Восьмой урок ЛОГИКИ

3 1444

На этот раз - ссылки на предыдущие уроки я решил дать в начале: 

https://cont.ws/@thirdromestar/2197311

https://cont.ws/@thirdromestar/2197558

https://cont.ws/@thirdromestar/2199961

https://cont.ws/@thirdromestar/2200108

https://cont.ws/@thirdromestar/2200108

https://cont.ws/@thirdromestar/2201702

https://cont.ws/@thirdromestar/2202525

https://cont.ws/@thirdromestar/2204011

https://cont.ws/@thirdromestar...

---

О суждении

Познание и суждение. Если бы у нас были одни только представления и понятия, но не было бы их соединения или связи, то могли бы мы сказать, что у нас есть познание? Конечно, нет. Познание может быть только в том случае, если мы имеем дело с истинностью или ложностью; а вопрос об истинности или ложности возникает только тогда, когда между понятиями устанавливается известная связь; это бывает именно тогда, когда мы судим о чём-нибудь.

Например, когда я произношу слово "дом", то в понятии, выражаемом этим словом, нет ничего ни истинного, ни ложного. Когда же я говорю "дракон существует, "у дракона есть крылья", то я утверждаю нечто истинное или ложное. Следовательно, об истинности и ложности может быть речь только в том случае, когда мы имеем дело с суждением. Как мы видели в Психологии, суждение всегда имеет дело с какой-либо объективной реальностью.

Суждение весьма известное как умственное построение, но, будучи выражено в словах, оно называется предложением.

Грамматический анализ предложения. В предложении мы всегда высказываем что-нибудь относительно чего-нибудь. То, относительно чего мы высказываем, называется подлежащим, субъектом, а то, что мы о нём высказываем, называется предикатом, сказуемым. Типом простого предложения является предложение "А есть В", "А не есть В". В этих предложениях А – это субъект (subjectum), В – предикат (praedicatum); "есть" и "не есть" называется связкой (copula), потому что она служить для связки подлежащего со сказуемым. Подлежащее обычно обозначается символом S, а сказуемое – символом Р (начальные буквы слов subjectum, praedicatum).

Стоит отметит, что, когда мы говорим о суждении. то мы имеем в виду логическую точку зрения, когда же мы говорим о предложении. то мы имеем в виду грамматическую точку зрения.

Форма суждении. Суждения, каковы бы они ни были, всегда представляют собой соединение субъекта с предикатом, но они видоизменяются в зависимости от изменения субъекта, предиката и связи между ними. Поэтому нам для ознакомления с возможными формами суждении следует рассмотреть возможные изменения субъекта, предиката и связи между ними.

I. Прежде всего рассмотрим особенность суждений в зависимости от изменения субъекта.

Субъект может быть или определённым, или неопределённым. Суждения с неопределённым субъектом – это т.н. безличные суждения, например: "рассветает" "мне скучно", "грустно", "больно". Между суждениями с определённым субъектом мы отличаем суждения единичные, частные и общие. 

Единичными суждениями называются такие, в которых подлежащим является какое-либо индивидуальное понятие. Например: "Ньютон открыл закон тяготения". Частное суждение – в котором подлежащим суждения является понятие, взятое в части своего объёма, напр., суждение: "Некоторые S суть Р". Общие суждения—это те, в которых подлежащее служит для выражения класса вещей или явлений. Напр.: "Пауки – членистоногие".

II. Суждения по формам предиката можно разделить на повествовательные, описательные и объяснительные. Стоит отметить, что субъект всегда является выражением понятия вещи, предмета, события, в то время как предикат служит для обозначения тех изменений, которым может подвергаться вещь. 

Вещь мы рассматриваем, как нечто пребывающее, постоянное, отличающееся от своих признаков именно тем, что она остаётся неизменной в то время, как эти последние изменяются. Это пребывающее принято называть субстанцией, а то, что в нём изменяется, принято называть акциденцией. Акциденция может выступать в качестве состояния или свойства; в этом смысле предикат выражает или состояние вещи, или свойство какой-либо вещи, но иногда он может выражать также и вещь.

В зависимости от этих особенностей предиката – суждения могут принимать нижеуказанные формы.

а) Повествовательные суждения содержат в своём предикате высказывание относительно событий, состояний, процессов или деятельности; предикат здесь всегда является понятием состояния, причём о повествуемых вещах высказываются по большей части скоропроходящие состояния. Эти суждения действительны только для определённого промежутка времени. Например: "Цезарь перешёл Рубикон". "Роза цветёт в нашем саду". "Этот огонь горит". Эти суждения можно назвать повествовательными потому, что они употребляются по преимуществу в рассказах.

b) Описательные суждения. В описательных суждениях одному или многим предметам приписывается какое-нибудь свойство или множество свойств, причём имеются ввиду более или менее постоянные свойства. Субъектом всегда является какой-либо определенный предмет или вещь. 

Например, в суждении "огонь горячий" предикат выражает понятие свойства или признака субъекта. То же самое следует сказать относительно предикатов в следующих суждениях: "Снег белый". "Паровоз движется быстро". "Роза красивая". "Кит дышит лёгкими". "Небо голубое". Обозначение суждений этого рода описательными происходить вследствие того, что они применяются в основном в описаниях.

с) Объяснительное суждение подводить какую-либо вещь под родовое понятие, причём в этом случае предикат выражает понятие вещи. Например: "Золото это металл". "Кит это млекопитающее". "Это железо". "Горение это химический процесс". "Парабола есть коническое сечение".

III. И наконец, третий класс суждений – это те суждения, в которых выражается определённое отношение между понятиями подлежащего и сказуемого. В них мы различаем:

а) Суждения тождества. В суждениях этого рода понятия субъекта и предиката имеют один и тот же объём, т.е. в них подлежащее и сказуемое – понятия равнозначащие. Например, "любой равносторонний треугольник – равноугольный треугольник"; "Пётр I был первым русским императором". В математике часто применяются суждения, выражающие тождество, именно сюда относятся суждения, которые выражаются уравнениями. Например:

b) Суждения подчинения совпадают с объяснительными суждениями. Здесь понятия субъекта и предиката не являются тождественными, так как их объёмы отличаются друг от друга. Именно, здесь понятия с менее широким объёмом подчиняются понятию с более широким объёмом. Поэтому подобные суждения могут быть названы суждениями подчинения. Например: "Солнце есть неподвижная звезда". "Это правильный пятиугольник". "Собака – домашнее животное".

с) Суждения отношения пространства, времени и причинности. В предложении "дом находится на улице" дело идёт об известном пространственном отношении между "домом" и "улицей"; "находящийся на улице" образует содержание предиката. В суждении "Платон жиль до Рождества Христова" предикатом является "живущий до Рождества Христова" и выражает собой временное отношение. "Солнце производить тепло" (суждение причинности).

Суждения существования. Если мы возьмём какое-нибудь суждение, в котором относительно S высказывается какое-либо Р, то в таком суждении мы по большей части не утверждаем прямо, что S существует вне человеческого мышления, потому что в этом случае только устанавливается известное логическое отношение между S и Р. 

Если мы, напр., возьмём суждение: "ни одна часть окружности не является прямой", то мы не ставим вопрос о том, существует ли что-либо в роде круга в строго геометрическом смысле. Если бы у нас даже не было убеждения в том, что такого рода круги существуют, то всё-таки мы могли бы произнести указанное суждение, потому что в них мы только устанавливаем известное отношение между подлежащим и сказуемым. 

И наоборот, такие суждения, как "Бог существует", "солнце существует", "существует любовь к родине, которая способна на великие жертвы", "существуют антиподы", имеют только ту цель, чтобы утверждать бытие или существование логического субъекта. Такие суждения, которые приписывают понятию субъекта только лишь существование, называются суждениями существования, или экзистенциальными суждениями. Легко заметить, что слово "есть" в этих суждениях является не связкой, а предикатом и обозначает "существует".

Аналитические и синтетические суждения. Суждение, в котором мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нём уже содержится, называется аналитическим. Например, в подлежащем суждения: "любое тело протяжённо", признак протяжённости уже содержится. Мы не можем мыслить понятие "тело" без того, чтобы не мыслить его протяжённым. Поэтому, если мы говорим, что тело протяжённо, то мы только раскрываем, анализируем то, что уже содержится в подлежащем. Потому и само суждение называется аналитическим.

От аналитических суждений отличаются суждения, в которых предикат не находится в содержании субъекта, в которых предикат привносить нечто новое к содержанию субъекта. Такие суждения называются синтетическими. В них не раскрывается содержание подлежащего, а присоединяется нечто новое. Эти суждения называются также суждениями, расширяющими познание, между темь как аналитические суждения называются суждениями, объясняющими познание, потому что настоящее знание приобретается только благодаря синтетическим суждениям, аналитические же суждения только уясняют то знание, которое у нас уже имеется. Это разделение суждение принадлежит Канту.

Существовало мнение, что различие между суждениями синтетическими и аналитическими имеет абсолютный характер, т.е., что некоторые суждения имеют всегда только аналитический характер, а другие суждения имеют только синтетический характер. На самом же деле, если рассматривать суждения с точки зрения их происхождения, то различие между синтетическими суждениями и аналитическими нужно считать относительным, потому что иногда признаки, которые мы считаем связанными аналитически, в действительности бывают связаны синтетически. 

Например, если мы произносим суждение "лев – плотоядное животное", то это суждение должно быть признано, конечно, аналитическим, потому что признак плотоядности уже содержится в понятии "лев". Но это суждение является аналитическим теперь, когда мы уже хорошо знакомы с содержанием понятия "лев". Когда же мы не были знакомы с содержанием понятия "лев", то это суждение имело синтетический характер, потому что тогда признак плотоядности присоединялся к понятию "лев". От постоянного совместного употребления понятия "лев" с признаком плотоядности, это суждение сделалось аналитическим.

В английской логике этому разделению суждений на аналитические и синтетические до некоторой степени соответствует разделение предложений на словесные и реальные. Д. С. Милль следующим образом разъясняет различие между словесными предложениями и реальными. 

Словесные предложения – это те, в которых содержание предиката заключается частью или целиком в содержании субъекта; словесное предложение утверждает о вещи только то, что мы уже предполагали, когда мы произносили название этой вещи; поэтому словесные предложения только раскрывают понятие подлежащего. Например, предложение "человек – это животное" – предложение словесное, потому что "животное" входить частью в содержание понятия "человек". 

Из этого ясно, что словесные предложения не утверждают чего-либо о вещах, но они нам дают знать только лишь о значении имён. Реальные предложения – это те, в которых содержание предиката не составляет никакой части содержания субъекта. Предложение "три угла треугольника, вместе взятые, равны двум прямым" – предложение реальное, потому что понятие субъекта (три угла треугольника) не содержит в себе понятия предиката (равенство двум прямым).

Однако, помимо приведённой в этой главе классификации суждений, существует ещё одна классификация, с которой нам необходимо ознакомиться, потому что она лежит в основе всех дальнейших логических построений.

Вопросы для закрепления. /В рамках курса ответы на эти вопросы проверялись преподавателем - в рамках бесплатной публикации - можете отвечать в комментариях - по возможности я буду отвечать и проверять их - но только по возможности.../ Какое существуешь отношение между познанием и суждением? Какое различие между суждением и предложением? Что ложится в основу деления суждения? Какие существуют суждения в зависимости от изменения субъекта и какое между ними различие? Какие существуют суждения в зависимости от изменения предиката и какое между ними различие? Какие существуют суждения отношения? Какие суждения называются суждениями существования? Какое различие между аналитическими и синтетическими суждениями?

---

Поблагодарить автора можно биткойном: 15SGrmL2jJbnZiL8pNbJytCLioeKLnPkGE

рублями: https://qiwi.com/n/HINUM115

не забудьте подписаться на меня и на Cont'e чтоб не пропустить ничего важного и полезного... к тому же подписка и рекомендации иногда значат больше чем деньги...

Пять минут хорошего настроения. Часть 28

Ребёнок  подрастает,  остаются  детские  вещи.  Захотела  помочь  какой-нибудь малоимущей семье. Посмотрела в интернете, чего они хотят. Оказалось, чт...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Хоба!

Обсудить
    • zirop
    • 18 февраля 2022 г. 22:30
    Не лучше ли рассказать о двух логиках философии ? p/s Как примера для суждений о (логике пространства & логике движений). :wink: