно – мы на это не способны. Наша больная природа мешает нашим благим намерениям. Вот как об этом писал Апостол Павел: “Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю”. Водитель, нарушивший правила дорожного движения и попавший в аварию, не может ехать дальше вовсе не потому, что забыл правила. А потому, что у него сломаны руки.

И если бы Христос дал людям заповеди просто как формальное знание о добре, это было бы невероятно жестоко. Заповеди оказались бы тогда для падшего человека непреодолимой стеной. Но Господь пообещал свою помощь любому, кто решится жить по Его Заповедям: “…И вот, Я с вами во все дни до скончания века”. Эту Божию помощь в совершении добра христиане называют – Благодатью. И ни одно из добрых дел, совершенных ими, они не приписывают себе. Источник любого добра для христиан – их Бог, который сказал: “Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего”. От человека требуется лишь проявить волевую решимость к исполнению Заповеди. А силы на это исполнение дает Бог. Такое сотворчество человека и Бога в деле спасения богословие называет “синергией”.

И мысль о том, будто христиане делают добро в надежде на награду, может возникнуть лишь у того, кто не знает слов Христа: “…когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать”.

Церковь – это больница. Врач в этой больнице – Христос. А христиане – всего лишь больные, старающиеся точно исполнять предписания Врача. Выздоровление, в известном смысле, действительно можно рассматривать как награду за решимость отправиться на излечение.

Но ведь спасение – это единение человеческого духа с Духом Божиим. И если человек делает добро, не имея в виду этой цели, то, наверное, есть смысл вспомнить о том, что слово “корысть” употребляется в русском языке и в значении – “польза”. Бескорыстное творение добра может оказаться для человека – бесполезным, если не приводит его к Источнику всякого добра.

Самая страшная болезнь

Тертуллиан писал, что душа человеческая по самой природе своей христианка. Ведь Бог создал людей по подобию Своему. Поэтому стремление делать добро является естественным свойством и потребностью любого человека, независимо от его религиозных убеждений. Это и есть тот самый нравственный закон в человеке, который так удивлял Иммануила Канта. И людей, стремящихся следовать этому естественному закону добра, очень много. Несмотря на поврежденность Образа Божия, человек бережно хранит в себе искорки природного добра, интуитивно понимая, что это самое ценное его достояние.

Так изможденный долгими странствиями в пустыне путник дорожит флягой с последним запасом воды. Вода эта – мутная и плохо пахнет, но для путника она ценнее всех сокровищ мира. И вдруг за очередным барханом перед ним открывается огромное озеро, наполненное удивительно чистой и свежей водой. И что же делать этому путнику? Он может кинуться к озеру из последних сил, бросая все, что мешает бежать, чтобы быстрее окунуться в спасительные прохладные волны. Но может решить для себя, что вода у него еще осталась, и будет идти вдоль берега, пока не кончится его скудный запас. А потом умрет от жажды, так и не прикоснувшись к прозрачной воде, которая плескалась у самых его ног.

Христос сказал: “Кто жаждет, иди ко мне и пей”. Сказано это о жажде добра, о стремлении к истине, как – к высшему благу. И тем, кто творит добро ради самого добра, Господь обязательно открывает Себя. А вот примет ли человек Христа как своего Спасителя или посчитает для себя достаточным просто следовать Его Заповедям, как еще одному из множества этических учений – это дело личного выбора каждого человека, будь он хороший или плохой. Но когда человек считает Христа – Богом, и все же надеется спастись собственными добродетелями, тогда он и вправду рискует остаться вне спасения, даже если является членом Церкви. Потому что самая страшная болезнь человеческого духа – уверенность в собственном здоровье.

Александр Ткаченко

https://azbyka.ru/mozhno-li-by...

Конец невежественной свободы - жестокое рабство

    Что в итоге известно про недавний удар Кинжалом по Яворовскому полигону.

    Гиперзвук применили не только для того, чтобы уничтожить сотни три иностранных инструкторов.Снесён командный пункт для руководства F-16 и управления его системами наведения и техническим состоянием. П...

    Язык жестов России и США: в партии на Украине началась "фаза разменов"
    • amurweb
    • Сегодня 10:50
    • В топе

    В разговоре России и США возник определённый читаемый язык, поддающийся прочтению и пониманию. Последовательность шагов и действий и есть этот язык: всё тут несёт чёткую смысловую нагру...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ros Orthodox Сегодня 11:59

      От Почаева до Тихого океана

      Издана уникальная и долгожданная книга о выдающемся архиерее-исповеднике Вениамине (Новицком) С радостью сообщаем, что книга о подвижнике Русской Православной Церкви архиепископе Вениамине (Новицком) вышла в свет! Называется работа «От Почаева до Тихого океана. Жизненный путь выдающегося архиерея-исповедника Вениамина (Новицкого)».Издание уникально тем, ...
      55
      Ros Orthodox Сегодня 11:52

      Антицерковная геополитика Кураева

      В сложной многоуровневой и разветвленной системе антироссийских и антиправославных сил особое место занимают лица или целые институты, аккуратно встроенные в церковно-православную или государственно-политическую среду. В истории Церкви и России известны разоблачения и даже саморазоблачения таких церковных, общественных или политических субъектов. Яркий пример – Алекса...
      684
      Ros Orthodox Вчера 15:14

      Бог все может, кроме одного

      Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? Иисус сказал...
      93
      Ros Orthodox Вчера 15:09

      Несомненный признак, что человек не имеет в себе духовной жизни

      Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть...
      103
      Ros Orthodox 28 мая 12:42

      "Русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде."

      Миссионерские письмаСвятитель Николай Сербский (Велимирович) Письмо 69. Неправославному священнику, на вопрос: «За что Бог наказывает православную Россию?»Уверены ли Вы, что нынешние страдания православного русского народа – наказание Божие? Я, признаюсь, не уверен. Так и ошибиться недолго, если считать всякое страдание народа или личности наказанием Бож...
      702
      Ros Orthodox 28 мая 12:30

      "Ильин очень рано сумел распознать подлинное лицо нацизма... В 1938 г. гестапо наложило арест на все его печатные труды и запретило ему публичные выступления."

      Иван Ильин: Поющее сердце21 декабря 2024 года — 70 лет со дня смерти  Ивана Александровича Ильина, известного философа, теоретика религии и культуры, публициста. Иван Александрович ИЛЬИН родился 28 марта (по старому стилю) 1883 года в дворянской семье присяжного поверенного Округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и жен...
      1721
      Ros Orthodox 25 мая 23:46

      Молится Царь, чтобы мы молились Христу

      К 133-летию посещения Цесаревичем Николаем Александровичем Владивостока Фото: РНЛЦарь – вершина земной власти. Царь Православный – Помазанник Божий, человек, которого ставит над людьми Сам Бог. Господь избирает Царя, не люди. В иерархии земной власти никого нет выше Помазанника Божьего – Царя Православного. Но, конечно же, Царь Царей - Господь. Царство Б...
      201
      Ros Orthodox 25 мая 19:08

      "Все верующие, благочестивые христиане, как добрые Ангелы-Хранители, поможем падающим своею молитвою, советом, наставлением, материальной помощью."

      Слово об АнгелахОкинем умственным взором судьбы мира и человека, чтобы видеть служение Ангелов. Когда Господь Бог, во Святой Троице прославляемый, вечно блаженный в Своей жизни, восхотел даровать участие в Своем блаженстве, Он сотворил прежде всего Ангелов, и когда затем творил наш дольний мир, Ангелы Божии уже существовали и были безмолвными зрителями Божественных пл...
      77
      Ros Orthodox 24 мая 11:45

      Святитель Николай и вор.

      «НАБОЖНЫЙ ВОР» Фото: https://nikolasakh.ru/news/post/804/Этот случай описан у С. Нилуса в одной из его книг. Речь там шла о воре, который имел суеверную любовь к Угоднику, и всякий раз, идя на воровство, ставил святому свечку. Не смейтесь над этим вором, братья. Это только со стороны кажется, что глупость очевидна. При взгляде изнутри зоркость теряе...
      719
      Ros Orthodox 24 мая 10:13

      Зе-команда готовится к сдаче территорий Левобережья Днепра

      Украинское руководство переносит производства на Запад Украинское руководство по максимуму переносит производственные предприятия, учреждения с Сумской, Харьковской и Запорожской областей на Западную Украину.Так, в Харькове приступили к демонтажу одного из крупнейших в мире производителей паровых, гидравлических и газовых турбин, оставшихся от советской ...
      1207
      Ros Orthodox 23 мая 12:37

      БРАТЬ НЕ ПЛАНИРУЕМ, НО ПАСПОРТА РАЗДАДИМ: РОССИЯ ЗАКРЕПИЛА "КОД 188" ЗА ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТЬЮ

      Жителям освобождённых районов Харьковской области раздадут паспорта - Россия закрепила "код 188", рассказал источник. При этом ранее президент России Владимир Путин заявил, что Харьков мы брать не планируем. ИСТОЧНИК: BULKIN SERGEY/NEWS.RU/GLOBALLOOKPRESS Ранее президент Владимир Путин заявил, что Харьков русские войска брать не планируют. Несмотря на ...
      1509
      Ros Orthodox 19 мая 19:11

      Скоро все будут испытаны на верность Господу

      Христос воскресе! Сегодня Церковь прославляет святых жен-мироносиц, святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима за их верность Господу, за любовь к Нему до конца — до Креста и до гроба.В этот праздник мы размышляем о тайне женщины, о ее особенном христианском служении. Жизнь не могла бы быть без женщины, равно как и без мужчины. Здесь великая тайна ...
      127
      Ros Orthodox 12 мая 21:12

      С ЧЕМ РОССИЯ ОБРАЩАЕТСЯ К АЗИИ?

      Беседа редакции журнала «Берег России» с известными русскими мыслителями, учеными, церковными и общественными деятелями Россия идет на восток. Об этом не первый год говорят первые лица нашего государства, ведущие политики и руководители. На высшем уровне государственной власти заявлено о повороте на восток, об отказе от западных ценностей и даже о полном...
      782
      Ros Orthodox 5 мая 13:56

      Освободить Харьков

      ... В столице Слобожанщины и сегодня не забыты слова убитого в январе 2007 г. губернатора Харьковщины Евгения Кушнарева, заметившего, что до Киева от Харькова 450 километров, а до границы с Российской Федерацией — 38. Этого свидомиты Кушнареву не простили. Но и им ничто не простится. До киевского государственного переворота 2014 г. в Харькове все г...
      1655
      Ros Orthodox 5 мая 13:19

      Как воскрес Христос?

      Миссионерские письмаСвятитель Николай Сербский (Велимирович) Письмо 24. Одной благочестивой семье, на вопрос: «Как воскрес Христос?»Разве не довольно просто знать, что Он воскрес? Зачем мучить себя вопросом: как Он воскрес? Но поскольку, дорогие мои, об этом спрашивают ваши любовь и восхищение, а не сомнение, мне дорог ваш вопрос.Подобно тому как в Азии ...
      1794
      Ros Orthodox 28 апреля 20:08

      Все будет погублено, если Христа воспримут как земного царя

      28 апреля — Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим — это событие, которое связано с воскресением Лазаря и помазанием Господа в Вифании. Воскрешение Лазаря не могло не потрясти всех. От века не было видано, чтобы кто воскресал из мертвых, да еще четверодневный, со всеми признаками распада. И как только слухи об этом ста...
      365
      Ros Orthodox 20 апреля 13:59

      Похвала Пресвятой Богородицы

      Похвала Пресвятой Богородицы — это торжественный праздник, совершаемый в субботу пятой недели Великого поста. Празднование было установлено в VII–IX веке ради неоднократного избавления Пресвятой Богородицей града Константинополя от нападения военных захватчиков (626, 668–685, 716–741 гг.). История праздника Похвалы Пресвятой БогородицыВ конце июля 626 ...
      128
      Ros Orthodox 14 апреля 15:57

      Тридцать ступеней, ведущих на небеса

      Преподобный Иоанн Лествичник Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых (Лествица. 1:3)«Лествица», или «Скрижали духовные», является одним из самых значимых ...
      1045
      Ros Orthodox 12 апреля 22:19

      Космос - русский!

      12 апреля 1961 года состоялся первый в мире орбитальный полёт вокруг Земли Ни октябрьские, ни майские праздники, никакие восьмые марты и близко не могут дать впечатление о том, что было 12 апреля 1961 года в России. Это сравнимо только с Днём Победы 9 мая. Демократические митинги, шествия коммунистов или демократов, теперешние многолюдства молодёжи — это...
      195
      Ros Orthodox 12 апреля 22:12

      ПОЧЕМУ ВСЕ ЛАВРЫ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ – УСПЕНСКИЕ?

      Об особом почитании православными Пресвятой Богородицы – митрополит Антоний (Паканич). Киево-Печерская Лавра – Почему именно праздник Успения Пресвятой Богородицы - один из самых любимых, самых главных, ведь Богородица в этот день почила, этот день должен быть днем скорби? – Прежде всего, с точки зрения православной веры, не следует расс...
      504
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика