• РЕГИСТРАЦИЯ

Амазонки, эорпата, валькирии и славянские девы-птицы русских сказок.

13 6912

Племя амазонок, воинственных женщин древности, и по сей день остается загадкой. Знакомясь с последними научными исследованиями об амазонках, складывается стойкое впечатление, что за сто лет мнение ученых не изменилось. Они не понимают, что это за мифологические персонажи. Как и прежде исследователи ссылаются на хтонический характер амазонок, их связь с матриархатом, некоей Богиней-матерью и в целом с догреческим происхождением образа амазонок. В общем, старая наукообразная отговорка, если чего-то не понимаешь в греческой мифологии – списывай всё на неких догреческих деятелей. В общем, со времен А. Лосева и А. Тахо-Годи мало что изменилось.

Заинтересовавшись русскими волшебными сказками в исторической перспективе, я как-то неожиданно наткнулся на этих мифических дам в русских сказках. Но рассмотрим сказания об амазонках подробнее. Геродот в четвертой книге, рассказывая о савроматах, неожиданно связал, со ссылкой на скифов, происхождение савроматов от амазонок и скифов. Геродот, рассказывает, что после поражения у реки Фермодонт (здесь имеется в виду один из подвигов Геракла, отнявшего пояс царицы амазонок Ипполиты) в совр. Турции. Пленные амазонки взбунтовались, перебили греков и пристали где-то на берегу Азовского моря. Там, угнав табун лошадей у скифов, начали разорять скифские земли.

"Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились, и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок.

Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.

В полдень амазонки делали вот что: они расходились поодиночке или по двое, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив это, начали поступать так же. И когда кто нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение. Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое и она явится с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе с товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок.

После этого оба стана объединились и жили вместе, причем каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся".

Геродот "История", IV, 111-114.

Далее, амазонки вместе со скифскими мужьями ушли жить за реку Танаис. Несмотря на внешне достоверный вид рассказа, перед нами типично сказочный сюжет похода молодых людей в Иной мир с целью добыть чудесных жен, непохожих на обычных женщин. Геродот сам не подозревал, что ему рассказали скифскую сказку. Но сравним сюжет с предыдущим, а именно подвигом Геракла и поясе царицы Ипполиты.

"Девятым подвигом Эврисфей назначил Гераклу принести ему пояс Ипполиты. Она была царицей амазонок, которые обитали на берегах реки Термодонта. Это было воинственное племя, ведшее мужской образ жизни. Когда им приходилось сходиться с мужчинами и рожать, они вскармливали только девочек и сдавливали им правую грудь, чтобы она не мешала им метать дротик, а левую оставляли, чтобы вскармливать детей. Ипполита обладала поясом, принадлежавшим Аресу: этот пояс был знаком того, что она являлась главной среди всех амазонок. Геракл и был послан за этим поясом, потому что им хотела обладать дочь Эврисфея Адмета

Взяв себе в спутники пожелавших отправиться с ним, Геракл снарядил один корабль и отплыл…

Отсюда он приплыл в гавань города Темискиры. Здесь явилась к нему Ипполита, спросила, зачем он прибыл, и обещала отдать пояс. Но богиня Гера, приняв облик одной из амазонок, прибежала к ним и закричала: "Царицу насильно увозят приехавшие чужестранцы!" Амазонки в полном вооружении поскакали на конях к кораблю. Когда Геракл увидел их вооруженными, он решил, что это произошло в результате коварного замысла, и, убив Ипполиту, завладел ее поясом. После сражения с остальными амазонками Геракл отплыл и причалил к Трое".

Апполодор "Мифологическая библиотека", II, V, 9.

Несложно заметить, что перед нами один тот же сюжет в греческом мифе и скифской сказке. Давайте сравним:

1) Ватага молодых людей отправляются к берегу моря (скифы на конях, греки на корабле);

2) Они встретились с воинственными девами (в обоих вариантах амазонки незамужние девы);

3) Произошло сражение;

4) Всё закончилось браком (греки одну амазонку похитили и та стала супругой Тесея, скифские юноши сочетались законным браком).

Таким образом, Геродот рассказал одну и ту же историю с общим индоевропейским сюжетом. Греческие амазонки и скифские воинственные девы эорпата ("убийцы мужей", как перевели Геродоту название этих воинственных женщин скифской мифологии) – это персонажи общего происхождения.

Амазонки-эорпата обитают или на берегу моря или за рекой, то есть на краю обитаемого человеком мира. Первоначально никакой географической привязки обитания амазонок не было (они просто жили на краю мира, рядом или в Ином мире), она появилась у греков гораздо позднее вместе с рационализацией мифологических сюжетов.

В русских сказках подобные персонажи появляются так же у моря, но девы Иного мира у славян не несли воинских функций.

"Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторону; ехал-ехал и приехал к синю морю, остановился на бережку и думает: "Куда теперь путь держать?" Вдруг прилетели на́ море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы — все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду.

‎Много ли, мало ли они купались — Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху. Искупались девицы, вышли на́ берег, начали одеваться — одного кушачка нет".

"Три царства — медное, серебряное и золотое" (№ 130 в сб. А. Н. Афанасьева).

Точно так же, как скифы и греческие герои встретили амазонок на берегу моря, так и герой русской сказки встретил волшебных дев на берегу моря. В волшебном кушачке девы-птицы, позволявшей ей превращаться в птицу, не сложно увидеть аналогию с волшебным поясом Ипполиты, за которым приплыл Геракл. Если в греческом и скифском варианте роль пояса не ясна (греки толком не помнили, зачем он вообще понадобился, а у скифов мотив пояса был утрачен, если конечно Геродот полностью привел скифскую сказку). Германским аналогом греческих амазонок были валькирии. Валькирии были связаны одновременно с загробным миром Одина и морем. "Одного конунга звали Эйлими. У него была дочь Свава. Она была валькирией и носилась по небу и по морю" ("Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда"). На берегу озера встретил валькирий Вёлунд с братьями: "Есть там озеро, зовется оно Ульвсъяр. Рано утром увидели они на берегу озера трех женщин, которые пряли лен, а около них лежали их лебяжьи одежды, – это были валькирии… Братья увели их с собой, Эгиль взял в жены Эльрун, Слягфид – Лебяжьебелую, а Вёлунд – Чудесную. Так они прожили семь зим. Потом валькирии умчались в битвы и не возвратились." ("Песнь о Вёлунде"). В кельтской мифологии существовала "Страна женщин", где не было забот, горя, болезней и смерти. Волшебные обитательницы "Страны женщин" так же жили за морем, превращались в птиц и заманивали мужичин из мира людей в качестве мужей. Однако, греческие амазонки и скифские эорпата утеряли свой птичий облик.

Однако в греческой мифологии девы-птицы сохранились в облике сирен, полуптиц-полуженщин, обладавших чудесным голосом, которым они завлекали путников, после чего убивали и пожирали.

"Прежде всего, ты увидишь сирен; неизбежною чарой

Ловят они подходящих к ним близко людей мореходных.

Кто, по незнанью, к тем двум чародейкам приближаясь, их сладкий

Голос услышит, тому ни жены, ни детей малолетных

В доме своем никогда не утешить желанным возвратом:

Пением сладким сирены его очаруют, на светлом

Сидя лугу; а на этом лугу человечьих белеет

Много костей, и разбросаны тлеющих кож там лохмотья".

Гомер "Одиссея", XII, 39-46.

Сирены и Одиссей. Греческая ваза, 5 в. до н. э.

Сирены обладают чудесным голосом, который лишал человека воли, точно так же девы-птицы ирландских сказаний ("Прилетели трижды девять белых птиц, скованных цепочками красного золота, и прозвучала над валами Тары прекрасная мелодия, так что ни горя, ни жалости, ни тоски, ни печали уж там не осталось", сага "Видение Фингена") и чудесные райские птицы Алконост и Сирин русской мифологии. Если у германцев и славян связь дев Иного мира с птичьим обликом сохранился, то у греков единый образ раскололся на воинственных дев-амазонок и дев-птиц сирен. Остров, заваленный костями, это явный намек на загробный мир, но греки забыли об этом, превратив сирен в чудовищ-людоедов.

Изначальный образ дев-птиц – древнейшая евразийская мифическая птица, уносящая души умерших на тот свет. Изначально перед нами некое племя полуптиц-полулюдей, обитавшее в Ином мире, обладавшее магическими способностями. В поисках женщин этого племени мужей среди мужчин мира людей – это воспоминание о древнем законе экзогамии, когда браки внутри рода были запрещены и браки заключались только с представителями иного рода или племени. Правда, об этом законе забыли все народы, сохранившие предания о мифическом племени женщин Иного мира. Мужчины у этого племени были, но, согласно, преданиям, их было мало и эти мужчины так же искали жен среди людей.

Но обратимся снова к русским сказкам. И там мы так же найдем воинственную деву Марью Маревну в одиночку побившую целое войско. В сказке "Марья Моревна" главный герой выдав своих сестер за мужчин-птиц Иного мира: Сокола, Орла и Ворона, решил их проведать.

"Собрался в дорогу, шёл-шёл и видит: лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич:

— Коли есть тут жив человек, отзовись: кто побил это войско великое?

Отозвался ему жив человек:

— Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна".

В сюжете загадочно буквально все: и побитое войско, и сама Марья Моревна. Но если вспомним греческие и скифские предания о битвах с воинственными девами, то сюжет становится понятным. В русской сказке отразились воспоминания об этих воинственных девах и древнем сюжете битвы с амазонками-эорпата. Главный герой врагом девам Иного мира не был – он был их родственником, как брат сестер, вышедших замуж людей-птиц, поэтому главный герой сторонний наблюдатель битвы. Отсюда становится симпатия и дружелюбие Марьи Моревны к главному герою. Интересно, что, появившись в сказке в образе девы-воительницы, в дальнейшем Марья Моревна своих богатырских способностей не проявляет, оставаясь пассивной жертвой Кощея Бессмертного. У славян девы Иного мира не имели воинственных функций, но глухие воспоминания об этом остались.

Рунический камень с острова Готланд, 8 в. Несложно увидеть валькирию левом нижнем углу, а так же валькирию-птицу, уносящую душу воина в Вальгаллу. Выше мы видим летящую над морем к воину, окруженному морскими чудовищами. Наверху мы видим Одина на коне Слейпнире в сопровождение одного из своих волков, который сопровождает души павших воинов. Их встречает валькирия с рогом в руках.

Таким образом, перед нами мифический народ, имеющий общее индоевропейское происхождение. Греческие амазонки, скифские эорпата, кельтские женщины из "Страны женщин", германские валькирии, девы-птицы русских сказок - это одни и те же существа из Иного мира. Женщины этого мифического племени в несколько раз превосходят по численности мужское, поэтому им приходится воевать наравне с мужчинами - отсюда представление о них, как женщинах-воительницах.  

Почему же у одни народов девы Иного мира остались в преданиях, как воительницы, а у других в качестве мирных дев-птиц? Однозначно ответить сложно. Скорее всего, здесь сказалось различное отношение к народам Иного мира. Если для греков, скифов и германцев Иной мир был суровым краем, где обитали враждебные человеку существа, то для славян и кельтов, наоборот эти существа были непонятны, но не враждебны. Поэтому в преданиях одних народов девы-птицы трансформировались в воинственных дев, то у других девы-птицы превратились в чудесных, но дружелюбных существ.

P. S. Хотелось бы указать на еще один общий сюжет русских волшебных сказок и скандинавках песен "Старшей Эдды". В песне "Речи Сигрдривы" рассказывается, как герой Сигурд обнаружил спящую валькирию: "На горе он увидел яркий свет, как будто горел огонь, и зарево стояло до самого неба. Когда он приблизился, он увидел ограду из щитов и в ограде – знамя. Сигурд вошел в огражденное место и увидел, что там лежит и спит человек в доспехах. Сигурд сперва снял шлем с его головы, и тут он увидел, что это женщина. Кольчуга сидела на ней крепко, словно приросла к телу. Тогда он рассек Грамом кольчугу от ворота вниз и еще поперек, по обоим рукавам. Затем он снял с нее кольчугу, и женщина проснулась, села, увидела Сигурда…". Аналогичную спящую воительницу Усоньшу-богатыршу мы видим в сказке "Усоньша-богатырша": "Сейчас видит: вдали два богатыря, посмотрел на часы – то самое время, и те два богатыря спят. Проходит заставу, проходит сад, видит: львы стоят у колодцев, тоже спят. По левую сторону он взял мертвой, а по правую - живой воды, налил в пузыри, пошел к Усоньше-богатырше. Когда приходит в комнату, в первую, лежат двенадцать красных девушек, у них по полколен ноги открыты. Входит в другую комнату, спят двенадцать красных девушек у них по колени ноги открыты. В третью комнату входит, там спит сама Усоньша-богатырша. И у ней, когда она почивает, из косточки в косточку мозжечок переливается, под мышками дерева с яблоками цветут". Правда, в русской сказке более богатый арсенал индоевропейской мифологии, но сюжет со спящей девой-воительницей явно общий.


См. так же:

Девы-птицы.

Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.

    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      KAMAS «Я Родился в СССР»
      24 октября 06:22

      "Аллах тебя покарает"... ???? Мнение атеиста.

      Итак, мусульмане, очень любят угрожать карами от своего божества Аллаха. Но вот вопрос: А кого и когда их типа Аллах вообще кого-то покарал? Если мы посмотрим на историю мусульманских стран, то получается, что их Аллах имел мусульман во все отверстия. Самые нищие отсталые страны - это мусульманские страны. Мусульмане проиграли все свои войны. Даже ...
      2879
      KAMAS «Я Родился в СССР»
      22 сентября 11:54

      Хиджабы, никабы и другие арабские бабские шмотки с точки зрения атеиста.

      Вот я, атеист, реально офигеваю с мусульман и их потугами выдать хиджабы и другие арабские бабские шмотки за религию. Ну вот реально, ребятки мусульмане, вы точно считаете своего Аллаха, создателя вселенной, еще и вселенским бабским кутюрье? Ну типа офигенные чисто исламские бабы должны носить хиджабы и закрывать лицо... Ну вся проблема в том, что ...
      2846
      KAMAS «Я Родился в СССР»
      25 августа 13:58

      На арест выродка Дурова французами.

      Арестовали инфатильного  вороватого Дурова, который типа сделал "телеграм". И тут у патриотов пердак порвало: "ой. наших пидорасов бьют!".Знаете, но Дуров - это моральный урод, скотина и выродок. Это я еще понял, когда этот выродок раскидывал денежные купюры из окна. Пьяный выродок решил повыебываться перед "рашко...
      1963
      KAMAS «Я Родился в СССР»
      19 августа 09:39

      На сайт пришел самый настоящий историк Роман Храпачевский.

      Я сам офигел от такого! Дело в том, что ученые люди - они люди занятые. Им просто некогда писать статьи в блогах. И тут... Я на КОНТе увидел блог самого Романа Храпачевского. Если кто не в курсе, то это  историк по средневековым монголам. Он китайский язык знает. Я его книги покупал и читал. И вот он сам пришел. Он здесь! Настоящий ученый, историк,...
      1204
      KAMAS «Я Родился в СССР»
      18 августа 12:46

      События в Курской области: что это было и что делать?

      Итак, когда хохлы напали на Курскую область я был спокоен. Это не значит, что я бездушная свинья, которой на всё по хрену. Нет, я прекрасно понимаю, на мою страну напали самые настоящие фашисты, которые считают, что у них есть право убивать русский женщин и детей.  Это не просто слова. Хохлы реально уверены, что у них есть право на убийство русских...
      1926
      KAMAS «Я Родился в СССР»
      18 августа 05:10

      Россия проиграла информационную войну бандеровцам? (18+)

      Вот честно, уже долгое время мониторю хохляцких блогеров, типа Шария, Медведевой,Панченко, Рожина, Подоляки, Ищенко и т. д. И все повторяют одну и туже мантру (заклинание то есть): Россия проиграла Украине информационную войну...И да, смотрю запрещенные и незапрещенные каналы хохлов на вражеском ютубе. Ну да, это реально нечто! Оказывается, что уже почт...
      2403
      KAMAS «Я Родился в СССР»
      11 августа 13:09

      О событиях в Курской области.

      Итак, уже несколько дней сижу и читаю панические хрипы и всхлипы, что хохлы вторглись в Россию и пришел России полный писец. Ну понаехавших хохлов, которые вдруг стали охеренными аналитиками понятно - это хохляцкие нерусские кретины, как и те, кто их слушает и читает., которых я решительно понять не могу.  Давно пора понять, что хохлы за 30 лет дег...
      2909

      Мусульмане круче русских? Ну посмотрим на 1000 лет истории. Мнение атеиста про мусульман.

      Меня уже откровенно достали мусульмане, которые гнут в интернете пальцы, какие они крытые и лучше русских, потому что они типа мусульмане, и какие плохие русские. Понятно, что это исламские фашисты и поэтому я буду спорить с исламскими фашистами. А всем мирным мусульманам желаю мира и добра.Ребятки, мусульмане, а чего вы достигли за последнею тысячу лет...
      2400

      Атеист офигевает от того, как мусульмане ходят ... покакать. (+18)

      Вот честно не хотел писать такое... Но посмотрел несколько видео от мусульман с козлиными  бородками какие они офигенные мусульмане и какие плохие русские, потому что они не мусульмане. Понятно, что это не просто мусульмане, а исламские фашисты, поэтому обращение будет именно к этим тупым бородатым исламским фашистам.Ну что я как атеист могу сказат...
      5381

      "Если бога нет, то всё позволено"? Ответ атеиста.

      На самом деле Федор Михайлович Достоевский такого не писал. Он в своих "Братьях Карамазовых" (в великолепном романе о мажорах 19 века) он писал так:"Он закончил утверждением, что для каждого частного лица, напри­мер как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противопол...
      1319

      Господа верующие, докажите атеисту, что ваши божества существуют на самом деле.

      Я - атеист. Это не значит, что я не верю в божества, то есть в вымышленные сверхъестественные существа. Для атеиста богов в его координатах мировоззрения богов просто нет и не было никогда. А как можно не верить в то, чего никогда не было?  Верующие могут верит в то, что никогда не существовало. Атеист верить в такое не может.  Это как ве...
      3313

      Можно ли цитировать в России философа Ивана Ильина?

      Вот тут один усатый режиссер в своей авторской программе буквально литры соплей вылил про писанину Васисуалия Лоханкина... ой, Ивана Ильина, типа какую ай-люли кавайную няшную прелесть Ильин писал про Россиюшку, погубленную кровавыми большевиками. Я особо в споры вступать не буду, потому что тут усатый режиссер показал себя человеком не великого ума, по...
      1570

      Как американские генералы "берегли" солдат во Вторую мировую войну

      Какая самая больная тема для россиян, когда заходит речь о Второй мировой войне? Это тема о потерях. Дело в том, что они очень большие. Особенно по сравнению с потерями союзников по антигитлеровской коалиции - Великобритании и США. Отсюда и появилось мнение, что русские настолько плохие воины, что даже близко не стояли с западными светлыми воителями. И ...
      3077
      KAMAS 23 апреля 15:55

      О Владимире Ленине в XXI веке без идеологии и истерики.

      Вы наверное заметили как весной вокруг имени, а главное тела, В. И. Ленина происходит самая настоящая истерика. По другому это назвать нельзя. Судите сами, Ленин умер в 1924 году. Только задумайтесь - человек умер почти сто лет назад. Казалось бы, умер и пусть лежит себе спокойно. И какая разница где он лежит: на кладбище под могильным камнем или в мавз...
      1788

      Сколько бы лет заключения получил бы "философ" Иван Ильин за свои статьи в современной России?

      Вопрос не смешной и даже не праздный. В нашей стране экстремизм всех мастей и раскрасок под запретом и преследуется по закону. Человека могут привлечь к ответственности даже за выложенную в социальных сетях старого фото со свастикой. В прошлом такое случалось. Даже цитировать "Майн капмф" Гитлера нельзя. Хотя как обличать и критиковать нацизм без цитат ...
      1622
      KAMAS Здравомыслие.
      20 апреля 18:22

      Александр Невский и Ледовое побоище: значение победы для истории России.

      Компания по якобы установления исторической правды, а на самом деле очернении русской истории, начатая еще в конце 80-х, продолжает, и сейчас давать свои ядовитые всходы. Не осталась в покое и фигура князя Александра Невского. Над князем либеральная, и не только,  публика поглумилась по полной программе. И Невской битвы не было, и Ледового побоища ...
      811

      Про "обиженных" таджиков. (18+)

      После страшного теракта в "Крокус-Сити" попался мне на Youtube такой азиатский канал "Настоящее время. Азия" на русском языке. Учитывая, что там ведущие постоянно говорят про "оккупированные территории Украины" понятно что это за канал, кто курирует и финансирует. Так вот, после теракта там постоянно выходят ролики про обиженных таджиков, которых прессу...
      5023
      KAMAS 31 марта 14:23

      Александр Дугин, скажи нам кто твои друзья?

      Сейчас немного найдется людей, которые не знают кто такой Александр Дугин. Ну мол это такой бородатый философ, политолог и геополитик. То что десять лет назад его погнали ото всюду ссыными тряпками никому уже не интересно, особенно после трагической гибели его дочери от рук украинских террористов. Ее даже орденом наградили за великий подвиг "села не в т...
      1158
      KAMAS 24 марта 09:50

      Терактом в Москве нацистские главари бандеровского режима подписали себе смертный приговор.

      Подлый грязный теракт в Москве, когда ублюдочные "воины Аллаха" решили за деньги ЦРУ и СБУ убивать россиян. "Грязных неверных свиней" с их точки зрения. За убийство которых им их пророк ... ну не пророк, а ублюдочногого вида бородатый толкователь Корана пообещал им в случае смерти рай с борделем, вином и вечно девственными шлюхами. Ну и деньги разумеетс...
      2532
      KAMAS «Я Родился в СССР»
      13 ноября 2022 г. 11:22

      Почему Россия не наступает на Украине?

      Вопрос не праздный и волнует многих. Где наши победы? Почему наша армия не наступает? Не понятно и не ясно. Тем более, что отсутствие наступления и захвата украинских территорий ждут буквально все: и наши враги, и наши национал-патриоты, и трактуют это однозначно, как поражение и слабость российской армии и победы украино-натовской армии.  Дав...
      2909
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика