• РЕГИСТРАЦИЯ

Через 50 лет Израиль прекратит свое существование?

6 2844

Интервью Якова Кедми Владу Богуславскому, в прошлом главой израильской спецслужбы «Натив» * и одним из основных «архитекторов» репатриации 90-х, мы встретились в кафе Дома журналистов Наума Соколова, что само по себе уже символично. Как-то сразу разговор зашел о проблемах нашей репатриации, ксенофобии и расизме по отношению к репатриантам из бывшего СССР. Не только со стороны коренных израильтян, но и самого государства. Поговорили мы и о необходимости создания проектов по исправлению последствий дискриминации детей второго поколения и помощи в их интеграции в израильское общество.

Яков Кедми: Несмотря на то, что в Израиле проживает около полумиллиона евреев, которых государство не признает евреями (в связи с тем, что их матери не являются еврейками), граждан, затронутых последствиями этой проблемы намного больше. Так как эти граждане связаны родственными узами с другими гражданами, признанными евреями. По сути, являясь кровными родственниками, они оказываются на разных ступенях социальной лестницы. Те, кто не признаны евреями по религиозному определению, стоят намного ниже своих родных и близких. Это не может не сказываться на взаимоотношениях и климате в израильском обществе. Получается, что граждан, включенных в эту непростую социальную проблему, около восьмисот тысяч.

Признание евреев по матери произошло на определенном историческом этапе, до этого человека евреем признавали по отцу. От того, что какой-то раввин несколько сот лет назад решил сделать это так, люди не могли поменяться. Великие идеологи и основатели этого государства были антирелигиозными, никогда не было религиозных людей в сионистском движении. Само понятие религиозность и сионизм взаимно противоречивы. Или ты религиозный, или ты признаешь, что еврейский народ своими силами должен создать свое национальное государство.

Существует понятие национальное государство, где национальность связанна с этническим происхождением и самосознанием. У людей, у которых оба родителя одной национальности, нет возможности выбора, они не могут это изменить. А вот у людей, у которых родители разной национальности, должна быть возможность выбора кем себя считать. Это должно быть их произвольным желанием, не зависящим ни от каких внешних факторов. Тем более от государственной системы, которая определила это за граждан, лишая их свободы выбора.

Религия не имеет никакого отношения к национальности. Тот факт, что большинство людей исповедующих иудаизм были евреями, не говорит о том, что для того чтобы быть евреем нужно придерживаться законов иудаизма. В сегодняшнем Израиле, вопреки понятию демократического государства, имеет место то, чего нет ни в одной демократической стране мира. Религиозные законы, являясь частью государственной системы, диктуют их светскому населению страны. А ведь по закону иудаизма, запрещено принуждать, создавать условия, пропагандировать и завлекать людей в иудаизм. Поэтому мне непонятно, как такое могло произойти? Еще и на уровне государства!

Единственная страна, которая указывает вероисповедание в паспорте, — это Греция. Это произошло из-за разногласий с турками. Но гражданин Греции является полноправным гражданином во всех отношениях, включая заключение брака, невзирая на вероисповедание и национальную принадлежность. Более того, в Германии есть христианская демократическая партия. Это национальная партия. Эта партия не пропагандирует внесение религиозных законов в государство с точки зрения христианской религии, в отличие от Израиля.

В Израиле религиозная партия имеет в виду чисто религиозный аспект и выражает свою нетерпимость по отношению к различным культурам, национальностям и вероисповеданий. В Сирии, например, запрещена деятельность религиозных политических партий. Политическая партия, основой которой является религия, вне закона, ее деятельность запрещена. И так должно быть в любой стране, особенно демократической.

Влад Богуславский: С этим я полностью согласен, Яков. Дореволюционное российское законодательство воспринимало евреев исключительно как религиозную общину — «лица иудейского исповедания». Тем самым евреи, перешедшие в православие или лютеранство, меняли свой правовой статус, но не национальную принадлежность (например, евреи лютеранского исповедания). Даже при крещении, когда требовалось выбрать новое имя из святцев, евреям было запрещено менять фамилии. Отсюда и пришло понятие еврей как национальность. Сионизм Теодора Герцля изначально возник в качестве чисто светского национального движения. В Советском Союзе еврейство понималось как этническое происхождение — национальность.

Скажите, а произойдет ли подобное в Израиле, отделится ли религия от государства и станут ли религиозные партии вне закона?

Яков Кедми: Я, к сожалению, не знаю, произойдет ли подобное в Израиле. Но сделать это нужно. Потому что если этого не делать, то вероятнее всего государство развалится. Через 50 лет Израиль прекратит свое существование, то есть проблема решиться в любом случае. Не по-хорошему, так по-плохому.

Влад Богуславский: Интересное заявление. А как же решить проблему репатриантов, пострадавших от ксенофобии и расизма? Дети репатриантов растут здесь, уезжать им пока некуда. Их довели до такого состояния, что они вынуждены стесняться своего происхождения, чувствовать себя неполноценными из-за того, что мама — нееврейка. Они испытывают чувство вины за это.

Прохождение гиюра, как единственной альтернативы, не является действенным, да и чаще всего наносит вред. Такой резкий переход от светской жизни к строгой религиозности несет массу психологических проблем.

Необходима внутренняя готовность и желание. Человек, который не имеет насыщенной духовной жизни, начинает воспринимать религию как набор ритуалов. В психологии это называется интроект**. В таком случае живая вера подменяется набором мертвых действий, то есть это слепое соблюдение ритуалов. Понятно, почему многие репатрианты не хотят проходить гиюр.

Яков Кедми: То, что они чувствуют, я прекрасно знаю. Они чувствуют обиду на семью, на школу, на государство и в первую очередь на религиозных людей. Равносильно тому, как чувствовал себя жид в СССР. Я знаю, что чувствовал еврейский ребенок в государстве с определенной антисемитской политикой и антисемитскими настроениями в обществе, не понаслышке.

Здесь происходит то же самое с точностью один в один, только в отношении неевреев. Неевреев по религиозному определению, они может и рады бы стать евреями, но государственная политика растоптала и продолжает топтать это желание, настраивая против и озлобляя людей.

Там был жид — здесь стал гой. Только в отличие от Израиля в СССР это не было введено в рамки закона. В Израиле подобная дискриминация и расизм зиждятся на законном основании. Расизм в законе! Ксенофобия в законе! Эти расистские явления не просто закреплены в законе, они еще поддерживаются и отстаиваются политическим руководством страны.

Влад Богуславский: Скажите, Яков, может быть именно по причине законности русскоязычные депутаты Кнессета скрывают факты ксенофобии и дискриминации по отношению к репатриантам? Боятся об этом говорить и всячески отмахиваются от этой темы, отрицая ее наличие.

Яков Кедми: Они боятся, потому что их всех интересует их личная политическая карьера. Их интересует, как это повлияет на их политическое будущее. Потому что говорить об этом — значит подвергнуть опасности свою политическую карьеру. Вот они все и молчат и будут молчать. Поэтому никто из русскоязычных депутатов Кнессета по поводу случая с учебником по обществоведению, в котором говорилось, что большинство репатриантов из стран СНГ – неевреи, исповедующие христианство, публично не высказался. А в нем явно выражена ксенофобия и расизм по отношению к репатриантам. И скорее все это замяли, сославшись на опечатку, и факт дискриминации и расизма никто раздувать, не стал.

В СССР бы такого никто не позволил. Такие выражения в учебном пособии просто бы не допустили, при всех их проблемах. Проблемы нужно решать, а не раздувать их еще больше, тем более настраивая израильских детей против детей репатриантов. Это уже раздувание национальной розни на уровне государства, причем не без влияния религиозности. Иначе зачем нужно писать про нательные крестики? Вероисповедание — сугубо личное дело каждого индивидуума. Возводить ксенофобию или антисемитизм и расизм в рамки закона и учебника — до этого еще никто не доходил.

Влад Богуславский: Но зато критикуют репатриантов за то, что они не ассимилируются. А получается, что государство и общество не позволяют им это сделать. Теоретически Израиль всячески поощряет процесс ассимиляции, то есть стремление как можно быстрее преодолеть культурную дистанцию, отделяющую от новой культуры, за счет полного или частичного отказа от прежней культурной идентичности. Чтобы вслед за изучением языка, репатрианты стремились перенять манеру поведения, типичную для коренных израильтян, поменять свой рацион питания и внешний облик.

В ряде случаев, некоторые отказываются от данного им при рождении имени, с заменой его на израильское. Стремятся завести как можно больше знакомых среди местных жителей и т.д. Однако на практике, несмотря на их стремление «растворить» себя в Израиле, зачастую наталкиваются на эффект «стеклянного потолка».

Со стороны израильского общества и израильской культуры начинает действовать заметная «выталкивающая сила», затрудняющая процессы ассимиляции. Такое обстоятельство является источником болезненных разочарований для многих репатриантов, желающих ассимилироваться. Так нужно ли ассимилироваться подобным образом, отрекаясь от своих корней и культуры страны исхода? Что Вы можете сказать по отношению к русской культуре? Стоит ли от нее избавляться детям репатриантов, то есть ассимилироваться или сохранять ее?

Яков Кедми: Ариэль Шарон, например, родился в Израиле и несмотря на то, что они ходили босиком из-за бедности, его мама читала ему в детстве русскую литературу и заставляла учить наизусть Лермонтова и Пушкина. Заставляла его играть на скрипке — вот вам и русское воспитание.

Так же считали и все великие идеологи, и основатели Израиля включая Жаботинского, что русская культура является не только одной из важнейших частей мировой культуры, но она еще и обогащает душу человека и поэтому необходимо ее сохранять.

Влад Богуславский: Как же все изменилось с тех пор. Жаль, что Жаботинский не передал этого наследия нынешнему правительству. Думаю, что с таким подходом участь репатриантов была бы иной. Что Вы можете сказать по поводу образования в Израиле? Ведь Израиль принял образованных и способных репатриантов — более 60% с высшим образованием. А более 60% детей репатриантов не имеют даже полного аттестата зрелости. Я уже не говорю о музыкальном образовании или спортивных успехах. Тем более, о сохранении и обогащении культуры или о занятии творчеством.

Яков Кедми: Не получают аттестат больше 60% репатриантов — здесь Вы даже преувеличили их успехи. Самый низкий процент из всех групп населения Израиля приходится на детей репатриантов из стран СНГ, не считая бедуинов. По сравнению с коренным израильским населением, еврейским и не еврейским, степень приобщения к культурным ценностям у детей репатриантов намного ниже. Но по сравнению с тем, что могло и должно быть, и тем, что было у их родителей – это смело можно назвать катастрофой.

Вместо того чтобы воспользоваться этим богатством во благо Израиля, частично уничтожили эту образованную и культурную репатриацию в попытке приравнять. Потому что благо Израиля никого не интересовало. Израиль интересовала толпа и рабочая сила.

*«Натив» — в пер. с ивр. путь, тропа.

**Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

Владислав Богуславский
Общественный деятель в Израиле
Мой активный блог на Фейсбук:
https://www.facebook.com/vlad.boguslavsky

Подключайтесь!

Известный общественный деятель в Израиле

    Три удара по Украине оставили её без газа, дронов и самолетов: Европа грозит России, забыв уроки прошлого
    • Andreas
    • Сегодня 14:04
    • В топе

    Серия ударов российскими баллистическими ракетами поразила объекты ВСУ во Львове, в портовой зоне Одессы и под Полтавой. Так же были поражены умы европейских политиков, в запале предложивших сбива...

    Кто следующий - Орбан или уже сразу Путин?

    После того, как посол Ирана в Минске Алиреза Санеи не стал обвинять в гибели Эбрахима Раиси внешние силы, и заявил, что вертолёт с руководителями Иранской республики упал из-за плохих метеоусловий...

    "Цепочка запущена. Недостроя столько!.." Генерал Гурулев намекает на новые аресты в МО
    • Hook
    • Сегодня 12:00
    • В топе

    Генерал Андрей Гурулев прокомментировал последние громкие события в Минобороны. Аресты генералов Тимура Иванова и Юрия Кузнецова, а также отставку Шойгу и назначение на его место министра обороны ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Влад Богуславский 13 мая 2017 г. 15:17

      Аморальный договор с дьяволом

      Российский политолог Вячеслав Никонов, бывший руководитель фонда «Русский мир», вышел на акцию «Бессмертный полк» с портретом своего дедушки — Вячеслава Молотова, практически второго после Сталина человека в СССР, председателя Совнаркома с 1930-го по 1941 год...Молотов вошел в историю многих тысяч советских семей как человек, подписавший расстрельные приговоры их родс...
      1381
      Влад Богуславский 13 мая 2017 г. 15:16

      Память не должна умирать

      За признание Дня Победы праздником государством Израиль боролись не один год. Удивительно, но в Израиле никогда не праздновали День Победы над фашисткой Германией, пока не началась большая алия. Ветераны, участники Великой Отечественной войны, репатриировавшись в Израиль, вдруг обнаружили, что 9-ое мая, День Победы, не признан государством и для коренных израильтян он...
      794
      Влад Богуславский 27 апреля 2017 г. 16:55

      "Русские" в Израиле так и остались - "русскими"

      На просторах ФБ проходят серьезные столкновения связанные с отъездом русскоязычных из Израиля. Одни утверждают, что процесс массового отъезда пошел и набирает силу. Другие с этим не согласны и всячески отрицают это утверждение. Керосину в огонь подлили журналисты 10 канала, выпустив на экраны фильм об отъезде молодых репатриантов в Канаду и другие страны. Там даже наз...
      1458
      Влад Богуславский 27 апреля 2017 г. 16:52

      Квартирный вопрос уже испортил репатриантов и погубит окончательно, если это не решать

      Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...И.БулгаковКвартирный вопрос уже испортил репатриантов и погубит окончательно, если это не решать-------------Суть в том, что репатрианты попали в западню или ловушку(называй как хочешь), и на старой родине уже не устроиться так как все уже давно...
      1690
      Влад Богуславский 27 апреля 2017 г. 16:49

      Так в этом и заключается понимание свинского капитализма?

      Когда вроде бы свободный рынок, а на самом деле все монополизированно олигополиями. Просто создают видимость разнообразия товаров и компаний, а на самом деле все в один карман идет или в два кармана, но поровну. И финансовые гранты и тендеры на фирмы или общественные организации выигривают те же свои, приближенные люди. Таким вроде законным путем присасываются к бюдже...
      577
      Влад Богуславский 10 апреля 2017 г. 17:08

      Не дадим создать Русское гетто

      Мне нравится читать нападки атакующих меня русскоязычных о том, что:"вам тут не дадут создать Русское гетто".Желаю сообщить всем этим гражданам живущим в Израиле, а не на луне, что "Русское гетто" уже давно создано само по-себе и существует во многих городах Израиля. Масса русскоязычных живут десятилетиями и не чувствуют себя ни частью израильского общества и ни тем б...
      1182
      Влад Богуславский 10 апреля 2017 г. 17:00

      Либерман в лице Израиля хорош, но не в лице мирового сообщества

      Обвиняют Либермана в том, что он слишком правый и желает смерти арабам. Люди просто не разбираются ни во внутренней ни во внешней политике. Либерман - это чиновник, который выполняет определенную роль. Арабский мир заинтересован именно в крайне правых, именно в таких как Либерман, а не в левых, как многие думают. Для того, чтобы показать всему миру враждебную настроен...
      798
      Влад Богуславский 7 апреля 2017 г. 15:42

      Памяти Евгения Евтушенко — простить, но не забыть

      Земля Бабьего Яра стонала как большое животное, затем протяжно заревела. Как живой организм она страдала от боли и скорее всего не успокоилась до сих пор. Более 150000 загубленных душ, которые, несомненно, отправились в рай, остались лежать в этой земле навечно. А память об этом страшном событии жива и в последующих поколениях.Это я понял, когда однажды брал интервью ...
      1050
      Влад Богуславский 29 марта 2017 г. 14:16

      Коротко о критериях культуры и концепции русского еврейства

      В Израиле для мужчин, кроется опасность уголовного преследования за щедрость раздачи комплиментов женщинам.Легко попасть под статью о сексуальном домогательстве - подмигивая глазом, улыбаясь и не дай Бог, посылая воздушные поцелуи. Одним словом при виде незнакомой женщины в общественном месте, безопаснее всего отводить взгляд в сторону, вооружившись мимикой серьёзного...
      699
      Влад Богуславский 24 марта 2017 г. 00:15

      У репатриантов в Израиле нет своей партии

      У репатриантов нет секторальной партии. Одна из причин такого положения заключается в том, что часть репатриантов не хотят отделять себя в отдельный сектор, предпочитая быть вместе со всеми гражданами. Другая часть наоборот выступает за создание отдельной партии или вовсе не чувствует себя частью израильского общества в полной мере, переместившись «на забор». Это наиб...
      1082
      Влад Богуславский 24 марта 2017 г. 00:04

      Чтоб ты попал в "Эпоху перемен" - китайское, народное проклятие

      Люблю я Казахстан за его толерантное отношение к людям. Ведь это теперь отдельная страна, которая вправе запретить русский язык на государственном уровне, как это сделали другие республики. Например, из Узбекистана выехало более 70% русскоязычного населения. Надо же было додуматься и запретить назначения русскоязычных на руководящие должности - только заместители. Я у...
      965
      Влад Богуславский 24 марта 2017 г. 00:02

      Вчера беседовал с двумя репатриантами в Израиле

      Вчера беседовал с двумя репатриантами, которые 10 лет уже живут в Израиле. Оба репатриировались в 12 лет, один из США, другой из Украины. Можно сказать выросли в Израиле Так вот парень из США все время бьет себя в грудь и гордится тем, что он американский еврей, с радостью говорит по-английски и часто ездит к себе на родину в США. А вот парень из Украины всячески хоче...
      1031
      Влад Богуславский 24 марта 2017 г. 00:01

      Суповая культура русскоязычных

      В ответ на возмущение русскоязычных граждан о том, что в Израиле суп совсем не едят и не любят.В советское время, да и теперь тоже - суп является очень важным блюдом. Без супа жизнь просто невозможно представить. Причём, часто суп это не просто какое нибудь первое. Это основное и единственное блюдо.Но и в этой суповой культуре существуют свои тонкости. Например, на ры...
      1188
      Влад Богуславский 23 марта 2017 г. 23:59

      Единство и сплочённость лишь поможет нам

      Я бы сказал, что русскоязычной общины - вообще нет. Нет ни единства ни сплоченности. Преуспевающие русскоязычные, почему то, никогда не помогут преуспеть другому члену русскоязычной общины, а наоборот будут препятствовать его успеху. Сам в этом не раз убеждался. Сколько пакостей было от русских, которым удалось занять должность или сделать карьеру. Мне израильтяне во ...
      1087
      Влад Богуславский 23 марта 2017 г. 23:35

      Дитя не плачет – мать не разумеет

      Однажды одного известного профессора спросили: «Для чего вы в своих выступлениях подчеркиваете, что вы профессор? Это ведь и так всем известно».Профессор на это ответил оригинально: «Человеческая природа такова, что мы прислушиваемся к людям, чей социальный и финансовый статус выше, чем у других, и не прислушиваемся к людям простым и бедным. Считаем, что простому чело...
      723
      Влад Богуславский 23 марта 2017 г. 23:12

      Евреи — не только жертвы Холокоста, но и бойцы и герои!

      Стереотип, что все евреи - только жертвы, которые шли в печи, меня откровенно бесит. Ведь евреи - не только жертвы, но и бойцы и герои! Я не отрицаю жертв, но ведь были и герои, которые не шли добровольно в печь, а воевали и спасались, хоть иногда и погибали в бою.За два месяца до победы прошедший всю войну и не дошедший несколько верст до Берлина был ранен и умер от ...
      1297
      Влад Богуславский 15 февраля 2017 г. 00:57

      Чем дальше от Иерусалима - тем больше я еврей

      Соседка тётя Тося, сказала деду:"Если вы Иссак Яковлевич откажетесь от Бога, кто же тогда останется с ним?"И поэтому я верю и буду верить всегда. Именно верить и Веру развивать в душе своей. Религия по сути своей - соблюдение ритуалов и обрядов, хотя многие путают Веру с религией. Религия и вера в Бога связаны между собой, но это разные вещи. В Бога верить можно без К...
      857
      Влад Богуславский 15 февраля 2017 г. 00:54

      Реклама или нанесение ущерба? Одним словом конец правления Обамы.

      В начале обратил внимание на цену и подумал: "Дорогой хумус в Нью Йорке". Только потом заметил наклейку с призывом: "Не покупайте этот израильский продукт. Этим вы поддерживаете апартеид".Вот как бывает...Зато правительство Обамы перевели приличную суму в бюджет обороны Израиля. Логика отсутствует у бывшего президента США. Слава Богу ушёл.Не смотря на то, что министер...
      590
      Влад Богуславский 15 февраля 2017 г. 00:52

      И все же - Еврей это национальность или вероисповедание?

      Смотрел Премьеру религиозного шоу на дожде «Трудно быть с Богом».Где на экране собрались священник, мулла и раввин Борух Горин.Тема первого выпуска — Сирия и Украина. После просмотра у меня возникла масса вопросов и самый главный это вот этот:Мулла сказал:"У нас есть мусульмане разных национальностей".Вопрос:"Почему евреи не могут быть разных национальностей(то есть м...
      1029
      Влад Богуславский 12 февраля 2017 г. 18:05

      Совесть – признак человечности

      Проявление терроризма в Израиле стало обычным делом. Слава богу, меня лично это беда не коснулась, но чувство опасности заставляет быть предельно бдительным.Однако, несмотря на активную борьбу, терроризм всё ещё остается одной из главных угроз безопасности для Израиля и других государств. Идеология экстремизма и терроризма разрушает наши традиционные нравственные ценн...
      1412
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика