Продолжим наше путешествие по старому сибирскому тракту. напомню, что Кайгородок и Юксеево мы уже прошли
Начало в предыдущих статьях-
1)https://cont.ws/@travma1yandex...
2)https://cont.ws/@travma1yandex...
Но прежде заглянем по пути в деревню Пармайлово, Кочевского района- это по дороге
А вот и автор
Ну ладно едем дальше
Подъезжаем к селу Коса.
Что известно сегодня про это село- Население Косы — 2 383 человека. Из первых письменных источников и документов, касающихся переписи населения, можно выяснить, что уже в 1579 году в Ныров-погосте (так называлось будущее село Коса) было 14 дворов и имелся церковный приход. По сведениям из второй переписи Перми Великой (1623 и 1624 годы), Ныров-погост назван уже нынешним именем — погост Коса. Селение представляло собой заново срубленные дома на обширном пепелище, поскольку все его дворы погорели от удара молнии в 1623 году. В 1840 году в селе имелись каменная православная церковь и станция земской почты. Ежегодно разворачивались три ярмарки и два торжка. Жители Косы — коми-пермяки. Исторический центр села окончательно сформировался около ста лет назад. После утверждения вице-губернатором генерального плана развития селения (1879 г.) в Косе появляются широкие перпендикулярно расположенные улицы и переулки.Население в основном занималось земледелием — выращивали рожь, овес, ячмень, частью — пшеницу, горох и лен. В животноводстве велись опыты по улучшению породы свиней племенными хряками. Были и подсобные промыслы: заготовка товарного леса и солеваренных дров со сплавом по рекам Косе и Лологу. В четырех верстах от села находилась каменоломня, где добывали известковый плитняк. Велась промысловая охота на белку, рябчика и куницу. В реке Косе ловилась рыба: стерлядь весом до 20 фунтов (она поднималась вверх по течению до Пуксиба), судак, лещязь, голавль, налим, окунь, сорога, ерш и пескарь. Коренных косинцев отличали свой уклад жизни, своя культуры, а еще фамилии и прозвища: Уличи, Сяпары, Шомпичи, Чукыли, Киршичи и др. Можно предположить, что одни прозвища означали характер человека, другие — профессию, третьи — место рождения или жительство.
В центре села Коса находится историко-архитектурный ансамбль XIX—XX веков, включающий в себя Свято-Николаевскую церковь, здание начальной школы и здание МБОУ ДОД «Дом детского творчества с. Коса» — бывший дом купца и лесопромышленника Д. Ф. Быкова.
Строительство каменной Свято-Николаевской церкви в селе Коса началось «в 1802 году, тщанием прихожан и пожертвованием разных лиц». Автор проекта Косинской Свято-Николаевской церкви неизвестен. Однако можно предположить, что церковь строилась, как тогда говорили, «по образцу» Никольской кафедральной церкви (1795 г.), построенной на средства графа Строганова в центре Иньвенского края, в селе Кудымкар, по проекту великого русского архитектора Андрея Воронихина (1760—1814, род. в селе Усолье Чердынского уезда).
Здание начальной школы(бывш. четырехклассное училище
Еще одна местная достопримечательность -- дом купца Быкова. Сегодня здесь располагается Дом детского творчества.
Из истории села:
"Ыджыт туй — большая дорога из Москвы в Сибирь В древнерусском государстве основными путями сообщения были реки, по которым с весны до осени осуществлялось судоходство, а зимой прокладывали санный путь. С далеких времен реки Камского бассейна связывали глухие уголки лесистого Верхнего Прикамья с центральными областями России. По притокам Верхней Камы и примыкавшим к ним волокам по - степенно устанавливались экономические связи с населением, проживавшим в бассейнах Северной Двины и Печоры, и через них с центром России. С проникновением в Пермский край из центральной России предприимчивых промышленников и торговых людей появляются сухопутные дороги в Предуралье и в Сибирь, проходившие непосредственно через северные территории современного Коми-Пермяцкого округа. Примерно в начале XVI века прежний Новгородский путь заменяется более южным, Московским. Эта дорога была проложена от Москвы через Ярославль, Тотьму, Великий Устюг, Лальск на Кайгородок, через деревни Юксеево и Косу на Соликамск, а затем через Чердынь по рекам Вишере и Велсу через Уральские горы на Лозьву. Документальным подтверждением существования торгового пути из Московского царства в Пермь Великую и обратно в XVI веке является «Уставная грамота 1553 года», которая была дана царем Ива - ном IV «пермичам». Согласно данным писцовой книги Ивана Яхонтова, составленной в 1579 году, на пространстве северной части современного Коми-Пермяцкого округа существовали населенные пункты, которые в писцовой книге распределяются по бассейнам рек: погост Гайна, деревни и починки: по рекам Каме и Косе — деревня Нижняя Коса, Ныров-Погост (ныне село Коса) на реке Косе, деревня Нестерова (ныне село Большая Коча) верх Косы, деревня Данилово, деревня Чежегоново на роднике, деревня Имас, деревня Земское на реке Каме, починок Чазёв на реке Киве, деревня Юксеевых (ныне село Юксеево) на роднике. Появление сел Коса и Юксее во связывают с проложением сухопутной государевой дороги. С 1579 года Московская государева дорога из Москвы имела направление на Переяславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Шуйский Ям, Тотьму, Устюг Великий, Лальский посад, Кайгородок, Юксеево, Косу, Селище, Вильву, Уролку, Соликамск. Протяженность участка дороги от Соликамска через Юксеево до Кайгородка была около 250 верст -Сохранился уникальный для России историко-географический источник, который представляет из себя подробный поясняющий текст к карте Московского царства начала XVII века — «Книга Большому чертежу или древняя карта Российского государства», а составлен он был в 1627 году. К сожалению, сама карта не уцелела, но сохранился пояснительный текст. В этом ценном для нашего государства историческом источнике имеется первое описание сухопутной Московской дороги в Пермь Великую: «Переехав Волгу против Юнги мимо устья реки Ветлуги дорога сухим путем до Царева-Санчурска… от Георгия до Кайгородка, от Кайгородка до Юксеева, от Юксеева до Косы, от Косы до Уролки, от Уролки до Соли Камской».
Особый интерес для изучения истории Юксеево-Косинской дороги представляют «Дневные записки путешествия Ивана Лепехина академика, по разным провинциям Российского государства в 1771». Известный русский ученый, академик Иван Лепехин составил подробный дневник своего путешествия по старой государевой Московской дороге, так как новый сибирский тракт прошел южнее, через Оханск на Кунгур и далее на Екатеринбург. Свое движение по Юксеевско-Косинскому участку дороги он начал от Соликамска через Григорьеву гору на Косу. При описании своих впечатлений от увиденного Иван Лепехин обращал внимание не только на природу, но был очень внимателен и к быту, обычаям и облику тех народов, с которыми ему пришлось встретиться. Первая встреча с коми-пермяками про - изошла в деревне Селище, до которой, по расчетам Лепехина, от берега Камы было 76 верст. Это расстояние было пройдено за 3 дня. Иван Лепехин не оставил описания деревни, но уделил большое внимание в своих записках этнографической теме. «Деревня Селища была для нас первая, где мы увидали тот род людей, которых Пермяками называют… бедность до того их довела, что они принуждены большую часть своего веку довольствоваться пихтовою корою, которую они истолкши в ступе и просеев примешивают малое число ржаной муки и пекут лепешечки. Бедность жителей выгнала нас заблаговременно из деревни Селища, принудила в пасмурное время и по обветшалым мостам верст с 11 тащится до села Косинского прозванным по реке Косе, над которою оно заведено». 5 июля путешественники прибыли в село Косинское. Никакого описания села И. Лепехин не оставил, но сделал интересное замечание: «Июля 5 дня ничего нам отменного не встретилося, кроме великого затруднения. И хотя для такой безпокойной и шаткой езды имели мы все нужное для повозок в запасе, однако запасу нашего стало недовольно; почему мы принуждены сами плотничать и клинить, ибо у тутошнего жителя и с фонарем колеса не сыщешь, но сами они ездят верхом, тягости возят на дровнях и санях…». Причина данного «затруднения» заключалась в том, что коми-пермяки в те времена не пользовались телегой, колесного транспорта у них не было. Старинный Сибирский тракт потерял свое транзитное значение в конце XVII века, когда был проложен новый Сибирский тракт через Оханск на Пермь и Екатеринбург. Но путь этот (в западной части) не исчез совсем: значение его для северной части нынешнего округа сохранилось до наших дней. Несмотря на официальное закрытие этого пути, хлебные грузы из коми-пермяцких районов шли в некотором количестве на Вычегду и Печору в течение почти всего XIX века. Хлеб вывозился и через Кайгород, откуда попадал за 500 верст до Усть-Воча и даже до Архангельска, а так - же на Вятку. Это торговое движение продолжалось до начала XX века"
Шанешки, очень вкусно.
И немного фольклора ( финно угорского) -"Основатели селений косинских «Раньше на земле коми жило много силачей. И самым сильным среди них считался мужик Юкси. Было у него три сына — тоже очень дюжие — Пукси, Чадз и Бач. Они долго вместе жили, и вот Юкси решил отделить сыновей: старое селище стало тесноватым. Сыновья пошли искать новые места для своих селищ. Первым место подобрал Чадз и закричал отцу: — Э — эй, отец! Ты меня слышишь? — Слышу, слышу, сынок. Ну что, нашел место по себе? — Нашел! Кидай топор, буду сруб рубить! Юкси метнул топор по- над лесом на голос Чадза. Чадз поймал топор на лету, заготовил сосновые бревна, срубил себе избу. Потом место нашел себе Бач, а затем и Пукси. После того как поставили избы, братья поженились. Стали жить семьями. А затем и эти семьи разделились. Так появились деревни. И те первые деревни стали называться по именам богатырей: Чадз — Чазёво, Бач —Бачманово, Пукси — Пуксиб, а старое селище — от имени Юкси — Юксеево». Жители поселения бережно относятся к своему прошлому, недавно при въезде в деревни Чазёво, Бачманово и Пуксиб были установлены деревянные скульптуры богатырей Чадза и Бача"
Историй и славных дел с.Коса знает много, но мы будем двигаться дальше.
Продолжение следует.....
Взято отсюда:
http://dmnikitin.livejournal.c...
http://www.mamatov.ru/doc/Kosa...
Оценили 7 человек
13 кармы