• РЕГИСТРАЦИЯ

Как образовался русский народ - 3

12 2147

Завершение публикации книги "К вопросу об ассимиляционной способности русского народа". Харузин Н.Н. 

"Низкий культурный уровень самоедов гиляков и др. упомянутых нами в числе русеющих народностей легко объясняет почему эти племена с такой легкостью утрачивают свою самобытность при столкновении с русскими.

Роль, которую играет культурный уровень двух народов в иcxoде ассимиляционной борьбы выясняется особенно рельефно при разборе фактов свидетельствующих о потере русскими своей национальности. Нам уже приходилось упоминать о влиянии, которое оказывают киргизы на сибирских казаков Г. Н. Потанин23) дает обстоятельныя сведения о ходе этого влияния. Сибирские казаки расположены по трем линиям "Горькой", Иртышской и Бийской. На Иртышской линии скотоводство сильно развито: в прежнее время здесь были лица, владевшия табунами из нескольких тысяч лошадей. Хлебопашество в средней части линии (около Ямышева) еще недавно совершенно не существовало. "Здесь прежде выростали целыя поколения, не имевшия понятия, как растет хлеб на корню, потому что сами не пахали, а крестьянския деревни расположены далеко отсюда". Иртышскиие казаки окружены киргизами, так как киргизския кочевья примыкают к линии, как на правом так и на левом берегу реки. Казаки настолько поддались влиянию окружающих их киргизов что почти все казачье население говорит по-киргизски и нередко предпочитает этот язык родному; для многих это колыбельный язык так как няньки часто выбираются из киргизок. Киргизcкия привычки простираются и на одежду и пищу казаков Как и киргиз иртышский казак любит носить широкие плисовые шаровары, халат из бухарской парчи или саранджи и лисью шапку (борьк); он любит киргизския национальныя блюда, в том числе и конину. Старые казаки даже колют на еду своих лошадей. Кроме того, многие предразсудки, понятия и убеждения казак заимствовал от киргизов: он как и этот последний, считает стыдным сесть на коня без нагайки, надеть холщевые шаровары и т. п. Наиболее заметно усвоение киргизских привычек в Ямышевской станице. "На линии, замечает г. Потанин конечно происходит и обратное влияние русской жизни на киргизов Работники у казаков все из киргизов; они живут у них в пастухах и при домах У каждаго казачьяго селения на задах можно найти группу землянок и юрт-это жилища "джатаков", т. е. киргизов которые перебиваются около русских нанимаясь в работники... в джатаки превращаются только такие киргизы, у которых выпал скот от болезней, и им не на чем кочевать в степи". Характерно то, что на Иртышской линии киргиз в сельском хозяйств является более знающим чем казак : работник киргиз ладит соху и борону, сеет и жнет чего казак весьма часто не умеет делать.

Иртышские казаки

Киргиз с киргизской коровой

Странный на первый взгляд факт утраты иртышскими казаками своей национальности легко найдет себе объяснение, если мы обратим внимание на историю возникновения сибирскаго казачества. В лице его мы не имеем как на Дону и Яике, продукть колонизационнаго движения русскаго народа. Заселение всех казачьих линий шло по распоряжению правительства (с ХVII в.), причем первыми поселенцами были солдаты. В 1743 г. казаков, живших в крепостях по всей линии было только 600 человек Впоследствии количество сибирских казаков продолжало пополняться разными элементами, в числе которых не малую роль играли драгунския и солдатския дети, "которыя частью сами отставали от своих команд уходивших после срочной службы на родину, приписывались в крепостные казаки, частью были вписываемы в казаки волею начальства." Так как цель устройства линии была не столько колонизационная, сколько военная, для прекращения набегов степняков, то новые поселенцы сначала исключительно жили в построенных крепостях и лишь постепенно переходили к более мирному занятию-скотоводству; при условиях солдатской жизни в XVIII в. сибирские казаки представляли собой элемент бездомный, брошенный на русскую границу для непрестанной борьбы с соседями-кочевниками, и из двух враждующих сторон киргизы были и многочисленнее, и богаче, и более опытны в степных набегах и войне; в этом отношении их культурный уровень был выше отставших от своих - русских солдат: киргизы являлись лучшими наездниками, имели лучших лошадей и лучшее (холодное) оружие, которое они покупали или получали набегами от южных соседей. Для того, чтобы вести успешно борьбу, русский должен был учиться у киргиза, и так как культурный уровень поселившихся солдат был не высок его должны манить и более роскошная из бухарской парчи одежда киргизов и opyжие, и конския украшения; киргиз-степняк являясь для новаго поселенца идеалом наездника, должен был подчинить себе русский элемент и повлиять на его обычаи, нравы мировоззрение и язык Подражая киргизу в изыскании средств для существования, русский солдат-поселенец оторванный от земледельческой России, обзаводится стадами и в силу вещей начинает вести полукочевой образ жизни. Оторванность от остального русскаго элемента и сравнительная малочисленность казаков на Иртышской линии явились лишь облегчающими утрату русскими своей национальности факторами. Окиргизилось именно прииртышское казачье население, где, по словам Г. Н. Потанина, население оказывается более редким чем на двух других линиях; по Иртышу казачьи станицы редко состоять больше чем из 100 дворов и расположены на разстояниях 25-30 верст; на протяжении около 800 верст находится всего 23,000 человек об. п., тогда как на остальныя 1,000 верст занимаемыя двумя другими линиями, приходится казаков 67,000. Вторым облегчающим окиргизение фактором следует считать, быть может то, что между сибирскими казаками много башкир и мещеряков (родственных по языку киргизам народов), и что, по преданиям значительное число иртышских казаков происходить от крещеных киргизов

Что окиргизение русских объясняется главным образом низким культурным уровнем последних доказывается тем что там где сибирские казаки под влиянием русских крестьян-поселенцев стали заниматься земледелием они в своих обычаях и привычках мало отличаются от крестьян (Бийская линия); на этой линии им впрочем сравнительно мало приходится сталкиваться с киргизами; к последним казаки относятся с отвращением: "бийский казак .. почтет за грех если заговорят по-киргизски в избе, где есть православныя иконы".

На "Горькой" линии, где сношения с киргизами очень часты, но где казаки также под влиянием крестьян-поселенцев занимаются земледелием стоят следовательно, на более высоком культурном уровне, мы видим обратное явление-обруcение киргизов; конечно, это имеет место только в отношении киргизов переходящих к оседлости. Переходя от кочевого быта к оседлому, киргиз стоит совершенно безпомощным и не знающим перед новыми условиями жизни, и казак "Горькой" линии является для него учителем во всех подробностях земледельческаго быта в той-же мере, как киргизъ-кочевник является учителем русскаго казака на Иртышской линии в подробностях военной и скотоводческой жизни. Оседлый киргиз постепенно утрачивает свои национальныя черты и русеет.

Эта же причина, превосходство культурнаго уровня, регулирует результаты взаимодействия якутов и русских. Мы указывали выше, что в Якутской области замечаются как явления объякучяванья русских так и наоборот-обрусения якутов. Утрата русскими своей национальности поражала наблюдателей настолько, что они, не подвергая этого явления разбору, были склонны придавать этому факту преувеличенное значение; вследствие этого у более старых путешественников мы встречаем удивление перед способностью якутов ассимилировать русских "Якуты, пишет напр., Гартвиг24), представляют замечательное явление покореннаго народа, который навязывает победителям свои нравы и свой язык и, будучи далеким от того, чтобы подвергнуться влиянию покорителя, втягивает его в свою сферу". От авторов более поздних не могло укрыться, что объякучивание русских замечается лишь в некоторых местностях; что впрочем мало колебало установившееся убеждение об ассимиляционной способности якутов причем на долю русских отводилась лишь порча нравов якутов Следует иметь в виду, что оба народа относятся друг к другу крайне враждебно. Якуты инстиктивно чувствуют пишет один из новейших изследователей их г. Вруцевич25), что нравы их растлили русские, которых они презирают Чорт говорят они, семь пар торбазов износил обсуждая, кого сослать в Якутскую область к ним в гости, и на седьмой год начал присылать к ним русских; "всех русских якуты называют зверями. Презрение якутов к русским выражается также и в отвращении к русскому языку". Всякий русский, сталкивающийся по торговым делам с якутами, замечает тот-же автор, дает о них такой отзыв: "Якуты олекминские и Якутскаго округа-замечательные мошенники... это первые разбойники и грабители"; автор считает что эти дурныя качества привиты якутам самими же русскими. Несмотря на недружелюбное отношение русских к якутам эти последние, по словам г. Вруцевича, как бы подчиняют своему влиянию руcских и пoдчинeниe это поразительнее всего выражается в зaбвeнии приленскими крестьянами родного языка, которые и между собой не говорят теперь иначе, как по-якутски. Это странное на первый взгляд явлениe еще более поражает если принять во внимaниe нeвыcoкий культурный уровень якутов : жилища их уступают на много тому типу, который мы привыкли видеть у русских; "кустарное производство якутов самое жалкое, пишет г. Вл. и-н26); плотничье и столярное ремесло... еще находится в младенчестве... Резьба якутов на дереве и мамонтовой кости... груба, аляповата: в линияx нет симмeтpии, в рисунках-перспективы, и во всем бедность фaнтaзии".

Более подробное изyчeниe причин oбъякyчивaния русских бросает свет на это явлeниe. Барон г. Майдель 27)с большим безпристрастием чем многие его предшественники, отнесшийся к этому вопросу, пишет по этому поводу следующее: удивительно, с какой легкостью русские объякучиваются, принимают якутския одежды и привычки, живут в юртах и наконец употребляют только якутcкий язык забывая русский. Проходя молчанием частыя явления этого рода, автор указывает на две деревни по близости от Олекминска и на дерев. Нюрбу в Вилюйском округе. В двух первых живет до 1800 чел. об. п., в последней до 300 человек русских Жители всех трех деревень живут состоятельно, занимаются отчасти хлебопашеством и преимущественно скотоводством но все без исключешя объякутились. Между тем известен только один наслег на Нижней Колыме, где якуты совершенно обрусели, "но мне кажется, добавляет автор что именно этот единственный наслег утративший свою якутскую национальность бросает свет на все это довольно трудно объяснимое обстоятельство. Русские пришли в область в сравнительно незначительном числе и поселились в стране, в которой северная природа должна была оказывать на них весьма сильное воздействие и навязывать им образ жизни, резко противоречащий их прежним привычкам Прежде всего они должны были оставить собственно крестьянское занятие-земледелие и перейти к скотоводству; в этом последнем занятии старые насельники страны стояли перед] ними уже опытными, и русские естественно должны были подчиниться их привычкам так как скотоводство в якутской области существенно отличается от такового же в России." К этому присоединилось еще то, что русские были более малочислены и, наконец путем браков смешивались с Якутами. Все это вместе взятое объясняет что якутские нравы и обычаи вошли в употребление у новых покорителей. Совершенно иначе дело стояло у якутов : им нечего было заимствовать у русских что могло бы быть необходимым для их материальнаго благосостояния, к тому же они были многочисленнее и, по крайней мере, в более отдаленное время не женились на русских : им было легко сохранить свою национальность, но что это не происходило вследствие более сильнаго национальнаго самосознания, доказывается, по мнению бар. Майделя, именно существованием обрусевшаго наслега, поселившагося на Нижней Колыме. Якут продолжает автор прежде всего кочевник; в кочевом быте его главное занятие, охота и рыболовство являются лишь побочными занятиями. Поселившись на Нижней Колыме, якут должен был оставить скотоводство; жесткая трава не дает там возможности продолжать скотоводческое хозяйство в более обширных размерах; он сделался оседлым рыболовом заменил юрту домом стал говорить по-русски, одеваться по-русски и, наконец забыл свой язык.

Объяснения, которыя дает бар. Майдель, объякучиванию русских и обрусению якутов сделаются еще более ясными, если вспомнить, что первыми насельниками области были не крестьяне-земледельцы, а толпы казаков давно уже забросивших земледелие и двигавшихся в неизвестныя страны в стремлении за добычей. "Первые русские отряды казаков и промышленников проникших в начале XVII столетия в Якутскую область- замечает совершенно справедливо г. Вл. и-н28), - едва ли были из лучших представителей русской культуры. Здесь они нашли самыя неблагоприятныя условия для развития какой-бы то ни было культуры". При низком уровне первых русских пoселенцев искавших в новой стране быстрой наживы, якут материально лучше обставленный, приспособившийся к условиям страны, являлся более культурным и должен был влиять на русских Даже в настоящее время, потомки первых поселенцев стоят в культурном отношении ниже якутов: "Что касается до выдающихся талантов и художеств якутов в настоящем пишет тот-же г. Вл. и-н то они, пожалуй, выделяются при виде полнаго падения культурнаго типа русскаго Якутской области".

Русские старожилы Русского Устья

Русский колонизатор области постепенно двигался все более на север; условия страны не позволяли ему заниматься скотоводством; он переходит к рыболовству и, применяясь к новым условиям вырабатывает способ производства. Естественно, что когда якут переходит к рыболовческому быту, русский является его учителем и он заимствует у последняго как способ производства ловли, так и более культурныя жилища и, наконец язык "Чем дальше на север читаем тамъ-же у г. Вл. и-на, .вниз по течение р. Колымы, тем обрусение якутов заметнее. Урочище Кресты, в 200 в. от Нижне-Колымска, составляет первое виденное нами сплошное якутское селение на манер русской деревни, с рубленными домами вместо юрт Скота у крестовских якутов нет занимаются они рыболовством а зимой гонят казенную почту на оленях; говорят по-якутски и по-русски. Якуты же 1-го Матюжскаго рода, живущие в Нижне-Колымске и в его окрестностях ничем от русских не отличаются. И замечательно, что низовые якуты, всего 200 верст от Крестов и 500 верст от Средне-Колымска, еще настоящаго Якутскаго царства, - ни одного слова по-якутски не знаютъ".

Мы видели, что в процессе взаимоотношений русских и киргизов и якутов действует известная совокупность причин облегчающих или задерживающих этот процесс но что главным регулирующим фактором является культурный уровень сталкивающихся племен.

Обзор приведенных нами фактов заставляет сомневаться в существовании у русскаго народа ассимиляционной способности. Мы можем говорить только об ассимиляционной деятельности русскаго народа, интенсивность которой зависит от целаго ряда условий, причем главным регулятором является культурное превосходство русских над инородцами, так как где этого условия нет русский элемент сам поддается инородческому влиянию и утрачивает свою национальность. Мы далеки от отрицания существования у народов как и у отдельных индивидуумов тех или иных способностей, но наделять какой-нибудь способностью тот или другой народ следует лишь после анализа фактов в которых принято видеть ея проявление. Если анализ привел бы к возможности объяснить, подобные факты культурно-историческими или другими условиями, мы должны были бы заменить слово "способность" другим чтобы внесением недостаточно определеннаго термина не затруднять объяснения явлений, которыя требуют более сложнаго решения, чем объяснения посредством проявления во вне известной способности народа. В вопросе о взаимоотношениях русских и инородцев пока еще нельзя говорить об "ассимиляционной способности" русскаго народа: мы видим лишь ассимиляционную деятельность, и дальнейшее изучение этой деятельности, детальная, разработка относящихся сюда фактов сначала покажет нам как в каких странах быта и при каких условиях эта деятельность проявляется с большей и при каких с меньшей интенсивностью, и, быть может приведет к открытию и ассимиляционной "способности" русскаго народа.

Данныя, накопившияся по этому вопросу до настоящаго времени, заставляют думать, что при прочих равных условиях благоприятствующих сближению русских и инородцев когда первые выступают т. ск. "сами по себе", эти последние будут лишь там подвергаться обрусению, где их культурный уровень ниже. Здесь следует признать действие того же закона, который подмечен вообще в деле усвоения себе народом чужого языка. "Можно сказать, пишет О. Шрадер29)... что язык народа, стоящаго выше в культурно-историческом отношении, очень легко воспринимается другими народами, в особенности, если этот народ многочисленнее их и господствует над ним". Но бывают случаи, когда победители принимали язык побежденных стоявших выше их по культуре". Не следует при этом забывать, что усвоение себе народом чужого языка является одним из наиболее рельефных признаков ассимиляции этого народа.

Н. Харузин

Примечание

1) Известия Общ. Археологии, Истории и Этнографии при И. Казанском Ун. т. X. (Казань 1892).

2) Hartwig. Der hohe Norden, p. 142.

3) И.Н. Смирнов: Мордва. Над, Общ. Арх. Истории и Этнографии при И. Казанск. ун. X, 6, стр. 634-642,

4) Смирнов: Вотяки, стр. 71.

5) Гр. Верещагин: Вотяки Сарапульскаго у., стр. 25 и след.. 57.

6) Смирнов: Вотяки, стр. 70, 71.

7) И.Н. Смирнов: Черемисы, стр. 59-61.

8) Смирнов: Пермяки, стр. 172-176.

9) А. Соборнов: К истории культуры, Олонецкой корелы. "Олонецкий Сборник". и, стр. 125, 126

10) Майков: Поездка в Обонжье и Корелу, стр. 290.

11) Соборнов: 1. с. стр. 127, 129 и 130.

12) П.С. Ефименко: Заволоцкая Чудь, стр. 93.

13) В. Иславин: Самоеды в домашнем и общественном быту, стр. 30, 104, 107 и 108.

14) М. Хангалов: Юрид. обычаи бурят "Этногр.Обозр" ХХI.стр.132,133.

15) В настоящее время дело обрусения бурят сделало большие успехи, сравнительно с XVIIIв., но мы не имеем возможности определить., в какой мере в этом отношении влияла школа; повидимому, однако, роль ея была значительна. Далее, есть cведения, что местами русские подвергаются бурятскому влиянию, и хотя не утрачивают всецело свою национальность, но все говорят уже по-бурятски. Не имея достаточно данных позволяющих судить о силе бурятскаго влияния на русских о количестве русских поддавшихся этому влиянию и о частных условиях приведших к утрате русскими в некоторых деревнях своей национальности, нам приходится оставить это явление без разсмотрения,

16) Н.М. Ядринцев: Сибирь, как колония, стр. 17 и след., 43.

17) А.Н. Краснов: На Сахалине "Истор.В." 1894, февраль, стр. 391,392.

18) Л. Штернберг: Сахалинские гиляки. "Этногр.Обозр." ХVII, стр, 19 2) А. Н. Краснов : На Сахалине, стр. 410.

19) Ваr. Ger Maydell: Reisen und Forschungen im iakutskischen Gebiete. (1861-1871) и. СПБ. 1893, стр. 75-77.

20) Землеведение Азии Карла Риттера Вост, Сибирь и. П. П. Семенов И. Д. Черский и Г. Г. Петц : Саянское нагорье в пределах Иркутской губ., стр. 208.

21) Реклю, VI, стр. 348.

22) И.Н. Смирнов: Черемисы, стр. 45. Вотяки, стр. 70, 71.

23) Г.Н. Потанин: Сибирские казаки,-в Жив.России, ХI,стр. 111-113

24) Hartwig: Der Hohe Norden, стр. 202.

25) Зап. И. Русск.. Геогр. Общ. по Отд. Этногр. ХVII вып. 2, стр. 27, 28.

26) Этногр. Обозр. XIX, стр. 168.

27) Bar. Ger. Maydell: Reisen und Forschungen. I. 539-542.

28) Этногр. Oбозpениe ХIХ, стр. 168.

29) Сравнительное языковедение, стр. 167.

http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004091276/viewer/?page=1

Начало здесь: https://cont.ws/post/436706

вторая часть: https://cont.ws/post/436735

Интересно о русских в Якутии http://xn-----6kcbac1azfofe4cm...


Мой новый блог на КОНТе https://cont.ws/@metafor

    Ставка ЦБ и "мы все умрём"

    Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

    Куда исчез Борман?
    • Zimin
    • Вчера 11:03
    • В топе

    Его искали больше полувека. Мартин Борман бесследно исчез из Берлина в последние дни войны. Список преступлений этого человека огромен, однако приговор на Нюрнбергском процессе ему вынесли заочно....

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Взор Здравомыслие.
      30 ноября 2017 г. 10:03

      Тапробана, открой личико! :о)

        Экзотический остров «Тапробана»: Суматра или Шри-Ланка?Банду де Силва ( Bandu de Silva)Остров Тапробана на самом деле является Цейлоном, хотя иногда на некоторых картах он смешивался с Суматрой. Табробана, как его называли на самых ранних картах, был важным пунктом для торговли между Востоком и Западом и из-за этой его важности, он изображался сли...
      3062
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 17:34

      О Степаныче, который один стоит крепости

       Уважаемые читатели. До позавчерашнего дня я и слыхом не слыхивала о гетманской ставке - Батурине, и о том, что была такая, с позволения сказать, крепость (на самом деле довольно слабоукреплённое поселение), которую доблестно защищали от шведов долгие месяцы русские люди вместе с украинским населением, сковывая и изтребляя силы шведов. Думаю, что те, кто в курсе ...
      2582
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 11:19

      Про судьбу бывшей столицы гетмана Мазепы

       Продолжаю публиковать найденные мной сведения про судьбу Батурина и его жителей, которые якобы подверглись тотальному истреблению русскими войсками. Предыдущие статьи здесь: Миф о батуринском геноциде и АРХЕОЛОГИЯ КАК ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД СТОРОННИКОВ "БАТУРИНСКОЙ РЕЗНИ"Владимир АРТАМОНОВ, кандидат исторических наукУСТРАШЕНИЕ ГЕТМАНЩИНЫ. Катастрофа рези...
      1849
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 10:31

      Карта подземных кораблей

      Здравствуйте, уважаемые читатели.Сегодня у нас по плану день "картёжника", а потому я припасла для вас интересную историю на эту тему :о)Это статья, усмотренная мною на сайте одного археолога, который своей работой развеивает, кстати, миф о том, что монголы не имели флота. Но об этом пока только здесь: Кто-то там говорил, что флота у монголов не было?Итак, ...
      3998
      Взор Здравомыслие.
      2 апреля 2017 г. 03:06

      Ребятам о зверятах..., а тем, кто постарше, о хорях, скунсах, хряках, меринах и прочих крысах.

          В мире много есть зверьков очень интересных, Мы расскажем про хорьков - не совсем известных. Говорят, что кровожадный, словно злобный Дракула, Дикий, страшный, беспощадный - убивает запахом! Вот уж хохма и потеха, тем кто с фреткой дружен, Веселее нет зверька - клоун Вам не нужен! Авторские права принадлежат http://www.horekvrn.ru/Да, д...
      2551
      Взор Здравомыслие.
      12 февраля 2017 г. 00:32

      Про потопы, которые в топах

      Легенды о Великом потопе встречаются во многих культурах мира и существуют издавна. У разных народов они различны, хотя имеются и общие детали. Например, упоминание ливня, сведения о том, что кара послана некой высшей инстанцией за неправильное поведение, что спаслись только те, кто жил честно (а таковых было очень и очень мало), и что от них пошёл род людской. В обще...
      4128
      Взор 7 января 2017 г. 10:25

      Здравствуйте, уважаемые посетители блога!

      С начала этого года продолжение блога находится * здесь: .Взор* моя страница в ЖЖ:  здесь* Список опубликованных в этом блоге статей (разложены по основным темам для удобства)Добро пожаловать!...
      2581
      Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2016 г. 15:49

      Про солнышко и свастику

      Хотелось бы разсмотреть ещё один вопрос связанный со свастикой. Начался для меня он с этого: Вопрос, конечно, интересный, ибо за светилом люди наблюдали с древнейших времён. Можно вспомнить про древние обсерватории, которые находятся почти по всему миру.Древняя обсерватория в Южной АмерикеАрхеологи во главе с Робертом Бенфером (Robert A. Benfer) во время...
      4178
      Взор Здравомыслие.
      29 декабря 2016 г. 19:41

      Как, читая, мы понимаем то, что написано. Как это делают другие.

      Просто беда с этими забаненными :о) И что, спрашивается, нужно? Так бы сразу и сказали, что нужно было придавить авторитетом :о))))Но тогда, ума у вас, а вдобавок и нравственности, малость недостаточно.По поводу первого (ума):Мои слова о ваших "400" и о сказанном Зализняком:«Что касается укорачивания, то он опять не вник в вопрос.В статье З...
      3637
      Взор Здравомыслие.
      28 декабря 2016 г. 18:27

      Анализ ДНК выявил генетические личности первых земледельцев мира

      Итак,  "от яблони родится яблоня", и, следовательно, земледельцы в мире первобытных охотников-собиральцев откуда-то взялись, то есть, появились. Где, откуда и когда - вопрос волнующий, ибо знать корни свои хочется :о)Археологи, конечно же, успели к нашему времени нарыскать множество стоянок первобытных людей, людей не самых первобытных и, даже, совсем не первобыт...
      5478
      Взор Здравомыслие.
      27 декабря 2016 г. 12:53

      Работа у вентилятора...

      Во времена интернета довольно трудную задачу взяли на себя закапыватели здравомыслия. Ибо можно пойти и проверить любые утверждения даже, если не приводятся ссылки на източники сведений, подаваемых, как однозначные.Очень показателен в этом пост упорного и яростного "борцуна" за правду. Читаем тут https://cont.ws/post/470725 его собственные слова в ответ на статью...
      6737
      Взор Здравомыслие.
      26 декабря 2016 г. 10:34

      Про первых Фермеров, миграции людей и кукурузу (начало темы о Земледельцах)

      Как-то было много утверждений, что все основные окультуренные человеком злаки имеют своих предшественников в природе. А кукуруза - нет. И, следовательно, не иначе, как завезена она на планету нашу в качестве подарка (или как-то там ещё) из дальнего космоса инопланетянами. Это, дорогие мои, того же поля ягодка-идея, что и версия о приносе детишек в семью аистами :о) Не...
      6948
      Взор Здравомыслие.
      25 декабря 2016 г. 19:23

      О Сардах, турецких пирамидах, прозорливом Геродоте и произхождении этрусков

      «Эти чистые, благородные, прекраснодушные римляне, уничтожавшие страну за страной и давившие свободные порывы в народе за народом… утверждали, что этруски злобны и коварны» - английский писатель Д. Г. ЛоуренсНачало истории этрусков теряется в летах. Одна из версий, которую нынче признают наиболее вероятной, гласит, что прибыли этруски на Аппенины из Лидии. ...
      4990
      Взор Здравомыслие.
      24 декабря 2016 г. 22:13

      Этрусская архитектура

      Так давно жили этруски, но были они весьма яркой культурой. Посмотрите, какой вклад они внесли в культуру человечества.  Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что ...
      7960
      Взор 24 декабря 2016 г. 20:21

      Ну не спится :о)

      *** *** *** Напоследок: ...
      2570
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 22:52

      О правителях, мумиях и реконструкции внешнего облика

      Наука не стоит на месте. Появляются новые технологии изследования предметов - и тут же берутся "на вооружение" не только теми, для кого они были предназначены самими изобретателями, но и всеми желающими :о) И в результате такого применения новых "инструментов", порой открываются очень и очень неожиданные вещи. Вдруг с помощью современной техники мы узнаём, каковым был...
      16943
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 19:49

      Римляне - достойные ученики этрусков

      Но сначала небольшое предисловие :о) Впервые история о "русских этрусках" увидела свет в научно-фантастическом романе 60-х годов Александра Казанцева "Сильнее времени": героиня - Вилена Ланская Ратова при "пробуждении" генетической памяти увидела своих этрусских предков !.."И вдруг он понял:– Эрасов, говоришь ты? Но ведь это, очевидно, этрусков!И Вилену ...
      6755
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 22:40

      Пирамиды

      Видео на ночь :о)Поднятие камней пирамиды при помощи рычагов и верёвок Роджер Ларсен из Колумбуса штата Миссисипи - не археолог по профессии, но у него есть теория. В овраге позади своего магазина, он построил устройство, в котором изпользует веревки и рычаги, чтобы поднять 1.800 фунтов. Уклон для подъёма 33 градуса. По одному человеку на рычаг.  Рычаги...
      3185
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 18:05

      Об этрусском языке, загребской мумии, лемносской стеле и о том, хрен ли жили русы (копипаста, если чё)

      Что значит «мертвый язык»? Большинство языков мира было и остаются бесписьменными; когда умирает последний носитель такого языка, сам язык, безусловно, можно считать умершим. По некоторым оценкам, в наши дни какой-нибудь язык умирает в среднем каждые две недели. Лингвистов с полевым опытом, способных хотя бы в общих чертах зафиксировать особенности умирающего языка (а...
      7829
      Взор Здравомыслие.
      20 декабря 2016 г. 23:38

      Этруски озадачили пирамидами

      "Этруски - во многом историческая загадка, возникшая в качестве сложной культуры около 900 года до н.э в центральной Италии, оставившая незабываемый след в области искусства, обработке металлов, торговле и в письменности Европы и Средиземноморья. Однако общество не выжило. Они были поглощены окрепшей Римской империей, оставив немного подсказок относительно их культуры...
      6213
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика