Оглавление
История ростовщичества
Ростовщичество в обществе и культуре
Ростовщичество – это практика одалживания кому-либо денег с условием, что изначально выданную сумму вернут с большим процентом (то есть ростом, отсюда и название).
Это явление зародилось в глубокой древности, даже раньше, чем появились деньги как таковые. Сегодня понятие «ростовщичество» имеет негативную окраску. Но откуда вообще взялась данная практика и как менялось на протяжении тысячелетий?
История ростовщичества
Явление возникло очень давно: ростовщичеством еще в III тыс. до н. э. активно занимались жители Вавилона.

В древности, когда наличных денег еще не было, ростовщичество производилось натуральным продуктом. К примеру, ростовщик мог одолжить землепашцу своего быка в качестве пахотного животного. Землепашец вспахивал поле и получал урожай, а часть этого урожая должен был отдать ростовщику вместе с одолженным ранее быком.
Другой вариант – вернуть быка после распашки поля, но с приплодом. Или, например, взять в долг один мешок зерна, а вернуть полтора или два. То есть ростовщик в конечном счете все равно получал больше, чем давал.
Затем появились наличные деньги. Тут ростовщичество расцвело буйным цветом. Особенно распространилось оно в Древней Греции, несмотря на то, что многие мыслители, включая Аристотеля, его осуждали. Процветало явление и позже, в эпоху феодализма, в разных странах мира.

Существовало ростовщичество и на Руси. Оно именовалось лихоимством, а процент, получаемый ростовщиком, – лихвой.
Отсюда и выражение «воздать с лихвой» или «вернуть с лихвой», то есть с излишком, избытком. Ростовщичеством, в частности, занимались православные монастыри, давая денежные ссуды под залог драгоценностей или земель.
Большинство процентщиков хотело иметь гарантию возврата денег. Ведь неизвестно было, что случится с заемщиком. Он мог разориться, сбежать, попасть в тюрьму, наконец умереть. И тогда одолженные ему деньги пропадали.
Чтобы избежать такой ситуации, ростовщики давал в долг под залог. Таким залогом могли служить драгоценности, земли, скот. Они оставались у процентщика до тех пор, пока долг не будет уплачен сполна.
Если человек не мог вернуть взятые у ростовщика средства, то попадал в так называемое долговое рабство. То есть он фактически становился рабом своего кредитора. На Руси такое явление называлось кабалой.

Постепенно многие страны стали вводить запреты на занятия ростовщической деятельностью. Ее распространенность уменьшилась с появлением банков в Средние века, однако по факту явление существует и сегодня.
Современные банки по сути занимаются тем же ростовщичеством: они дают деньги в кредит под процент. Отличие в том, что банк – юридическая организация, его деятельность регулируется государством и есть четкие условия кредитования, тогда как ростовщик – физическое лицо, действующее самостоятельно.
Ростовщичество в обществе и культуре
В большинстве религий и культур ростовщичество считалось бесчестным, позорным занятием. И не удивительно: ростовщики часто ломили конский процент за право пользоваться своими средствами.
Но люди, загнанные обстоятельствами в угол, все же вынуждены были обращаться к процентщикам. Как мы уже сказали, некоторые заемщики, будучи не в силах расплатиться с кредитором, попадали в долговое рабство и даже сводили счеты с жизнью.
В христианстве ростовщичество осуждается как получение денег без приложения усилий.
Однако запрету оно не подвергалось.
В Ветхом Завете, в частности, содержатся призывы лишь ограничивать и регулировать это явление.
В исламе ростовщичество однозначно осуждается и в некоторых исламских странах находится под запретом. У них нет кредита, есть лишь беспроцентная рассрочка.
Интересна ситуация в иудаизме – ведь среди средневековых ростовщиков было много евреев.
Согласно Торе, иудеи не имеют права взимать проценты со своих единоверцев. Однако с представителей других вероисповеданий – вполне. Впрочем, и иноверцы, согласно иудаизму, вправе взимать проценты с евреев.
Многие экономисты тоже отрицательно отзываются о ростовщичестве. Некоторые авторы подчеркивают, что оно ведет к увеличению денежной массы, не обеспеченной товаром, – а значит, к инфляции.
Другие отмечают, что любое государственное регулирование свободных сделок (в том числе, ростовщических) приведет к дефициту кредитных ресурсов и процветанию черного рынка.
Ростовщичество встречается во многих произведениях литературы: «Венецианский купец» Шекспира, «Портрет» Гоголя, «Гобсек» Бальзака. Другой известный пример – роман Достоевского «Преступление и наказание»: главный герой Раскольников убивает старуху-процентщицу.

Старуха показана в романе как ничтожный, морально разложившийся, паразитирующий персонаж. Она устанавливает высокий процент и дает деньги исключительно под залог ценностей. Поэтому Раскольников считает, что, убив ее, сделает миру полезное дело.
Несмотря на аморальность ростовщичества, нельзя отрицать его значимость для истории. Ведь именно оно лежит в основе современного банковского дела.
__________________https://dzen.ru/a/ZRaOzB4UOBUL...
Оценили 4 человека
8 кармы