• РЕГИСТРАЦИЯ

Победа чёрного ? (+RP)

9 621

Эту статью надо обязательно предварить пояснениями. Суть дана в заголовке - - совершенно верно. Однако «не только каждый, но и все» иногда нуждаются в пояснениях.

Тема пластического искусства, любого искусства вообще — очень редкий гость на страницах сайта. Тем более — в головах камрадов, предпочитающих (веление формата жизни, времени?) скользить, серфить по поверхности бурно-однообразных событий.

Речь в статье (уж очень не хочется назвать ее «публикацией») идет о том, что в РФ — впрочем, как и во всем остальном мире — побеждает дегенерация.

Всемирный враг этот воплощен ныне в мировых тенденциях — политики, экономики, культуры, медицины.

О отчетливее всего видно это в искусстве …

Победа чёрного над белым

К 20-летию новой старой редакции «Лебединого озера» Юрия Григоровича

Александр Курмачёв, 05.04.2021 в 12:58

2 марта исполнилось 20 лет второй редакции балета «Лебединое озеро» в постановке великого Григоровича (50-летие первой редакции отмечалось в декабре 2019-го). Если отбросить все уместные дифирамбы, многократно озвученные в адрес этого эпохального прочтения, то останется, пожалуй, самый главный, самый неприятный момент: «Лебединое озеро» Чайковского невозможно правильно поставить. Эта партитура — бесконечное поле битвы тела и духа, ограниченности пластических возможностей и художественной бездонности музыки.

Хореографическая версия Льва Иванова и Мариуса Петипа, ставшая сегодня основой всех классических интерпретаций этой партитуры, появилась в концертном варианте уже после смерти композитора. В ней были переставлены местами музыкальные номера и, само собой, изначально не было внутренней драматургической связи с замыслом Чайковского. Да, это было сделано красиво, местами гениально, но это был не Чайковский. Не тот Чайковский, который страдал от тяжелого этического разлада, создавая не только музыку, но и либретто к своему величайшему балетному шедевру.

Как известно, Владимиру Петровичу Бегичеву, которому приписывается либретто «Лебединого озера», принадлежит, по-видимому, только «краткое содержание» (возможно, сценарный план); как в авторы либретто попал Василий Фёдорович Гельцер, предполагаю, не известно вообще никому (возможно, он записывал что-то за самим композитором). Драматургическую подоплёку своего первого балета Чайковский никому не раскрывал. Даже Николаю Дмитриевичу Кашкину — своему ближайшему другу.

Чайковский умел молчать. За него всегда говорила его музыка. По этой же причине мы почти ничего не знаем о встрече Чайковского с Вагнером, состоявшейся в 1876 г. — в год создания партитуры «Лебединого озера». Мы почти не слышим в главной лебединой теме главного балета всех времён и народов лейтмотив верности из вагнеровского «Лоэнгрина». Мы можем только догадываться о содержании тайной встречи Чайковского с баварским королём Людвигом II, ставшим прототипом принца Зигфрида (ещё одна отсылка к вагнеровскому творчеству). И уж совершенно невозможным выглядит совпадение, потрясшее самого композитора, когда он узнал о гибели Людвига II в Штарнбергском озере при загадочных обстоятельствах.

Несложные изыскания позволяют предположить, что и у Одетты, и у Одиллии были совершенно конкретные исторические прототипы, а история этих двух удивительных женщин, которые не только были сёстрами, но и занимали выдающееся место в мировой политике, заслуживает отдельного пространного эссе.

С некоторой осторожностью можно говорить и о прототипе злого волшебника Ротбарта, погубившего принца Зигфрида, но само имя персонажа указывает на могущественного прусского канцлера, отнявшего у Баварии со всеми её «лебедиными озёрами» экономическую и политическую независимость.

И вот из всех этих реальных событий и персоналий буквально вырастала музыка «Лебединого озера». Рискну предположить, что для Чайковского эта партитура была своеобразными дорожными заметками, музыкальными размышлениями о совершенно конкретных событиях и людях. Иными словами, он не создавал философскую притчу. И то, что великий Григорович осмелился навязать своё романтическое видение этой символически-бытовой истории, возвысив её до головокружительно невнятной абстракции, — безусловно сильный и дерзкий поступок.

В спектакле Григоровича мы видим тени «идей» Платона, возникающие в бесплотном сознании принца-девственника, внутренний мир которого раздваивается на «белое» и «чёрное», на духовное и телесное. Многие детали пластического отражения рисунка партии Зигфрида в партии Злого гения, к сожалению, не видны из зала, но поражают своим силой, когда смотришь спектакль из-за кулис. Григорович очень тонко чувствует художественно-исторический контекст, и в своей оригинальной версии не просто сохраняет метафизику теней (напомню, что знаменитая картина «Тени» М. Петипа в «Баядерке» Л. Минкуса появляется в том же году, что и «Лебединое озеро»), но развивает её, превращая в глубокую игру двух вселенских начал в душе главного героя: в битву мужского с женским, белого с чёрным. Безусловно новаторская для своего времени хореография Л. Иванова прекрасно вплетается в хореографический текст Ю.Н. Григоровича, а знаменитая вариация Одиллии, сочинённая Григоровичем уже для «чёрного» па-де-де III акта, постоянно приписывается Мариусу Петипа. Григорович буквально взмывает в своём обращении к этой музыке в область малодоступную для развлекательного созерцания.

Семантическим ядром «Лебединого озера» в классической хореографии является бессодержательный «лебединый акт». То есть смыслом становится самодостаточная пластическая инсталляция, как чистый танец, дивертисмент непонятных номеров, объединённых в целое только костюмами и парой узнаваемых па. Сказочность сюжетной оболочки изначально нивелируется балетмейстером, и этот ход становится настоящим переворотом в понимании музыки Чайковского. Григорович нарочито отказывается от программной иллюстративности всех звучащих в музыке тем (и даже невест в характерном дивертисменте III акта впервые ставит на пуанты!). Художник Симон Вирсаладзе будто набрасывает ничего не значащие символы бескрайней мутной синевы вперемежку с бирюзой, чтобы редкими всполохами малинового и оранжевого оттенить главный конфликт в этой палитре — борьбу черного с белым.

И балетмейстер, и художник практически отказываются от исторического контекста, словно самоустраняясь и предлагая зрителю… начать слушать. Именно это становится открытием: визуальная оболочка в самом главном из абстрактно-визуальных искусств сдаёт свои позиции в пользу музыки. Этот отказ от иллюстративной визуальности делает неважным «краткое содержание»: мы понимаем, что речь в балете Григоровича не о заколдованных птицах, а о невозможности сделать правильный выбор. Так Григорович отражает в своей первой версии глубинную метафизическую суть музыки Чайковского: невозможность её полноценного визуального воплощения. Она уже слишком самодостаточна. Она сама — воплощённая идея этого поиска. Поиска, обречённого на неудачу. И, на мой взгляд, именно по этой причине сама история принца-девственника, погнавшегося за стадом лебедей, скучна до невозможности: музыка же не про это. По этой же причине живой белый крест, который в финале первой редакции образовывали тела главных героев, звучал у Григоровича символом надежды на чудо. Он не был победой любви над смертью (про это уже станцевали в «Жизели»), но был победой света над тьмой, он был маяком веры в невозможное — в победу белого (надежды на искупление) над чёрным (отчаянием как грехом). И, что намного важнее, этот финал редакции 1969 г. идеально соответствовал музыке.

Именно новый трагический финал с изменением музыкальной ткани оригинала стал главной проблемой второй редакции 2001 г. Пытаясь подсказать зрителю правильное решение, Григорович разрушает музыкальное совершенство «апофеоза»: он вторгается в область, ему не доступную, и перечеркивает всё достигнутое в первой редакции. Спектакль становится гимном отчаянию. Он декларирует победу мрака над светом. И что удивительно, даже это, на мой взгляд, неудачное решение стало метафизическим воплощением главного конфликта этой партитуры, стало подтверждением невозможности правильного решения в работе с этим материалом.

И будто сквозь годы эта строптивость партитуры отражалась в спектакле, который я посетил в Большом театре 10 марта 2021 г. Главная балетная труппа мира восхищала музыкальностью каждого движения, поражала выдрессированностью и слаженностью, даже несмотря на некоторые слишком видимые ошибки.

По-прежнему, в лебединой тройке «птичья» конкуренция балерин отзывалась рваностью линий, а в комическом по сути танце маленьких лебедей на каменных лицах танцовщиц читалась трагическая опустошённость безотцовщины, которую не в силах была ни унять, ни понять ни белая Одетта в техничном, но пресном исполнении прекрасной Анны Никулиной, ни её же чёрная Одиллия с отточенными сверхсложными фуэте с двойными турами в первых 16 тактах…

Сегодня этот спектакль выглядит сиротливым призраком прошлых поисков, радостей и печалей, открытий и неудач. И яркие характерные танцы (главное достижение Григоровича здесь), и та самая чёрная вариация Одиллии в III акте, и невесомые прыжки и вращения принца в бесплотно-эльфийской интерпретации Семёна Чудина, и дерзкая графичность партии Шута в блистательном танце Георгия Гусева, и демоническая опустошённость Злого гения, лишённого имени и истории, в исполнении Михаила Лобухина, яркими мазками выписывали на этом грандиозном музыкальном полотне фразу, в которой победа чёрного над белым звучит, возможно, даже сильнее, чем в самой партитуре: «Здесь был Григорович».

Источник - https://www.belcanto.ru/210405...

* * * *

P.S. Х.Л. - А по моему, там был «прогресс» = дегенерация.

Известное известно немногим

    Бедняга Трамп. Последний Герой Америки. Реквием в прозе

    Упоротые в голову Неоконы во главе с полоумным Стариком Джо разогнали разваливающуюся государственную колымагу США до точки невозврата.Добрый Молодец Трамп якобы вдарил по ...

    Деукраинизация как неизбежность

    Первые, весьма противоречивые и крайне неконкретные заявления Трампа по украинскому вопросу породили в российском обществе очередную волну дискуссии: сольют США Украину или не сольют, с...

    Проект «Пятая колонна»: проклявшая Россию «художница» вернулась нищая и больная, чтобы жить на мамину пенсию

    Как же громко они хлопали дверью в надежде, что за рубежом их будут носить на руках. Когда Марфа Шварц, решившая, что она «художница», уезжала, она разразилась тирадой, которую растираж...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      (ака)Макогоненко 22 января 17:10

      Такое вот основание ...

      Экономика России сталкивается с демографической катастрофой и рискует увидеть сокращение населения вдвое к концу этого столетия, считают аналитические центрыДженнифер Сор Российско-украинская война ускорила сокращение населения. ….Демографическая тенденция создает проблемы для российской экономики, которая уже сталкивается с острой нехваткой рабочей ...
      527
      (ака)Макогоненко 22 января 09:12

      Все-все-все

      Вообще статья в источнике попросторнее. Но в ней много воды. Оставив одну информационную суть....Вот все 26 указов Трампа первого дня: «Первоначальная отмена вредных указов и действий»«Восстановление свободы слова и прекращение федеральной цензуры»«Прекращение вооружения федерального правительства»«Поставить Америку на первое место в международных эк...
      392
      (ака)Макогоненко 21 января 11:47

      Запрошенная смерть (RP+)

      Сандра Демонтиньи наблюдала, как ранняя болезнь Альцгеймера превратила ее отца-спортсмена из крепкого патриарха в потрепанную оболочку мужчины. Как только болезнь взяла верх, его необузданная энергия заставила его входить в стены и бесцельно ползать по полу. Он умер в возрасте 53 лет, его лицо было залито слезами разочарования. Когда в 39 лет г-же Демон...
      1642
      (ака)Макогоненко 27 апреля 2021 г. 14:15

      У "Колупаевых" во все времена на уме одно

      Для начала напомню, кто такие «колупаевы».Ранее, в * уже давалось точное определение этого феномена. Но приходится повторить«В России наступает пора наступления колупаевшины и зубатовщины....Колупаев, равно как и другие — Деруновы, Разуваевы — персонажи Салтыкова-Щедрина («Пошехонская стари­на», «Убежище Монрепо» и другие произведения) — это шустрые люд...
      879
      (ака)Макогоненко 22 апреля 2021 г. 15:35

      Седьмой как ритуальная услуга

      Ныне человечеством наиболее освоен пятый технологический уклад. Необходимость перехода от пятого уклада к шестому можно оспорить, но нужда в таком переходе была очевидна. Потребность в нем — это желание оттянуть момент «биг-боома», пожить в раю капиталистических грез.Именно по этой причине СССР не спешил попадать в ловушку такой иллюзорной очевидности. ...
      307
      (ака)Макогоненко 22 апреля 2021 г. 09:10

      Президент пришел с мешком подарков. Чисто потребительских

      Послание прозвучало проповедью...Михаил КУНЦЕВВладимир Путин обратился с посланием Федеральному собранию. Ожидаемой сенсации в виде "смены экономического курса" не случилось - впрочем, наверное, наивно ждать такого от публичных выступлений. У Путина главное не то, о чём он говорит, а то, о чём он молчит. Слушать его молчание - лучший способ понять его ...
      1037
      (ака)Макогоненко 17 апреля 2021 г. 14:10

      Колупаевы идут! (II) Крадущийся "колупаев"

      Сперва пост планировался как продолжения повествования о том, как «колупаевы идут» * Однако новые события, новые представления о событиях — возникают новые возможности понимания и интерпретации. В первую очередь стоит посмотреть на то, кто откуда вдруг ушел.«Первым» постепенно отошел от Путина Дугин. Его долго называли (считали) негласным советником пут...
      1404
      (ака)Макогоненко 14 апреля 2021 г. 10:57

      Фазовая катастрофа? Сегодня? (признаки)

      Вообще-то фазовые переходы встречаются довольно редко. Просто потому, что фаза — состояние более стабильное, чем переход из одной в другую.Опять же — что является просто циклом, циклом чего?Если вы говорите о торговом капитале — то циклы малы, и смена фаз происходит часто. Если вы говорите о поколениях, то за свою жизнь человек наблюдает две, от силы — ...
      1801
      (ака)Макогоненко 13 апреля 2021 г. 13:14

      Фазовая катастрофа? Сегодня? Почему? (Интермедия)

      Сделаю небольшое отступление. К теориям и описаниям волн в человеческой истории и социуме вернемся потом (думается, где-то через неделю). Тогда и опишу обещанное - 4-х фазные циклы К. Маркса, циклы С. Кузнеца, циклы Кондратьева, циклы Форрестела, Тоффлера , уклады Глазьева. Но только в кратком режиме, не столь пространно, как в *.Грядущую фазовую катаст...
      440
      (ака)Макогоненко 12 апреля 2021 г. 12:18

      Праздничный, немного странный ...

      История — да, уже история — этого космического поле … нет, космического старта немного загадочна, немного скандальна. И, надеюсь, немного интересна.Итак, сообщение ТАСС: «КОСМОДРОМ БАЙКОНУР /Казахстан/, 6 апреля. /ТАСС/. Ракета-носитель "Союз-2.1а" установлена на стартовый комплекс площадки № 31 (стартовый комплекс "Восток") космодрома Байконур для запу...
      574
      (ака)Макогоненко 11 апреля 2021 г. 15:56

      Фазовая катастрофа? Сегодня? Почему?

      Развитие человечества представляют себе в виде более менее постоянно восходящей линии. Прямой линии - в самом грубом, примитивном воображении; кривой, чуть более извилистой линии — в воображении, претендующем на трезвость видения. Как развитие — потому, что это все равно всегда восходящая линия. Именно маниакальная вера в простое и легкое «восхожденчес...
      1577
      (ака)Макогоненко 10 апреля 2021 г. 18:02

      Новое крепостничество

      Этих цифр вы нигде не встретите. То есть вы можете заняться поиском релевантной информации самостоятельно. Или надеяться на то, что подобные данные появятся официально. Последнее - из числа влажных грез.Или у вас остается ещё один выход — принять к сведению те цифры, которые тут опубликую я. Вы скажете — нет доказательств, что они достоверны. Правильно....
      1520
      (ака)Макогоненко 8 апреля 2021 г. 16:33

      А мы - умнее всех? (RP)

      Текст, достойный вашего внимания. И понимания.«Новая нормальность» трещит по швам: врачи открыли шокирующие факты о ГМО-вакцинах, юристы готовят новый Нюрнберг архитекторам проекта «коронавирус»Продолжающаяся по всему миру больше года ковидистерия все больше напоминает театр абсурда. Это понимают многие граждане в России, США, и Европе, на личном опыте ...
      2166
      (ака)Макогоненко 7 апреля 2021 г. 12:45

      Почему не будет споров на сайтах? (I)

      Этот пост предназначен, в основном, для тщательного прочтения и обдумывания - Х.Л.Многие ныне жалуются — вот, мол, сайт вроде бы раскрутился, но никакой жизни на нем нету. Стабильно лишь одно — отсутствие рассуждений и споров. Если сайт изначально создавался не для рекламы — он быстро переходит в состояния застоя, где возможны только две вещи —" показат...
      255
      (ака)Макогоненко 5 апреля 2021 г. 10:18

      И снова - коронабесие. Теперь уже заманчиво ...

      Ну хоть один закон писан - политикам, надзорникам и мед-умникам?За фанфарами и прочими победно-реляционными звуками СМИ голос разума пропадает. Этот постулат более актуален и действенен, чем всем давно известные и принятые «когда пушки говорят, музы молчат» или «у войны не женское лицо».Дуракам закон не писан, даже отмороженным. Тем боле...
      1339
      (ака)Макогоненко 4 апреля 2021 г. 13:15

      Бумеранг Ягья-Упая. Христос и Маркс (II)

      Продолжим. Марксизм и Христианство — самые могущественные учения (назовем так, чтобы не дразнить ни идеологов, ни теологов) прошедших двух тысячелетий.Да, да, я не ошибся, именно двух тысячелетий, хотя собственно, марксизм как теория родился в 1839 году («Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии»), а христианство оформилось в...
      285
      (ака)Макогоненко 3 апреля 2021 г. 15:24

      Бумеранг Ягья-Упая. Христос и Маркс.

      Много говорят о том, что Христос еврей.Ну и клирики не отстают - тут же в голос вопият — да, еврей, да, еврей! И, не по разуму говоря, поминают, что нет «ни эллина, ни иудея». Когда же заходит разговор о том, что евреи (ну не чечены же!) распяли Христа — «кровь его на нас и на детях наших» - тут же раздаются яростные политкорректные вопли клира — „не до...
      1208
      (ака)Макогоненко 3 апреля 2021 г. 12:58

      Тревожно зияет

      Известно, что на планете есть только одно место, где вас всегда ждут. Это место — засада. Засадой может оказаться любое, даже очень хорошее на первый взгляд, сообщение. К этому разряду относится информация о том, что коэффициент младенческой смертности в России продолжает падать. Это благая и радостная — на взгляд наивного простака - весть. Но интересно...
      845
      (ака)Макогоненко 30 марта 2021 г. 10:48

      Геополитика НЕ существует? Только условно ... (RP)

      Ловкость рук... И сила дубины!Вазген АВАГЯН И геополитика, и рыночная экономика в чистом виде существуют только как идея-модель, упрощённая схема. Что-то вроде «условного топлива», которое используют для упрощения расчётов, и которого на самом деле… нет! Точно так же и геополитика, и рыночные механизмы не существуют отдельно в реальной жизни. Для т...
      598
      (ака)Макогоненко 29 марта 2021 г. 16:24

      "Предъява"

      Правительства стали НЕПРИГОДНЫ, поэтому они должны отдать все.Конкретно то, что любое правительство должно отдать:- приоритеты (политические и экономические?),- инфраструктуру,- сети,- хранилища (и закрома)- вообще огромные богатства («горшки с золотом»)Ну и там всякое — по мелочи. Конечно, это будет делаться как бы во имя и за щитом интересов монтажник...
      1098
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика