Третий урок ЛОГИКИ

13 1582

Сначала небольшое предисловие - у меня нет нормальной сети с субботы... а вчера она вообще была отвратительная, так что был небольшой пропуск в публикациях...

О различных классах понятий

Понятия и термины. Мы предлагаем начать с рассмотрения различных классов понятий. В сочинениях по логике у английских философов изложение логики обычно начинается с рассмотрения терминов, имён или названий. 

Они исходят из того, что в логике мы должны трактовать не просто о понятиях, которые представляют известные умственные построения, но мы должны о них трактовать постольку, поскольку они получают выражение в языке, в речи; а так как понятия мы выражаем при помощи слов, названий и т. п., то, по их мнению, гораздо целесообразнее в логике говорить не о понятиях, а о названиях, именах или терминах.

Таким образом, мы можем рассматривать или понятия в том виде, как они нами мыслятся, или их выражение при помощи слов.

Но на самом деле между этими двумя рассмотрениями нет существенной разницы. Как мы видели в Психологии, каждое понятие у нас в мышлении фиксируется, приобретает устойчивость, определённость, благодаря тому или другому слову, названию, термину. Когда мы в логике оперируем с понятием, то мы всегда имеем ввиду понятие, которое связывает с известным словом. Слово является заместителем понятий. Мы можем оперировать только с теми понятиями, которые получили свое выражение в речи. Таким образом, неважно, будем ли мы говорить о названиях и терминах, как это делается в английской логике, или же будем говорить о самих понятиях.

Понятия индивидуальные и общие. Понятия разделяются прежде всего на индивидуальные (или единичные) и общие. Индивидуальными понятиями мы будем называть те понятия, которые относятся к предметам единичным, индивидуальным (в данном случае индивидуальные понятия совпадают с представлениями о единичных вещах). Например, "британский посланник", „высочайшая гора в Америке", "автор Мёртвых душ", "эта книга". К числу единичных понятий относятся также и собственные имена, например: "Софийский собор", "Ньютон", "Рим". 

Понятия, которые относятся к группе или классу предметов или явлений, имеющих известное сходство между собою, называются общими понятиями или кассовыми понятиями. Например, понятия: "растение", „животное", "газ", "двигатель", "поступок", "движение", "красота", "гнев", "чувство", и т.п. – это классовые или общие понятия.

Общие, собирательные и разделительные термины. Единичные и общие понятия иногда могут употребляться в особенном смысле, и именно в так называемом собирательном. Если я произнесу предложение: "лес служит для сохранения влаги", то в этом предложении "лес" является одним из множества однородных предметов; в этом предложении понятие "лес" употреблено в общем смысле. Вот только "лес" может представляться как одно целое, состоящее из однородных единиц. В таком случае понятие "лес" или термин "лес" делается коллективным или собирательным.

Собирательный термин обозначает одно целое, группу, состоящую из однородных единиц. Например, термины: "полк", "толпа", "библиотека", "лес", "парламент", "созвездие", "соцветие", "класс", представляют собой собирательные термины, если мы имеем ввиду, что они служат для обозначения целого, составленного из однородных единиц.

Но эти же самые термины делаются общими, когда мы их мыслим как отдельные представители известного класса. Например, "полк", "толпа" является общим термином, когда речь идёт о "полках", о "толпах"; в этом случае вещи, обозначенный этими терминами, рассматриваются, как известные единицы, входящие в состав известного класса сходных вещей. 

Если я употребляю термин "Румянцевская библиотека", "Английский парламент", то я употребляю собирательные термины, потому что они выражают известное целое, составленное из однородных единиц. Если же я скажу "европейские библиотеки, парламенты, университеты" и т.д., то это суть общие термины, потому что я говорю о библиотеках, парламентах, университетах, как известном классе сходных предметов.

Как легко видеть из приведенных примеров, собирательные понятия представляют собою особую форму индивидуальных понятий.

Так как весьма часто общие понятия можно смешать с собирательными, то следует обратить внимание на следующее различие между ними. То, что мы утверждаем относительно собирательного понятия, относится к известному целому, составленному из единичных предметов, но это утверждение может быть неприложимо к предметам, входящим в это целое и взятым в отдельности. 

Наоборот, то, что мы утверждаем относительно общего понятия, может быть приложено к каждому предмету, к которому относится это понятие. Собирательное понятие мыслится, как одно целое, состоящее из однородных единиц, общее понятие мыслится, как класс, который состоит из сходных предметов. 

Если мы говорим "парламент издал закон об отмене смертной казни", то мы этим хотим сказать, что известное целое, составленное из известных единиц, издало известный закон; но этого нельзя сказать относительно каждого члена парламента, потому что отдельные члены парламента могут высказаться за сохранение смертной казни. В этом случае понятие "парламента" употреблено в собирательном смысле. Но я могу употребить выражение "парламенту принадлежит законодательная функция"; в этом случае термин "парламенте" употреблен в общем смысле, потому что указанное выражение справедливо относительно всех парламентов.

Иногда мы можем употреблять те или иные понятия таким образом, что наши утверждения будут справедливы относительно каждой отдельной единицы, входящей в ту или другую группу предметов. Такое употребление терминов или понятий мы будем называть употреблением в разделительном смысле. 

Когда мы употребляем какое-нибудь понятие в собирательном смысле, то мы наше утверждение относим к группе, рассматриваемой в целом; если же мы употребляем его в смысле разделительном, то мы утверждаем что-либо о каждом члене группы раздельно. Если мы, например, говорим: "весь флот погиб во время бури", то мы употребляем понятие "весь" в собирательном смысле, потому что мы говорим о флоте, взятом в целом. Отдельные корабли могут не погибнуть, но флот, как известное целое, перестаёт существовать. Если мы употребляем выражение "все рабочие утомились", то в нём слово "все" мы употребляем в разделительном смысле, потому что мы имеем в виду утомление каждого рабочего в отдельности.

Абстрактные и конкретные термины. Абстрактные термины – это такие термины, которые служат для обозначения качеств или свойств, состояний, действие вещей. Они обозначают качества, которые рассматриваются сами по себе, без вещей. 

Когда мы употребляем абстрактные термины, то мы совсем не подразумеваем, что соответствующие этим терминам качества или свойства, состояния вещей существуют где-нибудь в определённом пространстве или в определённый момент времени, а наоборот, они мыслятся нами без вещей, а потому и без определённого пространства и времени. Примером абстрактных терминов могут служить такие термины, как: "тяжесть", "объём", "форма", "цвет", "интенсивность", "твёрдость", "приятность", "вес", "гуманность". 

В самом деле, "тяжесть" не является чем-то таким, что имеет существование в данный момент времени: она существует не только в каком-нибудь определённом месте, но и везде, где только есть тяжелая вещь. Абстрактные термины называются так потому, что свойства или качества, обозначаемые ими, могут мыслиться без тех вещей, к которым они принадлежат, мы можем абстрагироваться, отвлекаться (abstrahere) от представления тех или иных вещей.

Абстрактными, в отличном от этого смысла, иногда называются также и понятия таких вещей, которые не являются предметом чувственного восприятия, т.е. не могут восприниматься нами, как известная определённая вещь, например, "вселенная", "звёздная система", "тысячеугольник", "человечество" и т.п. Но в этом случае было бы целесообразней такие понятия называть понятиями, лишёнными наглядности (по-нем. unanschaulich), в противоположность тем понятиям, которые могут являться предметом чувственного восприятия и которые поэтому могут быть названы наглядными или интуитивными.

Конкретными являются понятия вещей, предметов, лиц, фактов, событий, состояний сознания, если мы рассматриваем их имеющими определённое существование, например: "квадрат", "пламя", "дом", "сражение", "страх" и т.п. 

Отношение между абстрактными понятиями и конкретными следующее. Абстрактное понятие получается из конкретного; мы через анализ выделяем какое-нибудь качество или свойство вещи, например, "белизну" из "мела". С другой стороны, на конкретное понятие можно смотреть, как на синтез абстрактно мыслимых качеств. Например, понятие "камень" представляет собой синтез качеств: "тяжесть", "шероховатость", "твёрдость" и т.п.

Стоит отметить, что прилагательные всегда являются терминами конкретными, а не абстрактными; употребляя прилагательное "белый", мы всегда мыслим вещь, свойство же или качество мы мыслим в том случае, когда мы употребляем существительное "белизна".

1) О чувстве страха можно сказать, что оно имеет известное качество, напр., известную силу или интенсивность, что оно обладаете свойством парализовать умственную деятельность и т.д. Словом, оно может быть рассматриваемо как нечто, состоящее из совокупности свойств или качеств.

В языке иногда абстрактные и конкретные термины употребляются попарно. Например, конкретному термину "белый" соответствует абстрактное понятие "белизна"; конкретному термину "строгий"; соответствует абстрактный "строгость"; квадрат – квадратность, человек – человечность.

Положительные и отрицательные термины. Положительные термины характеризуются тем, что они служат для обозначения наличности того или другого качества. Например, употребляя термины "красивый", "делимый", "конечный", мы желаем обозначить, что в предметах имеются налицо качества, обозначаемые этими словами, соответствующие же им отрицательные термины "некрасивый", "неделимый", "бесконечный" будут обозначать, что указанные качества отсутствуют, не имеются налицо. Другие примеры отрицательных терминов: "вневременной", "сверхчувственный", "ненормальный", "беспечный", "бессмысленный".

Относительные и абсолютные термины. И наконец, бывают термины относительные и абсолютные. 

Что значить вообще абсолютный? Под абсолютным мы имеем ввиду то, что не находится в связи с чем-либо другим, что не зависит от чего-либо другого; под относительным мы понимаем то, что приводится в связь с чем-нибудь другим. 

Абсолютный термин – это такой, который в своём значении не содержит никакого отношения к чему-либо другому, он не принуждает нас мыслить о каких-либо других вещах, кроме тех, которые он обозначает. Например, термин "дом" – абсолютный. В этом моменте мысль о доме, мы можем не думать ни о чём другом. 

Относительный же термин – это такой термин, который, помимо того предмета, который он означает, предполагает существование также и другого предмета. Например, термин "родители" обязательно предполагает существование "детей": нельзя мыслить о родителях без того, чтобы в то же время не мыслить о детях. 

Если мы говорим о каком-либо человеке, что он "строгий", то мы наше внимание можем ограничить только этим человеком; но если мы говорим о нём, как о "друге", то мы должны подумать еще об одном лице, которое стоить к нему в отношении дружбы. Другие примеры: "компаньон", "партнер", "сходный", "равный", "близкий", "король – подданные", "причина – действие", "северный – южный". Каждый из такой пары терминов называется соотносительным другому термину.

Вопросы для закрепления. /В рамках курса ответы на эти вопросы проверялись преподавателем - в рамках бесплатной публикации - можете отвечать в комментариях - по возможности я буду отвечать и проверять их - но только по возможности.../ Какое существует соотношение между рассмотрением терминов и понятий? Какие термины общие и какие индивидуальные? О каких терминах мы говорим, что они употреблены в собирательном смысле и о каких – в разделительном смысле? Какое различие между собирательными терминами и общими? Какие термины называются абстрактными и какие конкретными? Какие термины называются положительными, отрицательными? Какие термины относительные и абсолютные?

---

Если будет желание и возможность - любая поддержка приветствуется и любая сумма в биткойнах поможет в этом: 15SGrmL2jJbnZiL8pNbJytCLioeKLnPkGE

или рублями можно сюда: https://qiwi.com/n/HINUM115

не забудьте подписаться на меня и на Cont'e чтоб не пропустить ничего важного и полезного...


Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Обсудить
  • Хорошее практическое руководство по изготовлению биороботов. В статье строится деврево понятий с неявным предположением, что это единственно возможное дерево. Ну это же так правильно выглядит: мы применяем логику и значит имеем единственно верное построение. Только у логики есть одно свойство, которую в коментах уже упоминали. Сейчас это свойство описывается теоремой Гёделя о неполноте. Эта теорема говорит простую вещь: если для построения логической системы понятий использовали полное множество аксиом, то в построенной логической системе будут противоречия. И это непреодолимо. Другими словами "закон - что дышло, куда повернул - туда и вышло" не всегда из-за плохих законодателей получается. А вот двойная мораль наглосаксов есть прямое следствие этого свойства логики.