• РЕГИСТРАЦИЯ

Обзор теоретиков евразийства

3 5860

«Каждый день так взволнованы зори.
И одна неустанно зовет
За тайгу, за далекое море,
На туманный и мглистый восход.
А другая из розовых светов,
Поцелована смертью в уста,
И под ней лишь могилы поэтов
Да Казанский собор без креста.
Дует ветер с востока, он — свежий,
Скоро ичиг обует нога.
Скоро кровью людской и медвежьей
Будет мыться святая тайга.
Там, в Охотском неласковом море,
Я доверю свой путь кораблю.
Я молюсь на восточные зори,
А о западных только скорблю».
- Лев Гумилёв, 1934 г.


Начало 20 века, в умах философов, ученых, деятелей культуры и искусства, и просто в опыте человека, во многом, знаменовало себя вычурными категориями. «Расколдовывание мира», «Закат Европы», «кризис культуры», «Европейский нигилизм», «массовое сознание», критика технократизма, «кризис науки», а также многое другое громоздилось уже как нечто необъятное. Безусловно, декаданс Запада, остро ощущали в России. Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, С.Л.Франк, К.Леонтьев, Вл.С.Соловьев, Ф.М.Достоевский облачали нагнетающую ситуацию словом, укореняли мысль своими работами. В число спасительного стремились многие начинания, от философских направлений и до политических реакции. Рождение «евразийства», подхватывающего критику европейской ментальности, начатую, на просторах земли Русской, И.В. Киреевским, К.С. Аксаковым, Н.Я. Данилевским, К.Н. Леонтьевым, основываясь на провозглашенную Ф.М. Достоевским в январском номере «Дневника писателя» идею поворота России к Азии, участники Движения провозгласили идею своеобразия России как особого историко-географического и этнически-культурного единства – Евразии, склад и судьба которой иная, чем у народов Европы. Россия – самобытный духовно-культурный мир, который должен развиваться по собственным, сущностным законам, руководствуясь исконными началами духа народного.

Евразийство берет свое начало (как общественное движение) в 1921 году, с выходом в свет сборника «Исход к Востоку», (следует отметить также работу Н.С. Трубецкого «Европа и человечество», написанную годом ранее) объединившего на своих страницах четырех молодых мыслителей, интеллектуалов и вынужденных эмигрантов, − филолога Н.С. Трубецкого, экономиста П.Н. Савицкого, богослова Г.В. Флоровского и искусствоведа и музыковеда П.П. Сувчинского. Именно о них следует начать разговор.

Н.С.Трубецкой, основатель системной лингвистики, утверждал, что Россия не должна стать провинцией Европы, что наша задача – осознание своей подлинной природы. Человек уникален, но уникальность эту, самобытность, по силам внять только самопознанием, которое приведет к «сознанию равноценности всех людей и народов». Русский человек (именно «русский», т.к. по мнению Н.С.Трубецкого, влияние Византии и романо-германского мира раскололо былое славянство) имеет свою национальную культуру, он укоренен в топосе национального единства, он «истинный националист». «Ложный национализм» посягает на культурные традиции других народов, пытается выставить себя «великой державой», не находит самопознание, как наивысшую общечеловеческую ценность. Евразия, считает Н.С.Трубецкой, есть «замкнутое и законченное географическое, хозяйственное и этническое целое», которое обособляется от «собственно Европы, так и от собственно Азии». Также он уделяет внимание тому, что сама природа указывает евразийцам на необходимость объединения, так как следует «создавать свои национальные культуры в совместной работе друг с другом».

Идею евразийства, во многом, просто не осознавали (или не хотели осознавать?). Так, П.Н. Савицкий утверждал, что если брать в целом и учитывать отклонения, то «границы Евразии совпадают с границами Русской империи», а в 1933 г., что евразийство «живет в СССР, но только не осознает в нем своего существования». Вообще отношение евразийцев к СССР, к коммунизму, было неоднозначным. Будучи противниками коммунистической власти, в то же время, они враждебно относились к либерально-демократическому Западу, что во многом послужило причиной нападок на них в кругах эмиграции. Н.С.Трубецкой искал объединяющий фундамент, который, по его мнению, присущ и Советскому Союзу: «Национальным субстратом того государства, которое называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация, и в качестве таковой обладающая своим национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию – Евразией, ее национализм – евразийством». Но, в то же время следует объявить воину «воинствующему материализму и атеизму».

Флоровский, будучи одним из авторов манифеста евразийцев, «Исхода к Востоку» (где были опубликованы сразу три его статьи : «Разрывы и связи», «Хитрость разума», «О народах не-исторических»), уже в 1928 году отрекся от своей позиции. Любопытным образом, сразу после «Исхода к Востоку» публицистическая деятельного его в евразийском модусе заметно сократилась. Раскол между Флоровским и евразийцами абсолютно явен в осознании сущности религии. Мысль евразийцев к религии сводилась культурологическим модусом, для них она была по сути дела функцией культурного, исторического, географического факторов, что вскоре привело к таким курьезам, как концепция «потенциального православия». Флоровский придерживался исконно полярной точки зрения. Бытует мнение, что роль Флоровского сводилась к «богословской» составляющей в Движении, которая весьма удачно укрепляла основные идеи евразийства. Дополнительное обстоятельство, которое способствовало разделению точек зрения, это переезд в Прагу 1921 года, когда Флоровский оказался вдалеке от Трубецкого и Сувчинского. Но, благодаря этому переезду, философ обоснавался рядом с Савицким. Любопытен факт, что они оба были женаты на родных сестрах, однако, несмотря на это (а может, как раз в силу этого?), между ними сложились конфликтные отношения. Тем более, что позиция его в составе евразийства, не сводилась к абсолютной и незаменяемой. Известен тот факт, что в 1923 году евразийцы уже подыскивали замену Флоровскому, как ответственному за философско-богословскую стезю в их идеологии. В качестве новых кандидатов на данную роль рассматривались, в частности, П.И. Новгородцев, А.В. Карташев, И.А. Ильин и Л.П. Карсавин, который в итоге и стал «заменой» Флоровского.

Ноябрь 1922 года. «Философский пароход». Л.П.Карсавина направляют в Берлин. Высылка, отток умов в 30-е гг. явление, которое не поддается никакому разумному объяснению, явление которое (если мыслить прагматически и утилитарно) должно было поселить ненависть к государству, и далее ко всему к нему причастному, в сердцах изгнанников. Но исконно русской мысли, поддерживающей остро рефлексивную связь с традицией, было чуждо отчуждаться от вопросов, оставленных на Родине. Так и Л.П.Карсавин оставался неизменно преданным своей Родине. Идеология евразийства и мысль Л.П.Карсавина пролегала в одном направлении. «Согласие» с революцией, восприятие большевизма как «религии зла», протесты насилию, взор на Россию, как своего рода «синтез» Запада и Востока, мысль о многонациональном характере, и мечта об утверждении религии как бытовой практики, того, что евразиец П.П. Сувчинский называл «бытовое исповедничество».

Если говорить о периодизации «раннего» евразийства, то многие авторы выделяют 3 периода (например С.С.Хоружий): 1) 1921-1925 годы, период «культурологического евразийства», когда во главе Движения, которое замыкалось в Берлине, стояли Трубецкой, Савицкий. 2) 1926-1932 годы, «политическое евразийство», время прибывания Карсавина, и центрирование в Париже. 3) 30-е годы проходили под эгидой раскола и угасания.

Раскол, и внедрение в евразийские ряды агентуры органов госбезопасности СССР, поделил евразийцев на левых и правых. Можно долго и нудно размышлять о причинах раскола, но не следует умножать сущности без необходимости. Эпицентром раскола стало отношение к Советской власти.

Правые, во главе с Савицким и Трубецким, не поддерживали Советскую власть, упрекали своих бывших напарников в союзе с «противником». «Левое» же евразийство, (сопровождающее свои идеи даже при попадании в ГУЛАГ) определяло исторический процесс как процесс поступательный и необратимый, отрицающий возврат к старым формам культурной жизни. Кроме Свчинского и Карсавина наиболее заметными фигурами «левого» фланга стали П.С. Арапов, А.С. Лурье, П.Н. Малевский-Малевич, В.П. Никитин, Д.П. Святополк-Мирский, С.Я. Ефрон.

Многие великие умы вынашивали евразийские идеи. Например у Достоевского евразийцы находят важный ориентир: «В грядущих судьбах наших может быть Азия – то и есть наш главный исход», – писал Достоевский, а позже дополнял, что русские не только европейцы, но и азиаты. Идея пассионарности «последнего евразийца» Льва Гумилева, находила свое отражение в их трудах на протяжении всего творчества. Влияние отдельных личностей, пассионариев, обладающих харизмой, колоссальным энергетическим зарядом, направляемым ими в русло переустройства общества, недооценить крайне трудно, так и евразийцы останавливают свой взгляд на характеристике отдельной личности, сумевшей повлиять на ход исторического процесса. Темучин Чингисхан выделяется ими как личность историческая, более того, — выдающаяся, уникальная. Обоснованию исторического единства Евразии посвятили свои труды: Г.В.Вернадский, Н.Я. Данилевский, А.С.Панарин, Б.С.Ерасов, и многие другие.

В заключении следует отметить позицию президента РФ В.В.Путина в данном вопросе. Сегодня, уже мало кто отрицает «евразийский модус» правления Путина. Строительство многополярного мира, интеграция постсоветского пространства, поиск новой (или хорошо забытой?) национальной идеи, в противовес «либеральным» ценностям посягнувшим на Россию в 1990-е годы, а также экономическая составляющая в лице создания «Евразийского Экономического Союза» и проч., все свидетельствует о исконно евразийском понимании В.В.Путиным судьбы России.

Марина Матвеева: (URL: https://vk.com/id76505401 )

Специально для Евразийского клуба "Оренбург" (URL: https://vk.com/yeurasia_oren )

 Оригинал публикации: http://yeurasia.org/2015/05/10...


Руководитель рег.отделения Евразийского Движения (Оренбург)

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Антон Железняк 4 марта 2017 г. 18:47

      Оренбургская молодёжь за Концепцию "О традиционных ценностях РФ"

      Инициатива написания подобного Проекта и идея вообще зародилась у меня (Железняк Антон – руководитель Оренбургского регионального отделения Евразийского Движения, председатель комитета по образованию, культуре и спорту Молодёжного парламента Оренбургской области) и у нашего эксперта, кандидата философских наук, Мишучкова Андрея.Кроме того, в качестве поддержки в проце...
      647
      Антон Железняк 2 февраля 2017 г. 21:23

      Традиционные ценности в условиях глобализации

      30 января в Оренбургской областной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация монографии Мишучкова А. А. – «Диалог цивилизаций: традиционные ценности в условиях глобализации». Сегодня, когда весь мир охвачен глобальными религиозными, этническими территориальными и экономическими конфликтами, данная тема особенно актуальна. Противостоянию шести цивилизаций сов...
      797
      Антон Железняк 2 августа 2016 г. 17:02

      XXI век - век компромисса

      Тематика поиска глобального и человеческого пути сегодня как никогда актуальна и будоражит умы как ученых и политиков, так и обывателей. Вопросы того, что нас ждёт и какой путь верен для всего мира или нашей страны стоит остро в первую очередь, потому что мир сегодня переживает волну мощных кризисов, как политического и идеологического, так и экономиче...
      1026
      Антон Железняк 25 июня 2016 г. 21:48

      Slexit - в Словакии собирают подписи для выхода из ЕС

      Крайняя правая партия Словакии запустила петицию по референдуму о членстве страны в Евросоюзе, передает агентство Рейтер. Подсчет голосов референдума по сохранению членства Великобритании в Европейском Союзе в МанчестереСогласно законам страны, петиция должна получить 350 тысяч подписей, чтобы референдум состоялся. Результаты референдума имеют обязательн...
      5560
      Антон Железняк 24 июня 2016 г. 11:31

      Первая реакция на Brexit.

      Выход Великобритании стал настоящим цунами в некогда тихой гавани ЕС. Незамедлительная реакция последовала от разных политиков, которые, все без исключения, поражены и понимают значимость исторического события.Собираем несколько первых реакций на событие:1) Глава МИД Великобритании: Путин, должно быть, рад Brexithttps://regnum.ru/news/polit/2149119...
      1181
      Антон Железняк 11 июня 2016 г. 12:09

      Железняк А.В.Кому помешали традиционные ценности России?

      Сегодня дискуссия о традиционных ценностях, их важности или ничтожности для российского общества является довольно актуальной, но очень мало раскрытой, несмотря на то, что Стратегия национальной безопасности от 31.12.15 вводит традиционные ценности, как объект защиты и элемент культурного поля России. Шаг навстречу чему-то неизведанному и чуждому общест...
      1428
      Антон Железняк 22 мая 2016 г. 15:20

      Железняк А.В. для «Conservator»: Соотношение семейных и традиционных ценностей в РФ

      Антон Железняк, руководитель Оренбургского отделения ЕДРФ, руководитель ИГ проекта ФЗ «О традиционных ценностях». Интервью для паблика «Conservator». Беседовал Антон Закутин. 20 мая 2016 г. Наши законодатели часто апеллируют к традиционным ценностям, но мало кто пытался объяснить их природу, значение, раскрыть традиционные ценности с правовой точки зрени...
      1452
      Антон Железняк 20 мая 2016 г. 22:52

      Проект Закона "О традиционных ценностях России" - первые обсуждения

      Уважаемые друзья!Инициативная группа из Оренбурга начинает работу над Проектом ФЗ "О традиционных ценностях", в этом блоге я буду выкладывать шаги и обсуждения, а также ход работы! Мы надеемся на вашу поддержку и на то, что данная инициатива не канет в пучину информационного шума. Инициатива создания Проекта и идеи исходит от Оренбургского регионального ...
      2606
      Антон Железняк 10 февраля 2016 г. 21:00

      Стратегия национальной безопасности РФ: взгляд евразийца

      31 декабря 2015 года указом президента была утверждена новая стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Документ архиважный и фундаментальный для всех отраслей общественной жизни. И, конечно, подобный документ политизирован.Наверняка существует его либеральный или консервативный анализ, сравнение с подобными документами стран Запада, но н...
      1668
      Антон Железняк 25 декабря 2015 г. 18:14

      Евразийский Союз стоит перед цивилизационным выбором

      1 января 2016 года исполняется год с официального создания Евразийского экономического союза. И хотя предпосылки к объединению стран постсоветского пространства были изначально, наиболее активно процесс интеграции начался не так давно. Совокупно с процессами экономической интеграции остро встал вопрос и об иных точках опоры: культурной, социальной, исто...
      1500
      Антон Железняк 22 декабря 2015 г. 17:31

      Ускорение истории или "все еще не полночь".

      Как-то незаметно мир ускорился, все стало происходить очень быстро. Иной год не оставлял после себя никаких ярких событий, о которых было бы интересно рассказать внукам. То кризис идёт на спад, то кризис чего-либо становится нормой, всё предсказуемо и можно сказать плавно. Кризис, который начался в мировой экономике сейчас, не случаен. Он порожден кри...
      1558
      Антон Железняк 3 октября 2015 г. 20:58

      Идентаризм и построение многополярного мира

      Исторически народы мира не были объединены под неким универсальным началом. Цивилизации зарождались и развивались параллельно, часто изолированно и не соприкасаясь. Говорить о глобальных процессах, которые стали сводить можно лишь с появлением империй, которые захватывали огромные территории и значительно влияли на культуру и идентичность своих соседей....
      2017
      Антон Железняк 28 сентября 2015 г. 23:10

      Переформатировать Хаос?

      Выступления Президента России ждал весь мир. Российские СМИ нагнетали атмосферу, запустив почти на всех аналитических и центральных каналах подготовительные выступления политологов, экспертов-международников, геополитиков, лидеров парламентских партий Госдумы.И казалось бы всё напряжено до предела, а тут еще и небольшая задержка и сдвиг речи на более по...
      6363
      Антон Железняк 26 августа 2015 г. 17:27

      Как Россия помогает США

      Всё, что касается долгосрочности и последовательности – это про Запад. При всей вражде и неприязни к атлантистам – их стремление к мировому господству заслуживает уважения. На фоне мировых потрясений и возобновления разговоров про многополярный мир, про то, что «Закат Европы» близок, что вот-вот неолиберализм рухнет и победит справедливость, Запад не сп...
      5015
      Антон Железняк 16 июля 2015 г. 20:17

      От Ялты до Мальты и обратно

      На протяжении 45 лет мы жили в мире, сформированном в Ялте. Затем еще 25 лет – в мире, сформированном на Мальте. Второй период получил название «холодного мира», поскольку ни один из фундаментальных вопросов европейской безопасности так и не был решен. Для России Ялта – миф о застывшем величии. Запад мифологизировал Мальту, которая служит олицетворением...
      1697
      Антон Железняк 17 июня 2015 г. 20:34

      И всё же, почему Россия не Запад?

      Разнообразие исторических, политических, географических, экономических аспектов разночтения двух мировых держав рассмотрены в неимоверном количестве научной литературы, эссеистики, на информационных порталах. Блоггеры, «обыватели» интернет ресурсов, ежедневно размышляют по данному вопросу. Модус их размышления не выходит за пределы сущего. Нивелируя зна...
      5357
      Антон Железняк 15 июня 2015 г. 20:00

      Почему Россия не Запад?

      Этот вопрос изъезжен вдоль и поперёк, но он всё еще вызывает бурный интерес. И стоит острее чем когда либо. Понимание того, что Россия – не Запад(но и не восток - мы скорее Север) вроде бы наступило. Но пытливые либеральные умы всё еще продолжают упорно твердить об универсальности всего западного и отрицать русскую идентичность.Давайте поднимем два вопр...
      7041
      Антон Железняк 9 июня 2015 г. 21:27

      Экономика России: что делать?

      Только сегодня глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что для вхождения в клуб экономических сверхдержав России потребуется не менее 50 лет... Приходится поставить вопрос : чем же мы можем ускорить этот процесс? Какие причины вызвали последний спад и что необходимо делать для ускорения развития экономики России? Необходимо разобраться с прич...
      10020
      Антон Железняк 2 июня 2015 г. 21:57

      Архитектор хаоса

      Имя Джорджа Сороса, урожденного Дьорда Шварца, американского финансиста и инвестора, еврея венгерского происхождения, с гневом и проклятиями вспоминают во многих странах мира: от английских банкиров, пострадавших в начале 1990-х годов от обрушения фунта стерлингов, до восточноевропейских политиков, "павших жертвами" бархатных революций, которые проводились при его неп...
      3981
      Антон Железняк 29 мая 2015 г. 15:24

      Вступление Германии в Евразийский союз - миф или объективная реальность?

      Сотрудничество Германии и России имеет глубокие корни: с начала XVII века Германия решала свои геостратегические задачи с участием и даже с помощью России. Можно утверждать, что союз Германии и России в определенной степени обеспечил для Германии отражение турецкой, шведской и французской военных угроз, два объединения Германии – в 1871 и 1989 годах, во...
      2329
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика