Пушкин о духовности. 1822 (2)

0 206

Продолжаем читать написанное Пушкиным в 1822 году


Эпиграммы и письмо о правилах жизни.

Какой-то он бездуховный, этот Пушкин. И почтенные седины ему не седины, если они украшают вечно пьяную рожу. И святое таинство брака - не таинство, если в миру брачующиеся таковы, каковы они и есть. И даже 18 веков христианской проповеди не изменили людей к лучшему, если судить по ощущениям великого поэта.

I

1)

Бранись, ворчи, болван болванов,

Ты не дождешься, друг мой Ланов,

Пощечин от руки моей.

Твоя торжественная рожа

На бабье гузно так похожа,

Что просит только киселей.


2) 

Примечания.

Датируется 20-ми числами (до 28-го) января 1822 г. на основании записи в дневнике П. И. Долгорукова.

Адресат эпиграммы — Иван Николаевич Ланов (ок. 1755—?), кишиневский знакомый Пушкина, член Попечительного комитета о колонистах, статский советник. П. И. Долгоруков 28 января 1822 г. записал в своем дневнике: «Пушкин на днях выпустил стишки на моего товарища, и они уже пошли по рукам». Далее Долгоруков приводит пушкинскую эпиграмму, к тексту которой им сделано примечание на нижнем поле страницы: «У Ланова с Пушкиным произошла за столом в присутствии наместника ссора, и Пушкин вызвал Ланова на поединок, но товарищу было не до пистолетов. Он хотя и принял предложение и звал Пушкина к себе на квартеру, но приготовил несколько солдат, чтоб его высечь розгами. Это проведал Пушкин и написал свою эпиграмму. Наместник грозил запереть его. „Вы это можете сделать, — отвечал Пушкин, — но я и там себя заставлю уважать”» (ПД, ф. 244, оп. 17, № 112, л. 6 об.; П. в восп. T. 1. С. 351). О ссоре Пушкина с Лановым, не называя имени последнего, в печати было рассказано П. И. Бартеневым: «...на одном обеде в Кишеневе какой-то солидный господин, охотник до крепких напитков, вздумал уверять, что водка лучшее лекарство на свете и что ею можно вылечиться даже от горячки. „Позвольте усумниться”, — заметил Пушкин. Господин обиделся и назвал его молокососом. „Ну, уж если я молокосос, — сказал Пушкин, — то вы, конечно, виносос”» (Бартенев П. И. Пушкин в южной России II Русская речь и Московский вестник. 1861. № 101,17 дек. С. 769; то же: РА. 1866. № 8—9. Стб. 1186; Бартенев. П. в южной России. С. 134—135; Бартенев П. И. О Пушкине. М., 1992. С. 209). В своих воспоминаниях о Пушкине, написанных как замечания на работу Бартенева, Липранди подробно остановился на эпизоде с Лановым. По его словам, Ланов «был в беспрерывной вражде с Пушкиным, или, правильнее сказать, первый враждовал, а второй отделывался острыми эпиграммами и шутками без всякой желчи и был счастлив, когда смеялись тому». «Ланов, — пишет далее Липранди, — бывший адъютант Потемкина, человек не без образования, на старинную руку и с понятиями о разделении лет и чинов. Ему было за 65 лет, среднего роста, плотный, с большим брюхом, лысый, с широким красным лицом, на котором изображалось самодовольствие; вообще он представлял собою довольно смешной экземпляр, всегда налитый вином. Он постоянно обедал у Инзова и потому должен был часто встречаться за тем же столом с Пушкиным. Ланову не нравилось свободное обращение Александра Сергеевича и ответы его Инзову, который всегда с улыбкой возражал. (...) Ланов назвал Пушкина молокососом, а тот его винососом; это случилось перед самым окончанием стола; Инзов улыбнулся, встав из-за стола, вошел к себе, а Ланов вызывал Пушкина на поединок. Пушкин хохотал и, видя, что тот настаивает, рассказывая о своих поединках при князе Таврическом, сказал ему: „То было тогда... А теперь:

Твоя торжественная рожа

На бабье г..но так похожа,

Что только просит киселя!”

Ланов выходил из себя, тем более что сказанное Пушкиным вызвало общий более или менее сдерживаемый смех каждого из присутствующих. Ланов несколько успокоился тогда только, когда Пушкин принял его вызов. Инзов услышал смех в столовой, или уведомленный о происшедшем, возвратился в столовую и скоро помирил их. Ланов, из чинопочитания к Инзову, согласился оставить все без последствий, а Пушкин был очень рад, чтобы не сделаться смешным» (ПД, ф. 244, оп. 17, № 122, л. 129—129 об.; П. в восп. T. 1. С. 324—325). В. П. Горчаков в заметках на полях воспоминаний Липранди настаивал на том, что «Ланов не вызывал Пушкина, и в наказание Ланову Пушкин ограничился только известным тогда стихотворением» (далее следует текст) (ПД, ф. 244, оп. 17, № 122, л. 129; П. в восп. T. 1. С. 325). Та же версия, что Ланов не вызывал Пушкина на дуэль, изложена Горчаковым и в «Выдержках из дневника об А. С. Пушкине». Здесь, приведя пушкинскую фразу о «молокососе» и «винососе», Горчаков пишет: «При этом все расхохотались, противник не обиделся, а ошалел. По воспитанию и понятиям он держался поговорки простолюдинов: брань на вороту не виснет; но Пушкин уронил его во мнении...» (П. в восп. С. 247).

С т . 6. ...просит киселей. — пинков коленом (см.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 4-е изд., испр. и доп. СПб.; М., 1914. Т. 2 Стб. 27).


II

1)

У Кларисы денег мало,

Ты богат — иди к венцу;

И богатство ей пристало,

И рога тебе к лицу.


III

1)

Лев Пушкин около 1820 года. Карандашный рисунок А. О. Орловского.


Письмо Л. С. Пушкину.

Сентябрь (после 4)—октябрь (до 6) 1822 г. Кишинев.

(Перевод с французского)

Ты в том возрасте, когда следует подумать о выборе карьеры; я уже изложил тебе причины, по которым военная служба кажется мне предпочтительнее всякой другой. Во всяком случае, твое поведение надолго определит твою репутацию и, быть может, твое благополучие.

Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них всё самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком сильно ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво и, сверх того, еще молодо; презирай их самым вежливым образом: это — средства оградить себя от мелких предрассудков и мелких страстей, которые будут причинять тебе неприятности при вступлении твоем в свет.

Будь холоден со всеми; фамильярность всегда вредит; особенно же остерегайся допускать ее в обращении с начальниками, как бы они ни были любезны с тобой. Они скоро бросают нас и рады унизить, когда мы меньше всего этого ожидаем.

Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за угодливость, ибо всегда рады судить о других по себе.

Никогда не принимай одолжений. Одолжение, чаще всего, — предательство. — Набегай покровительства, потому что это порабощает в унижает.

Я хотел бы предостеречь тебя от обольщений дружбы, но у меня не хватает решимости ожесточить тебе душу в пору наиболее сладких иллюзий. То, что я могу сказать тебе о женщинах, было бы совершенно бесполезно. Замечу только, что чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею. Однако забава эта достойна старой обезьяны XVIII столетия. Что касается той женщины, которую ты полюбишь, от всего сердца желаю тебе обладать ею.

Никогда не забывай умышленной обиды, — будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление. Если средства или обстоятельства не позволяют тебе блистать, не старайся скрывать лишений; скорее избери другую крайность: цинизм своей резкостью импонирует суетному мнению света, между тем как мелочные ухищрения тщеславия делают человека смешным и достойным презрения.

Никогда не делай долгов; лучше терпи нужду; поверь, она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы ты мог их усвоить, не будучи к тому вынужден. Они могут набавить тебя от дней тоски и бешенства. Когда-нибудь ты услышишь мою исповедь; она дорого будет стоить моему самолюбию, но меня это не остановит, если дело идет о счастии твоей жизни.

т. 13, с. 524

2) 

Примечания.

«Письмо это», по справедливому мнению П. И. Бартенева: «крайне замечательно, — не потому, чтобы Пушкин сам всегда следовал высказанным в нем правилам, а как изложение тогдашних его понятий о связях общественных. Нет сомнения, что эти убеждения были не тверды, и Пушкину случалось изменять им, но во всяком случае они искренни и необыкновенно важны для оценки его. Прежняя жизнь его заставляет думать, что он действительно мог извлечь их из собственного опыта» («Русск. Арх.» 1866 г., ст. 1145).

— Суждение Пушкина о том, что «чем меньше любят женщину, тем вернее овладевают ею», повторено было поэтом почти дословно в «Евгении Онегине»: — глава 4, строаа VI:

<...>

— По поводу напускного цинизма, которым проникнуты советы брату, В. Ф. Саводник замечает: «Мы слишком хорошо знаем Пушкина для того, чтобы думать, что эти поучения вполне соответствовали его действительному образу мыслей и чувств; но они свидетельствуют о его настроении в эпоху увлечения Байроном и о той аффектации мизантропии и разочарования, которую он считал нужным проявлять в обществе» («Русск. Арх.» 1904 г., кн. II, стр. 139). Ср. еще рассказ князя П. П. Вяземского о суждениях Пушкина про отношения мужчины к женщипе, высказанных им в 1836 г., — в «Русск. Арх.». 1884 г., кн. И, стр. 428 — 429, и рассказ А. П. Керн — «Пушкин и его соврем.», вын. V, стр. 145.

— Отношения Пушкина к брату, бывшие сначала (как видно из этого письма и из других к нему писем, а также из упоминаний о нем в переписке с друзьями) такими теплыми и дружескими, с течением времени совершенно охладели; Л. С. Пушкин, при всей своей талантливости, был человек беспорядочный и легкомысленный; всегда запутанный в денежных своих делах, он причинял старшему брату немало огорчений, так как тот должен был уплачивать его долги и выручать от кредиторов (ср. письма Пушкина от 24 апреля 1835 г. и 3 июня 1836 г.), улаживать его служебные недоразумения и т. д. Не мог Пушкин сочувствовать и его страсти к вину, над которою сперва добродушно подсмеивался; так, например, он подарил ему изданную в 1819 г. книгу К. Бриль-Крамера «О запое и о лечении оного. В наставление каждому, с прибавлением подробного изъяснения для неврачей о способе лечения сеи болезни», сделав на ней шутливую надпись: «Милостивому Государю Братцу Льву Сергеевичу Пушкину» (см. Б. Л. Модзалевский, Библиотека Пушкина, С.-Пб. 1910, стр. 15).

https://imwerden.de/pdf/pushki...  , c. 256-257

____________________________

Продолжение следует.

Пушкин и духовность. 1813-1820 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821. "Кавказский пленник" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821 (1) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821 (2) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821 (3) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821 (4) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821 (5) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. "Гавриилиада" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. "Гавриилиада" (2) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. "Гавриилиада" (3) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1822 (1) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...