Из-за острова на стрежень
На простор речной волны…
не волею пославшей его жены, а корысти ради бороздил речные просторы князь Ярослав, прозванный Мудрым, дабы откопать себе городок по примеру Петра I.
Вдруг…
В нём взыграло ретивОе!
Что я вижу? Что такое?
Как! - и дух в нём занялся…
Стела, Петропавловский собор, здания в стиле классицизма, всё как у людей. С размерами, правда, не повезло, но селяви или шоподелать – субординация, так её растак! Где князь, а где Амператор. Хорошо хоть не придётся петь –
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял…
Раздал он своим холопам, каждому по лопате и наказ – от каждого по крыльцу…
Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"
И повезло Ярославу не менее, чем Шлиману, понеже вписал он имя своё в анналы родной истории. С чувством выполненного долга удалился он в свою вотчину, напевая –
Под небом голубым
Есть город золотой…
Это всего лишь присказка, а сказка будет о том, как свидетели альтернативной истории по примеру Петербурга ищут откопанные города. А, как мы знаем, кто ищет, тот всегда найдёт, и растут они, как грибы после дождя - Омск, Казань, Ярославль. О последнем хотелось бы замолвить слово. В самом Ярославле мало кто был, поэтому в сети распространяется фоторепортаж Дмитрия Мыльникова, который увидел вот эту дверь и удивился
А, если бы он догадался обойти это здание и пройти во двор, то удивился бы ещё больше.
Сия находка вызвала неподдельный интерес и массу разнообразных версий:
- мы захватили поселение неизвестной культуры и построили над ней свои города
- в этих катакомбах наши предки пережидали ядерные конфликты
- город был засыпан остатками взорвавшейся рядом с Землёй планеты
- эоловые (принесённые ветром) отложения
- гигантское наводнение
Это не моё больное воображение, а реально обсуждаемые в сети версии.
Но, глядя на эти катакомбы, воображение может разыграться у кого угодно, ведь прямо напротив, через Богоявленскую площадь находится Спасо-Преображенский монастырь, а он сооружение древнее и непростое, в его подземельях были и тюрьма, и тайники для казны. Известно, что в его подклетах и подземельях были заключены недруги ярославских князей. А подклет Спасского собора служил усыпальницей Фёдору Чёрному, его сыновьям Василию и Константину и Василию Грозные очи. Кроме того существует множество легенд о тайном подземном выходе из монастыря
Тем не менее, полностью отрицать существование подземного (или подземных) хода из Спасского монастыря не следует. Общеизвестно, что подобные ходы существовали в различных укрепленных сооружениях, и выходили они, как правило, из глухих (непроезжих) башен к источнику воды. Такие башни были и у монастыря, поэтому выход на берег Которосли или к ручью, протекавшему у западной стены монастыря, реально мог существовать. Кроме того, имеются свидетельства очевидцев о существовании подобного хода в начале XVII века. В конце апреля — мае 1609 года Ярославль подвергся нападению поляков, которые после захвата слобод и основной части города — посада, осадили рубленый город и Спасский монастырь. Несмотря на трехнедельные попытки захватить защитников монастыря, поляки были вынуждены уйти из Ярославля. Сами осаждавшие отмечали, что совершенно неожиданно для них ярославцы нападали с тыла и столь же стремительно исчезали. Поляки и примкнувшие к ним воровские казаки предпринимали неоднократные попытки найти выходы городских подземелий, но безуспешно.
Косвенными подтверждениями существования подземного хода из Спасского монастыря в Рождественский (был сожжен поляками и не восстанавливался) послужили находки во время сооружения памятника Ярославу Мудрому в 1993 году. Для установки фундамента строителями была пробита дыра, которая «попала» в неизвестное подземелье, шедшее предположительно из угловой Богородицкой башни Спасского монастыря в сторону Главпочтамта. Памятник основателю города строители были вынуждены перенести на несколько метров в сторону. Можно предположить, что реально существовавший в свое время подземный ход (или его часть) использовался, как это очень часто практиковалось, для обустройства городских коммуникаций
Но, вмешавшиеся в обсуждение специалисты испортили всю малину, утверждая, что эти исторические арочные подземные сооружения всего-навсего стоковые коммуникации для отвода подземных рек, построенные в 19 веке, что,собственно, подтверждается клеймами на кирпичах. Туда же раньше уходила канализация и ливнёвки. И эти, на первый взгляд странные, сооружения продиктованы необходимостью убрать под землю стекающие в Которосль Егорьев ручей, речку Нетечу и прочие источники.
Как оказалось, через канализацию можно не только попасть из матрицы в реальный мир, но и наоборот.
Потешающиеся над архитекторами прошлой эпохи и удивляющиеся заниженным этажам. отсутствием крылечек, не учитывают реалии того времени
1. Большинство зданий с подвалами - это доходные дома и торговые ряды. Доходные дома строились с целью поиметь гешефт, в том числе и с помещений, образуемых фундаментом.
2. Для торговых корпусов нужны были складские помещения, а разгружать товар проще и дешевле вниз. И у многих подвалов раньше существовала опоясывающая проезжая галерея с опорной стенкой и наклонными спусками для тележек по бокам.
3. Не было освещения - поэтому подвалы имеют большие и многочисленные окна. Не было холодильников, поэтому прохладное помещение оказывалось совсем не лишним. Необходимы были помещения под котельные и углехранилища с погрузочными люками.
4. Многие здания из-за обветшания или разрушения пережили большое количество надстроек и перестроек.
По версии того же Мыльникова два здания с входом на разном уровне - это одно допотопное, а второе - послепотопное, построенное в ожидании нового катаклизма.
А на самом деле во вторую церковь вела галерея из архиерейского дома, дабы идя на службу не выходить на улицу.
5. Существовало сословное деление и купцам дозволены были только 2-х этажные дома. выше - только дворянству, поэтому построив дом с цокольным этажом можно было фактически иметь три этажа, и два с подвалом официально.
6. Впоследствии, когда условия жизни изменились, приямки, которые необходимо было обслуживать, отводя воду и убирая снег, оказалось проще засыпать. а окна и двери заложить.
Ну и то, что касается культурного слоя. Очень он удивляет некоторых - отрывок из сегодняшней статьи Антона Зубова -
Обычно культурный слой (вообще непонятно, какой упоротый придумал такое выражение) состоит из различного мусора, конского навоза, щепок и т.д, а в данном случае мы наблюдаем слой глины, причём слои глины очень похожи на слои, которые я видел на берегу Драверта - почитайте, очень интересно. Чуть не забыл один важный момент, даже если это и культурный слой, откуда взялось столько грунта, мусора, навоза, их ногами с карьера какого-то люди натаскали (где-то должно стать меньше)? А тогда сколько людей должно было быть и где этот карьер?
На самом деле только глину видят те, кто смотрит фотографии или заглядывает в котлованы. Те же, кто там работает находят обычные следы жизнедеятельности человека - кости, черепки, кованые гвозди, осколки толстостенных бутылей и много другого бытового мусора. Честно говоря, также не понимаю, почему для некоторых глина является свидетельством затопления. У нас вроде не Гималаи и не пустыня Гоби, а высокий берег Волги, состоящий из суглинка. И те, которые говорят о селевом потоке, забывают, что у нас равнина, а волны разрушают дома. Встречались мне утверждения, что глина около откопанных домов внеземного и абиогенного происхождения. Разумеется, эти утверждения были голословными. А вот что пишут очевидцы -
Заинтересовал меня котлован, который находится немного ближе сводчатых подвалов к Б. Октярьской, который начали копать строители, и бросили.
На его вертикальных стенах я увидел интересные исторические слои.
Один слой был явно деревянный, не совсем ещё сгнивший.
Сначала я подумал. что это деревянная мостовая, которыми раньше были выстланы все Русские города.
Но позже, приглядевшись, срезав землю лопаточкой, я понял, что это собственно остатки крыши, с деревянными стропилами и дранкой, рухнувшего здания, по видимому кирпичного, потому что под деревянными остатками находился слой углей, а дальше слой битого кирпича.
Не знаю, сможете ли Вы на моих фотографиях разглядеть эти слои, но расположены они так (снизу вверх)
1 битый кирпич
2 слой углей
3 деревянные балки и дранка
4 слой извёстки
5 песок
6 булыжная мостовая
7 асфальт.
И передо мной сразу встала картина произошедшего:
1918 год, обстрел. Стоявшее на этом месте кирпичное здание загорается и рушится.
1918 год, обстрел. Стоявшее на этом месте кирпичное здание загорается и рушится.
1918 год, обстрел. Стоявшее на этом месте кирпичное здание загорается и рушится.
После, в этом же году или следующем, приходят строители, на другом уже месте строят здания,а на этом месят извёстку, потом засыпают это место песком, ложат булыжную мостовую, а ещё позже ложат асфальт.
Но самое интересное, что откопав вниз ещё примерно метр, я обнаружил след ещё одного пожара. Приличный такой слой углей.
Эх, частенько раньше горели русские города!
С образованием культурного слоя всё очень просто - судя по фотографиям нашего города, он значительно подрос около разрушенных зданий. Две недели уличных боёв во время восстания 1918 года не прошли даром.
Также на высоту от полуметра до метра ушли здания, расположенные у дорог с активным движением транспорта. Судя по раскопам, древнюю мостовую из булыжников никто не разбирал, она сверху прикрыта землёй и асфальтом.
В общем, культурный слой - для культурных людей, у остальных по ночам евреи засыпают города абиогенной глиной.
Источники фоток и некоторых сведений
http://yargid.ru/blog/old_yaro...
Оценили 36 человек
53 кармы