Французский философ Дени Дидро сказал: «Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть» («Энциклопедия афоризмов. Средние века. Эпоха возрождения. Эпоха научной революции. Эпоха просвещения», Минск: «Современный литератор», 1999 г., стр. 788).
Я – человек верующий, православный. Но как советский человек, пришедший к вере в более позднее время, кое-что за свою жизнь повидавший и понявший, обладающий некоторым свободомыслием и считающий, что человек может и обязан критически, с недоверием относиться ко всем непроверенным идеям, иначе ложные идеи могут завести нас в большую беду, - я считаю неправильным становиться религиозным фанатиком, не имеющим права критически посмотреть на некоторые церковные утверждения. И вот сейчас я хочу критически взглянуть на книгу «Откровение святого Иоанна Богослова», вызывающую у меня сомнения, которые очень сильно увеличились по ходу чтения книги.
В конце этой якобы пророческой книги сказано о том, что если кто-то к ней что-то прибавит или что-то от неё убавит, то такой человек не будет вписан в книгу жизни и подвергнется всем описанным в этой книге пророчеств язвам (бедствиям). Но я хочу рискнуть своей вечной жизнью, чтобы убрать это страшное и дурное пророчество с пути жизни человечества. Говорят, что Бог в правде – и я хочу быть с Богом и с правдой, а не пребывать в страхе и в смирении перед тем, что мне кажется опасной ложью.
Надо сказать, что эта ужасная книга «Откровение святого Иоанна Богослова» (последняя в Библии и «Новом Завете») показалась мне не такой страшной, потому что у меня сразу возник вопрос: «Почему я должен этому верить?»
Откуда-то из глубины веков до нас дошла книга. Но кем она написана? Не является ли она фальсификацией? Ведь мы знаем о том, как много лжецов в нашем времени, способных высказать любую ложь – и почему мы должны думать, что таких лжецов не было две тысячи лет назад, и что мы в данном случае не имеем с ними дела? Разве мало было в Римской империи образованных людей, способных написать такую ужасную сказку? Иоанн Богослов ли писал эту книгу? И если действительно Иоанн Богослов, то откуда у нас может быть уверенность в том, что увиденное им было правдой, было от Бога, а не от сатаны? Ведь сатана тоже умеет наводить на людей видения, о чём мне приходилось читать в духовных книгах. Свидетельствующей самой за себя мудрости в этой книге я тоже не увидел.
Книга доверия у меня не вызвала.
Я думаю, что немногие читали «Откровение», и я, уважаемые читатели, буду рассказывать о прочитанном, чтобы и вы в значительной мере были знакомы с первоисточником, и одновременно буду комментировать прочитанное.
Рассказывается о том, что когда Иоанн был на острове Патмос, к нему обратился то ли Ангел, то ли Сам Господь. Сказано:
«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1).
Надо сразу сказать, что с момента написания книги прошло уже две тысячи лет, а «вскоре» почему-то всё никак не наступает. Две тысячи лет – это уже не вскоре. Здесь мы видим явную неправду.
Странно тоже, что это явившееся автору существо он называет то Ангелом, то Сыном Божьим (Богом). Но это можно объяснить – может быть, сам автор не понимал, кто перед ним.
Господь или Ангел был посреди семи светильников, которые были семью церквями, и в руке его были семь звёзд, которые были Ангелами этих церквей.
Бог или Ангел обращается к Ангелам Ефесской, Смирнской, Пергамской и других четырёх церквей с какими-то частными упрёками. С расстояния двух тысячелетий мне это обращение показалось немного мелкими – в книге, которая предназначена людям, живущим через тысячелетия, говорится о церквях, которых теперь, может быть, уже и нет.
Неправдоподобно, мелко выглядит то, как обращаясь к Ангелам этих церквей, этот Бог или Ангел заостряет внимание на Своих, как мне кажется, не таких уж существенных особенностях: «Так говорит держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди золотых светильников», «так говорит имеющий острый с обеих сторон меч», «Так говорит Сын Божий, у Которого очи как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (Откр. 2).
Может, я ошибаюсь, но думаю, что не стал бы Бог или даже Ангел выделять такие частные качества как Свои существенные свойства.
В главе 4-й Иоанн Богослов рассказывает о том, будто бы он оказывается пред престолом Божьим.
Вокруг престола Божия были 24 престола, на которых были 24 старца. Перед престолом – море стеклянное, подобное кристаллу. И посреди престола и вокруг четыре животных – каждое с шестью крылами. «И каждое животное было подобно льву, и второе животное было подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное было подобно орлу летящему» (Откр. 4:7).
«И когда животные воздают славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают ниц пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков, /…/говоря:
Достоин Ты, Господи, принять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все и все по Твоей воле существует и сотворено»(Откр. 4: 10-11).
Картина, может быть, для древних веков естественная, но мне она кажется странной – какие-то непонятные животные пред престолом Божиим, 24 старца на 24 престолах, постоянно или периодически по очереди воздающие хвалу Богу. Как человеку, выросшему во времена, далёкие от рабства, мне эта картина кажется неестественной – вряд ли мудрому и великому Богу угодно такое, как мне представляется, раболепство и славословие, постоянно повторяющееся, будто происходящее пред престолом какого-то восточного царя, а не Бога.
Может быть, эта сцена потрясала воображение жителей древности, но мне она кажется придуманной и неестественной. А «Откровение» ведь, как оказалось, было написано не только для жителей древности, но и для более поздних времён.
Далее, в главе 5 говорится о книге с семью печатями в руках Сидящего на престоле. Достоин снять с неё печати был только «Агнец как бы закланный», искупивший нас Своей кровью – речь идёт явно об Иисусе Христе.
Опять животные и старцы те самые и тысячи тысяч других старцев падают пред престолом, поклоняются «Живущему во веки веков».
Интересно – только старцы имеют право славить Бога перед Божьим престолом? А женщины и молодые люди – никак?
В главах 6-8 Агнец начинает снимать с книги печати, и, по мере их снятия, начинают происходить всё увеличивающиеся страшные бедствия.
«И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: иди и смотри.
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли – умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными» (Откр. 6: 8 – 9).
Когда была снята пятая печать, к Господу воззвали замученные праведники, прося Бога о мщении, но Он облёк их в белые одежды и попросил подождать малое время, пока будут убиты их братья и дополнят их число.
Когда была снята шестая печать, произошли землетрясения, упали на землю звёзды, как незрелые смоквы, сдвинулись с мест горы, люди пытались найти спасение в ущельях, «Ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:17).
Тогда бедствия временно прекращаются, чтобы были положены печати на челах рабов Божьих. А пред престолом Божьим Иоанн увидел несчётное количество людей в белых одеждах, убеливших свои одежды кровью Агнца, с которыми уже не будет ничего плохого, всякую слезу которых смоет Бог (глава 7).
Потом того, как снимается седьмая печать, начинают поочерёдно трубить семь Ангелов, и после каждого трубления снова обрушиваются новые огромные, кажется, ещё худшие бедствия (главы 8-9). Перечислю некоторые из них.
Трубит первый Ангел. «И сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела» (Откр. 8:7).
«Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
И умерла третья часть одушевлённых тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла» (Откр. 8: 8-9).
«Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек, и на источники вод.
Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они сделались горьки» (Откр. 8:10-11).
Четвёртый Ангел вострубил, и были поражены третья часть солнца, луны, звёзд.
«И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорившего громким голосом: горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трёх Ангелов, которые будут трубить!» (Откр. 8: 13).
«И пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны» (Откр. 9:1).
И вышла из дыма ужасная саранча, которая не убивала людей, но мучила только тех людей, на которых нет печати Божией, своим страшным жалом, как от укусов скорпионов. И в те дни люди искали смерти, но не находили её.
«Царём над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполион (сноска: Губитель)» (Откр. 9:11).
Шестой Ангел вострубил, и были освобождены четыре Ангела, чтобы убить третью частью людей.
«Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
От этих трёх язв – от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их – умерла третья часть людей» (Откр. 9: 17-18).
Но и после этого нашлись те, кто не раскаялся в убийствах, в чародействах, в блудодеяниях, в воровстве.
Неужели Бог так страшно и жестоко карает за такие грехи? Поклонение сатане, убийства – это понятно – надо как-то карать. А вот по поводу блудодеяний можно вспомнить, что у святого Давида, например, было, по меньшей мере, шесть жён (2 Цар. 3:2-5, 2 Цар 5:13-16), а у Богом любимого Соломона – семьсот жён и триста наложниц (3 Цар. 11:3) - а по этой книге, в частности, за прелюбодеяние, если у кого-то, кроме жены, появится ещё одна или две любимых женщины, люди караются такими страшными картами (хотя я, например, не очень это одобряю, кроме некоторых исключений)? Или за воровство? Это мне кажется чрезмерным – так же, как и вечные муки в аду. Неужели Бог так жесток? Да, есть те, кто содеяли что-то ужасное, но я думаю, что Господь вряд ли ради них будет мучить весь мир страшными муками, а просто сожжёт их как сорную траву:
«Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:
пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
и ввергнут их в печь огненную; там будут плач и скрежет зубов;
тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Евангелие от Матфея 13:40-43).
Вспоминается отрывок из одной из серий мультсериала «Смешарики», когда Лосяш читает страшную древнюю книгу пророчеств:
««И разверзнется бездна огненная. И застыдятся от содеянного. И небо упадёт на землю…», - и горестно и с ужасом восклицает: «Но что же мы такое содеяли?!!! За что?!!!!!»» (мультсериал «Смешарики», серия «Конец света»).
Что такое содеяли люди, чтобы на них посылать такие страшные бедствия, какие описаны в «Откровении»?
…Но вот, после снятия седьмой печати, после страшного возгласа первых шести ангельских труб с ужасными последствиями, вострубил седьмой Ангел, «и раздались на небе громкие голоса, говорящие: «царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15)
«И рассвирепели язычники; и пришёл гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии, и голоса, и громы, и землетрясения, и великий град» (Откр. 11: 18 – 19).
Вот, казалось бы, уже грешники были наказаны страшными наказаниями, смерть праведников отомщена и «царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15).
Но снова пошла лавина бедствий!
Можно предположить, что между этими бедствиями было какое-то промежуточное Царство Господа, которое, как было написано - «во веки веков», оказавшееся на самом деле не «во веки веков». Или же это просто были голоса с неба, предсказывающие будущее Царство Господа - но почему тогда голоса с неба говорили об этом в настоящем времени, а не в будущем? Непонятно.
После этого на земле великая, прекрасная, светлая жена родила «младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным, и восхищено было дитя её к Богу к престолу Его» (Откр. 12:5).
А явившийся страшный красный дракон хотел сожрать дитя, и произошла битва Михаила и Ангелов против дракона. Дракон одолевал, но был свергнут с неба на землю, и, чуя свой конец, стал на земле свирепствовать.
И тут как раз происходят наиболее известные многим апокалиптические события.
Из моря вышел зверь с семью головами. Дракон наделил его своей силой. Он стал хулить Бога.
Против него сражались святые, и он победил их, и получил власть над всеми народами.
«И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр.13: 8)
Потом из земли вышел другой зверь с рогами, подобными агнчим. У него была власть первого зверя, и он заставлял всех живущих поклоняться первому зверю.
«И говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочтёт число зверя, ибо это число человеческое; число его – шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 15-18)
Хочу сказать пару слов по поводу этого начертания на руке или на челе. Многих из нас этим начертанием здорово напугали, когда во время эпидемии коронавируса стали вводить куар-коды для посещения всех публичных мест так, что скоро уже действительно нельзя было бы без этого куар-кода ничего ни купить, ни продать. А в куар-коде этом как-то заложено число «666». Это действительно похоже на апокалиптическое событие. Но я считаю, что это не оно. Потому что слишком много всего страшного должно было произойти до этого события (см. выше), чего мы пока ещё не увидели и, надеюсь, никогда не увидим.
Я так думаю, что это сатанисты из так называемого мирового правительства выдают желаемое за действительное и хотят внушить нам, что пришли страшные времена, и пришёл уже страшный зверь, и на руку и на чело наносится страшная печать с числом «666». Чтобы мы все застыли в ужасе, оцепенении, перестали что-либо соображать и сопротивляться – мол, это предначертано – и что с этим поделаешь? А эти сатанисты, пользуясь нашим оцепенением, и вправду могли бы захватить мир. Но эти куар-коды с их желаемым для сатанистов нанесением на руку, я думаю, не то самое событие, которое описано в «Откровении», так как, повторяю, до него слишком много должно было произойти другого страшного и ужасного, чего не произошло. Так что это просто внушаемая нам выдумка, что эти времена уже наступили – не надо этому внушению поддаваться.
Но в то же время, если бы мы приняли эту печать зверя, то это действительно означало бы в какой-то степени отречение от Бога, власть сатаны – и это было бы в какой-то степени победой сатанистов.
Но надо сказать, что это число «666» уже сейчас заложено во всех этих куар-кодах, которыми мы сейчас уже пользуемся при покупке, наверное, всех товаров (я раньше читал об этом в заявлении какого-то высшего духовенства, протестующего против этого проявления сатанизма). И нам пока ничего не получается против этого сделать – приходится покупать и продавать с этим числом. И когда нас обязали делать прививки и выдавали сделавшим прививки свидетельства с куар-кодом, без которого уже нельзя было пройти в некоторые места – это тоже, получается, уже было продолжением навязывания людям этих куар-кодов с тремя шестёрками - оставалось только эти куар-коды нанести на руку или на лицо.
Но нам приходилось и приходится пользоваться этими куар-кодами, потому что отказ от них означал бы наше самоубийство – без еды, без работы, без денег.
И нам приходится в этом отношении отступать перед сатанистами. Но вот, слава Богу, началась спецоперация России на Украине – по сути, война против мирового сатанизма - чтобы, я надеюсь, в том числе, не было и сатанинских печатей на людях и чего похуже.
Надо, как умеем, бороться с фашистским псом, чтобы чёрное зло не поглотило Землю.
Читаем дальше.
Глава 14.
«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14:1).
Играли необыкновенные гуслисты – «это те, которые не осквернились с жёнами, ибо они девственники; это те, которые следовали за Агнцем, куда бы Он ни пошёл…
…и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божьим» (Откр. 14:4-5)
Я вот всё думаю – чем же нас так оскверняет любовь к жёнам, когда она приносит нам столько счастья, и от неё рождаются дети? «Дать обет целомудрия – значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из законов» (Дени Дидро, там же, с. 781).
…Другой Ангел летел среди неба с вечным Евангелием, чтобы благовествовать живущим на земле. И он говорил о том, что надо убояться Бога, воздать Ему славу, поклониться Ему, ибо настал час суда Его.
«И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14:8).
И третий Ангел сказал о том, что поклоняющиеся зверю и образу его, начертанному на челе или на руке, будут пить вино ярости Божией и будут мучиться во веки.
Продолжая вышесказанное о навязывании нам куар-кодов, хочется задаться вопросом, справедливо ли, милосердно ли отправлять на вечные муки людей за принятие начертания зверя, если им нечем было бы кормить своих детей? Наказать надо, но, наверное, не вечными же муками. Как вот тех людей, которые во время войны служили фашистам полицаями, советское государство, не такое милосердное, как Бог, отправляло лет на 10 на зону, но ведь не на вечные же муки.
Перед многими нашими людьми на Украине сейчас уже стоит такой страшный выбор – поклониться сатане и Бандере, нацизму или остаться с Богом и умереть...
…«И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13).
«И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп» (Откр. 14:14).
И другой Ангел сказал имеющему серп: ««Пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.
И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата» (Откр. 14:15-16).
И другой Ангел вышел с серпом из небесного храма. И другой Ангел обратился к нему, призывая обрезать грозди винограда, потому что созрели на нём ягоды.
И обрезал Ангел серпом виноград «и бросил в великое точило гнева Божия.
«И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу стадий» (Откр. 14:20).
Я так понимаю события этой главы, что верных Себе Бог награждает блаженством, а с принявшими власть сатаны расправляется.
Идёт какая-то бесконечная череда страданий была с того момента, как Агнец начал срывать печати с книги, и вот, вроде бы, уже подводится черта. Казалось бы всё – виноград с грешниками сжат и раздавлен в точиле гнева Божьего, но это ещё не конец.
За что карает Господь, давя людей в Своих точилах? За то, что они во время страшных бедствий, во время которых Господь либо оставил людей, либо Сам же эти мучения на них и послал, - не выдержав этих мучений, будучи оставленными Богом или же истязаемыми и умертвляемыми Самим Богом, забыли о Боге и поклонились зверю? Это несправедливо, бесчеловечно, противоречит образу мудрого, милосердного, справедливого Бога. От беспрерывной череды страданий очень многие могли пасть духом и принять число зверя – так же его можно поставить на руку или на чело людям, замученным и ещё живым в фашистском гестапо. Вряд ли надо за это отдавать людей на вечные муки.
Может быть, эту книгу писали люди, желающие привлечь верующих к Богу путём устрашения и добивающиеся при этом обратного эффекта? Может быть, это была жестокая выдуманная поучительная сказка для тех страшных времён, когда за любую провинность могли отрубить голову, и такой вид казни считался милосердным по сравнению с некоторыми другими?
Такие вот книги дают основания для рождения таких вот изречений:
«Отнимите у христианина страх перед адом – и вы отнимете у него веру» Дени Дидро (Дени Дидро, с. 786).
Следуют новые страдания (оказывается, ещё не все были раздавлены в точиле гнева Божия):
«И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия» (Откр. 15:1).
Тут ясно сказано, что, по меньшей мере, часть случившихся страшных бедствий – это был результат ярости Божьей. Только не совсем ясно, какие из случившихся бедствий были от Бога, а какие – от сатаны. Битва дракона против Михаила, Ангелов, пришествие зверей и их тирания – это явно от сатаны. А все эти падения губительных звёзд, скал, нашествие страшной саранчи, ужасных всадников из преисподней и другое подобное – это от Бога или от сатаны? Если сигналом к этим действиям было снятие печатей Агнцем с книги, трубление ангельских труб, то неужели эти бедствия были посланы Богом? Если всё это было запланировано и совершено Богом, то такая длительная жестокая расправа над людьми вряд ли могла быть от Бога – это, я считаю, ложью и клеветой на Бога. Люди не очень сильны, и вряд ли кто-то выдержать череду таких страшных бедствий и не сломаться, оставшись с Богом. Ведь Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Не искушай ближнего», а тут были такие страшные искушения, в которых люди чувствовали себя оставленными Богом и безжалостно уничтожаемыми.
Читаем далее в главе 15-й:
«И одно из золотых животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.
И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Откр. 15:7-8) (об этом чуть позже).
В 15-й главе как будто становится ясно, что со зверем покончено (на самом деле ещё нет), и теперь все святые славят Бога (видимо, заранее):
«И увидел я как бы стеклянное море, смешанное с огнём; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии.
И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо покрылись суды Твои» (Откр. 15:2-4).
Дальше следуют новые наказания и страдания.
В главе шестнадцатой рассказывается о том, как семь Ангелов поочерёдно выливают семь чаш гнева Господня – причиняя вред, видимо, в первую очередь принявшим начертание зверя.
«Пошёл первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
Второй Ангел вылил свою чашу в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и всё одушевлённое умерло в море» (Откр. 16:2-3).
От гнева Божьего такой вред, какой не смогли бы сделать люди, непропорциональный греху людей. Зачем же было убивать в море всё живое?
«Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь» (Откр. 16:4).
«Четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.
И жёг людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами и не вразумлялись, чтобы воздать ему славу» (Откр. 16:8-9).
Вот это вот вообще интересное место. Бог (будто бы Бог) безжалостно расправляется над людьми, уничтожает их, заставляет страдать, а они ещё, такие-сякие, не воздают Ему за это славу. Они, оказывается, должны ещё возносить славу Тому, Кто их зверски уничтожает! Циничное место! От Бога ли эта книга или же от сатаны, чтобы люди возненавидели Бога в образе тирана, заставляющего своих жертв ещё и любить его во время его зверств над ними?
«Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания,
И хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих: и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16:10-11).
«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода…» (Откр. 16:12).
После этого из уст дракона, зверя, лжепророка вышли три духа нечистых, подобных жабам.
«Это – бесовские духи, творящие знамение; они выходят к всем царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16:14).
То есть, видимо, злые силы собираются на битву.
«И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагедон» (Откр. 16:16). Видимо, это и было место битвы сил Бога против сил сатаны.
«Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!» (Откр. 16:18).
Здесь, возможно, есть какая-то связь со смертью на кресте Христа, когда Он, умирая, тоже сказал: «Совершилось!» (Ин. 19:30)
После этого произошло великое землетрясение: «Такое землетрясение! Такое великое!» (Откр. 16:18).
«И град великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
И всякий остров убежал, и гор не стало.
И град величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжёлая» (Откр. 16:19-21).
Неужели люди должны были хвалить Бога за этот страшный, вызывающий язвы град? И мог ли после всех этих бедствий, когда даже гор не стало, вообще остаться кто-то в живых, кто мог бы славить Бога?
Может быть, данная книга – это не Откровение Божие, а какая-то провокация? Показывают Бога убийцей, мучителем, губителем людей – и требуют, чтобы люди за эти ужасы хвалили Бога. Происходящее должно во всяком нормальном человеке вызвать отвращение и ненависть к Богу, от нас ещё требуют, чтобы мы за это Бога любили и восхваляли. Это подобно тому, как если заставлять любить достойного ненависти человека – от этого ненависть к нему будет ещё больше возрастать. Может быть, такую задачу вызвать ненависть к Богу, к христианству ставили авторы этого «Откровения»? Может быть, это «Откровение» - троянский конь в христианстве, созданный с целью вести подрывную, разрушительную работу по отношению к нашей вере? Или просто его авторы перестарались с запугиванием?
В главе 17 автор рассказывается о захвативших землю вавилонской блуднице и звере с семью головами и десятью рогами. Ангел(один из тех, кто проливал чаши гнева) показал автору Блудницу, сидящую на водах многих. Как поясняется позже, «воды /…/, где сидит блудница, суть люди, и народы, и племена, и языки» (Откр. 17:15).
«С нею блудодействовали цари земные, и вином блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:2).
Эта блудница сидела на том самом звере с семью головами и десятью рогами, который захватил землю. Она была украшена драгоценностями, а в руке у неё была чаша с нечистотами блудодейства её. «И на челе её написано имя, тайна: «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Откр. 17:5-6).
Далее Ангел делает автору объяснения по поводу блудницы и зверя.
«Зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; /…/ Зверь был, и нет его, и явится» (Откр. 17:8).
Автор продолжает передавать слова Ангела о звере – о его головах и рогах - тут что-то маловразумительное):
«Здесь ум, имеющий мудрость (М. Ч.: Заметил уже, что делают такое заявление во время чего-то невразумительного). Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,
И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, недолго ему быть.
И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр. 17:10-11).
Здесь, в принципе, понятно – зверь состоит из семи царей (из которых пять уже пали, один есть, а другой ещё не пришёл), а сам он – восьмой царь.
Дальше идёт что-то непонятное о десяти рогах зверя, тоже означающих царей, которые будут вести брань с Агнцем и будут Им побеждены. И вот эти же десять рогов-царей, оказывается, как будто приняли власть зверя по воле Божьей, а потом, «когда исполнятся слова Божьи», они же и уничтожат блудницу.
Непонятно вообще – то эти рога-цари исполняют волю Бога, приняв власть зверя, то они сражаются против Агнца и оказываются побеждёнными Им, то они уже творят благое, убивая блудницу.
Не знаю, есть ли во всём этом какой-то смысл. Может быть, под видом чего-то таинственного и непонятного людям преподносится что-то бессмысленное, чтобы запудрить людям голову и сбить их с толку? Может быть, эта книга предназначена была стать каким-то инструментом жёсткого приучения людей к христианству через запугивание? Может быть, на момент написания «Откровения» уже нашлись люди, которые осмыслили учение Христа как инструмент манипуляции, управления людьми, подчинения их религиозной власти, и начали работать в этом направлении, создавая, в частности, вот этот вот миф, приписываемый Иоанну Богослову?
Но я так понимаю, что Иисус Христос – это не Бог мщения, а Бог любви, и не надо было запугивать людей этой книгой.
В главе 18 повествуется о том, что вавилонская блудница потеряет все свои удовольствия и блага, на неё придут казни, смерти и плач, великий город Вавилон будет повержен.
Перед этим голос с неба повелевает Своему народу выйти от блудницы, чтобы не участвовать в её грехах и не подвергнуться язвам её.
В городе была «найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (Откр. 18.24).
Похоже, поражённому блудному Вавилону противопоставляется Небесный Иерусалим, о котором речь будет далее – миру земному противопоставляется мир небесный.
В главе 19 рассказывается о битве Бога с тёмными силами и Его победе над ними. Этот рассказ так поэтичен, величественен и прекрасен, что заставляет на время усомниться в правильности того, что я подвергаю сомнению истинность, богоданность «Откровения».
В начале главы рассказывается о радости на небесах от падения блудницы, от взыскания крови праведных. Народ ликует также о браке Агнца:
«алилуия! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его подготовила себя.
И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19:7-8).
Следует описание Всадника на белом коне – Царя царей и Господа господствующих, и воинства Его. Хочется это описание привести полностью – Его прихода так долго ждали:
«И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».
И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»» (Откр. 19:11-16).
Видимо, речь идёт о том самом младенце, рождённом светлой женой, вознесённом от зверя на небеса и теперь уже выросшем – ведь о Нём было сказано, что Он будет пасти народы жезлом железным.
Рискну высказаться на сугубо богословскую тему. Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге – Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух. А тут получается, что от прекрасной, светлой жены родился ещё один Господь (пасущий народы жезлом железным)? Тогда, получается, что у Бога уже четыре ипостаси? Или здесь Иисус Христос родился второй раз? Но я не увидел слов о том, что это родился второй раз Иисус Христос, и это противоречило бы здравому смыслу. Не является ли это рождение четвёртой ипостаси Бога нарушением церковных догматов?
Ангел призвал всех птиц на пир, чтобы пожрать трупы врагов Божьих.
Затем войском Божьим было уничтожено войско зверя. Об этом говорится коротко:
«И увидел я зверя, и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;
А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр. 19:19-21).
В главе 20 рассказывается о том, как Ангел, имеющий цепь и ключи от бездны, взял дракона, который есть диавол и сатана, и заключил, запечатал его в бездне на тысячу лет, после чего ему должно быть освобождённым на малое время.
Замученные за Христа, не покорившиеся зверю ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
Прочие же не воскресли, пока не пройдёт тысяча лет. Это было первое воскресение.
По прошествии же тысячи лет сатана будет освобождён и соберёт на земле большое число людей – на брань, и окружат «стан святых и город возлюбленный»
«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их.
А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будет мучиться день и ночь во веки веков (Откр. 20:9-10).
А Господь же сидит на белом престоле.
Затем происходит суд воскресших мёртвых и осуждение грешников.
«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12).
«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая.
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:14-15).
Глава 21(предпоследняя)
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1).
Почему же моря нет? Не по-божески вместе с ликвидацией моря умерщвлять всё живущее в нём, все Свои творения, живые души. Об умерщвлении всего живого в море уже говорилось ранее.
«И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2).
«И услышал громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:3-4).
Далее идут будто бы слова Иоанну Самого Бога:
«И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши, ибо слова сии истинны и верны.
И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь – в озере, горящем огнём и серю. Это – смерть вторая» (Откр. 21:5-8).
Да, кому-то жизнь вечная, а кому-то за его промахи и преступления – вечная мука…
Один из семи проливавших чаши гнева Божьего Ангелов сказал Иоанну: «пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца» (Откр. 21:9).
И далее Ангел показывает Иоанну «великий город, святой Иерусалим, который снисходил с неба от Бога» (Откр. 21:10). Видимо, это и есть жена, невеста Агнца, т. е. Иисуса Христа.
Следует поэтическое описание Иерусалима, сделанного из драгоценных камней и золота. То ли периметр города, то ли одна из четырёх его сторон (он имел форму квадрата), была равна 12 тысячам стадий (то есть, если один стадий равен примерно 185 метрам, то 12 тысяч стадий – это будет 2220 км).
«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21:23).
«Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою».
Можно предположить, что кроме жителей небесного сошедшего на землю небесного Иерусалима будут и другие города и народы, цари которых принесут в него честь и славу, и куда можно будет ходить через всегда открытые ворота города.
«Ворота его не будут запираться днём; а ночи там не будет.
И принесут в него славу и честь народов.
И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:25-27).
Глава 22, последняя
От престола Божия в граде течёт чистая, светлая, как кристалл, река воды жизни. По её сторонам растёт древо жизни, приносящее плоды круглый год, листья которого – для исцеления народов.
«И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабу Его будут служить Ему.
И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их.
И ночи не будет там, и не будут иметь нужны ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:3-5).
Ангел говорит о том, что Господь Бог послал Ангела рассказать Иоанну о том, что будет вскоре, и просит Иоанна не запечатывать сей книги, ибо время скоро.
«Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще.
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Блаженные те, которые соблюдает заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:11-15).
Жаждущие пусть приходят берут воду жизни даром.
Тем, кто прибавит что-то к этому пророчеству – тем, кара в виде язв, описанных в сей книге. А тем, кто что-то из неё убавит, у тех отнимется участие в книге жизни, в святом граде.
Конец книги впечатляет.
Итак, что мы имеем в итоге. Повторю здесь свои аргументы, наводящие на мысль о ложности этой книги, и приведу некоторые новые.
В статье об «Откровении» в «Википедии» я нашёл сведения о том, что данная книга долгое время не считалась канонической. В частности, её, видимо, не считал канонической Григорий Богослов. Книга написана, возможно, не апостолом Иоанном Богословом, а каким-то другим Иоанном. Некоторые авторы даже приписывали её написание еретику Киринфу. То есть уже в то время некоторые богословы сомневались в истинности этой книги.
Из той же статьи в «Википедии» об этой книге становится ясно, что «Откровение действительно было написано не позднее начала второго века нашей эры (т. к. оно уже упоминалась Папием Иерапольским).
Мы не были на острове Патмос вместе с Иоанном во время этих видений. Мы не знакомы лично с Иоанном, и у нас нет уверенности в том, что это был Иоанн Богослов. И мы не знаем, можно ли доверять её автору. Если это видение было, то мы не знаем, было ли оно от Бога или от сатаны. Я считаю, что описанные в этой книге события недостоверны, в их истинности не может быть уверенности. И нет уверенности, что это пророчество не вымышлено.
В самом начале книги сказано: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1). С момента написания книги прошло уже две тысячи лет, а «вскоре» почему-то всё никак не наступает. Две тысячи лет – это уже не вскоре. Здесь мы видим явную неправду.
Вызывает сомнения обращение Бога или Ангела при таком значимом и страшном пророчестве с частными упрёками, замечаниями к Ангелам семи церквей.
Неправдоподобно, мелко выглядит то, как обращаясь к Ангелам этих церквей, Бог или Ангел заостряет внимание на Своих, как мне кажется, не таких уж существенных особенностях: «Так говорит держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди золотых светильников», «так говорит имеющий острый с обеих сторон меч», «Так говорит Сын Божий, у Которого очи как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (Откр. 2). Вряд ли Бог или Ангел стал бы выделять такие частные качества как Свои существенные свойства.
Картина престола Божьего постоянно или периодически поклоняющихися Богу четырёх сказочных животных и двадцати четырёх старцев представляется для древних веков естественной, но для двадцать первого века странной и неестественной – вряд ли мудрому и великому Богу угодно такое, как мне представляется, раболепство и славословие, постоянно повторяющееся, будто происходящее пред престолом какого-то восточного царя, а не Бога.
Вызывают большие сомнения чрезмерные жестокость и несправедливость Бога, обрушившего ужасные, чрезмерные бедствия на людей, не сделавших, я считаю, таких ужасных грехов, за которые были бы такие страшные кары. Книга выглядит как одна сплошная расправа над людьми. Иисус Христос предстаёт в книге не Спасителем, а карателем. У меня есть также сомнения в том, что милосердный Бог будет вечно мучить грешников в аду – я думаю, что Он просто сожжёт их, как сорную, ни на что не годную траву. Во время страшной Великой Отечественной войны Советская власть, например, не мучила взятых в плен нацистских палачей, а просто кого повесила, кого расстреляла (были, правда, и тогда исключения, когда кто-то зверствовал на местах не хуже фашистов) – неужели Бог более жесток, чем коммунисты?
Если кто-то и заслужил мучения за свои преступления, то Бог, наверное, не стал бы так наказывать за их грехи всё человечество и не стал бы уничтожать за грехи людей уж точно ничем не виновных морских тварей, всё живое, делая в море воду, как кровь мертвеца. Очень сомнительно, чтобы Бог вдруг после миллиардов лет эволюции аннулировал море и всё то, что в нём.
Если мы примем за истину описанные в этой книге якобы совершённые Богом жестокости, то мы будем отрицать справедливость, милосердие, любовь, как неотъемлемые качества Бога.
Циничными выглядит то, как во время безжалостной расправы над людьми, их страданий, автор обвиняет их в том, что они, такие-сякие, не воздают Ему за это славу. Они, оказывается, должны ещё возносить славу Тому, Кто их зверски уничтожает! Происходящее должно во всяком нормальном человеке вызвать отвращение к такому Богу, а от нас ещё требуют, чтобы мы за это Бога любили и восхваляли.
В этой книге мы видим описание огромных и ужасных обрушивающихся на людей бедствий, которые люди не смогли бы выдержать, просто остаться в живых, а не сохранить ещё при этом преданность Богу – это тоже вызывает сомнения в истинности книги.
Вызывает сомнения вся эта запутанная история с драконом, зверями с его головами и рогами, с блудницей – слишком много там накручено всего непонятного, будто специально для того, чтобы сбить читателей с толку. Эта мутная история с блудницей, головами и рогами зверя выдаётся за какую-то мудрость.
Также говорится о том, что всякий имеющий ум может исчесть число зверя «666». Но никаких исходных данных, чтобы сделать это исчисление, не приводится. Чушь какая-то, похожая на квадрат Малевича, в чёрной пустоте которого нам внушают увидеть что-то значительное.
Приводимая история не очень последовательна. То вдруг уже наступает Царство Божье на земле, которое «во веки веков», и все бедствия должны вроде бы уже закончиться, и вдруг идёт новая лавина бедствий.
Далее, у меня сложилось впечатление, что рождением от светлой и прекрасной жены Господа, пасущего народы железным жезлом, победившего зверя, отрицается троичность Бога, так как похоже на то, что помимо Отца, Сына и Святого Духа появляется Его четвёртая ипостась – этот ещё один Господь.
В Евангелиях приводятся слова Иисуса Христа о грядущем конце света, но там всё, по сравнению с «Откровением», просто, без всех этих многих страшных актов трагедии. Вот, почитайте, уважаемые читатели, что сказано о конце света, о втором пришествии Иисуса Христа в 24-й главе Евангелия от Матфея:
3 «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 все же это - начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, [Он] в пустыне", - не выходите; "вот, [Он] в потаенных комнатах", - не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».
Итак, я считаю, что описанные в этой книге «Откровения Иоанна Богослова» события недостоверны, в их истинности не может быть уверенности. И нет уверенности в том, что это пророчество не вымышлено. И вряд ли стоит выверять всю свою жизнь и жизнь всего человечества по этой книге.
Вот это вот так называемое «Откровение Иоанна Богослова» висит как меч над человечеством и действует на многих людей как удав на кролика. Многие люди от этого страшного пророчества боятся жить. Ведь зачем жить, что-то делать, когда всё равно скоро крышка – всем придёт страшный, мучительный, со многими актами конец, и всё хорошее, что мы сделаем, будет разрушено этими бедствиями? И руки у многих людей опускаются.
Я думаю, что «Откровение» - это книга, придуманная для запугивания верующих. Не содеяли люди ничего такого уж страшного, чтобы на них обрушились все эти ужасные бедствия.
Лучше не из страха верить в Бога, а из любви. Лучше не бояться ужасного будущего, а верить в светлое, доброе и прекрасное и стремиться к нему.
Не нужны нам такие выдумки – нам нужна правда.
Но всего иного пуще
Не прожить наверняка
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Не изобретая чего-то для себя нового, приведу дальше отрывок из моей статьи «Почему мысль о грядущем конце света не должна приводить нас в уныние и отчаяние»:
«И лично для меня, как, наверное, и для многих других, эта мысль о предстоящем конце света вызывает тягостные мысли. Думаешь: зачем жить, бороться, пытаться создать что-то хорошее, когда потом вдруг бац – и всё превратится в ничто, жизнь, мир погибнет? Всё плохо – можно уже сейчас ложиться и помирать. И не будет никакого Прекрасного Далёко, и не будет Алисы, и полётов к звёздам, и открытий, и света и добра, которые человечество будет нести по всему миру. Впереди только мрачно маячит конец света, видимо, вследствие какой-то глубокой нравственной деградации человечества.
А я вот по-другому подумал. Мы все проживаем нашу земную жизнь. И, в конце концов, умираем. Но мысль о будущей смерти, наверное, всё же не тяготит нас всю жизнь, а мы, напротив, помня и зная о смерти, всё же делаем в жизни много хорошего, светлого и счастливого, живём, радуемся добрым делам и открытиям, создаём своё счастье. И когда приходит время, то мы, может быть, уходим из этого мира, благословляя эту жизнь и ожидая жизни будущего века, ожидая рождения в другую жизнь, может быть, лучшую, чем наша жизнь земная.
Так же ведь обстоит дело и с жизнью и смертью человечества.
Да, наверное, всё рождается и умирает. И человечество, может быть, тоже когда-то умрёт. Но сколько ещё до этого момента времени, и сколько счастья от любви, добра, от созидания, открытий, стремлении вперёд! И поживём ещё и мы, и наши дети, и внуки, и правнуки, и далее очень далёкие поколения. Слишком много пережито и выстрадано, и добыто в испытаниях, чтобы всё это предать и сдаться, умереть вдруг сейчас просто так, встретив очередные испытания на пути. Слишком многое ещё надо открыть, сделать, создать, нужно ещё окрепнуть, стать сильнее, чтобы оставить добрый и светлый след в истории Вселенной.
Человечество, свет, Земля, космос, Вселенная, движение вперёд, любовь, счастье - всё это великие, сильные, стоящие в одном ряду слова. Человечество – светлая и добрая сила, рождённая землёй, небесами и звёздами, созданная Богом для жизни и счастья, а не для деградации и умирания. «Мне как раз пожить охота – Я и не́ жил-то ещё!» («Василий Тёркин»)
А эти дегенераты, фашисты, шваль всякая, шпана, которая сейчас пытается захватить мир и повергнуть всех нас в деградацию, разврат, вымирание – это ещё не повод для того, чтобы нам всем идти в пропасть и гибель, куда они всех нас толкают.
Трясёт планету поступь многотонная —
Шагает Зло в двуличии своём,
Ползёт по свету «пятою колонною»,
Кружит над нами чёрным вороньём…
Но добрые, как правило, бесстрашные!
Плечом к плечу нам стать давно пора…
Вперёд, друзья, в атаку, в рукопашную
На Зло под светлым знаменем Добра!
Михаил Иванович Ножкин
…Если же человечеству когда-то придёт конец, то, наверное, как и для человека, прожившего добрую и светлую жизнь, его конец будет не концом, а только началом, рождением в другую жизнь…
Всем нам хочется пожелать, чтобы наша жизнь и жизнь всего человечества были светлыми, добрыми и прекрасными, полными открытий, чудес и свершений, и чтобы были «только небо, только ветер, только радость впереди» (Юрий Энтин)».
Пусть у нас впереди будут не согрешения, промахи и ужасные бедствия, а Прекрасное Далёко, свет, космос, движение вперёд, созидание, любовь, счастье, пусть всё у нас будет хорошо, светло и радостно, а мысли о конце света пусть нас не мучают.
И я надеюсь, что если когда-нибудь будет второе пришествие Иисуса Христа, то Он придёт к нам не для того, чтобы нас покарать, а для того, чтобы нас похвалить, наградить и благословить на добрый и светлый путь.
«Всего ошибочнее мерить жизнь мерой смерти» Люк де Клапье Вовенарг (там же, с. 794).
«Для того, чтобы творить великие дела, нужно жить так, будто и умирать не придётся» Люк де Клапье Вовенарг (там же, с. 796).
«Жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека» Жан Жак Руссо (там же, с. 762).
Слышу голос из Прекрасного Далека,
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает строго:
"А сегодня, что для завтра сделал я?"
Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в Прекрасное Далеко,
В Прекрасное Далеко я начинаю путь.
Песня и кадры из фильма «Гостья из будущего»
Чепиков Максим Владимирович
10.12.2022 г.
Оценил 1 человек
1 кармы