• РЕГИСТРАЦИЯ

Как менялся образ Ивана Грозного в оценках историков

31 24613

От «бегуна и труса» до «призрака Великого Монарха» и обратно

Открытие памятника Ивану Грозному в Орле вновь оживило дискуссию о его роли в истории. Вообще, в российской истории Иван IV — одна из самых спорных и неоднозначных фигур. Его то поднимают на знамёна, то сбрасывают с постамента, то говорят о его заслугах в укреплении Русского царства, то вспоминают о проигранной Ливонской войне и опричнине. «Мел» рассказывает о том, как менялся образ Ивана Грозного в трактовках истории — с момента его смерти и до наших дней.

XVI век. Иван Двуликий

В.М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897 год

За четыре с небольшим столетия, прошедших с момента смерти царя, в российской историографии сложилось три основных подхода к описанию его личности: негативно-обличительный, хвалебный и нейтрально-объективный.

Основа первого подхода была заложена ещё Андреем Курбским, бывшим сподвижником Грозного, сбежавшим в Литву из-за угрозы опалы. Курбский перешёл на сторону литовского князя Сигизмунда. Он также вёл известную переписку с самим царём и оставил его жизнеописание. В нём впервые возникла идея о двойственности Грозного: о том, что Иван Васильевич прошёл эволюцию от доброго и справедливого царя до жестокого тирана и изверга, вырезавшего боярские рода и установившего режим опричнины, который привёл к голоду в России и множеству смертей.

Государева учёба: как и чему учились первые Романовы

Курбский описывает Ивана как человека зависимого от окружения, в особенности от шуринов, чьи наветы делают его ещё более подозрительным, заставляют прогнать и предать опале верных сподвижников Сильвестра и Адашева. В «Истории о великом князе Московском» Курбский пишет:

«А если восхваляют и возносят тебя как царя великого и непобедимого и храброго, то действительно таким ты был, когда жил в страхе Божьем. Когда же ими был обманут и обольщён, то что получил? Вместо мужества твоего и храбрости стал перед врагом бегуном и трусом. Царь великий христианский перед басурманским войском у нас на глазах на диком поле бегал. А по советам любимых твоих льстецов и по молитвам Чудовского Левкия и прочих лукавых монахов что полезного и похвального и угодного Богу приобрёл? Разве что опустошение земли своей от тебя самого с твоими кромешниками (опричниками) да от вышеназванного басурманского пса, и к тому же злую славу от соседних стран, и проклятье и нарекание слёзное от всего своего народа».

Курбский был сверстником Грозного, он родился на два года позже. Но ему не довелось увидеть смерть преданного им царя: он умер на чужбине на год раньше. Однако созданная им интерпретация жизни и правления монарха сильно пережила его и так или иначе влияет на наше сегодняшнее восприятие личности Грозного.

XVII век. Иван Победоносец

С. А. Кириллов. «Иван Грозный». 1990 год

В то же время, еще при жизни монарха развивался позитивный подход к описанию его правления, не обращающий внимания на недостатки и деспотизм и восхваляющий достижения. Сначала он в основном использовался в современных царю исторических летописях, но потом зажил своей жизнью. Русский историк XVII века Андрей Лызлов так писал в своей «Скифской истории» об Иване Грозном и его успехах в войне с Казанским ханством:

«Сице убо светлый победоносец боговенчанный царь и великий князь Иоанн Васильевич всея России самодержец, Богу поспешествующу ему, великий подвиг за врученную ему от Бога паству показа, и достохвалную победу над погаными сотвори…»

Ту же линию продолжил и Василий Татищев, сподвижник Петра I и историк, написавший «Историю российскую». Это была первая основательная работа по российской истории, в которой автор постарался обобщить и соединить разнообразные исторические источники в единое полотно и критически проанализировать изложенные в них факты. Татищев оценивал правление Грозного положительно. Он отмечал, что о доблести Ивана и о значении его дел для русской истории сказано очень мало, и ругался на тех, кто старался видеть в Грозном лишь жестокого тирана. Взгляды Курбского он критиковал, считая его чрезмерно пристрастным и потому необъективным. По тем же причинам Татищев не считал нужным обращать внимания на мемуары иностранцев об Иване Грозном. Татищев писал:

«Мы же по обстоятельствам дел видим, что сей государь к распространению своего государства, к приобретению славы и богатства великую ревность и прилежание имел, как то видимо из его мужественных лифлянской, татарской и польской войн и его по тогдашним обстоятельствам изрядных учреждений экономических.

Видимо нам, что до царства его величества письменных законов по меньшей мере в собрании не было, как издревле и во всех государствах, судили ж по примерам и по совести на словах и большие ссоры поединками решили. В чем его величество видя многие беспорядки, по совету всех знатных людей Судебник, или Уложение, сочинил, которое состояло из 99 статей».

Похожих взглядов на личность самодержца придерживался и Михаил Ломоносов, который, правда, в «Кратком российском летописце» упоминал и о раздвоенности Ивана:

«Сей бодрый, остроумный и храбрый государь был чрезвычайно крутого нраву, который первая его супруга, великая государыня царица Настасья Романовна умела своим разумом и приятностьми удерживать. После ея преставления обычай его совсем переменился, а особливо что многие бояре, желая дочерей своих или сродниц видеть за государем в супружестве, разными смутами так дух его обеспокоили, что наподобие внезапной бури восстала в нем безмерная запальчивость. Неспокойных новогородцев казнил сей государь свирепым наказанием и царевича своего Ивана зашиб в крутом гневе, что после краткой болезни было смерти его причиною».

Во многом, такие исторические взгляды, господствовавшие в первой половине XVII века, были связаны с политическими особенностями того времени. И для Татищева, и для Ломоносова главным событием их эпохи были реформы Петра Первого. Поэтому так важно было прочертить эту историческую линию от Грозного к Петру, сравнить их (пусть не прямо, а косвенно) и показать справедливость и мудрость действий Петра.

XVIII век. Иван Европеец

А. Д. Литовченко. Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею. Холст, масло. 1875 год

Этот подход развивался потом историком Иваном Болтиным, чьи основные работы были написаны ближе к концу второй половины XVIII века. Болтин, сослуживец Григория Потемкина, генерал-майор и член Российской академии наук, живо интересовался историей. Получив хорошее домашнее образование, он в последующие годы серьезно заинтересовался прошлым, изучив множество летописей и много поездив по России.

Как менялся учебник истории: от Александра Первого до Иосифа Сталина

Несомненно, работы Татищева и Ломоносова сильно повлияли на Болтина, но в то же время он воспринял и идеи французских просветителей — Вольтера, Руссо, Монтескье. Поэтому в своих трудах он подходил к рассказу о Грозном с более отстраненной и более критической точки зрения. В то же время, он не увлекался очернением. Самой важной мыслью для Болтина было то, что Россия жила и развивалась согласно тем же правилам, что и европейские страны, а все различия связаны с географическим местоположением, равно как и с особенностями русской жизни. Он сравнивал борьбу Грозного с боярами с действиями французского монарха Людовика XI — он считается основателем абсолютной монархии во Франции:

«Такое правление (феодальное — прим. авт.) продолжалося в Европе более 500 лет. Во Франции Лудовик XI его вовсе истребил, в Гишпании, в Англии в почти то же время уничтожено. <…> Наши древние удельные князья полным феодальным правом пользовалися и точно таким, каким ныне пользуются германские князья; имели в подданстве своем Князей, Бояр, Дворян; могли иметь друг с другом войну и с Великим Князем, хотя и признавали его за главу государения. Царь Иван Васильевич все их владения разрушил и уничтожил».

Но в целом взгляды Болтина были уже большим прогрессом по сравнению с историческими изысканиями Татищева, во многом превосходя их и в глубине анализа, и в серьезности подхода к историческим событиям. Это не была апология царя, не было его поношение. Болтин пытался встроить образ Ивана Грозного в общеевропейский контекст, придать ему глубину и связать его с эпохой.

XIX век. Иван Деспот и Иван Государственник

Неврев Н. В. Опричники

Накопленные за долгие годы знания, различные точки зрения на русскую историю, критический анализ прошлого привел к появлению одного из самых значительных трудов русской историографии — «Истории государства российского» Николая Михайловича Карамзина.

Именно Карамзин первым смог описать историю России так, что она заинтересовала не только ученых, но и широкую публику. Светские дамы и столичные модники, ранее и не помышлявшие о том, что российская история может быть интересной, смели с прилавков весь тираж (а он был немалым по тем временам — 3 тысячи экземпляров). Взгляд Карамзина на историю был очень прогосударственным и монархистским, что даже вызывало критику его более либеральных друзей. Пушкин, например, отреагировал эпиграммой: «В его „Истории“ изящность, простота / Доказывают нам, без всякого пристрастья / Необходимость самовластья / И прелести кнута».

Как Екатерина II заботилась о народном просвещении

Для Карамзина Грозный был неоднозначной личностью: он отмечал его достижения и успехи в государственном строительстве и объединении государства, но сурово критиковал за деспотизм, тиранизм и жестокость. В чем-то подход Карамзина отсылал к взглядам Курбского — «два разных Ивана». Один — молодой и справедливый царь, другой — злой, жестокий и подозрительный тиран. При этом Карамзин гораздо объективнее большинства хулителей царя. Он положительно отзывается о военных кампаниях Грозного, покорении Казани и колонизации Сибири. В конце концов, он пишет так:

«Между иными тяжкими опытами Судьбы, сверх бедствий Удельной системы, сверх ига Монголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя: устояла с любовию к самодержавию, ибо верила, что Бог посылает и язву и землетрясение и тиранов; не преломила железного скиптра в руках Иоанновых и двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением, чтобы в лучшие времена иметь Петра Великого, Екатерину Вторую <…>

Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна, Героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка. <…>

Но отдадим справедливость и тирану: Иоанн в самых крайностях зла является как бы призраком Великого Монарха, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственной деятельности».

Взгляды Карамзина на Ивана Грозного стали практически стандартными для историков 19-го века. Расходясь в оценках тех или иных конкретных действий царя, историки сходились на том, что странности и жестокости в поведении Грозного были связаны с психологическими проблемами: чрезмерной подозрительностью, смертью жены, опасениями за свою жизнь после того как в Москве прошли бунты после пожаров.

Например, Сергей Соловьев, русский историк, написавший «Историю России с древнейших времен» (многотомная книга выходила с 1851 по 1879 год), видел своей задачей развитие отечественной историографии и придание ей нового импульса. Но и он во многом стоял на тех же основаниях, что и Карамзин. Хотя он и старался рассматривать правление Ивана IV как эпоху борьбу «государственников» и «феодалов» — в чем-то эти взгляды перекликались с идеями Болтина. Впрочем, Соловьев вовсе не стремился к упрощению эпохи Грозного, о чем и сам писал:

«В то время как одни, преклоняясь пред его величием, старались оправдать Иоанна в тех поступках, которые назывались и должны называться своими очень нелестными именами, другие хотели отнять у него всякое участие в событиях, которые дают его царствованию беспрекословно важное значение. Эти два противоположных мнения проистекли из обычного стремления дать единство характерам исторических лиц; ум человеческий не любит живого многообразия, ибо трудно ему при этом многообразии уловить и указать единство, да и сердце человеческое не любит находить недостатков в предмете любимом, достоинств в предмете, возбудившем отвращение».

Такой взгляд на Грозного стал практически официальным в Российской империи. Даже Дмитрий Иловайский, историк, по учебникам которого учились поколения русских гимназистов, также отмечал раздвоенность царя, с одной стороны объединителя земель и успешного строителя государства, а с другой властолюбивого, жестокого и мнительного:

«Иоанн имел от природы необыкновенно живые способности и пылкий, впечатлительный характер; к несчастию, никто не позаботился дать ему хорошее воспитание. Бояре обходились с ним грубо, делали его свидетелем позорных сцен, часто оскорбляли самолюбие дитяти и тем ожесточали его сердце. С ранних лет уже Иоанн начал обнаруживать большую жестокость, которая проявлялась и в самых детских его забавах; так, он находил удовольствие мучить животных или, разъезжая иногда с толпою сверстников по улицам Москвы, со смехом давил конями встречавшихся людей и т. п.».

Конечно, и у такого подхода находились свои критики, как со стороны рьяных патриотов, так и тогдашних либералов. Русский правовед и историк Константин Кавелин (учитель истории у наследника престола, будущего императора Александра II) был уверен в положительных результатах деятельности Грозного и писал, что монарх был недооценен современниками и потомками:

«Его многие судили, очень немногие пытались понять, да и те увидели в нем только жалкое орудие придворных партий, чем Иоанн не был. Bce знают, все помнят его казни и жестокости; его великие дела остаются в тени; о них никто не говорит. Добродушно продолжаем мы повторять отзывы современников Иоанновых, не подозревая даже, что они-то всего больше объясняют, почему Иоанн сделался таким, каков был под конец: равнодушие, безучастие, отсутствие всяких духовных интересов — вот что встречал он на каждом шагу».

Даже талантливые шутники из журнала «Сатирикон», выходившего в начале прошлого века, написав свой пародийный учебник по истории, брали за образец набивший оскомину русским школьникам учебник Иловайского:

«Весть о рождении Иоанна Грозного как громом поразила Москву. Птицы и звери попрятались в лесах. Рыба со страху сделалась еще более мокрой и притаилась на дне океана. Люди совсем потеряли головы и были этому очень рады, ибо рассуждали так:

Иоанн Васильевич все равно их отрубит. Лучше уж сами потеряем головы. Когда придут палачи, они останутся в дураках — нечего будет рубить».

XX век, Ленин. Иван Экономист

Иван Грозный и Малюта Скуратов. Седов Г. С., 1871 год

После Октябрьской революции взгляды на отечественную историю сильно изменились. В первую очередь это выразилось в разгоне исторических факультетов и прекращении преподавания истории в школах. Подход Карамзина был отвергнут советской властью, так как был сочтен слишком реакционным и монархическим. Он уступил место новому и официально одобренному прочтению событий прошлого — марксистской истории Михаила Покровского.

Покровский был профессиональным историком, правда, еще в конце XIX века он перешел на марксистские, революционные позиции, активно обличая российский режим, Русско-японскую войну и действия Николая II в отношении Государственной думы. Вернувшись в Россию из эмиграции после революции, он вскоре занял пост заместителя наркома просвещения РСФСР. Именно на этом посту Покровский стал одним из лидеров советских историков 1920-х годов.

Покровский рассматривал русскую историю как борьбу классов: самодержавная монархия для него была выражением политических желаний буржуазии и аристократии. Он писал, что русская монархия — это «торговый капитал в шапке Мономаха». Большое значение он придавал народным восстаниям и бунтам, и не считал необходимым рассматривать царей и их приближенных как самостоятельных фигур. Он видел в них лишь инструменты для проведения решений, выгодных купечеству и дворянству.

В действиях Грозного он прежде всего видел экономическую подоплеку — борьбу богатого купечества и помещиков против феодалов. В «Русской истории в самом сжатом очерке» он писал о царе так:

«Господство дворянства и купечества выразилось таким образом в диктатуре, в огромном усилении царской власти. Террор не ограничивался боярством, — он распространился на целый ряд других общественных групп, связанных со старым порядком (церковь, монастыри, остатки новгородского торгового капитала и т. д.), крепко засел в народной памяти и дал повод прозвать царствовавшего тогда Ивана Васильевича — Грозным. Это конечно не значит, что Иван лично был особенно жестоким человеком и что он лично много значил в перевороте. Борьба шла не между отдельными людьми, а между классами. Но любопытно, что Иван Грозный принимал в борьбе значительное участие и принадлежал даже к числу публицистов, которые тогда выступали. В своих писаниях, письмах к бежавшему за границу Курбскому он по-своему пытается оправдать террор и доказать необходимость переворота».

Эта работа Покровского была высоко оценена Лениным, а позиция Покровского имела официальный статус до середины 1930-х. В 1936 году, спустя четыре года после смерти Покровского, его научная школа была подвергнута критике, а в дальнейшем и полному разгрому и объявлена «базой вредителей, шпионов и террористов». Сама концепция была названа антиисторической и антимарксистской, и была предана забвению до 1960-1970-хх годов.

XX век, Сталин. Иван Мудрый

Вениг К. Б. Иван Грозный и его мамка

Большая переоценка личности Грозного и возвращение на близкие Татищеву позиции произошла вновь еще в 1920-х годах. Историк Роберт Виппер в начале второго десятилетия нового века написал несколько работ, в которых оценил правление царя положительно. В них он предстал как основатель современного государства, успешный полководец и реформатор. В те годы его теория не снискала популярности, в отличие от подхода Покровского. Но с начала 1930-х, в особенности после разгрома школы Покровского, концепция Виппера получила самую высокую поддержку.

Не в последнюю очередь это было связано со взглядами Иосифа Сталина и на русскую историю в целом, и на Ивана Грозного в частности. Например, в 1947 в беседе с режиссером Сергеем Эйзенштейном о его фильме «Иван Грозный» (первая часть которого очень понравилась Сталину, а вторая разозлила — в ней Эйзенштейн сместил акценты в изображении личности монарха, а ключевой сценой стал угрожающий танец опричников), Сталин сказал следующее:

«.Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I — тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы. <…>

Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого–нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть еще решительнее».

Это действительно было близко к взглядам Роберта Виппера, весьма скептически относившегося к критикам Ивана Грозного. В этом плане Виппер был близок к двум блестящим русским историкам — Соловьеву и Платонову, которые также старались смотреть на Грозного с более объективной и прогосударственной позиции. Правда, Виппер в своей идеализации монарха шел гораздо дальше:

«Ивану Грозному, современнику Елизаветы английской, Филиппа II испанского и Вильгельма Оранского, вождя Нидерландской революции, приходится решать военные, административные и международные задачи, похожие на цели создателей новоевропейских держав, но в гораздо более трудной обстановке. Талантами дипломата и организатора он, может быть, всех их превосходит. <…>

Русский народ дал совсем иную, глубоко мудрую оценку личности Ивана IV, выразивши ее в прозвище „Грозного“. В иностранной исторической литературе смысл этой характеристики совершенно искажен переводами — Iwan der Schreckliche, Jean le Terrible, что означает „страшный“, „ужасный“, чем и подчеркивается обвинение Ивана IV в жестокости. В XVI в. в великой Московской державе „Грозный“ звучало величественно и патриотично. Прозвище это прилагалось уже раньше к Ивану III».

Этот подход стал, по сути, единственным допустимым в сталинские времена. Например, в школьном учебнике для младших классов за авторством Андрея Шестакова (старый большевик, глава Музея революции и значимый советский деятель), который был издан в 1937 году, опричнина описывалась как борьба с предателями и лизоблюдами-придворными, мешающими объединению страны:

«После первых поражений в войне Иван раскрыл измену крупных бояр-вотчинников. Эти изменники переходили на службу к полякам и литовцам. Царь Иван повёл жестокую борьбу с боярами, которые противились объединению страны, укреплению самодержавной власти царя. Многих бояр и их сторонников он казнил, других ссылал в отдалённые части государства. Их земли он отбирал, раздавая мелким помещикам (дворянам). Борьба с боярами нужна была Ивану IV, чтобы окончательно сломить всех этих мелких царьков, какими были бояре, и укрепить единую власть. Для борьбы с ними Иван IV образовал из помещиков особый отряд в несколько тысяч человек и назвал их „опричниками“.

Опричники имели свою особую форму. К седлу опричника были привязаны собачья голова и метла. Это были знаки его должности: вынюхивать, выслеживать врагов царя и выметать изменников-бояр. Таким путём Иван Грозный укреплял самодержавную власть в Русском царстве, уничтожая боярское имущество».

XX век, после Сталина. Иван Грозный

Лебедев К. В. Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи

Подобные воззрения на правление Ивана Грозного оставались официальными до XX съезда КПСС. Разоблачение сталинизма Хрущевым позволило многим советским историкам, вроде Зимина, Черепнина, Кобрина или Скрынникова (а также работам умерших ранее Полосина и Веселовского), выйти со своими концепциями из подполья. При Сталине они имели мало шансов на публикацию своих работ о Грозном, так как их взгляд сильно отличался от одобренного. Они были более критичны, но и более объективны, старались придавать большее значение негативным последствиям опричнины. При этом многие из них описывали поздние репрессивные действия царя как следствие политической необходимости, а не результат душевной болезни.

Они не отрицали значения реформ Грозного для развития государства, но требовали не забывать и об ужасных последствиях жестокости царя — по их мнению, оправдывать прогресс и развитие человеческими жертвами было нельзя. Руслан Скрынников, ленинградский историк, подытоживал рассказ об опричнине следующим образом: «В XVI в. Россия достигла огромных экономических успехов и пережила великое разорение».

XXI век. Иван Разный

Седов Г. С. Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву

Современные историки и вовсе далеки от единства мнений по поводу Грозного. С одной стороны, в наши дни появилось много возможностей для нового анализа и ревизии эпохи времен Грозного, что позволяет занимать более отстраненную и объективную позицию. С другой стороны, в 1990-е и 2000-е появилось немало идеологически ангажированных исследований — как в сторону негативного описания времен Ивана Грозного, так и в сторону восхваления монарха.

Например, для историка Игоря Фроянова опричнина — это пример успешного опыта борьбы с феодальными князьями, чью независимость нужно было подавить для того, чтобы построить единое государство. Кроме того, для него появление опричнины связано с противостоянием Западным странам. Упомянутый выше Скрынников считает важным достижением той эпохи появление оборонных рубежей на границе и прекращение феодальной междоусобицы. Консервативный историк Перевезенцев считает главным в личности Грозного его следование монашеским идеалам. А вот для Бориса Флори важным все равно остается вопрос о целесообразности человеческих жертв:

«Но даже если такая работа (по оценке роли Ивана Грозного — прим. авт.) в ее полном объеме будет когда-то проделана и ее итогом станет признание социально-политического устройства России второй половины XVI века наиболее оптимальной, обеспечивавшей возможности поступательного развития в данных исторических условиях формой организации общества, то все равно исследователи встанут перед решением вопроса: обязательны ли для достижения такого итога были все те кровавые жертвы, которыми ознаменовалось правление Ивана IV и которые привели в конечном итоге к разорению всей страны, сделав ее неспособной отразить наступление своих противников?».

В общем, вопрос о роли Ивана Грозного в истории остается открытым и обсуждаемым. Большинство профессиональных историков сейчас далеки от безусловного восхваления царя, но также не впадают и в исключительный критицизм. Истина, в любом случае, во многом зависит от точки зрения смотрящего.

Автор: Егор Сенников

http://mel.fm/istoriya/4170586...

    Результаты мультикультурализма в России
    • pretty
    • Вчера 18:15
    • В топе

    СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

    Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

    «Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

    Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Юлия 28 декабря 2023 г. 14:23

      Андрей Ткачёв. О глубинной Украине

      Глубинная Украина и Гоголь. (Из ТГ-канала протоиерея Андрея Ткачёва) Как только не называла в свое время Гоголя читающая публика? Сначала "наш Гомер", а потом: фантаст, юморист, мастер гротеска, средневековый мистик, плачущий сатирик... А кто бы мог подумать, что Гоголь - настоящий реалист! Описывая внутренние пружины малороссийского бытия, он очень глуб...
      334
      Юлия 27 июля 2022 г. 16:25

      Отец Андрей Ткачёв ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОРОЧЕСТВО ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА.

      Западом наказывал и наказывает нас Господь, - сказал однажды Феофан Затворник, епископ Вышинский, находившийся в добровольном затворе в небольшом монастыре в Рязанской области.Феофан Затворник жил до страшных событий 20 века. Он не знал, что существуют, например, концентрационные лагеря, Освенцем, Дохау, Бухенвальд. Он не знал, что существует атомное о...
      533
      Юлия 31 марта 2022 г. 15:55

      Горькая правда про Европу

      С прискорбием наблюдаем, как "цивилизованный" мир свалился в антироссийскую истерию. У всех русских людей недоумение - за что? Но это неправильно поставленный вопрос. Главный вопрос - почему? На него много раз отвечали, главным образом, люди духовного плана - протоиерей Андрей Ткачёв, профессор МДА Алексей Ильич Осипов. Хотелось бы раскрыть эту тему еще с одной сторон...
      524
      Юлия 27 марта 2022 г. 17:43

      "РАДИО РОССИИ" ДОЛЖНО БЫТЬ ЗА РОССИЮ!!!

      Дорогие друзья! Очень надеялась, что "Радио России" - главное радио нашей страны (как они себя называют) исключит из сетки вещания (по крайне мере на какое-то время) передачу Бориса Гребенщикова "Аэростат". Думаю, что многие из вас в курсе, что БГ с Земфирой организовали в Англии (!!!) концерт "против войны" (= против России). И такие действия должны бы...
      496
      Юлия 9 марта 2022 г. 10:18

      "АПОКАЛИПСИС ВАТИКАНА": КАТОЛИЧЕСКИЙ АРХИЕПИСКОП ПОДДЕРЖАЛ РУССКУЮ СПЕЦОПЕРАЦИЮ НА УКРАИНЕ

      В редакцию Первого русского телеканала Царьград поступило письмо бывшего Апостольского нунция (посла Ватикана) в США архиепископа Карло Марии Вигано, известного в католических кругах как последовательный консерватор и противник леволиберальной политики папы римского Франциска. Предлагаем вашему вниманию основные тезисы этого чрезвычайно интересного документа. ...
      574
      Юлия 6 марта 2022 г. 17:54

      ОСИПОВ А.И. ЧТО ПРОИСХОДИТ? ЧТО СЕГОДНЯ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ХРИСТИАНИН?

      Алексей Ильич Осипов (профессор МДА): Сейчас происходят очень серьезные события для нашей страны! Почему я хочу об этом сказать? Ладно нас ненавидит Запад! Там просто злоба! Какая ложь! Там показывают ужасные картины! Сочиняют просто!И вдруг я смотрю, у нас находятся люди, которые начинаю говорить "Путин неправильно сделал! Правительство всё не так делает! Нельзя воев...
      510
      Юлия 5 марта 2022 г. 14:24

      ПОБЕДА ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО!

      ДРУЗЬЯ!!!! ВСЕХ ПРОШУ ОБ ОДНОМ! ДАВАЙТЕ БУДЕМ МОЛИТЬСЯ!Сейчас это будет самая главная помощь России и Украине!Нацисты не выпускают мирных жителей! У части мирного населения Украины растёт ненависть к нам. Что мы можем сделать? МЫ можем только молиться!Всё, что нужно, делает наше руководство, наши военные мужественно выполняют свои задачи. Гуманитарные грузы уже идут. ...
      377
      Юлия 5 января 2021 г. 01:25

      Жизнь как подвиг. Боярыня Морозова

      Боярыня Морозова многим из нас известна еще из школьных учебников, по одноимённой картине Сурикова. Но задолго до Сурикова в национальном сознании боярыня Морозова превратилась в символ — в символ того народного движения, которое известно под названием раскола. В сущности, у этого движения два символа: протопоп Аввакум и боярыня Морозова, духовный отец и духовная доч...
      2899
      Юлия 4 декабря 2020 г. 01:40

      ЗАГАДКИ ПЛАНЕТЫ. АМЕРИКА В КЛЕТОЧКУ.

      В детстве, изучая в школе историю или географию, у некоторых из нас, наверняка, возникал вопрос: а почему в США такие ровные границы между штатами? Лично у меня возникал. И я думала, что жадные до денег и чужих земель американцы просто отрезали эти территории у бывших хозяев, прочертив на карте прямую красивую линию. Наивно, правда? Оказалось, как всегда, всё не совсе...
      5827
      Юлия 15 октября 2020 г. 15:17

      Диверсии в истории России

      Россия переживает потрясения во все времена. Уж больно мешает она всем своей непохожестью, своим русским духом. И идёт с нами война не первую тысячу лет. Идёт с переменным успехом. Открытые войны мы, как правило, выигрываем. А вот что касается духовной культуры нашего народа, тут у врагов есть свои серьёзные победы. Мне хочется остановиться на двух диверсиях, которые ...
      1001
      Юлия 16 августа 2019 г. 20:28

      "Взломать двери держав". Святослав Рыбас о США

      Святослав Рыбас, писатель-историк, почетный член Академии военных наук РФ, автор многих книг по проблемам истории. Предлагаю ко вниманию его материал, как США в 20 веке решает свои проблемы за счет других и выходит на мировое господство Сегодня, когда в информационном пространстве все чаще говорят, что третья мировая война уже идет, думаю, небесполезно з...
      1407
      Юлия 15 августа 2019 г. 12:15

      ОБЛИК ГОРОДА ОРЛА: СКВЕР ИЛИ ФОНТАН? ИЛИ...

      Жители города Орла озабочены предстоящим изменением облика города, установкой сухого фонтана в сквере Ермолова, деньги на это выделил "Сбербанк" (невиданная щедрость - 150 млн. руб.). Больше всего жителей волнует вырубка деревьев, без которой невозможна данная реконструкция. А вот как выглядит сквер имени Ермолова в настоящий момент. На фото видны деревь...
      1907
      Юлия ИСКРА
      5 июля 2019 г. 20:44

      Государственный переворот 26 июня 1953 года (часть 3) — трансформация СССР. Что такое фашизм?

      Мы продолжаем цикл статей о государственном перевороте в СССР, которую начали с рассмотрения разницы между марксизмом, коммунизмом, большевизмом, троцкизмом (начало - https://cont.ws/@yulia-orel76/1373918. Эта статья напрямую текстуально продолжает предыдущую статью, которая была посвящена вопросам соучастия во внутрисоюзной политической борьбе между большевиками, тро...
      2582
      Юлия ИСКРА
      2 июля 2019 г. 20:18

      Государственный переворот 26 июня 1953 года (часть 2) — «Они»

      События 1993 года, когда в Москву были введены танки, как это не покажется странным, не являются уникальными. Эти события в точности были скопированы с событий 1953 года, которые запустили вялотекущий государственный переворот, длившийся 40 лет и завершившийся расстрелом Белого дома в Москве. Этот государственный переворот был во многом инициирован теми силами, которы...
      4442
      Юлия ИСКРА
      30 июня 2019 г. 21:04

      Государственный переворот 26 июня 1953 года и его прикрытие на XX съезде (начало)

      Как бы ни складывалась наша жизнь сегодня, мы никуда не уйдём от прошлого. Потому что в прошлом - ответы на все вопросы настоящего и направления движения в будущее. Сегодня Россия и страны "ближнего зарубежья", как и четверть века назад, всё еще находятся в состоянии выбора. Потому что чувство неудовлетворённости от происходящего и неуверенности в будущем мы ощущаем&n...
      2808
      Юлия 27 июня 2018 г. 03:06

      Чтобы лучше спрятать вещь, нужно положить её на самое видное место (размышления о Всевидящем Оке).

      Эта статья не претендует на какие-то открытия))) это всего лишь фантазии (бредовые), размышления на заданную тему. Посему прошу не слишком серьёзно воспринимать всё, ниже сказанное...Всевидящее око – символ более древний, чем масонство или даже христианство. Если верить интернету, он появился еще в Египте. И означает то, что очевидно – внешнее управление. «Дельта», т...
      2862
      Юлия 4 сентября 2017 г. 15:43

      Изменение климата - изменение наклона земной оси. Смена полюсов. Документальный фильм.

      В последнее время выдвинулась версия возможного изменения полюса нашей планеты. Кто-то не принимает это всерьез. Но кто может сказать, что этого точно не будет? Никто. Поэтому, лучше быть готовым, хотя бы морально. Фильм рассказывает о доказательствах подобных событий в прошлом.https://www.youtube.com/watch?v=OzHIFPqgHYc...
      2784
      Юлия 9 августа 2017 г. 21:29

      Александр Пыжиков. Религиозный раскол в истории России

      Александр ПЫЖИКОВ — главный научный сотрудник РАНХиГС, доктор исторических наук, лауреат премии имени Егора Гайдара в номинации "За выдающийся вклад в области истории", автор книги "Грани русского раскола" .Стенограмма лекции 17 декабря 2013 года, организованной Фондом Егора Гайдара в рамках цикла лекций Лауреатов Премии имени Егора Гайдара-2013.Александр Пыжиков: Доб...
      2238
      Юлия 9 августа 2017 г. 21:04

      Как создавались мифы «романовской истории»? (видео)

      В очередном сюжете доктор исторических наук, Александр Пыжиков рассказал о том, как в романовскую эпоху была «слеплена» удобная для правящей династии версия отечественной истории.Как создавались мифы «романовской истории»? Какие технологии использовались для фальсификации источников? Где находится ключ к разгадке исторических подделок? Для чего на самом деле было прид...
      2247
      Юлия 25 июля 2017 г. 13:20

      ЯВЛЕНИЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ

      Интервью с автором памятника Ивану Грозному в Орле Олегом Молчановым.Святыни, символы и знаки порой таятся. Но, когда приходит время, – властно входят в нашу жизнь. И возвещают о скорых переменах. (Время пришло, пора). Кто знал, например, о существовании мироточивой иконы царя Иоанна Грозного? Кому известно, что на месте чуда, совершенного уже в наше время по молитве ...
      2429
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика