[Прежде чем читать дальше этот материал, обязательно познакомьтесь с его первой частью. Без этого целый ряд идей статьи может оказаться понятым неверно.]
ЧАСТЬ II. КОРНИ НАРОДА.
Мы победили в Великой Отечественной войне.
Это бесценный дар, который нам оставили наши деды и за который была заплачена наивысшая мыслимая цена. В истории человечества было много разных войн, в ходе которых гибло много людей, исчезали страны и целые цивилизации. Но ни одна из них не может сравниться по накалу, ожесточению, жертвам и своим последствиям с итогами Второй мировой войны. Наибольший урон в той войне понёс Советский Союз. Наибольший и решительный урон противнику также нанёс Советский Союз.
Победа в этой войне носит, в первую очередь, характер экзистенциальный, тотальный. Проигрыш в войне означал бы неминуемый конец русской истории, в чём не приходится ни на минуту сомневаться, зная, в том числе из архивных документов, какую судьбу готовили нам немецко-фашистские оккупанты. Победа же в той войне показала обоснованность наших притязаний на отдельный цивилизационный порядок, заявку на который был подан в момент образования СССР.
Давайте ещё раз проговорим этот центральный момент. В 1917 г. Советская Россия бросила вызов капиталистическому строю, безраздельно господствовавшему над миром на протяжений многих веков (условно, с 1640 г., хотя это, конечно, может быть предметом споров, не меняющих сути). Но не просто бросила вызов, пытаясь столкнуть с Олимпа прежних хозяев, стремясь занять их место. Но предъявила альтернативную систему ценностей, которая отвергла первичность капиталистических ценностей, первичность высокой нормы прибыли на капитал как основной движущей силы развития общества. В этой статье нет задачи дать оценку тому, насколько точно соответствовало развитие Советского Союза идеалам теории Маркса - Ленина. Важно то, что никто ранее в истории не посмел, не сумел пойти против мирового капитала. Наши же прадеды, несмотря на то, что в 1917 году всё было против них, сумели создать жизнеспособное Советское государство, отстоять его в годы становления, а затем совершить фантастический рывок вперёд. Рекомендую познакомиться с серией статей от «burevestn1k», в которых он доступно рассказывает о некоторых реалиях жизни того времени. Это может оказаться особенно интересно тем, кто не знаком, в силу возраста или других причин, с этим историческим отрезком времени.
Последовавшая менее чем через четверть века после образования Советского Союза Вторая мировая война стала жестокой проверкой на состоятельность независимого взгляда на мироустройство. И наши деды справились! Они с честью отстояли для себя и своих потомков возможность и дальше самостоятельно выбирать, на каких ценностях строить свою жизнь. Важность этих исторических событий невозможно переоценить! Здесь можно озвучить тезис о том, что на важнейшем месте в плане глубинного восприятия русского языка (речь о смысловой наполненности по 3-ей позиции трапеции) стоит его значимость как подходящей платформы для построения устойчивой мировоззренческой концепции.
Однако это окно возможностей не вечно, что стоит очень чётко понимать. Задел, который нам оставили предки, стремительно выдыхается. Пройдёт ещё совсем немного времени, и этот смысл может безвозвратно раствориться также, как когда-то расстворилось могущество Советского Союза. Наши партнёры только этого и ждут. О чёрных страницах своей истории нельзя забывать ни в коем случае, как бы горько это ни было.
Итак, сегодня перед нами опять стоят такие же по значимости, если даже не более сложные в некотором смысле, вызовы. Многовекторное поступательно негативное влияние со стороны стран, ведомых англо-американским альянсом, опять ставит нас на грань цивилизационного развала, что носит характер ничуть не менее тотальный, чем это было в 1941 году. За прошедшие 25 лет в нашем обществе произошли серьёзные перемены. И самое ужасное, что произошло за это время – это навязывание, насаждение такого жизненного уклада, который чужд и мелок человеку, чьим родным языком является русский. По сути мы сейчас лишены права на самостоятельность. Речь пока не идёт об экономической, культурной или технологической самостоятельности. Было потеряно нечто гораздо более ценное – право на самостоятельность идейную. Русскоязычному это сродни смерти, ведь принятие чуждого взгляда на мир по сути равносильно отказу от отцовской метафоры, коими являются родной язык и культура.
Сегодня через определённые общественные организации и при поддержке ряда известных финансовых структур происходит постепенная обработка стран с русскоговорящим населением (то есть не только в России) по переосмыслению своей истории, своего места в нынешнем мировом укладе.
***
Конечно, физическое уничтожение нам скорее всего пока не грозит. Но нам грозит уничтожение другого плана – уничтожение глубинное, когда стирается память и культура народа и заменяется ложными опорами. В случае, если такая обработка будет успешна, сами собой исчезнут любые наши притязания на идейную независимость. Ну какие могут быть претензии у народа, который оккупировал в своё время пол-Европы, нетолерантно забивая любые ростки демократии? О чём вообще можно говорить с вечно пьяными варварами с востока, которые только и умеют, что грозить бомбой и газонефтяным вентилем?
Россия? Это просто ещё одна весьма посредственная страна со слабо развитыми демократическими институтами и слабой экономикой, построенной на продаже ресурсов.
Особый взгляд на мир? О чём Вы? Забудьте! Вам больше никто и никогда не позволит угрожать устоям всего цивилизованного мира. Ваше место – между Хараппской цивилизацией и ацтеками.
Здесь уместно будет процитировать Ехидного Douglas, который так пишет в своей статье:
«Капиталистический мир давно и окончательно сформирован! Стать его органической частью насильно, вопреки его коллективной воле, Россия не сможет никогда! Под него можно либо "лечь", либо отказаться от него раз и навсегда!»
***
Нравится?
Но это уже происходит.
В соседнем государстве, которое ещё четверть века назад никто бы не подумал видеть не то что глубоко антирусским, но и вообще отдельным, была общая с нами история и общий язык. Но у них уже всё случилось по тому самому сценарию. Там теперь «голодомор», «С. Бандера [пособник и ставленник нацистов] – национальный герой», «во всех бедах виноваты москали». Идёт отказ от всего, что напоминало бы о прошлом.
Состояние дел, когда в 2014 году жители г.Киева («Матери городов русских»), г.Винницы, г.Львова, г.Днепропетровска идут с оружием в руках на жителей г. Донецка, г. Луганска, г. Одессы – это набат, звонящий о том, что просто стоять в сторонке больше нельзя. Как же так случилось, что людей одной культуры и языка развели по разным углам и сильно поссорили? Это глубочайший удар, который по своей серьёзности сравним с развалом СССР.
Думаю, результаты политики США по отношению к Украине в последние четверть века совершенно очевидны. Приняв от агентов творчески переписаную на новый лад историю, граждане Украины конечно же начали изменять, выражаясь в терминах озвученной выше метафоры, корни своего дерева, которое уже совсем иначе стало воспринимать скалу, на которой растёт. Совершенно прозрачно, зачем господин Д. Пайетт через своих марионеток в первую очередь попытался демонтировать русский язык на Украине. У него не получилось это сделать сразу и быстро из-за сопротивления, поэтому работа идёт сейчас чуть медленнее, но безостановочно и по всем фронтам. Вызывает, к примеру, огромное удивление то, что сегодня происходит в Беларуси. Действительно ли беларусы хотят быть просто ещё одной демократической страной, ни на что уже в своей истории больше не претендующей?
***
Как уже было сказано с гражданами России (но не только) также уже давно проводится (а на самом деле, никогда не останавливалась) методичная работа. Господин Бзежинский не даст соврать. Все эти разговоры про «надо было сдать Ленинград» и т.п. – это всё способы размыть границы, которые закреплялись когда-то в русской истории, в русском языке, а значит и в нашем бессознательном, жертвами миллионов людей. Это влияние на 3-ю, семантическую позицию в трапеции Белошапковой. В виду того, что, как уже было сказано, есть определённая деформируемость между 1-ой и 4-ой позициями, такое направление усилий нельзя назвать бесперспективным. Темы же, которые поднимают и поддерживаются нашими западными партнёрами, совершенно не случайны. И остановятся наши партнёры только тогда, когда русских, как культурного явления, больше не будет.
***
В этом смысле специалисты – историки выполняют для языка и культуры роль, схожую с ролью психоаналитика для анализируемого. Только ответственность возрастает многократно, ведь они влияют на понятийный аппарат целых народов. Также, как и в случае с конкретным человеком, поднимаются глубинные слои памяти, вскрываются ложные воспоминания, восстанавливаются в памяти всё то, что было вытеснено, склеиваются и осмысливаются ключевые события. Безответственная же интерпретация исторических событий, в угоду тем или иным сиюминутным трендам, является тягчайшим преступлением против языка, культуры и, в конечном счете, против народа.
***
В целях противодействия методичному негативному влиянию на наш язык и понятийный аппарат, а также перед заключительной частью статьи, разберём выбор телеканала «Дождь», взявшему для раскачивания тему блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Несломившийся блокадный Ленинград – это пример стойкости духа особого свойства, в мировой истории более никем не повторённый. Народ, у которого есть в лексиконе «блокадный Ленинград» – это народ особой внутренней силы. В бессознательном русского навсегда вписана такая черта – беспримерная стойкость духа, самоотверженность, ценность идеи выше ценности жизни. Наш великий поэт Джамбул Джабаев написал такие строки, посвященные Ленинграду:
К сожалению, это не единственный случай. Можно легко найти и другие примеры.
***
Кое-какие русскоговорящие люди, которые в русле Западного менталитета, поднимают вопрос, стоило ли это всё таких жертв – расшатывают третью позицию, целясь прямиком в бессознательное. Но история не терпит сослагательного наклонения. Ленинград в нашей истории случился и нам стоит максимально бережно относиться к памяти этого Великого события, которое теперь неотъемлемым образом определяет наш характер.
Ведь если следовать логике тех самых «кое-каких русскоговорящих», то нам вообще не стоило сопротивляться нацизму и фашизму, а просто сдаться в самом начале войны и, возможно, жертв было бы гораздо меньше… Это было бы вполне гуманно по отношению к собственному населению. Ну встречали же жители Парижа фашистские войска с цветами? И ничего ужасного, хорошо ведь живут … Только вот где бы был этот Париж сегодня, если бы не случились в той войне блокадный Ленинград, битвы за Сталинград, Москву и много других событий, действительно определивших ход мировой истории?
Здесь же, на примере поведения «кое-каких русскоговорящих» (не важно, уже сбежавших за границу, как этот персонаж, или всё ещё томящихся в застенках презираемой ими «рашки»), уместно ещё раз подчеркнуть, что знание русского языка хоть и необходимо, но совершенно не достаточно для того, чтобы быть достойным носителем обновляемого миропорядка.
В.А. Белошапкова, оспаривая формулу Даля, отметила ([2], стр.14), что русский язык стал родным не только для русского народа. Это с одной стороны существенно расширило пространство распространения языка, косвенно подтвердив, что рядом с русским языком могут мирно уживаться любые другие языки мира. Но с другой стороны, в рамках мировоззренческого противостояния XXI века, это заставляет искать определённые общие ценности, которые хоть и могут быть проявлены у носителя русского языка, но просто этим фактом увы, отнюдь не гарантированы.
***
Однако не стоит посыпать голову пеплом и считать, что всё потеряно. Марш Бессмертного полка показал, что так просто аннулировать нашу заявку на собственный мировоззренческий уклад, не удастся. Санкции только раззадорят.
В конце концов, известный британский историк и культуролог Арнольд Тойнби в своей работе «Постижение истории» сделал вывод о том, что для поступательного развития цивилизации обязательны следующие условия: постоянное развитие, адаптация под меняющиеся условия и постоянный стресс. И этот стресс должен носить такой характер, чтобы с одной стороны не расслабить, когда его почти нет, а с другой строны, не убить, сделав невозможным развитие народа в силу излишнего гнёта. Думаю, мы сейчас как раз находямся под таким стрессом, который нас вряд ли убъёт, но уж точно не даст расслабиться. В этом смысле нам повезло, что у нас есть беспощадный, коварный и могучий оппонент. Воспользуемся ли мы таким подарком?
Здесь также уместно отметить, особенно в свете обвинений ряд читателей, познакомившихся с прошлой статьёй, что автор не призывает к каким-либо крайностям. Нет никакой необходимости, ни малейшего смысла разрушать США или Европу. Как нет и оснований считать, что мы дескать самые лучшие в мире люди, потому что говорим на самом лучшем в мире языке. Дело иногда вообще может выглядеть наоборот, ведь чванство и хамство отдельных наших соотечественников служит оправданием для наших критиков.
Каждому сегодня будет несомненно полезно владеть английским языком, хотя бы для того, чтобы путешествовать по разным странам, принимать участие в конференциях, самостоятельно читать инструкции и тд. А ведь ещё есть литературные труды Джека Лондона, Чарльза Диккенса, Джорджа Оруелла и т.д., чтение которых на языке оригинале может раскрыть читателю массу тонкостей, недоступных при переводе. Нельзя также не восхищаться такими блестящими работами американского кинематографа, как художественные фильмы «As good as it gets», «Birdman» и т.д.
Автор всего – лишь призывает к тому, чтобы с одной стороны, ограничить (а не уничтожить!), поставить предел распространению чуждой нам картины мира, а с другой – предложить, самим себе в первую очередь, достойную альтернативу. Именно поэтому зачастую приходится расстраиваться, когда молодые люди, в порыве ложного патриотизма, призывают «завалить Запад нашими ракетами и танками». Это как минимум некультурно.
Зная не понаслышке как и чем живут рядовые американцы или немцы, очень трудно заподозрить их том, что они только и делают, что строят нам козни. В подавляющем большинстве своём это очень милые и спокойные люди, живущие своими ежедневными заботами. Им не до нас, уж поверьте… Они зачастую бывают не согласны с действиями своих политиков, но иногда просто не могут до них достучаться. В любом случае это их полное право, как строить свой мир.
В конце концов, кто мы такие, чтобы указывать условному Западу как им жить? Если они согласны с тем, чтобы однополые пары усыновляли детей – пожалуйста. Их устраивает, что граждане постепенно становятся существами среднего пола, даже в публичные туалеты начинают ходить в одни и те же? Давайте не будем судить их строго…
К нам только не нужно с этими ценностями лезть!
***
Здесь уместно вспомнить слова Ф.М. Достоевского:
Главная причина именно в том состоит что они не могут никак нас своими признать.
Они ни за что и никогда не доверят, что мы воистину можем участвовать вместе с ними и наравне с ними в дальнейших судьбах их цивилизации. Они признали нас чуждыми своей цивилизации, пришельцами, самозванцами. Они признают нас за воров, укравших у них их просвещение, в их платья перерядившихся. Турки, семиты им ближе по духу, чем мы... Всему этому есть одна чрезвычайная причина: идею мы несем вовсе не ту, чем они, в человечество — вот причина! И это несмотря на то, что наши «русские европейцы» изо всех сил уверяют Европу, что у нас нет никакой идеи, да и впредь быть не может, что Россия и неспособна иметь идею, а способна лишь подражать, что дело тем и кончится, что мы всё будем подражать.
…
По-настоящему, они и правы: ибо и впрямь не будет у нас ни Бэкона, ни Ньютона, ни Аристотеля, доколе мы не станем сами на дорогу и не будем духовно самостоятельными.
[Ф.М. Достоевский. Дневник писателя 1881 г. Гл.II]
***
Хотелось бы напомнить, что автор ведёт этот блог с единственной целью приблизиться к пониманию того, кто такие Русские в XXI веке. Этот и предыдущий материалы позволяют взглянуть на вопрос ещё под одним углом. Опираясь на уже изложенные идеи и держа в голове лексическую трапецию Белошапковой, уточним специфику заявленной работы.
Для этого сначала вернёмся на 1-ую позицию, то есть на уровень языкового знака. На этом уровне автор предлагает ввести новый знак – это написание слова «русский» с большой буквы «Р», отделив его тем самым от слова «русский» (с маленькой «р»), указывающего на этническую принадлежность. Также необходимо заострить внимание на то, что новое слово будет кардинально отличаться по смыслу от языкового знака «россиянин», смысл которого заключается в обозначении гражданства. Слова «русский» и «россиянин» в данной работе необходимо упомянуть лишь для того, чтобы сразу чётко разграничить его от нового языкового знака.
Переходим в позицию «2», то есть в позицию лексического значения. Формулировка уже была по-разному проявлена, причём далеко не только в статьях у автора. Обобщая идеи можно построить следующее определение:
Русский – это:
1) (сущ.) Мировоззренческая позиция, которая заключается в признании роли отцовской метафоры как ключевого, опорного фактора в оформлении человеческого мировосприятия. Позиция строится на основе русского языка как наиболее подходящей платформы для проявления глубинной человеческой культуры. Также Русскими часто называют тех, кто осознанно противостоит распространению таких ценностей, в основе которых лежит идея (как напр., в неолиберализме) о неограниченной свободе от свойственных Культуре сдерживающих норм и границ (в экономике, политике, частной жизни и т.д.).
2) (прил.) Характеристика человека или общества, добровольно живущего согласно указанным выше ценностям.
Здесь уже затронуто понятие «Культуры», которое также, хоть и авансом, написано с большой буквы, намекая на какой-то особый смысл. Речь о раскрытии этого понятия, об отличиях между «культурой» и «Культурой» ещё предстоит. Думаю уже ясно, что все предыдущие статьи были как раз нацелены именно на понятийное раскрытие позиции «3» введённого нового языкового знака. Однако эта работа отнюдь не закончена, хотя бы потому, что ещё предстоит определить роль и место Культуры в обществе Русских и многое другое.
Заканчивая небольшой анализ того, как могут образовываться, наполняться смыслами и какое место могут занимать в памяти людей некоторые слова, понятия, термины языка, хочется снова подчеркнуть, что каждый язык мира является глубоко уникальным явлением. Небольшим народам мира, в эпоху стремительных перемен, всё труднее сохранять свой язык, культуру и историческую преемственность. Можно предположить, что через сто лет разнообразие языков и культур заметно снизится, очень многие просто исчезнут. А ключевую роль будут играть те народы, которые смогут на основе своей культуры и языка предъявить миру свой собственный уклад, порядок. Всё идёт к тому, что таких центров будет немного. Уже сегодня альтернатив английскому языку (и ценностным ориентирам, построенным на базе этого языка) в мире осталось немного. Пальцев рук хватит, чтобы всех перечислить. Возможно пальцев одной руки.
Именно по этой причине впереди самая сложная задача – задача доказать на живых примерах, что владение русским языком позволяет бережно сохранить язык, традиции и культуру даже самых малых народов. Автор уже ведёт работу в этом направлении, собирая на эту тему документальные свидетельства и примеры из жизни. При успешной реализации задуманного это станет ещё одним весомым аргументом, почему многим, особенно небольшим, народам стоит подумать о добровольной поддержке и даже о присоединении к союзу Русских (для этого придётся осваивать русский язык). Сохранение культуры малых этносов может стать дополнительной опорой для проявления Культуры в более широком смысле этого слова, а значит и в целом значительно укрепит общество Русских.
До сегодняшнего дня Русские всей своей историей доказывали, что они были и пока продолжают оставаться одним из центров, источником миропорядка. Но, как уже было многократно показано выше, это не даёт нам никакой гарантии, что так будет всегда, если только на базе нашего языка и культуры не проявится наконец обновленный уклад, который даст новый импульс развитию будущих поколений.
Итак, кто же такие Русские в XXI веке?
Ужасный Русский.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Высшая школа. М. 1989.
2. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Издательство Уральского университета. Е. 1999.
3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Аспект пресс. М. 1996.
PS: Выражаю свою искреннюю признательность следующим персонам:
Наивной, за её поддержку и идеи в оформлении материала. Важность её поддержки сложно переоценить.
Несравненной Джамиле за поддержку и ряд стоящих советов по возможному развитию темы.
Ryjkov за многолетнюю поддержку и дружбу. В некоторые моменты жизни его умение оказаться в нужный момент в нужном месте, выслушать и сказать правильные слова оказали существенную моральную помощь автору. Благодарю тебя! Твои идеи по воспитанию детей ещё предстоит осмыслить.
Поддержка Андрея Ышты из Донбасса, особенно ценна, ведь там противостояние, о котором пишет автор, зримо проявлено. Надеюсь, что статья автора поможет донбассцам ещё хотя бы немного укрепиться в понимании, что их жертвы не напрасны!
Ирине Сорокиной за поддержку и идеи, которые также стоило бы развивать в будущем.
Anri_freeman за поддержку! Ваши наблюдения ещё могут успеть отразиться на материалах!
Отдельно благодарю тех читателей, которые зарегистрировались только для того, чтобы выразить автору свою поддержку! Мне очень приятно!
Оценил 51 человек
164 кармы