• РЕГИСТРАЦИЯ

Первобытная война. Тактика каменного века⁠⁠.

5 1142



Статья Алексея Козленко.

В 1960-х и в начале 1970-х гг. в представлениях антропологов о войне в примитивном обществе преобладала созданная Конрадом Лоренцем концепция ритуализированной агрессии, включавшей главным образом демонстративную угрозу. Столкновения такого рода чрезвычайно редко связаны с реальным применением силы. Исследования приматов, как было показано ранее, рассеяли эти иллюзии, поскольку выяснилось, что даже человекообразные обезьяны активно сражаются и убивают друг друга. Концепция ритуализированной агрессии оказалось неверной.

Ассиметричная война

Главная причина ошибки Лоренца состояла в том, что и шимпанзе, и люди из первобытных племён стремятся минимизировать собственные риски при столкновении и прибегают к насилию тогда, когда имеют значительное преимущество над противником. Насилие становится тем более привлекательным вариантом разрешения конфликта, чем ниже риски потерь или ранений для нападающей стороны. То, что исследователи принимали за ритуальную агрессию, являлось лишь первой фазой конфликта. В ней, принимая грозный вид, каждая из сторон стремилась убедить другую отказаться от борьбы.

Наблюдения антропологов XIX–XX вв. за военными действиями у примитивных народов, примерами которых являются австралийские аборигены, яномамо из Эквадорской Амазонии и горцы Папуа-Новой Гвинеи, позволяют наглядно представить, как тот же принцип асимметричного насилия реализуется в условиях человеческого общества. Идёт ли речь о ссорах отдельных лиц, конфликтах небольших групп или столкновениях целых кланов, везде прослеживается один и тот же принцип.

Группа воинов яномамо исполняет демонстрирующий их мужество танец во время визита в соседнюю деревню.

При конфронтации лицом к лицу преобладает демонстративная агрессия, сопровождаемая криками, грозными позами и мимикой. Участники часто могут обмениваться ударами дубинок или копий, но потери от такого рода действий, как правило, невелики. Напротив, в рейдах, предпринимаемых небольшими группами, в засадах и внезапных нападениях, когда противника удаётся застать врасплох, потери могут быть очень велики, особенно среди стариков, женщин и детей.

Иначе говоря, речь идёт об асимметричной войне, в которой нападающие осуществляют активные действия, лишь имея многократный перевес сил над противником или используя фактор неожиданности. В противном случае обе стороны конфликта сохраняют пассивность.

Аборигены Австралии

В 1930 году Ллойд Уорнер опубликовал работу об охотниках и собирателях Арнемленда на севере Австралии. Там Уорнер в том числе описал, как выглядели их войны. Как правило, конфликт между крупными группами или даже племенами принимал форму ритуального противостояния, место и время которого обычно согласовывались заранее. Обе стороны почти никогда не приближались друг к другу вплотную, но держались на расстоянии примерно 15 метров, при этом перебраниваясь, бросая копья или бумеранги.

Так могло продолжаться на протяжении многих часов. Как только проливалась первая кровь, или даже прежде того, как только улажены оказывались обиды, сражение тут же заканчивалось. В некоторых случаях такие сражения устраивались в чисто церемониальных целях, иногда уже после заключения соглашения о мире, и в этом случае они сопровождались церемониальными танцами. Чтобы испугать врага и умилостивить духов, люди наносили на кожу военную раскраску.

Иногда эти ритуальные сражения перерастали в реальные из-за высокого накала конфликта или коварства одной из сторон. Однако, поскольку обе стороны держались на безопасном расстоянии друг от друга, даже в этих реальных сражениях потери обычно оставались небольшими. Исключение составляли случаи, когда одна из сторон прибегала к хитрости, скрытно послав группу воинов обойти противника и напасть на него с одного из флангов или тыла. Потери при преследовании и истреблении бегущих могли быть довольно высокими.

Наиболее многочисленные жертвы наблюдались при совершении внезапных набегов, когда противники стремились застать друг друга врасплох или нападали ночью. Это происходило, когда нападающие (как правило, небольшие группы) намеревались убить определённого человека или членов его семьи. Большой набег мог быть также проведён группами, состоявшими из мужчин целых кланов или даже племён. В таких случаях лагерь, подвергшийся нападению, как правило, окружался, а его неподготовленные, часто спящие обитатели уничтожались без разбора. Исключение составляли женщины, которые могли быть уведены нападающими.

Большинство убийств во время таких войн производилось именно в таких больших набегах. Статистика, которая приводится в исследовании, свидетельствует о гибели 35 человек во время больших военных набегов, 27 – в локальных нападениях на соседей, 29 – в больших битвах, когда нападающие прибегали к засадам и уловкам, 3 – в обычных сражениях и 2 – во время поединков один на один.

Яномамо Амазонии

Наполеон Шаньон в 1967 году описал общество индейцев яномамо, охотников и подсечных земледельцев из экваториальной Амазонии. Численность яномамо составляет 25 000 человек. Они живут примерно в 250 деревнях, население которых варьируется от 25 до 400 мужчин, женщин, стариков и детей. От исследователей яномамо получили прозвище «жестоких людей», поскольку они живут в постоянном состоянии войны друг с другом и со своими соседями. От 15 до 42% мужчин яномамо погибает насильственной смертью в возрасте между 15 и 49 годами.

Поединок на кулаках у яномамо

Тем не менее, репутация жестоких воинов отнюдь не подвигла участников этих столкновений подвергать себя повышенной опасности. Коллективные столкновения у яномамо были жёстко отрегулированы правилами, приняв форму, подобную турниру. Их участники должны были обмениваться ударами по очереди. В самой лёгкой форме поединка один наносил другому удары кулаком в грудь. Если тот выдерживал удары, сам, в свою очередь, получал право нанести их противнику. Защита при этом не дозволялась, поединок был испытанием силы и выносливости.

При другом варианте поединка в ход шли деревянные жерди, которыми соперники били друг друга по головам. Тяжесть травм при этом возрастала значительно, но смертельные случаи оставались редкими. Такая форма поединка считалась более почётной. Чтобы наглядно демонстрировать свои бойцовские качества, мужчины выбривали на макушке тонзуру, которая, «словно дорожная карта», была сплошь покрыта сетью шрамов.

Поединок с использованием дубинок у яномамо

Сражения, в которых противники по уговору бросали друг в друга копья, оставались в большой редкости, не говоря уже об использовании луков и стрел. Победители подобных состязаний могли выбирать себе любой подарок по собственному вкусу.

Крупномасштабные набеги на деревни, связанные с захватом и уничтожением их жителей, которые мы наблюдаем повсеместно в других воинственных культурах примитивных народов, в отчётах Шаньона не фигурируют. Вместо этого яномамо устраивали непрерывные рейды и ответные набеги, преследовавшие лишь весьма ограниченные цели.

Участие в рейде принимали 10–20 мужчин. Часто они были родственниками, связанными друг с другом по женской линии через брачные узы, или же двоюродными братьями. Пройдя через церемониальные ритуалы, диверсионная партия направлялась к назначенной цели, которая обычно находилась на расстоянии 4–5 дней пути. Достигнув окраины вражеской деревни, налётчики некоторое время оставались в засаде, выясняя обстановку.

Главным вооружением яномамо является большой деревянный лук и стрелы почти двухметровой длины. Костяной наконечник стрел смазывается ядом

Если целью набега является похищение женщины, они дожидались, пока та не выходила из деревни за хворостом. Обычно сопровождающего её мужа расстреливали из луков, а женщину уводили с собой. Если подходящей жертвы не находилось, нападающие выпускали в сторону деревни залп стрел, после чего поспешно убегали.

Хотя число убитых в одном таком набеге обычно было невелико, оно быстро увеличивались за счёт большого количества подобных вылазок. Шаньон писал о том, что деревня, в которой он остановился и жил на протяжении 15 месяцев, подвергалась нападениям 25 раз, причём нападающей стороной поочерёдно был почти десяток разных местных групп. Иногда из-за частоты нападений и гибели большого числа людей местные обитатели оставляли свои деревни и переселялись на другое место. В этом случае враги разрушали их оставленные жилища и вытаптывали огороды.

Более поздние наблюдения за яномамо зафиксировали также набеги на соседние деревни и убийства захваченных там женщин и детей. Чтобы воспользоваться эффектом внезапности, нападающие могли притвориться друзьями хозяев деревни и прийти к ним в гости на праздник. Хелена Валеро, бразильянка, похищенная яномамо в 1937 г. и жившая среди них много лет, присутствовала при атаке племени караветари:

«…Они вырывали детей из рук матерей и убивали, а другие держали матерей за руки, выстроив в ряд. Все женщины рыдали. А воины всё убивали и убивали детей, маленьких, взрослеющих – почти всех. Матери с детьми пытались сбежать, но захватчики догоняли их, бросали на землю и стреляли по ним из лука, так, что те оставались лежать, пригвождённые к земле. Самых маленьких детей они брали за лодыжки и били их о деревья и камни. Затем воины собрали мёртвые тела и разбросали среди камней, говоря им оставаться там, чтобы их отцы могли найти их и съесть. Одна женщина пыталась защитить своего ребенка, крича о том, что это девочка и её не следует убивать. Другая пыталась обманом спасти двухлетнего ребенка, утверждая, что это сын одного из напавших воинов. Она говорила, что это сын женщины, что некогда была в их племени и сбежала, будучи беременной. Мужчина некоторое время обдумывал её слова, затем ответил, что мальчик этот принадлежит другой индейской группе, а та женщина была с ними слишком давно для того, чтобы кто-то из них был на самом деле отцом её ребенка. После этого воин схватил мальчика за ноги и ударил со всей силы о камни. Так это обычно и происходило».

Папуасы Новой Гвинеи

Самое большое и в то же время самое изолированное в мире общество примитивных земледельцев находится в горной части Новой Гвинеи. Вплоть до середины ХХ века оно оставалось совершенно неизвестным для окружающего мира и потому сегодня пользуется особым вниманием со стороны антропологов. Местные обитатели населяют плоскогорья, отделённые друг от друга горами и непроходимыми джунглями. Они разделяются на кланы, каждый из которых включает несколько сот человек, и племена, насчитывающие несколько тысяч человек.

Едва ли не каждое племя говорит на собственном языке, количество которых здесь достигает 700 из примерно 5000 ныне существующих во всём мире. Племена находятся в состоянии постоянной войны друг с другом, которая протекает в форме периодических нападений и ответной мести. За 50 лет наблюдений у папуасов эуга антропологи насчитали 34 столкновения. Как проходят такие столкновения у папуасов маринг, описал живший среди них в 1962–1963 и 1966 гг. антрополог Э. Вайда.

Папуасы с большими ростовым щитами

Наступательным оружием у папуасов были простые луки, длинные копья и топоры с навершием из полированного камня. Средством защиты служили большие, в рост человека, деревянные щиты, поверхность которых ярко расписывалась. Из-за тяжести во время сражения щиты устанавливали на землю.

Само сражение обычно устраивалось по согласованию сторон и проводилось на специальной площадке на границе племенной территории. Обе стороны, укрываясь за большими щитами, с некоторого расстояния метали друг в друга копья и стрелы. В остальном они держались довольно пассивно, обмениваясь лишь насмешками и оскорблениями. Пока все участники оставались на виду друг у друга, им обычно удавалось легко уклоняться от пущенных в них метательных снарядов или перехватывать их щитами. Согласно заметкам наблюдателей, участники схваток редко сближались друг с другом и старались избегать настоящих столкновений грудь в грудь.

Папуасы позируют перед камерой с луками и копьями

Лишь изредка на нейтральной полосе проходили поединки знаменитых воинов, в которых те сражались друг с другом копьями или топорами. Раненный в таком поединке мог убежать под защиту своих, но если он падал, враг получал возможность его добить. В целом, во время церемониальных столкновений смертельные ранения и травмы оставались незначительными. Лишь в тех относительно редких случаях, когда одной из сторон удавалось застать другую врасплох или успешно устроить засаду, потери сражающихся возрастали. Целыми днями схватки могли продолжаться без особых изменений обстановки. Их прерывали, если шёл дождь. Воины расходились, например, чтобы передохнуть или подкрепиться пищей.

Как и у аборигенов Австралии, наиболее распространённой формой ведения войны у папуасов являлись набеги, засады и нападения на деревни. Подобные предприятия могли осуществляться небольшими группами, улаживающими частные конфликты, или целыми племенными группами, стремящимися расширить принадлежавшую им территорию или завладеть принадлежавшими соседям полями.

На этой фотографии, снятой в 1960-х гг., оказалась запечатлена одна из войн, которые папуасы ведут друг против друга

При планировании нападений использовался многообразный арсенал коварных уловок. Чтобы сполна использовать фактор внезапности, нападения обычно производились ночью или на рассвете. Налётчики стремились застать своих врагов спящими и убить как можно больше из них, особенно мужчин, но также женщин и детей. Обитатели деревни, подвергнувшейся нападению, обычно спасались бегством.

В большинстве случаев, если налётчики при этом не были достаточно многочисленными, разграбив деревню, они сразу же уходили. В других случаях деревня разрушалась, а поля побеждённых захватывались и опустошались. Сбежавшие жители, придя в себя и обратившись за помощью к союзникам, могли попытаться вернуть себе своё достояние. Иногда с победителями удавалось договориться мирным путём.

Если сил для сопротивления не доставало, беглецам приходилось покидать своё поселение и обустраиваться на новом месте. Чтобы обезопасить себя от нападений, для поселений старались выбрать труднодоступные места. Деревни обносились частоколом, в наиболее опасных местах устраивались наблюдательные вышки. Незнакомых людей боялись и подозревали. Нарушение границ между сообществами было связано со смертельным риском, и потому его обычно старались избежать.

Папуасы-дани с длинными копьями и луками

Индейцы Северной Америки

Ещё один пример первобытной войны демонстрирует общество охотников-собирателей американского северо-западного побережья. Главной формой войны у живших здесь тлинкитов были засады, рейды и набеги на вражеские деревни.

«На врага нападали рано утром, когда было всё ещё темно… Нападающая сторона редко сталкивалась с сопротивлением, потому что стремилась застать противника врасплох, пока люди еще спали… Когда мужчины были убиты, их головы отрубили топорами. Деревню сожгли. Женщины, которые понравились воинам, и дети были уведены в рабство».

Филип Друкер, оставивший это описание, отмечал, что оружие индейцев, тактика, захватываемые трофеи и другие детали были подобны феодальной войне.

«Любимой тактикой индейцев было ночное нападение… Другой вид тактики включал коварное предательство… Одна сторона предлагала другой заключить мир и устроить взаимные браки, чтобы таким образом скрепить договор. Во время празднества заговорщики должны были смешаться с мужчинами противника, каждый должен был занять место рядом с намеченной жертвой, так, чтобы по условленному сигналу немедленно поразить его ножом или дубинкой… Столкновения лоб в лоб происходили только по необходимости, если нападающая группа была сама застигнута врасплох и оказалась под обстрелом без возможности отступления».

Те же методы использовались индейцами Великих равнин, для которых война представляла собой череду набегов и нападений из засады. Самые высокие потери наблюдались, если одна группа значительно превосходила другую по численности, или ей удавалось застать своих противников врасплох. В этом случае более слабая сторона обычно подвергалась поголовному истреблению. Во время больших столкновений, которые в это время также происходили у индейцев, потери были значительно ниже, поскольку их участники без необходимости не подвергали свои жизни опасности и обычно избегали рукопашной схватки. Как пишет современный американский историк Джон Эверс,

«Если противостоящие силы были примерно равны друг другу по численности, они формировали две линии в пределах дальности выстрела из лука. С безопасного расстояния они обстреливали друг друга из луков. От стрел противника защищались при помощи больших щитов из сыромятной кожи, а также носили доспехи, сшитые из нескольких слоёв кожи… Конец сражению обычно наступал только с темнотой».

Бобровые войны 17 века  индейцев ирокезов  и других племен индейцев с французскими колонистами. 

В некоторых документированных случаях рукопашная всё же происходила, но это было скорее исключением, нежели обычной практикой. С прибытием европейцев и появлением у индейцев завезённых колонистами лошадей и огнестрельного оружия войны становятся гораздо более кровопролитными. Так, потери черноногих во время войн 1805 и 1858 гг., о которых у исследователей имеются данные, составили 50% и 30% всех мужчин племени соответственно.

Источник: https://warspot.ru/5120-pervob...

Провинциальный учитель

    Агитация и пропаганда. Слабоумие и позор

    "Больше мёртвых топ-менеджеров, пожалуйста" - надпись на митинге в Нью-Йорке. Но официозная медийка вам такое не покажет. Прочитал я статью ув. Виктора Мараховского, что он думает про р...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Отрывок из киги Маршала Салинза "Экономика каменного века".

      ОБЩЕСТВО ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ИЗОБИЛИЯ Если экономика в целом — это «мрачная наука», то изучение экономики охотников и собирателей должно быть самой мрачной ее отраслью. Почти все без исключения учебники, безоговорочно принимая априорную установку, что жизнь в палеолите была чрезвычайно тяжелой, как будто соревнуются в стремлении создать у читателя ощущение н...
      261

      Языки каменного века.

      Отрывки из статьи Дмитрия Лутова.  Написать статью об этой проблеме меня побудили несколько причин.Первая причина состоит в том, что пока я сам занимался по своей основной профессии переводчика лишь современными европейскими языками, мои представления о «языке каменного века» находились примерно на том уровне, на каком эта проблема изложена в ...
      345
      Annelise 8 июня 18:48

      Отрывки из книги Михалона Литвина (Михайло Тышкевича), литовского дворянина изданные в Базеле в 1615 году. Отрывок 2 , о москвитянах и татарах.

      Силы москвитян и татар значительно меньше литовских, но они превосходят литовцев деятельностью, умеренностью, воздержанием, храбростью и другими добродетелями, составляющими основу государственной силы. Татарам добродетели эти приносят ту выгоду, что они пользуются множеством отнятого у нас имущества и задабриваются ежегодно подарками вашего величества, получая их буд...
      760
      Annelise 8 июня 17:07

      Отрывки из книги Михалона Литвина (Михайло Тышкевича), литовского дворянина изданные в Базеле в 1615 году. Отрывок 1, о татарах.

      Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения, утверждая, что народ их происходить от Авраама и что он никогда не был никем обращен в рабство, хотя и страдал по временам от нападений Александра, Дария. Кира, Ксеркса и других могущественных царей и народов.Ныне татары ра...
      868
      Annelise 10 мая 10:55

      Белые монахи.

      Любопытные комментарии к фильму об истории ордена цистерцианцев (Бернардинцев), его роли в хозяйственно-техническом и торговом развитии Европы. Для тех, кто предпочитает короткий пересказ долгому просмотру. Утаскивать без разрешения сюда показалось неэтичным, пароль от Афтершока я потеряла, поэтому просто оставляю ссылку на статью. Современные цистерциан...
      528
      Annelise 10 мая 09:48

      Рождение археологии

      Собралась сделать статью, рассказывающую о рождении науки археологии, и с удивлением обнаружила, что это уже сделано, да ещё и так, словно я сама эту статью писала. Автор - Павел КолосницынПредлагаю его труд Вашему вниманию.«Троицкий вариант — Наука» № 15(309), 28 июля 2020 года. Раскопки храма Изиды в Помпеях. Гравюра Пьетро Фабриса (1776) Павел Колос...
      670
      Annelise 9 мая 2023 г. 01:20

      Один из наиболее распространенных русофобских мифов.

        Тюрин Александр...Кто имел дело (в полемическом плане) с индоктринированными украми, тот наверное мог заметить, как часто они употребляют расистскую фразеологию, что русские Российской федерации - это вообще, дескать, не славяне, не настоящие русские, что они-​де орда, мокша, потомки неких азиатских московитских племен. Встречалось мне и так...
      617
      Annelise Здравомыслие.
      4 мая 2023 г. 14:41

      О греко-египетских контактах.

      В.П.Яйленко. Сведения источников о греках в Египте многообразны. Поскольку эта тема имеет монографический характер и отчасти разрабатывалась в советской литературе (П. В. Ернштедт, В. Г. Борухович, К. М. Колобова и др.), в нашем синопсисе ближневосточной история греков VIII—VI вв. она рассматривается в самом общем плане.Контакты микенских греков, о...
      564
      Annelise Здравомыслие.
      4 мая 2023 г. 14:08

      ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫ ПРЕВОСХОДСТВА ГРЕКОВ НАД ВАРВАРАМИ

      Л.П. Маринович. Реконструкция помпейской  мозаики "Бой Александра Македонского с Персидским царём Дарием" которая в свою очередь была копией с древнегреческого оригинала.Взаимоотношения античного мира и мира варваров относятся к числу кардинальных проблем в познании античной эпохи. В настоящее время, как уже отмечалось, на первый план выходит систем...
      943
      Annelise Здравомыслие.
      3 мая 2023 г. 18:41

      Как греки живопись изобрели. Часть III. Архаика

      Архаический период считают с конца 8 го по конец 6  века до нашей эры. Всего два столетия. Но каких! Для начала,  население всего большого региона Средиземного моря и Причерноморья более-менее успокоилось. Разнообразного происхождения народы с телегами, чадами и домочадцами  перестали шляться туда и сюда по Балканам и Малой Азии, снося всё...
      1384
      Annelise 30 апреля 2023 г. 16:38

      О сказочной жизни, которую нёс украинцам, белорусам, трибалтам, крымским татарам и Кавказу Великогерманский Рейх…

       Утянуто с Афтершок у   Ignotus  за крайней актуальностью темы. https://aftershock.news/?q=node/1239994 Обратимся к первоисточнику. Документ Bundesarchiv NS 19/4009, 78-127.Стенограмма выступления Генриха Гиммлера в Полевой Ставке Рейхсфюрера СС Хегевальд - «Заповедный лес» около Житом...
      3003
      Annelise Здравомыслие.
      31 октября 2022 г. 12:03

      Мировая торговля в каменном веке

      Ю.П.Воронов. Кандидат экономических наук.Стало как-то привычным, что сосуществуют, не затрагивая друг друга, два пласта знаний. Один – школьные учебники, другой – результаты научных исследований. Самый наглядный пример такого сосуществования – падежи русского языка. В академической грамматике их восемь, а в школьных учебниках – семь.Примерно такая же ситуация и с исто...
      1360
      Annelise Здравомыслие.
      3 ноября 2021 г. 20:53

      Первые попытки урбанизации в Европе

      В учебниках истории древнего мира, между каменным веком и великолепием Египта лежит пропасть, из-за которой кажется, что цивилизация бронзового века возникла вдруг. А между тем, первые города-цивилизации несколько раз пытались возникнуть в совершенно других регионах Евразии, но в последний момент вмешивался климат и..... ставил сначала паузу, а потом жирную точку.&nbs...
      1904
      Annelise 26 августа 2021 г. 21:55

      Гонконгский грипп, вакцина и СССР

      Нынешнюю пандемию гриппа часто сравнивают с "испанкой" Начала века. Но при этом есть гораздо более близкое к нам событие, связанное с грипом и массовой пандемией. Это "гонконгский грипп". Он был третьей крупной пандемией в 20 веке. и шёл вслед за "азиатским гриппом" 57 года.  Вызывался штаммом H3N2 вируса гриппа A, мутировавшим от H2N2. Классиф...
      1929
      Annelise 7 августа 2021 г. 02:04

      Краткий список городов упомянутых в Библии и найденных археологами.

      Некоторые из этих городов дожившие до эллинистических Греков и упомянутые в трудах греческих и римских историков мы знали и по их описаниям, но часть более древней истории, как и имена забытых ко времени классической Греции городов, народов  и царств - сохранилась исключительно в Библейских рассказах.И поскольку они не были  "освящены" упоминанием в античных...
      1261
      Annelise 7 августа 2021 г. 01:43

      Археологи нашли библейские Содом и Гоморру.

      Содом и Гоморра. Стоит произнести два этих слова − и мгновенно возникает ассоциация с абсолютной сексуальной распущенностью, моральным разложением, грехом, за которые, как утверждает Библия, были разрушены эти города. Автор иллюстрации неизвестенНа самом деле достаточно взять в руки Книгу Книг, чтобы убедиться в том, что рассказываемая в ней история куда...
      4229
      Annelise 7 августа 2021 г. 00:19

      Археология подтверждает рассказ Библии о стенах Иерихона павших наружу.

      В Библии есть несколько мест, которые пользуются особой популярностью как у верующих, видящих в них проявление Божьей любви и могущества, так и у атеистов, высмеивающих их как явные антинаучные сообщения. Среди них, наряду с проблемой происхождения земли и человека, двойным днем, поражением ассирийцев под Иерусалимом и т. д. стоит, безусловно, и событие, связанное с п...
      4227
      Annelise 13 июля 2021 г. 11:55

      Является ли "испытание вакцины годами" непременным условием? Официальная страница организации ВОЗ о вакцинах.

      Итак, испытание вакцин МОЖЕТ идти годами. А МОЖЕТ и не идти. Главное - что бы они проводились со строгим соблюдением протокола одобренного ВОЗ и давали хорошие результаты. Вот и всё....
      1001
      Annelise 11 июля 2021 г. 12:29

      История прививок. Какова их роль в том, что сегодня не умирают трое из четырёх не дожив и до 55 лет от заразных болезней.

      Масштабные антипрививочные кампании, к которым присоединяется все больше молодых родителей, массовая антипрививочная истерия в СМИ на фоне изредка раздающихся голосов защитников вакцинации побудили меня к написанию цикла статей о прививках. И первый материал посвящен тому, что же изменилось в мире с появлением вакцин.Допрививочная эра: дифтерияПротивники вакцинации, г...
      2253
      Annelise 4 июля 2021 г. 21:36

      Как борются с антипрививочниками в "цивилизованном мире"

      Статья от 19 года. Но актуальность не только не утратила, но напротив - ещё острее стала. Приняв как данность отсутствие у антипрививочников совести, власти Италии решили наказывать их за отказ от вакцинации детей рублем. То есть евро. А как с этим борются в других странах?«Нет прививок — нет школ». Как в мире борются с противниками вакцинацииВ Италии вс...
      2323
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика