Социальная реальность формируется действиями индивидуумов. В основе каждого действия лежит мотивация. Если мы знаем каким образом формируется мотивация, то мы понимаем что происходит в социальном пространстве.
Мотивация - это эмоциональное состояние субъекта, которое стимулирует его деятельность.
Выбор алгоритма действий основан на оценке последствий - хороши они или плохи. А такие понятия как хорошо и плохо принадлежат исключительно эмоциональной сфере. Потому что логика оперирует причинно-следственной связью, там просто нет таких понятий.
Теперь важно понять каким образом возникают эмоции. Здесь есть несколько путей. Можно пойти по пути анализа химических процессов и функций мозга, написать об этом тома и получить невероятно сложную модель, которая абсолютно бесполезна для моделирования социальной реальности в силу своей необъятности и невероятной сложности. А можно просто описать механику эмоциональных процессов, основываясь на опытах, экспериментах и наблюдениях. Второй путь, возможно, имеет свои изъяны. Но он, пока, единственно возможный.
Начнем с того, что сознание, которое находится в состоянии покоя, не предпринимает никаких действий, так как отсутствует источник мотивации - эмоции, побуждающие к действию.
В основе каждого действия лежит внутренний конфликт, выводящий человека из состояния покоя.
Все многообразие внутренних конфликтов человека подчинено единому принципу рефлексии. Этот принцип заключается в правилах, по которым протекает и разрешается конфликт сознания субъекта с окружающей реальностью.
Очевидно, что если бы человек был целиком и полностью следствием окружающей среды, то его сознание было бы полностью адаптировано к ней. И тогда конфликта, рождающего процесс познания не возникало бы.
Но дело в том, что эмоционально-комфортные условия, которые человеку даны от рождения, гораздо уже списка тех условий, в которые может попасть субъект в процессе своей жизнедеятельности.
Поэтому, модель, которая наиболее точно и полно описывает механизм формирования мотивации выглядит следующим образом.
Когда человек только появляется на свет, как разумный субъект, его сознание вмещает в себя только дух. Дух, это список первоначальных условий, которые обеспечивают человеку комфорт. Он, кстати говоря, описан во многих религиях как "святой Дух". Потому что дух включает в себя понятия нравственности и социальной гармонии, так как любая агрессия приводит к дискомфорту. В этот момент сознание находится в идеальных условиях, это некий "Эдем" для человека, который определяет всю его дальнейшую жизнь (далее Эдем).
Затем подключаются физиологические потребности и возникают первые конфликты сознания в виде потребностей в еде, питье и сне - все вроде бы хорошо, но кушать хочется.
Каждый конфликт это выход из Эдема в неизвестное пространство. И, естественно, что покидая Эдем мы желаем туда вернуться. Желание вернуться в Эдем, это и есть единственный мотивирующий для человека фактор. Вся деятельность человека это прогулки вокруг Эдема, с надеждой вернуться назад.
Прогулка вокруг эдема состоит из следующих этапов.
(Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие).
1. Появляется новый незнакомый нам фактор, который лишает нас душевного равновесия и выводит из Эдема на прогулку. Самый простой способ избавиться от него - создать себе иллюзию того, что этого фактора не существует. Убедив себя в этом, мы понемногу идем назад.
2. Но, к сожалению, помимо субъективной точки зрения существует еще и объективная реальность. Поэтому, обязательно произойдут события, которые развеют нашу иллюзию. И это нас очень разозлит. И прогулка превратится в пробежку.
3. Мы такого развития событий совсем не предполагали и как то так получилось, что мы оказались очень далеко от Эдема. Но нас ведь не проведешь. Раз мы не можем убедить себя, что этого нет, то можем убедить себя в том, что оно не такое, какое оно есть. Тогда оно не так уж и бесит. И тогда уже можно будет назад идти наконец.
Так и начинается процесс познания, когда мы начинаем размышлять над природой окружающих нас вещей. И чем сильнее был наш внутренний конфликт, тем больше у нас навыков в исследовании окружающей среды.
4. Естественно, что иллюзии, даже небольшие, рушатся под напором объективной реальности. В итоге, вместо пути назад, мы топчемся на месте и это нас расстраивает. Приходится признавать, что все совсем не так, как нам казалось. Если это событие больших масштабов, то оно может привести к депрессии.
5. После того, как у нас не осталось иллюзий на счет произошедшего, мы встраиваем это событие в наше мировоззрение. Вырабатываем правильную реакцию на него. Это называется принятие.
И когда мы приняли реальность, то не мы идем к Эдему, а Эдем идет к нам. То есть границы Эдема расширяются, доходят до нас и мы снова в домике.
Поэтому, если человек покинул Эдем, то можно с уверенностью сказать, что назад он уже не вернется никогда. Но это не значит, что он навсегда потерял Эдем. Но это так же не значит и того, что он туда обязательно вернется.
Есть люди, которые вышли из Эдема и никогда больше туда не вернутся. По крайней мере, не при жизни.
Эдем это некая абсолютная и универсальная для всех людей сущность, которая определяет такие параметры субъекта как совесть, нравственность, духовность и многие другие параметры.
Совесть и нравственность человека определяется его дистанцией от Эдема. Нравственность является абсолютным объектом для всех людей, потому что взаимодействует абсолютно со всеми. Но у каждого есть свой индивидуальный - субъективный взгляд на нее.
Некоторые умники говорят, что совесть индивидуальна с претензией на то, что совесть не является частью объективной реальности. И им в голову не приходит, что индивидуально вообще все, включая объективную реальность. И нет ни одного такого объекта в объективной реальности, который был бы настолько реальным для людей, как нравственность. Потому что ни один из объектов объективной реальности не взаимодействует одновременно со всеми субъектами.
Вернемся к нашей модели формирования мотивации. Чем шире границы Эдема, тем проще человеку в него вернуться.
Но что произойдет, если человек будет бежать из Эдема без оглядки не останавливаясь? - Он будет бежать пока не потеряет Эдем из виду. Он прибежит в состояние, которое можно характеризовать как антиэдем.
Для удобства будем называть это состояние Хаосом.
Хаос это состояние, в котором человек полностью поглощен ненавистью, которая приводит к дисфункциям всех систем сознания и организма в целом. Но, при этом, человеку может сопутствовать память об эдеме, в виде идеализации неких процессов/субъектов/объектов. И эта идеализация в конечном итоге может помочь человеку вернуться назад. Но для этого пространство Эдема и Хаоса должны быть сопоставимы по своим размерам. Иначе человек останется навсегда там, куда он вложил больше всего своей души.
Теперь о том, что происходит с самим человеком во время его прогулок - о его душе.
Когда человек покидает пространство духа - Эдем, у него возникает собственная душа. И в этой душе происходит много всего любопытного. Главным свойством души является ее тяготение к эдему или к хаосу. Человек каждый день принимает решения, которые приближают его к тому или иному пространству.
Эта тяга, с учетом процессов рефлексии, приобретает формы идеализации социальных процессов, субъектов или объектов. То есть, человек говорит себе, что вот будет у меня автомобиль за 10 миллионов и будет у меня счастье. Или, например, пойду побью соседа, а то уже он задолбал.
Это, конечно, совсем не значит, что достижение поставленной цели приведет к ожидаемому результату. Достижение целей всегда приводит либо к результату, либо к опыту.
Душа человека это, в первую очередь, соотношение созданных им пространств Эдема и Хаоса, которые определяют его нравственные характеристики. Затем это соотношение накопленного опыта и иллюзий, которые определяют его суммарную компетенцию. Ну и агрессивность внешней среды так же определяет потенциал, который субъекту удастся реализовать.
Теперь о том, как зная все это легко моделировать социальные процессы. Общество, конечно, состоит из множества разных, непохожих друг на друга людей, но вызовы, с которыми оно сталкивается, а так же варианты ответа на эти вызовы гораздо скромнее этого разнообразия. То есть объективные параметры социальной реальности не так уж и многообразны.
Для моделирования социальных процессов вместо общества достаточно представить себе всего одного человека. Или нескольких людей, если состав общества разнообразен. Вызовы, с которыми общество сталкивается, это его внутренние конфликты.
Реакция общества на вызовы, с которым оно столкнулось, расскажет о том, на какой дистанции оно находится от Эдема на текущий момент, а так же об уровне его компетенции.
А дальше все очень просто - общество меняется очень медленно, а это значит, что в ближайшем будущем оно будет принимать решения, опираясь на ту же самую меру хаоса в своих рядах и на тот же уровень компетенции.
Имея последовательность социальных решений, можно определить куда стремится общество и приобретает ли оно компетенцию или наоборот деградирует.
Все тоже самое можно применить не только к обществу, но и к конкретному человеку. Анализ того, что человек делает и уже сделал дадут полную картину по векторам и параметрам его развития.
Оценили 4 человека
8 кармы