Никас Сафонов - один из самых известных художников современной России. К его творчеству относятся по разному, некоторые говорят, что это «русский Дали», а другие обвиняют его в мошенничестве.
Никас Сафонов — самый известный и противоречивый художник современной России. Одни утверждают, что это «русский Дали», а другие называют его работы «качественным фотошопом». Родившийся в 1956 году художник получил признание в начале 90-х годов, создавая портреты представителей селебрити. Позже он заинтересовал публику анималистичными полотнами. Параллельно им создается свой художественный стиль «dream vision».
Для полотен художника типично соединение классической техники письма и постмодернистского символизма. Колорит его работ насыщенный, яркий, в сочетании с отсутствием теней. Это производит неоднозначное «тревожное» ощущение. Названия произведений для Софонова не просто «маркеры», а часть композиции. Обычно его полотна носят многозначительные, длинные имена.
Известность к Никасу Сафонову приходила поэтапно. Конец ХХ века прославил его, как автора стилизованных изображений политиков, бизнесменов и актеров. Портреты созданы в историческом антураже, взятом из творений известных классиков — Рембрандта, Рубенса, ван Эйка. В начале 2000-х Сафонов все чаще создает анималистичные полотна, причем опять с историческим колоритом. Параллельно художник разрабатывает стиль «dream vision».
«Лестница в небо или тоннель с историей искусств». 1997
На переднем плане женское лицо, окруженное пышным воротником «горгера» на фоне полураздвинутого красного занавеса. С левой стороны в небо уходит лестница, чьи ступеньки незаметно сливаются в «горгерой». На ступенях стоит фигура девушки, частично заслоняющая лицо женщины с воротником. В нижней части изображения зритель видит прямоугольный проход, по которому движется фигура в балахоне.
«Магдалена Донни или кошачий взгляд на Рафаэля». 2002
Одно из анималистичных произведений художника. В великолепном платье, с драгоценностями на шее в безмятежной позе сидит… сиамская голубоглазая кошка.
Полотно — своеобразный оммаж творчеству Рафаэля Санти и его портрету Магдалены Донни.
Голова и шея животного выглядит не менее изящно, чем женская головка. А спокойный умиротворенный вид кошки только подчеркивает парадоксальное содержание картины.
«Рожденная в Риме». 2009
В нижней части портрета видны дома в историческом квартале Вечного города: белые стены перемежаются со штукатуркой цвета охры, здания преимущественно невысокие, над ними возвышаются пара ажурных стройных башен. Над городской панорамой парит в небесах лицо Софи Лорен. Выполненное в черно-белой манере, оно кажется ярче и объемнее старинных зданий.
«Пик красоты» 2007
Зритель видит нежное женское лицо с полураскрытыми губами. Но лицо вписано в окружающий горный пейзаж. Волосы плавно переходят в горный массив, лоб затянут облачной пеленой, облака оттеняют уголки глаз, а овал плавно переходит в берег горной речки. Название картины приобретает двойной смысл. То ли это гора, прекрасная, как женщина, то ли женщина, чья красота возвышается, как горный пик.
«Автопортрет в костюме капитана Блада». 2005
Художник изобразил себя в черной фетровой шляпе, черные длинные волосы отброшены на спину. На мужчине костюм XVII века. Из уха свисает жемчужная серьга.
Название уводит внимание зрителя к роману о великодушном пирате. Но весь исторический антураж автопортрета взят из работы ван Дейка «Карла I на охоте».
«Сон о воде на фоне замка или Вода и Камень имеют память». 2007
Женская голова мраморной статуи занимает почти все пространство картины. Кажется, что зритель видит фрагмент древней скульптуры, валяющийся на земле. Щеки и шея женщины погружены в воду, а в верхнем левом углу виден далекий замок. Изображение словно рассказывает историю смены эпох и неизбежного разрушения.
«Мадонна, как бабочка». 2008
На фоне темной зелени раскинула крылья нежная бабочка. Ярко выделяются голубые крылья с рыже-коричневой каймой. Но головка насекомого оказывается человеческой. Это певица Мадонна, чьи золотисто-русые волосы перекликаются с каймой на крыльях. Женщина в образе бабочки словно символизирует непостоянство, хрупкость и красоту.
«Образ современника»
В ярко освещенной комнате, перед высоким окном, сидит на роскошном диване обезьяна. Она одета в темно-синий костюм, белоснежную рубашку и свободно повязанный галстук. Костюм примата подошел бы добропорядочному бизнесмену, но на голове животного красуется странный головной убор, похожий одновременно на женскую шляпку и абажур лампы. По довольному взгляду обезьяны можно понять, что, дурацкая шляпа приводит ее в восторг.
«Очищение. Автопортрет с цветком». 2011
Из серии «Река времени». Художник изобразил себя в костюме испанского идальго, с бело-красным беретом на голове. В его руке зажата алая гвоздика.
Темный колорит картины и общая композиция перекликаются с работой Дюрера «Автопортрет с чертополохом».
«В память Александра Македонского»
Александр изображен в разгар битвы: он сражается с человеком, прикрывшимся щитом, у ног великого полководца лежит поверженный противник. Работа стилизована под мастеров Возрождения: битва здесь похожа на танец, Александр замахивается слишком театрально. Но одновременно с центральной части полотна словно опадает внешний потрескавшийся слой гипса, словно это гипсовый старинный барельеф, который постепенно превращается в красочное изображение.
«Гоголевский персонаж, но намного серьезнее». 2012
Еще один портрет в духе анималистики. На фоне приглушенного зеленого фона сидит серьезный рыжий кот в синем бархатном пиджаке. Он смотрит прямо на зрителя, в руке зажата пепельница, а на колене лежит красный клетчатый платок.
Произведение повторяет картину Давида «Эммануэль-Жозеф Сийес», видного политика времен Французской революции.
Но у Софронова героем оказывается не блестящий французский аббат, а тихий житель Миргорода, правда вид кота действительно слишком серьезен для старосветских провинциальных помещиков.
«Девушка с моря, или предчувствие праздника». 2012
По галерее, окружающей площадь Святого Марка, идет девушка в белом открытом платье. Сама площадь залита водой, по-видимому, в Венеции наводнение. Девушка словно олицетворяет город на воде. Ее платье незаметно переходит в шлейф синей воды, но девушка упорно спешит вперед.
«Весна. Любовь». 2018
Одна из самых популярных картин в стиле «дрим вижн». На ветке дерева сидят два удивительных существа. У них тела белых птиц, но крылатое тело венчает голова кролика. В соответствии со стилем картина имеет несколько слоев. Птицы-кролики тщательно выписаны, даже видна граница, где мех переходит в перья. А вот окружающий пейзаж написан объемной пастой, чуть затертой шпателем. Этот прием делает задний план более размытым и нечетким. По мнению автора, стиль «дрим вижн» – это мир, увиденный просыпающимся человеком, когда явь мешается с фантастикой.
Многих ценителей живописи отталкивают от работ Сафонова их эпатажность, отсылки к работам старых мастеров и странные названия. Поклонники ценят Сафонова за классический рисунок, яркую палитру и мир, увиденный с необычной стороны. Но равнодушным его картины никого не оставляют.
Как вы относитесь к творчеству художника?
Оценили 2 человека
5 кармы