• РЕГИСТРАЦИЯ

Тридцать ступеней, ведущих на небеса

3 1186
Преподобный Иоанн Лествичник

Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых (Лествица. 1:3)

«Лествица», или «Скрижали духовные», является одним из самых значимых христианских текстов всех времен. Ее автор – святой Иоанн – назван в ее честь – св. Иоанн Лествичник. Он также известен как св. Иоанн Синайский; Синай – гора в Египте, на которой Моисей видел Бога и получил скрижали с десятью заповедями (ср. Исх. 3 и 31:18), где Иоанн был монахом в монастыре св. Екатерины.

Самые ранние сведения о монашеской жизни на Синае мы узнаем из путевого журнала, написанного между 381 и 384 гг. Когда Иоанн в возрасте шестнадцати лет пришел в монастырь св. Екатерины, возможно, во второй половине VI века, монашеская жизнь была там уже устроена. В то время на Синае практиковались три формы монашеской жизни: общежительная, или жизнь в киновии (братия, живущая совместно с общей молитвой и богослужениями под руководством настоятеля); уединенная, или отшельническая (пустынник или отшельник, живущий в одиночестве в близлежащей пустыне); и полу-отшельническая (небольшие монашеские сообщества, или скиты, состоящие из духовного наставника и одного или двух монахов, живущих совместно близ монастыря).

Св. Иоанн прошел все три формы монашеской жизни. Сначала он вел полу-отшельническую жизнь, а затем стал отшельником. Когда св. Иоанн жил в пустыне, он время от времени принимал посетителей – по большей части своих братьев-монахов – и скоро обрел репутацию святого, имеющего дар духовного видения. После сорока лет жизни в уединении его избрали настоятелем монастыря св. Екатерины.

В то время, когда св. Иоанн был игуменом монастыря св. Екатерины, он и написал «Лествицу» по просьбе другого настоятеля, в качестве духовного руководства для монахов. В ней описаны тридцать ступеней совершенствования монаха на пути духовного восхождения. После того, как св. Иоанн закончил «Лествицу», он оставил свой пост настоятеля и опять вернулся к отшельнической жизни, которую вел вплоть до своей кончины в середине VII века.

Вскоре после этого «Лествица» вышла за пределы монашеских общежитий, и вот уже многие столетия ее любят и читают миряне. Даже вне монастырских стен, где «Лествица» читается за богослужением во время часов, многие православные христиане читают ее во время Великого Поста. Но, несмотря на известность этой книги, мирянам не всегда просто применить изложенное в ней учение к своей собственной жизни, которая весьма отличается от той, для которой написана «Лествица». Поэтому пояснения, подобные тем, что вы найдете здесь (хотя бы и написанные человеком, гораздо менее св. Иоанна преуспевшим в духовном совершенствовании), могли бы быть весьма полезны.

Хотя было бы неверно или даже опасно отрицать, что «Лествица» написана исключительно для монахов, в той же мере было бы неправильно заключить из этого, что миряне не могут извлечь для себя никакой пользы из чтения монашеской литературы. Однако читать такие книги следует с рассуждением, особенно те, которые содержат наставления и руководства, как, например, «Лествица». И для новоначального может быть вредно пытаться следовать аскетическим упражнениям и религиозным практикам опытных старцев духовной жизни. Но в «Лествице» сокрыто сокровище для всех нас, если найдем в себе прилежание, чтобы открыть его, и достаточную зрелость, чтобы отсеять то, что, очевидно, для нас не предназначено.

На страницах этой книги вы найдете отрывки из «Лествицы», которые, по моему мнению, относятся ко всем христианам, хотя определенные ступени «Лествицы», относящиеся к монашеской жизни, рассматриваются в более мирском контексте. Это имеет особую значимость при рассмотрении первых трех ступеней: отречения от жития мирского, отложения попечений и уклонения от мира. Ибо автор «Лествицы» говорит здесь совершенно определенно: монах должен оставить жизнь в обществе и присоединиться к живущему своей жизнью монашескому сообществу или даже стать отшельником и не оглядываться. Для тех, кто призван не оставлять общество, а жить в нем, эти ступени следует понимать не столь буквально.

И хотя я намеревался сделать «Лествицу» доступной обычному мирянину, тем не менее, я пытался не поддаться соблазну просто избегать трудных, или даже спорных, мест, которые могут стать для верующих камнем преткновения. Эти места могут отвратить некоторых от чтения «Лествицы». И хотя данную книгу можно, конечно, читать независимо от самого труда св. Иоанна, «Тридцать ступеней, ведущих на небеса» никоим образом его не заменяет, а сопутствует ему.

Еще одним аспектом «Лествицы», требующим рассмотрения, является образ лестницы, восхождения, пути вверх. Наше духовное путешествие требует терпения и настойчивости – преодолевать ступени нужно по одной. Многим скоро прощаются грехи, но никто скоро не обретает бесстрастия, ибо для этого требуются время, горячее желание и Божья помощь. Ибо «никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы» (Лествица. 25:46). Необязательно также, чтобы ступени этой лестницы были расположены в одном и том же порядке для всех. Один долго и упорно борется со страстью, которую другой легко преодолевает; в то же время ему сложнее справиться с другой страстью, от которой первый освобождается без особого труда. Иными словами, десятая ступень для одного может быть двадцатой для другого, и на то, чтобы пройти одну ступень, могут потребоваться долгие годы.

Нельзя торопиться или быть нетерпеливым, ибо восхождение это весьма опасно. Всегда рискованно искать то, что находится вне нашей досягаемости. Известный символ «Лествицы» изображает монаха, падающего с высоты в пропасть. Самодовольство и самоуверенность – самое опасное, что может встретиться в духовной жизни, и им особенно подвержены наиболее ревностные христиане. Нам также следовало бы помнить, что духовного совершенства не могут достичь даже святые.

 Ибо бесстрастие есть «совершенное совершенных несовершаемое совершенство» (Лествица. 29:5), а последняя ступень этой лестницы, которая есть любовь, является непреходящей стадией, и мы никогда не достигнем ее конца ни в этой, ни в следующей жизни: «Конец сей любви бесконечен; и мы никогда не перестанем преуспевать в ней, ни в настоящем веке, ни в будущем, светом всегда приемля новый свет разумений» (Лествица. 26:152)

Если духовная брань кажется вам невозможной и борьба слишком тяжела для вас, не отчаивайтесь и не прекращайте бороться. Наше совершенствование в добродетелях зачастую больше похоже не на лестницу, а на катание с горки. Было бы неверным понимаем учения св. Иоанна думать, что те, кто в этой жизни не достиг высот духовного совершенства, обречены на погибель. «Хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем не невозможно» (Лествица. 26:82). Падать, снова подниматься и начинать все заново – в этом и заключаются покаяние и христианская ревность.

Еще одно предупреждение: очень немногие люди достигнут последней, тридцатой ступени этой лестницы. Если вы считаете, что сможете, вам лучше вернуться к самому началу.

Часть I. Разрыв с миром

Ступень 1. Отречение от жития мирского


«Богомолец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро. Воздержник тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всею силою ревнует подражать нравам свободного от всего такого». (Лествица. 1:4)

Каждый христианин призван к покаянной жизни: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9:23, 24)

Перед крещением мы «отрекаемся от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его» (Чин оглашения).

Христос говорит нам: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители мои подвизались бы за Меня…; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). Поэтому тот, кто следует за Ним, тоже не от мира сего: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19).

Апостол Павел предупреждает нас: «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2).

Таким образом, из всего этого следует, что отречение от мира относится не только к монашеству, но ко всем христианам. И если монашеская жизнь подразумевает физическое отделение от мира или от людей (греческое слово «cosmos» имеет оба эти значения), большинство христиан должны жить в обществе. Более того, зачастую это общество нехристианское и может даже быть открыто враждебно христианскому вероисповеданию. Даже если мы живем в большом городе, погруженные вместе с другими людьми в свои повседневные заботы, мы призваны отречься от мира.

В этом смысле «мир» означает все то, что противостоит Христу и нашему спасению. «Мир» в значении творения Божьего хорош, и все мы (даже те, кто живет в монастыре) являемся его частью. И как бы ни были отдалены монастырь или хижина отшельника, все монахи живут под тем же солнцем, под той же луной, дышат тем же воздухом и разделяют землю и плоды ее со всем человечеством. Но как монах отвергает мирской образ жизни – погоню за богатством, тщеславие, гордость, плотские наслаждения, – так же и все христиане чуждаются всего этого, хотя некоторые из них и в меньшей степени. Христианский брак, хотя и не исключает плотских радостей, отнюдь не является разнузданной похотью и эгоистичным гедонизмом; и хотя всем нам нужны деньги, чтобы жить, мы не должны быть жадными и скупыми.

Не может быть ни аскетической жизни, ни подлинной духовности, если мы не хотим порвать с миром в том, что нам дорого и что составляет центр и средоточие всей нашей жизни. Св. Иоанн говорит о трех основных добродетелях, которые лежат в основании аскетической жизни и освобождают нас из рабства мирской суеты: ...

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ - 

https://azbyka.ru/otechnik/ant...

архим. Вассилиос Папавассилиу


Документальный видеопроект "Лествица"

протоиерей Игорь Фомин и Борис Корчевников

https://www.youtube.com/playli...


Конец невежественной свободы - жестокое рабство

    Кишлачный беспредел в "Яндекс такси"

    Ехала только что в "Яндекс такси". Села назад, сотрудник редакции - на переднее место. Водитель его встретил словами - "А на заднее сиденье не?!".  Все промолчали. Водитель поехал и...

    Хорошо быть кошкою, хорошо собакаю, где хочу пописаю, где хочу покакаю 18+

    Виктор Анисимов Для затравки: Новая детская и подростковая субкультура захлёстывает Россию. На улицах многих наших городов минувшим летом появилось большое количество...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ros Orthodox Вчера 10:16

      По принципу алкоголика, или Когда люди станут «как боги»

      «Может, уже прошло?»У меня был один знакомый, запойный алкоголик. Человек, страдающий такого рода зависимостью, может не пить месяцами, а иногда и годами, но рано или поздно уходит в запой. Как-то я поинтересовался у него: «Скажи, а как у тебя обычно начинается новый запой?»В ответ я услышал следующее:– Знаешь, когда долго не пьешь, время от времени в г...
      3477
      Ros Orthodox 15 октября 12:49

      Серная кислота богохульства

      Публикация соборного документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» (см. ниже) уже вызвала довольно живую реакцию. В самом феномене богохульства есть некоторая загадка. Как пишет, комментируя документ, Майя Кучерская, «люди верующие и так хорошо знают, как страшен грех богохульства. Значи...
      163
      Ros Orthodox 14 октября 21:20

      К КОМУ НАМ ИДТИ?

      ГДЕ ИСКАТЬ "ТОЧКУ ОПОРЫ"? Наше Отечество переживает сегодня очень сложное, но и очень интересное время. и многие люди в это сложное время пытаются найти для себя какую-то точку опоры - надежную, вызывающую безусловное доверие, - на которую можно было бы опереться в любой жизненной ситуации. Многие люди, оглядываясь вокруг себя, задаются вопросом: есть л...
      1097
      Ros Orthodox 13 октября 18:49

      Восемь заповедей мецената

      18 августа (6 августа ст.ст.) 1838 года в Ростове, в доме на улице Покровской родился Алексей Леонтьевич Кекин, статский советник, купец первой гильдии, самый щедрый ростовский благотворитель. А.Л. Кекин – автор уникальных воспоминаний. Они представляют собой настоящую «энциклопедию жизни Ростова» 30-40-х годов XIX века. Но не только в передаче бытовых п...
      118
      Ros Orthodox 6 октября 11:25

      С 8 октября по 12 декабря в Музее современной истории России будет проходить выставка «По окопам переднего края»

      С 8 октября по 12 декабря в Музее современной истории России будет проходить художественная интерактивная выставка «По окопам переднего края» в рамках народного движения «Уголь земли Русской», сообщили РНЛ организаторы. На выставке будут представлены более 70 лучших художественных работ, воплотивших в себе образы Героев специальной военной операции...
      372
      Ros Orthodox 6 октября 11:10

      "Законы природы не изобретены человеком, а, наоборот, ... их признание навязано ему извне" Макс Планк, основоположник квантовой физики

      Доклад, прочитанный в мае 1937 года в Дерптском (Тартуском) университете. Мах Planck. Religion und Naturwissenschaft. Vortrag gehalten im Baltikum (Mai 1937) von Dr. Max Planck. 2te unverand. Auflage. Joh. Ambrosius Barth Verl. Leipzig, 1938. Макс Планк в 1930 году. Фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Планк,_МаксМногоуважаемые дамы и господа!В прежн...
      3499
      Ros Orthodox 3 октября 11:45

      Почему ученые верят в Бога

      Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мираМы веримВ 70-е гг. на Западе была издана книга «Мы верим», в которой 53 выдающихся ученых, из них многие – Нобелевские лауреаты, убедительно свидетельствуют о своей непоколебимой вере в Господа Иисуса Христа. Нашим соотечественникам с детских лет внушалось, что Бога нет, что его придумали темны...
      1646
      Ros Orthodox 3 октября 11:09

      "Сегодня мир оказался захваченным всеми существующими видами варварства."

      Ложь невыносима, как сквернословиеОб октябрьских событиях 1993 года Штурм Белого дома 1993. Фото из открытых интернет-источниковМеня нередко спрашивают, изменилось ли мое отношение к событиям 3—4 октября 1993 года, с оценкой которых я выступил на православном радио на следующий день после расстрела парламента. Спустя тридцать один год, мог бы ли я п...
      3699
      Ros Orthodox 28 сентября 21:55

      Верую. Вера образованных людей

      Святитель Николай Сербский (Велимирович) Символ верыВерую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради ...
      776
      Ros Orthodox 20 сентября 14:49

      "Самое главное – «не попасть к немцам на галеру», к европейцам то есть."

      Лев Гумилёв: «Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только через евразийство» ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ, БИОГРАФИЧЕСКОЕ:«Лев Николаевич Гумилёв – сын двух знаменитых русских поэтов – Анны Андреевны Ахматовой и Николая Степановича Гумилёва.Доктор исторических и доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Санкт- Петербургского универси...
      2884
      Ros Orthodox 20 сентября 14:08

      Рождество Богородицы: начало спасения

      ... Событие Рождества Богородицы, по мысли святителя Андрея Критского, знаменует конец ветхозаветных прообразований, установлений и начало самой новозаветной истины. Оно – новая точка отсчета в истории спасения человеческого рода. Потому церковный праздник Рождества Богородицы и совершается в самом начале календарного богослужебного года. Он есть, по выражению святите...
      717
      Ros Orthodox 20 сентября 14:03

      Взгляды на теорию эволюции в Православной Церкви

      В истории мысли последних двух столетий идея эволюции оказалась яблоком раздора в естествознании, в философии, в религии и в идеологии. В отношении к эволюции можно наблюдать очень пристрастное отношение. Это отношение объясняется не столько научно доказанными фактами, не столько логикой, сколько психологическими факторами. С одной стороны, действует здоровая интуиция...
      1886
      Ros Orthodox 14 сентября 19:05

      Евангелие можно назвать так: «Книга счастья».

      Письмо 88. Сироте, которая спрашивает, почему в Евангелии не говорится о счастье Миссионерские письмаСвятитель Николай Сербский (Велимирович)Как же не говорится, душа благочестивая? О чем в Евангелии говорится чаще? Мне кажется, что Евангелие можно назвать так: «Книга счастья». Учение Христа – учение о счастье. Тебя, конечно, смутило то, что в Еванг...
      342
      Ros Orthodox 14 сентября 19:02

      Кто мне докажет, что Бог есть?

      Письмо 101. Учительнице В. Ш., о свидетельствах существования Бога Миссионерские письмаСвятитель Николай Сербский (Велимирович)И ты, и твоя старушка мать преданы православной вере. С тех пор как вы начали соблюдать заповеди о посте, молитве, милостыне и Причастии, тайны истины открываются вам все больше. Поистине, это верный путь: упражнение в известном ...
      976
      Ros Orthodox 14 сентября 17:33

      Как бы не вернулось всё на круги своя!

      «Матерщинник и крамольник» Семён Слепаков* упорно требует снять с него иноагентствоКак известно, по весне 2023 года «юморист» и открытый враг России Максим Галкин*, а чуть ранее такие же «юморные» Семён Слепаков* и Илья Варламов*, а также певица Земфира* подавали иски в суд о снятии с них иноагентства. Но, как сообщалось, 2 июня прошлого года Замоскворецкий суд Москвы...
      1385
      Ros Orthodox 14 сентября 17:28

      Нам невыгодно оставлять любую территорию, которая может служить зародышем будущей Украины

      «Россия может забрать Галицию себе» Почаевская лавра - ru.wikipedia.org России невыгодно оставлять любую территорию, которая может служить зародышем будущей Украины. А мы не знаем, какую политику поляки, тем более под давлением американцев, будут проводить по отношению к Западной Украине. Это будет политика тотальной полонизации, или они в соответствии...
      2080
      Ros Orthodox 12 сентября 21:35

      Империя – это веротерпимость

      Власти Смоленска помогают восстановить находящийся в аварийном состоянии католический храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, возведенный в конце XIX века. Это решение вызывает одобрение у одних и резкую критику у других. Как пишет один из политических Telegram-каналов: «В стране, которая воюет с коллективным Западом, это, конечно, очень важно... ...
      1141
      Ros Orthodox 12 сентября 21:27

      Никто не даст нам двести лет для собирания наших сил

      Слово в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского Почитать святого, говорит святитель Иоанн Златоуст, значит не только обращаться к его молитвенной помощи, но приобщаться его подвигу всей своей жизнью. Бог не оставляет Церковь во времена тяжких испытаний, но воздвигает из ее среды «мужей силы и разума». Именно об этом даре молим...
      778
      Ros Orthodox 8 сентября 11:19

      ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ ХАЗАРСКИЙ ЗНАК ТАМГА

      Круг зарубежных источников, упоминающих о кагане русов, также широк: от восточных — сочинений арабских и персидских авторов — до западных, начиная с Бертинских анналов 839 г. С полным основанием ученые полагают, что с половины IX в. правитель русов в международном общении носил самый значимый в регионе титул «каган», дававший его обладателю международно...
      7834
      Ros Orthodox 8 сентября 11:07

      Покончить с новой Хазарией – Украиной

      Некоторые промежуточные выводы по СВО и событиям в Курской областиПрошло более двух с половиной лет с начала проведения Специальной военной операции (СВО). Если сопоставить это время с событиями Великой Отечественной войны (июнь 1941 – декабрь 1943), то можно видеть, что аналогичный временной период знаменовал собой громадные по масштабам события: победа в Сталинградс...
      2127
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика