Кто такие аримаспы. Как мы уже выяснили, но Геродот не только не нашёл гиперборейцев среди современных ему народов (в отличие от амазонок), но даже отказался верить в их существование. Гиперборейцы оказались в одной компании мифическими существами – одноглазыми людьми и грифонами. Причем гиперборейцы живут гораздо дальше этих существ на краю земли, "гипербореи на границе с морем", как пишет "отец истории".
От одноглазых людей, которых скифы называли аримаспы, можно было бы отмахнуться, как от порождений древней фантастики, если бы они не фигурировали во вполне современном исходу киммерийцев источнике – "Эпосе об аримаспах" Аристея из Проконнеса (городка на острове Мармара в Мраморном море), который жил в VIII-VII вв. до н. э., то есть воочию мог наблюдать исход киммерийцев через Кавказ на Ближний Восток, под натиском скифов. Сама поэма до нас не дошла, но некоторые сведения поэмы пересказывает Геродот:
"Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонамн. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах.
Геродот "История", IV, 13.
Исседоны – это не мифический народ, а вполне реальный. Но тогда и аримаспы – это вполне реальный народ, который вызвал волны переселений азиатских кочевников, изгнав исседонов. Локализовать аримаспов нужно, чтобы понять, где именно жили гиперборейцы. Альтернативщики поселили гиперборейцев на "русском севере", приписав им памятники древних народов неолитических культур. Но тогда и аримаспы жили там же на севере нашей страны, но южнее гиперборейцев.
Наложение сведений Геродота на современную географическую карту иногда дает весьма фантастическую картину. Дело в том, что мир в глазах Геродота выглядел совсем иначе, чем для нас. Мир Геродота был гораздо меньше и располагался на плоском диске (Эратосфен Киренский докажет шарообразность Земли только через 200 лет спустя, а пока это только модная среди греческих интеллектуалов теория Пифагора), где земля, представлявшая один гигантский континент, омывалась огромным Океаном. Все сведения Геродота были устными рассказами греков, которые предавали и рассказы своих варварских соседей. Чем ближе были к грекам жили соседние народы, тем больше и подробнее были сведения об этих территория. Но чем народ находился дальше, тем больше сжимался мир в глазах грека. Мало того, у Герододота в "скифском рассказе" греческая система координат греческой Ойкумены наложилась на скифскую, вызвав у исследователей закономерную путаницу.
"За рекой Танаисом – уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев. Выше их обитают, владея вторым наделом, будины. Земля здесь покрыта густым лесом разной породы.
За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты – многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним. Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю".
Геродот "История", IV, 21-22.
Итак, савроматы жили за Доном, начиная от Азовского моря "на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев" – это описание степей Прикаспийской низменности. Будины, голубоглазый и рыжеволосый народ кочевников и союзник скифов, оказывается у Геродота выше сарматов, то есть между Днепром и Доном. Наличие кочевников среди лесных массивов не должно удивлять – кочевники прекрасно жили и живут в лесах, как наши соотечественники буряты, например. Мнение альтернативной публики, что кочевник обязан жить в степи является вздорной и глупой альтернативной фантазией с целью принизить кочевые народы. Что находится к северу от будинов Геродот уже не знает – карта для нас здесь сжалась, потеряв часть Восточно-Европейской равнины. Он только упоминает о тундре, в которой, по его мнению, никто не живет. Это как раз тот самый "русский север", в котором альтернативно одаренные авторы помещают Гиперборею. Для Геродота – это пустыня, а не родина некоей суперцивилизации древних суперарийцев.
Фиссагеты – это финские племена, предки хантов и манси. Они настолько отличались от всех народов, известных грекам, что Геродот называет их "своеобразное племя". По соседству с ними живут иирки – таежные племена, занимающееся охотой и разводящие лошадей, возможно, это предки енисейских кыргызов. Далее Геродот нас озадачивает, когда пишет, что к востоку живут некие скифы, которые освободились от власти царских скифов. Но это удивительно для нас, когда мы видим современную карту. Геродот же рассказывал о далеких народа с чужих слов в чужой скифских координатах мира. Если проследить за описанием Геродота, то мы увидим, что оно идёт по кругу от Дона по Восточно-Европейской равнине и Приуралью и Зауралью к Южной Сибири. Это описание не греческой Ойкумены, а скифской. Круг этого скифского мира замыкался на степях Казахстана. Тогда единственный народ, который может считаться этими "другими скифами" – народ, который известен нам под китайским названием усуни.
Таким образом, круг скифской Ойкумены очерчен. Но далее Геродот описывает племя неких лысых людей, которые явно в круг скифских народов не входят.
"Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик. Величиной это дерево почти что со смоковницу, плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает черный сок под названием "асхи". Сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки. Скота у них немного, потому что пастбища там плохие. Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не обижает, так как они почитаются священными и у них даже нет боевого оружия. Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть. Имя этого народа – аргиппеи".
Геродот "История", IV, 23.
И действительно почва части Джунгарии и пустыня Заалтайская Гоби состоит из камня и гравия. После перехода по этой пустыне попадаешь в Монголию. Плано Карпини в XIII в. так описывал эти земли: "В одной своей части она чрезмерно гориста, в другой представляет равнину, но почти вся она смешана с хрящом (т. е. с щебнем) редко глиниста, по большей части песчана". Монголию во времена Геродота населяли племена хуннов, которые говорили на языке тюркской языковой группы, поэтому Геродот подчеркивает, что язык не скифский, то есть не принадлежит к иранской группе. Хуннов он описывает как монголоидов: "…плосконосые и с широкими подбородками". Дерево понтик – это черемуха. Никакое другое дерево под описание Геродота не подходит: "Величиной это дерево почти что со смоковницу, плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает черный сок под названием "асхи"". Лепешки из смеси творога и черемухи под названием "пичерё" до сих пор готовят хакасы. "На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки", – это описание юрты, которое информатор Геродота совместил с деревом. В описании Геродота мы видим хуннов еще в начале своего пути – слабое племя, оттесненное соседями в бесплодные земли ("Скота у них немного, потому что пастбища там плохие".), потому и вынуждены были больше полагаться на собирательство. Хунны описаны как бедный малочисленный народ, у которого даже оружия мало и который принимает беглецов других народов ("Скифы же, когда приходят к аргиппеям, ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках".). До возвышения Хуннской державы еще более двухсот лет.
На восток от аргипеев живет некий народ исседоны, которые знакомы скифам. Тут опять смешение координат – греческой и скифской. Единственный народ, с которым скифы могли иметь контакт в данном случае – это народ известен под китайским названием юэчжи.
Обратим внимание на название этого народа у Геродота – аргиппеи. Оно греческое и состоит из двух частей ар и гиппос, то есть конь. Таким образом, название народа переводится как "ары конные". В тюркских языках ар означает "мужи", "народ", "люди", то есть аргиппеи – это "конные люди" или "конный народ". Но это греческое название. А теперь вспомним аримаспов. Геродот подчеркивает, что это скифское название народа и даже даёт "перевод": "Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы, прочие, узнаем от скифов и зовем их по скифски аримаспами: “арима” у скифов значит единица, а “спу” – глаз". Правда, иранисты не подтверждают этого "перевода", так как он противоречит всем лингвистическим данным. Но уже давно исследователями подмечено, что в слове "аримаспы" выделяется хорошо известный корень иранского слова "аспа", то есть конь. Если это правильно, то название аримаспов переводится как "конные аримы", а не "одноглазые". Название двух народов удивительно похожи: аргиппеи – "конные ары"и аримаспы – "конные аримы". В обеих вариантах есть элемент от слова "конь" и в обеих вариантах первая часть содержит элемент "ар". Можно сделать вывод, что речь идет об одном и то же народе, только в разное время.
У Аристея в VIII-VII в. до н. э. аримаспы – это могучий народ, который потеснил исседонов (юэчжей), которые в свою очередь вытеснили скифов. У Геродота в середине V в. до н. э. аригиппеи – слабое бедное племя, оттесненное в бесплодные земли. И это не противоречит данным источников. Известно, что в IX в. до н. э. хунны были достаточно сильны, чтобы совершить нападение на китайское царство Чжоу. В 823 г. до н. э. хунны вторглись в Чжоу и захватили несколько городов, но были разбиты и вытеснены. После этого хунны исчезают со страниц китайских источников, но зато в VIII-VII вв. до н. э. греческий поэт Аристей пишет поэму, где рассказывает, что далёкий народ исседонов некие "одноглазые" аримаспы разбили и заставили уйти с родных земель. Вполне возможно, что это были хунны, победившие юэчжей. здесь интересно вспомнить мотив войны аримаспов с грифонами. Образ грифона был широко распространен у народов скифской культуры. возможно, какие-то легенды в искаженном виде дошли до греков и легли в основу греческих представлений о дальних народах. Но потом счастье отвернулось от хуннов и в III в. до н. э. мы видим хуннов, находящихся в зависимости от народа, который китайцы называли дун-ху, то есть "восточные варвары".
Таким образом, народ гипербореев, который соседствует с аримаспами должен быть локализован к северу от Монголии, но никак не на "русском севере". Однако, как покажет анализ греческих источников о гиперборейцах это совсем не так.
продолжение будет...
Оценили 23 человека
46 кармы