Знать прошедшее - значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили римляне, "история - это учитель жизни".
Продолжение цикла рассказов о археологических открытиях, начало читайте в публикациях: Интересная археология / Интересная археология. Выпуск 2 / Интересная археология. Выпуск 3 / Интересная археология. Выпуск 4 / Интересная археология. Выпуск 5 / Интересная археология. Выпуск 6 / Интересная археология. Выпуск 7 / Интересная археология. выпуск 8 / Интересная археология. Выпуск 9 / Интересная археология. Выпуск 10 / Интересная археология. Выпуск 11 / Интересная археология. Выпуск 12.
Реальный лик Иоанна IV Рюриковича
Вглядитесь в это доброе и не лишённое привлекательности лицо дедушки с главной картинки поста — это всем известный персонаж нашей истории, создавший Русское царство таким, каким мы его знаем теперь, — Иоанн IV Васильевич, прозванный Грозным за бескомпромиссность по отношению к врагам государства.
Реконструкция лика Иоанна выполненная Моралесом
Нельзя сказать, что учёных не интересовала реальная внешность последнего настоящего владыки из династии Рюриковичей, но их вполне устраивала реконструкция известного советского учёного Ивана Герасимова. При проведении реконструкции Кремля в 1961 году было решено выполнить реконструкции внешности первого признанного русского царя.
Герасимов провёл эксгумацию останков Ивана Грозного и в 1963 году и выполнил реконструкцию его облика по своему методу. «Грузный немолодой человек с массивным полным торсом, сильной шеей, с лицом властным, умным, но жёстким, достаточно неприятным, с брезгливой гримасой губ, вислым носом, массивным подбородком», — так описывал воссозданный облик самодержца учёный.
Царь был похоронен в облачении схимонаха. По останкам установлено, что рост Ивана Грозного был около 179—180 см. В последние годы жизни его вес составлял 85—90 кг. В нашем распоряжении имеются также разнообразные художественные изображения великого русского монарха, на которых он чаще всего изображался худощавым стариком с залысинами, клиновидной бородой и взглядом, излучающим гнев.
Реконструкция лика Иоанна выполненная Герасимовым
По мнению историков, Иван Грозный походил на свою знаменитую бабушку — гречанку Софью Палеолог. А фантазии живописцев, скорее всего, не имеют ничего общего с оригиналом. А вот что писали о нём современники, видевшие его лично. Венецианский посол оставил краткое описание внешности 27-летнего Ивана Васильевича: «красив собою».
Чуть более подробно рассказывал германский посол Даниил Принц, дважды бывавший в Москве у 46-летнего царя: «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно толстое, большие голубые глаза, которые у него постоянно бегают и все наблюдают самым тщательным образом. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой».
Этими довольно скудными сведениями не удовлетворился бразильский учёный-антрополог Цицерон Моралес, приложивший немало трудов для создания своего варианта внешности великого русского правителя. У него не было возможности провести анализ по настоящим останкам, зато была 3D-модель лица. И бразильский специалист по 3D-графике с энтузиазмом приступил к работе.
Его метод в основных моментах схож с принципом работы советского антрополога Герасимова. Но гениальность нашего соотечественника бразилец заменил более совершенными технологическими методиками и возможностями мощного компьютера.
Используя технику анатомической деформации, исследователь нашёл и обследовал добровольцев со схожими параметрами черепа, выверяя данные по толщине кожного покрова и лицевых мышц. Всё остальное доделала, как сейчас принято в научном мире, специально разработанная программа.
В итоге, как можно убедиться на сравнительных иллюстрациях к посту, его вариант получился чрезвычайно схожим с герасимовским. Можно с высокой долей вероятности считать, что это и есть наиболее близкий к истинному облику портрет Иоанна.
И у кого теперь язык повернётся сказать вслед за иностранными шпионами, что он тиран и душегуб? Вот она, правда от первого лица и великая сила визуального восприятия. которое вовсю используется в кино. А о Иоанне Васильевиче я ещё обязательно продолжу…
Скифы Окско-Донского водораздела
Чем больше в руки археологов попадает материальных свидетельств памятников Центральной России и Поволжья, тем больше становится у них уверенности в значительном влиянии Великой Степи в этих регионах. Специалисты музея-заповедника «Куликово поле» в окрестностях Тулы тщательно изучают прошлое как своего региона, так и примыкающих к нему областей, составляющих Окско-Донской водораздел.
Сегодня в популярных СМИ бытует мнение, что это область автохтонного расселения мордовских и древнемордовских племён, которые преобладали в этих лесных массивах. Но артефакты, обнаруженные при раскопках городища Гора Услань в 20 км к югу от Тулы, в значительной степени подтвердили влияние степного субстракта.
Были обнаружены следы развитой металлургии цветных металлов – литейные формы и отходы производства. Ранее литейные мастерские в столь северных широтах не находили. Раскопанное городище принадлежало к народам скифского мира, было обнесено двойной стеной и имело крутой склон.
На территории поселения мастеров (помните комплекс поселений Аркаима?) было обнаружено скифское бронзовое зеркало, украшения, наконечники стрел, рукояти кинжалов и ряд других предметов, датируемых VII–V веками до н. э.
«Новые находки позволяют расширить северную границу культурного влияния скифов минимум на 300 километров. Заимствования жителей Горы Услань в материальной культуре скифов можно проследить по орнаментам и форме керамики, по способу строительства жилищ и по набору вещей ежедневного обихода», – рассказал сотрудник музея-заповедника Е. Столяров.
Окско-Донская равнина на протяжении тысячелетий играла роль моста, связующего степные и лесные регионы. Я уже писал об этом в посте «Необычные скифы донских степей», где рассказал о выводах учёных-генетиков, дающих нам совсем другое представление о разнообразии скифского мира. Могу также вспомнить в этом контексте свою статью «Аборигены Русской равнины — кто они?».
Очень надеюсь, что внимание к скифскому наследию, проявляющееся в наше время, в том числе в поддержке президента, поможет в значительной степени прояснить картину древних миграций и культур.
А исследовать есть что! Судя по поднятым артефактам древности, скифскую культуру в этом регионе сменили сарматские племена, пришедшие на рубеже I и II веков н. э. Они оставались здесь достаточно долго, по крайней мере до середины III века или даже немного дольше. Им на смену пришла так называемая мощинская культура, которую можно охарактеризовать как балто-славянскую, хотя это привязка довольно условная.
Бронзовое зеркало
Следует оговориться, что термин «балты» к современным прибалтам не имеет никакого отношения. Это представители древнего автохтонного населения Восточной Балтики. Неизвестно, на каком языке говорили представители мощинской культуры и какое ДНК несли в себе. Они сжигали своих покойников. Важным указанием можно считать найденные образцы восточноевропейских выемчатых эмалей.
Более подробно об этом интересном периоде я скоро расскажу в большой статье. Учёные считают, что население Окско-Донской равнины было включено в сферу влияния образовавшегося Русского каганата (салтово-маяцкая культура), занимавшегося транзитом товаров между Юго-Востоком и Северо-Западом по Волжскому торговому пути.
Не лишне будет также вспомнить и о многочисленных производственных литейных, гончарных и других мастеровых центрах на всём протяжении этой транспортной артерии. Связь к ним тянется, как можно убедиться благодаря находкам археологов, ещё к скифским временам. К скифской теме в контексте археологии я ещё вернусь, а пока рекомендую к прочтению по теме статью «Русский каганат».
Остров Пасхи: от загадки к загадке
Остров Пасхи можно смело назвать долгожителем неразрешённых мегалитических загадок. Название этого небольшого участка суши в бескрайнем океане говорит само за себя. Голландский путешественник Якоб Роггевен по старинной привычке европейцев не удовольствовался местным названием острова Рапа-нуи, а решил присвоить ему новое. В тот день как раз праздновали Пасху Христову, что и предрешило судьбу переименования.
Первооткрыватель был сильно удивлён, учитывая уровень знаний аборигенов и отсутствия у них гужевого транспорта. Статуи, которые они называли моаи (дословно «статуя, истукан»), очевидно, надо было как-то перемещать, но местные не знали даже колеса. Тем временем некоторые каменные исполины весили более 10 тонн, а высота доходила до 12 метров.
Как? И главное, зачем? На момент открытия острова на постаментах вдоль побережья стояло около 200 фигур. Ещё не менее 700 в разной степени готовности находились в карьерах и на дорогах, ведущих к побережью. Целая армия истуканов, для ритуальных нужд могли бы сгодиться штуки или десятки, но не сотни!
Пытливая мысль учёного сообщества тут же принялась перебирать все возможные варианты. В конце концов остановились на следующей версии: островитяне, используя передовую (на тот момент) систему земледелия, довели численность племени до того уровня, который остров прокормить не мог.
Расплодившиеся люди вырубили весь лес, съели всех птиц и животных, но против природы не попрёшь, и к моменту встречи с европейцами на острове проживало всего около 3 000 человек. Моаи были изготовлены в период между 1250 и 1500 годами, значит, решили учёные, именно тогда численность туземцев достигла максимальной численности, позволявшей выделить ресурсы на постройку каменных истуканов.
Проанализировав количество пригодной для земледелия земли, исследователи пришли к выводу, что население могло достигать 17 000 человек. Но новые данные, полученные с помощью искусственного интеллекта, эту гипотезу напрочь опровергли. Дело в том, что на острове ветреная и чрезвычайно засушливая погода.
Чтобы удержать влагу в земле, островитяне придумали обкладывать место посадки растений камнями, а иногда выстилать их слоями. Прежде считалось, что площадь таких садов камней могли занимать до 21,1 кв. километра. С чем не согласился ИИ, изучивший способ высадки и спутниковые снимки острова. Площадь культурных посевов резко сократилась до 0,76 кв. км, то есть в 20 раз меньше, чем считалось ранее.
Прокормиться с них как раз и могли те самые 3000 человек, что обнаружили в 1722 году первооткрыватели. Выходит, жители острова очень хорошо понимали, какая численность приемлема, и придерживались её, а никакой рукотворной катастрофы не было и в помине. Способ изготовления и доставки статуй на побережье смог выяснить и опробовать Тур Хейердал.
На острове живёт два племени: длинноухие (удлиняли мочки ушей тяжёлыми украшениями) и короткоухие. Первые держали в секрете от вторых технологию вытёсывания моаи, но Хейердал показался им внушающим доверие, и они продемонстрировали ему, как с помощью воды и каменных рубил из вулканического туфа делать огромные статуи.
Волоком переместили их с помощью брёвен и канатов, а затем установили вертикально, используя приспособления из камней и брёвен, выступавших в роли рычагов. При этом все манипуляции производились в секрете от второй группы населения — тайна, покрытая мраком.
Можно предположить, что секрет изготовления составлял некую кастовую принадлежность первой группы, выделявшую их среди общего населения. Но вот зачем им понадобилось столько моаи — пока осталось не выясненным. Может, для подтверждения сохранности сакрального мастерства и сохранения статуса?
Тысячелетняя пещера колдунов мулла-муллунг
Учёные нашли место, где проводились одни и те же магические ритуалы на протяжении почти 12 000 лет. Колдуны и колдуньи приходили в это место с единственной целью — провести очередной ритуал. Надо полагать, что если в течение 12 000 лет у местного населения не иссякала необходимость в конкретном обряде, можно с высокой долей уверенностью предположить, что он был вполне действенным.
Из этого логического утверждения проистекает следующее: магия была не просто частью жизни деревенского населения, она реально работала. В труднодоступную пещеру Австралийских Альп (да, есть в Австралии свои Альпы) археологи добрались с местным гидом в 70-х годах прошлого века и сразу же принялись за дело.
Оказалось, что присутствие людей в пещере можно проследить с периода около 23 000 лет назад. Но новостью для них стало не это, а то, что в ней никогда не жили, то есть не использовали в бытовых целях! Древние оборудованные кострища и пол скального укрытия не содержат остатков белковой пищи, несмотря на огромное количество костей мелких позвоночных.
Другими словами, живность в пещере была, но приходящие в неё люди не готовили на огне, используя очаги для какой-то иной цели. Что это была за цель, удалось выяснить с помощью записей этнографа Альфреда Ховлетта от 1887 года. Он описал обряд колдунов мулла-муллунг с использованием палочек из деревьев рода Casuarina, традиционно используемых в церемониях аборигенов.
Небольшая палочка очищалась от веток, смазывалась жиром животного или человека, а концы её слегка обжигались на концах. В специально сложенном очаге разводился огонь, на край которого втыкалась та самая палочка с прикреплённым к ней предметом, принадлежащим конкретному человеку. Колдун читал специальный текст с именем нужного человека до тех пор, пока палочка не падала в огонь.
Так на человека оказывалось негативное воздействие. И, как убедились археологи, нужда в подобных обрядах и заказах колдунам не иссякала в течение, как минимум, 12 000 лет. Именно такие датировки были получены для двух исследованных радиоуглеродным способом очагов при повторном изучении пещеры в 2020 году.
В обоих случаях были найдены палочки, лежащие на миниатюрных кострищах с камнями размером с ладонь и остатками травы и веточек. Сомнений быть не могло — здесь проводился колдовской обряд, который описал в конце XIX века этнограф-геолог.
Учёные отмечают, что обработка жиром палочек для ритуалов не могла быть распознана визуально, а следовательно, эта особенность передавалась изустно из поколения в поколение на протяжении многих тысячелетий. То, что самый древний обряд смогли датировать периодом 12 000 лет назад, не отрицает его использование ранее. Напомню, что самый древний очаг в этой пещере имеет возраст 23 000 — 25 000 лет.
Но даже не беря этот срок в расчёт, совпадение археологических данных и этнографических отчётов свидетельствует о непрерывности культурной практики на протяжении 12 000 лет. Вот и не верь после этого в магию, наговоры, заговоры и колдунов. Особенно интересно, что другие учёные назвали полученные результаты революционными. Это самый древний подтверждённый обряд на Земле!
Радует в этой истории то, что учёные не побоялись прослыть мракобесами. Как, например, у нас в стране при исследовании обрядов народной веры славян или руссов. Обряды других народов России почему-то ни у кого подобной реакции не вызывают — прямо магия какая-то! Отчего такая реакция на историю наших предков, может кто знает? Было бы интересно…
Современный человек — результат естественного отбора гибридных мутантов?
Как хочешь, так и понимай. А судя по смелым выкладкам российского учёного, выходит, что современный вид человека сформировался в результате гибридизации разных видов гоминидов, их адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды и естественному отбору получившихся особей. Неожиданные выводы стали результатом напряжённой работы научной мысли над загадкой зарождения, выживания и доминирования человека разумного.
Я уже писал на эту волнующую тему в статье «Библейская история Каина и Авеля — реальный эпизод?» и нескольких постах: «Неандертальцы были умнее нас?» / «Так откуда пошёл род человеческий?» / «Питекантропы: эволюция — значит агрессия?» / «Колыбель Адама, где она?» / «Гномы, хоббиты и другая мелюзга».
Обещал продолжить и выполняю данное слово. Оцените же пульсирующее смыслами колебание исследовательской научной мысли. Научный руководитель Института археологии и этнографии РАН А. Деревянко рассказал заинтересованным журналистам, что ранее в мире знали 2 теории происхождения человека современного вида.
По первой гипотезе, не только сам вид Homo, но и человек нашего типа сформировался в Африке 200-150 тыс. лет назад и примерно 80-60 тыс. лет назад вырвался на простор мира с чёрного континента. По второй версии, человек современного типа сформировался на основе Homo erectus (человек прямоходящий), а там, где расселялись представители этого типа, возможно, формировались и представители нашего типа Homo sapiens.
То есть предполагается прямая и непосредственная связь двух видов, переход одного в другой посредством (например) эволюции. Мнение российского учёного охватывает оба варианта и привносит в их суть объединяющий элемент. По сути, он объясняет появление Homo sapiens как гибрида, а с учётом влияния окружающей среды, в некоторой степени мутанта.
Деревянко считает, что современный вид человека явился миру посредством скрещивания 4 основных типов гоминидов: ранний человек современного типа в Африке; неандертальцы, сформировавшиеся в Европе 200-150 тыс. лет тому назад; денисовцы, сформировавшиеся в Центральной и Северной Азии в то же время; Homo sapiens orientalensis из Юго-Восточной и Восточной Азии.
Подвигли его к такому выводу констатация множественных и задокументированных фактов гибридизации (скрещивания) перечисленных видов Homo и их обнаруженные генетические следы в ДНК современного человека.
Это было известно и до него, но, по мнению российского учёного, гибридизация и ассимиляция происходили не между отдельными видами, а внутри одного вида, популяции которого представляли собой открытые генетические системы. То есть чётко и жёсткого деления сообществ разных видов Homо не было, а была некая общая площадка, открытая для скрещивания всем желающим.
Факты генетического смешения он видит не как случайные связи, а как закономерный процесс, протекавший, ко всему прочему, не только на последнем витке эволюции, а гораздо, гораздо раньше. Практически всегда.
Это означает, что на протяжении почти 3 миллионов лет эволюции рода Homo внешнее и внутреннее строение (морфология), а также генетику нашего вида сформировали три ключевых фактора: естественный отбор, гибридизация и адаптация к изменяющимся условиям плейстоцена. Если упростить, то это мутирование гибридов и эволюция получившихся особей.
Возможно, во всём этом буйстве теорий и есть рациональное звено, но для меня, как для человека обыденного, в версии всемирного и безграничного скрещивания всех со всеми просматривается влияние западной модели социального общества. А это уже некоторая натяжка науки на модную нынче социологию. Может, я и не прав, во всяком случае, продолжение темы обязательно последует…
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история. Следите за главными новостями онлайн.
Рекомендую: в издательстве КТК «Галактика» вышла моя книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» .
Оценили 2 человека
4 кармы