Всё происходящее с человеком и в мире вокруг имеет нейтральную природу. Примером этому может служить то, как одно и то же явление или объект в разных обстоятельствах могут иметь как позитивный, так и негативный характер. Всё обуславливается восприятием того, кто переживает то или иное событие. На восприятие реальности влияют так называемые "вритти" - колебания ума, о которых Патанджали пишет в йога-сутрах. Всего типов вритти пять. Об этом Патанджали пишет в сутре шестой главы первой: правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и воспоминания. Один из типов вритти – Випарьяя – ложное знание.
В переводе с санскрита "випарьяя" означает "ложное знание" или "неправильное знание". Понятие "Випарьяя" Патанджали раскрывает в сутре восьмой главы первой. В переводе А. Бейли сутра звучит так: "Неправильное знание основывается на восприятии формы, а не на состоянии бытия". То есть при таком восприятии человек за формой не видит сути. Происходит такое ложное восприятие по причине наложения проекций ума, сформированных предыдущим опытом. Более объёмно это понятие раскрывает версия перевода Кришнамачарьи: "Превратное понимание – это такое понимание, которое воспринимается как правильное до тех пор, пока благоприятные условия не откроют истинную природу объекта". Эта версия перевода даёт более полное понимание того, что такое Випарьяя.
Оценили 0 человек
0 кармы